"Затем сели боги на своих престолах и держали совет и вспомнили о карликах, что завелись в почве и глубоко в земле, подобно червям в мертвом теле. Карлики зародились сначала в теле Имира, были они и вправду червями. Но по воле богов они обрели человеческий разум и приняли облик людей. Живут они, однако ж, в земле и камнях. Был старший Модсогнир, а второй - Дурин."
"…Стали тут асы опасаться, что не связать им волка, и Всеотец послал Скирнира, гонца Фрейра, под землю в страну черных альвов к неким карлам и повелел им изготовить путы, прозванные Глейпнир. Шесть сутей соединены были в них: шум кошачьих шагов, женская борода, корни гор, медвежьи жилы, рыбье дыхание и птичья слюна. И если ты прежде о таком и не слыхивал, ты можешь и сам, рассудив, убедиться, что нет тут обману: верно, примечал ты, что у жен гор бороды не бывает, что неслышно бегают кошки и нет корней у гор."
("Младшая Эдда")
Системные требования
Минимальные требования
Windows 95 (OSR2)/98/ME/2000
Pentium II 350 МГц
32 MB видеокарта с поддержкой 3D
128 MB RAM
Рекомендуемые требования
Windows 95 (OSR2)/98/ME/2000
Pentium II 500 МГц
32 MB видеокарта с поддержкой 3D
256 MB RAM
DirectX 8.0 и выше
1 гигабайт свободного места на жестком диске
Windows XP официально не поддерживается (игра работает нестабильно).
В России игра Diggles: The Myth of Fenris локализована компанией Snowball под названием "Гномы".
"Хвала Одину!"
В стародавние времена жил да был один бог. Звали его Один. Был он крив на один глаз и хром, но любили его смертные твари - был он верховным богом Валхаллы, мудрым и справедливым. И был у Одина милый, ручной домашний песик Фенрир (вообще-то это был волчонок, но суть от этого не меняется). И однажды случилось страшное: Фенрир порвал свою цепь Глейпнир, превратился в жуткую зверюгу, озверел, собрал в кучу всех троллей и обосновался вместе с ними в центре земли, откуда угрожал демократическому скандинавскому строю.
Вот, приблизительно, и весь смысл игры :). От вас, мирных копальщиков в подземных глубинах, требуется малое: найти шесть колец, составляющих цепь домашнего любимца Одина, и добраться до самой собачки. По пути, разумеется, придется совершить пару-тройку геройских подвигов, выполняя разные занимательные поручения от прочих подземных обитателей: гномов из других племен, случайно забредших под землю фей, и так далее.
Ах да, в помощь вам будет выдана одна представительница этого крылатого рода. Странная, нагловатая дамочка, считающая себя умнее гномов. Поэтому нет ничего удивительного в том, что все ее советы и рекомендации будут отправляться вашими подопечными гномами по одному известному в народных массах адресу.
Итак, приступим, пожалуй...
Гномы. Что это такое и с чем это едят
С самого начала следует помнить, что гномы - существа своевольные, чихать хотевшие на все авторитеты, кроме самого Одина. То есть, вам придется туговато. Так что запомните несколько основных правил поведения с гномами:
У каждого гнома сутки делятся на два отрезка: время коллективное (то есть, рабочее) и время личное. График каждому гному вы можете установить сами - поколдовав над часами в правом нижнем углу экрана. Делается это просто: устанавливаете курсор на солнышке или луне, удерживаете левую кнопку мыши и двигаете стрелки туда, куда надо вам. Помните, однако, о том, что гномы тоже люди, им отдыхать надо. В личное время гном не особенно-то прислушивается к вашим командам, все время норовит сбежать, отговариваясь свободным временем, жизненной необходимостью и так далее. Причем, совершенно не обязательно, что все эти часы ваш милый малыш проспит в тенечке под кустиком. Совсем нет! К примеру, вам очень хочется, чтобы гномы выкопали ма-а-аленький проходик. Вы выделяете всю толпу, отправляете ее на раскопки, а через некоторое время обнаруживаете, что вся мужская часть населения уже сидит в гостях у соседнего племени гномов в обнимку с бочонком пива! В это же время вся женская часть населения усердно роет и копает...
Уважаемый профессор Толкиен, гномы умеют размножаться! Единственное, никому еще не удавалось застать ни процесс скрещивания, ни сами роды - рожают гномихи быстро и незаметно, не отрываясь при этом от основного занятия, будь то рытье туннелей, приготовление пищи, рубка грибов или очередное изобретение нужных гномьему миру технологий. Отсюда мораль: если гномов оставить на время в покое и отвернуться на минуту, у них наверняка будет, чем вас удивить :).
Стратегия управления работами (и прохождения игры) проста: копать, копать и еще раз копать. Если вниз не получается, можно копать в стороны или даже вверх (иногда и такой хитрый маневр бывает необходим). Никто ведь не говорил, что кратчайший путь к центру земли - строго вниз :).
Чем больше гномы копают, тем более искусными в этом виде спорта становятся. Тот же принцип относится и к остальным действиям: чем чаще гном думает, тем лучше у него получается, неровен час, еще понравится сам процесс :). Поэтому имеет смысл время от времени развивать некоторые навыки в принудительном порядке: заставлять всю компанию долбить камень, добывать руду, копать туннели, сражаться с подземными врагами в лице Вулкеров и росянок (иногда, конечно, под горячую руку молодого гнома может попасться и тролль - праздник жизни :)).
Времени на прохождение игры у вас предостаточно. Единственное ограничение заключается в возрастном ограничении жизни гномов (24 дня). После чего ваш питомец тихо и мирно отходит в сторону Валхаллы. Однако, если у вас под рукой завалялся эликсир молодости, вы вполне можете спасти ценного работника, обратив его в младенца. Самое приятное заключается в том, что все приобретенные за долгую гномью жизнь знания, умения и навыки сохраняются! :)
Если же вас постигло такое несчастье, как смерть примерного семьянина и просто чудного существа, присмотритесь внимательнее к его скорбящим родственникам: вполне может быть, что партнером вдовы станет... ее собственный сын. А вы говорите, мораль... Инцест в чистом виде! И где?! Прямо у всех на виду. Кошмар.
Изначально в карман каждого гнома помещается шесть предметов вне зависимости от веса. Но, с развитием цивилизации, гномы додумываются до такого гениального изобретения, как корзина обыкновенная, позволяющая таскать с собой на четыре предмета больше. Правда, не исключена вероятность того, что еще до изобретения сего предмета в собственном лагере, ваши молодчики случайно найдут ее на дне озера или отберут у поверженного в бою гнома. Мародеры, однако :).
Один щелчок мыши на выбранном месте заставляет вашего гнома идти в этом направлении, два - бежать. Бегать они умеют, но не любят (если только не надо успеть к распитию пива в соседнем племени или в собственном баре).
Первое время ваши Diggles будут весьма неприхотливы в еде и жизни. "Ну, вы же знаете мои скромные запросы, Ватсон! Все, что мне нужно, это чистый воротничок и кусок хлеба" (с). Поэтому небольшого костерка, на котором будет подрумяниваться жаркое, и обычной палатки вполне достаточно. До тех пор, пока у ваших подопечных не разовьется чувство собственного достоинства и тяга к роскоши. Тогда уж, будьте уверены, вам выскажут все, что думают и о вас лично, и о ваших методах правления. И придется вам строить и спальню, и душевую, и бар, и забегаловку, в которой подают суп из слизняков, и прочие здания-атрибуты культурного гномьего племени. Иначе вся братия будет, собираясь у костра, демонстративно громко рассказывать, что неплохо было бы помыться хоть изредка, что жареные грибы и хомяки - это, конечно, хорошо, но без горячего долго жить нельзя.
Если у гнома возникает какое-то желание (поесть, почитать), над его головой появляется серая картинка с изображением гриба, книги, кровати, постройки и так далее. Но если у вашего гнома прямо-таки жгучее желание (как правило, еды), то гриб будет ядовито-красного цвета. В этом случае рекомендуется срочно накормить подчиненного, иначе рядом с грибом появится грустная рожица, гном бросит работать, морально захиреет, соберет демонстрацию из себя, любимого, и будет ходить с плакатом вокруг костра. А это уже попахивает либо бунтом, либо смертью сотрудника, на что вы, как хороший начальник, "пойтить не могете" (с).
Книга - источник знаний. Поэтому заставляйте ваших гномов читать. Тем более, что каждая прочитанная книга добавляет опыта в той или иной области (даже рукопашного боя, если вы прочли специальную методичку). Через некоторое время вы будете в состоянии уже по названию самой книги определить, в какой области она повышает знания. Это поможет вам более гармонично развивать весь клан.
"Alt" - "принудительная" кнопка. С ее помощью можно заставить гнома использовать те предметы, которые противоречат его естеству, и до которых совершенно самостоятельно он бы не дотронулся: книги, эликсиры молодости и здоровья. Помимо этого, удерживая Alt, можно поднимать коробки со зданиями и переносить их с места на место, прикреплять гнома к определенной постройке.
В пункте меню "Dwarves" в левом верхнем углу экрана можно найти всю информацию касательно родословной гномов, содержимого их карманов, полученных навыков, и тому подобным вещам. Помимо этого, там же находится список заданий, дневник похождений, все достижения цивилизации (что из чего добывается).
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что возиться с гномами - дело трудное и неблагодарное. Отчасти, так оно и есть :). Но, выход есть всегда, даже когда надо
Заставить гнома работать
Как говаривал Карлсон, есть три способа: низведение, курощение и дуракаваляние. Вам придется применить их все. Итак, для того, чтобы заставить гнома работать, вы можете:
Выставить часы таким образом, чтобы на отдых оставалось пара часов, и задать линии прокопки туннелей на несколько пятилеток вперед. Тогда у гномов просто не будет возможности бездельничать в рабочее время. Вам же придется следить за тем, чтобы новые пути раскопок не упирались в твердые породы, иначе маленькие хитрюги найдут оправдание и сбегут при первой же возможности.
"Привязать" гнома к определенному объекту (постройке или костру) и заказать исследование новых объектов, а также производство необходимых в хозяйстве предметов.
Отключить автоматическое выполнение приказов, выставить часы на максимальное рабочее время и целенаправленно послать гнома трудиться. Вы получите превосходного работника-зомби :).
Единственное, для предотвращения вымирания ваших трудяг от голода, не забудьте набить их карманы едой и время от времени заставлять ее поглощать, если они вдруг заработаются. Хороший начальник следит за питанием и жизненным уровнем своих подчиненных ;).
Оружие и враги
В игре существует два типа оружия: стрелковое (рогатка и лук) и холодное (дубинка, топор, двуручный топор и двуручный меч).
Вполне естественно, что принцип перехода от простого к сложному применяется и при использовании оружия. Для начала гному придется довольствоваться рогаткой и дубиной, поднакопить опыт (почитав соответствующую литературу или вдоволь напрактиковавшись), а уж только после этого хвататься своими шаловливыми ручонками за топор.
Соответственно, каждое оружие имеет свою "цену" в единицах опыта. Точные данные можно получить, наведя курсор на оружие в кармане гнома. Разумеется, только в том случае, если значок будет красно-оранжевого цвета. Если оружие выделено серым, то смело хватайте его и идите поражать врагов :).
Дамам лучше выдавать стрелковое оружие, а лихим парням - холодное. Этим я вовсе не хочу сказать, что гномихи всего лишь какие-то кисейные барышни, напротив! Но, согласитесь, дамочка в самой гуще боя с боевым топором наперевес, и изредка постреливающий из рогатки с безопасного расстояния мужчинка, как-то не вяжутся. не эстетично это все...
Под стать оружию и враги. Если в самом начале рядовой вулкер преспокойно забивался парочкой гномов с крепкими кулаками, то на следующем уровне против Серного вулкера надо выходить с более весомыми аргументами. Хотя бы с топором. И не вдвоем.
Росянка обыкновенная тоже поднимается в классе, называясь теперь растением-пришельцем. Это вообще тихий ужас, справляться с которым лучше всего при помощи лука и стрел.
В игре всего четыре подземных уровня, более десятка разнообразных заданий, помимо основного.
Но, что бы вы ни делали, какие бы задания не выполняли, помните, что вашей главной задачей является нахождение шести колец цепи Глейпнир и усмирение Фенрира.
Здания и построение цивилизации
Выкапывание пещер, возведение построек и открытие новых технологий напрямую влияет на развитие гномьей цивилизации.
Помимо таких радостей жизни, как бар и комната отдыха, каждое племя должно обладать фабрикой по производству оружия.
Все строения в любой момент разбираются и упаковываются в коробки. Таким образом, гномы не особенно привязаны к месту, и весь лагерь в любой момент можно перевезти на несколько "этажей" ниже, лишь бы только там уже были вырыты пещеры нужного размера и в нужном количестве. Такой способ упаковки зданий очень напоминает игру "Startopia".
Для скорейшего развития одной или нескольких построек (в плане исследования технологий и изготовления подручных средств), можно закрепить за строениями персонального гнома. Тогда есть вероятность, что дело пойдет быстрее. Если вы, конечно, грамотно выставили рабочий график ответственного гнома.
Если у вас нет желания строить свой собственный город, но зато имеется желания побузить, вы вполне можете захватить постройки противника, удерживая Alt и направив на каждую постройку по своему гному. Правда, для этого вам придется перебить всех гномов того племени.
Если вы склоняетесь к такому плану, сперва придется поискать гномов, настроенных по отношению к вам враждебно. Это трудно, но возможно. Украдите у гномов пару бочонков пива из бара, и сразу же получите кровных врагов. Пиво - это святое, понимаете ли :).
Хомяки - двигатель прогресса. Помимо того, что ваши гномы их немилосердно употребляют в качестве еды, запекая на костре, хомяки являются замечательными ездовыми зверями, крутильщиками колес для добычи энергии вашим зданиям, и просто домашними любимцами.
Графика и звук
Эту часть, если честно, хотелось бы просто пропустить. Дело в том, что хотя выбор разрешений прямо-таки огромен, но движок несколько странноват. Вероятно именно поэтому во время игры складывается впечатление, что время от времени на всех гномов нападают приступы эпилепсии. Или их дерганность и была задумана авторами. Не знаю, честное слово.
Музыка в игре есть. Приятная, однообразная. Такая, которую перестаешь слышать уже на пятой минуте игры. В принципе, в минус разработчикам это ставить нельзя, так как все равно не до музыки - с гномами бы разобраться...
Оценки
Графика - 8/10
Звук - 8/10
Привлекательность - 9/10
Общее впечатление - 9/10
На постоянное действие рассчитывать не приходится, поэтому вполне можно запастись пивом, чипсами, воблой, вязанием, любимой книгой, и тому подобными предметами, которые помогут вам скоротать время за игрой. Ну, действительно, не будете же вы постоянно наблюдать за тем, как гномы копаются в земле!
В любом случае, игра стоит того, чтобы потрать на нее несколько дней своей жизни и "погномиться" вволю. Не каждый день выдается такая возможность :).