"Завтра война": первое впечатление

Издатель в России: "1С"

Системные требования



Минимальные системные требования:

Процессор с частотой 2.4 ГГц или выше
ОЗУ 512 Мб или больше
Видеокарта ATI Radeon Х800 / NVIDIA GeForce 6800 c ОЗУ 128 Мб или лучше
Операционная система Windows XP с DirectX 9.0c
Привод DVD-ROM/CD-ROM
DirectX-совместимая звуковая карта
7 Гб свободного места на жёстком диске (дополнительно до 1 Гб дискового пространства под временные файлы и сохранения)



Рекомендуемые системные требования:

Процессор с частотой 3 ГГц или выше
ОЗУ 1024 Мб или больше
Видеокарта ATI Radeon Х800 / NVIDIA GeForce 6800 c ОЗУ 256 Мб или лучше
Операционная система Windows XP с DirectX 9.0c
Привод DVD-ROM/CD-ROM
DirectX-совместимая звуковая карта
7 Гб свободного места на жёстком диске (дополнительно до 1 Гб дискового пространства под временные файлы и сохранения)


Описание


Патриотические игры, пропагандирующие силу российского оружия, необходимы как воздух, поскольку от клише "благородные американцы убивают злых вьетнамцев (китайцев, немцев, русских - нужное подчеркнуть)" уже просто тошнит. Конечно, североамериканский рынок громаден и сулит неплохие барыши, но не золотым же тельцом единым...

Посмотрим, что нам преподнесёт космический симулятор "Завтра война", сюжет для которого создан авторским дуэтом харьковчан Яны Владимировны Боцман и Дмитрия Вячеславовича Гордевского, пишущих под общим творческим псевдонимом "Александр Зорич".


Игра основывается на событиях и мире научно-фантастической трилогии "Завтра война". Разработчики говорят, что сценарий был создан самими писателями, поэтому его можно считать с одной стороны оригинальным, а с другой стороны - адаптированным.

Системные требования, прямо скажем, ограничивают список потенциальных игроков. Купив диск с игрой в магазине - обязательно скачивайте патч, обновляющий (на момент написания этих строк) продукт до версии 1.1.0.5 - при этом исправляются многие серьёзные недочёты.

После запуска игры требуется создать свой профиль и выбрать уровень сложности. Среди настроек отмечу разделение настроек в пунктах "Видео" и "Графика". В одном вы можете выставить разрешение и прочее, в другом - управлять настройками качества картинки (тени, дальность прорисовки и т.д.).

Имеются и настройки игровой "физики" - модель поведения корабля (аркада, аркада с инерцией, симулятор) и опции выравнивания корабля по горизонту - при полёте и при посадке. Забегая вперёд, скажу, что я остановил свой выбор физической модели корабля на аркаде с инерцией. Несколько минут полётов в режиме симулятора показали, что такая "болтанка" в космосе мне не по нутру, и постоянно бороться с управлением кораблём при прохождении игры мне не хочется. Хардкорные любители космосимов вполне могут выбрать режим симулятора, но простые "всеядные" игроки, уверен, остановятся на аркадной модели с инерцией.


В роли кадета Румянцева вы оказываетесь на базе учебного авианосца "Дзуйхо", принадлежащего Российской Директории. Ваш авианосец висит на орбите Сатурна, и вы спокойно прогуливаетесь по базе.


Первое, что бросается в глаза - это аляповатый и чудовищно навязчивый product placement шоколадного батончика "Шок XXL". После того, как сынишка капитана авианосца "Дзуйхо", играя с моделькой космического истребителя, откусил от батончика и продекламировал рекламный слоган "Шок - это по-нашему!" - автора этих строк чуть не стошнило. Такой подход изначально убивает уважение к проекту, хотя, без сомнения, разработчики и издатели вольны включать в игру любую рекламу - кто откажется от лишних денег? Как бы то ни было, автоматы с батончиками "Шок", везде развешанные плазменные панели с его рекламой (!) на борту авианосца - превращают модель космического фрегата в какой-то балаган или забегаловку...


По базе, на которой вы отдыхаете между боевыми вылетами, можно перемещаться, используя меню с названиями отсеков в правом верхнем углу. Попав в отсек, вы можете вертеть камеру (от первого лица) и искать активные области (обычно это NPC) на которые можно кликать.


Собственно, основная подача сюжета проистекает в процессе ваших хождений по базе (авианосцу) и диалогов с её обитателями. Разыгрываются различные сценки, продвигающие сюжет или же возникают побочные ситуации - юмористического, трагического или романтического характера.


В правом нижнем углу есть две иконки - одна открывает карту (к сожалению, очень низкого качества)...


А другая - информационное меню, где приведены данные о ваших достижениях (сбитые корабли, количество заработанных денег) и имеющихся в распоряжении предметах (в основном привязанных к сюжетной линии).


Дневник, где сохраняются те или иные сюжетные перипетии...


И прочая информация.

Погуляв по базе, вы отправляетесь на инструктаж к предстоящему боевому вылету. Инструктаж проводит один из офицеров, наглядно показывая на плазменной панели объекты атаки.


После брифинга вы можете отправляться в ангар, где можно поговорить с главным техником, обслуживающим истребители и торпедоносцы.


Когда всё, что можно, вы уже сделали, со всеми поговорили - пора отправляться на задание (обычно к этому моменту все отсеки на базе не активны, и нажать можно только на кнопку "Вылет"). Катапульта выстреливает ваш корабль в открытый космос и начинается выполнение задач, поставленных во время инструктажа.


Сразу же расскажу о системе сохранений игры. Здесь разработчики выступили более чем профессионально, максимально повысив удобство для конечного пользователя. Итак, существует три вида сохранений - автоматическое, обычное и быстрое. Автоматическое сохранение производится игрой самостоятельно, на случай забывчивости пользователя, дабы последний не мучался о внезапно потерянном прогрессе в прохождении миссии. Обычное сохранение - когда вы клавишей Esc выходите в меню и жмёте кнопку "Сохранить". Всё, никаких лишних телодвижений - автоматически создаётся новое сохранение в новом слоте. Быстрое сохранение - классический вариант, частенько встречающийся в шутерах от первого лица: клавиша F6 быстро сохраняет игру без прерывания игрового процесса, а клавиша F9 - осуществляет восстановление последней сохранённой (с помощью F6) игры.

Как уже говорилось выше, в игре есть три режима - аркада, аркада с инерцией и симулятор. К сожалению, реактивная тяга меняется с клавиатуры, а вот слайдер джойстика - в моём случае не поддерживался. Поиск на форумах показал, что я не одинок - множество недовольных пользователей высказывали свои претензии по отсутствию поддержки этих штатных компонентов их джойстиков в симуляторе "Завтра война".

Двигатели представлены двух видов - мощные орбитальные, и планетарные (которые в основном используются в плотных слоях атмосферы). Есть также кнопка временного ускорителя - при боевом маневрировании вы будете использовать в основном именно её, поскольку скорость при работе орбитальных двигателей (даже с минимальной тягой) настолько велика, что боевые действия (в первую очередь - сражения с истребителями врага) вести очень сложно.

Во время полёта вы переговариваетесь по радиосвязи со своими боевыми товарищами. Если вы отклоняетесь от выполнения текущей задачи - ваш ведущий может жёстко пропесочить вас в прямом эфире.

Значительную роль в игровом процессе играет автопилот. С его помощью вы будете добираться на заданное место, а также возвращаться на базу и выполнять посадку на авианосец.

Без использования автопилота играть сложнее, да и сами разработчики активно предлагают всем пилотам использовать автопилот везде, где только можно:

Приличные пилоты 90% времени летают на автопилоте. Ручное маневрирование осмыслено только в четырёх случаях: когда вам надо кого-то убивать; если требуется спасаться от плотного огня корабельной ПКО, одновременно решая задачу по атаке того или иного звездолета; если надо садиться в какую-то хитрую посадочную точку, куда автопилот не возит (таких моментов в игре немного); если надо совершить полет по какому-то замысловатому профилю (скажем, на высотах не более 200 к.е. в каньоне хитрой конфигурации) - таких моментов тоже немного.


Открывающаяся вашему взору картинка - бледновата. Создать в космическом симуляторе такой космос, от которого захватывало бы дух - очень сложно, и в игре "Завтра война" графика имеет как свои слабые, так и сильные стороны. Планеты и объекты выглядят весьма пристойно, равно как и блики от звёзд-светил, но вот "задник" со статичными звёздами воспринимается явно двухмерным - как занавес в театре. Ещё не понравилось то, что нельзя использовать "сглаживание" картинки (Anti-Aliasing). У меня видеокарта ATI Radeon X1950XT с последней версией драйверов Catalyst, и возможно, эта проблема частная. Но среди "обделённых сглаживанием" людей - я не одинок, судя по обсуждению этой темы на форуме официального сайта игры.


Камера в игре переключается клавишей "V", при этом наиболее удобным является вид от третьего лица (сзади корабля), поскольку в кокпите вы не можете видеть нижнюю полусферу. Но поборники реализма - несомненно, предпочтут именно вид из кабины - в ней, кстати, можно вертеть головой по сторонам с помощью hut (шляпки) джойстика. Разработчики не отказали себе в возможности пошутить - в кокпите висит "ёлочка" - ароматизатор воздуха в кабине.


В игре вашими врагами будут истребители врага, крупные фрегаты (в которых ваше оружие обычно позволяет уничтожить надпалубные надстройки и систему ПВО), а также наземные цели на планетах, куда вы можете спускаться (учитывая при этом нагрев при входе в плотные слои атмосферы).


Система повреждений корабля также реализована, и разработчики описывают её так:

Наши флуггеры, впрочем, как и звездолеты, оснащены сложной системой разрушений. У некоторых флуггеров имеется особый энергетический щит, но у всех летательных аппаратов есть и энергетическая броня, и обычная броня. Оба типа брони дифференцированы по компонентам-системам. Когда флуггер игрока теряет одну из систем, он лишается соответствующей функциональности. Графически это выглядит так: поверхность флуггера постепенно меняет свои свойства, затем начинает дымиться и гореть, а при дальнейших попаданиях пораженная часть конструкции и вовсе отваливается.

Действительно, при отказе навигационной системы у вас с экрана исчезает картинка с радаром. При вхождении в плотные слои атмосферы с большой скоростью - вы можете вызвать перегрев, пожар в кабине и даже уничтожение вашего истребителя.

Сражениям в космосе уделяется далеко не 100%, и даже не 90% времени. Вылет, автопилот, переговоры с боевыми товарищами, возвращение на базу, посадка...


На это уходит порой до 50% вашего времени в открытом космосе, а в некоторых случаях - и больше. В принципе, похоже на реальность - даже на войне боевые столкновения - лишь эпизоды на фоне тягот армейской службы. Но если речь идёт об игре, то пользователь зачастую требует больше активных действий - и в первую очередь стрельбы из всех видов оружия - лазеров, ракет, торпед и т.д.


К сожалению, в игре встречаются недочёты, приводящие к "застреванию" на уровне. Типичный пример - четвёртая миссия, где вам нужно разрушить купол на флагманском фрегате инопланетной расы джипсов. Я перезагружался полтора десятка раз, пробовал взорвать купол и так, и эдак, но без особого успеха. Это сильно раздражает - обратной связи с игроком разработчики не предусмотрели - категорически не хватает информации об уровне повреждений вашей цели. Выстрелил, взрыв, враг невредим - что случилось? Не попал? Повредил, но нужно стрелять ещё? "Глюк" игры? Одному Богу известно...

В игре нет такого понятия, как компрессия времени. Долгие перелёты скоротать нельзя (в адд-оне "Фактор К" эта опция будет добавлена). Впрочем, для многих длительное следование на автопилоте не станет раздражающим фактором, гармонично оттеняя игровой процесс...

Заключение


В итоге получаем отечественный космический симулятор, у которого графика не является сильной стороной, но возможность снижаться на планеты, метеоритные потоки, блики от светил - скрашивают негативное впечатление от плоских "задников". И так на протяжении всего проекта - есть сильные стороны, есть слабые, вызывающие раздражение. В результате остаётся впечатление твёрдого середняка - проект и звёзд с неба не хватает, и игровой процесс худо-бедно может предложить достаточно интересные элементы. Есть игры лучше, но есть и хуже. Боюсь, что определиться с тем, насколько вам интересен этот космический симулятор - вы сможете, только пройдя несколько начальных миссий. Но в первую очередь я рекомендовал бы делать это людям, неровно дышащим к жанру, в котором выполнении проект.


Команде разработчиков же пожелаем успехов в дальнейшем. Задел, несомненно, неплох, и если постепенно обобщать и реализовывать опыт в сфере создания космосимов, эволюционировать в графике и учитывать критические отзывы пользователей - со временем может выйти очень достойная игра, которая будет надолго приковывать к экрану. А пока имеем то, что имеем - продукт, обладающий рядом плюсов и рядом минусов, в лучшем случае заслуживающий, пожалуй, "четвёрки с минусом". Оценку выше поставит лишь хардкорный и беззаветный фанат, которому именно данный проект пришёлся по душе...

Оценки


Графика: 70%
Звук: 70%
Игровой процесс: 68%

Общее впечатление: 69%