Издатель в России:
"Новый Диск" Системные требования
Минимальные системные требования:
Операционная система Windows 2000/XP/Vista
Процессор Pentium-III 1,4 ГГц или Athlon ХР 1500+
Оперативная память 256 МБ (для Windows 2000/XP) и 512 МБ (для Windows Vista)
Видеоадаптер с ОЗУ 64 МБ, совместимый с DirectX 9.0с и поддержкой TnL (GeForce 3Ti / Radeon 9 series)
Звуковое устройство, совместимое с Microsoft Windows 2000/XP/Vista и DirectX 9.0с
4-скоростное устройство для чтения DVD-дисков
4 ГБ свободного места на жёстком диске
Клавиатура и мышь, совместимые с Windows 2000/XP/Vista
Рекомендуемые системные требования:
Операционная система Windows XP/Vista
Процессор Pentium 4 3,0 ГГц или Athlon 64 3000+
Оперативная память 1024 МБ
Видеоадаптер с ОЗУ 64 МБ, совместимый с DirectX 9.0с и поддержкой вертексных шейдеров 2.0 и пиксельных шейдеров 2.0 (GeForce 6600 / Radeon X series).
Звуковое устройство, совместимое с Microsoft Windows XP/Vista и DirectX 9.0с
4-скоростное устройство для чтения DVD-дисков
4 ГБ свободного места на жёстком диске
Клавиатура и мышь, совместимые с Windows XP/Vista
Описание
Серия Tomb Raider не нуждается в особых представлениях - Лару Крофт знает большинство поклонников компьютерных игр. В кино эту сексапильную охотницу за артефактами и приключениями на свою... гм... шикарную пятую точку - сыграла Анжелина Джоли. Боюсь, когда Анжелина основательно выйдет на пенсию (и будет устраивать своих внуков в школу) - нестареющая на экранах мониторов Лара Крофт будет продолжать свои приключения на радость очередному поколению фанатов.
Рассматриваемый в данном материале проект, вышедший на территории России при помощи издательской компании "Новый Диск", именуется как Tomb Raider: Anniversary - прямое указание на юбилейный возраст серии. Игра, кстати, построена на базе оригинальной первой части (но не полностью, а лишь частично - так что вам всё равно будет интересно её проходить). Вот уже десять лет, как Лара Крофт с нами, и мы отправляемся изучать игру, выполненную в нестареющем жанре приключений, который подарил нам немало замечательных мгновений (одна кинотрилогия про Индиану Джонса чего стоит).
К нам в руки попала локализованная на русский язык версия игры, поставляющаяся на одном DVD. Выбрав "выборочную" (простите за тавтологию) установку, я немало удивился, поскольку кликнув пару раз "Далее" - просто перешёл к копированию 3.4 Гбайт файлов на жёсткий диск. Похоже, никаким выбором и не пахло :).
В составе игры идёт дополнительный модуль GameShadow, предназначенный для обновления Tomb Raider: Anniversary. Степень серьёзности процесса обновления я ощутил сразу - это приложение тут же запросило "самообновиться" с версии 2.2.1 до версии 2.3.0.
Итак, GameShadow - это пакет для поддержки в актуальном состоянии ряда игровых программ (в базе сканирования представлено почти две тысячи игр). Вы выставляете пути для сканирования вашего жёсткого диска, и GameShadow определяет поддерживаемые установленные приложения. После отработки GameShadow выяснилось, что патчей для Tomb Raider: Anniversary - пока не выходило.
Перед началом игры следует запустить отдельный модуль предварительных настроек. Там вы выбираете разрешение, частоту обновления экрана, контрастность, яркость, аппаратное сглаживание картинки и различные дополнительные опции качества графики.
Маленькая, но красивая деталь - по мере вашего перехода с одного уровня на другой (всего в игре их четыре - Перу, Греция, Египет и Затерянный остров) - меняется фон, на котором расположена Лара Крофт и пункты главного меню.
Кроме настроек, выбора профиля, начала игры и выхода - представлены два интересных пункта: "Поместье Крофт" и "Награды". С последним всё более-менее ясно - здесь скапливаются бонусы, которые вам выдают за успешное прохождение этапов и нахождение артефактов на уровнях. Среди этих "вкусностей" - музыка из игры, видео ролики, чит-коды, и даже возможность сменить наряд вашей героини.
А вот что касается поместья Лары Крофт - то я настоятельно рекомендую вам заглядывать сюда только после прохождения всей игры (или, как минимум, её половины). Этот уровень - бонусный, напичкан различными головоломками и загадками, которые вам предстоит решить. Не перепутайте поместье с Tutorial - это вам не обучающая миссия! Управлению учат в игровом процессе по основной сюжетной линии, по мере прохождения уровней, а "Поместье Крофт" - это на десерт, после того, как вы полностью окунётесь в мир игры.
Первым делом глаз, конечно же, оценивает уровень графики. Она в целом весьма неплохая, хотя особых изысков нет, а некоторые текстуры - бедноваты. Вполне можно ставить твёрдую четвёрку.
Сюжет закручивает интригу вокруг пропавшей Атлантиды, точнее, одного из артефактов, имеющих к ней отношение. Эпатажная дамочка-президент некоей корпорации предлагает вам отправиться в Перу на поиски одной из частей артефакта. Как выясняется позднее, остальные его части ищут археологи-конкуренты (впрочем, археологами их сложно назвать - скорее, профессиональные авантюристы криминальной окраски). На этом о сюжете замолкаем - дабы ненароком не раскрыть вам каких-то секретов, делающих прохождение менее интересным.
В игре представлено три уровня сложности - лёгкий, средний и высокий. Я играл на среднем, и должен сказать, что испытал некоторые сложности при схватках врагами. Если вы хотите именно бродить и решать загадки, не слишком отвлекаясь на стрельбу - выбирайте лёгкий уровень сложности.
Итак, первая миссия в Перу. Сцена с волками живо напомнила оригинальную версию Tomb Raider десятилетней давности. Даже подумалось - "Боже, как быстро летит время!"... Тем временем, вы начинаете изучать управление. Сказать, что оно нетривиальное - значит, ничего не сказать. Лара Крофт - это настоящий киборг на базе гимнаста Алексея Немова. Умеет намного больше человеческих способностей, никогда не ошибается и не чувствует усталости даже после тысячи подтягиваний на карнизе - наоборот, на тысячу первый раз может ещё и "спижонить" - осуществить красивый выход с карниза через голову.
Через некоторое время вы поймёте, почему в "Поместье Крофт" не надо соваться раньше времени. В арсенале Лары - очень много приёмов, требующих изучения, а в оформлении уровней разработчики используют большое разнообразие уловок. Вот лишь некоторые возможности героини: переключение с бега на ходьбу; прыжки с перекатами, "лебединый прыжок", возможность балансировать на небольших площадках вроде столбика; подтягивание и раскачивание на канате;
..."солнышко на турнике";
...восстановление равновесия в сложных ситуациях; раскачивание на канате с крюком-кошкой; бег по стене с помощью каната с "кошкой";
...зацепление канатом с крюком объектов для перетаскивания; перемещение предметов толканием руками;
...плавание (ныряние, подъём, ускорение); стрельба из оружия; использование предметов; уклонение от вражеских атак в режиме slow motion и т.д.
Для того чтобы вникнуть во всё это многообразие и затем использовать эти трюки и возможности в игровом процессе - потребуется время. Вначале я был очень раздосадован управлением, проклиная разработчиков и обвиняя их в том, что они понятия не имеют об эргономике. И лишь после нескольких уровней и пары дней игры - я более-менее привык ко всем этим изыскам, хотя до сих пор играю на поверхности с помощью мыши и клавиатуры, а плаваю под водой - с помощью геймпада. Со стороны это, наверное, выглядит довольно забавно - человек щёлкает клавишами и мышкой, потом хватает геймпад, затем бросает его и снова переходит на мышь с клавиатурой...
Естественно, в играх, где очень многое зависит от управления и где ошибки стоят виртуальному герою его виртуальной жизни (а игроку - потраченных нервов и времени), очень остро стоит вопрос о сохранении (заветном Save-Load). В игре Tomb Raider: Anniversary процесс сохранения привязан к контрольным точкам. При желании вы, конечно, можете остановить игру и сохраниться вручную, но всё равно после восстановления - начнёте с последней контрольной точки. Это не очень удобно в случаях, когда вы застряли на сложном эпизоде. Однако контрольные точки расставлены достаточно часто, и особых проблем, к счастью, не возникает.
Переходим к главной черте игрового процесса. В первую очередь он (игровой процесс) сконцентрирован на прохождении уровня, который разработчики заботливо напичкали ловушками, карнизами, уступами и препятствиями.
Лара Крофт будет трудиться, не покладая рук и ног - бегать, прыгать, подтягиваться на карнизах, крутиться на перекладинах-турниках, использовать верёвку с крюком - и всё ради того, чтобы продвинуться вперёд, к заветной цели. В итоге получается далеко не любимый многими случай "бежишь, стреляешь - дёрнул рычаг, снова бежишь и стреляешь". Поклонникам action игра Tomb Raider: Anniversary предложит не так уж много. В первую очередь вы будете внимательно изучать уровень и, сопоставляя увиденную картину с возможностями богатого арсенала трюков Лары Крофт, - продвигаться на шаг вперёд, тоннель за тоннелем, комната за комнатой, этап за этапом, и, наконец, уровень за уровнем. Вот, например, как выглядит один из "греческих" уровней: забежал, убил тигра, провёл сеанс скалолазания по выщербленным мраморным колоннам, разыскал карту с ключом для открытия одной двери, другой двери, выставил этот код для открытия дверей, разломал медный глобус, выкатил глобус на платформу-активатор двери, забрал артефакт, перешёл дальше... Чем-то похоже на старый добрый "Принц Персии" двадцатилетней давности - помните, все эти прыжки по платформам, подтягивания, и прочее? Атмосфера практически идентична.
Теперь что касается сражений. Периодически вам будут попадаться мелкие враги - крысы, летучие мыши, волки, медведи, ящеры...
Лучше всего их убивать, удерживая на безопасном для себя расстоянии. Например, запрыгнуть на какой-нибудь уступ и спокойно расстрелять. Если нет уступа - лучше вести огонь, пятясь назад.
Если и такой возможности нет - то тут уж вам придётся прыгать и перекатываться, успевая насиловать клавишу стрельбы. Благодаря самонаведению прицела на цель - процесс фаршировки врага свинцом существенно упрощается, но в закрытых пространствах бои принесут немало проблем. Например, волк может ухватить вас за руку, и только судорожные нажатия "взад-вперёд" помогут вырвать столь дорогую Ларе Крофт конечность из его пасти. Также враг может сбить вас с ног - после чего нужно жать "прыжок", чтобы вскочить на ноги.
Среди врагов будут попадаться и боссы - например, невесть откуда взявшийся динозавр. И здесь не обходится без головоломки - вы будете катастрофически долго убивать его, если не догадаетесь, что раздразнив врага с помощью стрельбы, нужно заманить его прямо на барабан с шипами, наносящий очень большие повреждения.
Порой предшествующая битве заставка является интерактивной - вас просят быстро нажать нужную кнопку, чтобы Лара увернулась от удара или атаковала сама. Если не успеете - вас съедят (пристрелят, зашибут - нужное подчеркнуть).
Оружие в игре выдаётся очень скупо - вы не в боевике всё-таки. Около 50% игры вы пройдёте лишь с парой пистолетов и дробовиком. На этапе периодически встречаются патроны к оружию и аптечки (большая и малая), к пистолетам же запас патронов неограничен.
У Лары имеется свой инвентарь из двух уровней - оперативный (аптечки, оружие, патроны) и глобальный (дневник, артефакты, ключи, важные предметы).
Дневник можно периодически включать, чтобы Лара Крофт поделилась с вами своим видением по поводу текущего этапа или ситуации.
Её советы настолько размытые и общие, что ценность их практически равна нулю - уж если вы застреваете на этапе, то вам нужна конкретная подсказка (порой неприметный выступ или кольцо для каната с крюком, которые с первого раза не разглядишь).
Вода в игре сделана не очень красиво, но вполне пристойно. При плавании под водой - вы тратите кислород, запас которого отображается в виде голубоватого прогресс-бара. Закончился кислород - Лара начинает задыхаться, и если вы быстро не всплывёте на поверхность - для вас игра преждевременно закончится. Понравилось, что героиня после выхода из воды выглядит действительно мокрой.
Но есть и недочёты - например, постояв под водопадом, Лара остаётся абсолютно сухой. Обидно - если уж реализовывать, то до конца...
Музыка в игре достаточно приятная, но не слишком запоминающаяся - она, скорее, похожа на фон (не мешает и хорошо). Русская актриса, озвучившая Лару Крофт - идеально подходит для образа этой героини. Простора для локализации в игре было не так уж много, и лично я не заметил никаких недочётов в русской версии Tomb Raider: Anniversary.
Резюме
Следует сразу же предупредить адептов жанра Action: стрельбы в игре мало, а основной задачей является изучение и успешное прохождение этапа с использованием различных акробатических и верхолазных возможностей Лары Крофт. Решение не слишком сложных головоломок, поиск рычагов, карабканье по стенам и раскачивание на канате - и всё это для того, чтобы найти путь к артефакту, финальной сцене этапа, завершению уровня.
Арсенал приёмов Лары Крофт достаточно богат, и для его изучения и дальнейшего использования потребуется время, за которое игрок может посчитать проект неинтересным. Да, местами игра становится скучноватой, особенно в случаях, когда вы ищете неочевидное продолжение пути где-нибудь в катакомбах. Однако после освоения всего арсенала приёмов сексапильной расхитительницы гробниц и осознания принципов построения уровня (головоломки, уступы, платформы, кольца для крюков и проч.) - вам станет проще ориентироваться во всех этих унылых и заброшенных комплексах, пещерах, джунглях. Если к этому времени вы не потеряли интереса и терпения - игра Tomb Raider: Anniversary способна принести вам настоящее удовольствие...
Оценки
Графика: 80%
Звук: 80%
Игровой процесс: 75%
Общее впечатление: 80%