Destroyer Command

Автор: AirLover
Дата: 18.04.2002
Все фото статьи
"In Memoriam:
Dedicated to the memories of the crewmembers lost aboard the Russian submarine Kursk, the U.S. Navy destroyer USS Cole, and the many victims of the attacks on 09-11-2001. We will never forget. Fair winds and following seas."

"Памяти погибших членов команды Российской подводной лодки "Курск", эсминца ВМС США "Коул", и жертвам теракта 11 сентября 2001 года посвящается.
Никто не забыт. Вечная им память."

(От разработчиков. Файл readme.txt на диске с игрой)

Разработчик: Ultimation
Издатель: UbiSoft
Дата выхода: февраль 2002 г.


Похоже, в последнее время, UbiSoft, как издатель, становится основным поставщиком добротных симуляторов и имитаторов на игровой рынок за прошедшие несколько месяцев: IL-2 Sturmovik (за пределами СНГ), Silent Hunter II, и вот теперь Destroyer Command. Появление Destroyer Command было неизбежным, его (появление) можно было предугадать сразу после выхода в свет в октябре 2001 г. второго по счету симулятора немецкой подводной лодки U-серии - Silent Hunter II. Теперь, для заполнения сюжетной линии, просто необходимо было создать охотника за "охотником" (Silent Hunter в переводе с английского - молчаливый охотник). А этим охотником на бескрайних просторах океана всегда являлся и является эскадренный миноносец ВМС, он же - эсминец. После разработки Silent Hunter II создание симулятора эсминца было только делом техники, т.к. все уже наработано: модели надводных кораблей, самолетов, подводных лодок, карты океанов и береговая линия, AI, интерфейс - они уже были подробно смоделированы. Ведь оставалось только слегка сменить "приоритеты", главных героев и сюжет. В действительности так оно и получилось. Destroyer Command имеет практически аналогичный интерфейс, поэтому тем, кто хорошо освоил "Молчаливого Охотника" не составит ни малейшего труда разобраться что и к чему в этом симуляторе, а трехмерная визуализация и вовсе идентична. Игровой "движок"-то тот же самый.

Итак, что мы имеем. Destroyer Command - боевой симулятор эсминца Военно-Морских Сил США периода Второй Мировой Войны. Эсминец (destroyer) - предназначен для выполнения широкого спектра боевых задач: от патрулирования береговой линии и сопровождения транспортов, до поиска и уничтожения подводных лодок противника и обеспечения противовоздушной обороны. В условиях ведения надводных боевых действий того времени, в том кошмаре и хаосе творившемся в наиболее напряженных морских сражениях, команде эсминца было очень несладко, а командиру корабля приходилось со скоростью компьютера просчитывать складывающуюся обстановку, для того, что бы успеть принять, порой единственно верное решение. Ошибка командира могла стоить жизни всей команде. Сам по себе эсминец представляет достаточно неудобную мишень для противника, т.к. мал по размерам и очень подвижен, однако, будучи буквально напичканным всевозможными боеприпасами, являет собой плавучую мину, готовую взорваться от единственной торпеды или самолета, "снабженного" живым пилотом - камикадзе. Японцы их готовили пачками. Вот и у вас есть возможность оказаться в роли командира одного из эсминцев ВМС США и даже поучаствовать в исторических сражениях, имевших место, как в Атлантике, так и в Тихом океане. Надо отметить, что для полноты ощущений, вы можете и "понизить" себя в ранге, т.е. непосредственно взять управление одной из основных БЧ корабля, если посчитаете, что расчет там никуда ни годится. Одним словом, соскучиться игра не даст, особенно на условиях максимального реализма, однако, хочу заметить, что если вы никогда не играли в симуляторы плавательных аппаратов, то освоиться вам будет совсем не просто. Новичку придется выкладывать перед собой достаточно толстый мануал, запускать игру, и шаг за шагом знакомиться с основными и боевыми частями эскадренного миноносца, их функционированием, назначением органов управления, и тактикой боевого применения. А потом, ведь еще и потренироваться надо перед выходом в море. Так что до того момента, когда вы доблестно проиграете свое первое настоящее морское сражение, у вас уйдут сутки на изучение корабля и выполнение учебных миссий. Если вы к этому не готовы - игра не для вас.

Features (Игровые возможности и описание)


Реалистичная графика с поддержкой EMBM.
Широкий выбор одиночных миссий, как исторических, так и отдельных. Возможность создания своих собственных, посредством встроенного генератора.
Сетевые баталии, как по локальной сети, так и Интернет. Уникальная возможность совмещения двух различных игр (Destroyer Command и Silent Hunter II) при игре по сети.
Создание и прохождение кампаний.
Широкая масштабируемость уровня сложности игровых миссий.
Возможность сохранения в любом месте прохождения миссии.
Звуковая имитация прохождения отданных речевых команд и их выполнения.
Возможность управлять любым из 14 классов эсминцев США того периода.
Широкий спектр надводных кораблей противника всех типов, подводные лодки и авиация
Возможность потренироваться в роли командира различных БЧ, а также попробовать себя в качестве акустика и стрелка зенитного орудия.
Прекрасная документация и литература сопровождения по тактике ведения боя, ТТХ кораблей и вооружения, подробные исторические справки.

Системные требования


Игра не слишком требовательна к мощности вашего компьютера и, по мнению разработчиков, вы сможете запустить ее даже на следующей конфигурации:

Pentium® II 266 MHz или быстрее
64 megabytes ОЗУ
700 megabytes свободного места на диске
8x CD-ROM or 1x DVD-ROM
DirectX 8 (поставляется с игрой)
Direct 3D совместимый акселератор с 16 мегабайтам видеопамяти
Direct Sound совместимая звуковая карта
QuickTime 4.0 or later (поставляется с игрой)

Однако, для комфортных ощущений в трехмерном режиме игры вам все же потребуется несколько изменить комплектацию своего компьютера:

Pentium® II 600 MHz or faster
128 megabytes ОЗУ
3D-акселератор с 32 Мб RAM
Звуковая карта с поддержкой Direct Sound Acceleration (не пугайтесь, в эмуляции этот режим поддерживают почти все драйвера звуковых карт совместимых с Sound Blaster).

Перечисленного будет точно достаточно. Так что, как видим, сверхкомпьютер для игры не нужен.

Обычно, я описываю этот раздел более подробно, но в случае с Destroyer Command, это не обязательно. Игра гарантированно пойдет практически на любом "железе", лишь бы оно было не хуже указанного минимума. Напоследок хотелось бы отметить, что мощность процессора не так важна для Destroyer Command, вычисления там не настолько интенсивны, а вот производительность видеокарты оказывает самое непосредственное влияние на скорость отображения картинки. Так что гладкий рендеринг трехмерных сцен при разрешении 1024х768х32bpp потребует современного акселератора.

Инсталляция и настройка


При установке диска с игрой в привод CD-ROM на экране монитора появляется заставка с прекрасным звуковым сопровождением. Музыка в этот момент подобрана "что надо" - интригует. Помимо кнопочки с предложением проинсталлировать игру, там есть и кнопка, ведущая нас в каталог с документацией. Щелкнув по ней, я с удовольствием и удовлетворением обнаружил, что разработчики не поленились подобрать и конвертировать в PDF очень много полезнейшей, с исторической и познавательной точки зрения информации, за что им большое спасибо. Конвертирован, так же, и сам мануал к игре.
После завершения всей процедуры инсталляции, которая надо отметить, проходит гладко, вам будет предложено проинсталлировать и Quick Time Player. Собственно, если вы не хотите видеть проигрываемые во время игры заставки в формате MOV, то плеер можно и не устанавливать. Однако, я рекомендую его все же поставить, так как у вас появится возможность осуществить виртуальную прогулку (Destroyer Tour) по палубе и рубкам настоящего эсминца "KIDD" класса Fletcher. Очень интересно было посмотреть, как и что выглядело в то время на боевом корабле.

Далее будет предложено установить DirectX8. Здесь смотрите сами, нужно это вам или нет. Если у вас Voodoo2, Banshee или что-то более раннее, то могут возникнуть проблемы. По большому счету игра пойдет и на DirectX7. Так что решайте сами.

При первом запуске, программа спросит у вас, при каких условиях графической детализации вы бы хотели играть. Если у вас плата на чипах семейства GeForce и выше - смело берите по максимуму. Справится. Далее, в процессе игры, вы сможете более детально подстроить те или иные графические опции, если вам что-то не нравится.

Графика

Затрудняюсь с однозначной и короткой характеристикой данного аспекта игры. Ну, во-первых, я ожидал значительно большего, исходя из тех скриншотов, которые я видел на сайте игры.

Вот два скриншота с сайта игры:


А вот два, сделанные в самой игре, есть разница. Не правда ли?


С другой стороны, трехмерная графическая часть игрового движка полностью аналогична симулятору подводной лодки (Silent Hunter II), хотя там она не казалась такой невзрачной. Наверное, этому есть два объяснения: дело в том, что в Silent Hunter II основное время игры вы проводите внутри субмарины, на фоне двумерных изображений отсеков и приборов, наружу смотрите через перископ, и все трехмерные надводные корабли видите со стороны и на определенном удалении. Поэтому они не кажутся такими ущербными. А в этой игре у вас есть возможность стоять на командирском мостике значительно чаще, оглядывать окрестности в режиме free look, и тут, с близкого расстояния, вы сразу заметите откровенную бедность текстур на корабле. Второе объяснение, это то, что игра активно использует технологию рельефного текстурирования (EMBM в данном случае), придавая трехмерность волнам, иллюминаторам и отдельным элементам конструкции корабля, которые на обычном акселераторе выглядят просто гладкой текстурой серого цвета. Я специально устанавливал игру на компьютер с GeForce3 - там картинка была лучше, но… не впечатляла. Самый большой эффект от EMBM ощущался на водной глади, особенно при большой волне. Однако не все так безнадежно. Море и небо выглядят очень хорошо. Туман и дымка добавляют ощущение прохладного и сырого морского воздуха. А расходящиеся за идущим на полном ходу кораблем белые шлейфы вспененной океанической пучины заставляют забыть о недостатках внешнего вида управляемого вами эсминца. Эффектно выглядят столбы вздыбливающейся от попадания снаряда воды, отражение солнца и луны на тихой поверхности моря в штилевую погоду, ночные пожары на борту пораженного транспорта, - есть, есть все же, на что посмотреть, но… по совокупным ощущениям до нынешних высоких планок не дотягивает. К счастью, с точки зрения игрового момента - графика не главный козырь игры. Главное в Destroyer Command - это стратегическое планирование и тактика. В этом был основной козырь нашумевшего шесть лет назад первого Silent Hunter и его нынешней, второй реализации. Именно в этих двух моментах кроется изюминка и самого Destroyer Command. Основное время вы будете проводить на фоне большой тактической карты в штабном отсеке, а также в других боевых частях корабля, имея перед собой кучу приборов, переключателей и лимбов. Все эти изображения двухмерны, анимированы и стандартны для подобного рода симуляторов. Подавляющая часть игрового процесса сконцентрирована именно здесь, и подниматься наверх, на палубу, вы будете только иногда, чтобы подышать "свежим воздухом" и поглядеть на результаты проделанной работы. Но об этом чуть позже.

На капитанском мостике во время пожара


Музыка и звук

Как и положено в симуляторах, музыка будет присутствовать только при заставках и во время работы с главным меню. Играет что-то очень хорошее, классическое, заставляющее прочувствовать остроту момента. Простите меня за музыкальную безграмотность, но я не смог определить, какое произведение и какого именно композитора проигрывается в те моменты. В документации и разделе "Благодарности" не нашел ни слова об используемых музыкальных произведениях. Музыкальные фрагменты явно военной тематики, и очень гармонично вписываются в задуманную авторами игровую атмосферу.

А вот звуковое сопровождение вызывает ряд нареканий. Первое, что бросилось в глаза, а правильнее сказать уши, это полное отсутствие взаимосвязи между выбранным скоростным режимом и звуком работающей силовой установки. Тон и частота звука, имитирующего работу двигателей, остаются постоянными и одинаковыми как на самом полном ходу, так и на самом малом. А как бы хотелось почувствовать реакцию корабля на команду: "Самый полный вперед!" ("Full speed ahead!"), и услышать учащенный гул натужно работающих машин, выведенных на режим максимальной мощности. Почему нет порывов ветра в ушах, когда стоишь на капитанском мостике? Как бы это все могло слиться в единые ощущения, возникающие при повороте на большой скорости, когда корабль с шумом рассекает набегающие волны, его кренит от возникающих центробежных сил, а позади остается белесая дуга вспененной водной поверхности.… Этого нет. А жаль.

Иные звуки реализованы более достойно. Реплики командира, отдающего команды и ответы членов экипажа об их выполнении выглядят несколько упрощенно, но неплохо. Очень реалистично звучат выстрелы орудий главного калибра, "Эрликонов", занимающихся отстрелом японских самолетов, звуки выбрасываемых в воду торпед и глубинных мин. В рубке акустика, прослушивая шум глубин в поисках подводной лодки и перейдя на режим гидрофонов, вы можете ощутить скрежет и скрип обшивки уходящей на глубину субмарины.
Если подвести итог, то звуковое сопровождение, как и графическая часть радуют отдельными моментами, но по большому счету - недоработаны. Чувствуется, что у разработчиков было или очень мало времени, или очень ограниченный бюджет для того, что бы успеть реализовать все, что они задумали.

Game play



Это, пожалуй, и есть конек игры. Особенно для любителей морских симуляторов. Здесь есть многое от Silent Hunter, но и привнесено немало особенностей, присущих исключительно надводным кораблям. UbiSoft и Ultimation постарались максимально полно передать ту роль, которую играли эсминцы в период Второй Мировой войны. Вы можете играть как от первого лица, непосредственно управляя своим кораблем и поочередно переходя из одной БЧ в другую - включая рубку акустика и оператора РЛС. А можно играть и от третьего лица, находясь исключительно в штабном отсеке (CIS) - подготавливая и ведя бой исключительно на карте. Но, такой режим вряд ли вас заинтересует надолго, куда более интересно самому вести огонь из орудий главного калибра, просчитывать решение на торпедную атаку, охотится на подводную лодку по слуху и всплескам на экране сонара. Перечень доступных вам боевых частей корабля достаточно велик и включает в себя:

штабной отсек;
командный отсек;
радиорубку;
сонар;
радар;
рубку главного корабельного наводчика (Main Battery Station);
торпедную рубку;
наводчика любого из имеющихся орудий;
моторный отсек;
место стрелка зенитной артиллерии,
плюс виртуальный инженерный отсек, где можно оценить степень поражения и неисправности своего корабля, его боеспособность.

Так что есть, где провести время. Многие отсеки дают возможность управления как в полуавтоматическом, так и в ручном режиме. Полуавтоматический режим - искусственно введенный режим для облегчения игрового процесса, предназначенный для новичков, и имитирует наличие бортовой ЭВМ сбора исходных данных необходимых для выработки решения на применение огневых средств. Все, что вам нужно в этом режиме, это выбрать цель и дождаться, когда индикатор Solution достигнет крайнего сектора со значением в 100%. После этого можно открывать огонь, сбрасывать торпеды и глубинные бомбы. Если цель не меняла курс и скорость, то попадание будет гарантировано с достаточно большой вероятностью. Однако наибольший интерес представляет значительно более сложный ручной режим. Именно он наиболее полно отображает ту реальность, в которой действовали экипажи. Тут вам придется все делать самому. Определять тип, скорость, курс и расстояние на цель, вводить поправки и, подкручивая лимбы на панелях, заносить эти данные в систему наведения и после получения сигнала готовности открывать огонь. Ох, как это непросто поначалу, и как радуешься, когда твой расчет оказался верен и после пятого - десятого залпа ты, наконец, начал накрывать маневрирующий корабль супостата. Но и противник тоже не дремлет, он ведь тоже стрелять умеет - так что думать приходится и за него и за себя.

Рубка главного корабельного наводчика

Более того, если вы находитесь на флагманском корабле, то вам еще предстоит координировать действия всей ударной группы. Порядок управления, наведения, и работы в каждом отсеке и на карте подробно изложены в инструкции, так что в течение первых нескольких дней её придется держать под боком, однозначно. Начинать освоение игры необходимо с учебных миссий по навигации и ведению огня по учебным целям. Положите рядом с собой руководство по прохождению учебных задач и старайтесь сделать все, что там описано. Потренируйтесь как в полуавтоматическом (что бы быстрее понять, что к чему), так и в ручном режиме. Затем создайте в быстром редакторе несколько несложных задач с боевыми кораблями противника и потренируйтесь в работе в условиях, приближенных к боевым. Только после этого вы сможете почувствовать себя более-менее уверенно, и можно будет комфортно приступать к выполнению исторических миссий и кампаний. Миссии и кампании в игре - это набор запрограммированных заданий с большим набором скриптов, триггеров и обработчиков событий. По умолчанию вы не сможете перейти к следующей миссии кампании, не закончив предыдущую. Кампании имеют определенную хронологическую последовательность и поддерживают исторический баланс и расстановку сил конкретного периода и театра военных действий. Решив играть кампанию, вам будет предоставлена возможность сделать карьеру командира эсминца Второй мировой войны. Перед началом кампании вы выбираете театр военных действий (Атлантика или Тихий Океан) и устанавливаете степень реализма, который и определит уровень сложности, на котором вы будете играть. Перед каждой новой миссией с вами будет проведен короткий брифинг, далее, перед выходом в море, вы получите радиограмму, в которой вам кратко напомнят, что именно вы должны сделать. У вас будет главная и дополнительная задачи. Выполнение первой обязательно, вторую можно выполнить по мере возможности. При успешном выполнении вас могут представить к награде или удостоить иных почестей. Тут нужно помнить следующее: чем меньше степень реализма, тем более выдающихся успехов нужно достигнуть для того, чтобы вам вручили наградной лист. После прохождения миссии вы можете посмотреть свои результаты в окошке дебрифинга. Информации там достаточно много, и любители статистики с удовольствием поковыряются в выводимых цифрах. Более того, в архиве ведется полный учет всех ваших достижений с момента начала компании. Очки начисляются как за общий тоннаж потопленных вами кораблей, так и за сложность цели. Например, 12 тыс. тонн водоизмещения можно набрать, уничтожив всего один транспортный корабль, а можно набрать те же 12 тыс. тонн потопив десяток кораблей сопровождения (escort) и эсминцев, что будет несоизмеримо сложнее и очков при этом будет заметно больше.

Однако, если тот транспорт был назначен вам в качестве основной цели, то он наверняка будет очень хорошо защищен, и очки за него будут очень большие, плюс возможность получить крест на мундир. Так что прикидывайте. Для успешного завершения миссии вам нужно уничтожить главную цель, не попасть в плен, и не быть потопленным. В ином случае миссию придется переигрывать. Выйти из миссии можно в любой момент, и текущий статус игры автоматически будет сохранен, что позволит вернуться именно к тому месту, где вы остановились. Очень большой плюс игре.

Искусственный интеллект оппонентов и кораблей своей ударной группы реализован неплохо. Корабли умело маневрируют, однако "машинность" все же чувствуется, особенно в тех моментах, когда вы исполняете роль главного корабельного наводчика в ручном режиме. Дело в том, что вы промахиваетесь заметно чаще компьютера. Он же бьет почти всегда гораздо точнее. Т.е. вам зачастую после первых пристрелочных выстрелов придется корректировать огонь. А вот компьютер пристрелочных выстрелов не делает. Он или будет постоянно промахиваться по вам, пока вы маневрируете, или будет точно попадать, т.к. в отличие от вас он очень точно определяет курс, скорость и удаление в конкретный момент времени. В этом и заключается основная сложность решения противоречивой задачи: с одной стороны, для эффективного и, главное, точного выстрела вы должны идти бортом к цели и строго по ниточке, чтобы дать возможность выстрелить залпом со всех орудий, а наводчики могли максимально точно прицелиться; с другой стороны, при таком раскладе вы сами становитесь удобной мишенью, по вам легче попасть. В таких условиях решающим фактором становится подготовленность и натренированность личного состава (в данном случае это вы): т.е., кто чаще будет успевать первым сделать правильный расчет и выстрелить, тот в итоге и окажется победителем. Хотя, как говорится, всякое бывает. Иногда, при очень удачном попадании (например, когда детонируют боеприпасы), удается завалить супостата и с пары залпов.

Бои идут даже ночью


Про торпеды я даже и не говорю. Несмотря на свои небольшие размеры, торпеда способна нанести колоссальный ущерб, так как бьет ниже ватерлинии, как раз туда, где спрятаны все наиболее жизненно важные элементы корабля. Дело всегда усугубляется возникающей течью, и чем ниже ударила торпеда, тем меньше шансов у корабля остаться на плаву.

Отсек торпедиста


Особый интерес представляет охота на подводные лодки. Это совершенно иной вид морских операций. В реальной жизни это борьба двух экипажей, двух командиров, двух умов - это сложнейшая задача для обеих команд, прежде всего потому, что они не видят друг друга, но знают, что противник рядом и в любой момент готов воспользоваться ошибкой другого. Единственное средство, посредством чего капитаны могут определить присутствие противника - это сонар, прибор, объединяющий в себе гидролокатор и гидрофоны.

Экран с гидролокатором и гидрофонами (сонар)


Решение задачи по уничтожению противника сводится к тому, чтобы определить, где он находится, и предугадать его дальнейший шаг. После этого подводник выпускает торпеды, в надежде, что их траектории пересекутся с траекторией эсминца, а командир миноносца обкладывает субмарину глубинными минами, в надежде, что подводная лодка наткнется на одну из них. Вот и у вас есть возможность попробовать себя в деле. Вручную, и на слух сделать это очень тяжело, но зато чрезвычайно интересно. Время летит - не замечаешь. Одну подводную лодку я три часа преследовал. Накрыл-таки. И чему я был очень приятно удивлен в тот момент когда "вышел на мостик" - это тому, что на поверхность воды всплыли обломки и мусор из чрева уничтоженного "морского дьявола". За такой сюрприз разработчикам спасибо. Однако далеко не всегда удается добиться такого эффекта, чаще всего лодка бывает повреждена частично. Теряет ход и ложится на дно. Там она может пролежать достаточно продолжительное время, пока у экипажа не кончится запас кислорода. Так что о том, что вы уничтожили субмарину, иногда удается узнать только в дебрифинге.

Экран рубки управления глубинными зарядами. ПЛ уничтожена


Управление игровым процессом в Destroyer Command осуществляется главным образом посредством мыши. Наиболее важные команды, продублированы на клавиатуре и подробно описаны в руководстве к игре. Вы всегда имеете возможность просмотреть список команд и соответствующих им на клавиатуре кнопок путем нажатия F1.
В большинстве случаев левая кнопка мыши предназначена для выбора пунктов из всплывающих меню и производства каких-либо действий. Правая же кнопка вызывает соответствующее объекту контекстное меню. Достаточно удобно и привычно. В режиме трехмерной сцены правый щелчок переводит вас из режима курсора в режим free look, что позволяет менять направление взгляда или наведение оружия. Наличие колесика прокрутки на мыши позволит расширить возможности вашего "хвостатого зверька" по управлению игрой. Игра не поддерживает иные аналоговые устройства ввода, однако, имея программируемый джойстик, вы можете заставить работать его и в качестве мыши. Но это для гурманов, IMHO :-) .

Заключение


В заключение хотелось бы сказать, что, с точки зрения любителей морских симуляторов, игра удалась. И несмотря на недостатки по части графики и звука, способна доставить много удовольствия и вы проведете за ней не одну сотню часов. Мультиплеер, особенно с учетом уникальнейшей возможности связать между собой Silent Hunter II и Destroyer Command может дать этому проекту очень долгую жизнь. Но если вас никогда в жизни не интересовала история кораблей, морских сражений и вы не желаете почувствовать хотя бы толику того, что ощущали военные моряки тех лет, то эта игра - не для вас. Выберите себе что-либо более подходящее, т.к. скорее всего вы ее просто не поймете. Основной конек игры - это игровой процесс, поэтому "просто посмотреть", там особо нечего. В Destroyer Command надо или играть, или не играть. Другого не дано.

Плюсы:

отличный игровой сюжет и игровой процесс.
возможность организации единоборств между подводниками Silent Hunter и капитанами миноносцев Destroyer Command по сети.
полный модельный ряд миноносцев США тех лет и большое количество кораблей различных типов.
прекрасная документация и интереснейший материал сопровождения по морской тематике.

Минусы:

жесткая ориентация на почитателей жанра.
недостаточная детализация надводных объектов в 3D-режиме
недостатки звукового сопровождения