Age of Conan. Первые впечатления

Издатель в России: "1С"

Вступление


Написать хороший обзор глобальной многопользовательской онлайновой ролевой игры - задача весьма трудоёмкая. Для того, чтобы авторитетно заявлять о тех или иных игровых аспектах конкретной MMORPG, требуется провести в игре не один месяц, на собственной шкуре прочувствовать взаимоотношения и определить контингент игроков, населяющих виртуальную вселенную, и т.д.

Поэтому, получив пробный аккаунт игры Age of Conan, я сразу смирился с тем, что у меня получится сумбур в стиле "галопом по Европам". Цель данной статьи - передать первые впечатления, которые, впрочем, редко ошибочны. Я постараюсь дать ответы на вопросы: есть ли смысл играть дальше по истечении 30-дневного аккаунта? Каков уровень реализации проекта? И постараюсь свести все свои мысли воедино в финальном вердикте.

Первоначальная информация изначально позиционирует Age of Conan как игру для взрослых. "Most sexy, savage and brutal MMORPG" - ничего себе заявочка... Возрастное ограничение - для лиц старше 18 лет, но в игровой вселенной, увы, встречаются и 12-13 летние подростки. За пару-тройку дней игры я "дорос" фактически до 8 уровня, и вполне осознаю (на опыте прочих MMORPG), что геймплей на различных уровнях развития персонажа - может существенно отличаться. Впрочем, надеюсь, что смогу корректно оценить уровень проекта - пусть и субъективно...

Системные требования


Минимальные системные требования:

Процессор класса Intel Pentium 4 с частотой 3 ГГц
1 Гбайт ОЗУ
Видеокарта класса NVIDIA GeForce 6600 или ATI Radeon 9800
32 Гбайт свободного пространства на жёстком диске
Операционная система Microsoft Windows XP или Windows Vista
Соединение с Internet


Рекомендуемые системные требования:

Процессор класса Intel Core 2 Duo E6600 с частотой 2.4 ГГц
2 Гбайта ОЗУ
Видеокарта класса NVIDIA Geforce 7900GTX
32 Гбайт свободного пространства на жёстком диске
Операционная система Microsoft Windows XP или Windows Vista
Соединение с Internet


Игра действительно достаточно требовательна к ресурсам, хотя выставив разрешение 1680х1050 и максимальное качество графики (но без сглаживания) я лично не отмечал особых "тормозов" на своей системе, которая практически идентична по производительности той, что указана в рекомендуемых системных требованиях.

Описание


Итак, сразу можно отсечь часть потенциальных покупателей тем фактом, что в данный момент игра доступна исключительно на английском, испанском, французском и немецком языках. Русскоязычная версия обещается в четвёртом квартале 2008 года, так что ждать осталось не так долго - максимум три месяца (если, конечно, релиз не перенесут).

Запущенный модуль установки огрел обухом по голове - подайте ему 27 Гигабайт свободного места! Так что в системных требованиях - не шутки шутят... В принципе, такая ресурсоёмкость вполне объяснима, когда вы обнаруживаете в каталоге с игрой, например, четыре идентичных файла с одним и тем же вступительным роликом, весящим по 150 Мегабайт (естественно, отличаются они только "озвучкой" на каждом из поддерживаемых языков)...

Процесс инсталляции - очень и очень долгий. После того, как распакованный дистрибутив "осел" на винчестере, начинается первый этап обновления - 1000 файлов общим размером в 100 Мбайт. Тем, кто дождался их загрузки - дают ещё один повод отдохнуть от компьютера: второй этап обновления, стартовавший сразу за первым, обрабатывает уже 18000 файлов, скачивая 1.15 Гбайт информации из Интернет...

Но вот все приготовления завершены. Время создавать ваш сетевой аккаунт.


Указываем ключ с диска (дающий 30 дней бесплатной игры), полные Ф.И.О., адрес, телефоны. В общем, сдаём себя с потрохами службе администрирования. Как вариант - можно указать фиктивные сведения, дабы попытаться хоть как-то сохранить анонимность.


Внутри созданного аккаунта вы можете просмотреть текущую подписку, логин и пароль доступа к форуму, сменить пароль к аккаунту, ввести новый ключ (например, с игровой карточки для продления времени игры), пригласить друга (рекомендуется отдать ему DVD для установки клиента) - чтобы тот бесплатно проверил, что же такое Age of Conan (на протяжении пары-тройки дней дней).

При запуске игры производится обязательная проверка версии клиента. Если у вас она не актуальна - производится обновление. Только после этого становятся активны кнопочки настроек, и в том числе - заветная кнопка Play.

Заставка показывает пьянствующего короля Конана, и в общем, мало отходит от стандартных клише: "Бла-бла-бла... Зло наступает! Бла-бла-бла.... Да начнётся война!" - и всё в таком духе.


Попав в главное меню, сразу отправляемся создавать своего персонажа (всего вы можете создавать восемь персонажей на одном аккаунте). У меня возникла проблема с графикой (видеокарта HD2900 XT, Windows Vista 32-bit, драйверы Catalyst 8.8). Помог переход на Shader Model 2.x, но всё равно, кошки скребут на душе от того, что игра пока что поддерживает только DirectX 9. Утром деньги, а вечером стулья? Ожидается, что поддержка DirectX 10 будет введена в ближайшее время, уже этой осенью (которая, кстати, в самом разгаре)...

Мне совсем не понравился функционал настройки внешнего вида героя. По эргономике он абсолютно проигрышный. Какой-то винегрет. Мне по душе простая поэтапная настройка, а не вываливание опций в кучу на экран. Но тем не менее, возможности регулировок достаточно широкие - те, кто захочет придать герою уникальный вид, вряд ли будут разочарованы.


Настройки видео также разнообразны (разрешение, сглаживание, яркость, контрастность, дальность прорисовки объектов и т.д.), но ленивым рекомендую для начала выбрать какой-либо из профилей (High, Medium, Low) и в остальном - только выставить нужное разрешение и параметры сглаживания. Настройки аудио в основном регулируют громкость звуков, музыки, окружения. Есть настройка интерфейса (где можно найти блокирование приглашений к обмену вещами, приглашения в гильдию, приглашения в партию), но туда лучше лезть после того, как вы уже освоитесь в игре.

Итак, далее выбираем расу. Вам предложены аквилонцы (высокоразвитая раса, поклоняются Митре, богине любви и здоровья), киммерийцы (варвары из северной Хайбории) и стигийцы (темнокожие обитатели пустыни). Из профессий доступны четыре главных направления, каждое со своими дополнительными вариациями: Soldier (Guardian, Conqueror, Dark Templar); Mage (Nercomancer, Herald of Hotli, Demonologist); Priest (Priest of Mitra, Tempest of Set, Bear Shaman) и Rogue (Assassin, Barbarian, Ranger). Важно определиться, кем вы будете: солдатом, магом, священником или бродягой, а классы внутри выбранного направления - уже можно считать дополнительной специализацией (впрочем, отличающейся серьёзными отличиями). Правда, выбор специализации не всегда доступен по расовой принадлежности (например, священник-аквилонец будет служить только Митре).

Итак, ваш персонаж создан, и вы отправляетесь в игровой мир. В дальнейшем при запуске игры выводится окошко с визуальным отображением персонажа, сервера, на котором он создан, текущего уровня развития.


Но вернёмся к старту... Заставка показывает крушение корабля, где вы находитесь в качестве раба. После катастрофы ваше тело идёт ко дну, но какие-то неведомые силы выталкивают его на поверхность. И вот, ваш полуголый протагонист с разбитой бутылкой в качестве оружия - оказывается в незнакомой ему местности. Подошедший человек советует обратиться к некоему NPC в городе, но эта информация отложена в памяти, а пока есть вещи более актуальные. А именно - следует разобраться с управлением.


В "туториале" не надо спешить, мне потребовалось время, чтобы немного освоиться. Понравилась система справки, к которой можно (и нужно!) привыкнуть. Но сведения содержатся полезные, и нужные ответы на животрепещущие вопросы отыскать легко, хотя знание английского, конечно, потребуется.


Вообще, не скажу, что эргономика и интуитивная понятность оказалась на высоте - к некоторым вещам пришлось привыкать. А именно - к атаке врага клавишами 1, 2 и 3. Мало того, что вы управляете героем классическими W, A, S, D и помогаете себе мышью, так ещё для удара нужно не левую кнопку мыши кликать, а жать левой рукой кнопки 1, 2 и 3, следя за тем, какая зона у врага сейчас наименее защищена. По бокам и над головой супостата отображаются иконки с одним-двумя-тремя щитами - эти зоны прикрыты, и вам следует бить в другие, уязвимые зоны - соответствующей цифровой клавишей (1 - удар по левой стороне, 2 - по голове, 3 - по правой стороне).


В покое - здоровье, мана и выносливость (которая тратится, например, на бег) восстанавливаются. За убийство врагов вам обычно полагается добыча. С трупов вы снимаете золотые зубы, штаны, оружие, и т.д., а иногда - ещё и квестовые предметы.


Мне очень понравилось, что при наведении на предмет (будь то доспех или оружие) - не только высвечивается его характеристика, но рядом ещё и всплывает информационное окно с характеристиками идентичной по классу вещи, надетой на вас в настоящий момент.

Кроме материальных ценностей вы, естественно, зарабатываете очки опыта. Ролевая система очень далека от ряда сложных реализаций (и правил Dungeons and Dragons в частности). Достиг уровня - раскидай очки по тем навыкам что доступны (скорость бега, концентрация при кастовании, карабкание по стенам, перевязка ран, восстановление маны и т.д.) - и играй себе дальше. Зачем забивать голову лишними деталями? Увы, для фанатов творчества Wizards of the Coast ролевая система Age of Conan окажется разочарованием.

Перейдём к основным экранам информации у вашего подопечного. Это четыре закладки:

1 - Equipment and Inventory (инвентарь и снаряжение);



2 - Skills and attributes (навыки и атрибуты);



3 - Combos, Spells and Special Abilities (комбинации действий, заклинания и специальные возможности);



4 - Quest journal (журнал квестов).



В принципе, здесь мало что требует дополнительных объяснений. Отмечу панель быстрого доступа к командам внизу экрана - перетаскивайте нужное действие (например, заклинание) в слот, обозначенный конкретной цифрой, а затем используйте это действие соответствующей цифровой клавишей.

Очень понравилась карта местности. Здесь всё здорово - и масштабирование, и указание всех нужных пунктов (NPC, выдающие квест; точки воскрешения; квестовые локации и т.д.).


В игре есть разделение на дневное и ночное время суток. Днём вы играете один, или вместе с командой (режим Multiplayer), а ночью - только в одиночку (режим Single player). Некоторые квесты, развивающие сюжетную линию, доступны только ночью. Переключаться на ночной режим можно, вступив в диалог, например, с барменом или каким-нибудь ключевым персонажем.


В игре вы выполняете квесты, которые вам выдают различные NPC - т.н. questgiver'ы. Их легко опознать по восклицательному знаку над головой. Поначалу квесты простые, хотя в подавляющем большинстве из них обязательно присутствует драка с врагами.


В журнале квестов вы сможете просмотреть все подробности задания, а также предполагаемую награду за выполнение (включая количество очков опыта). В игре встречаются и специальные игровые зоны. Причём при входе в такие зоны вы выбираете уровень врагов в них - Normal или Epic. В таких зонах можно не только выполнять поставленные задания, но и поднакопить денег, насобирать те или иные предметы.

При желании можно собрать группу единомышленников, чтобы сражаться с сильными врагами было проще. Для социализации в игр предусмотрена специальная панелька, где вы сможете, кроме всего прочего, подыскать себе компаньонов.


Игра, впрочем, достаточно дружелюбна к тем, кто любит играть в одиночку. Но прохождение битв в команде - без сомнения, расцветит игровой процесс новыми красками. Имеется и PvP (сражения игроков между собой), но это вынесено на отдельные серверы, специально для любителей сносить головы оппонентам в сетевой игре. Лично я в MMORPG режим PvP недолюбливаю, и везде, где только можно - игнорирую. Возможно, чересчур миролюбив :)

В общем, если пройтись по теме брутальности - то тут я согласен, в игре имеются и малоприятные для глаз картины...


...И поощрение к убийствам (например, бонусы Fresh Kills). Так что детишкам Age of Conan однозначно следует запрещать. Природу не обманешь, и если пичкать ребёнка кровищей в малом возрасте - это так или иначе повлияет на его намного более восприимчивую, чем у взрослого, психику. Так что предупреждение "для лиц старше 18 лет" на коробке с игрой - далеко не фарс. С другой стороны, при желании вы можете выключить кровавые сцены в опциях.

В случае смерти - вы воскрешаетесь на специальных платформах, которые раскиданы по игровому миру. Иногда даже есть выбор - на какой именно из доступных (открытых вами) платформ данной игровой локации можно вернуться к жизни.


Система заклинаний в игре ничем особенным (насколько я, конечно, успел заметить) не отличается. Понравилось то, что заклинания "висят" на вас подолгу (например, Divine Vigor - целый 1 час, а он повышает количество здоровья и маны!). У священника на первых уровнях развития есть очень полезное атакующее заклинание Smite, которое немного компенсирует невозможность использования луков (доступны только арбалеты, но с определённого уровня развития).

В открытых локациях повсеместно замечена такая неприятная вещь, как респаун врагов. С одной стороны, это понятно - так проще выполнять задания на количество убийств. С другой - "бесконечная" кучка из пяти врагов на локации смотрится смешно и неестественно.

Зато отмечу беспроблемное переключение из игры в Windows по Alt-tab. Никаких глюков в этом процессе у меня не обнаружено, что однозначно радует. Хотя, справедливости ради, некоторые мелкие ошибки и недочёты в реализации игры я замечал. При этом поиск решения игровых проблем в официальном форуме показывает, что он пока не может похвастаться хорошим наполнением и большим багажом ценных советов. Так что те, кто не стремиться покупать Age of Conan во что бы то ни стало прямо сейчас - вполне могут подождать начала 2009 года - и поддержка DirectX 10 появится, и несколько патчей отшлифуют игровой процесс, и форумы пополнятся ценными сведениями от тех, кто насобирал уже кучу "шишек" на свою голову (сталкивался с ошибками, странностями и нелогичными вещами в игре). Ну и не говорю уже про появление локализации на русский язык.

В общем, резюмируя по увиденному: игра действительно качественная, неплохая графика и общая реализация. Но вот такого, чтобы она схватила за уши и приковала к монитору - не заметил. Для этого не хватает эргономики в интерфейсе и управлении, шарма в игровом мире, захватывающего сюжета в квестовых заданиях. С другой стороны, дополнительную привлекательность должны обеспечивать сисястые NPC, и это понятно...


Age of Conan - это в первую очередь добротная, качественная MMORPG, но лично для себя - не могу сказать, что очень интересная. Мне по душе более сложная реализация ролевой системы, да и нравится упор не на брутальность и убийства, а на фэнтази-составляющую. Крови и жестокости мира сего нам хватает и в реальной жизни, а от игры хочется в первую очередь эффекта сказки...

Заключение


Age of Conan - действительно хорошая, качественная глобальная многопользовательская онлайновая ролевая игра. Её плюсы: очень простая ролевая система (хотя в глазах хардкорных фанатов RPG это будет минус), не слишком удобное и требующее привыкания, но всё же добротно скроенное, без явных пробелов, управление и интерфейс. Ну и, конечно же, очень красочная графика...


Кстати, пожалуй именно красивая графика является основным плюсом игры, и потом уже - всё остальное. Среди минусов - без сомнения, слабоватое сюжетное сопровождение в большинстве квестов (мало изюминок, мало по-настоящему харизматичных NPC). Возможно, я слишком требователен, но помимо красивой графики и хорошо работающей системы управления и игрового баланса - хочу от нового проекта ещё и чего-то уникального, инновационного, притягивающего. Такой изюминки в Age of Conan я пока не нашёл. Это просто хорошая игра, но ведь она - одна из многих MMORPG, и чем ей завоёвывать сердца новых пользователей? Пока я вижу, что в основном своей ориентацией на насилие, соблазнительными грудастыми виртуальными NPC и игровым миром, где чётко прослеживается закон "кто сильнее, тот и прав". Если вам этого достаточно - вы нашли в лице Age of Conan то, что вам нужно. Если же тяготеете к фэнтази и привыкли к ролевым сюжетам в стиле Neverwinter Nights, Baldur's Gate и т.д. - проходите мимо...

Кроме того, есть смысл подождать до конца года - в Age of Conan появится поддержка DirectX 10, выйдет локализация на русский язык, да и игровой процесс отшлифуется несколькими патчами...

Оценки


Графика: 90%
Звук: 80%
Игровой процесс: 80%

Общее впечатление: 82%