"Храбрые гномы: Крадущиеся тени".

Издатель в России: Nival Interactive
Дистрибутор: "Новый Диск"

Системные требования



Минимальная конфигурация:

Windows 2000/XP, DirectX 9.0c
Процессор класса Pentium 4 или Athlon с частотой 1.8 ГГц
512 Мб ОЗУ
128 Мб 3D видеокарта класса GeForce FX / Radeon 9700
3 Гб на жёстком диске

Рекомендуемая конфигурация:

Windows 2000/XP, DirectX 9.0c
Процессор класса Pentium 4 или Athlon с частотой 2.4 ГГц
1024 Мб ОЗУ
128 Мб 3D видеокарта класса GeForce FX / Radeon 9700
Dolby Surround 5.1
3 Гб на жёстком диске

Разработчики не гарантируют работу игры на Windows XP x64 и более поздних версиях операционной системы Windows.

Описание


Прежде всего - о разработчиках. Создателем игры является новосибирская студия GameOver-Games, которая известна нам своей серией "Храбрые гномы" (аркадные игры с двухмерной графикой) и другими shareware-проектами.


Компания Nival Interactive выступила в качестве издателя рассматриваемой сегодня игры (положившегося на производственные мощности компании "Новый Диск", отпечатавшей тираж).

После установки на винчестере "осело" около 2.6 Гигабайт. Уже в процессе установки, когда на экране сменялись красочные художественные зарисовки художников, в сердце защемила ностальгическая нотка - вот она, старая ДОБРАЯ (именно добрая!) игра, по которой так скучает душа, измученная кровавыми шутерами и hi-tech'овскими RTS. Как оказалось далее, начальное предположение оказалось практически на все 100% верным...

Да, безусловно, некоторые дизайнерские и оформительские идеи - вторичны, но исполнение моделей, скетчей - сразу показалось выдающимся.

Отдельных тёплых слов заслуживает руководство пользователя (в формате HTML доступно на диске). В менторском стиле, а-ля тётя Валя из передачи "В Гостях у сказки", вам рассказывают об игровой концепции и управлении. Итак, что же представляют собой "Храбрые гномы: Крадущиеся тени"?

Это аркадно-логическая игра, где вы управляете двумя гномами - Торвальдом (боевитый крепыш) и Фафниром (стратег, мыслитель и маг). Вам предстоит не только уничтожать различных врагов, но и решать различные задачи, некоторые из которых далеко не тривиальны, и требуют всестороннего изучения проблемы.


Управление в игре следующее:

<A> - двигаться налево, <D> - двигаться направо, <W> - двигаться вперёд или вверх, <S> - двигаться назад или вниз.

Левая кнопка мыши: основная атака оружием; применить выбранное заклинание; купить предмет в магазине.

Правая клавиша мыши: альтернативная атака оружием; взять или использовать предмет на местности; начать диалог с другим персонажем.

<Пробел> - прыжок вверх.

<Tab> - переключение между героями

Скролл мыши: выбрать следующее (или предыдущее) оружие, заклинание, предмет.

Кроме того, в игре вы управляете камерой: она "крутится" с помощью движений мышью - практически так же, как в шутерах от первого лица. В игре можно управлять героями и с помощью джойстика (естественно, лучший вариант, если это геймпад).

Главное меню не сильно удручает тех, кто относит себя к начинающим пользователям. В принципе, наибольший интерес вызывает пункт настроек графики.


Сразу становится ясно, что несмотря на свою кажущуюся "мультяшность", графический "движок" не так уж и отстал от жизни. Хотя, конечно, графика в игре звёзд с неба не хватает - текстуры в основном простенькие, и вообще, особенных высокотехнологических изысков не видно, но вот реализация воды (ручейки и речки) - лично мне очень понравилась. Вкупе с яркими красками и хорошим дизайном открытых пространств - в целом получается весьма симпатичная картинка.


Игра начинается с прибытия в долину некоего зелёного гоблина на ковре-самолёте.


Рассказав о том, что его хозяин любит получать на день рождения оригинальные подарки, Слай (так сокращённо зовут гоблина), попросил рассмотреть в гномий телескоп звезду, на которую он купил патент (звезде планируется присвоить имя хозяина Слая).

Однако в телескоп случайно наблюдается сцена похищения Вахура - соседа гномов. Торвальд и Фафнир спешно собираются в поход, выручать своего друга...

Уже по вступлению ясно, что в игре нас ждут прекрасные диалоги и профессиональная "озвучка". Вы увидите и стёб по поводу драконов, которых Торвальд "через полстраны на выставку домашних животных таскал", и издевательства над бутылочками маны в RPG (которые обозваны "купоросом"), и подтрунивание над названиями различных заклинаний в ролевых играх (например, "синий бегемот пугает Ихтиандра"). В общем, не соскучитесь.


С самого начала обзора я много хвалю игру, но что поделать, если её реализация в основном вызывает положительные эмоции? Конечно, будут и минусы (о них - читайте далее), но сейчас я в очередной раз снимаю шляпу - за прекрасный вводный уровень (он же Tutorial). Многие современные разработчики или игнорируют Tutorial, либо делают его куцым и не информативным (возможно, некоторые просто "прикручивают" его к игре абы как, уже после окончания основной разработки).


Реализация вводной миссии (несколько несложных квестов) в "Храбрых гномах" вызывает уважение к создателям игры - они позаботились обо всех, даже начинающих пользователях. Кстати, это чётко показывает позиционирование проекта по возрастной категории - как раз подростки и приглашаются в волшебный мир загадок и приключений двух бравых гномов.


Итак, по окончании Tutorial'а - Слай выдаёт вам оружие и вы узнаёте, что он на самом деле торговец, который будет снабжать вас необходимыми вещами на протяжении всей игры. Собирая монетки на уровне, вы скапливаете некий денежный фонд, из которого потом можно оплачивать различные полезные приобретения - бутылки с регенерацией здоровья, магические свитки и т.п. вещи, упрощающие прохождение игры.


Боевая система (если можно так громко назвать примитивный аркадный процесс уничтожения врагов) не требует отдельного описания. Вы стреляете во врагов, лупите их топором, кидаете молот и т.д. - от этого враги обычно умирают :).


Враги достаточно разнообразны, хотя их уничтожение не является основной задачей. Всё-таки во главу угла, как мне кажется, положено решение головоломок. С другой стороны, некоторые битвы с боссами - это тоже небольшая головоломка. Скажем, первый из боссов - паук.


Торвальд должен будет загонять паука на специальную решётку, а затем игрок, переключившись на Фафнира, дёргает специальный рычаг, вызывающий сноп пламени под решёткой. После нескольких "огненных ванн" паук будет побеждён. Вроде бы на словах всё просто, но сам процесс требует определённой сноровки и координации.

Мне понравилось то, что головоломки эволюционируют от простого к сложному, хотя и в самом начале игры у кого-то может что-то не получаться. Необходимо смело изучать игровую механику и процесс взаимодействия с внешним миром. Создатели поощряют исследование всех возможных вариантов, даже вроде бы нелогичных на первый взгляд. Вот пара примеров... Только Фафнир может дёргать рычаг (находящийся снаружи), который поднимает платформу лифта. Казалось бы, на платформе может быть отправлен исключительно Торвальд, ан нет - после активации рычага вы можете изловчиться и запрыгнуть Фафниром в этот лифт. Или же ситуация с ящиком, который застревает перед дверьми лифта и игроку кажется, что ящик в лифт не заходит в принципе, по условиям головоломки. Немного "подёргав" героя туда-сюда, вы можете-таки затащить ящик в лифт и вот уже головоломка из не решаемой превратилась в элементарную!


В игре есть различные предметы, доступные как на самом этапе, так и в магазине Слая. На уровне разбросаны жёлтые кристаллы, повышающие заряд специальной атаки. В случае базового оружия, действие этих "альтернативных атак" (правая клавиша мыши) таково: посох Фафнира образует защитный шар, в котором маг становится недосягаем для врага.


Если у Торвальда в руках топор, то альтернативная атака вызывает локальное сотрясение-взрыв, ведущий к оглушению близ стоящего врага (который становится вашей лёгкой мишенью). Также в игре есть бутылочки, повышающие уровень здоровья и свитки с различными заклинаниями - например, невидимости (порой необходимы для безболезненного прохождения того или иного участка).

Так же есть специальные предметы, вроде магнита, притягивающего монетки и кристаллы (их сбор станет проще) или браслета, улучшающего вашу защиту. Некоторые полезные вещи спрятаны в сундуках, то и дело встречающихся на уровне.

Иногда на уровне может лежать ключевой предмет - ключ, спички или ещё что-нибудь. Есть и предметы, вызывающие мини-игры для расслабления и отдыха - например, "перо", которое вызывает мини-игру со стрельбой по курицам.


Позднее мини-игры остаются доступными для переигровки (в главном меню).

Но вот подошла пора рассказать о самом больном месте "Храбрых гномов" - системе сохранения. Сохраняться можно исключительно в зоне специальных порталов. Причём необходимо, чтобы оба гнома находились рядом с этим порталом.


Мой совет - сохраняйтесь как можно чаще, приветствуется периодическое возвращение к порталу для повторных сохранений (после достижения очередного прогресса в игре). Умереть можно достаточно просто и неожиданно. Например, промахнувшись при прыжке с платформы на платформу, или угодив под падающий пресс...


Из-за такой системы сохранения играть приходится очень внимательно, по принципу "семь раз отмерь, один - отрежь". Никакой спешки, никакого намёка на небрежность - игра тут же оштрафует вас потерянным драгоценным временем, которое вы тратите на прохождение. Собственно, весь игровой процесс выглядит фрагментарным (про игру нельзя сказать, что она проходится "на одном дыхании"). Вы вбегаете на уровень, видите какую-нибудь масштабную головоломку и начинаете потихоньку разбираться со всеми этими кнопками и рычагами.


Некоторые задачи (например, трамплин с ящиком) требуют, чтобы вы зашли на определённую область в паре с другим гномом. В любой момент можно подойти текущим выбранным героем к другому и, нажав на правую кнопку мыши - попросить его остаться в данной точке, или же пойти вместе.

Попадаются и весёлые уровни, вроде гонок на вагонетках в начале игры.


Они помогают сбросить напряжение и насладиться стремительной ездой по туннелям. Причём эффект "смазывания" картинки (дескать, скорости настолько велики, что вы мало что успеваете видеть) добавляет происходящему на экране свой шарм...

Заключение


Игра "Храбрые гномы: Крадущиеся тени" - прекрасный пример того, как нужно делать хорошие компьютерные игры. Словом "хорошие" я называю добрые проекты, с искромётными диалогами, с красивой картинкой, хорошей "озвучкой". Несомненно, игра ориентирована на подростков, но будет интересна и взрослым.

В игре смешаны как аркадные составляющие (причём не только уничтожение врагов на этапе, но и целые уровни - вроде езды на вагонетках), так и головоломки, решение которых потребует внимательного изучения игровой сцены и использования различных предметов и механизмов.

Единственный критичный минус игры (естественно, с учётом жанровой принадлежности) - отсутствие возможности сохранения в любой момент. Прохождение должно быть аккуратным, неторопливым и взвешенным. При прыжках над пропастью сердце может ёкать даже у искушённых игроков, поскольку терять жизнь гнома (и с ней - текущий прогресс в прохождении) - весьма неприятно...



Оценки


Графика: 80%
Звук: 90%
Игровой процесс: 75%

Общее впечатление: 77%