Вступление
Конференция Разработчиков Игр - мероприятие, которое я посещаю в первую очередь для того, чтобы пообщаться с коллегами вживую. Где ещё найдёшь в течение суток такое количество интересных людей, формирующих лицо отечественной игровой индустрии. Помимо этого, многие доклады на этом мероприятии - действительно очень интересные, выходящие за рамки классической скучной презентации технологий (изобилующей шаблонными фразами, вызывающими зевотный рефлекс).
В своём материале я не буду рассказывать о мероприятии в целом, а также скрупулёзно рассматривать стенды каждого участника экспозиции. Эта небольшая статья - попытка рассказать вам лишь о паре-тройке важных моментов, которые бросились мне в глаза, и которыми я хотел бы с вами поделиться. Плюс, конечно же, не обойдётся и без фотографий с мероприятия, которые вкупе с комментариями автора этих строк помогут вам оценить царившую на нём атмосферу.
Итак, начнём...
У нас есть платформа, у вас - идеи! Наша комиссия составит...
Буквально несколько лет назад молодым студиям разработки было очень сложно начать своё дело. Если у вас нет заказа на производство игры (и, соответственно, финансирования проекта), то инвестор, вкладывавший деньги в создание какого-нибудь "непревзойдённого шедевра в своём жанре" очень сильно рисковал. Поскольку потом этот "шедевр" надо было нести в одну из компаний-издателей, с надеждой на хороший тираж и возвращение вложенных средств. Если у вас нет связей и хороших отношений с издателем, а проект слабоват и все потенциально заинтересованные компании его "завернут" - впору впадать в уныние как разработчикам, так и инвесторам.
В последнее время ситуация изменилась в лучшую сторону. У только что созданных, и действительно талантливых коллективов, появились хорошие возможности для старта. А хороший старт для студии разработки - это получение определённой финансовой независимости и формирование доброго имени.
На рынке появляется большое количество платформ, предоставляющих свои онлайновые сервисы (хостинг, продвижение, обработка платежей, а порой - даже средства разработки!) тем, кто хочет завоевать мир своим игровым приложением - будь то казуальный арканоид/тетрис или же что-нибудь более серьёзное, например, с элементами жанров RPG/RTS.
Эти платформы могут отличаться по сути (игровая социальная сеть, торговая площадка для какой-либо конкретной мобильной платформы и т.д.), обладая общей концепцией. А она такова: мы тебя не знаем, но мы говорим - нет проблем, пробуй, твори, а распространение и обработку финансовых поступлений мы берём на себя. Естественно, за определённый процент с продаж или с приходящих пользовательских платежей (в случае, если ваше приложение включает в себя механизм микро-транзакций).
Вы можете попробовать сделать игру для iPhone. Или разместить своё приложение на портале Игры@Mail.ru. Или же воспользоваться платформой Mo'Minis для создания (благодаря пакету визуальной разработки приложений), размещения и продвижения своей игры для мобильных платформ Google Android, BlackBerry, Symbian и т.д.
Это веяние с предоставлением платформы для продвижения и продаж различного рода игр (прежде всего казуальных) отчётливо прослеживалось на выставке КРИ-2010. Похоже, что в скором времени каждый уважающий себя издатель обзаведётся таким сервисом (как минимум - онлайновой торговой площадкой для игровых проектов любых независимых разработчиков). И начнётся конкуренция среди таких платформ, причём одним из основных козырей станет процент комиссии, взимаемой указанными сервисами с создателей содержимого. Процент можно будет снижать различными способами - например, за счёт того, что на страничку с вашим приложением помещаются рекламные материалы.
Стоит ли овчинка выделки? Ответ на данный вопрос очевиден. На одном из докладов КРИ было озвучено вполне правдоподобное предсказание: один из руководителей компании Playfish заявил, что не за горами выход казуальной игры, которая отрапортует об объёмах продаж на уровне 1 миллиарда долларов. Для этого всего лишь нужно заставить 100 миллионов пользователей в течение года платить по 83 цента в месяц. Для ориентира: социальная сеть Facebook на данный момент может похвастаться 400 миллионами пользователей. Даже если эти цифры кажутся вам не слишком правдоподобными и чересчур завышенными, смело убирайте один ноль в цифре 1 миллиард долларов. Или даже два нолика. Всё равно впечатляет? И не только вас. Потому и покупает корпорация Electronic Arts производителя казуальных игр Playfish за 275 миллионов долларов наличными, плюс доплатит ещё 100 миллионов долларов в случае достижения благоприятных объёмов продаж в обозримом будущем...
Бактериологическое оружие игр в социальной сети
А теперь плавно перейдём к методам достижения умопомрачительных доходов, озвученных в предыдущей главе. И вначале поговорим о вирусном маркетинге. "Вирусность", "виральное приложение" - на КРИ-2010 эти термины витали в кулуарах, всплывали в докладах и лекциях выступавших.
Вирусный маркетинг - это техника, использующая самих людей для повышения осведомлённости о товаре или услуге. И, конечно же, вирусный маркетинг практически неотделим от сети Интернет, где чувствует себя, как рыба в воде. Одно из первых успешных его применений - включение в "подвал" каждого письма, отсылаемого вами с вашего электронного почтового ящика, рекламы данного сервиса с призывом завести там свой бесплатный аккаунт.
Как никогда принципы вирусного маркетинга расцвели с появлением социальных сетей. Механизм вирусного маркетинга полагается на желание людей поделиться информацией с окружающими. "Заражённый" пользователь рассылает "заразу" своему кругу общения. "Заразившиеся" распространяют "вирус" (информацию о товаре или услуге) дальше, и, в конце концов, информация донесена до широкой аудитории.
Итак, вы "подсели" на какую-либо игру в социальной сети (скажем, на FarmVille в Facebook). Поздравляю вас со статусом инфицированного! Отдельное спасибо можете сказать тем, кто вас "заразил", если, конечно, это было сделано сознательно, ведь иногда достаточно, чтобы заражённый человек просто находился в вашем списке друзей.
Пока вы, "болезный", кликаете мышкой, отстраивая свою виртуальную ферму, ушлые дяди из отдела маркетинга и развития бизнеса просчитывают темпы распространения "вируса" и скрещивают пальцы в надежде, что количество "больных" будет увеличиваться, и в итоге можно будет радостно говорить об "эпидемии".
Вы думаете, что это вы растите виртуальный огород? Отнюдь, это вас бороздят, засевают, и окучивают. Давайте посмотрим на ряд известных приёмов удержания старых и привлечения новых игроков:
Виртуальные подарки. В игре вы можете отсылать своим друзьям презенты (и получать подарки от них), повышающие интерес к игровому процессу. Передачу можно осуществлять посредством самой игры или же посредством социальной сети.
Размещение различных визуальных элементов с эмблемами игры в онлайновом дневнике пользователя социальной сети.
Размещение игровых виджетов в поля с информацией о пользователе. Виджет может показывать текущий статус и достижения пользователя в конкретном игровом проекте.
Возможность стать фанатом или поклонником игры (например, опция Like в Facebook). Сюда же можно отнести фан-группы, которые часто разрастаются до неприличия, чем умело пользуются спамеры, "загаживающие" ленту оповещений своей рекламой.
Добавление быстрого доступа к игре в закладках пользователя социальной сети.
Постоянное и оперативное изменение интерфейса, игрового процесса и содержимого, и прочих аспектов игры по итогам непрекращающегося анализа статистических данных.
Красиво оформленное приглашение присоединиться к игре, отсылаемое "вирусоносителем" потенциальной жертве в рамках социальной сети. За отсылку приглашения пользователь что-то получает - например, действительно ценный виртуальный игровой предмет.
Умение сыграть на человеческих чувствах. "Бедная панда умирает, ей нужна твоя помощь!" - такое вполне может сработать, если учесть, что самая обширная группа владельцев аккаунтов в социальной сети - это женщины в возрасте от 18 до 34 лет.
"Унижение" пользователя, попытка заставить его чувствовать себя "ущербным" и "неполноценным" в случае, если он не играет в данный проект. Например, на странице со списком друзей можно выводить отдельной колонкой картинку с унылой рожицей и объяснением, что этот человек до сих пор не играет в какую-нибудь "ферму" или "остров".
Создание конкуренции между игроками, подогревание желания обогнать знакомых по рейтингу и достижениям. Это можно оформить в виде автоматически публикуемой записи в онлайновом дневнике.
Вряд ли я открываю Америку, конечно, но мне очень хотелось бы, чтобы вы посмотрели на ситуацию со стороны. Может, кому-то надоест статус разносчика "заразы" и окучиваемого "овоща", и возникнет желание потратить драгоценное время жизни на отдых в кругу семьи или друзей, занятия спортом и т.д.
Возрастные рейтинги по-российски
О том, что в нашей стране государственная власть относится к компьютерным играм уже не как к простым безобидным игрушкам, стало ясно сравнительно недавно. Как обычно, у власть предержащих "руки не доходили" до проблем, которые казались им недостаточно серьёзными.
Тем не менее, взятый В. В. Путиным курс на улучшение демографической ситуации в стране заставил задуматься о физическом и психическом здоровье подрастающего поколения. Оценив перспективы вымирания нации от различного вида угроз, власть начала беспокоиться о том, что если не вводить жёсткое регулирование (и наказание за несоблюдение законов) - то и управлять-то будет некем. Как это обычно и бывает в России: гром не грянет - мужик не перекрестится.
Впрочем, хватит о лирике, перейдём к фактам.
Конференцию Разработчиков Игр посетил Павел Владимирович Тараканов, депутат от фракции ЛДПР, председатель Комитета по делам молодежи Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации. Вначале состоялось вручение призов победителям первого этапа
всероссийского чемпионата по игре "Ил-2 Штурмовик". Вручать призы депутату помогали Александр Горбаченко (президент Федерации компьютерного спорта России) и Олег Медокс (руководитель коллектива разработчиков игры "Ил-2 Штурмовик").
Затем, собственно, начался круглый стол, посвящённый системе возрастных рейтингов, ограничивающих доступ детей к ряду игровых продуктов.
Слева - направо:
Олег Медокс (руководитель коллектива разработчиков игры "Ил-2 Штурмовик"),
Алексей Пастушенко (PR менеджер компании "1С"),
Александр Горбаченко (президент Федерации компьютерного спорта России),
Борис Нуралиев (директор компании "1С"),
Павел Тараканов (председатель Комитета по делам молодежи Государственной думы РФ),
Сергей Климов (врио директора "Российской профессиональной ассоциации разработчиков развлекательных и интерактивных технологий").
Краеугольным камнем, вокруг которого строилось обсуждение, стал в который раз (как удалось выяснить - аж с 2004 года!) подвергающийся доработке федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию". Как пояснил Павел Тараканов, данный закон на момент ведения круглого стола КРИ-2010 готовится к рассмотрению во втором чтении. И окончательно, со всеми поправками, вступит в силу 1 сентября 2011 года. Впрочем, эта дата не является незыблемой и может переноситься в любую сторону.
Приведём некоторые важные моменты, отмеченные в законопроекте...
Продукция, подлежащая регулированию
Информационная продукция - произведенная на территории Российской Федерации или за рубежом и предназначенная для оборота и потребления продукция средства массовой информации, печатная продукция, кино, теле- и видеофильмы, электронные и компьютерные игры и программы, иная аудиовизуальная продукция на любых видах носителей, в том числе распространяемая посредством публичных зрелищных мероприятий и в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (включая Интернет и телефонную мобильную связь).
Продукция, на которую распространён полный запрет лицам младше 18 лет
1) Содержащая нецензурную брань.
2) Побуждающая детей к употреблению наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табачных изделий, алкогольной или спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, занятию азартными играми, проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, либо к иным противоправным действиям.
3) Провоцирующая детей на совершение действий, ставящих в опасность их жизнь и здоровье, в том числе на членовредительство, аборты и самоубийство.
4) Обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и жестокости, либо содержащая сведения инструктивного характера по осуществлению противоправных насильственных действий, жестокому обращению с людьми или животными.
5) Пропагандирующая отрицание семейных ценностей или значимость социальных институтов семьи, брака и родителей, формирующая неуважение к ним детей.
6) Призывающая к совершению уголовно наказуемых деяний либо обосновывающая или оправдывающая их допустимость.
7) Порнографического характера (порнографическая продукция) - не являющиеся объектами культурного наследия, не представляющие художественной ценности и не имеющие научного, медицинского или учебного назначения, материалы и предметы, содержащие описание или фото-, видео- или иное изображение (в том числе созданное средствами компьютерной графики, анимационными или иными изобразительными средствами): а) либо половых органов человека; б) либо реально совершаемого человеком или имитируемого им полового акта; в) либо иное сопоставимое с половым актом действие сексуального характера, в том числе совершаемое в отношении животного или умершего человека.
Возрастная классификация информационной продукции
1) "универсальная" - допускается без ограничений для оборота среди лиц любого возраста;
2) "до 6 лет" - допускается для оборота среди детей, не достигших возраста шести лет;
3) "с 6 лет" - допускается для оборота среди детей, достигших возраста шести лет;
4) "с 12 лет" - допускается для оборота среди детей, достигших возраста двенадцати лет;
5) "с 16 лет" - допускается для оборота среди детей, достигших возраста шестнадцати лет;
6) "с 18 лет" - не допускается для оборота среди детей.
"Универсальная". Не причиняющая вреда здоровью и развитию детей информационная продукция, в том числе информационная продукция общественно-политического и научно-популярного характера, кроме информационной продукции ограниченного распространения.
Возрастная категория "до 6 лет". Информационная продукция возрастной категории "универсальная", а также информационная продукция, содержащая оправданное жанром и (или) сюжетом ненатуралистическое эпизодическое изображение или описание физического и (или) психического насилия (за исключением сексуального), при условии, что в информационной продукции содержится идея торжества добра над злом, сострадание к жертве насилия и (или) осуждение насилия.
Возрастная категория "с 6 лет". Информационная продукция, соответствующая по содержанию возрастной категории "до 6 лет", а также информационная продукция, содержащая: а) кратковременное и ненатуралистическое изображение или описание заболеваний человека и их последствий в форме, не унижающей человеческое достоинство; б) ненатуралистическое изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы или ненасильственной смерти, без демонстрации их последствий, способных вызвать появление у детей повторяющихся страхов, паники или внушить им ужас; в) изображение или описание антиобщественных действий и преступлений, не носящее провоцирующего или инструктивного характера, при условии, что в информационной продукции не обосновывается и не оправдывается их допустимость и выражается явно отрицательное, осуждающее отношение к лицам, их совершающим.
Возрастная категория "с 12 лет". Информационная продукция, соответствующая возрастной категории "с 6 лет", а также информационная продукция, содержащая:
а) изображение или описание заболеваний человека и их последствий в форме, не унижающей человеческое достоинство;
б) оправданное жанром и сюжетом и не носящее провоцирующего или инструктивного характера, эпизодическое изображение или описание насилия (за исключением сексуального), без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий, при условии, что в информационной продукции выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к насилию (за исключением насилия, направленного на защиту охраняемых законом интересов граждан, общества и государства);
в) оправданное жанром и сюжетом и не носящее провоцирующего или инструктивного характера ненатуралистическое эпизодическое изображение или описание жестокости, при условии, что в информационной продукции выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости;
г) не носящее провоцирующего или инструктивного характера изображение или описание антиобщественных действий; д) не носящие провоцирующего характера эпизодическое изображение или описание потребления алкогольной или спиртосодержащей продукции, пива или напитков, изготавливаемых на его основе, при условии, что в информационной продукции не обосновывается и не оправдывается допустимость их потребления детьми;
е) эпизодическое упоминание (без демонстрации) наркотических средств или психотропных веществ, не имеющее инструктивного или провоцирующего характера, при условии, что в информационной продукции выражается отрицательное отношение к употреблению указанных веществ и (или) содержатся указания на опасность их употребления;
ж) оправданные жанром и сюжетом информационной продукции отдельные бранные слова и выражения, в том числе оскорбительного характера, не относящиеся к нецензурной брани;
з) ненатуралистическое эпизодическое изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, оправданное жанром и сюжетом информационной продукции, не носящее возбуждающего или оскорбительного характера и не имеющее порнографического характера.
Возрастная категория "с 16 лет". Информационная продукция, соответствующей возрастной категории "с 12 лет", а также информационная продукция, содержащая:
1) изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы или смерти без натуралистического показа их последствий, способных вызвать появление у детей повторяющихся страхов, паники или внушить им ужас;
2) оправданное жанром и сюжетом информационной продукции и не носящее инструктивного или провоцирующего характера изображение или описание насилия (за исключением сексуального) и его последствий без натуралистического показа процесса лишения жизни, при условии, что в информационной продукции выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к насилию (за исключением насилия, направленного на защиту охраняемых законом интересов граждан, общества и государства);
3) оправданное жанром и сюжетом информационной продукции и не носящее инструктивного или провоцирующего характера ненатуралистическое изображение или описание жестокости, при условии, что в информационной продукции выражено сострадание к жертве или отрицательное либо осуждающее отношение к жестокости;
4) не носящее инструктивного или провоцирующего характера упоминание (без показа) наркотических средств или психотропных веществ или показ опасных последствий их употребления, при условии, что в информационной продукции выражено отрицательное или осуждающее отношение к употреблению таких веществ либо указано на опасность их употребления;
5) оправданное жанром и сюжетом информационной продукции эпизодическое использование бранных слов и выражений, в том числе оскорбительного характера, не относящихся к нецензурной брани;
6) оправданное жанром и сюжетом информационной продукции описание или изображение половых отношений между мужчиной и женщиной, не имеющее порнографического характера.
Возрастная категория "с 18 лет". Информационная продукция, содержимое которой подпадает под полный запрет для распространения среди детей из-за содержимого, описанного в пункте "Продукция, на которую распространён полный запрет лицам младше 18 лет".
Кто присваивает возрастной рейтинг
Возрастная классификация информационной продукции осуществляется её производителями и (или) распространителями (в том числе издателями и вещателями) самостоятельно до начала её распространения на территории Российской Федерации. К осуществлению возрастной классификации информационной продукции могут привлекаться эксперты.
Маркировка продукции
Маркировка информационной продукции осуществляется ее производителем или распространителем (в том числе издателями и вещателями) в соответствии с присвоенной ей при осуществлении возрастной классификации возрастной категорией посредством нанесения на неё и на её упаковку ясно различимого изображения знаков категории:
1) "до 6 лет" - знак "6-" в окружности;
2) "с 6" - знак "6+" в окружности;
3) "с 12 лет" - знак "12+" в окружности;
4) "с 16 лет" - знак "16+" в окружности;
5) "с 18 лет" - знак "18+" в ромбе.
Распространение на территории Российской Федерации информационной продукции без маркировки не допускается, за исключением:
1) информационной продукции возрастной категории "универсальная";
2) учебников, рекомендуемых или допускаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании к использованию в образовательном процессе, учебной литературы и учебных пособий;
3) информационных и развлекательных программ, теле- и радиопередач, транслируемых в прямом эфире в соответствии с требованиями, предусмотренными частями второй и третьей статьи 15 и частью третьей статьи 18 настоящего Федерального закона;
4) рекламной продукции;
5) информационной продукции, распространяемой посредством публичных зрелищных мероприятий;
6) художественной литературы и произведений изобразительного искусства.
Как оспорить присвоенный возрастной рейтинг
Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществлять надзор и контроль в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, вправе оспорить в судебном порядке решение о присвоении конкретной информационной продукции определенной возрастной категории.
Во время круглого стола мне удалось выяснить, что если вас не будет устраивать возрастной рейтинг, то по этому поводу следует обратиться в Роскомсвязьнадзор. Если там посчитают, что нормы соблюдены, вам следует обращаться в судебные инстанции, где в рамках рассматриваемого дела будет проводиться судебная экспертиза информационного продукта.
Наказание для нарушителей
В конце выступления, отвечая на реплику автора этих строк о том, что в США ещё только в судебном порядке выясняют возможность ответственности продавцов за продажу неподобающих игр несовершеннолетним (возрастные рейтинги носят исключительно рекомендательный характер для родителей), Павел Тараканов заметил, что в России нормы ответственности - просто обязательны, иначе законы будут профанацией, и их никто не будет соблюдать. За нарушение норм закона пунктами розничной торговли (продажа товаров с возрастными ограничениями контингенту лиц, не проходящему возрастной ценз) будут налагаться штрафы, а при повторных и последующих нарушениях - возможен отзыв лицензии (разрешения на торговлю). "Здоровье нации - важнее всего", - подытожил председатель Комитета по делам молодежи Государственной думы.
Сразу оговорюсь - возможно, здесь приведены не все интересующие вас аспекты закона. Также есть вероятность, что ряд трактовок устареет после утверждения закона во втором и последующих чтениях. Так что если вам интересны точные формулировки с юридической точки зрения - лучше осведомитесь по интересующему вас вопросу в официальном документе, в самой свежей его редакции. Тем не менее, оценить текущую расстановку сил и перспективы законодательного регулирования данного вопроса можно уже сейчас...
Атмосфера экспозиции
Небольшой фоторепортаж с выставки, имевшей место в рамках конференции КРИ-2010. Надеюсь, эти снимки (с небольшими комментариями автора) помогут вам окунуться в атмосферу первого для работы данного мероприятия.
Начнём с главного входа (гостиница Космос, станция метро "ВДНХ"). В дальнейшем здесь с пугающей регулярностью собирались группы истосковавшихся по никотиновой дозе разработчиков, журналистов, посетителей...
Стойка регистрации. В момент выдачи комплектов участника пользовалась наибольшим спросом...
Стенд Momi.ru - компании, предлагающей свой сервис Mo'Minis (средства разработки и портал онлайновых продаж) для создания и продвижения приложений под различные мобильные платформы. Яркий пример наметившегося тренда, описанного в главе
"У нас есть платформа, у вас - идеи! Наша комиссия составит...". Кстати, на момент публикации данной статьи сайт компании почему-то не работал.
Mail.ru - давно уже не просто почтовый ящик, а целый онлайновый бизнес, постоянно обрастающий новыми наборами услуг и расширяющий свой рынок сбыта. Причём останавливаться Mail.ru не собирается, о чём красноречиво свидетельствует активный набор талантов (разработчиков приложений, создателей контента), открытый неподалёку.
В вотчине Intel красовался стенд с водяным охлаждением, готовившийся к оверклокерским рекордам (сказать кому лет десять назад, что Intel будет "разгонять" процессоры на радость энтузиастам-оверклокерам - не поверили бы!). Стенд был построен на базе процессора Core i7, с двумя видеокартами ATI Radeon 5850, а что касается материнской платы, то, несмотря на почти полное отсутствие маркировок, у меня почти нет сомнений, что это была MSI X58 Eclipse SLI Core i7. Представители Intel традиционно продвигали свои программные средства для разработки приложений с распараллеливанием задач, инструменты для анализа производительности (Intel Parallel Studio, Intel Graphics Performance Analyzers и т.д.).
Стенд "1С"-СофтКлаб представлял, в общем-то, не хватающие звёзд с неба (но при этом весьма добротные) проекты: продолжение серии "Полный привод" (создаваемое на базе "движка" Unreal 3); игры "Диверсанты: Вьетнам" и "Искусство войны. Корея". Так же отметил бы демонстрировавшуюся на Xbox360 игру "Приключения капитана Блада", созданную коллективом студии "1С: Морской волк".
Рядом находился внушительных размеров стенд, посвящённый проекту World of Tanks ("Мир танков") - глобальной многопользовательской онлайновой игре. Разработчик и издатель - Wargaming.net (штаб-квартира - в Лондоне, но главный центр разработки находится в Минске).
Отечественный издатель "Акелла" демонстрировал игру Postal III на фоне неизменной фигурки мужского полового органа. На стенде бойко шла раздача презервативов с логотипом указанного "героя". Что ж, каждый зарабатывает как умеет, и на чём умеет.
Компания "Бука", входящая в состав "1С", как видите, продолжает себе потихоньку работать под своей исконной вывеской. На стенде показывали проект Darksiders (апокалиптический приключенческий боевик в мифологическом художественном оформлении; разработчик - техасская студия Vigil Games) и "COLLAPSE: Ярость" (также боевик от третьего лица, но на сей раз - от украинской студии Creoteam).
Nival Network представил стенд под вывеской ZZima.com - игровой социальной сети. То, что Nival взял уверенный курс на онлайновые игры, известно практически всем и каждому. Кстати, в будущем году на ресурсах ZZima.com появится игра King's Bounty Online. В недрах стенда Nival Network был устроен коктейль-бар, который уверенно доводил падких на алкоголь посетителей и участников до нужной кондиции.
Напоследок - жизнерадостный кадр с неунывающим Дмитрием Гусевым, PR менеджером компании StarForce (известнейший производитель средств защиты от несанкционированного копирования, а также защиты программного кода от обратного проектирования). Стенд рекламирует функцию АДА (автоматическое добавление активаций) - в случае, если вы использовали весь лимит активаций программного продукта или игры, сервер через определённый, задаваемый вручную правообладателем, промежуток времени гарантированно вернёт вам одну активацию. Эта функция является очередным шагом навстречу пользователю, повышая дружелюбность системы защиты. И компания StarForce активно убеждает правообладателей включать её на серверах активаций своих продуктов.
Ещё раз извиняюсь за то, что не успел рассказать обо всём, что увидел и услышал, остановившись только на том, что действительно заинтересовало (и на что хватило времени). Надеюсь, этому материалу удалось в определённой мере передать вам атмосферу КРИ-2010, и вы нашли в нём что-нибудь интересное для себя!