Easy Fly: небо зовёт!

Автор: AirLover
Дата: 03.05.2002
Все фото статьи
Разработчик: IPACS development team

Введение


Вы никогда не летали на симуляторе радиоуправляемых летательных аппаратов? А может, вы только осваиваете какой либо серьезный симулятор, но до конца не представляете - за счет чего держится в воздухе и как управляется машина, которая тяжелее воздуха? А может, вы сами строите радиоуправляемую модель самолета, но ужасно боитесь разбить ее в первом же вылете? Если да, то, наверное, такая небольшая игрушка как EasyFly - для вас! Несмотря на свою кажущуюся простоту и незамысловатый сюжет, на поверку она оказалась очень и очень серьезным программным продуктом, детально симулирующим поведение легких радиоуправляемых моделей самолетов и вертолетов.

EasyFly - это правдоподобный и легкий в управлении симулятор, который позволит вам исследовать мир моделей летательных аппаратов, управляемых по радио. EasyFly - это не только игра, предназначенная для новичков, но и тренажер для опытных пилотов, позволяющий повысить свое летное мастерство и качество пилотирования. По утверждению разработчиков, большое количество авиамоделистов мирового класса используют EasyFly в своей практике для оттачивания техники управления и апробирования рискованных маневров, которые в реальной жизни могли бы привести к аварии их дорогостоящей модели ввиду малейшей ошибки.

Игра управляется как посредством джойстика, так и посредством цифровых радио-трансмиттеров промышленного изготовления, применяемых для радиоуправления на практике. Трансмиттер или передатчик, подключается в этом случае к стандартному последовательному порту компьютера.

В комплекте с EasyFly поставляется также программа PicaFly - полный компьютерный имитатор самого маленького в мире радиоуправляемого вертолета Ikarus-Piccolo, весом всего 300 г, летающего по квартире и работающего на батарейках! Его летная модель полностью идентична оригинальной и потребует серьезных тренировок для того, чтобы виртуозно облетать мебель и предметы квартирной утвари. Это вам не Comanche 4. Хех!

Вот такой он, малыш Piccolo

Системные требования


Это - очень не ресурсоемкий симулятор. Для его нормального функционирования хватит Pentium II - 300 МГц или AMD K6-2 400 МГц. Обязательно наличие любого OpenGL-совместимого акселератора. Для владельцев 3dfx Voodoo имеется отдельный OGL miniport. Последнее, самое главное условие - это наличие джойстика или цифрового трансмиттера. EasyFly и PicaFly позиционируется не столько как игры, сколько как тренажеры, поэтому управление с клавиатуры не планировалось в принципе. Для управления самолетами достаточно джойстика с тремя осями (тангаж, крен, тяга), рули направления в этом случае синхронизируются с элеронами. Вам будут доступны не все фигуры пилотажа, но все же - летать можно. А вот управление вертолетом потребует полного, четырехосного джойстика. Недостаток? Возможно. Но без педалей управлять вертолетом невозможно априори.

Игру можно запускать как на полный экран, так и в окне Windows. Доступные разрешения: от 640х480 до 1280х1024. Последний патч позволяет эффективно реализовать возможности анизотропной фильтрации акселераторов линейки GeForce. Представляемая глазу картинка от этого очень выигрывает.

После инсталляции в меню "Программы" вы найдете ярлыки для запуска EasyFly и PicaFly, ссылки на Интернет ресурсы и странички руководства по эксплуатации. Там же, вы найдете ярлыки для запуска этих программ на акселераторах Voodoo серий.

Настройка


После запуска перед вами будет стартовое меню. Отсюда можно перейти к настройкам, посмотреть назначение клавиатурных клавиш или непосредственно полетать, нажав кнопку "Fly".

Вся настройка игры заключается в выборе необходимого разрешения и дополнительных опций отображения статусной информации.

Отдельно вам будет необходимо откалибровать и настроить джойстик или трансмиттер. Обычно, если джойстик правильно откалиброван через панель игровых устройств в Windows, то его дополнительная калибровка не требуется. Единственное, что здесь нужно будет сделать - это назначить оси джойстика соответствующим органам управления самолетом.

Надо отметить, что иногда, для правильной работы, нужно установить инверсию некоторых осей, т.к. они могут работать с точностью до наоборот.

Далее выбирайте модель по вкусу и вперед!

Графика



Визуально все смотрится очень неплохо. Модели самолетов выглядят великолепно - ровные, свежеокрашенные и отсвечивающие лаком поверхности, четкие линии нанесенных эмблем и рисунков, идеально скругленные обтекатели, даже без малейших намеков на угловатость полигонов, из которых они состоят. Есть отдельные нюансы, вроде непрозрачной кабины, но это, скорее всего, и не было самоцелью у разработчиков. Однако движение элеронов на крыльях и рулей высоты лично мне все-таки хотелось бы видеть. Киль стабилизатора движется, остальное - нет. Жалко. Имеются проблемы с переключением из полноэкранного режима в оконный: происходит "крах системы", да так, что спасает только Reset и дальнейшая правка файла конфигурации вручную. Там надо установить параметр fullscreen=0. Хотя, очень вероятно, что проблема легко решится обновленным видеодрайвером. Посмотрим. Однако из оконного режима в полноэкранный переключается без проблем.

Окружающий мир представляет собой сказочный, даже игрушечный пейзаж, состоящий из нескольких островов в безбрежном океане. На этих островах разбросано несколько посадочных полос и площадок. Имеются горы и заливы с песчаными отмелями, один небольшой населенный пункт с шоссейной дорогой, ведущей через перевал к главному аэродрому с двумя пересекающимися взлетными полосами. В минуте лета от главного острова находится энергоцентр, состоящий из трех ветряков, "снабжающих электричеством всех жителей этого милого игрушечного мира". Ветряки расположены на отдельном острове, вмещающем среднюю по длине ВПП и на котором всегда дует сильный ветер, затрудняющий посадку летательных аппаратов. Все выглядит очень приятно и вызывает умиление сочностью красок и вниманием к деталям, для такого очень небольшого проекта. Ведь вся игра занимает чуть более 20 Мб места на диске.

В игре доступны 4 внешних вида от третьего лица на ваш самолет, два с фиксированной позицией камеры и еще два в режиме слежения. И не думайте оказаться в кабине - это же радиоуправляемые модели! Переключение между видами, дает самую полную возможность воочию увидеть, что проделывает ваш самолетик, пытаясь повторить то, что вы ему задали. Смотрится все очень естественно и совершенно не "тормозит". При необходимости вы можете даже включить счетчик кадров, просчитываемых вашим компьютером в секунду, и измерить производительность вашей системы. На экране можно дополнительно отобразить упрощенный вариометр (прибор, показывающий темп набора или потери высоты), а также стрелку, указывающую направление ветра.

Звуковое сопровождение


Вся "озвучка" в игре состоит из звуков, присущих работе маленьких высоко оборотистых поршневых движков, устанавливаемых на реальных авиамоделях, и работающих на замысловатой смеси бензина, эфира и касторового масла. Звучание и тон хорошо отображают выбранный режим работы моторчика, и выглядят правдоподобно. Заметно ощутима разница при работе под нагрузкой и без таковой. Кстати сказать, звук этих движков у меня хорошо засел в памяти еще с детства, когда мой отец с увлечением строил кордовые летающие модели. Он, втихую от матери, покупал их в "Юном технике" (в то время хорошие отечественные двигатели стоили около 50 руб. и это были достаточно большие деньги), а затем испытывал и запускал их в подвале. Там у него была мастерская, и я частенько наблюдал за ним, и ходил с ним на соревнования.
Чего бы в игре хотелось еще слышать, так это звук ветра, если он достаточно сильный. Это помогло бы лучше воспринимать текущую полетную ситуацию, не отвлекаясь взглядом на положение стрелки направления ветра внизу экрана.

Полеты


Имитация летной модели легких небольших конструкций тяжелее воздуха - вне всяких похвал. Учитывая небольшой вес, и большую энерговооруженность (авиа термин, определяющий отношение мощности двигателя к массе летательного аппарата), авиамоделям, в отличие от настоящих самолетов, не присуща отчетливая инертность в реакции на рули управления, они легко набирают скорость и очень чутко реагируют на каждую команду. Новичку это позволяет очень быстро почувствовать суть и порядок управления летательным аппаратом. Применительно к компьютерным симуляторам, EasyFly может дать фору многим из существующих симуляторов, а по отношению к таким серьезным, как Ил-2 Штурмовик и WarBirds, - EasyFly предоставит отличную базу для тренировок в последовательности работы рычагами и педалями при выполнении тех или иных фигур высшего пилотажа. EasyFly очень быстро загружается, обеспечивает прекрасный обзор за эволюциями самолета или вертолета и для начинающего "симуляторщика" будет отличным подспорьем.

Летная (физическая) модель летательных аппаратов в EasyFly \ PicaFly базируется на так называемой 6DOF – model (модель с шестью степенями свободы). Это позволяет очень правдоподобно воспроизвести физику полетов летательных аппаратов (ЛА). Силы, действующие на отдельные составные части ЛА (будь то крыло, фюзеляж, выпущенные стойки шасси и т.д.) просчитываются на основе реальных физических законов и результируются относительно центра тяжести конструкции, определяя направление его дальнейшего перемещения и вращения. И если с самолетом более-менее все понятно, то вот аппараты с несущим винтом имеют более сложную физику.

Особую радость мне доставила летная модель вертолета. Вот уж где можно действительно почувствовать, что управление вертолетом значительно сложнее, чем кажется на первый взгляд. Именно поэтому у вас не получится управлять им, не имея полного, четырехосного джойстика (с педалями). Ведь вам одновременно предстоит взять контроль над четырьмя факторами: продольный и поперечный крены, вертикальная тяга и вращение относительно вертикальной оси. Здесь нет никаких "умных" компенсаций соскальзывания при крене, и проворачивания при изменении вектора тяги главного винта, присущих современным, "компьютеризированным" вертолетам. Так что потренироваться придется немало.

Отдельный игровой интерес представляет собой возможность управления планером. У него нет двигателя, поэтому, чтобы набрать высоту, вам необходимо умело пользоваться восходящими потоками воздуха. Такие потоки возникают в местах сильного прогрева земли (темные аэродромные полосы, например) и вдоль скатов гор с подветренной стороны. Сила восходящих потоков весьма зависит от скорости и направления ветра, поэтому ими еще надо суметь воспользоваться. Так, используя прогретые солнцем участки нужно применять технику кружения над определенным участком, постепенно, по спирали взбираясь вверх. В случае набора высоты по скату горы, нужно проходить вдоль ската то одной, то другой стороной, описывая некоторое подобие восьмерки. Места наиболее интенсивных восходящих потоков показаны на рисунке ниже.

Наиболее вероятные участки с восходящими потоками

Заключение


Играя, и тренируясь летному мастерству в EasyFly, вы проведете за ним не один десяток часов, особенно если вас интересует все, что связано с летательными аппаратами. Несмотря на свою незамысловатость, которая может броситься на первый взгляд, на деле комплект EasyFly \ PicaFly оказывается очень и очень зрелым симулятором и тренажером по управлению легкими радиоуправляемыми моделями. Подводя итог, наверное, можно сказать, что этот тренажер просто незаменим для авиамоделистов и будет очень полезен новичкам, только осваивающим серьезные компьютерные симуляторы летательных аппаратов. Для пилотов, отсидевших не одну тысячу часов в виртуальных кабинах различных самолетов, по крайне мере, будет небезынтересно полетать и получить массу удовольствия от такой приятной и любовно сделанной игры.

P.S. Группа разработчиков IPACS, подготовила и выпустила на рынок дальнейшее развитие проекта EasyFly – игру тренажер AeroFly. AeroFly имеет в своем составе значительно большее количество самолетов, усовершенствованную физику, широкий выбор карт и местностей и массу других добавлений и возможностей. Но эта игра - уже другого класса и заслуживает отдельного разговора...