"Санитары Подземелий" (версия 1.05)

Издатель в России: "1С"

Системные требования

Операционная система: Windows 2000/XP
DirectX 9.0
Процессор Pentium 4 или Athlon с частотой 1.4 GHz и выше
ОЗУ: 512 MB и больше
Видеокарта GeForce Ti4200/Radeon 9000 и лучше
Звуковая карта: DirectX 9-совместимая
24X CD-ROM
3.5 GB свободного места жёстком диске

Описание

Мне досталась коробочная версия "Санитаров" - помимо самой игры на DVD в комплекте идёт майка, бумажное руководство пользователя, временная татуировка с летучей мышью (логотип игры), почтовый конверт и открытка. Бумажное руководство является точной копией мануала в формате PDF, идущего на диске. В принципе, руководство весьма содержательное, и его настоятельно рекомендуется изучить перед началом игры (к сожалению, там встречаются опечатки и неточности). Такое отношение к справочному пособию вызывает уважение - в принципе, если разместить его вместо данной статьи, присоединив разве что несколько скриншотов - и писать-то больше ничего не надо будет. Так что в первую очередь буду высказывать свои впечатления от игры, а техническое описание (ролевая система и прочее) - позаимствуем у самих разработчиков, составивших руководство пользователя...

Итак, игра установлена, после первого запуска на экран вылезает голова Goblin'a (он же Дмитрий Пучков) и начинает вещать о проекте и его содержании.

Завершив своё выступление жизнеутверждающим слоганом "мочи козлов!", Goblin исчезает, и на экране появляется главное меню.

В правом нижнем углу вы можете увидеть текущую версию игры (после установки дежурного патча) - в моём случае это 1.05. Первым делом отправляемся в настройки графики - там вы выбираете разрешение, качество текстур и теней, можете включить или выключить различные изыски вроде bump mapping, анимации деревьев, свечения, высокое качество системы частиц и т.д. В настройках звука вы можете выбрать количество каналов, а также драйвер 3D-звука (наряду, естественно, с установкой громкости эффектов, музыки, голосов).

В игровом меню вы выбираете уровень сложности (лёгкий, средний или высокий), а также различные технические настройки игрового процесса - включение режима автоматической паузы (с рядом критериев), отрисовку зон видимости и действия оружия и т.д. Уровень сложности можно менять по ходу игры, если вам попадётся сложное сражение, и вы не хотите часто пользоваться комбинацией save-load - возможно, снижение уровня сложности станет неплохим выбором. Когда все настройки выставлены - отправляемся смотреть начальную заставку. Вот выдержки из сюжетной завязки, взятые из руководства к игре:

В течение XXII-XXIII вв., после открытия способа осуществлять нуль-транспортировку, человечество активно расселилось по Вселенной. Было освоено несколько сотен планет с пригодными для жизни условиями. Одна из таких планет - 2-4А33713/2, неофициальное название - "Матросская Тишина", была колонизирована с целью добычи полезных ископаемых.
Через десять лет государственная компания ГПО (ГлавПланетОсвой) начала колонизацию с целью добычи полезных ископаемых. Еще через десять лет колонию накрыло точным попаданием трехтонного болида прямо в главный производственный корпус. Ввиду метеоритной опасности оставшийся в живых персонал компании ГПО был срочным порядком эвакуирован. Компания ГПО утратила интерес к своему разрушенному производству и брошенному на планете оборудованию.
В 2461 году планета 2-4А33713/2 была передана в реестр Третьего Управления Пенитенциарно-изоляционных Колоний (ТУПИК). Через один земной год Управление приступило к этапированию на планету 2-4А33713/2 преступников, осужденных на пожизненное лишение свободы за особо тяжкие преступления.
Над каждой из таких планет на геостационарных орбитах подвешен орбитальный комплекс наблюдения и охраны с экипажем из двадцати человек. Наиболее распространенный вариант - ОКНО-95 "Цербер". Состоит из обитаемой станции и большого количества наблюдательных спутников, управляемых с ее помощью. Спутники видят все, что происходит на поверхности планеты. Обитаемая станция также имеет оборудование для слежения за поверхностью, высокоточные средства поражения наземных, воздушных и космических целей, а также Нуль-Т портал. В её обязанности входит контроль за происходящим на планете, обеспечение режима доступа на нее, а также, в сочетании с сетью осведомителей среди осужденных, пресечение попыток обитателей создать что-нибудь не в меру технологичное.
Через определенные промежутки времени к каждой ПП прибывает тюремное судно с осужденными и сменой для станции. Осужденные с помощью одноразовой посадочной капсулы доставляются на планету, народ на станции меняется, корабль уходит.
"Матросская Тишина" имеет один материк площадью 22 млн. квадратных километров. Однако участком, подходящим для эффективного земледелия, может считаться только южная его часть. Южная часть является полуостровом, который омывается субтропическим морем и отгорожен от холодных континентальных ветров горной цепью. Подавляющая часть населения живет именно там. На полуострове имеется два крупных (более 5 тыс. жителей) и ряд мелких населенных пунктов, принадлежащих различным этническим группировкам. В 2507 году агентура на планете стала подавать сигналы о том, что обитатели 2-4А33713/2 опять принялись активно возводить нечто масштабное, напоминающее космический корабль. Наблюдатели на "Цербере" ничего обнаружить не смогли, и доложили об этом вышестоящему командованию. Командованием было принято решение предпринять наиболее дешевую меру проверки агентурных данных - в составе очередного этапа под видом осужденных запустить на планету пятерых диверсантов с целью установления места и характера возможного строительства. Задание являлось для четверых курсантов также государственным экзаменом при выпуске из академии. Группу возглавлял опытный сержант. После обнаружения объекта от группы требовалось сообщить на "Цербер" координаты места строительства, чтобы орбитальный комплекс получил возможность нанести ионный удар по объекту. После этого разведгруппа "Упырь" должна была покинуть планету. Однако после выброски на планету бойцы диверсионной группы в силу обстоятельств утратили контакт друг с другом. Немедленное выполнение задания оказалось невозможным.

Ролевая система

Выслушав предысторию, вы отправляетесь в окно создания персонажа.

Наряду с "косметикой" вроде изменения внешнего вида главного героя (курсанта по имени Кабан) вы определяете специализацию вашего персонажа. Ролевая система включает в себя базовые и вторичные характеристики персонажа, его навыки и особенности. Пройдёмся по каждому из разделов (не без помощи руководства пользователя)...

Базовые параметры

Сила. Влияет на урон в ближнем бою и возможность использовать тяжелое вооружение, носить тяжёлую броню.

Ловкость. Влияет на скорость передвижения, на все боевые и некоторые не боевые навыки.

Здоровье. Влияет на количество очков жизни персонажа, устойчивость к ядам и показатель брони.

Восприятие. Влияет на точность стрельбы в режиме прицельного выстрела и различные не боевые навыки.

Интеллект. Влияет на не боевые навыки и скорость роста всех навыков (обучаемость).

Внушительность. Влияет на отношение к персонажу других NPC, а также на навык торговли.

Как и в большинстве ролевых игр, базовые параметры могут изменяться при ношении какого-либо вида доспехов, при отравлении персонажа, при воздействии алкоголя, стимуляторов и наркотиков. Также базовые параметры могут временно уменьшаться при критических ранениях. Это весьма неприятный момент: бывают ситуации, когда ваш персонаж, получивший критическое ранение, сбрасывает с себя броню и становится более уязвимым. Базовые параметры можно будет улучшать на единицу, но только ближе к концу игры (см. в статье далее).

Вторичные параметры

Атака в ближнем бою. Показатель, определяющий вероятность попадания в противника в ближнем бою. В первую очередь на него влияет навык рукопашного боя и тип холодного оружия в вашей руке.

Защита в ближнем бою. Показатель, определяющий вероятность уклониться от удара противника в ближнем бою. Складывается из навыка рукопашного боя и показателей защиты надетой брони.

Урон. Показатель урона с текущим оружием. Чем выше навык персонажа в использовании оружия, тем больше вероятность нанести максимальный урон.

Скрытность. Незаметность и бесшумность передвижения. Чем выше этот параметр, тем больше шансов прокрасться мимо супостата незамеченным.

Отношение. Отношение других персонажей (NPC) к Кабану. Если параметр высок, то в диалогах с некоторыми персонажами можно получить более приемлемые условия, или, к примеру, "наехать" на оппонента без появления конфликта и дальнейшей "разборки".

Защита от яда. Вероятность избежать отравления, например, при ядовитом укусе. Даже если персонаж отравился, при высокой защите от яда он будет получать меньше урона.

Защита от критических ранений. Показатель, определяющий вероятность уклониться от удара противника в ближнем бою. Складывается из навыка рукопашного боя и показателей защиты надетой брони.

Броня. Показатель брони персонажа для различных частей тела. Повышается при одевании брони на соответствующий участок. Персонажи с высоким параметром здоровья могут иметь 1-2 бонусных очка брони.

Вторичные параметры - зависят от базовых параметров, а также от одежды, брони, оружия в руках. Как и базовые, они изменяются под воздействием ядов, алкоголя, стимуляторов и наркотиков.

Навыки

Пистолеты и дробовики. Этот навык отвечает за точность стрельбы из огнестрельного оружия, предназначенного для ближнего боя, а именно: самопалов, пистолетов, револьверов, небольших автоматов, обрезов и дробовиков.

Тяжелое оружие. Точность стрельбы из винтовок, автоматов, пулеметов, гранатометов и другого тяжелого/дальнобойного оружия.

Имперское оружие. Точность стрельбы из современного (XXVI в.) высокотехнологичного оружия имперского производства - бластеров и рэйлганов (Станет доступно только в самом конце игры, перед парой последних миссий).

Метательное оружие. Точность метания гранат, ножей и копий местного производства.

Рукопашный бой. Влияет на параметры "атака" и "защита" для ближнего боя. Навык рукопашного боя полезен всегда и везде. Патроны имеют свойство заканчиваться, а различные твари - внезапно появляться из темноты и прыгать сзади.

Разведка. Обнаружив противника раньше, чем он увидел тебя, можно получить значительное преимущество в бою. Тренировка этого навыка поможет стать настоящим диверсантом.

Ремонт. Оружие и броня изнашиваются в бою. Осуществлять починку можно самостоятельно или за деньги. Чем выше навык, тем более сложное оружие и броню можно отремонтировать, не привлекая высокооплачиваемых специалистов (с помощью т.н. ремонтного набора).

Медицина. Эффективность применения персонажем медицинских препаратов зависит от этого навыка. Также навык медицины немного повышает защиту от критических ранений.

Ловкость рук. "Матросская Тишина" - планета воров и убийц. У таких людей не стыдно что-нибудь позаимствовать ради выполнения задания, или ради спасения собственной жизни.

Торговля. Знание рынка местных товаров, умение торговаться. Развивая этот навык, можно покупать всё дешевле и дешевле, а продавать - всё дороже и дороже.

В начале игры можно выбрать два навыка, которые определят специализацию персонажа. По умолчанию это "Рукопашный бой" и "Имперское оружие".

Особенности персонажа

Сова. Интеллект и восприятие персонажа становятся лучше на 1 ночью и при нахождении в подземельях, но ухудшаются днем. Персонаж способен видеть ночью так же хорошо, как и днём.

Вор. На 5 лучше навыки ловкости рук и разведки, на 5 хуже медицина и ремонт оружия.

Доктор. На 10 лучше навык медицины, на 5 хуже ловкость рук и навык разведки.

Оружейник. На 10 лучше навык ремонта оружия, на 5 хуже ловкость рук и навык разведки.

Бык. На 1 больше здоровье персонажа, но защита в ближнем бою меньше на (Ловкость*4).

Камикадзе. На 1 больше сила персонажа, но защита в ближнем бою меньше на (Ловкость*4).

Авторитет. На 1 больше внушительность персонажа, но навыки разведки, медицины и ремонта ниже на 10.

Сильный удар. Увеличен урон в ближнем бою, но меньше вероятность попадания.

Одиночный выстрел. Увеличена на (Восприятие*4) вероятность попадания при стрельбе одиночным выстрелом, и на столько же уменьшена - при стрельбе очередью.

Однорукий. На 5 лучше навыки стрельбы из пистолетов и использования метательного оружия, на 10 хуже навык стрельбы из тяжелого оружия.

Особенности персонажа стабильно улучшают какие-то характеристики персонажа ценой ухудшения других параметров, так что здесь действуйте исключительно на свой вкус.

Умения

Кроме всего прочего, в игре реализована система умений (т.н. perk'и) - они позволяют увеличить различные способности героя. Вот список этих умений:

Железный кулак. Увеличивает на 10 навык использования кастетов.
Против лома нет приема. Увеличивает на 10 навык использования лома и кувалды.
Острое лезвие. Увеличивает на 10 навык использования различных видов ножей.
Бешеный Бык. Увеличивает на 10 навык стрельбы из пистолета.
Мясник. Увеличивает на 10 навык стрельбы из револьвера.
Лучший друг. Увеличивает на 10 навык стрельбы из обреза.
В тылу врага. При атаке врага сзади персонаж наносит двойной урон.
Кулибин. Увеличивает на 10 навык ремонта оружия.
Хакер. Увеличивает на 10 навык взлома замков.
Старший брат. Увеличивает на 10 навык стрельбы из дробовика.
Ботаник. Каждый уровень персонаж получает 3 дополнительных очка навыков.
Молотов. Увеличивает на 10 навык метания гранат.
Ниндзя. Увеличивает на 10 навык метания ножей.
Хирург. Увеличивает на 10 навык медицины.
Крыса. Увеличивает на 10 навык стрельбы из автоматических пистолетов.
Не пойман - не вор. Увеличивает на 10 навык обшаривания карманов.
Туземец. Увеличивает на 10 навык владения копьем.
Охотник. Увеличивает на 10 навык стрельбы из винтовки.
Барыга. Увеличивает на 10 навык торговли.
Человек-невидимка. Увеличивает на 10 навык скрытного передвижения.
Орлиный глаз. Увеличивает на 10 навык обнаружения противника.
Один в поле - воин. Увеличивает на 10 точность стрельбы, если рядом никого нет.
Один за всех, и все за одного. Увеличивает на 10 точность стрельбы, если рядом - свои.
Броненосец. Увеличивает скорость бега персонажа, одетого в тяжелую броню.
Полный Пэ. Увеличивает подвижность персонажа в бронекостюме "Полный Пэ".
Убить Билла. Увеличивает на 10 навык владения катаной и китайским мечом.
Огненный шквал. Увеличивает на 10 навык стрельбы из пистолетов-пулеметов.
Черная метка. Увеличивает на 10% вероятность нанесения критического урона.
Счастливый билет. Уменьшает на 30% вероятность получения критического урона.
Анти-хрюша. Уменьшает на 50% вероятность отравления ядом.
Атас. Увеличивает на 10 навык стрельбы из штурмовых винтовок.
Пулеметчик Ганс. Увеличивает на 10 навык стрельбы из пулемета.
Терминатор. Увеличивает на 10 навык стрельбы из гранатометов (кроме подствольного).
Подарок. Увеличивает на 10 навык стрельбы из подствольного гранатомета.
Снайпер. Увеличивает на 10 навык стрельбы при использовании оптического прицела.
Прицельная очередь. При стрельбе прицельно короткой очередью только первый патрон летит точно в цель, а с этим умением - два патрона.
Козырь. Увеличивает на 10 навык стрельбы из бластера.
Тузик. Увеличивает на 10 навык стрельбы из штурмового бластера.
Шило. Увеличивает на 10 навык стрельбы из рэйлгана.

Что касается "стоимости" умений (т.н. очки навыков), то она различается. Например, "Железный кулак" - одно очко навыка, "старший брат" - уже два очка и т.д. При этом некоторые навыки сгруппированы (например, "Железный кулак", "Против лома нет приема" и "Острое лезвие"), и выбирать можно только одно из списка в выпадающем меню (combo box).

Игровой процесс

По мере прохождения "Санитаров" - я оставлял какие-то пометки касательно реализации ряда элементов игры, сюжетной линии, выполнения квестов. Получилось немного сумбурное повествование, что-то вроде дневника человека, прошедшего "Санитаров Подземелий". Предлагаю вашему вниманию свои скромные измышления относительно того, что я увидел в процессе прохождения...

Итак, игра начинается с жёсткого приземления транспортной капсулы - Кабан теряет сознание, а затем, очнувшись - после недолгой словесной перепалки вступает в бой с двумя бомжеватого вида чернокожими гражданами.

С первых же минут на вас вываливается достаточное количество крепких словечек, местами урезанных закадровым "пи-ип", убирающим откровенный мат.

Навигация

Камеру можно вертеть, удерживая правую клавишу мыши, и приближать-отдалять в ограниченном диапазоне с помощью скролла мыши. Мини-карта находится в правом верхнем углу. Клик курсором на мини-карте - переносит камеру в выбранную точку, после чего вы можете кликнуть уже на самой земле рядом с нужным объектом, и персонаж туда побежит. Нахождение пути сделано неплохо, "застревания" не были замечены, хотя неприятные случаи всё же бывают - например, когда вы бежите группой, и впереди идущий персонаж бежит медленнее. В этом случае тот, кто бежит сзади - может попытаться найти путь обхода (по закону подлости он может проходить по местам, оккупированным врагами). Проблема легко решается очень короткими перебежками, гарантирующими достижение пункта назначения без приключений.

Жёлтые точки на карте - ключевые NPC, которые могут дать квест (прямо сейчас или позднее). Голубоватые - торговцы. Синие - животные (миролюбивые). Красные - ваши враги, зелёные - т.н. "смотрящие" (аналог милиции). Фиолетовые - тренеры и мастера, повышающие за деньги некоторые ваши навыки или улучшающие оружие. Опознать нужного NPC вполне можно по имени, витающему над головой.

Представлено два типа карт уровня. Одна показывает текущее расположение в конкретном районе локации...

А вторая - отображает глобальный район действий, с городами и текущими квестовыми зонами. В городах может быть несколько секторов (не всегда), а в квестовых локациях - всегда один сектор (площадью в четыре "квадрата" мини-карты).

Мне очень понравилось то, что переход между локациями (да и процесс сохранения и загрузки игры) - происходят очень быстро, не давая заснуть перед экраном, как в ряде схожих проектов. Хотя не обходится и без недочётов в эргономике - при перемещении персонажа внутрь здания не так удобно попадать внутрь через уже открытую дверь. Хотя это не критично, но всё-таки лишний раз крутить камеру не хочется. Хочется просто кликнуть на крышу дома и дождаться, чтобы персонаж вошёл внутрь сам, без лишних телодвижений. Как вариант - можно "снимать" крышу со здания при подходе героя на определённое расстояние.

В игре реализована смена времени суток. Причём свежесть утра в розоватом рассвете и щебетании птичек - ощущается весьма натуралистично, равно как знойный день и полночь со стрёкотом сверчков. Есть и смена погодных условий - причём довольно резкая, как в тропиках - внезапно становится темно и начинается дождь, который в большинстве случаев очень быстро проходит, уступая место солнечной погоде.

Валяющиеся на земле предметы при нажатии кнопки Alt - подсвечиваются (всплывает их название в жёлтом цвете). Это известный приём, повышающий удобство сбора трофеев, и отрадно, что он реализован в "Санитарах".

Оружие, вещи, торговля

Начнём, пожалуй, с куклы персонажа...

Здесь всё просто - на персонажа можно одеть обувь (тапки, ботинки, сапоги и проч.), штаны (шорты, юбка, бриджи и т.д.), нательное бельё (майка, рубашка, кольчуга и т.п.), верхнюю одежду - броню (пиджак, куртка, жилет, бронежилет, кираса и т.д.), головной убор (кепки, пилотки, фуражки, шапки-ушанки, каски, шлемы). Кроме того, есть полные комплекты костюмов - "Полный Пэ" и костюм космодесантника, которые появляются ближе к концу игры.
Каждый из типов одежды отличается несколькими параметрами - брони, бонусов к защите, уменьшения критического урона, степени износа. У бронежилетов роль брони выполняют сменные пластины, постепенно теряющие свои показатели при износе. При сильном износе пластины лучше менять, поскольку они практически не защищают (если износ достигает 100% - пластины исчезают вовсе, а показатель брони бронежилета становится равным нулю).

Оружие в игре делится на следующие типы:

Пистолеты и дробовики. Достаточно широкий диапазон по наносимому урону (лёгкие пистолеты против тяжёлых револьверов и одноствольные дробовики против уникального трёхствольного). Вот только тяжёлые виды пистолетов и дробовиков выглядят мало практичными - временного диапазона между их доступностью и появлением автоматического оружия в игре фактически нет, а куда приятнее стрелять очередями при полном магазине, чем тратить время на перезарядку после каждого выстрела. Так что тяжёлые дробовики и пистолеты - оружие явно на любителя.

Тяжелое оружие. Самый практичный и повсеместно используемый вариант, причём даже однозарядные винтовки не так плохи - они часто наносят критический урон, а модифицированная "Полная Труба" с оптическим прицелом - и вовсе способна стать вашим базовым вариантом на долгое время. Хотя автоматы и пулемёты, конечно же, намного интереснее в случаях, когда нужно быстро ликвидировать большие скопления врагов. Гранатомёты ввиду громоздкости - пригодились мне только в сложных массовых боях, в самом конце игры, когда денег было много, и покупка гранат была необременительной, равно как и место в рюкзаке членов разведгруппы. Винтовка "Атас" - отдельный разговор: максимальная среди штурмовых винтовок огневая мощь, вкупе с подствольным гранатомётом и оптическим прицелом делает это оружие одним из наиболее любимых игроками. Хотя возможность тяжёлого пулемёта снести врага с одной очереди - тоже весьма серьёзная заявка на победу.

Имперское оружие. Скидывается капсулой в самом конце игры, но несколько финальных "зачисток" вполне позволяют оценить огневую мощь бластеров и рейлганов. Банально самое лучшее оружие в игре, более-менее сравнимое по мощности только с гранатомётами. Большая дальность прицельной стрельбы превращает уничтожение большинства врагов в лёгкую прогулку.

Метательное оружие. Метательное холодное оружие - скорее, экзотика. Куда более важными являются гранаты. Ваши враги доставят вам немало неприятных минут при использовании ими гранат. Так что есть смысл применять это очень грозное для середины игры оружие на вашем противнике. Кстати, граната кидается только стоя - это логично, но порой мешает, когда вы скрытно подползли к толпе врагов и ввязываетесь в бой.

Рукопашный бой. Тут в вашем распоряжении широкий выбор холодного оружия - от кастетов до катаны. В начале и середине игры, когда вы экономите патроны, или врагов оказывается очень много (на всех боеприпаса не хватает), холодное оружие весьма выручает. В финальной стадии проблем с патронами нет, и холодное оружие практически мной не применялось.

Одёжку (равно как и оружие) - можно ремонтировать. Кроме, естественно, изнашивающихся пластин бронежилета. Ремонт осуществляется с помощью специальных ремонтных наборов - серых ящичков с ресурсом в 50 единиц. У каждой вещи есть специальный показатель - степень квалификации мастера для осуществления ремонта (см. специальный навык "Ремонт" выше по тексту). Критически важно вовремя "прокачать" навык ремонта у Кабана, дабы вы не тратили лишних денег (ящик с ремонтными приспособлениями стоит всего несколько сотен монет, а починка у торговцев может исчисляться не просто тысячами, но и десятками тысяч монет). Кстати, интересный момент - изношенные вещи стоят дешевле отремонтированных (при износе 100% вещь вообще ничего не стоит). Поэтому иногда есть смысл чинить ненужные вещи перед продажей, чтобы выручить побольше денег.

Как уже говорилось выше, некоторые типы брони и оружия можно совершенствовать у специальных мастеров, обозначенных фиолетовыми точками на мини-карте. Модификация стоит приличных денег, но после неё оружие или броня становятся заметно лучше (особенно это касается брони, оружие улучшается менее серьёзно).

Некоторые вещи (одетые на персонажа или находящиеся в руках) - изменяют отношение к вам со стороны NPC (причём как в худшую, так и в лучшую сторону). Также отношение к вам повышают находящиеся рядом боевые товарищи. В основном улучшение отношения к вам видно по фразам, которые кидают находящиеся рядом неигровые персонажи...

Кроме того, в руководстве пишется, что благодаря повышенному авторитету в диалогах можно "продавливать" персонажа, но лично я в течение всей игры после нескольких попыток различного ведения беседы практически не отметил для себя важности этого показателя.

В игре можно меняться между персонажами вещами: для этого после выбора одного из героев при нажатом Alt - нужно кликнуть на другом члене группы. Возникает экран обмена между инвентарями (и куклами) героев.

Если вы зайдёте за спину NPC и, удерживая Alt, кликните на нём - активируется режим кражи.

После обшаривания карманов выводится экран инвентаря NPC и вы можете попытаться что-нибудь стащить. Серьёзные дорогие предметы стащить, скорее всего, не удастся. За удачную кражу вам полагается определённое количество очков опыта, так что если вам не претит виртуальное воровство (лично мне оно неприятно, как и в реальности) - вы получите дополнительный способ "прокачки" персонажа. Надетая броня (кираса и т.п.) ухудшает ловкость рук и навык воровства. Тут же отметим, что если вы будете удерживать не Alt, а Ctrl - курсор превратится в мишень, и вы сможете атаковать нейтрального персонажа.
В игре можно обкрадывать сундуки и взламывать двери. Для этого следует прокачивать навык "Ловкость рук" и вовремя приобретать новые типы отмычек (всего их существует три типа). За успешное открытие сундука вам начисляют очки опыта, порой весьма значительные, так что взлом сундуков - прекрасная возможность для развития персонажа.

Торговля в игре реализована за счёт присутствующих на этапе коммерсантов местного разлива. После захода в лавку перед вами раскрывается интерфейс инвентаря главного героя и торговца.

В магазине - можно осуществлять покупку и продажу вещей (причём чем выше у вас навык "Торговля", тем выгоднее становятся сделки), а в некоторых торговых точках - ещё и ремонт оружия и вещей или поправку здоровья персонажа (включая лечение критических ранений). При желании вы можете сами чинить вещи, а также поправлять своё здоровье путём отдыха (подробнее об этом см. ниже).
Торговцы постепенно обновляют свой ассортимент, так что почаще навещайте их, чтобы вовремя купить оружие помощнее и броню покрепче.

Вещи и оружие подбираются с земли, из ящиков и, конечно же, с трупов, которые вы можете раздеть до трусов.

Так как инвентарь главного героя (а также его компаньонов) ограничен, часто бывает так, что с этапа нельзя забрать все вещи, чем-то (более дешёвым) приходится жертвовать. Осликов для вещей а-ля Dungeon Siege не предусмотрено, равно как и рюкзаков, расширяющих пространство инвентаря. Возможно, и рюкзаки, и распределение предметов по весу - появятся в готовящемся продолжении игры.

Боевая система

Боевая система проста и понятна - персонажи наносят удары или стреляют друг в друга через определённые промежутки времени. Чем больше вам противостоит врагов, тем дольше промежутки между вашими атаками. У холодного оружия иногда есть виды альтернативной атаки (на выбор - режущие или колющие). У некоторых типов огнестрельного в качестве альтернативных атак - есть возможность стрелять очередями или одиночными выстрелами (или же короткими или длинными очередями), а также вести огонь из подствольного гранатомёта. Также можно выбрать пункт прицельной стрельбы - тогда персонаж будет дольше целиться, но стрельба пойдёт точнее. Критично вовремя (ещё до боя) заряжать магазин и подствольный гранатомёт, чтобы не тратить на это драгоценное время во время схватки.

Существует три боевых режима, в которых персонаж может находиться: нападение, оборона, ничего не делать. В первом случае ваш герой будет атаковать врагов в зоне своей видимости, во втором - отвечать на агрессию, в третьем - просто стоять и ни на что не реагировать.

В процессе боя вас могут критически ранить - персонаж падает, роняет оружие и затем медленно встаёт. При критическом ранении у вас уменьшается ряд характеристик (самый критичный - сила), что может привести к "сбросу" персонажем брони или невозможности использования тяжёлого оружия. Просчитывайте такие ситуации заранее (в первую очередь - берите с собой альтернативное оружие). Впрочем, если вам лень - вы можете просто загрузить сохранённую перед боем игру и попытаться избежать критического ранения. Если же неприятность случилась - обычно критическое ранение перманентно сохраняется, так что вам надо будет решать проблему - или лечить персонажа в госпитале или аптеке, или воспользоваться специальным набором хирурга.

Сама перестрелка выглядит весьма реалистично и толково. Даже при более, чем 100%-ном навыке стрельбы из конкретного типа "стволов" - вы можете промахнуться, и в первую очередь это касается автоматического оружия. При этом если вас атакует толпа врагов и вы по кому-то промахнулись - эта пуля вполне может найти свою цель поблизости. Например, попадёт в стоящего рядом противника или даже мирного жителя. Радует реакция различных NPC на попадание в них пуль, вот вам пара реальных ситуаций: во время сражения с толпой негров-бандитов, последние случайно попали в торговца на рынке, стоявшего за спиной Кабана. Торговец вытащил пистолет-пулемёт и побежал воевать плечом к плечу с Кабаном и его напарниками! Вторая ситуация - толпа бандитов вела огонь по нашим героям, и один бандит случайно выстрелил в спину своему коллеге, оказавшемуся на линии огня. Тот повернулся и завязалась перестрелка между бандитами - неожиданный подарок для разведгруппы "Упырь"! Ещё один интересный момент - пули попадают не только в препятствия, но и в трупы мёртвых врагов и животных, так что это может стать реальной проблемой, если вы, например, лежите, или подстрелили крупного зверя прямо перед собой.
Естественно, можно подстрелить своего (это сопровождается комментариями жертвы - типа "боец, смотри куда бьёшь!") - так что во время боевых столкновений лучше располагать бойцов вдоль линии фронта.
У оружия имеется свой радиус действия - читай, дальность стрельбы. Она делится по дистанциям - короткая, средняя, длинная. Пока навык стрельбы из конкретного типа оружия не "прокачан" - лучше подпускать врагов ближе, чтобы зря не расходовать патроны.

Здоровье у персонажа, естественно, ограничено (зависит от параметра "Здоровье", повышается с ростом уровня героя). Поправка здоровья производится несколькими способами - или глобальный многочасовой отдых (как во всех ролевых играх), или с помощью еды (хлеб, морковь, кукуруза, мясо и т.п.) и аптечек (малые, большие, регенератор здоровья), или же через визит к аптекарю.
Интересный момент: веселящий квас также прибавляет здоровья, но после его употребления - герой периодически роняет оружие из рук, начинает петь "хоп-хей, ла-ла-лей" и пританцовывать. Так что квасом поправлять здоровье вы будете только в начале игры, да и то - в крайних ситуациях :)
По собственному опыту: отдых на протяжении 8 часов - дал всего несколько очков здоровья персонажу (десяток процентов от общего состояния). Весьма негусто, поэтому вы наверняка будете постоянно жать кнопку "отдыхать до полного восстановления здоровья". Отдыхать во время боевого столкновения и на квестовых локациях - не возможно (до тех пор, пока вы не уничтожите всех врагов). Кстати, во время починки ваш персонаж не отдыхает, хотя на ремонт также тратится значительное количество времени.

Квесты, сюжетная линия

Основа основ любой ролевой игры - это сюжет, квесты, развитие основной линии. То, что удерживает игрока у экрана, интригует загадками, замысловатыми переплётами. К сожалению, "Санитары подземелий" - это упор на криминальную тему, по принципу "с волками жить - по волчьи выть". Красочно и в целом реалистично обрисованный примитивизм, бандюки, урки, отбросы общества - это всё здорово, но в этом мире вам придётся вариться, причём зачастую - без прославившей многие RPG честной свободы выбора с дальнейшим альтернативным развитием. Более подробно о моральной ценности мы поговорим в заключении, а пока - о технических деталях.

В вашем распоряжении - журнал с квестами, журнал убийств и журнал событий. В первом случае выводятся ваши текущие активные (или только выполненные, или все подряд - в зависимости от выбранного фильтра) квесты. В журнале событий вы можете просмотреть ценные заметки о произошедших событиях и, если вдруг запамятовали - подробную цель квеста (например, состав и количество ингредиентов, которые необходимо принести NPC). В журнале убийств ведётся статистика вашего геноцида.

Рекомендую почаще сохраняться, в обязательном порядке перед всеми диалогами, в начале входа на карту, после удачно завершившегося боя. Сохраняться лучше в разные слоты, чтобы случайно не перезаписать недавнее сохранение. Как я уже отмечал, сохранение и загрузка в игре проистекают достаточно быстро, и это действительно радует.

В диалогах у вас обычно есть возможность задать несколько вопросов, но в большинстве случаев у вас есть или два варианта продолжить ключевой разговор, или вообще только один (остальные либо не продвигают развитие событие событий, либо ведут к смерти героя).

Нелинейность если и есть, то очень незначительная (в основном может выражаться в отказе от квеста вообще). Самые сильные, как мне показалось, квестовые реализации - в самом начале, в зоне, когда вы действительно думаете над тем, что сказать, чтобы продлить себе жизнь и приблизиться к решению задачи побега. Там вы окунётесь в предательства, провокации, постоянные "подставы" и тому подобные вещи - всё весьма реалистично. Именно там возможны различные "вилки" в квесте, которые, правда, к значительным изменениям не ведут.

Локации населены NPC, убийство некоторых из них будет стоить вам досрочного завершения игры - смерти вашего персонажа.

NPC порой вступают в интерактив - например, если вы пытаетесь отпереть сундук в его же присутствии - начинается драка. Или когда вы вламываетесь в туалет - начинается выяснение отношений с его посетителем. Но такие случаи чрезвычайно редки (всего на моей памяти - три ситуации за всю игру).

Вообще, что касается запертых сундуков и дверей - нелишне будет записывать в блокнотик местоположение тех из них, которые вы прямо сейчас не можете открыть из-за отсутствия необходимого типа отмычек или недостаточного развития параметра "Ловкость рук" (жаль, не предусмотрено возможности выставления точек-пометок на мини-карте, как это было реализовано в Neverwinter Nights). Потом, при восполнении пробела - вы пройдётесь по отмеченным местам и поправите своё финансовое положение вкупе с повышением уровня героя за счёт начисляемых очков опыта.

Вначале Кабан начинает игру в гордом одиночестве. Пару раз к нему выдают компаньонов или компаньона, но всё это временно, а вот по мере прохождения игры в вашем распоряжении окажутся все четыре главных героя, входящих в разведгруппу "Упырь" - Кабан, Угрюмый, Крюгер и Демон. Не забывайте распределять очки навыков и умений вновь присоединившемуся персонажу - порой это даёт весомые преимущества и позволяет продумать тактику на предстоящий бой (специализация по оружию, разведке и т.п.).

Важным ресурсом в игре являются деньги, дающие доступ к новому оружию, броне, апгрейдам. С продажей ненужных предметов всё ясно, рассмотрим ещё пару методов подзаработать денег на ровном месте. В игре с некоторых пор появится возможность заняться бизнесом: торговлей травкой и алкоголем. В первом случае вы можете брать товар у наркодилеров и сбывать на рынке в городе, во втором - постепенно разовьёте квест с барменом, и сможете зарабатывать на перепродаже алкоголя. В общем, при недостаче денег их вполне можно подкопить на ровном месте указанными методами. Если вам нужно определённое количество алкоголя какого-то типа, можно выкупать у торговца то, что есть в наличии, и затем "отдыхать" рядом с ним по 16 часов и больше, обращаясь вновь - скорее всего, какие-то запасы в его магазине пополнятся. Также в игре можно попробовать заработать на азартных играх - например, в рулетку или кости.

В правом нижнем углу экрана имеется специальная кнопка с глазом - она активирует режим скрытого передвижения. В этом режиме фигуры героев становятся полупрозрачными и вы получаете возможность подкрасться к врагу поближе...

Что бывает полезно для внезапной атаки. Подползите к толпе врагов и угостите их гранатами - бой может быть выигран, даже толком не начавшись.

На карте возникают вторичные квесты, обозначенные квадратом оранжевого цвета. В основном набор таких мест появляется после ключевых событий в игре (встреча со связным в городе, пополнение разведгруппы вашим боевым товарищем). Вторичные квестовые локации делятся на стычки с людьми или же с животными, разнообразие которых меня приятно удивило, за реализацию врагов-животных можно ставить твёрдую пятёрку.

На квестовой локации отдыхать можно только в самом конце, после уничтожения всех врагов. Точно так же нельзя покидать местность - выход на карту появляется только если вы выполнили задание. Когда вы уходите с такой локации, она исчезает с карты. Вместе с ней, естественно, исчезают различные вещи и предметы, оставленные вами, так что перед уходом забирайте всё самое ценное. Для хранения ваших ценных вещей, которые не нужно таскать на каждую миссию (например, ремонтные наборы или россыпи патронов про запас) - используйте один из сундуков Северного города.

В игре есть и отображение некоторых религий и течений. Хотя, если говорить точнее - сект на базе религий, ибо что ещё могут создать уголовники? За христианство "отвечает" кондратомания (последователи святого Кондрата), за сатанистов - выступают людоеды...

Есть также и буддисты, и секта Грабового (которого именуют "Грибовой"). Высмеять ислам разработчики не посмели - оно понятно, кишка тонка, бородатые дяди с гор могут популярно научить разработчиков любить аллаха, причём в реальной жизни. Чувства верующих людей могут покоробить упоминания в диалогах и сценах священных для них понятий, впрочем, большинство по настоящему верующих людей в такие игры не играет...

В игре очень классно реализована постепенная эволюция в развитии персонажа и доступ к новым видам оружия и брони, вовремя появляются новые отмычки. В конце появится реальная возможность повысить базовые характеристики персонажа с помощью уколов стоимостью в 1 миллион монет. Играть достаточно интересно, и если вам не претит сама концепция сюжета (о этом подробнее читайте в заключении), вопросов относительно прохождения игры до конца у вас возникать не будет.

Напоследок хочу поблагодарить авторов за реализацию выполнения квестовых заданий. Подсказки, подсветка ключевых персонажей и мест, куда вам нужно добраться - практически исключают необходимость ломать голову над тем, куда бежать и что где искать. Руководства по прохождению "Санитарам" большинству пользователей не потребуется...

Заключение

Каково впечатление от игры? Представьте, что вы пришли на званый обед к близким друзьям, и перед вами поставили тарелку с вкусной отбивной и ненавидимым вами гарниром (к примеру, рисом). И вот вы начинаете уплетать отбивную, параллельно давясь рисом - отказываться нельзя, моветон. Именно таковы мои впечатления от игры. Добротная и вызывающая уважение техническая составляющая - боевая система, простенькая, но отлаженная и работающая ролевая система, неплохая в целом графика, быстрые загрузки локаций и сохранённых игр, "кукла" персонажа и достаточное разнообразие оружия и одежды. За это - однозначно можно и нужно хвалить разработчиков.

Но при этом - грязь в самом содержании... Претензий к реализму не может быть - тот же этап с зоной и талантливым отображением того, что там творится - в общем-то, достоин высокой оценки. Но грязь эта надоедает. В некоторых моментах просто опускались руки, честное слово. Вот вам пример: главный герой соглашается вызволить возлюбленную безумно храброго парня. Парнишка последовал за своей любовью через всю Галактику и даже решился на прибытие на планету убийц и уголовников, рискуя жизнью. Вы спасаете девушку, но прежде, чем отпустить её к суженому... Ваш доблестный космодеснатник Кабан отметил красоту возлюбленной парнишки и... И просто оттрахал её, извините за выражение. Без вашего управляющего ведома, в рамках автоматически возникшей заставки. Что хотели сказать "креативщики"? Что космодесантники трахают понравившихся им спасённых женщин? Или что все бабы - бл..ди? В общем, двойка с минусом.

Грязи в игре можно встретить много - тут и гомосексуалисты с предложениями орального секса, и вашего героя норовят нагнуть (разочек в одном квесте это происходит), и, если вы подцепите шлюху - среди заданий может появится "Поиметь всех проституток". Не говоря уже о заданиях ковыряться в дерьме на зоне или шарить в задницах домашних животных в деревеньке Помпасово. Дерьмо, дерьмо... Его в игре хватает: как в диалогах, так и в квестах.

Справедливости ради - некоторые сомнительные и аморальные квесты можно не проходить, но любители RPG обычно обожают выполнять все квесты, доступные на карте. Можно ли корить авторов сценария игры за кучу отбросов в содержании? Ответ чёткий - НЕТ. Они сделали то, что сделали - реалистично показали грязные стороны жизни, срезали пласт ила в мутной воде, и кому-то это понравится. Если вам по душе благородство и романтизм, если у вас вызывает тошноту уголовщина и солёные шуточки, то "Санитары подземелий" - игра не для вас. Низшие слои общества, бескультурье... Кто-то хочет видеть улыбку Моны Лизы в Лувре, а кому-то ближе щерящийся гнилыми зубами рот урки. Вот такие субъективные ощущения...

Искренне пожелаю разработчикам, качественно реализовавшим игру с технической точки зрения, оставить затею с включением сортирного содержимого и сделать на базе имеющихся наработок хорошую светлую сагу... Делает же Goblin, в конце концов, документальный фильм о событиях в Афганистане, связанных с девятой ротой? Так что мне хотелось бы пожелать авторам "Санитаров Подземелий" в дальнейшем - именно творческих успехов. С технической же точки зрения - уже сейчас всё в полном порядке.

Оценки