Dead Space - триллер в космосе

Издатель: Electronic Arts

Вступление


Dead Space - творение рук студии EA Redwood Shores. Игра, в которой мы видим элементы боевика от третьего лица и survival horror (давно уже прижившееся в игровой и кино индустрии словосочетание, обозначающее "ужастик", в котором главный герой должен выжить в обстановке различных леденящих душу обстоятельств).

Игра идёт полностью на русском языке. Не только титры и "озвучка", но также и некоторое внутри игровое содержимое (вроде служебных надписей на дверях).

Отмечу, пожалуй, существование в природе полнометражного мультфильма Dead Space: Downfall.


По откликам многих критиков и зрителей - мультфильм вышел, в отличие от игры, средненький. Моё личное мнение - вполне удобоваримый, хотя поспорить с указанным утверждением не берусь. Это подтверждает тенденцию не слишком удачных в массе своей кинокартин по видеоиграм (и наоборот, видеоигр по фильмам). Хотя, конечно, бывают приятные исключения...

Системные требования


Минимальные системные требования для запуска игры Dead Space:

Процессор класса Pentium 4 с частотой 2.8 ГГц или аналогичный

1 Гбайт оперативной памяти (для ОС Windows XP), 2 Гб оперативной памяти (для ОС Windows Vista)

Видеокарта NVIDIA GeForce 6800 и выше (7300, 7600 GS, и 8500 являются недостаточными для запуска игры); или ATI X1600 XT и выше (X1300, X1300 Pro и HD2400 являются недостаточными для запуска игры). Обязательно наличие видеоадаптера с 256 Мбайт памяти и поддержкой Shader Model 3.0

Операционная система Windows XP (с установленным SP2 или старше) или Windows Vista

Последняя версия DirectX 9.0c

7,5 Гбайт на жёстком диске для установки приложения, дополнительное место для сохранения игр.

Описание


Качественные проекты должны охватить как можно больший рынок, так что мерцающая надпись "Нажмите любую клавишу" с головой выдаёт существование консольного собрата Dead Space. Если немного подождать, на экране прокручивается заставка, повествующая о нападении тварей на космическую станцию. Видеоряд отображает ужасающие разрушения, беснующихся отвратительных тварей и обезображенные тела членов экипажа...


В результате разорения станция мёртвым осколком бороздит просторы необъятного космоса.


Главное меню - очень простое, позволяет вам начать новую игру или загрузить старую, войти в раздел настроек или выйти в Windows. Судя по индексу в правом нижнем углу - из коробки мы получаем версию 1.0.0.222.

Меню настроек позволяет отрегулировать параметры звука, настроить управление, яркость, параметры видео. Яркость вынесена отдельным пунктом, и это объяснимо, ведь перед нами - "ужастик", для которого очень критичен фактор темноты. Нам, естественно, предлагают выставить яркость на минимальном уровне.

Настройки видео сводятся к выбору одного из трёх стандартных профилей качества (низкое, среднее, высокое) или переходу к пользовательским установкам - вы можете включать и отключать различные эффекты вроде размытия, бликов, сглаживания и т.д.

При выборе новой игры - придётся определиться с уровнем сложности (лёгкий, средний или тяжёлый). Я остановился на среднем, и при ознакомлении с дальнейшим описанием - помните об этом факторе.

Первое, на что обращаешь внимание - качественная проработка кинематографического оформления. Заставки на игровом "движке" действительно погружают вас в атмосферу происходящего.


Бригада ремонтников подлетает к огромной добывающей станции "Ишимура". У одного из членов экипажа по имени Айзек (техник, специалист по корабельным системам), на станции осталась девушка Николь. Собственно, Айзек и есть главный герой, от лица которого мы будем выступать.

События в Dead Space развиваются в основном по шаблонам киноиндустрии. Вот вы пошли проверить систему сканирования повреждений, а за стеклом на ваших товарищей нападает какая-то тварь...


С первых же минут ваши первые перемещения в пространстве и действия - сопровождают стильно оформленные подсказки.


Наши путешествия на корабле по отсекам ограничивают запертые двери. Подсветка двери синим цветом говорит о том, что вы можете перейти дальше, а красные индикаторы обозначают запертые отсеки (которые, впрочем, затем могут быть открыты по сценарию).

Посмотрим, что имеется у главного героя для ориентирования в окружающем пространстве. Во-первых, это, конечно же, карта...


Трёхмерная, масштабируемая - в общем, очень удобная (разве что к навигации могут быть какие-то претензии). Указаны все ключевые объекты, а также маршрут к текущему заданию.

Во-вторых, это локатор. Очень полезная штука, показывающая тропинку до локации, требуемой по текущему заданию. Жмёте кнопку, и с вашего локатора, расположенного на руке, сбегает синяя нить, указывающая дорогу. Прямо сказочный клубок от бабы-яги!


В-третьих, в любой момент вы можете вызвать журнал событий для просмотра выполненных и текущих заданий.


Подбираемые вещи вы складываете в рюкзак, объём которого ограничен (и зависит от типа защитного костюма, который можно улучшать до более продвинутой версии). Панель инвентаря отображает также и слоты оружия, ключевые предметы, информацию о вашем костюме.


Ваш "наряд" - это, фактически, система жизнеобеспечения. Она обладает такими характеристиками как броня, запас здоровья, запас кислорода. Также в костюм встраиваются два модуля: разработчики назвали их модулями стазиса и кинезиса (о них поговорим позже).

Здоровье отображается на спине персонажа - голубоватая подсветка в виде прогресс-бара на позвоночнике.


Здоровье поправляется с помощью аптечек (выпадает из убитых монстров, могут быть найдены в различных шкафчиках и на полу корабля, а также приобретены в магазине). Аптечку можно использовать, нажав горячую клавишу "Q". Бывают аптечки малые (восстанавливают один сегмент на индикаторе здоровья), средние (восстанавливают два сегмента) и большие (восстанавливают полностью всё здоровье).

Также у костюма имеется свой запас кислорода. Если вы попадаете в вакуум, на спине отображается датчик с количеством оставшегося вам времени на дыхание.


Для того, чтобы восполнить запасы кислорода, ищите стационарную заправочную станцию или используйте кислородный баллон, если таковой имеется в вашем инвентаре (они также делятся на малые, средние и большие).

Ваш костюм оснащён специальными ботинками, позволяющими уверенно чувствовать себя в условиях невесомости: от пола вы оторвётесь, совершив прыжок, только тогда, когда подсветите место приземления указателем прицела оружия и нажмёте Ctrl.


Впрочем, места с невесомостью и вакуумом встречаются не так часто... Теперь расскажем о модулях стазиса и кинезиса.

Стазис. У главного героя появляется возможность замедлять быстро движущиеся предметы, а также быстрых врагов с помощью специального модуля. Например, быстро движущаяся дверь может вас травмировать, но стазис замедляет её (некое поле окутывает предмет и тот начинает двигаться как в замедленной съёмке). Этот стазис-модуль требует подзарядки от стационарных источников (или же от батарей в вашем инвентаре). Текущий заряд модуля стазиса отображается на индикаторе в виде полукруга на спине главного героя. В принципе, весьма оправдано применение стазиса на крупных монстрах или в сложных боевых ситуациях. Ряд заданий вообще нельзя пройти без применения этой уникальной способности на живых организмах.

Кинезис. А это уже возможность хватать и перетаскивать (а также кидать во врага) предметы с помощью антигравитационного устройства.


Запас энергии кинезис-модуля неограничен. Подхватывайте кинезисом отрезанные конечности врагов и используйте их как оружие. То же самое можно делать со взрывоопасными баллонами. С другой стороны, иногда с помощью кинезиса приходится расчищать себе путь или вставлять батареи в разъёмы питания. Ещё одно интересное применение - подбирание денег, аптечек и патронов из труднодоступных мест, куда ваш герой не в состоянии пройти. Некоторые игроки могут продвинуться в тактике и перемещать из комнат трупы врагов, чтобы их не обратили в зомби некоторые типы монстров, а также выстраивать баррикады из предметов для обеспечения собственной безопасности.

Система сохранения реализована в виде изредка встречающихся объектов с иконкой фотоаппарата. Так как вы вольны бродить по отсекам как вам вздумается, то и сохраняться можно специально, подбегая в нужный момент к указанной ключевой точке. Кстати, если вы погибнете, то начнёте не с места последнего сохранения, а недалеко от того места, где погибли. За такую реализацию - отдельное спасибо разработчикам, поскольку она позволяет сэкономить и время, и нервы. Хотя, возможность сохранения в любой момент была бы предпочтительнее, но консольные корни игры наверняка сказали здесь своё веское слово.

Расскажу о двух таких важных типах объектов в игре, как магазин и верстак. Логично догадаться, что в магазине (оформлен как небольшая ниша с информационным дисплеем) вы можете продавать и покупать предметы, оружие, аптечки, боеприпасы, а также улучшение вашего костюма (когда оно появляется в "прайс-листе"). Некоторые виды товаров становятся доступны только в том случае, если вы нашли на уровне соответствующую схему.


Кроме того, магазин позволяет перекладывать вещи из вашего инвентаря в сейф. Из сейфа предметы можно забирать в любом магазине-портале.

Теперь о верстаке. Это система улучшения оружия, костюма, а также стазисного и кинезисного модулей. Зайдя в меню верстака и выбрав нужный предмет, вы видите схему улучшений.


Для улучшения требуются силовые узлы - специальные детали, подбираемые на уровнях, или же покупаемые за 10 тысяч кредитов в магазине. Кстати, силовые узлы иногда нужны для взлома замков в потайных комнатах.


С учётом стоимости узла, сумма находимого в таких комнатах обычно оправдывает трату этого очень нужного для улучшений компонента. Так что всегда оставляйте в инвентаре как минимум один силовой узел для таких ситуаций. И ещё одно важное замечание: если вы улучшили с помощью силового модуля свой защитный костюм первого уровня, а затем в магазине купили новый, второго уровня - то применённые ранее улучшения полностью сохраняются. А вот если продали улучшенное оружие, то назад вам продадут обычный базовый вариант. Будьте осторожны!

Оружие

Перед тем, как поделиться непосредственно впечатлениями от игрового процесса, осталось лишь пробежаться по доступному в игре оружию...

Плазменный резак. Первое оружие Айзека. Надо сказать, что это не стандартная маломощная "пукалка", а вполне боеспособное оружие, которое после увеличения мощности на верстаке будет выглядеть вполне достойно. Альтернативная атака: направление лезвия меняется на 90 градусов.

Импульсная винтовка. Сначала я не понял, почему данное оружие - не такое мощное, как хотелось бы. Но затем косвенный ответ на этот вопрос дала цена на патроны. Обойма из шести зарядов к плазменному резаку (см. выше) стоила столько же, сколько магазин на 25 патронов к импульсной винтовке. Мне лично оружие не очень понравилось именно из-за невысокой огневой мощи (а увеличивать её дорогими силовыми узлами - не захотелось). Альтернативная атака: стрельба над головой, огонь ведётся по кругу. Возможно, полезная вещь, когда вы окружены врагами, но я лично такой режим не использовал.

Лазерная винтовка. А вот здесь с огневой мощью уже всё в полном порядке. Один выстрел способен серьёзно потрясти монстра (а слабенького - даже убить). Альтернативный режим: дистанционная постановка заряда, поражающего тварей в определённом радиусе.

Труборез. Циркулярная пила, уверенно распиливающая инопланетную тварь на небольшом удалении от вас. Из оружия вылетает крутящийся и удерживающийся некоторое время на весу диск. К этому оружию надо привыкнуть, но затем, когда вы приноровитесь, труборез сослужит вам неплохую службу. Альтернативная атака: простой одиночный выстрел крутящимся диском по врагу.

Огнемёт. Достаточно мощное оружие, хотя полезное в основном на близком расстоянии. К тому же быстро расходует топливо. Альтернативная атака: выброс напалмовой гранаты с таймером. Фактически выглядит как поджог небольшого участка территории, что очень полезно при уничтожении нападающих полчищ мелких липучих бестий. Да, и не забывайте - огнемёт в вакууме не работает!

Силовой резак. Четыре заряда в магазине, а по кораблю заряды разбросаны в виде одиночных батарей (на один выстрел). Наводите пушку на цель, удерживая нажатой левую кнопку мыши - резак накопит заряд, после чего отпускайте кнопку и разносите врага в клочья (правда, на средних и крупных врагов может понадобиться два и более выстрелов). Альтернативный режим стрельбы: - мощный круговой взрыв на близкой дистанции.

Силовой пистолет. Судя по цене в 11 тысяч кредитов - предполагается, что силовой пистолет является самым мощным оружием в игре. В общем, это действительно отличное оружие ближнего боя, которое вы оцените при мясорубке в закрытом помещении. Альтернативный режим стрельбы: выброс гранаты.

Всё вышеперечисленное оружие будет доступно вам уже к середине игры (и это, я считаю, очень правильно). Вы сможете опробовать каждое из смертоносных орудий в деле, и выбрать четыре наиболее удобных вам "ствола" (которые разместите в слотах инвентаря). В дальнейшем игра будет "интеллектуально" подбрасывать вам (в ящиках, на трупах монстров и т.д.) боеприпасы исключительно для имеющегося в вашем инвентаре оружия (впрочем, редко случаются исключения). Улучшайте один, максимум - два вида любимого оружия. Так вы прокачаете его почти полностью, и вряд ли об этом пожалеете при схватках с сильными врагами.

Игровой процесс

Благодаря грамотной подаче сюжета в кинематографическом обрамлении - игра смотрится очень здорово.


Атмосферу тонко передаёт качественная "озвучка" (мелодии с трагическими нотками, еле различимый шёпот молящейся женщины, звуки перемещения монстров по переборкам у вас над головой и т.д.). Кругом кровь, в туалете - надписи вроде "Дорогой Бог, огради нас от этих тварей"; некоторые области затянуты дымкой, некоторые - погружены в полумрак. В общем, атмосфера реализована великолепно, и не в последнюю очередь благодаря хорошей графике и следованию канонам жанра.


Чтобы лучше передать сюжет, разработчики разбросали повсюду текстовые, аудио и даже видеосообщения. Они помогают создать мрачную атмосферу вторжения враждебных тварей, паники членов экипажа и разобраться в сюжетной линии.

Однако при всех элементах "ужастика", игра Dead Space - это всё-таки в большей степени боевик от третьего лица. Сражаться приходится очень часто: тут и внезапно встающие трупы, и выпрыгивающие из темноты или из-за спины монстры. Кстати, разработчики очень грамотно воспользовались своей сюжетной концепцией: так как мы имеем дело с тварями, которыми движет желание убивать всё живое, то и особо интеллектуальных ходов от AI ожидать не приходится. Одна из основных тактик монстров - атака напролом, а также превосходящими силами (особенно опасно, когда твари окружают вас и могут схватить - тогда приходится высвобождаться с помощью лихорадочных нажатий клавиши "E").


Знакомство с новым типом монстров может закончиться для вас весьма плачевно. Они довольно разнообразны, и не всегда атакуют одинаково - например, есть гибриды, стреляющие в вас шипами. Есть и очень неприятная мелюзга, похожая на пиявок, шустро набрасывающаяся на главного героя и высасывающая драгоценное здоровье.

Как вы догадываетесь, уровень сложности влияет на живучесть тварей в игре. Некоторых, впрочем, приходится убивать определённым способом. Кто-то уязвим со спины, кто-то постоянно регенерирует и его нужно затащить в криогенную установку или же вовсе убежать с места боя.


У монстров в общем случае уязвимыми являются конечности. Стреляйте в ноги-руки-щупальца, пока от твари не останется безжизненный обрубок туловища. Есть, конечно и боссы - с ними требуется определённая тактика, которую вы находите только через несколько смертей (хотя на лёгком уровне сложности наверняка дышится попроще).


Вы будете исследовать территорию в атмосфере постоянного страха. Не ленитесь уходить с маршрута, заглядывая в различные закоулки - за своё любопытство вы будете вознаграждены материально. Хотя и монстров придётся убивать больше...


Зелёные ящики с логотипами можно разбивать, в них часто попадаются полезные предметы. Из убитых монстров обычно выпадают патроны, деньги, батареи или баллоны с кислородом.

Патроны и аптечки ни в коем случае не продавайте. Эти ресурсы в игре очень критичны, вы действительно научитесь их экономить. А для этого придётся вырабатывать свою собственную тактику прохождения. Каких-то монстров проще убивать одним оружием, каких-то - другим. У вас четыре слота и семь видов оружия. Выбирайте, что вам больше по душе - и определяйте для себя свои собственные правила выживания во враждебном мире.


Я, например, не входил в незнакомое помещение с оружием, у которого был неполный боезапас (даже если это оружие очень мощное) - выходило себе дороже. Очень эффективно выглядит использование взрывоопасных баллонов рядом со скоплениями монстров - выманите тварей к баллону с газом и затем подорвите всю эту кучу одним выстрелом. Кстати, во врага можно бросить этим самым баллоном, подняв его в воздух с помощью кинезис-модуля.

Разработчики как могли, попытались разнообразить происходящее. Тут и упоминавшиеся пространства с невесомостью и вакуумом, и опасные участки, способные безвременно прервать ваши приключения, и даже мини-игры вроде расстрела метеоритов из орудия.


В общем, игровой процесс понравился, в ряде моментов у меня возникало учащённое сердцебиение, когда из темноты с визгом выскакивала какая-нибудь очередная некроморфная дрянь. Мне показалось, что игра Dead Space во многом похожа (и сюжет, и реализация) с другим, не менее известным проектом - Prey (см. обзор на нашем сайте). К Prey, кстати, уже почти готово продолжение. Уверен, что и за второй частью Dead Space дело не встанет. Главное, чтобы руководство Electronic Arts не разочаровали объёмы продаж...

Выводы


Dead Space - колоритный высокобюджетный боевик от третьего лица, выполненный в рамках ужастика (или, как его любят называть в игровой индустрии - survival horror). Это действительно качественный продукт, из под обложки которого явственно видны очень серьёзные вложенные временные и материальные затраты крупной компании.


Великолепная графика, отличный звук. Задания интересны и логичны, а сюжет, несмотря на ряд клише, удерживает у экрана. Эргономика игрового процесса также вызывает уважение.

Следует отметить, что игра заслуженно носит рейтинг для лиц старше 18 лет. Уверен, людям с неустойчивой психикой, легковозбудимым и впечатлительным - следует играть или дозировано, или не играть вовсе...

Оценки


Графика: 92%
Звук: 92%
Игровой процесс: 85%

Общее впечатление: 90%