Enemy Territory: Quake Wars

Издатель в России: "1С"

Системные требования


Операционная система Windows XP / Windows Vista (Windows 95/98/ME/2000 - не поддерживаются)

Microsoft DirectX(R) 9.0c (есть на диске)

Процессор класса Pentium 4 с частотой 2,8 ГГц или Athlon XP 2800+ (для Windows Vista - процессор класса Pentium 4 с частотой 3,0 ГГц)

512 Мб оперативной памяти (для Windows Vista - 768 Мб)

Видеокарта NVIDIA GeForce 5700 или ATI Radeon 9700 со 128 Мб видеопамяти (полный список поддерживаемых наборов микросхем - см. ниже)

Звуковая карта, полностью совместимая с DirectX 9.0c

5 Гб свободного пространства на жёстком диске + 700 Мб для файла виртуальной памяти Windows

Широкополосное интернет-соединение для игры и загрузки обновлений. Функциональность может меняться без уведомлений.

Поддерживаемые видеокарты: на базе серии NVIDIA GeforceFX (5700 и более поздние версии, за исключением 5700LE и 5700VE), серии NVIDIA Geforce 6 (6200 и более поздние версии), серии NVIDIA Geforce 7 (7300 и более поздние версии), серии NVIDIA Geforce 8; ATI Radeon серии 9700 и более поздние версии, ATI Radeon серии X700 и более поздние версии, ATI Radeon серии X1650 и все последующие более поздние версии.

Описание


Игру Enemy Territory: Quake Wars, которая представляет собой шутер от первого лица (ориентированный на сетевую игру "команда на команду"), создавала студия Splash Damage (один из создателей Wolfenstein: Enemy Territory) под чутким руководством id Software.

Предыстория такова: 2060 год - начало новой эпохи адского вторжения на планету Земля варварской расы строггов - киборгов, уничтожающих всё живое на своём пути. Живые организмы, которых строгги лишают жизни, перерабатываются в "строент" (Stroyent) - биологический ресурс, необходимый для поддержания жизнедеятельности строггов, а также для создания новых представителей этой расы киборгов.


Захваченных живыми врагов иногда "строггифицируют" - превращают в таких же строггов, заступающих на служение Главному Строггу по имени Макрон.

Человечество противопоставило вторжению враждебной расы строггов войска Объединённых Сил Обороны (Global Defense Force), созданные из военных подразделений различных стран мира. Армия Объединённых Сил Обороны - единственное, чем может ответить Земля инопланетным агрессорам в борьбе за своё выживание.


Действие игры происходит в 2065 году, в разгар первых битв человечества против строггов. Фактически, игра Enemy Territory: Quake Wars - это предыстория ко всем частям Quake, и события, отображаемые в игре, происходят за несколько лет до истории, рассказанной в Quake II.


При установке нам предлагают выбрать один из двух языков локализации - русский или польский. Неужели намекают, что некогда Польша была провинцией России? :) Кстати, если вы НЕ собираетесь играть через Интернет на серверах с другими игроками - при установке НЕ инсталлируйте Punkbuster (утилита для борьбы с "читами").

Заставка выполнена на игровом движке и представленные боевые действия ясно дают вам понять, что вас ждёт в ближайшем будущем.


После запуска игры - создавайте свой игровой профиль, под одиночную игру или под онлайновую сетевую. Настроек много, есть параметры графики (разрешение, качество эффектов, шейдеры, детализация местности и т.д.) и звука. Также много игровых настроек, среди которых такие специфические вещи, как "Автоматическая смена оружия с опустевшим магазином", "Показывать приборы в транспорте", "Покачивание и вращение прицела" и т.д. То есть, как вы поняли, настраивать можно многое, подгоняя игровой процесс под себя.

Существует три типа игры: "Кампания", "Операция", "Игра на время":

Операция. Атакующая команда должна достичь поставленных целей за отведенное время. Другая команда должна помешать противнику, защищая каждый объект. По окончании игры опыт игроков и уровни их мастерства обнуляются.

Кампания. Кампания состоит из трёх карт, игра на которых происходит поочередно без потери игроками опыта и уровней мастерства. По окончании кампании опыт игроков и уровни их мастерства обнуляются.

Игра на время. На одной карте играются два раунда, после первого - команды меняются местами. Задача - достичь поставленных целей быстрее противника. По окончании раунда опыт и уровни мастерства обнуляются.

Я играл кампанию - наиболее интересный, с моей точки зрения, выбор для однопользовательской игры. Перед началом кампании вы выставляете лимит времени на выполнение заданий, возможность задевать дружественным огнём союзников, количество игроков для каждой из сторон (всего 16 участников или без ограничений). Также вы выставляете опцию, позволяющую ботам выполнять ключевые задания. Немаловажен уровень сложности - низкий, средний, высокий и эксперт (или можно выбрать самому вручную из двух параметров - насколько хорошо боты стреляют и насколько грамотны тактически). Мой вам совет - если вы новичок - начните с низкого уровня сложности, а если часто играли в сетевые шутеры - ставьте для начала средний (ну, а дальше - уже разберётесь сами).

Перед началом кампании (их четыре штуки, по три карты в каждой) - выдаётся брифинг на предстоящую миссию.


После этого вы выбираете, какого бойца взять на выполнение задания. В случае игры за землян - предлагаются пехотинец, врач, инженер, артиллерист и разведчик.

Классы бойцов

Типы персонажей Global Defense Force:

Пехотинец. Тяжеловооружённый солдат с большим запасом здоровья, с помощью взрывчатки (имеющейся в снаряжении) может уничтожать ключевые цели. Основное оружие: автомат, дробовик, пулемёт, реактивный гранатомёт. Снаряжение: взрывчатка с дистанционным управлением.

Врач. Оказывает бойцам первую помощь, предлагает аптечки для лечения и дефибрилляторы для реанимации, уничтожает вражеские центры возрождения. Кроме того, с помощью специальной дымовой шашки врач вызывает самолёт снабжения, который сбрасывает на поле боя груз аптечек и боеприпасов. Чем больше врачей в команде, тем выше запас здоровья будет у каждого бойца (это действует только до четвертого врача включительно). Основное оружие: автомат, дробовик. Снаряжение: аптечки (раздаваемые союзникам), дефибриллятор, маркер для указания места под сброс снаряжения.

Инженер. Возводит объекты, а также ремонтирует установки и транспортные средства, закладывает фугасные мины и дислоцирует оборонительные орудия (противопехотная установка, противотранспортная установка, установка перехвата). Противопехотная установка: автоматически обнаруживает и атакует вражескую пехоту, но игнорирует транспортные средства. Противотранспортная установка: залповая ракетная установка, автоматически обнаруживающая и атакующая наземную и воздушную технику противника. Установка перехвата: автоматически обнаруживает и уничтожает вражеские артиллерийские ракеты и снаряды (неэффективна в случае орбитального удара). Также инженер защищает объекты, обезвреживая вражеские плазменные заряды. Основное оружие: автомат, дробовик. Снаряжение: ремонтный инструмент, дислокатор установок, мины.

Артиллерист. Подкидывает своим товарищам по оружию боеприпасы, указывает цели и вызывает огневую поддержку. С помощью радиомаяка может вызвать авиационный налёт - бомбардировку выбранной позиции. Основное оружие: автомат, дробовик. Снаряжение: боеприпасы (раздаваемые союзникам), радиомаяки, дислокатор артподдержки, целеуказатель.

Разведчик. Дислоцирует радар для обнаружения противника, взламывает цели и установки, применяет камеру "Третий глаз" для разведки и засад. Может принимать облик вражеских бойцов, выводить из строя вражеские установки и транспорт с помощью импульсных гранат, наносить бесшумные удары в спину и применять дымовые гранаты для маскировки. Основное оружие: автомат с оптическим прицелом, снайперская винтовка. Снаряжение: дислокатор радара, микрокомпьютер, камера "Третий глаз", дымовая граната, импульсные гранаты.

В общем, как вы уже поняли, универсальный вариант предложить сложно - на каждой карте полезность одних персонажей будет выше, а других - ниже. После нескольких возрождений определитесь, какой именно персонаж и с каким оружием будет для вас оптимальным. Затем - вызывайте меню возрождения и выбирайте именно такого бойца.

Оружие

В игре не так много видов оружия, и на передовой вы будете использовать только самое мощное вооружение из доступного. Махать ножом или палить из пистолета - в большинстве случаев практически бесполезно (разве что добить практически мёртвого врага). Потому-то такие виды оружия называются "резервными". Также следует учитывать, что положение вашего тела влияет на точность стрельбы. Если пригнуться, вы будете точнее целиться, но медленнее передвигаться. Из положения лёжа стрельба самая точная. Кроме того, у большинства оружия имеется режим прицельной стрельбы (по умолчанию - правая клавиша мыши), но в таком режиме вы будете очень медленно двигаться. Впрочем, при удерживании позиции, когда известны все пути подхода врага на поле боя - режим прицельной стрельбы вполне оправдан.

Типы оружия:

Нож. Боевой нож - резервное оружие на случай, если закончатся патроны. С его помощью можно бесшумно устранять бойцов противника. Удар со спины наносит больший урон.

Пистолет. Пистолет - резервное оружие ближнего боя.

Пистолет с глушителем. Пистолет с глушителем - бесшумное оружие ближнего боя из арсенала разведчика.

Пистолет-пулемёт. Пистолет-пулемёт - резервное оружие ближнего боя с высокой скорострельностью, но низкой кучностью. Стреляет только очередями.

Пистолет-пулемёт с глушителем. Пистолет-пулемёт с глушителем - награда для опытных разведчиков. Он эффективен только на ближней дистанции, зато не дает отдачи. Выпущенная в упор очередь не позволит противнику поднять тревогу.

Автомат. Автомат годится для стрельбы на ближних и средних дистанциях. Короткие очереди обеспечивают максимальную точность. Опытные инженеры получают в награду подствольный гранатомёт.

Дробовик. Дробовик очень эффективен в ближнем бою, но бесполезен уже на средней дистанции. Используется обычно внутри помещений, при штурме зданий и укреплений.

Пулемёт. Тяжёлый пулемёт служит для прикрытия пехоты и уничтожения живой силы противника, против техники он менее эффективен. Стрелять лучше из положения лёжа. Смена магазина занимает несколько секунд - спрячьтесь в укрытии, прежде чем перезаряжаться.

Гранатомёт. Этим оружием могут пользоваться только пехотинцы. Против техники и установок гранатомёт более эффективен, чем против пехоты. В ручном режиме наведения ракета летит по дуге. Стрелять нужно с упреждением, так как выстрел происходит с задержкой. В автоматическом режиме (кнопка альтернативной стрельбы) ракета становится самонаводящейся - при слежении за целью происходит её захват в красный прицел, после чего можно осуществлять запуск.

Подствольный гранатомёт. Подствольный гранатомёт стреляет гранатами, которые летят по крутой дуге. Это удобно при стрельбе из укрытий, через дверные проемы и окна. Гранаты одинаково эффективны против пехоты, установок и техники, отскакивают от стен - используя рикошет, можно стрелять из-за угла. Правильно рассчитав траекторию, можно обстреливать вражеские установки с большого расстояния.

Снайперская винтовка. Предназначена для стрельбы с больших расстояний. Затвор нужно передёргивать вручную после каждого выстрела. Для обзора через прицел - нужно нажать правую кнопку мыши. Степень увеличения оптического прицела - скролл мыши.

Автомат с оптикой. Оружие для ближних и средних дистанций, доступное только разведчикам и артиллеристам. Более низкая по сравнению со снайперской винтовкой точность компенсируется высокой скорострельностью. Кнопка альтернативной стрельбы - очередь из трёх патронов.

Осколочная граната. Стандартная противопехотная граната эффективна также против техники и установок. Чтобы бросить её дальше, некоторое время удерживайте кнопку стрельбы нажатой. Быстрый бросок - кнопка альтернативной стрельбы.

Импульная граната. С помощью импульсных гранат разведчики выводят из строя технику и установки строггов, в том числе оборонительные орудия, помогая группе бойцов начать штурм. Взрыв гранаты на 30 секунд нейтрализует технику и установки, а также причиняет небольшой урон бойцам-строггам.

Дымовая граната. Клубы дыма маскируют вас и ваших союзников.


Техника

Помимо личного оружия бойцов, в игре присутствует техника, и она - важнейший элемент завоевания стратегического преимущества и решения поставленных боевых задач. Техника управляется и стреляет как "игрушечная", по-аркадному, никакого намёка на симуляцию не ждите.

Техники очень много, после уничтожения в бою она периодически "возрождается" на вашей текущей базе. Возродившись на базе, вы спокойно можете влезть в свободный танк и отправиться в самое пекло боя.


Естественно, не забывайте выпрыгнуть из практически уничтоженной боевой машины, иначе вы будете взорваны вместе с нею.

Существует несколько видов техники. Навскидку перечислю некоторые из них. Например, "Хаски" - квадроцикл для быстрой доставки вашего бойца от точки возрождения до места боя. Быстро добежать после смерти до передовой критически важно, поскольку создание численного перевеса в бою за ключевую точку - одно из важнейших условий её захвата.


Есть два вида бронетранспортёров. Один - обычный, а второй - ключевой передвижной объект землян, мобильный командный пункт (МКП). Этот бронетранспортёр обычно требуется дотащить до ключевой точки, но он "дохнет" под огнём врага, его чинят инженеры, перемещают вперёд, снова чинят. В общем, битва у МКП - это часто встречающийся элемент игры на открытых пространствах.


Кстати, при желании вы можете залезть на МКП в качестве стрелка.


Идём дальше. Авиация у землян представлена в виде не управляемых самолётов, вызываемых для авиационного удара, транспортника, а также боевого летательного аппарата "Ананси", похожего на вертолёт штурмовой авиации.


Управлять этим "Ананси" не так уж просто - придётся как следует приноровиться, но затем вы по достоинству оцените преимущества нанесения ракетного удара с воздуха. Впрочем, этот летательный аппарат уязвим для массированного огня, и после шквальных атак лучше приземлиться и покинуть серьёзно повреждённую технику.

При форсировании водных преград - к вашим услугам боевое плавсредство "Утконос". Оно доставляет бойцов через водные пространства к нужным точкам, но при этом вооружено пулемётом. Так, на всякий случай...


Вот и всё, что хотелось бы сказать о технике. У строггов она, в принципе, схожа по огневым и прочим характеристикам с той, что есть у GDF, но всё же нельзя сказать, что полностью идентична. Один мех "робот-циклоп" чего стоит!


Техника - настолько серьёзный игровой элемент в Enemy Territory: Quake Wars (многие сражения идут на открытых пространствах), что вам придётся активно обучаться её применять или... Или задуматься над выбором квалификации пехотинца-гранатомётчика, как и автор этих строк...

Игровой процесс

Итак, в начале вы выбрасываетесь с парашютом в игровую зону на своём аванпосте. В дальнейшем вы также будете сбрасываться с парашютом на последней захваченной вашими войсками контрольной точке возрождения.


После самого первого сброса - начинается режим "разминки" - вы можете бегать, прыгать, пробовать ездить и стрелять из техники, бежать на передовую, но пока не нажмёте F3 - сама игра не начнётся. Нажав указанную клавишу подтверждения готовности к игре - вы запускаете тридцатисекундный обратный отсчёт, после которого начинается выполнение боевых задач.

Игровой процесс - интересен, и в первую очередь из-за командной составляющей. Даже "гоняя с ботами" (которые озвучены весьма неплохо - пусть фразы примитивны и однообразны, но всегда говорятся к месту) вы окунаетесь в горячку боя, постигая азы выживания в этом пекле.


Сначала, конечно, "дохнешь", как муха, но потом понимаешь что к чему. Первый этап - научиться выживать. Второй этап - научиться эффективно уничтожать врага. Ну, а высший пилотаж - ко всему прочему стать неформальным лидером группы, который зачастую ценой своей жизни выполняет ключевые задания (минирует объекты, взламывает системы, переносит ключевой объект и т.д.).

В принципе, игра реалистично отображает боевые условия - тут и перебежки от укрытия к укрытию, и сильная командная тактика, и внезапная смерть из-за незамеченного вами врага сверху, сбоку или снизу, а то и вообще из ниоткуда - после удачного снайперского выстрела.

При всём при этом снайперы малоэффективны против техники, а техника-то используется весьма активно! Именно поэтому после недолгих переборов классов персонажей лично я остановился на пехотинце с переносной ракетной установкой.


Правда, при игре в узких коридорах помещений я сменил её на более практичный крупнокалиберный пулемёт. Всё-таки из-за задержки выстрела базука хороша в основном на открытых пространствах.

По мере прохождения игры вы получаете звания и даже бонусы-награды (дополнительные специальные возможности).


В игре есть 39 званий, самое младшее из которых - новобранец. Звания присваиваются за командное взаимодействие и активное участие в бою. Звания не зависят от количества очков опыта, и каждый последующий титул получить всё сложнее (хотя в горячке боя на это как-то не обращаешь внимание). Постоянно звания сохраняются только при игре в Интернет на официальных рейтинговых серверах, а в случае игры по локальной сети, в одиночной игре и на нерейтинговых серверах - статистика не фиксируется. Статистику можно просматривать на сайте http://stats.enemyterritory.com.

Начинал я играть на низком уровне сложности - и, тем не менее, всё оказалось не так легко, как предполагалось. В том плане, что играть на лёгком уровне всё равно было интересно, а новичкам, думаю, местами будет даже тяжеловато. На среднем уровне сложности расклад уже другой: враги активно применяют снайперов, используют маскировку (трансформация разведчика под внешний вид вражеского бойца). Стрельба - нарушает маскировку, поэтому уничтожить противника, не выдав себя, можно только ударом ножа в спину. Далее, на среднем уровне сложности летающая техника врага использует тепловые ловушки для защиты от ракет - попасть в объект будет сложнее.

Как уже говорилось выше, из-за того, что на уровне много техники - придётся использовать гранатомёты, установки, сторожевые вышки и, собственно, саму тяжёлую технику. Стрельба по технике из обычного тяжёлого стрелкового оружия также наносит повреждения, но они незначительны - стрелять придётся долго.

Помимо техники в игре можно использовать выгодные позиции для отстрела врага - например, сторожевые вышки.


Также инженер может возводить установки, о которых говорилось выше - противопехотную (атакует только вражескую пехоту), противотранспортную (ракетная установка, атакующая наземную и воздушную технику) и установку перехвата (уничтожает вражеские артиллерийские ракеты и снаряды).


Эти установки - в принципе, неплохое подспорье при отражении вражеских атак (естественно, только в том случае, если вы сидите в обороне). При нанесении определённого урона (порядка 40%) - установка отключается (инженер вынужден её чинить), а при потере всех 100% здоровья - установка уничтожается полностью.

В кампании игра обычно проходит под лозунгом "захватили аванпост, двигаемся дальше" - или же, наоборот, вы обороняете какие-то позиции от нашествия вражеских отрядов.

Если вас убили, то варианта два: или ждать медика, валяясь под вражеским огнём (так лежать вы можете очень долго)...


Либо, нажав клавишу респауна - ждать, когда вас снова выбросят с парашютом на аванпосте. Второй вариант "повкуснее" - во-первых, вам дадут снова 100%-ный боезапас, а во-вторых - вы можете тут же подсесть в какую-нибудь технику, стоящую на аванпосте.

После выполнения всех заданий на карте - миссия считается выполненной...


И выводится экран статистики.


После того, как сыграны все три карты в кампании - игра начинается заново (с первой миссии). В принципе, однопользовательская кампания и прочие варианты однопользовательской игры - всего лишь тренинг перед онлайновыми битвами в Интернет с живыми игроками. Именно для этого и создавалась игра Enemy Territory: Quake Wars. Однопользовательский же режим - просто даёт понять что к чему и получить некоторые стартовые азы, позволяющие вам плавно "вкатиться" в мир онлайновых битв с другими игроками.

Заключение


Enemy Territory: Quake Wars - это сетевой командный шутер от первого лица, предназначенный в первую очередь для многопользовательской игры по локальной сети или в Интернет. В случае игры на официальных рейтинговых серверах - ваша статистика будет сохраняться на сайте stats.enemyterritory.com, и вы будете радоваться получению очередного воинского звания.

Реализма (именно симуляции) в игре практически нет - техника управляется по-аркадному, а сама игра реалистично отображает лишь сам принцип боевых действий с жёсткими правилами: стоять нельзя - иначе убьют, ищи укрытие - иначе убьют, создавай численный перевес в месте боя - иначе сложно будет захватить ключевую точку и т.д.

Несмотря на узкую многопользовательскую специализацию для игры в Интернет с другими игроками, Enemy Territory: Quake Wars предлагает вполне интересный и разнообразный игровой процесс для одиночного прохождения (откровенных провалов в реализации AI ботов я не заметил, но, впрочем, я не профессиональный киберспортсмен). Одна кампания с тремя картами на неплохом уровне сложности может отнять у вас пару часов, а кампаний - целых четыре штуки, так что скучать не придётся...

Оценки


Графика: 85%
Звук: 85%
Игровой процесс: 80%

Общее впечатление: 83%