Издатель в России:
"Акелла" Вступление
Сегодня мы рассмотрим игру в жанре RTS (стратегия в режиме реального времени), являющуюся дебютной для студии vertex4. Эта команда разработчиков базируется в Вене (Австрия), но при этом заявляет о том, что в её составе трудятся талантливые гейм дизайнеры из Великобритании, Испании, Дании (а также, собственно, Австрии).
Дебютный проект - это всегда сложно, и от стереотипа "первый блин комом" очень сложно откреститься. Тем не менее, зажмурившимся в предчувствии провальной ерунды - вам сначала выдастся возможность приоткрыть один глазок, затем и оба, и убедиться, что игра очень даже ничего (есть, конечно, мелкие недочёты и неудобства кое-где), ну а местами - вообще здорово! О впечатлениях автора и будет нижеследующая статья, не претендующая, впрочем, на звание полноценного обзора...
Системные требования
Минимальные системные требования:
Процессор Intel Pentium-III или AMD Athlon 500 МГц
512 МБ оперативной памяти
4x CD-ROM/DVD-ROM
600 МБ свободного места на жёстком диске
Видеокарта с 3D-ускорителем и 32 МБ видеопамяти
ОС Windows ME/2000/XP/Vista
Рекомендуемые системные требования:
Процессор Intel Pentium-III или AMD Athlon с частотой 1.2 МГц
512 МБ оперативной памяти
4x CD-ROM/DVD-ROM
600 МБ свободного места на жёстком диске
Видеокарта с 3D-ускорителем и 128 МБ видеопамяти
ОС Windows ME/2000/XP/Vista
Описание
Будущее. Планета Земля, истощенная столетиями войн, превратилась в радиоактивную пустыню. На её выжженной поверхности за обладание остатками ресурсов сражаются Федерация людей и раса могучих мутантов Раак-Зун. Однажды в конфликт вмешались таинственные Стражи - высокотехнологичные роботы, установившие на Земле порталы, связавшие её с Элизием - молодой и богатой ресурсами планетой. Теперь в противостоянии сторон решится судьба обоих миров... Без сомнения, нам очень повезло - в версии от "Акелла" интегрирован последний патч 1.08. Вместе с игрой идут целых два серийника - один к защите StarForce, а второй - непосредственно игровой (который, полагаю, позволяет идентифицировать вас для многопользовательской игры на удалённых серверах).
Вначале вам требуется создать свой игровой профиль. В настройках вроде бы всё как обычно, но некоторые вещи вроде "переключить синхронизацию отряда" могут ввести неискушённого игрока в лёгкий ступор. Параметры управления графикой аскетичны: вы можете сменить разрешение, частоту регенерации экрана, отключить/включить Vsync и выставить качество частиц. Настройки звука - простая регулировка громкости эффектов, музыки, речи.
Тем, кто радостно воскликнет "ну наконец-то, есть выбор кампаний!" - суждено пережить разочарование. Да, вначале вам выводят список из трёх кампаний и даже разрешают подвигать курсор на названиях миссий... Но увы - никакой речи о самостоятельном сюжете для каждой из кампаний. Все они связаны единой сюжетной линией, и доступ к новой миссии вам предоставят только после того, как вы пройдёте предыдущее задание...
Итак, в игре представлено три кампании: сначала - за Федерацию (закрывшиеся в куполах люди), потом - за Раак-Зун (мутанты), и наконец - за Стражей (высокотехнологическая раса роботов). Приведём краткие сюжетные завязки каждой из кампаний...
Кампания за Федерацию
Столетия непрерывных войн превратили почти всю поверхность некогда цветущей Земли в радиоактивную пустыню. Жизнь стала возможна лишь под куполами из стекла и стали, изолированными от окружающего мира. Один за другим эти купола пали под напором Раак-Зуна, и теперь остался лишь один - последний бастион человечества...
Вы будете играть за Итана, молодого капитана вооруженных сил Федерации. Как и все федералы, он уверен, что Купол будет стоять лишь до тех пор, пока силам мутантов дают отпор. Только военная мощь и дисциплина могут удержать дикарей на расстоянии. Кампания начинается, когда Итан возвращается в Купол из обычного патруля. Опыт сражений с Раак-Зуном заставляет Итана усомниться в правильности оборонительной стратегии, выбранной его командованием. Он вынужден бессильно наблюдать, как мутанты набирают мощь, в то время как силы Федерации, столкнувшиеся с новой, внеземной угрозой, переходят к глухой обороне.
Кампания за Раак-Зун
Когда условия внешней среды вынудили человечество уйти жить под купола, места хватило не всем. Многие были обречены на смерть в токсичных пустошах. Но погибли далеко не все. Некоторые выжили, мутировали, приспособились. Так появилась новая раса существ, способных выживать в пустоши: Раак-Зун.
Вы начнете игру за Мэдока, вождя племени, проживающего на границе с Куполом. Как и все свои сородичи, Мэдок питает глубокую генетическую ненависть к людям и враждебен к незваным пришельцам из космоса. Кампания начинается, когда Мэдок отправляется в самое сердце владений Раак-Зун. Он идёт к Оракулу просить за своего брата Саука, брошенного в темницу. По слухам, Саук - тот самый еретик из пророчества, который разделит единый народ Раак-Зуна и станет вестником превращения Раака - их живого бога.
Кампания за Стражей
Стражи - механические слуги могучей инопланетной расы, направленные своими хозяевами на Землю с неизвестной целью. Они используют технологию порталов, чтобы путешествовать между Землей и Элизием - своей базой в далекой звездной системе.
Вы будете играть за Симбионта - экспериментального полевого командира Стражей, созданного в критический момент войны и призванного изменить весь её ход. Кампания начинается с создания Симбионта. По мере того как растет боевой опыт Симбионта, в нём начинает просыпаться самосознание. Симбионт пытается обойти нейроблоки и вспомнить, кто он такой на самом деле, кто хозяева, которым он служит, и понять, в чём заключается их цель.
После выбора первой миссии начинается достаточно интенсивный Tutorial, вводящий вас в курс дела. Сразу же вас знакомят с окном вывода текущих заданий (зачастую - с небольшими подсказками).
И первое чего не хватает - это кнопки паузы, в режиме которой можно было бы отдавать приказы. Вы можете просто нажать Esc и перевести дух, созерцая выведенное меню, а затем продолжить миссию. Не хватает не только паузы. Я бы отметил ещё и невозможность выбора уровня сложности (хотя у меня в кампании за Федерацию не возникало проблем с прохождением миссий из-за слишком продвинутого AI или же заметно превосходящих сил противника). Ну и, естественно, невозможность регулировки скорости игрового процесса.
Первое, чему вас обучают - присоединению юнитов к отряду. К сожалению, отряд может состоять только из юнитов одного класса. Правда, пехотный отряд можно доукомплектовать командиром (или главным героем, или же специальным юнитом-командиром). Командир очень полезен - под его руководством бойцы воюют лучше, да и лишняя огневая мощь (командир вооружён бластером) никогда не помешает.
Мне понравилось, что пехотинец - достаточно живучий (относительно, конечно) и совсем не бесполезный юнит, как это часто бывает (в некоторых RTS пехота - это настоящее пушечное мясо в чистом виде). Если вас поливают огнём в неравном бою, можно отойти в укрытие и пехотинцы автоматически восстановят своё здоровье.
Интерфейс, в принципе, не отличается серьёзными нововведениями в жанре RTS. Слева вверху выводится оперативное меню (строительства, исследований и т.д.), вверху - отмечается приоритетная цель, которую будет атаковать ваш отряд, слева внизу - индикаторы ресурсов, внизу - меню с характеристиками текущего отряда, справа внизу - мини-карта (масштабируется скроллом мыши). Кстати, про масштабирование. Юниты в игре достаточно мелкие, и хотя в целом графический "движок" вполне адекватен - лично мне не хватало функций приближения и отдаления на местности. Максимум, что вы можете сделать - сменить графическое разрешение.
Ресурсов в игре - четыре: нитриевая руда (синий цвет; для создания простых боевых единиц), плутоний (зелёный цвет; также для создания простых боевых единиц и исследований технологии), цирконий (жёлтый; для более совершенной технологии и юнитов) и ибериевые стержни (красный; для самых мощных боевых единиц). Ресурсы добываются из месторождений.
Очень понравилось следующее: после того, как месторождение исчерпает свой ресурс - ваш модуль добычи по-прежнему будет пополнять закрома - но происходить это будет намного медленнее. Запас хранимых ресурсов ограничен, для его увеличения - стройте дополнительные складские помещения.
Количество ваших юнитов на карте - ограничено, для увеличения их числа - стройте очередную базу снабжения (она немного отодвинет планку лимита). Кроме того, база снабжения повышает мораль находящихся поблизости войск.
Здания вводятся в строй в случае, если рядом стоит Управляющая башня или Передатчик энергии. Иногда вам нужно подключать различные здания на другом конце карты - и вы выстраиваете энергосеть, которой позавидует любой чубайс.
Строительство не перегружено большим числом зданий. При этом реализована концепция универсального модуля - построив стандартную площадку, вы можете создать из неё какой-либо объект из списка доступных. Вот пример построек базы Федерации:
Управляющая Башня. Главное здание, снабжающее энергией остальные структуры.
Передатчик. Модуль для передачи электроэнергии и снабжения ей близлежащих структур.
База А.С.Р. Пункт приёма и обработки ресурсов.
Казармы. Занимаются выпуском пехотных юнитов, командиров, а также строительного робота (который помимо строительства ещё и осуществляет ремонт зданий).
Военный Завод. Предназначен для выпуска военной техники.
Научная лаборатория. В её стенах производится исследование новых технологий и вооружений.
Аэропорт. Производит авиацию.
Модуль Улучшения. Стандартная площадка, которая затем может быть превращена в следующие объекты: Стена (железобетонный блок, мешающий продвижению врага), Склад (увеличивает максимальный запас хранимых ресурсов), База снабжения (увеличивает лимит доступных для производства юнитов), САП "Секач" (оборонительная турель для поражения в первую очередь живой силы противника), Пушка "Каратель" (оборонительная турель для поражения в первую очередь бронетехники противника), Турель ПВО, Ракетная шахта (тактическая ракета с ядерной боеголовкой).
Как видите, затеряться в многообразии просто невозможно. Что касается юнитов, то, как видно по выпускающим строениям, их три типа - пехотные, техника (включая сборщиков ресурсов и строительных роботов) и авиация. У других рас есть отличия (например, у Раак-Зун - рабы-строители), но в целом - баланс соблюдён. Для интересующихся - скажем, что в игре реализованы юниты, осуществляющие починку строений и юниты, ремонтирующие технику.
Пора рассказать про оружие (типы и характеристики), а также виды брони. Оружие бывает пулевое, фугасное, лучевое и поражающее огнём. Типы брони делятся на гибкую (эффективна против фугасного оружия, уязвима для пулевого оружия); твёрдую (эффективна против пулевого оружия, уязвима для лучевого оружия); комплексную (эффективна против лучевого оружия, уязвима для фугасного оружия); и структурную (главным образом используется в постройках, эффективна против пулевого оружия, отражает лазерные лучи, нейтрализует огонь).
Кликнув на любой юнит, вы увидите информацию о его типе брони, а также о характеристиках его оружия.
Кроме того, у оружия есть свои особенности. Например, ведение огня по наземным и/или воздушным целям, дополнительный урон токсинами живым юнитам, и т.п. Имейте ввиду, что для большей тактической гибкости - разработчики снабдили каждый юнит дополнительным вооружением (которое обычно нужно исследовать) и вы сможете переключать один вид на другой прямо во время битвы, подстраиваясь под конкретную ситуацию. Простой пример - обычный пехотинец, вооружённый штурмовой винтовкой, впоследствии сможет сменить её на лазерную снайперскую винтовку, и вашим врагам придётся несладко...
Отряды можно группировать, а система изменения формации построения - сделана достаточно удобно. Просто удерживайте клавишу мышки при указании места следования отряда и слегка отведите курсор в нужном направлении. В общем, сложно передать словами, но главная мысль - что в целом реализовано очень понятно и доступно.
Имеется в наличии стандартная схема индексации отрядов - выбрав группу, жмёте "Ctrl + цифра" и получаете "горячую" клавишу вызова данного отряда (повторное нажатие - центрирует камеру). В общем, здесь - классика жанра. Также отмечу возможность постановки приказов в очередь - для этого в начале формирования списка команд - нажмите и удерживайте клавишу Shift.
Лично я оценил такую "фичу" игры, как приоритетная цель. Вы можете задать отряду класс приоритетного врага, которого следует уничтожать в первую очередь. Например, командира группы пехотинцев. Выберите ваш отряд, дважды кликните правой кнопкой мыши на конкретном враге, и пока он не будет уничтожен - весь огонь отряда будет сосредоточен именно на этой цели.
Система сохранения игры сделана так, и должна (некоторые игры с автосейвом в ключевых точках - порядком нервируют) - вы в любой момент жмёте Esc и сохраняете свой прогресс в прохождении карты.
В процессе прохождения миссии перед вами формируются текущие локальные или глобальные задачи, после выполнения которых может последовать небольшая сюжетная вставка.
В заключение я хотел бы отметить одну вещь, которая приятно удивила. Зачастую я сталкивался с далёкими от идеала реализациями скриптов в игре (сделай то и это, - и сюжет двинется дальше). В таких не до конца протестированных играх бывало следующее: нарушив очерёдность исполнения заданий или же допустив определённые огрехи - сталкиваешься с игровой ошибкой, когда завершение миссии становится невозможным (или игра начинала давать какие-то сбои). В SunAge я порадовался тому, как гибко отрабатывались скрипты. Защитив базу турелями в самом начале карты, через несколько второстепенных заданий я столкнулся с требованием постройки турелей на специально обозначенных индикаторами местах. Скрипт выплюнул окошко с заданием, а затем, через пару секунд - высветилось окошко об успешном его выполнении. И это несмотря на то, что турели были уже построены в самом начале миссии, и при этом - не совсем на тех местах, где нужно (зато в необходимом количестве). С другой стороны - возможно, мы столкнулись с доработкой игры патчами. Как бы то ни было, результат произвёл приятное впечатление!
Заключение
SunAge - очень неплохая стратегия в режиме реального времени с футуристическим научно-фантастическим сюжетом. Сюжет является основой игры, все действия и задания привязаны к нему, вы двигаетесь по намеченному разработчиками сценарию, постепенно открывая для себя историю противостояния трёх рас.
Редкий случай, когда неизвестная фирма выпускает дебютный проект, название которого мало что говорит большинству геймеров, скриншоты не очень-то впечатляют, но... Но в итоге на вашем компьютере оказывается весьма качественная игра (отчасти - благодаря интеграции последнего патча), которая звёзд с неба не хватает, но, тем не менее, может похвастаться хорошей реализацией игрового процесса. Есть некоторые инновации, есть какие-то пробелы, но в целом - неплохо отлаженные элементы нынешней классики жанра применительно к RTS. Вполне можно рекомендовать к покупке тем, кто привык открывать для себя новые имена и новые проекты, а не сосредоточился на приобретении исключительно раскрученных шедевров...
Оценки
Графика: 79%
Звук: 77%
Игровой процесс: 80%
Общее впечатление: 79%