Издатель в России:
"Акелла" Системные требования
Операционная система Windows XP, DirectX 9.0c и выше.
Процессор Pentium 4 с частотой 2.0 ГГц.
Оперативная память 512 Мбайт.
Видеокарта со 128 Мбайт ОЗУ (уровня GeForce 4 и выше, кроме встроенных и серии MX).
Звуковая карта (желательно с поддержкой EAX).
Около 1.2 Гбайт свободного места на жёстком диске.
DVD-ROM.
Клавиатура, мышь.
Описание
Сразу после установки игры и её первого запуска - на экран выводится меню предварительных настроек. Выставляем разрешение и уровень детализации графики, анимацию меню, настройки звука (тип акустики, поддержка EAX и т.п.). Не понравилось отсутствие поддержки графических разрешений для широкоэкранных мониторов - пришлось довольствоваться стандартными 4:3, уповая на Anti Aliasing.
Но вот все настройки выставлены и нас просят установить драйвер защиты StarForce (с перезагрузкой системы). После перезагрузки вы запускаете игру, вводите серийный номер, указанный на DVD - и наконец загружается главное меню, где нас встречает очень хороший музыкальный трек, который сразу же хочется сохранить в избранной коллекции музыки.
Перед началом игры вам следует создать свой собственный профиль. Далее вы идёте выставлять настройки управления - используется клавиатура и мышь. После всех этих приготовлений - отправляемся смотреть заставку...
Предыстория рассказывает нам об отправленной на Ганимед (спутник Юпитера) экспедиции, которая отстроила базу, заселённую людьми в 2072 году. Люди спокойно трудились в этой колонии, поставив во главу угла порядок и безопасность.
Игра начинается от лица механика, копавшегося со сварочным аппаратом под машиной и затем столкнувшегося с перегрузкой электросети. Тут-то и начинается вся круговерть событий...
В игре предусмотрено три уровня сложности - низкий, средний, высокий. Я играл на среднем, и особых проблем не испытал, кроме, пожалуй, пары-тройки неприятных ситуаций. Впрочем, если вы хотите окунуться в просмотр заставок по сюжетной линии и долгая стрельба и кувырки вам претят - можете выбрать низкий уровень сложности.
Заставки сделаны в основном на игровом "движке", но есть и кинематографические ролики. Сюжет, конечно, слабоват, да и роль героя-спецназовца простому технику явно не идёт. Уж лучше бы сделали спецназовцем какого-нибудь военного профи - было бы намного гармоничнее...
Ваш герой бежит, управляемый клавишами W, A, S, D - а мышка позволяет ориентироваться в пространстве и наводить линию огня на врагов, жать на курок, а также сменять тип оружия скроллом. Герой также умеет перекатываться, уходя от вражеских атак - рекомендую изучить этот приём как можно раньше. Впрочем, перекатываться с тяжёлым оружием вам не дадут - и это вполне справедливо.
Ролевая система в Shadowgrounds (точнее, вообще какая-либо система улучшений вашего героя) ограничена ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО оружием. Никаких бронежилетов, никакого увеличения ловкости и жизненных сил. Только улучшение характеристик оружия и всё. Точка. Изучайте тактические возможности каждого из десяти представленных видов оружия и открывайте для себя новые горизонты после апгрейдов.
Апгрейды осуществляются вами лично (на ваше усмотрение), после того, как вы накопите необходимое количество жёлтых фишек, периодически "выпадающих" из вражеских трупов. Раз оружие в игре является краеугольным камнем, отведём ему отдельный подраздел...
Оружие
Итак, оружие в Shadowgrounds играет ключевую роль - ибо к нему привязаны все улучшения боевой мощи вашего персонажа. Вооружение делится на тяжёлое и лёгкое. С тяжёлым оружием ваш герой перемещается немного медленнее (или ощутимо медленнее - например, в процессе стрельбы из авиационного пулемёта).
Оружие сильно различается как по силе огневой мощи, так и другим тактическим характеристиками. Далее я постараюсь описать каждый из видов, с его особенностями и субъективными рекомендациями по апгрейдам.
Пистолет. Базовое оружие, выдаваемое вам в самом начале. Пистолет обладает бесконечным запасом патронов и поэтому пригодится вам (в той или иной мере) вплоть до самого конца игры. Из апгрейдов я бы рекомендовал брать только первые два (увеличение урона и количества патронов в обойме), а вот третье улучшение (транквилизатор, замедляющий врагов) - оказался практически бесполезен.
Штурмовая винтовка. "Рабочая лошадка", автоматический огонь которой позволяет быстро начинить жертву свинцом. Очень практичное оружие, у которого следует выбирать первый апгрейд (увеличение урона), а вот вторые два - вряд ли пригодятся (увеличение магазина сверх 60 патронов - не так уж и нужно, тем более, что перезарядка осуществляется быстро). Работающий на небольшом расстоянии парализатор - тоже не очень нужен, поскольку вы наверняка будете стараться не подпускать врагов близко, расстреливая их с дальних позиций, отступая назад.
Дробовик. Как и в жизни, очень хорош на близких и средних дистанциях. Мощное оружие, которое я активно использовал и в самом конце игры - благодаря третьему улучшению - автоматическому огню. Также следует выбирать первое улучшение (повышение кучности стрельбы), а вот второе - смело игнорируйте.
Огнемёт. В закрытых пространствах вы оцените данный агрегат, позволяющий поливать врагов огненной струёй. Кроме того, имеет очень приятную особенность - возможность поджигать врагов через закрытую дверь (такой вот игровой недочёт в вашу пользу). Я брал только первый апгрейд - увеличение температуры огненной струи через две секунды. Запас топлива достаточно велик (300 единиц), а выплёскивание огненной смеси без поджигания для установки ловушек - это всё-таки изыски на любителя, так что второй и третий апгрейды я бы выбирать не рекомендовал...
Гранатомёт. Чем хорош гранатомёт? Да прежде всего тактикой - выскочил из-за угла, пальнул гранатой - и в кусты (то бишь, укрытие), а враг барахтается в эпицентре взрыва. Из стрелкового оружия так будешь до вечера сражаться, ибо урон от пули и от гранаты - несоизмерим. Однозначно следует брать первый апгрейд (граната покрывает большую площадь несколькими маленькими взрывами), а вот два остальных, по-моему, совсем не нужны.
Авиационный пулемёт. Любимое оружие Терминатора во второй части одноимённого фильма. Большой боезапас (в ленте 500 патронов) и неплохая (но всё же не слишком впечатляющая) огневая мощь делают это оружие неплохим выбором для уничтожения больших скоплений "низкоуровневых" врагов. Для уничтожения сильных и хорошо вооружённых противников - всё-таки приходится использовать другие тактические приёмы. Первый и второй апгрейды - оправданы, а вот третий - возможность установки пулемёта отдельно в виде турели - большой вопрос, хотя тактическое применение данной опции некоторым покажется перспективным.
Лазерная винтовка. В обычном режиме - проигрывает другим видам мощного оружия, но получаемая после третьего апгрейда опция "точечный лазер", повышающая мощность в несколько раз (но и быстро опустошающая магазин) поможет вам в тяжёлых случаях с большим скоплением разномастных врагов. Второй апгрейд тоже неплох (увеличение энергозаряда магазина), а вот первый (исключение смены магазинов), пожалуй, выбирать нет смысла.
Снайперская винтовка. Никаких "видов из оптических прицелов", конечно, вы не дождётесь. Но большая мощность выстрела (для многих низкоуровневых врагов действует принцип "один выстрел - один труп") превращают данную винтовку в очень приятный в использовании инструмент для отражения массированных атак там, где есть возможность для отступления. Более того, при выборе первого апгрейда (рикошетирование пуль от стен) вы получите одно из наиболее любимых средств уничтожения. Второй апгрейд - увеличение магазина до двух патронов - возможно, оправдано (хотя можно и поспорить), но вот третье (магнитный взрыв) - я почти не использовал.
Ракетница. У этого оружия один недостаток - ракеты быстро кончаются. Полного комплекта из 24 ракет не хватает для того, чтобы использовать ракетницу тогда, когда захочется. Более того, после выбора практически обязательного третьего апгрейда (мини-ядерный взрыв при выпуске счетверённой ракеты) вы будете беречь ракетницу только для очень сильных врагов-"боссов" или же для скоплений высокоуровневых врагов в закрытых помещениях. Второй апгрейд также нужен, а вот первый (стрельба двумя ракетами) - по-моему, абсолютно бесполезен ввиду малого боезапаса, которым вы будете дорожить.
Энергетическая пушка. Главное преимущество энергетической пушки появляется после выбора второго (обязательного!) апгрейда - автоматическое пополнение боезапаса. Точно также обязательным является и третий апгрейд (накопление мощного заряда в течение трёх-четырёх секунд и выстрел им в направлении врагов), и практически необходимым - первый. У вас в арсенале появляется мощное оружие, не привязанное к боеприпасам. Пожалуй, самое лучшее оружие в игре в ситуациях, когда есть время и место для манёвров.
Теперь перейдём к оформлению игрового экрана. Индикаторы слева внизу - это ваш текущий уровень здоровья и заряда батареи фонарика (батарейка подзаряжается автоматически, когда фонарик отключен). Фонарик очень важен - он не только подсвечивает тёмные углы, но и на более поздних этапах обнаруживает врагов-невидимок.
Индикаторы справа внизу - текущий вид оружия, количество патронов в патронташе и в магазине. Мини-карта (точнее, радар) в правом верхнем углу красными точками показывает находящихся поблизости врагов.
Вы будете часто открывать большую карту уровня, чтобы прокладывать свой маршрут к очередной ключевой точке (она обозначена зелёным цветом, а ваше местоположение - зелёная стрелка). Там же выводится список ваших текущих заданий. Система сохранения не слишком удобна - на уровень вам даётся 4 жизни, а сохранение происходит только в начале этапа. После вашей смерти - убитые враги не восстанавливаются, вам следует просто довести начатое дело до конца. Боезапас - также полностью сохраняется таким, каким он был на момент смерти.
На уровне есть ряд интерактивных объектов. Во-первых, это двери. Обычно они открываются автоматически, но их можно принудительно открывать и закрывать кнопкой действия. Также встречаются компьютеры, КПК - они поставляют вам информацию о происходящем и призваны добавить реализма происходящему. Однако на деле - никакой пользы от них нет.
Другое дело - терминалы. Это управляющие элементы, с помощью которых можно открывать ворота, осуществлять запуск агрегатов и т.д. Также имеются прочие объекты, над которыми можно совершать действия - в основном это передатчики, провода и т.п. штуки. Оформление уровня простенькое, но приятное для глаз. Кое-где искрит проводка, вырывается пар из труб - это добавляет свои штрихи в открывающийся взгляду пейзаж повреждений базы после атаки врагов.
Теперь перейдём к таким важным предметам, как аптечки и амуниция. Аптечки бывают двух видов - "настенные", прибавляющие 50% здоровья, и маленькие - добавляют 25% жизненной силы. Патроны валяются или прямо на земле виде магазинов, или в виде патронташей (комплексная прибавка боеприпасов сразу ко всем типам оружия), или же в виде ящиков с надписью "Амуниция" - их надо разбивать выстрелами.
Кроме того, на уровне встречаются другие разрушаемые объекты - ящики, бочки, стёкла и т.п. Взрывающиеся бочки можно использовать в качестве тактических мин.
Теперь поговорим о встречающихся в игре врагах. Изначально по базе бегают мелкие безвредные жучки, которых можно давить ногами. Но они - лишь элемент пейзажа. Затем вылезают более серьёзные "букашки", но они боязливы, и приближаются к вам достаточно редко.
Через некоторое время вы встретите ящероподобных монстров, похожих на тех, что были представлены в фильме "Чужие".
Далее придётся воевать с плюющимися ядом червями, умеющими прятаться под землёй и выныривать из неожиданных мест. Ну, а потом вы уже столкнётесь с сильными врагами - мутантами-скорпионами с лазерными винтовками...
С инфернального вида ящерами, поливающими вас очередями энергетических сгустков...
И даже со змеевидными невидимками, которых обнаружить можно только по потусторонним завываниям и подсветке фонариком.
В общем, у всех врагов вы будете искать уязвимые места, и находить свою тактику уничтожения. К примеру, вы можете подскочить сзади к сильному монстру и засадить в него всю обойму из дробовика.
Или же пойти в открытый бой с ракетницей или гранатомётом (если боезапаса не жалко). Собственно, назвать игровой процесс "тупым" - язык не поворачивается. На нормальном и сложном уровнях игры вы будете активно использовать объекты, окружающее пространство, преимущества того или иного оружия (и в том числе - улучшенного с помощью апгрейдов). Так же вы будете уделять внимание таким мелочам, как перезарядка всех видов оружия в состоянии относительной безопасности. В бою-то вы будете переключать типы вооружения сразу же - и остатков обоймы может не хватить на отражение атаки, придётся платить за такую непредусмотрительность здоровьем персонажа.
Ну, а чтобы вы не заскучали, отыскав победную тактику против населяющих уровень паразитов - разработчики подбрасывают вам ещё и монстров-боссов, для уничтожения которых придётся как следует попотеть, кувыркаясь в разные стороны и поливая вражину и его более мелких вассалов с помощью имеющегося в наличии оружия - до тех пор, пока не закончится полоска жизни инопланетного чудовища.
Что касается квестов, головоломок и NPC - с этим дела у Shadowgrounds обстоят из рук вон плохо. Обычно квесты примитивны до безобразия. Пожалуй, самый запоминающийся - это найти деталь от насоса, починить его, спустить воду в бассейне и забрать дробовик. Также отмечу боевую лихорадку на базе, когда вам придётся таскать и устанавливать пулемётные турели во время атак пришельцев. Всё остальное - не стоит особого упоминания.
NPC - отдельная песня. Похоже, что здоровья у них вагон, и умереть они не могут в принципе. Вначале я как-то переживал за напарницу и доктора, но потом плюнул. Девушка с маломощным пистолетом - "пукалкой" практически бесполезна как боец, и только мешается под ногами. Классический расклад - толпа монстров грызёт моего NPC уже добрых полминуты, а персонаж спокойно расстреливает толпу с дальней дистанции (при этом главный герой, окажись он в той толпе монстров, отошёл бы в мир иной через пару-тройку секунд).
Ну и, наконец, о локализации. Она не дотягивает до оценки "хорошо", максимум - "тройка" с плюсом. Перевод выполнен в полном объёме, но есть как ляпы, так и претензии к актёрам. Диалоги персонажей порой вызывают недоумение - это что, попытка спрятать полный непрофессионализм за стёбом? Или героев хотят выставить дебилами и клоунами? Есть ошибки и в описании апгрейдов к оружию - у лазерной винтовки штурмовая модификация почему-то в описании дублирует информацию модификации пулемёта, а у винтовки гаусса улучшение магнитный взрыв - почему-то "увеличивает обойму". Игроку приходится догадываться самостоятельно о том, что же на самом деле дают эти улучшения (хорошо ещё, что иконки красноречиво указывают на истинное значение апгрейдов). В общем, надеемся, что всё это объясняется желанием издателя сократить издержки на локализацию, дабы мы смогли получить вожделенный jewel за деньги, несопоставимые с ценой западных коробочных версий...
Выводы
"Shadowgrounds: Твари из космоса" - это футуристический боевик от третьего лица (с видом сверху на вашего персонажа). Действие проистекает на удалённой инопланетной базе, космических кораблях (как землян, так и инопланетян). Сюжет не блещет, ролевая система ограничена тремя апгрейдами для каждого десяти видов оружия (развития персонажа - не предусмотрено).
Большое число видов оружия, достаточное разнообразие врагов, неплохая графика, разрушаемые объекты и необходимость выработки своей тактики победы для успешной борьбы с "чужими" - не позволяют отнести Shadowgrounds к низшей лиге. Хороший звук, удобное ориентирование на уровне благодаря неплохой карте, отсутствие сложных квестов - и вот вам уже не хочется закидывать игру на дальнюю полку после первых двух уровней. Вы бежите дальше по коридорам, попутно уничтожая ваших врагов, которые часто не дают расслабляться (собираясь в тёплые, но недружелюбные компании).
Будьте готовы к неожиданностям (двери закрылись, бежать некуда, и на вас накидывается толпа монстров) - замешательство в таких ситуациях идентично смерти. Я прошёл игру до конца примерно за 10-15 часов на среднем уровне сложности, и, в общем, у меня остались положительные эмоции от знакомства с проектом небольшой финской студии Frozenbyte. Ждём второй части игры, Shadowgrounds Survivor, выход которой состоится уже в нынешнем году...
Оценки
Графика: 80%
Звук: 85%
Игровой процесс: 75%
Общее впечатление: 80%