Жанр: боевик с видом от первого лица
Дата выхода в России: октябрь 2010 года
Разработчик: EA Los Angeles / EA DICE
Западный издатель:
Electronic Arts Введение
При необходимости вспомнить шутеры от первого лица на военную тематику - серия Medal of Honor всплывает в моей памяти одной из первых. Конечно, эта серия местами грешит элементами лубочной пропаганды, но я был бы совершенно не против появления игр такого рода, воспевающих подвиги советских солдат во время Второй Мировой.
Правда, если говорить о современных военных конфликтах, то тут вопрос более тонкий - должно пройти определённое время, чтобы история смогла расставить всё по своим местам в происходивших вооружённых противостояниях. А вот в Америке с этим просто: мы - американцы, мы несём в мир добро (в том числе и из подствольных гранатомётов), а те, в кого мы стреляли вчера, стреляем сегодня, и будем стрелять завтра - это плохие парни. Вьетнамцы, иракцы, афганцы, чеченцы (да, в Medal of Honor вам придётся воевать, в том числе, и против чеченских террористов) - да кто угодно.
Поэтому к сюжетной составляющей свежей серии Medal of Honor следует относиться с определённой долей снисхождения. А вот что касается технической стороны, то это мы и собираемся выяснить в данной статье...
Минимальные системные требования
Операционная система Windows XP (SP3), Windows Vista (SP2), Windows 7
Процессор уровня Pentium D 3,2 ГГц / Core 2 Duo 2,0 ГГц / Athlon 64 X2
Оперативная память: 2 Гб
Видеокарта с объёмом видеопамяти 256 Мб класса NVIDIA GeForce 7800GT / ATI X1900
9 Гбайт свободного пространства на жёстком диске
Звуковая карта, совместимая с DirectX 9.0c
В рекомендуемых требованиях к системе мы видим Windows 7 / Vista (обусловлено наличием поддержки DirectX10), процессор уровня QuadCore 2,0 ГГц, видеокарту с объёмом видеопамяти 512 Мб класса NVIDIA GeForce GTX260 / ATI Radeon 4870.
Сюжет
Несмотря на то, что вам придётся играть за различных персонажей, всё-таки основные герои Medal of Honor - это бойцы "Первого ранга" (Tier One) - элитных спецподразделений США (один из примеров Tier One - отряд специального назначения Дельта). Место действия - Афганистан. Враги: афганские, арабские и чеченские боевики; члены Талибана и Аль-Каиды. Вам предстоит проходить кампанию из нескольких миссий, наблюдая за судьбой (временами - трагической) различных американских подразделений: морских котиков, рейнджеров, пилота вертолёта и т.п.
В общем-то, о сюжете много не расскажешь - это цепочка локальных боевых задач, на фоне попыток слегка раскрыть характеры и образы боевых товарищей. Образы эти, в общем-то, плоские и однобокие. Солдаты представляются двуногими профессиональными боевыми машинами со схожими эмоциями и чувством юмора. При взрывах и прочих опасностях вы услышите непременное "o, shit!" или "fuck!", при передислокациях - "go-go" или "let's move". В общем, гарантировано полное отождествление с примитивным винтиком в машине войны, управляемой "дядями сверху".
Кстати, о "дядях сверху". Красной линией проходят напряжённые отношения между штабным и полевым командованием. Политические и стратегические интересы сталкиваются с понятиями долга, взаимовыручки и морали. Впрочем, здесь также не обошлось без шаблонов, но что поделать - массовая аудитория привыкла к голливудским штампам. А в том, что Medal of Honor - это, в первую очередь, массовый продукт - нет никаких сомнений. Бюджет, знаете ли, надо обязательно отбивать.
Сюжетных заставок в игре хватает: это или сцены на игровом "движке", или же полноценные кинематографические ролики (впрочем, также относящиеся к компьютерной графике). Часто о том, что вы участвуете в неигровой сцене, вы догадываетесь по исчезновению у вас возможности сменить оружие, прицелиться и т.п.
Заставки всегда красочны и часто изобилуют напряжёнными батальными сценами и взрывами, добиваясь кинематографического эффекта в происходящем на экране. Впоследствии ролики доступны для повторных просмотров в отдельном пункте игрового меню.
Ключевую роль в развитии сюжета играют диалоги. Однако они, как правило, также абсолютно заурядные, и сотни раз виденные вами в рассчитанных на массового зрителя западных фильмах на военную тематику. Правда, при этом диалоги органично дополняют атмосферу происходящего, являясь неплохими декорациями к игровому процессу.
Настройки и управление
Настройки графики позволяют изменять разрешение, а также яркость, контрастность, качество текстур и теней. Есть возможность включать сглаживание (Anti-Aliasing).
В настройках также можно включать жестокие сцены (в основном, конечно же, касающиеся убийства врагов), настраивать чувствительность прицела. При желании вы можете позволить Electronic Arts собирать статистику, касающуюся особенностей вашего игрового процесса.
Если говорить об управлении, то в целом оно стандартно для жанра шутера от первого лица. Но не во всём. Во-первых, игра позволяет вам не только бегать с автоматом наперевес, но и управлять квадроциклом, сидеть за турелью пулемёта, рассекать на вертолёте "Апач" в афганском небе, и т.д. Соответственно, для каждого такого этапа имеются свои тонкости в управлении. Игра очень дружественна к неискушённым пользователям и в начале плавно вводит вас в курс дела, выводя на экран информацию об особенностях управления. Яркий пример такой особенности: в режиме снайперского задания удерживание Shift позволяет задерживать дыхание для более точного прицеливания (при прохождении этапа в остальное время - удерживание клавиши Shift позволяет переходить на бег).
Есть и другие мелочи - клавиша переключения огня (автоматический режим/одиночные выстрелы) или использования подствольного гранатомёта. Клавиша Ctrl позволяет менять позицию (стоя, сидя, лёжа), клавишей "F" вы можете сменить вооружение на поле боя (подобрать вражеское, выбросив своё), принять помощь напарника (например, подсаживающего вас куда-нибудь), ногой выбить дверь в здание, запросить дополнительные боеприпасы у своих товарищей.
В общем, как уже говорилось выше, никаких проблем у любителей шутеров от первого лица с управлением не возникнет, хотя к некоторым мелочам придётся привыкнуть.
В погоне за реализмом разработчики убрали с экрана различные индикаторы (например, с информацией о текущем оружии, боезапасе, позиции бойца и т.д.), однако их можно в любой момент вызвать клавишей "H".
Игровой процесс
Игровой процесс в Medal of Honor условно можно разделить на три составляющие: режим прохождения кампании, режим "Первого ранга", многопользовательская игра. Начнём по порядку.
Кампания
При старте обычного режима кампании вы выбираете уровень сложности (лёгкий, средний или тяжёлый). На среднем уровне сложности ещё можно "схватить" пару-тройку пуль, отползти в укрытие и, отдышавшись, уничтожить выдавшего свою позицию врага ответным огнём. А вот на сложном уровне критически важно обнаружить врага заблаговременно, иначе последствия будут весьма печальными.
О ваших соратниках - собратьях по оружию беспокоиться нужно намного меньше, чем о себе, любимом. Потому что эти ребята - настоящие супермены. Их практически невозможно убить - как-то я видел напарника, прибежавшего прямо на брошенную гранату, и после взрыва продолжавшего спокойно вести огонь по врагу. Если вы случайно задеваете компаньона пулей, он недовольно просит, чтобы вы были осторожнее и не стреляли по своим. Такие условности объясняются нежеланием создателей игры заставлять игрока проходить очередной участок заново из-за возможных провалов в логике искусственного интеллекта, управляющего вашими товарищами по оружию. И умирают ваши коллеги исключительно "по сценарию".
Не в последнюю очередь вышеупомянутые условности - следствие системы сохранения игрового прогресса (по ключевым точкам). С одной стороны, не надо заботиться о нажатии кнопочки Save, с другой - обидно бывает получить пулю в конце очередного отчётного участка. Впрочем, справедливости ради следует сказать, что участки эти не такие длинные, да и особых сложностей в прохождении я не заметил. Лишь иногда приходилось проходить этап повторно, а успешное завершение подуровня лишь после 4-5 попытки было уже и вовсе исключительным случаем. Это неудивительно, если помнить о том, что Medal of Honor - массовый продукт.
Разработчики серьёзно позаботились об охвате как можно более широкой аудитории. Планировка этапов, задания, подсказки на экране - быстро и легко вводят вас в курс происходящего.
Отдельно следует сказать о реализме. Medal of Honor - это не военный симулятор (каковым себя позиционирует, например, серия ArmA от Bohemia Interactive Studio). В большей мере разработчики хотели добиться эффекта присутствия в голливудском блокбастере - в качестве одного из героев картины. При этом реализм проявляется в звуках выстрелов, отображении оружия, речи врагов. Приятно радует глаз покрасневший от перегрева ствол авиационного пулемёта и тому подобные мелочи.
Но в боевых столкновениях вы сразу же увидите целый ряд условностей. Начнём с поведения врагов. Да, в некоторых моментах искусственный интеллект радует глаз - в таких мелочах, как стрельба из-за укрытия, попытки сменить позицию при появлении рядом гранаты, достаточно неплохая точность стрельбы. Но это лишь проблески реализма. В реальности же очень многое в линии поведения врагов позволяет характеризовать их исключительно как одушевлённые мишени в тире. Не примитивные, конечно, но всё-таки очень хорошо прогнозируемые и прямолинейные.
Справедливости ради следует сказать, что эти превосходящие по численности "живые мишени", наступающие с нескольких сторон, часто приносят вам очень серьёзные неприятности, и постоянный поиск укрытия просто обязателен.
В ряде эпизодов, к сожалению, проявлялись пробелы в реализации скриптов. На некоторых участках, если вы долго сидите в укрытии и отстреливаетесь от врагов, последние идут непрекращающейся волной, исправно вставая на позиции, с которых вы только что выбили их предшественников. И лишь когда вы начнёте активную передислокацию с движением вперёд, сложившаяся обстановка выйдет из "ступора".
Игра абсолютно линейная, инициативу проявить практически негде. Есть, конечно, несколько эпизодов, где вы можете выбирать между бесшумным скрытным вариантом развития событий или же лобовой атакой, но всё-таки это частности. Скрипты "гонят" вас по достаточно узкому коридору событий, часто не давая никакой излишней свободы перемещения на местности. С другой стороны, не скажешь, что бежать по такому "туннелю" в красивых кинематографических декорациях совсем уж скучно.
Скорее, наоборот, каждой заставки ждёшь с нескрываемым интересом. Сюжет переплетает несколько историй: только что вы с напарником-спецназовцем крепко встряли в переделку, как уже в роли рейнджера армии США отправляетесь на выручку этому спецподразделению. Только вы завершили миссию от лица пилота вертолёта "Апач", как тут же переноситесь в шкуру спецназовца, "снявшего" снайперским выстрелом террориста, готовившегося сбить этот "Апач" из зенитной установки. И таких переходов в рамках единой сюжетной линии встречается несколько.
Важная характеристика кампании Medal of Honor - большое разнообразие действий, которые вам приходится выполнять. Например, вставать за пулемёт, закреплённый на крыше джипа...
Пробираться к точке назначения на квадроцикле...
Работать снайпером в ночных условиях...
Зачищать территорию с борта штурмового вертолёта...
И так далее. Как уже отмечалось выше, прохождение игры - абсолютно линейное, и если бы не это разнообразие ролей, очередная серия Medal of Honor не добрала бы заметного количества очков в финальном рейтинге, оценивающем проект.
Режим "Первого ранга"
Это - соревновательный сетевой режим для одного игрока. Вы проходите все миссии кампании на время, уделяя особое внимание эффективности уничтожения противников (попадания в голову, убийство ножом в рукопашной схватке). Но основной задачей режима является всё-таки прохождение этапа на время.
Причём вам будут выдаваться бонусы (остановка таймера на некоторое время) за попадания в голову врага, убийство врагов ножом, убийство двух врагов одной пулей, убийство пяти врагов за 15 секунд и связки этих действий (например, три попадания в голову подряд).
Режим Первого ранга является некоей "прослойкой" между однопользовательской кампанией и многопользовательскими баталиями. Во-первых, не все готовы становиться "пушечным мясом" в multiplayer. Во-вторых, режим Первого ранга позволяет отшлифовать определённые (естественно, далеко не все!) навыки, которые пригодятся вам при сражениях с живыми людьми. Например, точная стрельба по движущимся целям или же хорошая меткость в процессе передвижения.
Многопользовательский режим
В процессе прохождения однопользовательской кампании меня постоянно терзало ощущение, что это лишь "затравка" для многопользовательского режима.
В режиме multiplayer-карьеры вам предстоит набирать очки навыков (они начисляются за различные успешные действия) и расти в рейтинге. На выбор предлагаются три класса: стрелок (основной пехотинец, вооружённый штурмовой винтовкой, пулемётом и гранатами), специалист (вооружён автоматом, дробовиком и реактивным гранатомётом) и снайпер (снайперская винтовка, взрывчатка, но есть возможность использовать и автоматическое оружие). Для каждого из классов вы можете начать свой собственный режим карьеры.
По мере повышения в ранге вы будете получать доступ к новым модификациям, позволяющим улучшать возможности вооружения и приспосабливать его к своему игровому стилю.
За успешные действия начисляются очки, а цепочки очков позволяют вам в дальнейшем использовать наступательную или оборонительную поддержку (например, артобстрел по заданному квадрату).
Всего предусмотрено несколько режимов игры, самым любимым из которых у многих будет, конечно же, "Командный штурм" - открытое боевое столкновение сил Коалиции и ОПФОР (OppFor, сокращение от Opposing Force - "противостоящие силы", "противник") - по двенадцать человек с каждой из сторон.
Но есть, конечно, и другие режимы - например, с захватом флага.
По итогам каждой игровой сессии выводятся её результаты.
Отсутствие очков навыков на скриншоте говорит о том, что выбиралась быстрая сетевая игра, а не режим кампании в рамках многопользовательского режима.
В целом впечатления от multiplayer остались положительные. Хороший, добротный командный шутер, занимающий достойное место в своей жанровой нише. Другое дело, что Electronic Arts сама же выпускает ему конкурентов - в лице, например, серии Battlefield (разрабатывающейся, кстати, всё той же командой EA DICE).
Выводы
Medal of Honor - в общем-то, очень достойное продолжение известной серии. Этот красивый шутер от первого лица не претендует на совершенный реализм (ряд условностей игрового процесса красноречиво говорит вам: "здесь раздел игрушек, а военные симуляторы ищите в другой секции"). Что касается кинематографических голливудских эффектов, то с этим здесь всё в полном порядке. Хорошо заметно, куда были потрачены деньги. В создании игры участвовали спецназовцы. На полигоне специальные команды записывали звуки оружия. Движения солдат оцифровывались с помощью технологий Motion capture. Всё это прекрасно видно по картинке на экране и звукам из колонок/наушников (при наличии мало-мальски достойных звуковой карты и динамиков).
В итоге рискну утверждать, что в первую очередь у EA получился очень хороший многопользовательский шутер от первого лица. Что касается однопользовательской кампании (весьма, кстати, непродолжительной), то мы видим красочный блокбастер с кинематографическими эффектами, где важна быстрота реакции и послушное следование заскриптованным сценам. Medal of Honor - хороший инструмент для того, чтобы "отдохнуть и красиво пострелять".
Проверить наличие игры в магазинах компании "Ф-Центр" Оценки
Графика: 90%
Звук: 90%
Игровой процесс: 80%
Общее впечатление: 85%