Жанр: приключенческий боевик от третьего лица с элементами RPG
Дата выхода в России: май 2010 года
Разработчик: Obsidian Entertainment
Западный издатель:
SEGAИздатель в России:
"1С-СофтКлаб" Введение
В мире существует всего несколько легендарных студий разработки игр, которые стабильно выпускают высококачественные ролевые игры. К таким командам можно отнести, например, BioWare, Bethesda Softworks. Легендарный разработчик известных проектов Fallout и Icewind Dale - компания Black Isle Studios - переродилась в Obsidian Entertainment. В новом лице она уже успела отметиться такими ролевыми играми, как Star Wars: Knights of the Old Republic II: The Sith Lords, Neverwinter Nights 2, а также начала работу над Fallout: New Vegas. Сегодня мы с вами будем изучать очередной продукт студии - под названием Alpha Protocol.
У меня игра вызвала повышенный интерес ещё и потому, что вскоре после её официального выхода на одном из сайтов с игровыми обзорами один из разработчиков Alpha Protocol (по понятным причинам пожелавший остаться анонимным) оставил интересное сообщение. Заявив, что тот факт, что он работал над этим проектом, особой гордости у него не вызывает, этот человек полностью согласился с критиками, добавив, что проект надо было закрывать, вообще не выводя его на рынок. "Крис Паркер, продюсер игры и один из владельцев студии, возомнил себя великим дизайнером, и выдумал ряд провальных элементов игрового процесса, не слушая настоящих дизайнеров, говоривших о том, что всё это не будет работать", - пишет сотрудник Obsidian Entertainment. Что ж, будет вдвойне интересно поиграть в Alpha Protocol и проверить истинность таких утверждений...
Системные требования:
Операционная система Windows XP, Vista или 7.
Процессор с частотой 2.4 ГГц.
1 Гбайт ОЗУ в случае Windows XP; 2 Гбайт ОЗУ в случае Windows Vista.
Видеокарта класса NVIDIA GeForce 6800GT (или лучше) / ATI 1300XT (или лучше).
12 Гбайт свободного пространства на жёстком диске.
Звуковая карта, совместимая с DirectX 9.0c
Также для активации игры потребуется доступ в Интернет. При инсталляции вам автоматически устанавливают дистрибутивы PhysX и DirectX. Но больше всего удивило то, что в самом конце модуль инсталляции предложил опционально установить поисковую панель Яндекс! Ну что ж, с миру по нитке, нищему - рубаха...
Описание
После активации игры первым делом отправляемся изучать игровые настройки. В меню "Параметры" собрано четыре подпункта: "Игра" (включение субтитров, чувствительность мыши, вибрация и инверсия оси для джойстика), "Звук" (регулировка громкости музыки, эффектов и речи), "Изображение" (динамические тени, качество физики частиц, вертикальная синхронизация, динамические и статические повреждения и т.д.), "Управление" (настройка управляющих клавиш).
При начале новой игры вы выбираете уровень сложности (низкая, средняя или высокая). Далее, вам предлагается на выбор один из следующих классов персонажа: Солдат, Оперативник, Технический специалист, Внештатный сотрудник, Новобранец, Ветеран. При этом выбор класса Новобранец усложняет игру (правда, открывая дополнительную опцию в диалогах), а выбор Ветерана разрешён только после прохождения игры за класс "Новобранец". Всё дело в том, что у новобранца отсутствует изначальный набор навыков (о которых читайте ниже), и он немного отстаёт в развитии от других классов.
После выбора класса перед нами открывается окно навыков персонажа. Для каждого навыка имеется расшифровка, что упрощает жизнь неискушённым в ролевой системе игрокам. Подробнее о навыках будет рассказано в соответствующем разделе (ниже по тексту).
Короткая заставка показывает уничтожение гражданского самолёта ракетой "земля-воздух". За террористическим актом стоит экстремистская организация Аль-Самада, с шейхом Али Шахидом во главе. Ракета, которой был сбит самолёт - экспериментальное оружие, тестируемое американской корпорацией "Халбех", и как это оружие попало в руки террористов - большой вопрос...
Главный герой, некто Майкл Тортон, просыпается на реанимационной койке в каком-то здании, подбирает КПК, и некая девушка начинает вводить его в курс дела прямо по ходу динамично развивающихся событий.
В общем, не буду раскрывать сюжетные секреты, скажу лишь, что в итоге вы вступаете в ряды группы "Альфа-протокол". Это засекреченная правительственная организация, в которой агенты получают статус "вышедших из под контроля" - для того, чтобы снять ответственность с США за ряд рискованных и сомнительных для имиджа страны операций.
Далее расскажу (и поделюсь впечатлениями) о различных составляющих игрового процесса в Alpha Protocol.
Диалоги
Как и всякая ролевая игра (или, по крайней мере, проект с элементами жанра RPG), Alpha Protocol большое внимание уделяет диалогам. В процессе разговора иногда возникает необходимость выбора - в каком ключе реагировать на происходящее (например, "Импровизировать", "Проигнорировать", и т.д.).
Не переживайте, "правильного ответа" в диалоге не существует. Каждое решение - это ваш личный выбор, который заставит ситуацию развиваться в определённом направлении. Конечно же, от выбора зависит сюжетное развитие, возможности сотрудничества, заключение партнёрских договоров и т.д. Ещё один важный момент - от развития отношений с кураторами миссий вас ждут приятные бонусы (но об этом читайте в разделе, посвящённом системе развития персонажа).
Система развития персонажа
Повышение уровня происходит после накопления вами определённого количества очков опыта (в процессе выполнения различных сюжетных и второстепенных заданий). У вас появляется некоторое количество оперативных очков, которые можно распределять для улучшения способностей Майкла Тортона, сгруппированных в девять подкатегорий: "Незаметность", "Пистолеты", "Пистолеты-пулемёты", "Дробовики", "Автоматы", "Диверсия", "Техническая подготовка", "Стойкость", "Боевые искусства".
Как именно распределять очки - решать вам, в зависимости от вашего видения текущей ситуации и того, какие возможности персонажа вы считаете наиболее полезными при выполнении заданий.
В вашем арсенале имеется определённый набор активируемых дополнительных навыков. Одни помогают оставаться незамеченным, другие - бесшумно передвигаться, третьи - в традициях лучших боевиков останавливают время, давая прицелиться точно противников, и т.д. Навыки обычно специально помечены треугольником в таблице развития возможностей персонажа, что помогает вам их идентифицировать и вовремя заполучить. Например, такой важный навык, как "Бдительность" обозначает на игровом экране индикаторами (с направлением движения) всех ваших врагов, степень их подозрительности, а также направление взгляда и перемещения. Этот навык - активный, включается "горячей" клавишей, действует 20 секунд, после чего отключается и некоторое время остаётся недоступен (а затем вновь может быть активирован). При "прокачке" подкатегории "Незаметность" вы доберётесь до перманентно действующего навыка "Бдительность".
После первого набора заданий в Саудовской Аравии вам предложат выбрать специализацию: "Коммандос" (специализация на боевых навыках), "Шпион" (соответственно, шпионаж), "Инженер" (профессионал в области технических устройств). Кроме того, можно выбрать роль "Тайный агент", где вы сможете гибко спланировать развитие персонажа на свой вкус. В случае выбора последней специализации - вы сами отмечаете три подкатегории линеек развития навыков, в которых открываются дополнительные доступные для прокачивания возможности персонажа.
Неразборчивое развитие персонажа может больно ударить по вам в середине игры. Так что рекомендую сконцентрироваться на серьёзном развитии навыков владения одним конкретным оружием (что не раз выручит вас в сражениях с боссами), линеек "Незаметности" и "Диверсии".
Важный момент: при грамотном ведении диалогов с кураторами их отношение к вам улучшается, и на миссиях, где они будут руководить вашими действиями, вы будете получать определённые бонусы (например, улучшение параметра защищённости). Так же в зависимости от вашего ведения диалогов, поведения на задании и выбора различных действий вам могут начисляться дополнительные бонусы, которые можно отследить в закладке "Особенности" раздела "Личные данные" в КПК.
КПК
Ваш КПК предоставляет вам быстрый доступ к трём важным разделам: "Предметы", "Разведданные", "Личные данные". В закладке предметов вы можете провести быструю инвентаризацию своего арсенала защитных, атакующих и технических средств. Здесь четыре подкатегории - первичное и вторичное оружие, броня, спецсредства. Оружие вы можете дополнительно улучшать с помощью широкого набора отдельно приобретаемых или подбираемых на задании компонентов для модификаций.
В разделе "Разведданные" приведена глобальная карта с заданиями, текущие миссии в регионе, а также информация по фракциям и персоналиям с указанием параметра отношения данного субъекта к вашей персоне.
"Личные данные" - это страничка с характеристиками вашего персонажа. Здесь производится распределение очков по различным навыкам, отслеживается ваша статистика, просматриваются бонусы за те или иные действия (или последовательности действий).
Конспиративная квартира
Отправная точка вашего очередного задания - это конспиративная квартира, "берлога" диверсанта. Здесь есть несколько интерактивных объектов. Так, в ванной комнате вы можете сменить внешность.
Телевизор, если включать его самостоятельно, начинает передавать различные новости, обычно - о последствиях того, вы устроили своими подвигами в очередной локации. Также передаётся различная не связанная с сюжетом чепуха - например об участившихся случаях мошенничества при продаже животных через Интернет. В общем, телевизор призван добавлять реализма в игровую атмосферу. Кроме того, его экран используется для передачи картинки во время вашей связи с некоторыми ключевыми персонажами (в первую очередь - вашими кураторами) во время заставок.
Компьютерный центр предоставляет вам доступ к "Электронной почте" и "Расчётному центру". Что касается e-mail, то вам периодически приходят почтовые сообщения от коллег, партнёров, и т.д. Ряд писем содержит в присоединённой информации деньги, пополняющие ваш счёт. На некоторые письма можно отвечать, причём так же выбирая тип ответа по одному из заданных шаблонов (скажем, "Шутка", "Пренебрежение", "Профессионализм").
"Расчётный центр" - место покупки и продажи нового вооружения, патронов, брони, спецсредств, а также разведданных, упрощающих прохождение задания. Для переключения между режимами покупки и продажи используйте кнопку "Тип сделки".
В оружейном складе вы можете подобрать оружие и снаряжение на предстоящую миссию.
Входная дверь квартиры - символический выход на задание. Почему символический? Потому что отправиться на задание вы и так можете в любой момент, воспользовавшись разделом "Разведданные" своего КПК.
Задания
Перед началом задания вам дают некоторую вводную информацию, с возможностью быстро доукомплектоваться на миссию.
Во время задания ваш куратор "ведёт" вас, докладывая оперативную обстановку и подсказывая дальнейшие действия.
Трупы убитых врагов, как ни странно, через некоторое время пропадают. Для шпионского боевика "испаряющиеся" трупы - это, пожалуй, неприемлемо.
Проявив наблюдательность и тщательно изучив текущий этап, вы часто можете отыскать окружной путь. Скрупулёзное исследование окружающей обстановки поощряется - вы сможете не только найти обходной маршрут, но и различные бонусы в виде аптечек, боеприпасов, денег. В случае если вы запутаетесь, в вашем КПК вы сможете увидеть карту локации с вашим расположением и ключевыми точками.
В игровой процесс внедрены простенькие мини-игры. Это несложные головоломки, где вы должны за отведённый промежуток времени выполнить определённую последовательность действий. Например, правильно указать клеммы при взломе электронных замков.
Во время прохождения миссии список заданий динамически изменяется. Обычно следующий пункт вашего назначения обозначен маячком-индикатором с указанием расстояния до него. Туда вы и будете стремиться попасть для продолжения сюжетной линии. Правила поведения (они же - правила выживания) в игровом мире обозначены предельно чётко. Хочешь избежать проблем - двигайся незаметно, пригнувшись. Умей вовремя отключить сигнализацию, не попадайся видеокамерам - их поле обзора обозначается явно, чтобы вы могли его избежать (при уничтожении видеокамеры, кстати, включается сигнализация).
На уровне попадаются аптечки, которые поправляют ваше здоровье, патроны, деньги, детали для модификации оружия. Некоторые враги после смерти также оставляют после себя патроны и деньги.
Видно, что игровой процесс делался с учётом игровых консолей - уж слишком явно на это указывает ряд вещей. Реализма это, конечно, не прибавляет, но жизнь игрокам заметно упрощает.
Особой свободы действий вам не даётся (игра жёстко "заскриптована") - новые события развиваются только после определённых ваших действий. Очень часто уровень поделён на небольшие этапы, причём возвращение к предыдущим этапам невозможно (например, блокируется дверь, через которую вы только что вошли).
Так как игра претендует на звание шпионской, некоторые задания представляют собой простую встречу и разговор с ключевыми персонажами, где вы добываете ценную информацию, и производите на них определённое впечатление.
Управление и сражения
Управление персонажем осуществляется клавишами W, A, S, D (плюс несколько дополнительных "горячих" клавиш) и мышью - в лучших традициях жанра action. Прыгать наш герой не умеет (что жутко выводит из себя в бою при столкновении с преградами, которые вам по пояс), но в некоторых специально обозначенных частях этапа прыжки всё-таки возможны с помощью клавиши действия ("пробел").
Первый ваш рукопашный бой с противником выглядит несколько примитивно (одной клавишей "E" вы методично мутузите врага), но с другой стороны, это вам не Street Fighter или Mortal Combat. В дальнейшем вы прокачиваете навыки рукопашного боя, и ваш арсенал приёмов улучшается.
Прицеливание - правая кнопка мыши. При стрельбе учитывается кучность, реализована распределённая модель повреждений (выстрел в голову отбирает много здоровья, выстрел в бронежилет - не критичен).
У вас есть показатель защищённости - серый индикатор с некоторым значением, которое уменьшается при нанесении вам урона (и восстанавливающийся в покое после определённого промежутка времени). Как только этот показатель защищённости станет равен нулю, начинает убывать ваше здоровье, а вот его уже придётся пополнять различными аптечками и медикаментами. Показатель защищённости увеличивается при надевании различной брони перед началом задания, а также может увеличиваться в результате бонусов от куратора. В целом, такой подход стимулирует игрока к ведению боя из укрытий.
AI противников, в общем-то, весьма посредственный. Иногда враги нещадно "тормозят", действуя как сбившиеся с программы роботы, но в целом при перестрелках на средних и дальних дистанциях ведут себя вполне правдоподобно.
Часто вам выгоднее вырубить врага специальным приёмом врукопашную, не поднимая шума стрельбой (в дальнейшем вы будете использовать оружие с глушителями). Подкрадитесь сзади и нажмите кнопку действия ("E").
Есть и точные выстрелы в голову, в общем случае убивающие жертву с одного выстрела. При прицеливании в голову появляется красный индикатор, и когда прицеливание окончено (крестик прицела зафиксировался), вы можете снять врага одним выстрелом.
Несмотря на недоработки в искусственном интеллекте порой встречаются достаточно динамичные эпизоды, которые врезаются в память - так, зачистив посадочную площадку от бойцов с гранатомётами и собравшись эвакуироваться, я столкнулся с парой боевиков, когда уже израсходовал все патроны. Пришлось мчаться на вышку к пулемётной турели, благодаря которой удалось добить остатки вражеских сил.
Во время битв в закрытых помещениях или на местности, где есть объекты-укрытия, вы можете прижиматься к стенам ("пробел") и высовываться из-за них для стрельбы нажатием клавиши прицеливания.
Особняком в игре стоит битвы с боссами. Мне лично они не очень понравились.
Боссы какие-то лубочные, ведут себя не всегда естественно. А порой случаются аркадные перегибы: так, один из боссов, наркоман-бандит Константин Брайко, обладал неплохим параметром защищённости. При этом если вы нарываетесь на его атаку ножом, то в качестве статиста наблюдаете, как вас методично нашинковывают. В итоге получалось, что спецназовцу в тяжёлом бронежилете с автоматом наперевес приходилось улепётывать как зайцу от какого-то там наркомана с ножом. И смех, и грех...
Выводы
Перед нами - абсолютно не то, что вы могли бы себе представить по пресс-релизам и вывеске разработчика. Нет, это не шпионская ролевая игра. Это приключенческий боевик с элементами RPG. Большинство заданий - далеко не работа шпиона, это работа диверсанта, со стрельбой, взрывами, десятками трупов и так далее.
Отдельным абзацем хотелось бы поговорить о недостатках и недочётах. Поскольку именно эта тема стала источником острейших дискуссий, полярных мнений и разноречивых оценок в игровой прессе. Попробую перечислить то, что покоробило лично меня. Во-первых, нет регулирования чувствительности мыши (изменение этой настройки в Windows ни к чему не привело) - приходилось размашисто "шуршать" мышью, как крестьянину на покосе. Во-вторых, игнорирование клавиши Esc в меню КПК и прочих интерфейсах. В-третьих - система сохранения игры. Для чего нужна возможность сохранить игру во время задания, если после загрузки вас всё равно отправят на последнюю автоматически сохраняемую контрольную точку? Это ужасно. В-четвёртых, во время диалогов порой происходило "затормаживание" с исчезновением картинки на дисплее. В-пятых, ужасное коверкание русского языка в различных надписях (плакаты и т.д.) на этапах игры, проходящих в России. Наконец, достаточно редко, но всё же случалась следующая напасть: во время игрового процесса в некоторых ситуациях экран вдруг погасал и восстанавливался через 15-20 секунд (если этого не происходило, то игра "зависала" намертво, да так, что никакой Ctrl-Alt-Del не помогал - только аппаратная перезагрузка). Вкупе этот клубок недоделок не выглядит катастрофическим, но если бы его не было - игра заслуженно получила бы статус "AAA"-проекта.
В общем, я бы поставил Alpha Protocol твёрдую "четвёрку". Рекомендую покупать только после выхода одного-двух патчей. Несмотря на минусы, игра всё-таки оставляет впечатление серьёзного проекта, и во многих моментах приносит удовольствие, приковывая вас к экрану на долгое время.
Проверить наличие игры в магазинах компании "Ф-Центр" Оценки
Графика: 80%
Звук: 80%
Игровой процесс: 70%
Общее впечатление: 77%