"Власть Хаоса". Первые впечатления

Издатель в России: "Акелла"

Системные требования


Минимальные системные требования:

Процессор: класса Pentium 4 / AMD Athlon XP или лучше
ОЗУ: 512 Мбайт
Видеокарта: с объёмом памяти 128 Мбайт
Свободное место на жестком диске: 2,5 Гбайт
Привод DVD-ROM: 8X
DirectX 9.0 (есть на диске с игрой)
Windows XP

Уж не знаю, кто составлял системные требования, но после установки в искомом каталоге на жёстком диске появилось 12 с половиной тысяч файлов общим объёмом 5.6 Гбайт, так что делайте выводы...

Описание


В оригинале игра World of Chaos вышла в мае 2007, разработчик - венгерская студия BrainFactor Entertainment. В основе книги лежит литературное произведение венгерского же писателя Иштвана Немеша, творящего под псевдонимом John Caldwell. Его произведения изобилуют мрачноватым юмором, и главный герой игры - полуорк Скандар Граун - трезво смотрит на вещи, скептически-язвительно подходя ко многим жизненным ситуациям.

После загрузки игры мы видим спартанское главное меню, настройки графики - откровенно бедноваты. Начальная заставка подтверждает опасения - технологии используются явно устаревшие.


Хотя в самой игре всё нормально, графика неплохая, особенно понравился диапазон приближения и отдаления камеры скроллом мыши. Вот максимальное отдаление...


А вот - максимальное приближение.


При этом, к сожалению, камеру нельзя регулировать в вертикальной плоскости (это происходит автоматически), чего очень не хватает. В итоге вы или смиряетесь с удалённым видом сверху (ограничившись рамками текущего игрового экрана), либо можете играть с видом из-за спины орка, зато с более обширным обозрением местности вокруг.


Итак, вернёмся к сюжету. Наш герой - адепт культа Хаоса, орк по имени Скандар Граун. После человеческого жертвоприношения ему является сам бог хаоса - Иворл. Он призывает нас бороться со злом, что вызывает у меня просто гомерический хохот. Представьте себе ситуацию - вы приносите в жертву человека, вылезает вот этакая "плюшка"...


...И призывает вас бороться со злом. Честно говоря, такую блямбу я с удовольствием прибил бы в финальной схватке игры, а это, оказывается, наш ментор и покровитель. Тьфу. Куда катится этот мир...

Ещё пара вводных моментов: родителей главного героя убили (ещё в пору его детства), и теперь он жаждет мести. Чудо-юдо из заставки (бог хаоса), кстати, попросило между делом отыскать некий артефакт - Слово Хаоса. Так что скучать нам, похоже, не придётся. Ну а игра начинается с того, что главного героя вышвыривают за борт - из-за того, что финтифлюшке-пассии капитана корабля не понравился исходящий от работяги-орка запах.

С первых минут заметен неплохой уровень литературного исполнения диалогов и оформления сюжетной части. Видно, что работал профессиональный писатель. Например, игра начинается с того, что вы резонно выпрашиваете ненужную уже теперь одежду у полу-орка, который собирается свести счёты с жизнью.


Диалоги, как уже было сказано выше, неплохи по содержанию (грубоватые, но очень жизненные, без излишнего пафоса), однако "немые". Вы просто выбираете нужную фразу и всё. В принципе, выбор реплики зачастую очень критичен, и на возможность "продавить" собеседника влияют ваши навыки убеждения, которые вы можете прокачивать отдельно (о ролевой системе поговорим чуть позже).


В локации вы можете поговорить только с ключевыми NPC (при наведении на них курсора - тот превращается в открытый рот). Остальные NPC, населяющие игровой мир - или стоят, или хаотично бродят в стиле броуновского движения, пересекая улицы наискосок и отталкиваясь от стен (честно говоря, удручающее зрелище, если обращать на него внимание). Вообще, должен сказать, что pathfinding в игре реализован средненько. В принципе, на небольшие расстояния персонаж продвигается уверенно, но вот выстраивание более-менее сложного маршрута - практически всегда вгоняет Скандара в ступор.

Помогать вам ориентироваться на местности призваны целых три карты: мини-карта в углу экрана (от неё мало толку), карта текущего уровня...


...И глобальная карта (которая также мало информативна и служит скорее в качестве художественного оформления).


В здания можно заходить (если их двери активны), при этом, естественно, "снимается" крыша. Некоторые здания двух- и более этажные - кликайте на лесенку, чтобы перейти вниз или вверх.


В помещениях попадаются сундуки. Иногда они не заперты, а иногда - их приходится взламывать.


Естественно, в большинстве случаев ваше исследование чужих сундуков приравнивается к краже, так что, вполне вероятно, последует возмездие - на вас нападёт охрана, стража, милиция - в общем, правоохранительные органы или же те, у кого вы крадёте.


Ну что ж, раз заговорили о сражениях, то пора перейти к боевой системе. Сражения стартуют в случае, если на местности на вас нападает враг, или же если вы нападаете на врага (о том, что вам предстоит бой, вы узнаете по превратившемуся в меч курсору мыши, наведённому на NPC или монстра). После этого вы переноситесь на тактический экран. Сражение в какой-то мере напоминает старую добрую UFO: Enemy Unknown, только с более богатой боевой и магической системой персонажа и, наоборот, ограниченным, плоским участком местности, похожим, фактически, на шахматную доску. У персонажа имеется запас здоровья, оружие и доспехи с определёнными характеристиками, а также магия (в зависимости от степени "прокачки"). На ход отводится определённое количество очков действия. Кончились очки действия - передавай ход клавишей "пробел".


К сожалению, мы видим в боевой системе недочёты различной степени тяжести (к сожалению, и в дальнейшем - недоделки очень характерны для игры "Власть Хаоса"). Помнится, я решил спрятаться на поле боя в углу за камнем - от группы врагов, дабы рассеять их силы. Каково же было моё удивление, когда враг, ничтоже сумняшеся, попёр напрямик, прошёл сквозь камень, и остановился внутри него, атакуя моего героя. Я чуть дар речи не потерял от такого нахальства! Но это ещё цветочки. Отыскав интересное заклинание "Бальзам" (которое, помимо всего прочего, ещё и возвращает часть очков действия) и прокачав себе запас маны, я превратил многие стандартные сражения в лёгкую прогулку - исчерпав запас ударов, я восстанавливал очки действия и вновь бил врага, и вновь восстанавливал очки действия - пока не кончалась мана. В итоге враг превращался в статичную боксёрскую грушу. Налицо явный недочёт при отладке игрового баланса.

Если становится ясно, что силы неравны и вы вот-вот отдадите концы, то, возможно, вас спасёт заветная кнопочка, позволяющая сбежать с места сражения. Если враг не так быстр, как вы, то после выхода из боя, вы сможете скрыться подальше от места схватки. После сражения вы подбираете оставшиеся от врага трофеи (доспехи, оружие, шкуры, бивни, чешую и т.д.), и распределяете полученные очки опыта. Вот и подошло время ознакомиться с ролевой системой...

У героя - четыре закладки с навыками, в развитие которых можно вкладывать полученные очки опыта.


Уж не знаю, как они звучат в оригинале, но в русскоязычной версии это: "Кровавые умения" (в основном боевые - навыки использования оружия, доспехов, повышения очков здоровья, парирование и т.д.); "Дневные умения" (навыки торговли, ремонта, лечения, регенерации здоровья и т.д.); "Ночные умения" (уклонение от ударов, взлом замков, навыки убеждения, тактика - от которой зависит количество очков действия и т.д.), "Светлые умения" (контроль маны, интуиция, магическое искусство, магический щит и т.д.). Повышение навыка на единицу - стоит определённого количества очков опыта (в зависимости от текущего уровня развития навыка - 10, 30, 50, 70, 90, 110 очков и т.д.). При навыке, равном "1" вы получаете статус "новичок" в данной сфере, при достижении "5" - становитесь "специалистом" и т.д. В общем, определённая гибкость имеется: хотите - делайте воина, сражающегося в рукопашную, хотите - прокачивайте магию.


Для того, чтобы вы в любой момент могли осведомиться с набором текущих заданий, а также подробным их описанием, вам в помощь выдан Дневник.


В принципе, тут всё просто: взяли квест - он прописался в журнале. Выполнили квест - он перекочевал из списка текущих заданий в раздел выполненных квестов.

Далее, инвентарь. Тут также всё просто: основные закладки - это доспехи и оружие, второстепенные - зелья, травки. Отдельный слот - у уникальных квестовых предметов. Добываемые вами вещи - сортируются в инвентаре по разделам автоматически.


Кроме того, здесь же вы можете просмотреть текущие характеристики персонажа (количество здоровья, маны, атака и урон, количество очков действия в режиме боя и т.п.). Также отмечу информацию о количестве денег и текущей физической нагрузке вашего героя (масса переносимых вещей).

Вещи имеют свой запас прочности. От использования в бою доспехи и оружие - изнашиваются. Так что не забывайте вовремя наведываться к кузнецу (или же развивайте у себя навыки ремонта) и чинить обмундирование и вооружение. Кстати, доступ к некоторым новым доспехам и оружию может быть открыт только при развитии соответствующих навыков до определённого уровня. Имейте это в виду, когда вдруг увидите в магазине вожделенную броню - вполне может статься, что надеть вы её не сможете.

Книга заклинаний хранит свод всех заклинаний по школам, а также показывает те, что были вами изучены и могут применяться.


Магия делится на две школы (академическая и магия жрецов), в бою вы выбираете той или иной вид, а затем - подвид, где выбираете нужный "спелл".

Игровые зоны вполне разнообразны, их оживляют враги, NPC, а также различные объекты (например, в лесу вы можете собирать разные травки для варки зелий). Реализованы переходы между локациями - ищите места на экране, где курсор превращается в две бледно-розовые стрелки.

Существенно разнообразит игровой процесс использование компаньонов. Рано или поздно вы будете ходить с друзьями и напарниками (вместе с вами группа может состоять из трёх человек). Это вносит дополнительный интерес в тактические сражения - обычно каждый из героев силён в какой-то определённой сфере, и вам придётся использовать в бою его лучшие качества.


Пришла пора финального аккорда. Игра "Власть Хаоса" - это не совсем полноценный игровой продукт. На всём её протяжении я ощущал себя в шкуре beta-тестера. Увы, большое число недоработок и недоделок настолько велико, что о них следует сказать отдельно. При этом нельзя не выделить и сильные стороны проекта, поэтому завершить повествование я решил списком недочётов, равно как и описанием тех игровых аспектов, которые мне очень понравились. Ну, а окончательный вердикт я вынесу в разделе "Заключение"...


Недочёты

Итак, недочёты, недоделки, недоработки... Игра вышла в 2007 году, с тех пор выходил патч (который "Акелла", естественно, интегрировала), но шероховатостей в игре много.

Во-первых, я привык сохраняться каждые полторы минуты. Игра зависает, во время боя враги впадают в мелкую дрожь и "застревают" (требуется перезагрузка исполняемого файла). У меня нередки были случаи, когда попытка восстановить autosave - вызывала зависание игры с последующей ошибкой.

Во-вторых, очень не хватает всплывающих окошек с расшифровками, с информацией об элементах интерфейса. На карте не видны ключевые объекты. Что и говорить, если я обнаружил переход на другую локацию почти случайно!

В-третьих, мелкие, но порой очень неприятные недочёты. Кузнец говорит "Да подавись ты своими 10-ю дукатами!", но в вашем инвентаре их как не было, так и нет. При начислении очков опыта я вдруг увидел в окошке надпись "Missing data". Не виден уровень атакующего вас врага, чтобы понять - стоит лезть в драку или нет.

Порой возникает неприятное ощущение от сумбурного набора дополнительных квестов с не всегда очевидным развитием событий - порой просто плутаешь по игровому миру в расчёте наткнуться на ключевой объект или персонажа. Иногда кажется, что они прикручены по месту - для галочки ("чтобы было!").

Ну, а оттенить всю эту феерию недочётов я хотел бы вот каким рассказом. Выполнив квест кузнеца, я отправился сдавать тому добытую руду и получать награду. По завершении разговора я вышел из кузницы в город и тут - Бац! - автоматически начинается заставка, где какой-то пожилой мужчина подвигает нас искать часовню Искриса. После этого игра автоматически переводит весь мир в режим ночи. Найдя часовню и отыскав там некую огромную инфернальную жабу, я приготовился к сражению, но вдруг... Бац! Сражения не было, а началась следующая заставка, где вокруг тела жабы столпились трое! Главный герой орк, пожилой мужчина-адепт и... Некая женщина-лучница! Она-то здесь откуда??? Скорее всего, в одном из квестов, который я пропустил ранее, эта женщина присоединяется в нашу команду, вот только триггер сработал и без неё, а ведь она - ключевой компаньон, фигурирующий в заставках! Вы будете смеяться, но затем, странствуя по миру, наш орк без устали представляет свою компаньоншу. Приходит к NPC и говорит - это я, Скандар Граун, а это - моя соратница Марлена - и кивает на пустой воздух рядом с собой. Что и говорить, удручает страшно...


Что понравилось

Как вы, наверное, уже догадались, "Власть Хаоса" - это жемчужина в навозе. Драгоценность, которой так не хватает того, чтобы её отмыли, очистили от багов и ошибок, и вставили в достойную оправу.

Итак, что мы имеем ПО ЗАДУМКАМ... Тут и простенькая, но вполне интересная ролевая система развития. И разнообразие врагов...


...И беспроигрышная схема тактических сражений, и неплохое по качеству (литературному) оформление сюжета и диалогов. Простая, но разнообразная система магии. Разносторонне развитые (часто временные) компаньоны. Местами просто великолепное музыкальное оформление. Возможность приготовления зелий, ремонта вещей, и т.д. В общем, проект задуман основательно, но реализован - далёким от идеала...

Заключение


"Власть Хаоса" - ролевая игра по художественным произведениям Иштвана Немеша, венгерского писателя, творящего под псевдонимом Джона Кодуэлла. Игра задумана неплохо, и реализовывать её начали вроде бы вполне адекватно, вот только значительное количество различных недочётов и шероховатостей позволяют присвоить игре лишь статус добротной и играбельной beta-версии, но никак не полноценного релиза, да ещё и после выхода патча.

Простенькая, но привлекательная ролевая система развития персонажа (разброс очков опыта по навыкам), такая же простенькая магическая система, неплохие диалоги, удобоваримая графика, разнообразие врагов и локаций, неторопливые тактические бои - всё это нельзя не отметить. Но игра пронизана недоделками. Тут и некоторая сумбурность в квестах, и жуткая нехватка информативности в интерфейсе, и просто откровенные "баги", и прочее, прочее...

В общем, те, кого игра заинтриговала, кто продрался сквозь все эти недосказанности и недоделанности к самой сути проекта - оценят работу венгерских разработчиков, но никогда не простят им того, что они бросили своё детище на полдороги. Лично я с удивлением поймал себя на мысли, что хочу и дальше развивать героя, ввязываться в сражения, вгрызаться в сюжет - несмотря на все эти палки в колёсах. Уверен, некоторые фанаты RPG, прошедшие огонь, воду и третьих Аллодов без патчей, пойдут на компромиссы ради прохождения "Власти Хаоса". Не забывайте только сохраняться почаще (желательно - каждые две минуты), и если вы доберётесь до финальной заставки, я сниму перед вами шляпу...

Оценки


Графика: 77%
Звук: 77%
Игровой процесс: 67%

Общее впечатление: 68%