Tom Clancy’s Endwar

Жанр: стратегия
Дата выхода в России: март 2009 года
Разработчик: Ubisoft Shanghai
Западный издатель: Ubisoft
Издатель в России: GFI/"Руссобит-М"

Вступление




В 2016 году произошло нечто невероятное. Ядерная атака на Саудовскую Аравию унесла жизни шести миллионов человек и подорвала мировую нефтедобывающую промышленность. Год спустя исчезла угроза всемирной ядерной войны - США и Европа создали глобальный космический противоракетный щит. Между тем Россия становится главным мировым поставщиком энергии и переживает мощный экономический подъём. Это позволяет стране быстро восстановить свою военную мощь и статус сверхдержавы. Западная Европа (за исключением Великобритании) объединяется для создания Европейской Федерации. В 2020 году США заканчивают создание "Звезды свободы" - орбитальной военной платформы, способной нарушить баланс сил в мире. Напряжение между Европейской Федерацией, США и Россией нарастает, и скоро достигнет критической точки. Начинается последняя война!

Минимальные системные требования:

Операционная система Windows XP (с SP2) или Windows Vista (с SP1)

Процессор класса Intel Core 2 Duo с частотой 2.0 GHz

Оперативная память 1 ГБ для Windows XP или 2 ГБ для Windows Vista

Видеокарта класса NVIDIA 7800GS / ATI 1800XT, DirectX 9.0c-совместимая, с 256 МБ видеопамяти с поддержкой шейдеров модели 3.0.

DirectX 9.0c-совместимая звуковая карта

DVD-ROM привод: DVD-ROM привод с возможностью чтения двухслойных дисков.

Свободное место на жёстком диске: 10 Гбайт.

Для коллективной игры и доступа к онлайновым службам требуется широкополосное соединение с Интернет.

Для использования голосовых команд требуются Windows-совместимые наушники с микрофоном.

Описание


Короткая заставка показывает лежащего под капельницей человека, кадры шагающих солдат сменяются подготовкой ракет к старту, после чего мощный взрыв сметает с лица земли город...


В главном меню вы создаёте свой профиль, а затем - отправляетесь в раздел настроек. В первую очередь, конечно же, интересует графика. Там вы можете положиться на стандартный набор установок от разработчиков (Низкое, Среднее, Высокое качество) или же настроить каждый параметр вручную (динамические тени, аппаратное сглаживание, уровень детализации и т.п.).

Настройка голосовых команд провалилась полностью. Во-первых, она - исключительно на английском языке. Во-вторых, подключив микрофон, я пробовал разную дикцию, идеально попадал в предложенный диапазон громкости, но всё было напрасно.


Приятный женский голос беспристрастно сообщал, что голосовая команда не распознана. Через некоторое время я наловчился более менее успешно (20-30% попаданий) выговаривать некоторые связки голосовых команд, но категорически не захотел полагаться на такой вид управления во время сражений.

Разработчики предлагают нам на выбор три варианта игры:

Одиночная кампания. Однопользовательский режим, состоящий из Прелюдии и самой кампании Третьей Мировой войны.

Театр боевых действий. Глобальная многопользовательская кампания, игра по Интернет, рейтинговые бои.

Сражение. Одиночная миссия. Как однопользовательская, так и сражение по сети.

Для начала одиночной кампании вам предлагают пройти Прелюдию к третьей мировой войне - специальные вводные миссии.


Они освещают игру за Объединённую Европу, США и Россию. Что ж, пришла пора представить противоборствующие фракции (я оставил представление каждой из сторон в том виде, в котором он предоставлен отделом локализации игры)...

Фракции



США. Силы быстрого реагирования. Развитие экспедиционного корпуса морской пехоты привело к появлению Сил быстрого реагирования, известных своими боевыми возможностями на земле и в небе. Они отличаются меткостью стрельбы и высокой скоростью развертывания, непревзойденными технологиями невидимости и роботизации.

Европейская федерация. Элитный федеративный европейский корпус. В этот корпус вошли войска со всей Европы. Эти надежные элитные отряды преуспели в военных действиях в городских условиях. Они оснащены превосходными электронными средствами ведения войны, применяют энергетическое оружие и самые быстрые транспортные средства.

Россия. Войска специального назначения. Закалённые в боях спецназовцы - решительные и смертельно опасные бойцы. Они предпочитают тяжёлое оружие и броню, а стандартную технику часто модернизируют под собственные нужды, оснащая её дополнительным оружием.

Россия выставлена как тайный пособник террористов, и страна с империалистическими замашками. Прелюдия сначала предоставляет вам возможность игры за Европу против террористов. Затем уже США отбивают нападение этих же непонятно откуда взявшихся террористов. Далее, с плохо скрываемым цинизмом показана инсценировка нападения террористов на российский ядерный объект, но на самом деле - именно Россия активно помогает террору и искусно плетёт интриги, сталкивая в следующей миссии лбами США и Объединённую Европу. Более того, в итоге российские войска, маскируясь под террористов, нападают на объекты объединённой Европы... Да уж, господину Тому Клэнси, видимо, кругом мерещатся русские медведи с ядерными дубинами.


В таких случаях надо беречь голову и отдыхать, но, видимо, хорошие гонорары не дают перу высохнуть...

Заканчивается прелюдия вполне прогнозируемо. США, несмотря на протесты Объединённой Европы, совершает запуск космического челнока, который должен ввести в строй орбитальную военную станцию. Однако на первых секундах полёта "шаттл" сбит некоей космической системой ПРО. Европа отрицает свою причастность, но Третья Мировая война, тем не менее, начинается...



Интерфейс и управление

С первых же минут игры у меня возникло стойкое ощущение лёгкого хаоса в организации игрового процесса. Настоятельно рекомендую поступить следующим образом: с наскока пройти Прелюдию (он же tutorial), и лишь затем сесть и внимательно прочитать руководство пользователя. Это даст наилучший эффект, поскольку вы уже будете знать, о чём идёт речь в руководстве, и сможете быстро и уверенно применять полученные знания.


На игровом экране у вас расположены:

Панель управления. Небольшая панель в правом углу экрана с доступными командами, которые вы отдаёте выбранному подразделению (или группе подразделений).

Слоты подразделений. Здесь вы можете увидеть свою текущую мини-армию, быстро перейти к нужному подразделению, кликнув на его "карточке". Если вы видите вместо карточки значок в виде звезды - слот свободен, вы можете вызвать подкрепление на это вакантное место. Сама карточка является небольшим индикатором текущего состояния подразделения. На нём выведен тип и номер отряда, текущее действие (стрельба, движение и т.п.), индикатор вторичной атаки, состояние защиты и здоровья, текущая цель, по которой ведётся огонь, ранг подразделения.

Радар. Собственно, мини-карта поля боя, отображающая перемещение ваших войск и отрядов противника, захваченные объекты и т.д.

Иконка вызова поддержки. В левом верхнем углу вы можете видеть иконку вызова специальных видов поддержки в тяжёлые минуты боя. Напрямую управлять ими нельзя. Тем не менее, пользу они приносят значительную. Представлены следующие типы поддержки: стандартное армейское подразделение, обороняющее указанный участок местности; сторожевые роботы, обеспечивающие безопасность объектов; беспилотный летательный аппарат (запускается с командно-штабной машины); авиация поддержки, уничтожающая указанные вами цели; вертолёты для переброски подкреплений и эвакуации потерявших боеспособность подразделений; электронная атака, выводящая из строя технику и авиацию врага.


Кроме перечисленных в последнем пункте видов поддержки, в игре реализовано ещё несколько тактических преимуществ, вызываемых в рамках ситуации "Боеготовность номер 1":

Разгром башни: возможность отключить одну из вражеских башен (ключевой объект захвата на карте). Преимущества, даваемые башней (очки командования и средства поддержки) соперником будут потеряны, а башня не учитывается при расчете условий победы. Разгром башни доступен только проигрывающей стороне, и может быть использован только один раз.

Оружие массового поражения: проигрывающая сторона первая использует оружие массового поражения (осторожно, оно может разрушить башню и повлиять на условие победы!). Через некоторое время такую же опустошительную атаку может организовать и выигрывающая сторона.


Игровой процесс

Несмотря на то, что в Tom Clancy’s Endwar реализована сюжетная линия, а сама игра относится к стратегическому жанру, вы не увидите здесь увлекательного игрового процесса, характерного, например, для серии Act of War.


В игре реализовано всего несколько схем, так называемых типов игры: стандартных условий постановки боевых задач и достижения победы на карте. Играете вы сюжетную миссию или многопользовательское сражение - данные схемы всегда более-менее одинаковы. Вот эти варианты:

Завоевание. Цель: захватить больше половины ключевых объектов и удержать их до завершения отведённого времени. Если в процессе захвата побеждающая сторона теряет ключевой объект, то таймер останавливается.

Штурм. Здесь всё просто: вам необходимо найти и уничтожить все войска противника.

Рейд. Если вы атакуете - то вам необходимо уничтожить половину ключевых целей за отведенное время. Если обороняетесь - то должны обеспечить оборону более половины ключевых целей.

Осада. При атаке - вы захватываете ключевой объект и удерживаете в течение отведенного времени. При обороне - вы должны уничтожить все войска противника.

Такая "стандартизация", пусть и снабжённая сюжетной линией, может отбить интерес у многих игроков. В какой-то момент у меня возникла тоскливая мыслишка, что Tom Clancy’s Endwar - это в первую очередь полигон для многопользовательских баталий кибер-спортсменов...


В игре стандартизована даже тактическая модель использования родов войск в битве. Вы должны усвоить схему: танки бьют транспорты и легкобронированные цели, вертолёты бьют танки, легкобронированные цели и пехота бьют вертолёты. Для наглядности приведу плакат из руководства пользователя, который пробудит ностальгию у тех, кто посещал военные кафедры и "учебки".


Перед началом миссии вас ждёт брифинг, где вы просматриваете карту мира, оцениваете свой набор подразделений. В общем случае в вашем распоряжении будут находиться следующие виды юнитов:

Стрелки. Пехота, причём достаточно живучая (особенно внутри зданий). Может прятаться в укрытиях, захватывать ключевые объекты. Пехотинцев можно оснащать средствами маскировки и снайперским оружием.

Инженеры. Умеют развёртывать полевые станции, использовать взрывчатку, возводить противотанковые огневые точки. Также могут прятаться в укрытиях, захватывать ключевые объекты. Ещё инженеры совершенствуют башни, открывая для вас возможность вызова дополнительной поддержки.

Транспорты. Легко бронированные машины, транспортирующие пехоту, но также выполняющие роль эдакой помеси БМП и мобильного средства ПВО (приоритетное использование). Могут вести огонь и по пехоте, танкам - правда, с меньшим успехом.

Танки. Отлично подходят для уничтожения наземной техники и укреплений, но беззащитны перед вертолётами. Также не стоит оставлять танки под обстрелом вражеской дальней артиллерии.

Вертолёты. Отлично подходят для уничтожения наземных целей. Могут сбивать вертолёты противника. Очень уязвимы для вражеской пехоты со средствами ПВО и транспортов.

Артиллерия. Дальнобойные мобильные артиллерийские установки, очень уязвимые и неэффективны в ближнем бою.

Командно-штабные машины. Обрабатывают данные, предоставляют доступ к тактической карте, средствам поддержки союзных войск, могут оснащаться охранными дронами и беспилотными аппаратами. Малоподвижны и беззащитны в открытом бою, хотя и неплохо бронированы.

По горячим следам приведём скриншот тактической карты, которую предоставляет вам командно-штабная машина:


Безусловно, управлять войсками становится удобнее. Хотя тем, кто привык к визуальному контролю за битвой, будет неуютно. Это как схематичное изображение футбольного поля, движущихся фишек-футболистов и мяча в симуляции матча в футбольном менеджере. Конечно, имеет право на существование, но нравится не всем.

Экран в обычном режиме - маловат для отображения карты боевых действий, много времени приходится тратить на работу с камерой. Масштабирование не позволяет в должной мере "отодвинуть" картинку, чтобы показать всё поле боя сразу.


При вражеских попаданиях техника вначале теряет защиту (серый прогресс-бар вокруг зелёной полоски здоровья), и только потом начинает повреждаться сам отряд. При этом если у вас в отряде, скажем, 4 вертолёта, то уменьшение здоровья до 75% - отобразится в виде одной сбитой боевой машины. Подразделение при достижении 25% здоровья - окрашивает полоску здоровья в серый цвет и прекращает сражение, ожидая эвакуации с поля боя. Вместо эвакуированного подразделения вы можете вызвать свежий отряд, кликнув на освободившуюся карточку в нижней части экрана. Отряд автоматически отправится в выбранную вами заблаговременно точку сбора войск.

В ряде заданий вы захватываете (пехотой, инженерами) и должны будете постоянно контролировать ключевые цели - башни связи.


По сюжету - это посты командования и управления щитом противоракетной обороны, подключенные к спутникам на орбите. При захвате башен вы не только продвигаетесь к выполнению миссии, но и получаете т.н. очки командования. Чем больше очков вы получили, тем больше дополнительных сил и огневой поддержки (авиаудар и т.п.) можете вызвать во время боя. Кроме того, доступ к этим самым дополнительным средствам огневой поддержки осуществляется за счёт развития башен - этим занимаются инженеры и пехотинцы.

В игре реализованы элементы микро-менеджмента и развития отрядов. При уничтожении врага и сохранении боеспособности (впрочем, и после успешной эвакуации с поля боя) ваши подразделения постепенно приобретают опыт, и вы наблюдаете приобретение новых рангов отряда, полагаясь в ответственные моменты на проверенных ветеранов. Ранги отрядов представлены следующие: "Новички", "Регулярные", "Опытные", "Ветераны", "Элита", "Герои". Опытные подразделения отличаются повышенным боевым духом и развитыми умениями, а также доступом к более совершенным способностям и улучшениям.


В Tom Clancy’s Endwar есть своя валюта - кредиты. Их счёт пополняется в процессе прохождения игры. Кредиты можно тратить в казармах на улучшения отрядов. Улучшения приобретаются для всех подразделений выбранного типа. Существуют улучшения четырёх параметров: атаки, защиты, мобильности, а также специальных способностей. Каждое улучшение стоит некоторую сумму, плюс некоторые опции улучшений открыты только для отрядов, достигших определённого ранга. В казарму вы попадаете исключительно в промежутке между боями, с главного экрана кампании.

Сюжетные перипетии одиночной кампании заставляют шевелиться волосы не только у знатоков военного дела, но и у простых обывателей. Сначала российский спецназ взял, да и высадился на мысе Каннаверал во Флориде. Потом США как-то вот так внезапно, на ровном месте, смогли высадить штурмовой батальон в Подмосковье. Как вам? Вот и я был в шоке - ни линии фронта, ни эвакуации... Получается, на задания посылают только смертников. Да и тем надо как-то прорваться через систему ПВО страны.

Многое, конечно, прощается за возможность выбора стороны в конфликте, прямо с самого начала игры. Вы можете выбрать российский спецназ и с некоторой долей разочарования от того, что Россия представлена интриганом и агрессором, отправиться громить западные державы...

Выводы


Tom Clancy’s Endwar - это стратегия со стандартными сценариями игрового процесса, чёткой стратегией достижения победы, простой тактической схемой. По моим субъективным впечатлениями игра скорее напоминает инструмент для сетевых многопользовательских баталий, а однопользовательская кампания "прикручена" потому, что продукт должен быть ориентирован на массового потребителя.

Многообещающая система голосовых команд (опять же, по моим личным тестам) не работоспособна в той мере, в которой её действительно можно было бы рекомендовать. А уж тот факт, что команды должны быть на английском языке - и вовсе сужает круг пользователей локализованного продукта. Я лично после варьирования дикции, интонации и т.п. - добился 30% успеха при распознавания простой голосовой команды из трёх слов (но связки из 4-5 слов практически гарантированно "проваливал").

Большое спасибо за прямую возможность выбора стороны в конфликте. Так что вы после вводных миссий сможете начать завоёвывать мир в лице российского спецназа. Но русские, в представлении Тома Клэнси - злобные империалисты, и это удручает.

В общем и целом, эргономика игрового процесса далека от идеала. Самый большой минус - ограниченный обзор камеры. Нет возможности отдалить картинку настолько, чтобы окинуть взглядом большой кусок поля боя. Возможно, масштабирование специально ограничено, дабы не перегружать обсчётами визуальных эффектов видеокарту и процессор, но это, согласитесь, просто оправдание.

Тем не менее, игра смотрится вполне достойно на фоне схожих проектов, и наверняка найдёт своего потребителя. Не шедевр, конечно, но и не откровенно провальный продукт...

Проверить наличие игры в магазинах компании "Ф-Центр"

Оценки


Графика: 82%
Звук: 80%
Игровой процесс: 65%

Общее впечатление: 74%