Предисловие
"Все авиасимуляторы, которые я видел или играл, были больше игрой, чем симулятором. Ил-2 - первый из них, который выглядит, звучит и дает чувство реальных вещей. Я никогда не видел симулятора, в котором чувствуешь себя как пилот штурмовика или истребителя до того, пока я не попробовал этот. Теперь, когда мои внуки будут спрашивать меня, что я делал во время Второй Мировой Войны, я сяду перед компьютером и предложу им просто посмотреть".
Чак Валтерс. Лейтенант USAAF. Пилот P-47 в 1943-44 г.
1941 год. Черно-белые кадры кинохроники. Раннее утро. На летном поле, задрав нос к верху, стоят звенья «мессершмитов» Bf-109E. Звено за звеном они выруливают к началу полосы для взлета. Дороги заполнены движущимся в клубах пыли потоком бронетехники и автотранспорта. Маршевые колонны растягиваются на несколько километров, и кажется, им нет конца и края. В воздухе уже находится огромное количество бомбардировщиков несущих в своих утробах страшный груз, который, в течение нескольких часов, унесет массы жизней, разрушит города и селения, фабрики и заводы, железнодорожные вокзалы и аэродромы. Кадры показывают «Юнкерсы»: 8-ка пикирующих бомбардировщиков Ju-87 чинно, как на параде, держит строй,- фюзеляж ведущего украшен изображением боевой награды, – он уже получил опыт во время испанской кампании. Высота 2000 метров, город медленно уходит под фюзеляж, один за другим бомбардировщики переворачиваются вниз кабиной и, с быстро нарастающей скоростью, самолеты устремляются вниз. Тут же начинают работать, монтируемые на шасси Юнкерсов, сирены, издавая постепенно усиливающийся, леденящий душу, протяжный звук. К этому звуку подключается такой же второй, третий, от идущих следом. Вися на лямках ремней, с запрокинутой головой, пилот отлично видит, что делается внизу и, подтянув рукоятку управления на себя, направляет нос самолета в выбранную точку. Бомбардировщик переходит почти в вертикальное пикирование, звук сирен сливается в единый, страшный вой, земля неумолимо приближается, становятся различимыми дома, деревья вдоль улиц, машины, копошащиеся на земле…Внезапно вой стихает, бомбардировщики выходят из пике и через несколько секунд, в том месте, куда глядел нос самолета, возникает яркая вспышка, тут же исчезающая в огромных клубах дымы и пыли… Через несколько минут город погружается в едкую черную пелену от возникших разрушений и пожаров.
Кадры кинохроники мелькают дальше. Преимущество фашистов в воздухе - подавляющее. На один советский истребитель, из тех, что не сгорели на земле во время бомбежки, а успели подняться в воздух, приходится до десяти немецких. Вот пара И-16 «ишачки», они уже устарели, им тяжело сражаться с более скоростными и маневренными «мессерами», мы видим, как им трудно, но они принимают бой! Недостаток опыта, - ведомый излишне далеко от ведущего и не может эффективно прикрыть его огнем,- этим пользуется немец. Внезапно вынырнув слева снизу, сверкнув на довороте своим брюхом в лучах света, он оказывается в хвосте ведущего нашей пары и почти в упор расстреливает истребителя из 2-х 20-ти миллиметровых пушек, разорвав его буквально на части. Самолет взрывается в воздухе...
Земля. Военный аэродром штурмового авиационного полка ВВС Красной Армии. Вернее, это еще не полк, он еще только формируется. Первые серийные образцы штурмовиков Ил-2 едва начали поступать в войска. На ВПП стоит пара новеньких ИЛов в готовности к взлету. Слышен свист пневмосистемы пуска двигателя. Винт начинает медленно вращаться, появляются первые хлопки, еще немного и мотор запускается, выдохнув из себя потоки, как будто мешавших ему, черных газов. Самолет вздрагивает, ощутив на себе мощь более чем полутора тысяч лошадиных сил, но через мгновенье, повинуясь воле пилота, покорно замирает в ожидании новых команд. Тяга на максимуме, винт облегчен, и лопасти буквально рвут прохладный утренний воздух. Машина готова начать свой бег и тормоза едва удерживают ее в этом стремлении. И вот, колеса разблокированы,- штурмовик приседает на заднее колесо и, наращивая скорость, начинает движение вперед. Набегающий воздух выравнивает самолет и пилоту теперь видно стремительно убегающую под нос взлетную полосу. Скорость быстро растет. Сто, сто двадцать км/ч, из-под шасси вырываются фонтаны пыли и аэродромной грязи, 130, 140 км/ч, самолет вздрагивает на каждой неровности и это дрожью передается по всем элементам конструкции, 160, 170 – отрыв! Спрятав шасси в консолях крыла и убрав закрылки, почти шести тонный штурмовик еще некоторое время летит горизонтально, набирая нужную скорость, и ложится на боевой курс…
Немцы еще не знают о существовании этого самолета у Красной Армии, они не знают, что будут называть его «Черной смертью», а расчеты зенитных орудий в панике разбегаться по укрытиям, видя заходящий на них Ил. Они еще не знают, что за все время войны будет произведено 36 тысяч163 самолета этой серии, и он существенно повлияет на весь ход боевых действий на советско-германском фронте.
А пока, -"22 июня 1941 года, в 4 часа утра, войска фашистской Германии…", высвечивается текст на фоне кадров кинохроники, - "…без объявления войны напали на Советский Союз".
Легко сломив сопротивление пограничных застав, танковые колонны немцев почти беспрепятственно продвигаются на восток, в сторону поднимающегося на горизонте солнца, дающего начало дню, с которого наступил отсчет долгих пяти лет войны с немецко-фашистскими захватчиками.
Пленка закончилась, и треск киноаппарата прекратился.
Именно так, с этого киноролика начинается Игра под названием "Ил-2 Штурмовик" от компании 1С: Maddox Games. Ролик уже закончился, а я еще минуту, наверное, сидел неподвижно, находясь под впечатлением увиденного. В этот момент, я прекрасно представлял, что все вышеописанное "отснято" на собственном игровом движке, и подобные треки будет в состоянии записать каждый обладатель "Ил-2 Штурмовик", но ощущения были такими, как будто я просмотрел действительный документальный материал. Я специально уделил столько много времени описанию вступительного материла, потому, что он как нельзя лучше дает представление о присущей игре атмосфере и реалистичности, о силе, уникальности и производительности игрового движка, целиком и полностью разработанного российской командой разработчиков.
Главный дизайнер и вдохновитель всего проекта Олег Медокс, закончил в свое время авиационный институт и в течение 10 лет работал в авиационных КБ российской "оборонки", самостоятельно летает на самолете, он в деталях представляет, что и как должно выглядеть, и может, именно поэтому, игра получилась настолько реалистичной.
Можно без преувеличения сказать, что на настоящий момент Ил-2 стал эталоном жанра, и это не только мое мнение, это мнение многих обозревателей, многих журналов и сайтов, уделяющих внимание авиационной тематике. Даже Би-Би-Си - английская служба новостей, уделила свое внимание появлению этой игры, дав симулятору очень высокую оценку.
Конечно, как и все программные продукты, а тем более такого класса, Ил-2, при своем рождении, имеет некоторые недостатки и неточности, и мы о них мы тоже поговорим. Однако, справедливости ради, отметим, что большинство из них, скорее всего, будет незаметно неискушенному взгляду. Есть и баги, но не "смертельные". Игра показала себя очень стабильной, - за все время, что я играю в Ил-2 с момента приобретения 24 ноября, симулятор "подвис" всего один раз, и то в очень специфичном режиме, в который я загнал его. Но сбой не вызвал краха всей системы и все обошлось без перезагрузки компьютера.
Прошу прощения перед читателями, за такое, возможно долгое начало, но поверьте, Ил-2 действительно заслуживает этого.
Игровые возможности и описание
Более 30-ти советских, немецких и американских самолетов времен Второй Мировой войны, которыми вы можете управлять, и еще 40 типов летательных аппаратов использовавшихся в военное время на восточном фронте. Различные варианты боевой и защитной раскраски учитывающих периоды военных действий и времена года.
Большое количество наземной военной техники с обеих сторон, в реальном времени ведущей боевые действия в то время, пока вы находитесь в воздухе.
Полет в качестве пилота или стрелка.
Возможность выбора реалистичности поведения (полетной модели) самолета: от максимального реализма до упрощенного управления доступного даже начинающим.
Участие в воздушных схватках, штурмовках наземных целей, выполнение миссий сопровождения, прикрытия, разведки.
Возможность разрушения практически всех наземных объектов: мостов; железных дорог; зданий; аэродромов; и т.д.
Возможность выполнить одиночные миссии и быстро создать их самому, используя редактор. Летать компанию, построенную на исторических событиях Второй Мировой войны с возможностью служебного роста, получения наград за проявленные доблесть и мужество, отражения вашего текущего рейтинга и результатов. Возможность самостоятельно создать длительную компанию, используя мощный встроенный полнофункциональный редактор миссий.
Игра по сети или Интернет. Противостояние компьютерному интеллекту или борьба с реальными соперниками с возможностью одновременного участия до 32 пилотов. Организация единоборств или коллективных миссий с использованием различных типов авиации. Использование своей собственной раскраски, опознавательных знаков и национальных эмблем.
Возможность вести реальный радиообмен через микрофон в режиме игры по сети и Интернет.
Возможность записи треков полетов, их просмотра и редактирования с целью разбора ошибок, создания учебного и демонстрационного материала, обмена с друзьями и другими игроками.
Уникальная модель динамических разрушений и наносимых самолету повреждений.
Реалистичные пейзаж, окружение и природные явления. Полеты в любое время суток и года.
Потрясающая игровая атмосфера.
Системные требования
Операционная системаWindows 98 - наиболее подходящая и беcпроблемная система. Под Windows XP есть пока ряд неприятных моментов, решаемых конечно, но все же приводящих к дополнительным затратам времени, а иногда и денег. Например, для игры в Ил-2 под Windows 98 достаточно 256 и даже 128 Мегабайт памяти. А вот под XP, 256-ти Мб уже маловато. Что бы достичь сравнимой с Windows 98 производительности, вам потребуется установить самые последние драйверы: для NVIDIA это официальный Detonator 23.11 (и он оказался сыроват, и на ряде систем вёл себя нестабильно).
Видео и CPUЭто удивительно, но для игры в Ил-2 достаточно среднего, по нынешним меркам, компьютера. Конфигурация: Celeron 800, 256 Мбайт ОЗУ, GeForce2 MX400 32Мб SDRAM – запросто тянет игру в разрешении 1024х768х32 бит в OpenGL при максимальных установках для графики. Однако если в воздушных схватках все идет гладко, то при атаке наземных целей находящихся в городской черте скорости прорисовки пикселей (fillrate) указанной видеокарты начинает не хватать и частота обновления изображения, может резко падать до 5 - 8 кадров в секунду. Говорить о точности бомбометания в таких условиях уже не приходится. Поэтому оптимальным для такой конфигурации является режим OpenGL 1024х768x16 bit с 50%-ой (2х кратной компрессией текстур) на основе S3TC. Это позволяет прекрасно чувствовать себя в воздухе и вести прицельный огонь по противнику находящемуся на улицах даже больших городов (Сталинград, Берлин). Дополнительно хочу добавить, что игра изначально "заточена" под OpenGL, а DirectX реализован через wrapper, конвертер, отсюда - он уже теоретически должен быть медленнее. Поэтому, если у вас, по каким либо причинам, окажется более шустрым DirectX - знайте, что на вашей машине игра может идти еще быстрее. Решение проблемы начните с установки последних видеодрайверов с поддержкой OpenGL.
Устройства вводаДжойстик. Очень и очень желателен джойстик. Я бы сказал даже необходим. А дополнительное наличие педалей вертикальных рулей (rudders) позволит безаварийно летать в режиме максимальной реалистичности и выполнять практически все фигуры высшего пилотажа. Так что если вы не слишком скованы в деньгах, на джойстик не скупитесь - не пожалеете. Чем больше на нем кнопок, тем лучше - меньше будете на клавиатуру отвлекаться; наличие хатки (hat) только приветствуется.
Игра поддерживает устройства с обратной связью - feedback. Вещь конечно не обязательная, но, по мнению некоторых игроков здорово помогает чувствовать скорость, нагрузку, направление движения летательного аппарата. Однако цена за это - 10 -15-ти процентное падение производительности.
Мышка? Нужна, конечно. А куда ж без нее. Подойдет любая.
ЗвукПо минимуму, подойдет и простой Sound Blaster. Звуковые эффекты в игре потрясают. А если вы счастливый обладатель звуковой карточки с аппаратным ускорением, то вы дополнительно сможете испытать всю прелесть объемного звучания, без серьезного снижения производительности. Качественные колонки или наушники должны дополнить ваш виртуальный кокпит, тогда вы сможете чувствовать обстановку не только зрением, но и слухом. Ну а если у вас, в комплекте с перечисленным окажется еще и джойстик с обратной связью (см. Устройства ввода), то все - прощай сознание! Вы забудете о том, что надо ходить на работу, спать, есть... Шутка конечно, но с долей правды.
Если вы планируете поучаствовать в сетевых сражениях, приобретите обязательно микрофон с гарнитурой, что бы вести радиообмен со своей группой или подтрунивать противников.
Линии связи для мультиплеераДля организации дуэли между двумя самолетами в "Ил-2 Штурмовик", без возможности вести живой радиообмен, достаточно модемного соединения со скоростью 9.6 кбит/сек. Для передачи по линии связи речевого сигнала с качеством радиообмена тех лет, необходимо еще 4.8 кбит/сек, минимум. Отсюда вывод, что для виртуальной битвы 4-х самолетов с возможностью радиообмена уже нужно соединение не хуже 9.6х2+4.8=24 кбит/сек. Причем в обоих направлениях. Это я к чему сказал, - к тому, что бы вы учли, что существующие модемы с протоколами V.90, х2 и k56flex, могут обеспечить скорость 56 кбит/сек только на приеме, передача же в любом случае идет на скорости не выше 33.6 кбит/сек.
Инсталляция и настройкаИнсталляция проходит без сучка и задоринки и требует около 470 Мб на жестком диске. Желательно дополнительно обеспечить размер файла подкачки Windows не менее 250 Мб. В WinXP – не менее 500 Мб. При первом запуске, появится окошко, где вам будет предложено выбрать видеорежим и настроить игру. Интерфейс там очень понятный и вам без труда удастся во всем разобраться. В дальнейшем, некоторую подстройку видеорежимов можно провести и непосредственно в самой игре.
Настройте управление с клавиатуры, откорректируйте джойстик и можно играть: ГрафикаГрафика в игре поражает. Поражает своей, невиданной ранее на PC, реалистичностью. Модели самолетов воспроизведены до мельчайших подробностей. Антенны, лючки, вооружение, движение плоскостей управления, выпуск шасси - все аккуратно смоделировано и выглядит очень естественно. Подобного уровня летательные аппараты можно увидеть разве что только в MSFS 2001, но Ил-2 все же на шаг впереди.
Кабина самолетов полностью трехмерна, и не представляет собой жуткую смесь из 2D спрайтов и угловатых 3D полигонов, что приводило к неприятным изометрическим искажениям при поворотах головы. Расположение органов управления, приборов, и их форма полностью идентичны прототипам. Подавляющее большинство из них - функциональны, и при необходимости дадут виртуальному пилоту информацию о состоянии и работоспособности жизненно важных систем самолета. Так, например, вы можете проверить даже температуры входящего и выходящего масла в двигателе.
Для формирования ландшафта Maddox Games применила уникальную тайловую технологию, совершенно не похожую на то, что мы видели до настоящего времени, позволяющую получить максимально реалистичный пейзаж. Дух захватывает, когда летишь над лесным массивом или рекой. Все наземные постройки полностью трехмерны, поэтому отбрасывают тени, что очень эффектно. Их размещение не вызывает чувства шахматной доски как это бывало в других играх.
Солнце, отражение и преломление света, эффекты освещенности объектов - переданы очень правдоподобно. Достаточно сказать, что вы без труда сможете определить, где самолет, в соответствии со своей конструкцией, имеет металлические поверхности, а где деревянные. Восходящее солнце, под малыми углами отражаясь от металла, слепит вам глаза, и вы инстинктивно пытаетесь уклониться от попадающих в лицо лучей света.
Облака объемны, и в зависимости от погодных условий могут быть как отдельными участками "пышной и мягкой ваты", так и плотной свинцовой хмарью, низко висящей над землей и не дающей возможности что-либо видеть уже на высоте в пару сотен метров.
Перечисленное, вместе со звуковыми эффектами создают неповторимую игровую атмосферу, и порой, особенно в часы восхода и заката солнца, совершая боевой вылет, хочется забыть о том, что у тебя есть цель и задача, которую надо выполнить, хочется просто полетать, любуясь красотой окружающей тебя действительности.
В Ил-2 применена самая совершенная на настоящее время модель динамически наносимых самолету повреждений. У самолета может оторвать крыло, часть крыла, плоскость, выщербить отдельные куски, причем кромки у оторвавшихся деталей имеют рваную форму, из остатков корпуса торчат куски лонжеронов и нервюр. Зенитный снаряд может запросто оставить в поверхности сквозное отверстие с покоробленной обшивкой. Самолет может полностью или частично развалиться в воздухе. А попробуйте сделать вынужденную посадку на брюхо. От удара во все стороны начнет отлетать все то, что держалось снизу. Впечатляет.
Конечно, не все моменты графической части Ил-2 Штурмовик являются бесспорно лучшими в жанре. Отдельные вещи, в других симуляторах реализованы не хуже, но только отдельные, а вот в их совокупности Ил-2 впереди и значительно. Что ж, теперь можно ждать. Посмотрим, каков будет "их ответ Чемберлену".
Музыка и звукЕсли попытаться кратко описать музыкальное наполнение игры - то наиболее подходящей фразой будет "ничего особенного" или " а что, там есть музыка?". Вернее, она есть, конечно, но впечатления не производит, а через некоторое время и вовсе надоедает. Лично для меня, в этом никакой трагедии нет и ее можно вообще отключить. Хотя возможно, кто-то и посчитает это недостатком, но лично я с трудом представляю пилота Второй Мировой войны с плеером, подключенным к шлемофону. Для любителей, в игре есть все же, возможность подключить свое собственное музыкальное сопровождение для таких событий как: взлет, посадка, гибель самолета. Почитайте readme.rtf о том, как это сделать.
Звуковые эффекты летательных аппаратов наоборот, заслуживают всяческих похвал. Это едва ли не лучшее звуковое сопровождение для авиасимуляторов Второй Мировой. У каждого самолета свой, присущий ему гул двигателя и работающих механизмов. Великолепно реализованы доплеровский и объемный эффекты. Звуки рвущейся обшивки и ударов от попаданий снарядов и пуль, флаттер, свист ветра в открытой кабине стрелка, завывание падающих бомб и глухие отголоски разрывов, металлическая и без привычки трудно разбираемая речь радиообмена в головных телефонах тех лет - все это заслуживает самой высокой оценки. Для поддержания игровой атмосферы, радиообмен в германских самолетах ведется по-немецки и имитирован очень профессионально. Не переживайте, однако, если вам этот язык не знаком, все сообщения дублируются на экране, но уже по-русски.
Подкачали только звуки движения, создаваемые наземной техникой. Всему многообразию имеющегося в игре парка боевых единиц выделено совсем небольшое количество коротких звуковых фрагментов. Их циклическое воспроизведение чем-то напоминает однообразные звуки старого отечественного моторкомпрессора для отбойных молотков, которым раньше пользовались дорожные работники, и у которого постоянно "плавают" обороты из-за неравномерной подачи топлива. Хорошо, что хоть слышать их приходится только на аэродроме - после запуска двигателей на самолетах они становятся почти незаметными и общую картину уже не портят.
GameplayСразу оговорюсь, что Ил-2 - это не просто симулятор, он очень близок к реальности, по крайней мере, из тех, что ныне существует в этом жанре. Для начинающих пилотов, не знакомых с физикой летательных аппаратов, он может показаться излишне сложным, иногда даже до разочарования. Поэтому, если вы впервые сели за симулятор такого уровня, игру следует начать с курса обучения, где вам все расскажут и растолкуют, вам же останется только постараться повторить, то, что делал Тренер. Создавая своего собственного пилота, установите физику самолета на максимум, это будет оправдано - поверьте. Вы же хотите знать, как летает настоящий самолет? И когда, после десятой или пятнадцатой попытки, вы сумеете посадить свой самолет на ВПП не разбившись и не скапотировав, когда зарулите на стоянку перед ангаром и выключите двигатель, вы испытаете такое удовлетворение, какого еще не было ни за одной игрой. Обязательно посмотрите видеотреки, находящиеся в "Архиве записей пилотов" - узнаете, как надо летать и стрелять, чтобы научиться сбивать супостата. Реализм полетной модели самолета в игре - настраиваемый, так что вы можете его и совсем "убить", но потеряете массу ощущений. Да и в виртуальных схватках на Интернет-серверах, народ предпочитает full realism, так что неподготовленному там будет делать нечего. Порвут на части.
Игровой сюжет.В Ил-2 вы можете воевать как на стороне СССР (как штурмовик или истребитель), так и на стороне Германии (только истребитель). Вам предоставлена возможность: летать одиночные миссии, кампании, или создать свои собственные. Кампании построены на основе исторического хода войны, по случайному закону, вам могут предлагаться до трех различных заданий на определенном этапе, может меняться время вылета и погодные условия, но каждая последующая задача не зависит от ваших результатов в предыдущей. Вы или прошли ее, или нет. Пожалуй, это самый критикуемый аспект игры - в кампаниях нет динамики. Хотя, с другой стороны, правдивую историческую кампанию сложно сделать динамической. Ведь реальный исход войны складывался из совокупных действий огромного множества боевых подразделений и никак не мог зависеть от достижений или просчетов одного-единственного пилота. Этак можно и историю вспять повернуть. Так что, если говорить о динамическом игровом сюжете, то его можно осуществить, только уйдя от исторической правдивости. Но этой возможности в Ил-2 сейчас нет. По имеющимся данным, она, вероятно, появится в add-on к игре, который, при благоприятном раскладе, мы сможем увидеть летом 2002 года. А пока огромная армия поклонников пишет свои собственные миссии и кампании, используя мощный редактор, встроенный в саму игру.
Органы управления и система обзора.Игра позволяет легко настроить под себя органы управления самолетом, внешними видами. На одно действие можно назначить до двух клавиш. Имеет уникальную систему настройки чувствительности джойстика по всем осям - тангаж, крен, рысканье. Испытывая излишнюю или недостаточную чувствительность при работе ручкой управления самолета (РУС), вы можете выстроить свою "кривую" реакции самолета на перемещения РУС (он же джойстик). Хотя обычно, установки по умолчанию подходят к большинству аналоговых устройств. Система обзора кабины и поворота головы осуществляется мышью (полезно научиться работать левой рукой), "хаткой" на джойстике или с клавиатуры. Причем клавиатурный вариант имеет два режима, переключаемых по F9. Выбирайте, какой вам больше нравится. Мне больше импонирует "Тип2", когда каждое нажатие на кнопку поворачивает голову на 45 градусов и фиксирует в этом положении. Тогда левая рука почти всегда остается свободной для управления тягой, закрылками и т.д. Вернуть голову в исходное положение, можно нажимая кнопку поворота головы в противоположном направлении или кнопкой "Взгляд вперед". Голова пилота может поворачивать ровно настолько, насколько это возможно в реальной жизни, никаких обзоров на 180 градусов. Есть много внешних камер, режим фиксации взгляда на противнике, режим "Прильнуть к прицелу" и т.д. Причем разбираться с этим большим набором функций приходится непосредственно в меню настройки клавиатуры, а в руководстве этот вопрос освещен слабо. Не совсем комфортно, и поэтому недостаток.
Игровая атмосфераИгра создает очень благоприятное впечатление. 1941 год. Вы - младший лейтенант, только что прибывший в полк. Перед вылетом вас инструктируют, вводят в курс дела и доводят текущую обстановку. Полетный маршрут прокладывается на карте, на ней же отмечается приблизительное положение целей. Вы еще не опытны и взлетаете последним в звене из восьми, четырех, или двух самолетов. По мере продвижения по службе вы растете в звании и, достигнув звания майора, будете вылетать уже в качестве ведущего. В полете ведущий управляет действиями звена и вам следует как можно точнее следовать его указаниями, что бы не нарваться на рассерженные крики командира, - "Черт! Где ты, держись своего ведущего!" А переживать ему есть за что. Если вы слишком увлеклись и отбились от основной группы, вы легко становитесь добычей вражеских истребителей, которые кидаются на вас, как волки бросаются на отбившегося от стаи теленка. В Великую Отечественную Войну немцы всегда старались разрушить боевой порядок летящих штурмовиков или бомбардировщиков, чтобы затем расстрелять их поодиночке. Ваша задача прикрывать хвост впереди идущего, и атаковать только тогда, когда он даст команду. Это правило было основным при ведении групповых боев, и красной строкой прописывалось в боевых наставлениях тех лет. Эффект от его применения легко заметен и в самой игре. Пока вы вместе, вы можете прикрывать друг друга огнем, дольше сохраняя живучесть подразделения. Второе правило, которое касается как штурмовиков, так и истребителей - увидев, что товарищ в беде, он атакован или вот-вот будет атакован - бросай все и иди ему на помощь, даже если ты очень выгодно сидел на "шестерке" у противника. Если атакован сам, запроси помощь, а сам, маневрируя, пытайся выбрать такое направление, которое вывело бы сидящего сзади врага под огонь идущих к тебе на помощь самолетов. Следование этим правилам заметно увеличивает эффективность вылетов и стимулирует игровой интерес.
Атака "мессера" на встречных курсах: За отдельные заслуги и доблесть вас могут удостоить государственной награды. Например, я получил первый орден Красного знамени, когда после трех неудачных вылетов на уничтожение колонн под Малоярославцем, используя низкую облачность, сумел оторваться от истребителей противника и произвести разведку удаленного аэродрома немцев, который ставился в качестве дополнительной задачи. Зенитки открыли огонь очень поздно, что позволило мне с единственного захода уничтожить двумя эРэС-ами транспортный Хейнкель, а после с залитой маслом кабиной и перегретым движком добраться до своего аэродрома. После таких вылетов ощущаешь, насколько продуман игровой движок этой замечательной игры, и чем больше в нее играешь, тем больше приятных моментов можно заметить и прочувствовать. Вот только после вылетов не хватает толкового дебрифинга, такого как в War Birds например, т.к. в Ил-2 он излишне скромен, а та информация, что отражается после миссии - очень неинформативна и скупа. Будем надеяться, что разработчики это учтут.
ИИ (искусственный интеллект) оппонентов и своих пилотов достаточно высок, умело использует в бою все фигуры базового пилотажа и ряд элементов высшего. Варианты действий на поле отличаются разнообразием и соответствуют складывающейся динамике боя. ИИ знает слабые и сильные стороны самолетов и умело применяет их. Мессеры, используя преимущество в скорости, как и положено, пытаются навязать бой на вертикалях, штурмовая авиация, не лезет высоко и, при необходимости, ведет воздушный бой на горизонтальных маневрах. "Подранки" - пытаются дотянуть до своих, и при наличии возможности идут на вынужденную посадку, что очень реалистично. Есть, конечно, и неточности - например, при следовании домой в составе группы, дымящий Bf109E, потихоньку отваливший с поля боя, вдруг набрал сил, встал в строй и преспокойно держал маршевую скорость, пока не заглох движок. После этого летчик прокричал "Я падаю" и пошел на вынужденную. Однако почему-то вскоре передумал и выбросился с парашютом. Встречаются и анекдотические ситуации, которые можно легко воспроизвести на оригинальной (непатченной) версии игры. Дело было так. Перед взлетом самолеты выстроились на ВПП, я последний. Решаю не ждать, когда все они прогреют движки, а обрулить впереди стоящего напарника и взлететь. Объезжая, задел и снес ему кусок крыла. Он истошно заорал "Я подбит, я подбит!" Ему кто-то - "Прыгай!" Тот и выбросился из кабины - упал животом, тут же вскочил, пробежал еще несколько метров и, закрыв голову руками, залег. Забавно так смотрелось - я еще минут пять потом хохотал. Так, что игра захватывает - не соскучитесь!
Иногда парашют - единственное спасение Реактивный He-162 сбитый в районе Зееловских высот эРэСы попали в цель Выводы
Плюсы
Исключительный реализм полетной модели и наносимых повреждений
Ни разу не отражавшийся в жанре театр военных действий на советско-германском фронте и широкая линейка самолетов серий Ил, Ла, Як
Отличная графика и детализация
Широкие возможности по масштабированию и наращиванию игрового потенциала
Вполне серьезная вещь для фанатов компьютерных симуляторов
Стабильность и надежность игры на подавляющем большинстве систем
Минусы
Отсутствие динамических кампаний.
В заключение хотелось бы сказать, что 1С:Maddox Games удалось создать прекраснейший симулятор поршневых самолетов Второй Мировой войны, с затягивающей игровой атмосферой и непревзойденной графикой. Игра должна быть у каждого ценителя жанра и увлекающегося авиацией. Игру можно рекомендовать и значительному более широкому кругу людей, которым она наверняка понравится, и они проведут за ней не один десяток увлекательнейших часов.