"Хроники Тарр: Призраки звёзд" (версия 1.0.2.0)

Издатель в России: "Акелла"

Системные требования


Процессор класса Pentium 4 с частотой 2.4 ГГц

ОЗУ 512 Мбайт

Видеокарта со 128 Мбайт ОЗУ и поддержкой DirectX9 (класса GeForce FX 5700 и старше)

DirectX-совместимая звуковая карта

DVD-ROM

Клавиатура, мышь

Операционная система Windows XP или Windows Vista


Сюжетная завязка


Дни жизни привычной галактики сочтены. Каждый день во тьме аномального катаклизма чернеют, и умирают десятки звёзд. Ни одна развитая раса не смогла противостоять Мраку, даже объединившись со своими старыми врагами.

Те кто выжил - отчаянно борются за существование среди руин вчерашнего величия. Тысячи транспортов с беженцами идут караванами в окраинные миры, бросая планеты и космические орбитальные станции-города, спасаясь от неизбежной смерти своих родных миров...

Вдобавок к этому, на сцену выходит еще одна враждебная раса - Дэ-Хэттэ. Это видоизмененный аномалией древний клан старейшин Меатарр, наследием от которых остался накопленный миллионами лет генетический навык мастерски воевать. Дэ-Хэттэ - смертоносное сочетание различных аномалий, жуткий симбиоз Мрака и мёртвого воина.

Военный крейсер "Талестра" был направлен в отдаленную звёздную систему в составе небольшой эскадры, для охраны научной экспедиции, нашедшей город древней расы Оззах. Есть надежда, что эта находка сможет остановить глобальный катаклизм - Мрак, и положить окончание затянувшейся битве за выживание на крупицах уцелевших звёзд. Однако внезапное вторжение нового врага и неудачное стечение обстоятельств во время отступления - выкидывает "Талестру" далеко от места разворачивающихся событий, в другой рукав галактики, населённый расой воинов - давними союзниками по борьбе против Мрака.

Чудом уцелевший корабль серьёзно поврежден, гипер-двигатели выведены из строя. Нам предстоит пройти долгий путь домой: через миры, населённые чужими расами, через пустынные, давно вымершие системы и сектора, контролируемые главным врагом миров - воинственной расой Дэ-Хэттэ. На корабле то и дело происходят странные вещи, да и окружающая порой обстановка кажется иной, непривычной - как будто герой окружён чем то пустынно-призрачным...

Герой - пилот элитного отряда истребителей, входящего в состав боевой эскадры крейсеров "Талестра" и "Синграна". Крейсера направлены в отдаленную звёздную систему, где рядом научных групп идёт поиск данных, способных изменить ход войны в пользу людей. Тянутся долгие месяцы ожидания результата исследований и возможного появления противника - Дэ-Хэттэ. Скучают патрульные группы, раз за разом вылетая на сопроводительные задания, работают учёные, застыли в ожидании громады боевых кораблей. Но всё меняется раз и навсегда с обнаружением в системе кораблей противника.


Описание


Игра была обновлена с помощью патча версии 1.0.2.0, так что всё дальнейшее описание производилось именно по "залатанному" релизу. Текущую версию игры вы можете определить по индексу в правом нижнем углу главного игрового меню.

В настройках из главного меню - вы можете регулировать громкость звука, настраивать чувствительность джойстика и изменять клавиши управления. Настройки графики выставляются специальным модулем перед стартом игры - в ниспадающем меню вы просто выбираете качество детализации и всё - дальше, как я понимаю, игра выбирает своим рабочим разрешением то, которое у вас используется на рабочем столе Windows.

После выбора новой игры вы должны будете определиться с уровнем сложности - "Легко", "Нормально" и "Тяжело". Лично я остановил свой выбор на нормальном уровне и, надо сказать, практически об этом ни разу не пожалел - сложные моменты встретились считанное число раз.


После второй заставки, повествующей о пришествии Мрака - вы попадаете в интерфейс на борту крейсера, в промежутке между миссиями.


Верхний ряд иконок слева - это Дневник (вы читаете личные записи и мысли главного героя игры), Досье (список назначений главного героя, а также приказы о присвоении различных наград), Информация (этакая вводная энциклопедия по игровой вселенной и населяющих её расах, очень интересно и познавательно - рекомендую прочесть от начала и до конца!), Боевая статистика (процент попаданий из пушек и ракет - как по вражеским, так и по дружественным целям, а также количество и тип уничтоженных объектов)...


И, наконец, Брифинг (информация о текущем раскладе и задании на предстоящую миссию).

В правом нижнем углу вы увидите ещё две активные кнопки - вызова меню и перехода в ангар.

Ангар

В ангаре вы можете компоновать ваш корабль из различных частей и блоков - так, как вам этого захочется (но при этом отслеживая общий баланс). Критичны два параметра: предельная взлётная масса и энергия корабля.


Взлётная масса определяется корпусом. Если суммарный вес всех деталей, установленных на вашем корабле, превышает предельную взлетную массу, то корабль не сможет взлететь. Компенсацией за высокую взлетную массу корпуса может стать всего лишь один слот для оружия, низкая прочность корпуса или что-либо ещё. По мере прохождения миссий, вам даются новые корпуса с более высокой взлётной массой.

Энергия определяется реактором. Энергия необходима для работы щитов, пушек и ракет. Если суммарное энергопотребление на вашем корабле превышает значение параметра энергия - техник не позволит вам вылететь из ангара.

Компоненты корабля:

Корпус. Главный компонент корабля. Корпус определяет предельную взлётную массу, маневренность корабля и количество слотов для пушек (от 1 до 3).

Броня корабля. В зависимости от величины защиты - варьируется её вес, а в некоторых случаях - может потребоваться дополнительная энергия реактора.

Двигатель. Отвечает за скорость и охлаждение корабля. Чем быстрее охлаждается корабль, тем меньше риск перегрева, и тем чаще возможна стрельба из энергетического оружия.

Реактор. Отвечает за энергию корабля. Чем большей энергией обладает корабль, тем более мощные пушки, ракеты и щиты вы можете поставить на корабль. Реактор также отвечает за скорость восстановления щитов.

Ракеты. Требуют энергии. Наносят серьёзный ущерб. Наводятся на цель самостоятельно. На любом корпусе можно установить до двух ракетных установок.

Пушки. Энергетическое и кинетическое оружие (кинетическое - с ограниченным боезапасом). Любое оружие требует энергии. В зависимости от корпуса, пушек может быть одна, две и три.

Щиты. Чем лучше щиты, тем больше они требуют энергии. Некоторые щиты требуют ещё и вес.

Устройство. Собранные механиком-умельцем специальные устройства, которые влияют на различные параметры корабля.

При желании вы можете воспользоваться функционалом автоматического конфигурирования вашего боевого летательного аппарата (превратив его в более-менее усреднённый тип: истребитель, штурмовик, корвет). Я авто-конфигуратору не доверял, предпочитая делать тюнинг своими руками.

Мастерская

Ваш техник при первом визите в мастерскую сообщает, что в принципе, он может собирать некие устройства, улучшающие параметры корабля.


А именно - броню, щиты, скорость охлаждения, ущерб от оружия, поглощение ущерба щитами и бронёй, скорость восстановления щитов, энергию, взлётную массу. Для этого ему потребуются исходные материалы. Эти материалы можно получить, разбирая стандартные детали из ангара. Чем лучше и качественнее разбираемый компонент, тем больше необходимых ресурсов можно из него получить. Ресурсы для сборки устройств - следующие:

Техносплавы - прочные металлы, наиболее необходимы для производства брони.

Конденсаторы - необходимы для работы с энергией, и всем, что её использует - например, щитами, реакторами.

Регенераторы - необходимы для реакций восстановления в разных проявлениях. Также используются в системах охлаждения корабля.

Наномодули - используются для скрепления сплавов металла невидимыми для человеческого глаза невероятно прочными нитями посредством нанотехнологий. Используются чаще всего для укрепления брони.

Электроника - необходима для улучшения вооружения, систем управления кораблём и прочего.

Есть ограничение - перед вылетом на миссию вы можете разбирать на ресурсы не более 3 деталей (техник сообщает, что кража и утилизация казённого имущества запрещена законом и карается трибуналом, поэтому незаметно списывать можно максимум три детальки). Разбирать можно броню, двигатели, реакторы, оружие и щиты. В принципе, следует заранее понять, какой класс прибора вам нужен, и пару миссий - копить нужные компоненты.

Рекомендую в первую очередь обзавестись приборчиком, увеличивающим общую взлётную массу и энергоёмкость корабля. Также важен прибор, увеличивающий урон. Нелишним будет устройство, дающее регенерацию брони (при "выжигании" врагом ваших щитов - урон наносится броне, а затем - корпусу корабля).

Когда все приготовления закончены - вылетаем на первую миссию. Первое время в левом верхнем углу будут появляться подсказки на красном фоне, только в пылу битвы на них как-то не обращаешь внимания. Уж лучше было бы устроить обучение всем премудростям на каком-нибудь пустынном полигоне.


Пройдёмся по индикаторам на игровом экране. В самом верху - экран с переговорами вашего ведущего, диспетчеров, других напарников и союзников. Слева - окошко текущих директив (локальные задачи). Ниже - окно сканера, отображающего параметры захваченной цели (своей или чужой). Также слева выводится информация о текущем состоянии "здоровья" охраняемых вами объектов (крейсеров, транспортов, ударных штурмовых бригад и т.д.). Слева ближе к центру - прогресс-бар реактивной тяги двигателя и под ней - ваш текущий счёт сбитых врагов.


Справа - прогресс-бар - индикатор перегрева, далее - окошко с информацией о текущем оружии (пушки и ракеты). В окошке информации об оружии пишется оставшийся боезапас. Под этим окном - индикатор повреждений: щитов, брони и, наконец, самого корпуса корабля. Справа выводится информация о текущем состоянии "здоровья" членов вашего звена "Омега".


Реактивная тяга регулируется слайдером джойстика (для этой игры хороший джойстик - настоятельно рекомендуется). При необходимости вы можете использовать форсаж - кратковременное увеличение реактивной тяги, ведущее к перегрузке двигателя и перегреву.

Если у вашего корабля корпус позволяет ставить два и больше вида оружия - вы можете переключаться между ними. Сложно сказать, насколько это оправдано - пожалуй, в одном случае, когда у вас появится ионная пушка, наносящая четырёхкратный урон вражеским щитам - её можно поставить в пару к другому оружию. В остальном же - вполне можно обойтись одним энергетическим оружием (самым мощным из представленных). Энергетическое оружие - с неограниченным боезапасом, различается по энергоёмкости, наносимому урону и нагреву.

В процессе миссий вы можете переключать цели - захватывать вражеские или же "подсвечивать" лидера своего звена (что бывает полезно для ориентирования в пространстве и определения расстояний до ключевых точек). Кстати, если вы достаточно удалитесь от места событий - миссию могут зачесть, как проваленную.


После захвата вражеского корабля и приближении к нему на достаточное расстояние - появляется прицел упреждающей стрельбы (с учётом скорости цели и расстояния до неё). Также блуждающая по экрану треугольная рамка захвата цели ракетной установкой - центрируется на враге, и, если он достаточно близок к вам - вы можете гарантированно поразить его ракетой.

При желании вы можете переключиться на вид из кокпита.


Мне он понравился чуть меньше - из-за текстур кабины и различных элементов фонаря - вам становится хуже видно поле боя и немного сложнее ориентироваться. Без сомнения, сидеть в кокпите реалистичнее, да и приятный звук оружия проявляется лучше, но будет ли это достаточной компенсацией за ухудшение обзора - решайте сами.

В игре реализованы столкновения с объектами - вы будете с металлическим звоном отскакивать от кораблей, астероидов, теряя энергию щитов (а если она исчерпана - броню или даже корпус). В принципе, столкновения не сильно критичны, но несколько столкновений подряд за короткое время могут существенно приблизить вас к смерти и провалу миссии, так что будьте осторожны.

По ходу развития событий вы оцените помощь напарников и союзников. Напарники будут сражаться очень умело, и в принципе, за всё время игры у меня ни один из пилотов звена не был взорван (мне кажется, что если такое и случается, то миссия просто будет провалена). Чуть хуже дела со штурмовыми ракетными бригадами и союзниками - они более уязвимы, так что придётся попотеть, ограждая их от вражеских атак.


Система сохранений в игре - откровенно не порадовала. Миссия разбивается на три-четыре (иногда - пять) эпизодов, и сохранения автоматически происходят между этими эпизодами (при этом расход ракет у вас запоминается, но броня и щиты - полностью восполняются). У меня возникала пара-тройка противных ситуаций в стиле "убили охраняемый объект - конец миссии". Так что быстрее убивайте тех, кто убивает защищаемый вами объект! Следите за щитами охраняемого корабля (уже упоминавшиеся индикаторы слева). Вообще, конечно, отсутствие возможности сохраниться в любой момент - неприятно. Два-три раза переигрывать 10-15 минутные участки (особенно, если уровень сложности высокий), постепенно подбирая победную тактику - откровенно надоедает, можно потерять интерес к игре напрочь. Здесь же, справедливости ради скажу, что такие сложные ситуации единичны, в целом прохождение игры не вызывает проблем. Хотя, возможно, некоторым неискушённым игрокам есть смысл выбрать лёгкий уровень сложности.

Периодически, как раз между эпизодами одной миссии, - прокручивается сюжетная заставка на движке игры, отображающая дальнейшее развитие событий. Такие заставки прервать нельзя.


Вообще, если говорить о сюжете и его подаче - никаких сюрпризов, никакого захватывающего развития событий вы не увидите. Всё достаточно буднично, сюжет похож на малозаметные декорации на заднем фоне. При этом нельзя сказать, что сюжет раздражает или огорчает. Нет, он просто есть, и всё. Он вторичен, а главное в "Хрониках Тарр" - это сам игровой процесс.


Реализация боя - неплохая. Лично мне понравилось, и я прошёл игру до конца. Без сомнения, легендарные космические симуляторы вызывают намного более позитивные впечатления, но и "Хрониках Тарр" всё сделано недурственно. Чуть зазеваешься, сбавив скорость - накроют очередью. Кстати, если состояние вашего корабля близко к критическому - уходите в глухую оборону. Для этого имеется специальный режим защиты, вызываемый клавишей "F".


Режим защиты очень важен. Он позволяет мобилизовать энергетические системы корабля, заставив их работать в первую очередь на восстановление щитов. При этом энергия, затрачиваемая на подпитку оружейных систем - уменьшается. В принципе, вы сможете воевать и в режиме защиты, но через пару-тройку ваших очередей или выстрелов - корабль задохнётся, взяв паузу. Такова плата за экстренное восполнение брешей в щитах. А вот воевать в режиме защиты с применением ракетного оружия - достаточно неплохой тактический приём.

Поговорим о ракетах подробнее. Ракетное оружие в "Хрониках Тарр" - один из важнейших элементов игрового процесса. Если цель близко и не маневрирует, как сумасшедшая, а на пути ракеты нет препятствий - вы имеете в своём активе гарантированное попадание. Одна-две мощные ракеты разносят корабль противника в щепки. Вам решать, какие ракеты брать на миссию - много мелких или мало, но мощных. В конце игры появляются ракетные установки с 30 и даже 60 достаточно мощными ракетами - вот где раздолье...

Ракеты позволяют быстро уничтожить сложную цель, особенно когда вы ограничены по времени задания или же охраняемый вами объект стремительно "умирает" под напором вражеских атак. Не надо торопиться и выпускать весь боезапас в первой трети миссии. Обычно понимание о том, что пора использовать ракеты приходит после появления на экране надписи "миссия провалена". После перезагрузки вы уверенно расстанетесь с частью столь важного арсенала.


В завершение хотел бы сказать и о такой характерной черте проекта "Хроники Тарр", как мелкие ошибки (и это несмотря на патч версии 1.0.2.0). Ошибки не сильно критичны, но всё равно очень неприятны и мешают наслаждаться игрой. Перечислю лишь некоторые замеченные у меня недочёты. В-первых, один раз игра "вывалилась", выдав системное сообщение "объект не существует". Во-вторых, несколько раз при завершении миссии последующая заставка или не отображалась, или прерывалась (выводится игровой кадр, картинка "замерзает" - хорошо ещё, что все эти AVI-шки есть в каталоге с игрой и их можно пересмотреть). Как бы то ни было, замерзание картинки приведёт к необходимости перезапуска игры. В-третьих, на некоторое время пропадал звук титров. В-четвёртых, в ряде случаев почему-то пропадал раздел "Досье" в каюте пилота. В-пятых, иногда в миссиях, когда группа продвигалась к цели - почему-то возникал звук боя, хотя рядом никаких врагов не было. В-шестых, собрав прибор, который помимо всего прочего должен добавлять грузоподъёмность - я увидел, что улучшения параметра не происходит (остальные бонусы - применились). В общем, огрехи в игре остаются, и хотелось бы, что бы они постепенно исчезали...

Заключение


Что можно сказать о проекте "Хроники Тарр"? Это космический симулятор от первого/третьего лица, с аркадным уклоном (но не чистая аркада), с возможностью апгрейда корабля: выбора корпуса, щитов, брони, пушек, ракет и прочих компонентов. Да, с подачей сюжета есть проблемы - его привязка к выполняемым заданиям, в принципе, нормальная, но до идеала - достаточно далеко. У экрана вас удерживает исключительно игровой процесс, который вполне добротен, и если бы не система сохранений игры в трёх четырёх точках за миссию - можно было бы говорить о гарантированно получаемом удовольствии.

Встречаемые мелкие и средние ошибки в игре - немного расстраивают, но не отобьют у большинства игроков желание пройти все девять миссий. Неплохой дизайн уровней, хорошая атмосфера космического боя, не так много сложных ситуаций, заставляющих в бессилии скрежетать зубами - всё это говорит о том, что разработчики идут в правильном направлении. Тем более, что концовка игры явно указывает на продолжение сюжетного развития - в ближайшее время мы с вами увидим выход игры "Хроники Тарр: Стражи Пограничья". Хотелось бы, чтобы сюжет грядущей второй части по-настоящему интриговал, а с игровым процессом - всё и так уже достаточно неплохо.

Оценки


Графика: 80%
Звук: 80%
Игровой процесс: 75%

Общее впечатление: 77%