Жанр: шутер от первого лица с элементами RPG / аркадные гонки
Дата выхода в России: октябрь 2011 года
Разработчик:
id SoftwareЗападный издатель:
Bethesda SoftworksДистрибуция в России:
"1С-Софтклаб" Вступление
Игра RAGE от легендарной id Software, подарившей нам Doom и Quake, ожидалась с большим нетерпением. Во-первых, проект создавался на базе нового "движка" id Tech версии 5, а во-вторых, не может же шутер от id Software оказаться второсортной игрой? Знали бы покупатели RAGE для платформы PC, какую свинью нам подложит Джон Кармак сотоварищи - обходили бы этот проект за три версты...
В первые недели с момента выхода продукта на рынок содержимое темы на форуме Steam (крупнейшей платформы цифровой дистрибуции игр для PC), посвящённой техническим проблемам с RAGE, выросло до нескольких десятков страниц! В основном в качестве пострадавшей стороны выступали владельцы видеокарт от ATI/AMD. Люди предлагали устанавливать beta-версии драйверов видеокарты, создавать вручную специальные конфигурационные файлы, интегрировать набор ключей в ярлык запуска приложения, и т.д. Всё это ради того, чтобы игра хотя бы запустилась, не говоря уже о нормальном отображении текстур и стабильной работе без зависаний.
Сквозь такие тернии пришлось продираться и автору этих строк. Пока сменилась пара версий AMD Catalyst, вышел первый и единственный патч, затем удалось подобрать оптимальные настройки игры и установить подходящие драйверы видеокарты - и, наконец, RAGE кое-как удалось пройти до конца, несмотря на катастрофически частые зависания при переходе между локациями и во время сохранения игры.
Почему же случился такой провал? Как объяснить наплевательское отношение к нам со стороны id Software? Вот что по этому поводу говорит Джон Кармак, нынешний глава студии: "Мы не видим персональный компьютер в качестве лидирующей платформы для игр. Это утверждение вызовет ярость у некоторых людей, но по-другому не скажешь: в сумме аудитория игры для обеих приставок превышает аудиторию владельцев версии для PC". Наверняка не обошлось и без скрытых внутренних "разборок" между издателем и разработчиком - нещадно подгоняемые графиком выпуска, программисты id Software в итоге выпустили на рынок весьма сырой продукт, и попытки перевалить все проблемы на плечи производителей драйверов видеокарт просто не выдерживают никакой критики...
На этой пессимистической ноте начинаем обзор игры, которую кто-то метко назвал "технологической демонстрацией возможностей движка id Tech версии 5". И я прекрасно представляю себе, насколько расстроены и разгневаны люди, выложившие за игру RAGE для PC три десятка долларов и не имеющие возможности нормально в неё поиграть.
Системные требования
Операционная система Windows XP/Vista/7.
Процессор класса Intel Core 2 Duo или аналогичный.
2 Гб оперативной памяти.
25 Гб свободного места на жёстком диске.
Видеокарта класса GeForce 8800 / Radeon HD 4200 (минимальные требования), либо GeForce 9800 GTX / Radeon HD 5550 и старше (рекомендуемые требования).
Звуковая карта, совместимая с DirectX 9.0c.
Клавиатура и мышь.
Я бы ещё добавил к системным требованиям хороший запас терпения и крепкую нервную систему ввиду вышеизложенной информации о технических проблемах.
Сюжет
Когда стало ясно, что Земле не избежать столкновения с астероидом под названием Апофис, правительства ряда ведущих стран запустили проект "Ковчег".
Огромные металлические сферы, упрятанные под землёй, хранили в себе капсулы с добровольцами, погружёнными в анабиоз.
Также в Ковчегах хранились базы данных с исчерпывающей информацией во всех областях знаний и необходимые запасы для начала новой жизни после прогнозируемой катастрофы планетарного масштаба.
Очнувшись, вы выясняете, что из вашего Ковчега выжить удалось только вам, а окружающий мир за металлической стенкой вашего убежища - весьма недружелюбен...
Сюжетная линия RAGE, на мой взгляд, проработана на тройку с плюсом (особенно ярко это подчёркивает слабая концовка). Даже студент гуманитарного ВУЗа в рамках курсовой работы смог бы создать нечто более свежее и интересное. Впрочем, откровенных провалов не видно, и за это можно сказать спасибо. Всё-таки сюжетная линия вряд ли задумывалась как одна из сильных сторон игры, не относящейся к жанру RPG.
Игровой процесс
Игровой процесс RAGE является смешением жанров FPS (шутер от первого лица) и аркадных гонок. При этом разработчики постарались разнообразить игру рядом мини-игр, а также добавить некоторые элементы RPG.
Игровая вселенная состоит из пространства, по которому вы свободно перемещаетесь на вашем транспортном средстве (т.н. Пустоши - местность, разбитая на небольшие территории, контролируемые различными фракциями), а также из отдельных локаций, которые вы проходите в режиме шутера от первого лица. Отдельно следует упомянуть о трёх ваших отправных точках базирования - бензоколонке Хагара, городишке Источник и, наконец, Подземке. На этих базах поочерёдно будут размещены ваши транспортные средства, расположены торговцы...
...А также различные NPC, среди которых попадаются ключевые субъекты, выдающие очередные задания. Здесь же вы можете сыграть в ряд мини-игр, о которых будет сказано позже. В Источнике и Подземке вы найдёте устроителей гонок, приносящих вам сертификаты (которые открывают доступ к новым гонкам и позволяют совершенствовать транспортные средства).
В целом, игровая вселенная весьма невелика - это вам не впечатляющие открытые пространства того же
Fallout: New Vegas. Здесь, конечно, есть свои плюсы: на изучение локаций уходит мало времени. Очень быстро вы привыкнете к знакомым пейзажам и будете в них уверенно ориентироваться.
Игровое меню персонажа
По нажатию клавиши Tab перед вами возникает меню, состоящее из экранов инвентаря ("Снаряжение"), а также закладок "Инженерия", "Арсенал", "Задания", "Статистика".
Снаряжение. С инвентарём всё ясно - тут хранятся все подбираемые вами предметы, описание которых вы можете увидеть в правой части экрана. Некоторые ключевые предметы (метательное оружие "крылопалки", бинты для восстановления здоровья, гранаты и т.п.) - вы назначаете в четыре окошка для быстрого использования предмета во время прохождения миссии. По умолчанию переключать текущий предмет для быстрого использования можно клавишей Caps Lock (а использовать - клавишей Q).
Инженерия. Здесь вы можете создавать различные виды дополнительного оборудования (роботы-стражи, турели), более мощные боеприпасы, медикаменты, стимуляторы, и т.п. При условии наличия соответствующего рецепта, конечно. Рецепты эти вы можете покупать у торговцев или получать в качестве вознаграждения за выполнение определённых миссий.
Арсенал. После того, как вы будете получать доступ к новым видам вооружения (за выполнение заданий, или подбирать на уровне, или покупать у торговца) - оно автоматически появится в разделе "Арсенал". Здесь вы сможете просмотреть текущий боезапас к каждому образцу вооружения, назначить из имеющегося арсенала четыре вида оружия в качестве используемых по умолчанию (и переключающихся скроллом мыши). Остальное вооружение также будет доступно во время миссии (никаких ограничений по весу здесь нет), просто вызов его будет осуществляться соответствующей цифровой клавишей.
Задания. Взятые вами задания с подробным описанием и текущим прогрессом их выполнения могут быть найдены в этой закладке.
Статистика. Экран, на котором (в правой части) вы можете увидеть параметры вашей защиты и запас здоровья. В левой части приведена ваша статистика, связанная с прохождением игры.
Мини-игры
Мини-игры занимают важное место в RAGE. Уже в первые минуты игры к этому вас морально готовит состязание на поражение мишеней "крылопалкой" в заданный промежуток времени.
Отдохнуть от стрельбы и гонок, да и подзаработать пару сотен долларов на боеприпасы вам помогут несколько небольших игр, среди которых особняком стоит коллекционная карточная игра, колоду которой вы пополняете новыми картами от миссии к миссии.
Если говорить в двух словах о её правилах, то у вас имеются карты ближнего боя (могут атаковать только расположенные напротив себя вражеские карты), дальнего боя (могут атаковать любые карты, кроме ситуаций, когда у противника на столе выложена транспортная карта), карты-"хилеры" (возвращают потерянное здоровье), транспортные карты (при их появлении на столе все вражеские карты дальнего боя обязаны атаковать только их), "взрывающиеся" карты (при появлении на столе автоматически самоуничтожаются, нанося повреждения всем или определённым вражеским картам).
У каждой карты могут быть дополнительные возможности (шанс оглушить, атака нескольких целей, определённые бонусы другим картам и т.д.). Игра незатейлива, однако по мере увеличения вашей колоды тактическая составляющая начинает играть всё большую роль - у вас, как минимум, появляется возможность выбирать собственную выигрышную стратегию (игровой набор на каждую партию не превышает 12 карт).
Это не единственная мини-игра в RAGE. Также предусмотрена возможность заработать, продемонстрировав ловкость рук при обращении с ножом (нажимая "пробел" в нужный момент)...
Или, скажем, попытать удачу в отстреле виртуальных монстров, бросая кубики.
В Подземке вы также сможете сыграть в вариацию на тему известной игры "Simon says" - повторять комбинацию прозвучавших нот, с постоянным усложнением этой комбинации.
Аркадные гонки
Игра RAGE насквозь пронизана тематикой аркадных гонок, включение которых в проект сами разработчики неоднократно называли одной из важных его "фишек".
Позволю себе привести основные игровые аспекты, связанные с этой составляющей.
Перемещение на транспортном средстве по игровому миру между ключевыми локациями. При этом вам досаждают бандиты и пулемётчики на вышках, расставленных по округе.
За уничтожение бандитов вас премируют гоночными сертификатами владельцы баров в Источнике и Подземке (для этого вам следует взять у них соответствующий квест).
Спонтанно возникающие задания во время перемещения по игровому миру. По мере странствований вы можете внезапно столкнуться с определённой группой бандитских авто (от 3 до 7 автомобилей) или же стать свидетелями выпадения метеоритного дождя (сбор метеоритов существенно облегчит вам получение усовершенствованной версии дефибриллятора в одном из квестов).
Стенли экспресс. В городе Источник с определённого момента откроется лавочка некоего Стенли - владельца службы курьерской экспресс-доставки. При желании вы сможете подзаработать, попробовав развезти почту по заданным ключевым точкам (металлические ящики красноватого оттенка) за ограниченный отрезок времени.
Отдельные наборы состязаний в Источнике и Подземке.
В Источнике и Подземке будут присутствовать организаторы гоночных состязаний. Условия победы в заездах в общем случае делятся на три категории. Первая - это гонка на время (необходимо проехать трассу за определённый отрезок времени). Вторая - гонка с оружием (задача - прийти к финишу первым, не гнушаясь использования ракет, мин, а также используя оборонительные возможности - энергетические щиты, ремонт на ходу), Третья - сбор метеоритов (свободный заезд до момента, когда один из участников наберёт вожделенные 50 очков: за каждый подобранный метеорит вам начисляется 5 очков, а за каждую уничтоженную машину противника - 3 очка).
У вас в инвентаре будет доступна рация, с помощью которой вы сможете вызывать эвакуатор до гаража (расположенного на текущей базе). Это бывает удобно, когда вы заехали очень далеко от дома, и ваша машина сильно повреждена - её полный ремонт включён в стоимость эвакуации.
Постепенно вас будут "пересаживать" на более мощные виды транспортные средства (с квадроцикла на багги и т.д.). Благодаря выигранным гоночным сертификатам (за уничтоженные машины бандитов и выигранные гоночные заезды) вы будете совершенствовать свой автомобиль - устанавливать новые покрышки, ускорители, подвески, двигатели и т.д.
Миссии в жанре FPS, враги, оружие
Вот мы и подошли к наиболее важной части игрового процесса RAGE. Сразу скажу, что по современным меркам это очень хороший и качественный, но всё же - не выдающийся шутер от первого лица. Одни и те же уровни иногда используются дважды в различных заданиях. В целом локации выполнены на твёрдую четвёрку - коридоры "узковаты", развернуться часто негде.
Враги разнообразны и узнаваемы, со своими чётко прослеживающимися линиями поведения. Одни - атакуют напролом, другие - прячутся за укрытия и переговариваются друг с другом. Многие враги всё время уворачиваются и перекатываются, пытаясь не давать вам точно прицелиться. Тем не менее, в большинстве случаев спрятавшегося в укрытие противника вы сможете без проблем отстреливать из оружия с оптическим прицелом.
В целом AI противников относительно неплохой - лишь считанное количество проектов способно похвастаться лучшей реализацией.
Встречаются в игре и "боссы" - сильные враги, с которыми вам придётся повозиться (особенно в случаях, когда вас параллельно атакует назойливая мелюзга).
Оружие практически не подвергается модификации (разве что покупка оптического прицела для пистолета и расширенного магазина для патронов). Упор сделан на увеличение урона от новых видов боеприпасов. Патроны дробовика можно превратить в некое подобие снарядов подствольного гранатомёта (один только минус - труп может разорвать на куски, и вы потеряете возможность обшарить его в поисках денег и боеприпасов).
Есть и уникальные виды оружия - например, гранаты с электромагнитным импульсом, отключающие щиты и генераторы. Или, скажем, радиоуправляемые машинки с взрывчаткой.
Впрочем, враги их замечают и быстро уничтожают, так что профиль их применения достаточно узок.
У вас нет ярко выраженной шкалы с отображением оставшегося запаса здоровья. Если вы попали под плотный огонь врага, экран приобретает кровавый оттенок, а ваше дыхание становится тяжёлым и учащённым. Через некоторое время бегущие по вашим венам "нанотриты" возвратят вас в нормальное состояние, но только в том случае, если вы отсиживаетесь в укромном месте. Если же вас угораздило "схватить" критический урон, в дело вступает дефибриллятор - вы должны будете нажать кнопку в момент, когда два светящихся индикатора находятся как можно ближе к жёлтой полосе.
Пользоваться дефибриллятором вы сможете один раз за короткое время (в случае его апгрейда - дважды). Через некоторое время запас энергии дефибриллятора (и его возможность вашей реанимации) восстанавливается. Впрочем, при наличии функционала быстрого сохранения и загрузки игры наличие дефибриллятора не так уж критически важно.
В целом, игровой процесс в части FPS нельзя назвать "тупой стрельбой и беготнёй". Здесь есть и конкурсы на выживание в эфире местного телевидения, и подрывная деятельность, и возможности скрытных действий, и использование вспомогательных средств (вроде роботов-стражей и собираемых вами стационарных турелей, которые можно выгодно разместить перед наиболее жаркими схватками на открытой местности), и т.д. Добавьте сюда ещё "снайперские" миссии с "доски объявлений" в Источнике. В общем, играть интересно, и опыт id Software в создании шутеров от первого лица действительно чувствуется.
Выводы
Как уже говорилось выше, игровой процесс RAGE является смешением жанров FPS (шутер от первого лица) и аркадных гонок, с интеграцией ряда мини-игр и добавлением некоторых элементов RPG. Получается что-то вроде "урезанной" или, если хотите, "аркадной" (небольшая игровая вселенная, отсутствие системы развития персонажа и т.д.) версии последних игр из серии Fallout. Однопользовательская кампания проходится за 20-30 часов, и это, конечно, не так много. Впрочем, для страждущих предусмотрены дополнительно скачиваемые расширения, открывающие локации с мутантами в канализации.
Мне кажется, что RAGE создавался разработчиками id Software под впечатлением от других проектов. Оригинальности вы не найдёте, разве что некоторые элементы игрового процесса не характерны для самой студии id Software.
Если бы не удручающее состояние с патчами и работоспособностью PC-версии RAGE (впрочем, в основном это касается систем с видеокартами семейства ATI/AMD Radeon), игре можно было бы выставить твёрдую четвёрку с плюсом по пятибалльной шкале. Увы, сказанные в качестве оправдания слова Джона Кармака о том, что он не видит персональный компьютер в качестве лидирующей платформы для игр - настоящий плевок в душу всем нам. Не знаю, как вы, а я запомню их надолго - как пример неприкрытого неуважения к фанатам продукции id Software...
Проверить наличие игры в магазинах компании "Ф-Центр" Оценки
Графика: 85%
Звук: 80%
Игровой процесс: 80%
Общее впечатление *: 70%
* - оценка снижена за ряд не решённых технических проблем (зависания при сохранении игры, переходе между локациями, проблемы с текстурами и т.д.).