Издатель в России:
"1С" Системные требования
Минимальные системные требования:
Windows XP SP2, Windows 2000 или Windows Vista
2.4 GHz Pentium 4 или AMD 2000+
1 GB RAM
Видеокарта ATI или NVIDIA с 256 MB памяти с драйверами не позже лета 2007
3 GB свободного места на жёстком диске
DVD-ROM привод
Звуковая карта, клавиатура, мышь
Для игры по сети Интернет - высокоскоростное подключение от 128 Кбит/сек
Описание
"XIII век. Слава или смерть" - реалистичная и историческая тактическая игра в реальном времени. В этой игре задача игрока состоит в том, чтобы одерживать победы на тщательно воссозданных полях исторических сражений. При этом Вы будете руководить теми самыми армиями, память о которых навеки сохранила госпожа История. Перед запуском игры устанавливался патч версии 1.1.0, потребовавший дополнительной перезагрузки системы (что поделать, ограничения системы защиты от копирования от StarForce).
В игре вам потребуется создать свой игровой профиль, к которому привяжутся выставленные настройки игры. После выставления параметров в модуле загрузки - стартует сам продукт, и мы смотрим заставку на игровом движке. Не такую высокотехнологичную, но достаточно захватывающую.
Модуль конфигурирования настраивает множество игровых параметров, некоторые из которых совершенно не очевидны для простого пользователя, так что я решил привести их все (дабы вы смогли просто оценить сам подход к созданию игры):
Разрешение. Разрешение экрана в пикселях и частота обновления экрана. Доступны только значения, поддерживаемые видеокартой и монитором. Надо сказать, что в разрешении 1024х768 играть некомфортно, игра однозначно требует более серьёзных цифр (скажем, 1600х1200 - будет в самый раз).
Широкий экран. Изменение пропорций изображения для широкоэкранных моделей мониторов.
Тайлы и декали. Качество прорисовки поверхности на ландшафте в целом и отдельных элементов. Влияет на производительность.
Текстуры. Качество изображения, определяемое детализацией используемых текстур объектов. Чем меньше заданное качество, тем выше производительность.
Геометрия. Качество изображения, определяемое детализацией 3D-объектов. Чем меньше заданное качество, тем выше производительность.
Трава. Определяет качество отображаемой травы на поверхности земли.
Тип шейдера. Модель используемого пиксельного шейдера - определяется возможностями видеокарты и влияет на качество и совместимость.
HDR освещение. Эффект высококонтрастного освещения (также влияет на производительность).
Горизонт. Определяет, отображается ли дальний план изображения. Влияет на производительность.
Тени. Определяет наличие или отсутствие динамических теней у объектов. Влияет на производительность.
Частицы. Определяет отображение эффектов пыли, брызг. В принципе, выглядит красиво, но если система начнёт "тормозить" - смело жертвуйте этими эффектами.
Трава. Определяет, отображается ли трава на поверхности земли. Голая земля выглядит очень скучно, так что траву я не выключал.
Улучшенное освещение травы. Определяет, применяется ли модель попиксельного освещения травы.
Стиль игры. Степень достоверности и одновременно сложности игры. Аркадный режим не учитывает влияние морали и самообладания ваших войск, в результате чего противник гораздо легче обращается в бегство.
Стиль камеры. Определяет ограничения на положение камеры в игре - горизонтальная или более вертикальная. В принципе, вид сверху - предпочтительнее.
Скорость перемещения. Скорость перемещения камеры в игре. Большие значения позволяют перемещать камеру быстро, но скачками, меньшие - медленнее и более плавно.
Скорость вращения. Скорость вращения камеры в игре. Большие значения позволяют перемещать камеру быстро, но скачками, меньшие - медленнее и более плавно.
Автопауза. Происходит ли автоматическая остановка игры при возникновении важных изменений в состоянии отрядов (падение морали). Эта опция очень нужна при масштабных сражениях. Впрочем, вы сами очень часто будете нажимать паузу, так что думайте сами, нужна ли вам дополнительная автоматическая пауза.
Общая громкость выводимого звука.
Отключить все звуки игры.
Интерфейс. Громкость воспроизведения звуков интерфейса.
Окружение. Громкость воспроизведения звуков окружения.
Музыка. Громкость воспроизведения музыки.
Эффекты. Громкость воспроизведения эффектов игры.
Громкость речи. Громкость воспроизведения голосов.
Выделение юнитов. Отображать выделенные войска на поле боя. Отключение этой возможности делает изображение реалистичнее, но управление сложнее.
Подсказки. Отображать ли подсказки к элементам интерфейса.
Индикаторы отрядов. Отображение краткого индикатора стороны принадлежности и рода войск отряда. Отключение этой возможности делает изображение реалистичнее, но управление сложнее.
Отрядная информация. Отображение информации о динамических параметрах отряда. Подробная информация дает важное представление о причинах "бонусов" и "штрафов" отряда и дает основание для принятия тех или иных тактических решений.
Подсветка курсором. Подсвечивать по наведению курсора: все, только свои отряды, только отряды противника, или отключить эту опцию.
Автоподсветка. Подсвечивать автоматически: все, только свои отряды, только отряды противника, или отключить эту опцию.
Режим интерфейса. Определяет, будут ли отображаться мини-карта и иконки отрядов.
Смещение экрана мышью. Будет ли смещаться экран при приближении к его границам указателя мыши.
Как видите, знакомство со всеми этими опциями ещё до запуска самой игры - позволяет почувствовать всю серьёзность проекта и оценить объём работ, проделанный его создателями.
В игре - стильное меню с красивым дизайном, на заднем фоне разворачивается панорама с видом на замок и парой рыцарей на переднем плане.
В игре представлено тридцать исторических сражений за народы Франции, Англии, Германии, Руси и Монголии периода XIII века. Противником управляет компьютер, а начальные условия битвы (и условия победы) - жёстко заданы разработчиками согласно историческим реалиям. Доступ к кампаниям открывается из красочного альбома. Верхняя из закладок - открывает страницу с тремя обучающими сражениями.
Даже если вы искушённый сериями Total War боец, всё-таки порекомендую вам внимательно пройти обучающие миссии, дабы вникнуть в тонкости реализации управления и узнать преимущества каждого рода войск.
В первой миссии Tutorial'а подсказки выводятся на экран непрерывно, в последующих двух - вам лишь изредка намекают, как лучше поступить.
Очень понравилось вступление перед каждым сражением - камера скользит по предстоящему полю битвы, выхватывая те или иные отряды, а диктор вам рассказывает об исторических предпосылках создавшейся ситуации.
В игре достаточно гибкое управление камерой. Вы можете приближать и отдалять вид, привязывать камеру к отряду, к различным точкам на местности (с возможностью быстрого перехода в эти точки). Естественно, предусмотрено и вращение камеры. В процессе игры ваша левая рука всегда будет лежать на курсорных клавишах, перемещая камеру в нужные места на поле боя.
Далее, нас обучают выбирать отряды, рассказывают о дополнительных параметрах войск. Оказывается, наши воины могут уставать (от длительной битвы, от перемещения бегом), у них может снижаться мораль.
Отдельная история со стрелковыми отрядами. Вы будете отслеживать дистанцию стрельбы, станете озадачиваться поиском и занятием господствующих высот (с прикрытием подходов к ним). Предусмотрен режим постепенного отступления (когда стрелки уклоняются от ближнего боя, в котором можно легко погибнуть). Также вы будете подпускать врага поближе, чтобы стрелки могли нанести больший урон.
У стрелков - ограниченный запас стрел (следите за зелёной полосой). В тяжёлых ситуациях, когда на счету каждый боец, вы можете отправить стрелков в рукопашную, но это, конечно же, неоправданная трата людских резервов...
Точно так же вы изучаете преимущества прочих отрядов. Копейщики - головная боль для кавалерии. Грамотно удерживающие позиции копейщики уверенно охраняют ваших стрелков.
Причём чем плотнее ряд - тем выше мораль и тем сложнее прорвать такую оборону. Правда, плотный ряд может сыграть злую шутку - такой отряд понесёт больше потерь от вражеского обстрела.
Ну, а кавалерия - это элита... Такие войска очень здорово "вырубают" просеки в отрядах стрелков, а также неплохо сражаются с мечниками, но неизменно "вязнут" при атаке копейщиков.
Также кавалерию отличает великолепная мобильность - кавалерийский отряд не догнать пешим воинам. Кстати, кавалерия может выступить и в качестве стрелкового отряда - лучники-кавалеристы достаточно неплохо поддерживают вас в сражениях, где нужно быстро перебрасывать войска с одной точки на другую.
Каждый отряд - отмечен индивидуальной иконкой, несущей очень много полезной информации:
Вид отряда. Отображает род войск отряда, его общий уровень и геральдическую принадлежность (герб).
Ранг отряда (определяет опытность бойцов). Новобранцы - нет звёздочек, опытный - одна звёздочка, ветеран - две звёздочки, элитный - три звёздочки.
Формация и плотность. Комплексный индикатор, отображает форму построения отряда (круг, линия, клин) и его плотность (плотное, нормальное и редкое).
Индикатор физического состояния. Уставшие отряды хуже сражаются и плохо защищаются. Также уставшие отряды не могут передвигаться бегом (в случае пешего) или галопом (в случае кавалерии).
Индикатор морального состояния. Плохая мораль может привести к невыполнению приказов и бегству с поля боя.
Численность отряда.
Индикатор запаса стрел. После израсходования запаса стрел данный отряд может участвовать только в рукопашной схватке.
Режим перемещения. Показывает, как отряд перемещается (стоит, перемещается шагом или бежит).
Индикатор режима поведения. "Держать позицию", "Атаковать", "Избегать столкновения".
Индикаторы особенных состояний. "Отряд сражается", "Отряд под обстрелом", "Отряд ведёт обстрел", "Отряд капитулирует".
Признак "королевского" отряда (предводителя нации или военачальника).
Мигание иконки отряда. Красный - опасность, зелёный - все нормально, можно продолжать сражение.
У отряда происходит динамическое изменение характеристик. Скажем, прикрыли вы данный отряд с тыла - и он воодушевился, его мораль возросла. Расширенная характеристика отряда выводится в левой части игрового экрана.
В этом окне вы сможете ознакомиться с параметрами состояния отряда, чтобы тщательно изучить его боеспособность. В колонках сведены влияния бонусов на способность атаки, на воодушевление, на способность выдерживать обстрел и способность стрелять (для стрелковых отрядов). Всё это складывается из базовых характеристик (оружие, броня, опытность, мораль) и динамических (текущие потери, количество раненых, степень усталости, нахождение под огнём стрелков, моральный дух, плотность строя, прикрытие тыла и флангов, скорость перемещения, влияние местности, дисциплина и т.д.).
Теперь - о впечатлениях от игрового процесса...
Как уже говорилось выше, в игре представлены кампании за несколько народов. Берём Русь, находим несколько битв, которые можно сыграть. Перед началом каждой битвы вам рассказывают вводную часть, позволяют просмотреть количество и состав ваших войск, а также войск противника. Количество и состав отрядов, их начальное расположение на местности - всё это задано в исходных условиях разработчиками. Ваше вмешательство начинается после переноса на поле боя, где вы начинаете формирование построений на свой вкус (используя свою любимую тактику, а также выгодные перепады высот на местности).
Не стоит пугаться превосходящих сил противника - обычно компьютер играет не так идеально, как человек, и отсылает отряды в атаку не все вместе, а волнами по несколько отрядов, плюс зачастую кто-то оказывается в резерве, и подключается позже.
В принципе, играть не так сложно, и достаточно интересно. В общем случае справедливо утверждение - держи грамотную оборону и вовремя контратакуй, не давай своим отрядам рассыпаться по местности, не давай врагу заходить в тыл или во фланги. Следует вовремя уводить лучников из под огня, встречать атаку вражеской кавалерии копейщиками, "вырезать" оставшиеся без прикрытия отряды стрелков кавалерийскими набегами, вовремя отказываться от преследования врага - лучше быстро вернуться на подмогу своим войскам, чем гоняться за обратившимся в бегство противником (который в битве участия уже не примет). Также нужно следить за моралью и усталостью отрядов, не допуская бездумной гибели или бегства своих подопечных.
Управляться в битве не так сложно, режим паузы вас спасает. Открывающаяся взору картинка вполне симпатична: красивые тучи стрел, пыль из под копыт кавалерийских отрядов... После битвы на экран выводится статистика сражения - начальные условия, а также произведён подсчёт убитых, раненых, сбежавших и т.п.
Если вы прошли все предложенные сражения и у вас остался интерес к игре - вы можете самостоятельно создавать свои битвы, или же играть по сети с друзьями и знакомыми...
Заключение
Игра представляет собой тактическую стратегию в режиме реального времени, где вам предоставляется жёстко заданный набор отрядов и его изначальное расположение на карте местности. Вы будете группировать свои войска, применять различные приёмы, рассчитывая на преимущества тех или иных родов войск. Обязательное условие - использование особенностей местности, занятие стрелками высот, окружение и блокирование врага в узких проходах и т.д.
У игры хорошо проработан интерфейс, виден основательный подход к разработке (у войск есть формации, мораль, ограничен запас стрел). Реализован неплохой звук, и в целом всё смотрится достаточно симпатично. Вполне достойно для жанра тактической RTS, так что игра если кого и может разочаровать - то это будут исключительно истинные гурманы, избалованные мировыми шедеврами в данном жанровом диапазоне. В общем, если у вас сам игровой жанр не вызывает отторжений (и вводные миссии - не отпугнули, а заинтересовали), вы наверняка будете с удовольствием играть в "XIII век"...
Оценки
Графика: 77%
Звук: 85%
Игровой процесс: 80%
Общее впечатление: 80%