Diablo III: денежно-вещевой hack and slash

Жанр: action/RPG
Дата выхода в России: июнь 2012 года
Разработчик: Blizzard Entertainment
Западный издатель: Blizzard Entertainment
Дистрибуция в России: "1С-Софтклаб"



Вступление


"Вещи, красивые вещи.
Вещи, красивые вещи.
Ну что там ещё между нами стояло?
Что там ещё между нами стоит?
Что там ещё нас объединило?
Что там ещё нас разъединит?
Вещи красивые вещи,
Вещи, красивые вещи..."

Пётр Николаевич Мамонов

Заголовок статьи отражает саму суть выбранной корпорацией Blizzard стратегии, призванной принести в её карманы как можно большее количество денег. Отполированная до блеска часть, отвечающая за процесс уничтожения монстров, плюс система аукционов, где вы вполне официально тратите свои рубли, евро и доллары на виртуальные луки, мечи и доспехи - вот что является основой Diablo III. Неудивительно, что при таком раскладе именно на "крутой шмот" (уж простите за жаргонное словечко) завязано успешное прохождение игры на высоких уровнях сложности. Так что от выкупа на аукционе крутой "шмотки" вы будете получать не меньшее удовольствие, чем от прохождения очередного этапа...

Ролевая система, ремёсла


В Diablo III реализована довольно простая (по сравнению с теми же правилами Dungeons & Dragons) система с четырьмя основными характеристиками персонажа:

Сила. Оказывает влияние на параметр Брони (который, в свою очередь, снижает урон от вражеских ударов), а также влияет на наносимый урон персонажами класса Варвар.

Ловкость. Оказывает влияние на параметр Уклонение (который предоставляет шанс избежать вражеского удара), а также влияет на наносимый урон персонажами класса Монах и Охотник на демонов.

Жизнестойкость. Этот параметр влияет исключительно на запасы вашего здоровья. Впрочем, это и так один из наиболее критических (наряду с количеством уроном в секунду) ваших показателей в игре.

Интеллект. Оказывает влияние на параметр стойкости к различным видам атак (огонь, холод, яд, электричество и т.д.), а также влияет на наносимый урон персонажами класса Чародейка и Колдун.

Любителям поломать голову над распределением очков по основным характеристикам главного героя разработчики Blizzard звонко щёлкнули по носу - распределение этих очков осуществляется автоматически, с учётом класса вашего персонажа.

Меню, вызываемое кнопкой Details из инвентаря, выдаёт полную информацию по жизненно важным параметрам:


Все они в той или иной степени относятся к одной из двух главных характеристик героя: живучесть (броня, снижающая получаемый урон; защищённость от различных видов атак; общий запас здоровья) и огневую мощь (где основным является показатель наносимого урона в единицу времени).

Так как вам уже не приходится следить за развитием силы, ловкости, жизнестойкости, интеллекта - остаётся довольствоваться выбором различных специальных навыков.


Некоторые навыки являются пассивными - они просто дают некий бонус (например, к скорости перемещения, огневой мощи, защите и т.п.).


Доступ к активируемым навыкам во время игры осуществляется нажатием цифровых клавиш 1,2,3,4. Действие активируемых навыков можно расширять, видоизменять или усиливать с помощью выбора дополнительных рун. Доступ к этим рунам предоставляется автоматически, при достижении требуемого уровня развития персонажа.


Стоит ли говорить, что все эти активируемые навыки существенно разнообразят откровенно скучный игровой процесс - за счёт расширения тактических возможностей во время кровавых разборок с толпами монстров.

В дополнение к четырём основным характеристикам персонажа и его активным/пассивным навыкам следует добавить "куклу" персонажа. Навешивание уникальных магических доспехов, украшений и оружия (прямо как игрушек на новогоднюю ёлку) - важная составляющая процесса повышения боеспособности отважного героя.


С учётом бонусов, которые приносят каждому конкретному классу прибавки в силе, ловкости, жизнестойкости, интеллекте, - вы сможете подбирать наиболее подходящий, на ваш взгляд, комплект экипировки.
По достижении определённого уровня вы сможете использовать доспехи, вещи и оружие с дополнительными разъёмами под драгоценные камни, которые повышают различные характеристики.


Таким образом, мы плавно переходим к ремёслам - созданию вещей и драгоценных камней у кузнеца и ювелира, соответственно.

У кузнеца вы сможете, во-первых, "разбирать" оружие, доспехи, вещи и украшения на базовые материалы (которые затем можно использовать для создания собственных вещей). Во-вторых, чинить ваш арсенал и броню (да, вещи изнашиваются, причём в случае вашей безвременной кончины - весьма заметно). Ну, и в-третьих - создавать свои предметы - на базе полученных рецептов во время "прокачивания" кузнечного дела, или же с помощью находимых рецептов в самой игре (как вариант - выкупленных на аукционах).


Вообще, создание вещей у кузнеца - в определённой степени лотерея. Играть в неё имеет смысл на очень высоких уровнях развития персонажа, когда качество найденных в самой игре предметов или доступных на аукционе - вас уже не удовлетворяет (или же на них банально не хватает денег). Тогда можно попробовать создать нужную вещь в надежде, что случайно распределяемые бонусные очки получившегося доспеха, оружия, амулета и т.п. - окажутся наиболее подходящими для вашего класса персонажа.

Что касается ювелира, то он позволяет вам превращать пару драгоценных камней низшего уровня в один камень уровнем на ступеньку выше.


Эти камни, как уже упоминалось выше, вы сможете интегрировать в слоты доспехов, оружия, украшений и т.п. - с целью повышения каких-либо характеристик или получения дополнительных свойств. У ювелира вы также сможете извлекать (не бесплатно, разумеется) камни из вещей - с целью замены их на более мощные и отличающиеся по свойствам, или же просто перед продажей вещи на аукционе (или у торговца).

"Прокачивание" ювелирного и кузнечного дела осуществляется простым нажатием кнопки мышки, при условии наличия у вас в кармане достаточного количества "золота". Да, в Diablo III практически всё завязано на вещах и золоте, о чём недвусмысленно намекает заголовок данной статьи. С определённого момента для достижения последующих уровней мастерства к некоторой сумме денег потребуются ещё и листы (а затем - и тома) по кузнечному или ювелирному делу. Более того, продвинутые камни вы сможете создавать, дополнительно расходуя эти самые страницы и тома по ювелирному делу.

Торговцев в игре немного. С некоторых пор их услугами вы будете пользоваться исключительно для продажи ненужных вещей и починки изношенных. Торговцы не смогут предложить вам настолько привлекательные цены и ассортимент, какой вам предлагают другие игроки в Diablo III на аукционе. У некоторых торговцев вы сможете покупать краски, с помощью которых можно изменять цвет своей одежды (отдельных вещей).

Игровой процесс


Начнём, пожалуй, с сюжетной линии и диалогов. Подачу сюжета провальной не назовёшь, и в первую очередь - благодаря очень качественным заставкам.


Но что касается самой сюжетной линии, диалогов... Увы. Работу сценариста я бы оценил на твёрдую "тройку" по пятибальной шкале. Шаблонные фразы, заезженность сюжета и его прямолинейность (за исключением, пожалуй, интересного поворота событий ближе к концовке игры) - к сожалению, в этой части Diablo III не блещет и удовольствия истинным ценителям именно ролевой составляющей вряд ли принесёт.


Игра строится вокруг противостояния сил добра и зла. Эти силы добра и зла, ангелы и демоны - ссорятся между собой, плетут интриги, и т.п. То есть, отображены в виде примитивных людишек, всего лишь наделённых сверхъестественными способностями. Кошмарный винегрет на базе языческой мифологии, которая смотрелась бы весьма гармонично, если бы речь шла о богах Олимпа, яблоке раздора, подвигах Геракла. Но при явной отсылке сеттинга (прежде всего в художественном оформлении) в область христианских религий (ангелы с крыльями, небесные врата и прочие узнаваемые символы) такая подача покажется более-менее интеллектуально развитым игрокам откровенно слабой. Или в Blizzard не рассматривают нас в качестве "интеллектуально развитых", или же сюжетная часть играет третьестепенную роль. Пожалуй, я склоняюсь к последней версии. Всё-таки сделать онлайновый аукцион куда как важнее, согласитесь?

Игровая вселенная весьма ограничена, и вас никогда не покидает ощущение замкнутого пространства. Вселенная, к сожалению, напоминает театральные декорации, а не живой мир, который живёт своей жизнью. Фактически, мир Diablo III смахивает на военный полигон, по которому ходят набитые золотом и вещами враги-манекены. Да, в ряде случаев один и тот же этап может слегка отличаться (в Blizzard предусмотрели генерацию этапа с изменениями в его компоновке), но это не сильно спасает положение. С другой стороны, мозг особо напрягать не надо - рефлексы, до автоматизма доведённые тактические приёмы в бою - вот вам практически аркадный игровой процесс. Чтобы вам не утруждаться перемещениями из дежурного лагеря к месту очередной кровавой бани - реализована система телепортов. И ваш герой практически в любой момент сможет телепортироваться на базу, чтобы сбросить торговцу накопленный запас вещей.

Впрочем, как уже упоминалось выше, благодаря специальным активируемым навыкам процесс уничтожения врагов (особенно на серьёзных уровнях сложности) нельзя назвать тривиальным. Боевая система выстроена впечатляюще, и свежие патчи вносят дополнительные корректировки. На примере класса Demon Hunter, у которого в наличии целых два вида расходуемого ресурса (дисциплина и ненависть) наиболее ярко, на мой взгляд, проявляется разнообразие арсенала специальных возможностей и атак, что заметно расширяет ваши тактические возможности.


Впрочем, наиболее выигрышные на данный момент комбинации активируемых возможностей по каждому классу быстро становятся достоянием общественности, и так происходит до очередного патча, когда разработчики решают пересмотреть сложившуюся ситуацию с балансом сил.

Дабы несколько разнообразить достаточно скучный и однообразный процесс уничтожения врагов в режиме однопользовательской кампании, вам в помощь выдаются управляемые AI компаньоны. Их трое - Templar (в русском переводе - "храмовник"), Scoundrel (в русском переводе - "негодяй") и Enchantress (в русском переводе - "заклинательница"). "Доступ к телу" компаньона ограничен - вы не сможете использовать его как вьючного мула для переноски добытого добра, не сможете полностью упаковывать доспехами, как себя, любимого. Вы можете отдать ему один специальный предмет компаньона, пару колец, амулет и, собственно, оружие.


На определённых этапах развития (уровень компаньонов растёт вместе с вашим) вы сможете выбирать специальные возможности у каждого из них. Например, заклинательница сможет периодически превращать ваших врагов на несколько секунд в ... безобидных куриц! Что, естественно, облегчает вам процесс их уничтожения.

Понятное дело, что все эти компаньоны добавлены в игру в основном для того, чтобы дать вам возможность пообтереться перед кооперативным режимом. Именно он является наиболее интересным из всех предложенных вариантов прохождения игры, поскольку вы сможете применять различные тактики вместе со своим другом или друзьями (одновременно в кооперативном режиме может участвовать до 4 человек).


Вообще говоря, в Blizzard весьма обеспокоены вялым интересом игроков в Diablo III к кооперативному режиму. Собственно, многие кооперируются не для того, чтобы пройти вместе всю игру, а лишь для того, чтобы "завалить босса" или "пофармить вещи/золото" на самом высоком уровне сложности.

Резюмируя: игровой процесс скучноват и однообразен, хотя разработчики приложили большие усилия, чтобы максимально разнообразить виды врагов. И им это удалось. Чисто субъективно я бы выделил сразу несколько важных характеристик монстров: скорость передвижения, запас здоровья, вид атаки (дистанционная или ближний бой), специальные возможности (парализация, замедление, притягивание к себе). Всё многообразие врагов, характеризующихся различными комбинациями вышеупомянутых характеристик, вы однозначно отыщете в игре. И, соответственно, будете использовать разные тактики для уничтожения различных типов врагов.


Враги также делятся по рангу на рядовых и продвинутых, локальных и ключевых боссов. С рядовыми всё понятно, а вот продвинутые враги - это обладающие на порядок большим запасом здоровья сильные противники (обычно нападающие небольшой группой), которые, с одной стороны, существенно осложняют вам жизнь, но с другой - могут порадовать редкой вещью, выпадающей из них после смерти. Ну, а боссы - это наиболее сильные враги, сражения с которыми происходят в выделенных сюжетных сценах.


Обычно в арсенале такого босса большое количество разнообразных атак и специальных действий, осложняющих вам жизнь. В таких схватках вам придётся проявлять наилучшие свои качества, вырабатывая безупречную тактику ведения боя. Но, в конце концов, всё у вас получится!



Выводы


Дать характеристику Diablo III очень просто - посмотрите на обозначение жанра. Action/RPG - это смешение непосредственно "активных действий" (сражений с врагами) с ролевой составляющей (сюжет, вселенная, NPC, диалоги, погружение в шкуру главного героя). Так вот, в Diablo III, на мой взгляд, 90% (а то и больше) - это как раз "активные действия".


Убил врага? Враг стал сильнее на следующем уровне сложности. Убил с трудом? Вот тебе новый уровень сложности. Не смог убить? Ну, наконец-то! Милости просим на аукцион - за новыми вещами. Продавайте, покупайте - за виртуальные или реальные деньги, при этом не забудьте занести комиссионные ребятам из Blizzard.

Вне зависимости от всего этого, чисто технически игра близка к идеалу - Blizzard очень долго разрабатывает свои проекты, но они выходят цельными, слаженными, стабильно работающими. Так что если вы любите игры в стиле hack & slash - не проходите мимо Diablo III.

Проверить наличие игры в магазинах компании "Ф-Центр"

Оценки


Графика: 80%
Звук: 90%
Игровой процесс: 90%

Общее впечатление: 90%