"Might and Magic IX: Writ of Fate": первые впечатления

Автор: Kaa
Дата: 11.04.2002
Все фото статьи
Посвящается неутомимым авторам обзоров игр на Ф-Центре.

Введение


Вот и дождались поклонники мира Might&Magic очередной части любимой игрушки. Жители великого буржуинства уже вовсю сражаются в детище New World Computing и 3DO. Но не стоит всё бросать, и принимать новое гражданство - и для жителей России есть хорошие новости. Бука, локализатор игрушки, выпускает английскую версию 18 апреля, русскую - 27 июня. Русскоязычным поклонникам остаётся только запастись терпением и теоретически подковываться, изучая материалы сайта CRPG.RU - официального информационного ресурса по Might and Magic в России. Для обзора мы будем использовать английскую версию, надеясь, что русский перевод и озвучка только улучшат игру.

Системные требования


Что же нужно, для запуска игры на компьютере?

Операционная система: Windows 95/98/ME/2000/XP;
Процессор: Pentium II 400 MHz;
Оперативная память: 64MB;
CD-ROM: 4х скоростной;
Места на жёстком диске: 1.0 GB;
Звуковая карта: DirectX 8.0 совместимая;
Видео карта: 16MB 3D DirectX 8.0 совместимая, с поддержкой Direct3D;
Клавиатура и мышка.

Как мы уже привыкли, требования к процессору и памяти не следует воспринимать всерьёз. Для комфортной игры их нужно смело увеличить в 2 - 3 раза. Да и если всё остальное оборудование у нас будет помощнее и побыстрее - мы от этого только выиграем.

Установка игры


Игра поставляется на двух дисках. Для установки нужно просто вставить диск в наш СD-ROM. Причём Бука не будет гарантировать работу компакт - диска на CD-R, CD-RW, DVD-ROM. Под фанфары появится стильная табличка с вариантами выбора наших действий. Если не появится - читаем файл readme.txt, впрочем, изучение таких файлов часто бывает нелишним. Следуя наводящим вопросам, производим установку игры в нужный нам каталог. Лучше поставить последнюю английскую версию DirectX. Непреклонные любители русской версии DirectX в опциях настройки английской версии игры будут наблюдать термины на языке племени кракозяблов. На предложение вставить диск 2 - лучше его вставить, иначе не поиграем. Следует заметить, что на втором диске также находятся саунд-треки, но о них чуть позже.

Вступительный ролик


После традиционных заставок издателей, перед нами медленно начинает проплывать фреска. Бодрый голос вещает нам подробности очередной заунывной истории. Можно сразу отметить, что в прошлых сериях заставки были гораздо динамичнее, красочнее и интереснее. Но наверно сейчас пошла мода на подобные невзрачные и якобы фэнтезийно-стилизованные заставки.

Настройки


Справившись с установкой, оценив вступительный ролик, посмотрим, что же нам доступно в настройках игры.

Общие установки игры: совершенно стандартные настройки. Ничего особо интересного.

Установки видео: а вот здесь нас ждёт страшный удар - напрочь отсутствует возможность смены разрешения! 800х600 - окончательный приговор. Обжалованию не подлежит.

Установки звука: так же всё стандартно. Можно лишь отметить поддержку EAX.

Установки клавиатуры: можно, при желании, переназначить клавиши управления по своему вкусу.

Начало игры


Итак, приступим.
Для начала нам нужно сгенерировать совершенный отряд будущих спасителей человечества (и не только). Начальный отряд будет состоять строго из четырёх персонажей. Любители сольных прохождений, после восьмой части, могут снова отдыхать.

Остановимся на предлагаемых нам разработчиками вариантах выбора.

Расы


Выбор расы влияет только лишь на начальную генерацию персонажа. Их доступно всего четыре: human, elf, dwarf, half-orc. Расы влияют на возможность перераспределения стартовых бонусных очков персонажей. Также можно выбрать понравившийся портрет (соответственно, пол), стиль разговора (характер) и имя персонажа. Надеюсь, в Буке найдутся подходящие актёры для этого, а идея с голосом и интонациями, похожими на Горбачёва в Wizardry 8, добавившая Буке море поклонников, и в этой игре найдёт своё развитие. К сожалению, нет специальных способностей, присущих только данной расе, которые бы использовались в процессе игры.

Human - люди. Традиционно средние характеристики. В любые характеристики одно очко бонуса даёт прибавку на единицу.

Elf - эльфы. Предполагается, что эльфы склонны к стрельбе, но у них проблемы с выносливостью. Для поднятия на единицу выносливости (Endurance) придётся затратить два бонусных очка, но зато каждое очко, добавленное в меткость (Accuracy) даст прибавку двух.

Dwarf - гномы. Уж у них то с выносливостью всё в порядке, даже лучше чем в порядке. Добавление одного очка к выносливости (Endurance) даст прибавку сразу на два. Но вот в качестве магов их брать не стоит. Для увеличения характеристики магии (Magic) на единицу нужно затратить два бонусных очка. И кому они такие нужны?

Half-Ork – полу-орки. Силачи непревзойдённые, но и тормоза ещё те. Один в два – в силе (Might). Два в один в скорости (Speed).

Классы


Первоначально можно выбрать только два класса: Боец (Fighter) и Посвящённый (Initiate).
В процессе игры можно будет получить дальнейшее продвижение в классе, выполняя определённые квесты (Promotion Quests).
Боец (Fighter) может стать или Наёмником (Mercenary) или Крестоносцем (Crusader).
Посвящённый (Initiate) может стать Школяром (Scholar) или Лекарем (Healer).
"Но и это ещё не всё". © Из рекламы.
В свою очередь каждый из первых "апгрэйдов" может получить дальнейший выбор на продвижение:

Наёмник (Mercenary) – Ассасин (Assasin) или Гладиатор (Gladiator);
Крестоносец (Crusader) – Рейнжер (Ranger) или Паладин (Paladin);
Школяр (Scholar) – Маг (Mage) или Лич (Lich);
Лекарь (Healer) – Жрец (Priest) или Друид (Druid).

(Если вы в шоке от такого перевода названий, пишите локализаторам из Буки, попытайтесь убедить в правильности именно Вашего варианта перевода и будет Вам счастье).

Следует учесть, что возможность совершенствовать мастерство в конкретных навыках персонажа будет полностью зависеть от выбранного Вами пути. И разжаловать обратно Вас никто не сможет, поэтому к выбору нужно отнестись очень серьёзно. Желательно предварительно изучить особенности каждого из вышеперечисленных классов.

Характеристики


Сила (Might) - чем мы сильнее, тем больше врагам плохеет от каждого нашего удара;

Магия (Magic) - чем больше навык, тем больше у нас Очков Маны (Spell Points);

Выносливость (Endurance) - чем больше, тем больше у нас Очков Жизни (Hit Points);

Меткость (Accuracy) - чем выше, тем чаще во вражину попадать будем;

Скорость (Speed) - "тормозов" в бою не жалуют;

Удача (Luck) - определяет, насколько на нас будут отрываться вражеские маги и как часто мы будем попадать в ловушки.

И, наконец,

Стартовые навыки


Два навыка для каждого персонажа уже определены, два же предстоит выбрать. Как уже упоминалось, нужно обратить внимание на зависимость возможности совершенствоваться в навыке от предполагаемого выбора класса персонажа:

Всего в игре 23 навыка. Полное их описание понадобится каждому уважающему себя игроку. Я рекомендую тщательно изучить и законспектировать описание, приведённое на сайте CRPG.RU.

"Поехали!" (с)


Тщательно выбрав всё, что нам понравилось, начинаем наши странствия…

Мы оказались лицом к лицу с жизнерадостным, пышущим здоровьем дядькой. При попытке завязать разговор, оказалось, что он - старик. Добрый старик. Он посоветовал нам осмотреться для начала… В нашем инвентаре, а также прямо на столике в этой же комнате можно найти несколько свитков, объясняющих как управлять, как применять заклинания, как … В общем, немного вводят в курс дела. Одно обстоятельство никак не может нас радовать - у нас в карманах ни гроша!
В этом здании мы нашли небольшую галерею монстров, с которыми нам, судя по всему, придётся повоевать.

В этой же комнате мы увидели "стеклянный аквариум" и на нём есть кнопка. Кнопка? Нажимаем кнопку и становимся свидетелями показательного сражения Evil Grand Sorcerer и Oculus. Заклинания выглядят очень здорово, мы тоже так хотим научиться.

Ради интереса пытаемся пострелять сквозь стекло. С удивлением обнаруживаем, что иногда попадаем даже через стекло. Такое может пригодиться и в дальнейшем прохождении! После окончания битвы обнаруживаем, что получили по 1125 очков опыта на брата за удачную "битву".

Закрепляем успех.

Терпеливым и флаг в руки. "Раскачивайтесь" на здоровье.
Заходим в другую комнату. Здесь можно увидеть образцы оружия, доспехов, других предметов. Также можно нажать на аналогичную кнопку на стекле. Посмотрев, что бывает с неудачливыми вскрывателями сундуков, мы задумываемся о необходимости раскачивании навыка Обезвредить ловушку (Disarm Trap).

Выйдем во двор. Ночь. Слышны трели сверчков. Красота.

Но поскольку будущим спасителям мира в ближайшем магазине ничего не подарили, а в таверне не дали комнату для ночлега даже в долг, заночуем прямо под звёздами. С утра пораньше займёмся физической подготовкой. Для этих целей используем "детскую площадку", обнаруженную с вечера.

Набегавшись, напрыгавшись, возвращаемся к старику попрощаться. На прощанье он нам подарил два навыка. Добрая душа. Ну что ж, отправляемся в путь. Нам нужно двигать на пристань. По дороге туда на нас нападают первые настоящие противники. Спокойная мелодия сменяется динамичной тревожной музыкой. Первая битва и мы победили!

Мы выходим на пристань и с разбегу прыгаем в море. Наконец-то мы можем плавать без всяких аквалангов! Ныряя, нужно следить за индикатором запаса кислорода в правом нижнем углу - его лучше не игнорировать.

Но самое весёлое - если зажать кнопку прыжка, мы начинаем прыгать, как резиновый мячик. При этом вылетаем из воды очень высоко. Фактически прыгаем по воде, аки посуху. Спасибо разработчикам за такое развлечение. Подходим к лодке и наблюдаем мультик о нашем неудачном путешествии. Непогода, камни на пути лодки… Удача - вот что надо было, оказывается, "раскачивать" в первую очередь…

… и мы оказываемся на необитаемом острове… Так начинается наше героическое путешествие.

Сравнение с предыдущими частями серии.


Давайте сравним игру с предыдущими частями серии, начиная с M&M VI. Скриншоты в каждом разделе приводятся в соответствии с возрастанием версии игры (M&M VI, M&M VII, M&M VIII, M&M IX).
Общий вид:




Предыдущие части были выполнены в разрешении 640х480. Так что с этой стороны - небольшой прогресс наличествует. Много слышно голосов недовольных графическим "движком", но давайте сравним с прошлыми частями - всё же стало значительно лучше. И не будем забывать, что это всё же RPG, а не 3D Action, будем немного снисходительней в оценке. С другой стороны, если игрушка претендует на гордое звание 3D, то 800х600 - явно не достаточно.

Инвентарь персонажа:




Одно из самых больших разочарований в игре - это инвентарь персонажа. В предыдущих частях он был ограничен по размеру, что вносило определённый смысл, сейчас же он бесконечен, как человеческая жадность. Одним из развлечений в прошлых частях была игра "одень Барби". Красочные, разнообразные картинки оружия, доспехов и предметов соответствующего размера сменились тусклыми, невзрачными иконками, просто обозначающие нечто надеваемое или используемое.

Книга заклинаний:




В последних трёх частях книги заклинаний оформлены фактически в одном стиле . В шестой части мне нравилось больше.

Карта:




Карта в шестой части - можно двигать, изменять масштаб. Нахождение кого-либо в большом городе - титанический труд. В седьмой части - к этому же добавили относительные координаты, значительно облегчив поиск нужных "людей". В восьмой части плюс ко всему добавили возможность делать пометки. Казалось бы, что же можно было ожидать от девятой части? Ага, размечтались. Карта без возможности сдвига, изменения масштаба, проставления пометок. Одним словом - издевательство над игроком. Хотя своя логика тоже есть. Теперь NPC свободно перемещаются по локации. Попробуй, найди нужного.

Музыка:

Во всех частях музыка являет собой образец саунд-трэка для игрушки. Многими признаётся трэк к New Sorpigal в M&M VI одним из лучших вообще среди всех игр. В девятой части музыка на высоте и вполне сойдёт даже для простого прослушивания.

Сюжет:

Трудно ожидать чего-либо сверхвыдающегося, но опыту прошлых частей будем надеяться, что сюжет не подкачает.

Заключение


Для человека, впервые познакомившего с миром Might & Magic на примере девятой части, игра может и не оставить благоприятного впечатления. На фоне других игрушек, появляющихся в продаже сейчас, она будет смотреться тускло и не выразительно. Но истинные фанаты игры не обращают особого внимания на подобные мелочи, для них главное - это различные элементы RPG, которых в Might & Magic IX предостаточно.

Окончательную общую оценку пока ставить не берусь (пока не будем расставлять плюсы и минусы), но за первое впечатление я бы поставил 6 из 10. Но первое впечатление, говорят обманчиво. Надеюсь, что после окончательного неоднократного прохождения (а что же поделать, вариантов прохождения - много) моя оценка резко возрастёт.