Жанр: action/RPG от первого лица
Дата выхода: ноябрь 2008 года
Разработчик:
Deep ShadowsИздатель в России:
"Руссобит-М" Вступление
Звукозаписывающая компания, принимающая увлечения своих рок-, поп-, рэп- и прочих "звёзд" наркотиками как данность, обеспокоена рядом загадочных смертей. Все они принимали какую-то разновидность колумбийского кокаина, и отправились в мир иной. Плакали миллионные контракты, платиновые диски...
Выяснить канал поставок смертоносного зелья поручается Солу Майерсу, нашему главному герою. Вначале он не хочет соглашаться на опасную миссию, но у заказчика есть веский аргумент - фото убитого друга, так что простая работа наёмника по контракту приобретает оттенки праведного мщения...
Системные требования
Минимальные:
Процессор: Athlon 3000 или аналогичный
Оперативная память: 1 Гбайт
Видеокарта: GeForce 6600GS с ОЗУ 128 Мбайт или аналогичная
Операционная система Windows 2000/XP/Vista
Рекомендуемые:
Процессор: уровня Intel Core 2 Duo 2.4 GHz
Оперативная память: 2 Гбайт
Видеокарта: GeForce 8800 с ОЗУ 512 Мбайт или аналогичная
Операционная система Windows 2000/XP/Vista
Описание
Меню настроек избавляет нас от долгих раздумий по поводу выбора того или иного графического изыска. Доступны: выбор разрешения, параметры сглаживания, качество изображения ("низкое", "среднее", "высокое", "наилучшее"). Есть ещё пункт "Игровые опции": выбор уровня сложности ("лёгкий", "нормальный", "тяжёлый"), качество физики (сложная или простая), включение/выключение подсказок. Не забудьте применить настройки в меню, "не отходя от кассы"!
Начало игры переносит вас на борт моторной лодки, попадающей под обстрел неких боевиков на катерах и вертолётах. Главный герой становится за пулемёт, и вы начинаете методично расстреливать вражеский воздушный и надводный транспорт. Однако один в поле - не воин, и ваш катер взрывается, а вы вместе с дедом-проводником (которого великолепно озвучил Лев Дуров) прыгаете за борт и вплавь прибываете на остров Эспада.
На берегу разработчики напоминают вам о ролевой составляющей игры: продвижение по сюжету обеспечивают "сценарные" (именно так они обозначены в справочном руководстве) квесты. Существуют и побочные - они помогают поправить материальное положение главного героя, а иногда - являются составляющими основной ветки развития сюжета...
Способности и развитие главного героя
Итак, главный герой - Сол Майерс, специалист по решению проблем в Латинской Америке. Индикатор в левом нижнем углу показывает ваше здоровье и текущий запас выносливости, который тратится при беге (а в покое и при обычных перемещениях в пространстве - восстанавливается). Рядом выводится индикатор количества патронов в магазине оружия и имеющийся у вас боезапас (смена типа патронов осуществляется кнопкой "V").
Также вы можете вызвать меню инвентаря и детально просмотреть ситуацию с вашим здоровьем - красный цвет части тела означает, что она сильно повреждена. Если, к примеру, у вас сильно травмирована нога, то главный герой будет прихрамывать, а если рука - возникнут проблемы с прицельной стрельбой.
Предметы и оружие хранятся в вещмешке, содержимое которого вызывается закладкой инвентаря. При желании вы можете выбрасывать ненужные предметы на землю, используя иконку мусорного бака. Инвентарь - не "резиновый", ограничен по весу (впрочем, максимальную нагрузку можно увеличивать с помощью соответствующих перков).
Ролевая система в игре основана на "перках" - специальных умениях, улучшающих характеристики главного героя. По достижении очередного уровня развития - вы можете активировать нужный перк по вашему выбору.
Группа "Сила":
Носильщик: увеличивает грузоподъёмность персонажа на 10 кг.
Турист: увеличивает грузоподъёмность персонажа на 15 кг.
Силач: увеличивает грузоподъёмность на 20 кг.
Твёрдая рука: пропадает размытость при перезарядке.
Граната: у персонажа появляется возможность кидать гранату дальше.
Пулемётчик: даёт персонажу возможность стрелять из пулемёта.
Гранатомётчик: даёт возможность стрелять из гранатомета и ПЗРК.
Группа "Меткость":
Ковбой: даёт возможность персонажу целиться через мушку.
Стрелок: уменьшает разброс пуль при стрельбе из огнестрельного оружия.
Инструктор: задержка дыхания на 3 секунды при стрельбе из снайперской винтовки.
Снайпер: задержка дыхания на 5 секунд при стрельбе из снайперской винтовки.
Кошачий глаз: даёт возможность персонажу видеть в темноте в режиме скрытности (стелс-режиме).
Ахиллесова пята: в 3% случаев попадание в любую часть тела противника становится для него летальным.
Медвежатник: Максимальная вероятность успешного взлома замка.
Группа "Ловкость":
Прыгун: позволяет персонажу прыгать выше двойным нажатием на клавишу прыжка.
Каскадёр: падая с высоты 10 метров, персонаж не получает повреждений.
Изворотливый: персонаж получает на 10% меньше повреждений от любого вида оружия.
Ловкач: позволяет быстрее перезаряжать оружие.
Стайер: скорость бега персонажа увеличивается на 50%.
Пловец: увеличивает скорость плавания персонажа на 35%.
Взломщик: существенное увеличение шансов успешного взлома.
Группа "Выносливость":
Воля к жизни: когда показатель здоровья опускается ниже 25 очков, повреждения уменьшаются на 50%.
Ныряльщик: персонаж может провести под водой на 30 секунд больше.
Спринтер: повышает стамину игрока на 30%.
Водолаз: персонаж может провести под водой на 60 секунд больше.
Марафонец: повышает запас жизненных сил игрока на 50%.
Ботаник: персонаж получает меньше повреждений от укусов змей и рыб.
Крепкий организм: увеличивает сопротивляемость к негативным воздействиям алкоголя, наркотиков, лекарств и стимуляторов.
Группа "Мастерство":
Отвёрточник: увеличивает вероятность успешного взлома замка.
Водитель: транспортное средство персонажа получает на 50% меньше повреждений при столкновении.
Врач: шприцы восстанавливают на 20% больше здоровья.
Оружейник: вероятность успешной модификации оружия увеличивается до 40%.
Харизма: уровень ухудшения отношений с фракциями уменьшается на 25%.
Взяточник: сумма денег, необходимая для подкупа противника, уменьшается вдвое.
Обманщик: вероятность обмана противника повышается до 30%.
Торговец: торговля становится более выгодной.
Некоторые перки становятся доступны только после активации требуемых предшествующих навыков.
Навигацию в игровом мире вы осуществляете по общей карте (клавиша "M") и по мини-карте в правом верхнем углу экрана. Текущие ключевые точки по выбранным сценарным или побочным квестам - отображаются в виде зелёных и красных флажков, причём под мини-картой появляются сведения о расстоянии до объекта/субъекта.
Профиль игрока позволяет быстро узнать ваш текущий уровень, количество очков опыта (включая необходимое число для следующего уровня).
Также в профиле отображается ваш уровень зависимости от медикаментов, алкоголя, наркотиков. В игре имеются их представители - шприцы с анальгетиками, кокаин, различные виды спиртного (вино, текила, водка и т.п.). Шприцы используются для быстрой и существенной поправки здоровья. Хотя вы можете восполнять свои жизненные силы и с помощью обычных продуктов - папайи, куриных яиц, авокадо, бананов, ананасов, креветок, кукурузы, консервов, и т.п. Алкоголь я лично употреблял только тогда, когда он требовался по условиям текущей ситуации (например, для того, чтобы попытаться что-то выведать у собеседника)
В игровом мире попадаются врачи, которые могут не только вылечить вас и продать лекарства, но и волшебным образом (по смешным ценам!) освободить от алкогольной, наркотической и медикаментозной зависимости.
В профиле вы также будете отслеживать статус ваших отношений с группами (фракциями). Их семь: официальные власти, партизаны, наркомафия, бандиты, индейцы, ЦРУ, гражданское население. Если ваши отношения находятся в отрицательной зоне - представители этих фракций будут настроены к вам враждебно, и стараться немедленно атаковать в зоне прямой видимости.
Опыт начисляется за выполнение квестовых заданий. Также определённое количество очков опыта вам дадут за убийство и за успешный взлом замка. Не скажу, что "прокачка" героя очень критична, но всё-таки без некоторых перков в игре приходится туговато.
Из уникальных предметов в инвентаре Сола Майерса отмечу парашют, позволяющий планировать при падении с больших высот (раскрывается автоматически) и рацию, по которой вас изредка инструктируют ваши коллеги-менторы.
Ваш герой умеет плавать, причём плывёт он неестественно быстро, а на плаву с нагрузкой в 50 с лишним кило держится как надувной матрас - ну никакого страха утонуть. Под водой открывается красивая картина: песок, водоросли, плавают рыбки. Необходимо, правда, следить за запасом кислорода - если он будет равен нулю, вы начнёте терять очки жизни.
Бронежилеты и оружие - изнашиваются. Впрочем, за всю игру я увидел, как моя штурмовая винтовка M16 износилась всего лишь на 1%. Оружие можно улучшать с помощью специальных наборов, которые выглядят как чемоданчик красного, жёлтого или зелёного цвета. После улучшений оружие увеличивает количество патронов в магазине, дальность стрельбы, скорострельность.
Изредка вы даже получаете такой редкий "тюнинг", как дополнительный оптический прицел на вашу штурмовую винтовку.
Наконец, стоит рассказать о дополнительном меню главного героя, вызываемом клавишей "F". Вы получаете доступ к фонарику, палатке и режиму скрытности. Фонарик я практически не использовал - при действиях в одиночку темнота - наоборот, наш союзник. Палатка - позволяет быстро скоротать время до утра, полудня, вечера или полуночи (иногда определённое время суток требуется по квесту). Ну, а режим скрытности даёт возможность незаметно прокрасться в непосредственной близости с врагом. Бывает особенно необходимо в случаях, когда отношения с данной фракцией негативные, но задание требует перемещений по территории врага.
Игровой процесс и вселенная Xenus 2
Окружающий мир реализован неплохо. Погодные эффекты, смена времени суток, открытые пространства и свобода перемещений - всё это настраивает на оптимистичный лад. NPC хотя и не идеальны, но вполне правдоподобны. Громадный минус - часто повторяющиеся стандартные текстуры жителей. Уникальными выглядят только некоторые ключевые NPC - вроде босса наркомафии, например. Остальные виртуальные жители могут похвастаться лишь десятком базовых моделей лиц и фигур, что удручает.
Диалогов в игре много. Они редко пустые и ничего не значащие - болтовня с каким-нибудь прохожим реально раскрывает нужную информацию, а то и приводит к получению некоего квеста.
Некоторые ключевые NPC просят денег за информацию, некоторые - вознаграждают вас материально за решение их проблем. Общение с конкретной фракцией и выполнение заданий для неё - улучшает ваши отношения с ней. И польза вполне ощутима: так, например, доктор начинает лечить вас в два раза дешевле; в рамках квестового задания представитель фракции просит с вас меньше денег за сюжетный предмет, а при визите в магазин вы видите более приемлемые цены.
Тех, кто желает сохранять хорошие отношения со всеми фракциями - иногда ждут очень жёсткие развилки. Например, вам предлагают работать на партизан или на официальные войска, на наркомафию или на партизан. Тут уж выбор за вами, хотя определённую информацию я приведу в разделе советов в конце статьи.
Помимо скрытного режима, при перемещении на территории врагов можно использовать подкуп или обман. Подкуп достаточно эффективен, хотя, конечно, проще перебить всех врагов на территории (если это не сорвёт цели вашего задания).
Не очень понравилось то, что некоторые NPC стоят как истуканы: днём, ночью, под дождём, под палящим солнцем. Хотелось бы хотя бы минимального отображения независимой жизнедеятельности.
Периодически разработчики подкидывают нам свои остроты. Чувство юмора - в целом обычное, не такое искромётное, как в некоторых ролевых проектах. Однако за реализацию латиноамериканских гастарбайтеров - прообразов Равшана и Джумшуда - однозначно следует сказать огромное спасибо, действительно вызывает улыбку!
Также хочется раскрыть тему взаимоотношений полов. Да, в игре есть привлекательные девушки...
Причём не только в шезлонгах и на пляже, но и в военной форме.
Уверен, у читателя возникнет желание узнать - а как в игре с ... Ну, в общем, "с этим делом"? Ну что ж, занятие сексом реализовано, но только в борделе, контролируемом бандитами (впрочем, если у вас негативные отношения с этим контингентом - перестреляйте охрану и после этого воспользуйтесь услугами жриц любви).
Естественно, не бесплатно. Вы будете смеяться, но секс излечивает Сола Майерса от текущих ранений! Правда, услуги девушек явно дороже, чем оплата работы врача...
В игре вы сможете управлять различными видами транспорта. Некоторые представители водной, наземной и воздушной техники открываются только специальными ключами, выдаваемыми NPC, а некоторые - можно присвоить, воспользовавшись отмычкой.
В дополнение к удобному средству перемещения по игровому миру вы получаете ещё и багажник - прекрасное дополнение к инвентарю. Туда можно складывать ваш арсенал, боезапас, медикаменты и прочий скарб. У техники есть три показателя: текущий уровень повреждений, индикатор запасов топлива и - если у вас на борту есть вооружение - текущий вид оружия и запас патронов. Запас топлива можно пополнять на бензоколонках или бензозаправочных станциях-островках в открытом море. Туда вы приземляетесь на своём вертолёте или же причаливаете на лодке.
Боевая техника - неплохое средство уничтожения врагов. Но при полётах следует быть осторожным - во-первых, при посадке или маневрировании вы можете потерпеть авиакатастрофу. Во-вторых, техникой вы можете задавить мирного жителя или представителя другой фракции - и тогда вас воспримут как врага и отношения с этой группировкой испортятся. Ещё хотел бы отметить следующий факт: при езде в пьяном виде - машина не всегда слушается руля! Так что действует правило из реальной жизни: если выпил - за руль не садись...
Вертолёт - пожалуй, наилучший представитель техники в игре благодаря отличному вооружению (авиационный пулемёт и ракеты) и удобству перемещения между островами во время заданий. Не медлите с угоном боевого вертолёта - он действительно облегчит вам жизнь...
Пора переходить к сражениям Сола Майерса с враждебно настроенными элементами. Вы сами выбираете себе фракцию - "врага номер один". Это стратегическое решение, поскольку практически все группировки враждуют, и целенаправленное уничтожение конкретных представителей - косвенно улучшает ваши отношения со всеми другими фракциями. У меня мальчиками для битья стали бандиты.
Искусственный интеллект врагов - к сожалению, далёк от идеала. На первом из островов я с ужасом наблюдал, как бандиты "телепортировались" между деревьями, исчезая и возникая в другом месте. При этом, естественно, не забывая поливать вас очередями. Хорошо ещё, что в дальнейшем таких проблем не наблюдалось.
Хотя в последних миссиях невооружённым глазом было заметно, как враги возникали из ниоткуда, генерируемые скриптом. Одно радует - во время текущего задания количество врагов ограничено - они не возникают вновь и вновь, как на конвейере. Также я подметил вот какой "баг": если вовремя увидеть врага издалека - тот зачастую стоит неподвижно, как каменный истукан. Доставайте вашу снайперскую винтовку и выстрелом в голову отправляйте супостата в мир иной.
Трупы врагов вы обираете, и обычно они валяются на своих местах долгое время (иногда, впрочем, локация полностью регенерируется и трупы исчезают). В общем и целом - AI врагов сделан на "троечку", хотя в случае, когда вы сталкиваетесь с ними нос к носу - они доставляют вам достаточно проблем.
Свобода перемещений по островам действительно ощущается. Многие мелкие штрихи добавляют шарма игровому процессу. Например, вы можете нырнуть на глубину и собирать жемчуг в раковинах, продавая его торговцам. Или пристрелить змею или краба, а затем в деревне найти плиту со сковородкой, где можно зажарить продукт и получить блюдо, восстанавливающее здоровье. Кроме того, иногда игровой мир оживляют сценки вроде дорожно-транспортного происшествия на улице, или ограбление магазинчика, или столкновение наркомафии и партизан.
Свобода выбора в процессе достижения поставленной цели также ощущается. Скажем, нужны тебе 10.000 песо. Хочешь - работай на наркомафию, хочешь - бей мафиози на стороне партизан. А можешь окунуться в квесты для простых жителей, которых обычно донимают маргинальные бандиты. Я, кстати, старался выбирать именно последний путь. В общем, нужны деньги - добывай, как умеешь. Очень жизненно.
Правда, не обошлось без половника дёгтя. Речь пойдёт о регенерирующихся локациях. Вот, скажем, нужны вам деньги. Вроде бы надо отправляться в квесты для какой-нибудь фракции. Но ленивый подметит неиссякаемый запас оружия на базе правительственных войск, и будет регулярно наведываться туда, загружая вертолёт под завязку и получая гарантированные 2-3 тысячи песо. Также сильно удручает регенерация локаций после некоторых квестов - скажем, разбомбили вы лагерь партизан, а на следующий день там кипит жизнь, как ни в чём не бывало - те же лица, те же люди...
Но всё-таки, лично моё мнение - игровой мирок получился достаточно живым. Не идеально, конечно, но вполне удобоваримо. Нет тягостного ощущения, что все NPC - неживые пластмассовые манекены. Но и пятёрку, конечно же, проекту ставить нельзя.
Игра изобилует мелкими багами. Маркер не показывает место или неверно отображает статус персонажа. Техника отказывается ломаться при серьёзных столкновениях. Канистра с бензином вообще непонятно как применяется. Имеются проблемы с выполнением миссий - скрипты иногда загоняют в тупик, особенно если вы решили проверить нелинейность. Случаются ситуации с "залипанием" главного героя в определённом месте - требуется восстановление прежде сохранённой игры. И это ещё не все недочёты...
Напоследок не могу не высказаться о последней миссии. Фактически, это "игра в игре". Чистый шутер от первого лица, удерживающий вас около 4-5 часов у экрана (зависит от выбранного уровня сложности). Многим игрокам эта миссия не понравилась, и я их поддержу - мне кажется, такая концовка не подходит к общей концепции Xenus 2. Нужно было придумать что-нибудь более ролевое, приключенческое, а не устраивать Counter-Strike. Впрочем, что есть, то есть...
Вообще, на форумах очень много отзывов по данному проекту. Как положительных, так и отрицательных. Однако все сходятся во мнении, что игру можно и нужно сделать лучше - она того заслуживает. Увы, видимо, недостаток тестирования сказался. Не хочу обидеть разработчиков - они проделали огромный объём работ, и проект, где главный герой получает определённую свободу в игровом мире - очень сложен в реализации. Но Xenus 2 напомнил мне ситуацию с дедушкиной дрелью в детстве. Меня шарахнуло током, а дед объяснил, что это старая электродрель, и надо одевать резиновые перчатки, да и зажимной патрон не очень хорошо держится, "так что поосторожнее, внучек"... Вот так и вы, постепенно обнаружите целый ряд шероховатостей в игре, и начнёте мечтать о том, какой отличный проект вышел бы, если бы все ошибки и хорошие идеи были воплощены в жизнь...
Советы тем, кто только начинает играть
Несколько советов тем, кто только начинает играть в "Xenus 2. Белое золото"...
Обязательно скачайте и установите последний патч (ссылка).
Часто сохраняйтесь. Не удаляйте и не перезаписывайте последние сейвы. Оставляйте 7-8, а лучше десяток последних сохранений в отдельных файлах. Сохраняйтесь перед каждой посадкой вертолёта, перед каждым приближением к ключевой точке и т.п.
Готовьтесь к "багам" и не очевидным вещам. Например, к "глюкам" и нештатной работе маркера, указывающего дислокацию текущей ключевой точки. Готовьтесь переигрывать некоторые подмиссии из-за того, что вы где-то что-то пропустили или не доделали, или же, возможно, не сработал триггер. По всем возникающим вопросам с прохождением старайтесь задавать вопросы или искать ответы в этой ветке форума.
Не отправляйтесь на неизвестную миссию без хорошего запаса боеприпасов и провианта (или медикаментов). На последнюю миссию - после получения 6 статуэток - берите максимум патронов и медикаментов, который сможете унести.
Старайтесь портить отношение только с одной фракцией в игре. Наиболее простой вариант - портить отношения с бандитами. Благодаря их уничтожению вы улучшите отношение к вам со стороны сразу трёх фракций: официальных властей, гражданских лиц и партизан.
В первую очередь прокачайте перки "Носильщик", "Турист", "Силач", "Отвёрточник", "Ковбой", "Ныряльщик", "Харизма". После этого вы уже наберётесь достаточно опыта и сами выберете, что прокачивать дальше. Указанные выше перки пригодятся вам в любом случае.
Не медлите с освоением техники - проще всего угнать боевой вертолёт с аэродрома наркомафии (открывается отмычкой) и летать на нём до конца игры.
У вертолёта есть переключение с пулемёта на ракеты и тепловые ловушки - используйте для этого скролл мыши. После запуска ракеты удерживайте врага в прицеле, иначе промахнётесь.
Выводы
В названии не зря указано "RPG по-украински". Студии разработки на постсоветском пространстве, к сожалению, не обладают огромными проектными бюджетами, и, как следствие, мы с вами после выхода очередной игры ожидаем патча как чего-то само собой разумеющегося. Но и первый патч к "Xenus 2. Белое золото" не позволяет характеризовать эту игру как высококачественный игровой продукт серии "ААА". Уж слишком сложна реализация, и как следствие - чересчур серьёзны финансовые и временные затраты на "шлифовку" продукта.
"Xenus 2. Белое золото" - это смесь боевика и ролевой игры, с видом от первого лица и предоставлением определённой свободы перемещений для исследования вселенной. Игровой мир - достаточно интересен, играть не скучно. Любители "прокачивать" главного героя и возиться с улучшением оружия и предметами в инвентаре - будут довольны. А уж возможность получить в своё распоряжение автомобиль, лодку, вертолёт - добавляет положительных эмоций.
К сожалению, игра характеризуется рядом багов, пусть редко встречающихся и не всегда критичных - но тем не менее, впечатление от проекта они заметно ухудшают. Будем надеяться, что разработчики найдут в себе силы на выпуск ещё одной-двух "заплаток", и мы получим очередное приближение к идеалу этого достаточно самобытного продукта...
Проверить наличие игры в магазинах компании "Ф-Центр" Оценки
Графика: 78%
Звук: 72%
Игровой процесс: 75%
Общее впечатление: 75%