Jane's Attack Squadron

Автор: AirLover
Дата: 24.05.2002
Все фото статьи
Разработчик: Mad-Doc Software
Издатель: XiCat

Введение


Итак, у нас в руках диск Jane's Attack Squadron с очередным авиасимулятором самолетов Второй Мировой Войны. Спешим вставить его в привод CD-ROM и дождаться конца инсталляции, в надежде увидеть очередной шедевр, ну, или, по крайней мере, добротный симулятор под маркой Jane's combat simulations, которая издавна ассоциируется с достойными продуктами в области компьютерной имитации различной военной техники. Вообще то, релиз данной игры ожидался давно, изданием должна была заняться Looking-glass, но проект "завис", и после долгих перипетий между разработчиками и издателями, а также неоднократного снижения бюджета, оформился в нынешнем виде. Чтобы никого не обидеть и не обнадежить раньше времени, не будем спешить с выводом: оправдались или нет наши ожидания; просто разберем все по порядку и вы сами все увидите. Jane's Attack Squadron - это имитатор боевых самолетов второго периода ВОВ. Игрой охватываются события на западно-европейском театре военных действий в период с 1943 по 1944 год, как раз то время, когда наши союзники в лице США и Англии два года потихоньку наблюдали за тем, кто кого одолеет, и, наконец, поняв, что СССР сможет самостоятельно победить гитлеровскую Германию и без их участия, спешно начали готовить открытие давно обещанного второго фронта. Открытие второго фронта неоднократно откладывалось, и только в июне 1944 года, когда русские изгнали фашистов со своей территории и Красная армия начала освобождение захваченных немцами европейских государств, главком объединенных сил западных государств в Европе, генерал армии Эйзенхауэр дал команду о начале полномасштабных боевых действий против Германии на западном направлении. "К чему, столько истории в игровом обзоре?" - спросите вы. Да просто потому, что игра имеет определенную сюжетную линию и охватывает определенный исторический период, и, разумеется, снабжена историческими справками о "великой" роли Америки в разгроме Германии, при этом про Советский Союз, выполнивший 80% работы, есть упоминания только в двух второстепенных фразах. Американцы по-своему толкуют историю. А историю надо просто знать, вот и все. Так что, будем считать, что статус-кво в предисловии к игре восстановлен и, со спокойной душой, перейдем непосредственно к обзору. Скажу сразу, что по ходу обзора, я не смогу не сравнивать Jane's Attack Squadron (далее, просто JAS) c нынешним эталоном жанра - игрой Ил-2 Штурмовик от 1C:Maddox Games, хотя бы просто потому, что все познается в сравнении. Это даст нам возможность указать на сильные и слабые стороны симулятора. Читателям будет легче понять, чего стоить ожидать от JAS, а чего нет. Итак, все по порядку...

Началу игры предшествует ролик, тщательно смонтированный из кинохроники тех лет. На экране видим улыбающиеся лица американских летчиков, лихо запрыгивающих в кабины Тандерболтов - основных истребителей-перехватчиков американцев; вот они завели двигатели, и мы зрим, как вращается почти трехметровый винт у готового к взлету самолета. Далее мы видим эскадрилью, знаменитых, и действительно лучших американских стратегических бомбардировщиков того времени B 17 "Flying Fortress". Ох, как ждали и просили американцев продать нам хотя бы полсотни этих бомбардировщиков в первой половине войны. Не дали. Да ладно, слава Богу, справились и без них. Прекрасный, четырехмоторный, дальний бомбардировщик, великолепно защищенный и имеющий превосходные летные характеристики.

Экипажи этих бомбардировщиков относились к элите ВВС США, и далеко не каждый мог удостоиться чести летать на B-17. Показаны отрывки хроники запечатлевшей работу стрелков и пилотов этой "летающей крепости": экипаж бомбардировщика состоял из 10 человек! Следом идут фрагменты реальных воздушных боев: вот пронизанный очередью вспыхнул немецкий FW-190, далее редкий кадр, запечатлевший момент отрыва консоли крыла у истребителя, попавшего под пушечный огонь… Штурмовка немецкого аэродрома и стоящих на нем Ju-87. Жаль только, что разрешение у видеоролика низковато, и в некоторых случаях самолеты узнать затруднительно, но все же заставка получилась достойной. Материал там подобран интересный и я несколько раз прокручивал этот ролик от начала и до конца, внимательно рассматривая каждую деталь исторической хроники. Мне кажется, если вы увлечены авиацией, то поступите точно так же.

Все. Вступительная часть к игре закончилась и перед нами открывается главное игровое меню. Но, перед тем как перейти к описанию игровой части Jane's Attack Squadron, хотелось бы уделить внимание особенностям игры и системным требованиям.

Игровые возможности


15 трехмерных моделей истребителей и бомбардировщиков ВВС США, Англии и немецких Люфтваффе. Все они доступны для управления, а именно:

B-17G "Flying Fortress"
B-24D
Bf-109 E4
Bf-109 G6\R6
FW-190A4
FW-190A8
FW-190D9 "Dora"
Ju-88 A4
Lancaster Mk.I
Me-262 A1B
P-38J
P-47D
P-51D
Spitfire Mk.I
Spitfire Mk.IX

Реалистичные кабины

Подвижные модели наземной военной техники и транспорта (поезда, автомобили, танки, зенитная артиллерия)

Надводные объекты (военные корабли и транспортные суда)

Возможность занять место пилота, стрелка и оператора бомбового прицела на бомбардировщиках

Управление звеном и ведомыми самолетами посредством меню радиокоманд

Мультиплеер (сетевая игра) для восьми игроков

Радиообмен и музыкальное сопровождение тех лет

32 битный цвет и поддержка 3D акселерации на базе DirectX 8.

Хочу добавить, что в игре есть еще два (не афишированных) самолета, оба они немецкие (Комета и ночной Ю-88) и доступны через редактор, но с физикой у них далеко не все в порядке. Их подгрузка часто вызывала общую ошибку и закрытие приложения в Windows, так что смотрите сами - стоит ими пользоваться или нет.

Системные требования


По заявлению разработчиков, минимальная конфигурация для запуска Jane's Attack Squadron должна быть не хуже:

• Win98/ME/2000/XP
• Pentium II 400 MHz
• 128 MB RAM
• 16 MB D3D видео с поддержкой 16 битного цвета
• MS-совместимая мышь
• Звуковая карта, совместимая с DirectX 8
• 600 MB свободного места на жестком диске
• 16x CD-ROM привод

Наиболее производительной операционной системой для игры оказалась Windows 98SE. У меня не было возможности запустить игру на минимальной конфигурации и посмотреть, можно ли вообще будет играть на таком минимуме, но "комплект" Duron 1100 Мгц, 256 Mб DDR, GeForce2 Ti 64MB без каких-либо визуальных задержек "тянул" игру в 32 битном цвете при разрешении 1024х786 на максимальных установках в меню настройки графики.

Пилотирование в игре может осуществляться как с клавиатуры, так и при помощи джойстика, что более предпочтительно для полноценной игры. Использование джойстиков с обратной связью (Force Feedback) приветствуется, но вовсе не обязательно. Проку от нынешней поддержки FF в симуляторах мало. И здесь Jane's Attack Squadron - не исключение. Однако справедливости ради отметим, что реализация FF, присущая джойстикам от Microsoft, может добавить реализма ощущениям и некоторым пилотам очень нравится. Мышка может использоваться для вращения головой внутри кабины, достаточно только поставить галочку "Mouse look" в разделе "Game Options". Очень желательна звуковая карта с аппаратной поддержкой DirectSound. При использовании "бесплатного" звука, т.е. встроенных в чипсеты материнских плат аудиокодеков типа AC'97 с программной реализацией DirectSound3D, возможны проблемы с позиционированием звуков работающего двигателя при вращении головой. Иногда они могут вообще пропадать. Попробуйте обновить драйвер, возможно, это поможет.

Инсталляция и настройка


Инсталляция игры проходила необычно долго, почти 7 минут. Причина этого была проста: в проинсталлированном виде игра состоит из множества вложенных каталогов с большим количеством небольших файлов - самый неудачный расклад для процедуры копирования. При распаковке с CD программе приходилось отдельно залезать за каждым файлом, а затем восстанавливать все эту структуру папок и файлов на жестком диске.

Просмотрев вступительные заставки разработчиков и ролик кинохроники, описанный выше, мы попадаем в главное меню. Хочу добавить, что при запуске игра требует наличия оригинального CD в приводе.

Сразу же переходим к Game Options и, как и положено, настраиваем игру "под себя". Раздел Graphic не перегружен опциями, имеет три слайдера: детализация, дальность видимости и регулятор гаммы. Там же вы можете выбрать видеоадаптер (а точнее устройство рендеринга) и разрешение экрана. Если у вас, как у большинства простых смертных пользователей, всего один видеоадаптер, то и выбор вам предоставляется всего один. Никаких вариантов на тему software или входящим в моду Hardware T&L в игре не предусмотрено. Далее, настраиваем реализм игры. Если предпочитаете играть на максимальной сложности, проставляйте галочки во всех пунктах, кроме: Unvulnerable; Arcade Physics; Unlimited Ordnance, Fuel и Ammo; Target Lead Indicator. Бегунок Stall\Spin - максимально вправо. Успокою вас, максимальная сложность - только пугающие слова, летают самолеты в Jane's Attack Squadron очень легко и доступны даже начинающим.

Переходим к закладке настроек органов управления. Там все понятно и логично - весь список доступных команд систематизирован по категориям, и к каждой из них легко перейти одним щелчком мышки, однако есть некоторые особенности: так, обзор в кабине лучше закреплять на команды Camera Left, Right и т.д., а не на Look Left, Right... Таким образом вращать головой становится заметно практичней - вы с точностью мыши сможете поворачивать и фиксировать голову при помощи клавиатуры или "хатки". Очень удобно. И еще один, но уже менее приятный момент - некоторые команды жестко закреплены за определенными кнопками на клавиатуре, и переназначить их нельзя. Это внесло, на мой взгляд, целый ряд неудобств, начиная от запрета на элементарное в Windows действие PrintScreen, до невозможности воспользоваться привычными для себя клавишами. Каковы были мотивы разработчиков при этом - непонятно. Так что пришлось потратить некоторое время на привыкание.

Закончив с описанием настроек, мы постепенно переходим к обзору самых главных аспектов игр подобного жанра: представляемая глазу картинка, звуковое сопровождение, физика и игровой сюжет. Именно по ним, складывается общее впечатление от игры, именно эти важные составляющие заставят нас или целиком погрузится в задуманную разработчиками атмосферу, или забросить продукт уже через несколько часов потраченного времени. Как и повелось, начнем с графики...

Графика


С выходом в свет в конце прошлого года симулятора Ил-2 Штурмовик, мы, посмотревшие и до сих пор играющие в ту замечательную игру, уже знаем, на что можем рассчитывать при появлении на рынке новых игр этого жанра. Поэтому от каждого нового симулятора, интуитивно ждешь чего-то большего - так уж мы устроены. Вечная тяга к совершенству.

Итак, стартую в кабине "мессера" - Bf-109G6 на высоте в 500 футов (около 160 метров) - первый взгляд на приборную панель: выглядит неплохо, полностью трехмерна но... оригиналу не соответствует, форма кабины похожа, а вот приборная панель и органы управления явно не от G6... Выдуманы? Подобная ситуация - и с другими самолетами. Хотя, по большому счету, в игре не заявлялось, что будут полностью реалистичные кабины. Так что судить строго за это не будем. Сразу замечаю, что кабина, по сравнению с "Ил-2", анимирована беднее. На некоторых приборах отчетливо заметна дискретность движения стрелок, ряд из приборов, в том числе и указатель температуры двигателя - не работают. Более того, информация о достижении критической температуры даже не выводится на экран. Как в таком случае контролировать температурный режим - не ясно. Этот недостаток, вкупе с "багом" при работе на форсаже, неоднократно подводил меня в самые неподходящие моменты. Позже разберем эти моменты подробнее.

Качество большинства текстур внутри кабины неплохое, по большому счету, в 32-ух битном цвете кабина смотрится не на много хуже, чем в Ил-2, но с освещенностью явно что-то не так.

Вид из кабины мессершмита

Продолжаем оглядываться за пределы кабины, на окружающую действительность. Перемещения головы, и обзор по сторонам выполнены хорошо, незаметно никаких видимых изометрических искажений. Если вы настроите обзор так, как описано в разделе "Настройка", то сможете осуществлять повороты головы с даже с 10 градусным инкрементом, что, на мой взгляд, удобнее, чем в Ил-2 Штурмовик. Возможно, именно с целью увеличения комфортности нахождения в кабине, нам сделали доступным даже разворот головы почти на полные180 градусов! Это уже из области не реального. Видимо, пилот в Jane's Attack Squadron наделен невероятной силой и волей, чтобы, ломая шейные позвонки и лямки ремней суметь внимательно осмотреть свой незащищенный хвост.

Отводим взгляд дальше, скользим по крылу, видим плавное движение элеронов, однако предкрылки не анимированы. Ладно, простим и это. Пока все вроде все на уровне, не шик, но и без серьезных нареканий.

P-47D ВВС США с комплектом РС (HVAR)

Смотрим на ландшафт. Вот тут первый, и очень серьезный минус. С разочарованием созерцаем знакомое по симуляторам двух - трехлетней давности лоскутное одеяло, изображающее простирающиеся под нами участки местности. И если с высоты в 3 - 5 тысяч метров все не так ужасно, и более-менее напоминает урбанизированные территории европейских государств, то на более низких высотах вид не радостный. А при посадке на местности и вообще - отвратительный. У тех, кто работал с трехмерными редакторами типа 3D MAX, сразу создастся впечатление, что сел на кусок полигона, на который забыли наложить текстуру. Более того, глядя сверху на эту мозаику, об ориентировании на местности можно вообще забыть, там все равно ничего не поймешь. Нет ни лесов, ни рек, ни озер. Нет вообще ничего, за что можно зацепиться взглядом. Может именно поэтому в Jane's Attack Squadron напрочь отсутствует такое понятие как карта или планшет летчика. Вся информация о необходимом курсе и контрольных точках полета (waypoints) выводится в верхней части экрана в виде зеленых надписей. Ноль градусов - летишь верно. Иное значение - летишь не туда. Не здорово. По крайней мере, полюбоваться окружающей действительностью, за те 10-15 минут лета до цели вам не придется. И если в Ил-2 присутствовало сжатие времени, но я его даже не включал, так как было просто приятно летать, то здесь, во время полета смотреть не на что, а время не сожмешь. Вот и смотри двадцать минут на приборы. Небо и солнце выглядят ниже среднего, а в том случае, когда вы повернетесь лицом к светилу, и игра начинает имитировать засветку, то экран почему-то окрашивается в непонятный и неживой серо-бурый цвет.

Скукота. Но все же, видимо в самый последний момент, разработчики одумались и добавили команду быстрого перехода к следующей контрольной точке - Alt+N, она описана в файле readme.txt.

Тем не менее, на фоне однообразно пестрой местности, все же встречаются отдельные места, которые можно и нужно посмотреть с небольших дистанций. Это города. Вот они сделаны замечательно.

Чудный вид окраин города

Хоть и появляются как-то резко, и при первом приближении не стыкуются и не гармонируют с общим ландшафтом, они все же привносят долю разнообразия окружению. Несколько напутано с масштабом, но выглядят чудно. Разнообразие текстур и строений на некоторое время заставляет забыть о недостатках с ландшафтом и у вас есть замечательная возможность полетать по необычно широким улицам городов. Прямо как в фильме Перл-Харбор :). Да, здесь можно порадоваться ощущениям, но никак не реализму. Подумайте, реально ли летать между домов на скорости в 200 - 250 км\ч? Вот, вот, и я об этом. Кстати, в этом кроется еще одна хитрость графического движка Jane's Attack Squadron. Ваш самолет летит относительно земли медленнее, чем это должно быть, а потому и возможны такие фокусы. Сделано это исключительно из соображений адаптации игрового процесса к большему числу пользователей, наземные объекты будут проноситься мимо вас с меньшей скоростью, и вы сумеете заметить и рассмотреть больше деталей, у вас будет больше времени на прицеливание и проведение атаки.

Корабль поражен торпедами

Модели летательных аппаратов и наземной техники, выглядят неплохо, их движение анимировано отлично, но сами модели заметно проигрывают Ил-2 в количестве полигонов.

Да и геометрия моделей не полностью идентична реальным прототипам. Видна угловатость колес, представляющих собой отчетливые шестигранники, обтекатели не "зализаны" и выдаются своей угловатостью. Винты вообще представляют собой плоскую текстуру с альфа-каналом для прозрачных областей. Так что похвастаться здесь нечем. Хорошо, хоть на текстурах не экономили, и они несколько улучшают общее впечатление, оставляемое внешним видом моделей.

В Jane's Attack Squadron, как и в Ил-2 Штурмовик, реализовано моделирование динамически наносимых повреждений. Графически - исполнено на высоком уровне. Самолет может лишиться практически любой части конструкции. Особенно эффектно выглядят круглые пробоины в дюралюминиевой обшивке летательных аппаратов.

Аккуратные пулевые отверстия в районе эмблем

Причем дырочек будет ровно столько, сколько раз пули попали в самолет и в том месте, куда именно пули и попали. Повторюсь, с графической точки зрения выглядит не хуже, а может и лучше, чем в Ил-2. Пожалуй, это одно из немногих достоинств Jane's Attack Squadron с точки зрения визуального восприятия. Однако есть и другая сторона медали - это то, как физическая модель самолета реагирует на все эти повреждения. Там порой доходит до смешного. Но об этом - чуть позже.

Есть еще неприятные моменты, которые сразу бросаются в глаза. На удалении более полутора километров, независимо от ситуации, самолеты изображаются в виде пушистого светлого шарика, очень отдаленно похожего на отблеск солнца, отраженного от кабины летчика. Размер "шарика" всегда постоянный, что делает невозможным, даже приблизительно определить удаление самолета.

Так изображаются самолеты на удалении

Хочешь, не хочешь, а так и вынуждают включать "аркадный" padlock (большой круглый красный маркер, с указанием расстояния и направления движения цели).

Статусные сообщения выводятся в нижней части экрана, на черном прямоугольнике. Ввиду небольшого размера - они не мешают. А вот сообщение о том, что миссия успешно выполнена, занимает приличную часть верхней половины монитора. Причем опять на непонятном черном фоне. И его никак не убрать, а это мешает здорово.

В игре реализовано достаточное количество всевозможных внешних видов. Пользоваться ими не всегда удобно, т.к. когда нужно, они почему-то не срабатывают. Например, невозможно посмотреть на только что сбитый самолет противника. Игра считает, что его уже нет и камеру на него переключать не хочет.

Есть целый ряд визуальных артефактов, так, при имитировании потемнения в глазах от больших положительных перегрузок, экран начинает мерцать, последовательно выводя на монитор сужающиеся черные квадраты. Мерцает экран и в случае, если ваш самолет загорелся. Полностью грешить на игру здесь не стоит, наверное. Возможно, это проблема драйвера видеокарты.

Итак, подводя итог графической составляющей игры, могу сказать, что я ожидал лучшего. Два неоспоримых игровых достоинства - трехмерные городские кварталы и визуализация наносимых повреждений - это то, что можно посмотреть. В остальном графика не блещет и до современного уровня не дотягивает.

Остатки самолета после падения

Звук и музыкальное сопровождение


В отличие от других симуляторов, военные музыкальные мотивы присутствуют в игре не только в меню и заставках. Здесь вы можете летать под определенное музыкальное сопровождение. Так как в течение лёта до цели заняться особенно нечем, то скоротать время помогает. Музыка подобрана из архивов записей тех давних военных лет и некоторую атмосферу игре добавляет.

Звуковое сопровождение до похвалы не дотягивает. Средненько. Звуки пушек и пулеметов однотипны для большинства моделей. Особой разницы в звучании двигателей у различных видов истребителей я не заметил. Нет присущего мессершмитам свистящего звучания нагнетателя. Нет звуков срыва воздушного потока с крыла. Звуки, издаваемые различными самолетами, по большей мере однотипны и разница заключается только в оттенке, тембре звучания. Никаких особенностей. Взлет и посадка происходят тихо, без дребезга и лязга. В момент касания колесами земли раздается визг шин, записанный вероятно, на ближайшем аэродроме, как раз такой, какой мы слышим у современного тяжелого пассажирского лайнера, когда он чиркает колесами по бетонке. И если для тяжелых бомбардировщиков это еще подходит, то для истребителей, длиной едва более 9 метров, это - лишнее.

Имитация радиообмена сделана несколько лучше. Чего хорошо, то хорошо. Может быть, речь слышится излишне чисто, без учета особенностей звучания угольных головных телефонов тех лет, но все же достаточно эмоциональна и интерес к игре добавляет. На ваши команды отвечают все летчики из вашего звена. Т.е. как и положено, ты отдаешь команду, и принимаешь доклады от каждого по очереди. Правда, летчики, почему-то во время боя молчат, как рыбы. Хоть бы попросили о помощи иногда, или порадовались бы сбитому самолету. Нет - молчат, как партизаны, до последнего момента. Пока их не собьют. И в это время в наушниках раздается безликий, душераздирающий, истошный крик "А-а-а-а-аааа!". Вскоре он порядком надоедает. Хотя, что это я? От этого есть реальная польза: посчитав количество криков за вылет, можно определить, сколько твоих напарников было сбито.

Игровой сюжет и gameplay


Несмотря на все замечания по графической части и звуковому сопровождению, наличию досадных багов, игра все же, хоть и с натяжкой, но удалась, и играть в нее можно. Jane's Attack Squadron имеет линейную кампанию, состоящую из последовательных миссий как за союзников, так и за Германию. Миссии не связаны между собой, летать будете за разные авиа эскадрильи и на разных типах самолетов, но каждая из миссий отличается продуманностью и неплохим сюжетом. Можно немного схитрить и переписать все миссии из каталога кампаний в одиночные - как результат у вас будет дополнительно 24 одиночных миссии из состава кампаний. Перед вылетом вас инструктируют по общей обстановке и ставят задачи на вылет. Если в процессе вылета вы не достигли поставленных целей, то после возвращения вас известят о том, что благодаря вашей нерасторопности произошло то-то и то-то. В случае успеха, вас поблагодарят за службу и расскажут о том эффекте, который произвел ваш вылет. В любом случае, вам приведут некоторую статистику вашей работы и заполнят личную книжку пилота. Да, да! Личную книжку, pilot's log, которой так не хватало в Ил-2 Штурмовик. Правда, с записями там существуют проблемы, так как иногда вам приписывают самолеты, которых вы не сбивали. А может это и не баг вообще, а как раз практическая реализация тех приписок, которые практиковали Люфтваффе :)?

В кабине B-17

Помимо двух кампаний, вам предоставлена возможность выполнить одиночные миссии (правда, их немного - всего 5), а также, сыграть быстрые воздушные бои через Quick mission editor (Быстрый редактор). Особый интерес вызывают миссии на B-17 и возможность выступить в роли стрелка или оператора бомбового прицела.

Бомбардировщики B-17 оснащались самым передовым на то время бомбовым прицелом Нордэна. Принцип его работы и сам прицел сохранялись в тайне даже от союзников. Но, как известно, в военных действиях тайны долго не держатся и как только первые сбитые B-17 c этим прицелом упали на европейской территории, то прицел стал достоянием как немцев, так и русских.

Вид через прицел Нордэна

Искусственный интеллект оппонентов и подопечных (летать вы можете только ведущим звена) достаточно высокий. Умело использует в бою как вертикали так и горизонтали. Точность бортовых стрелков очень велика, а с учетом завышенной поражающей способности оружия, вам придется очень и очень изловчиться, что бы выйти на дистанцию открытия огня по группе бомбардировщиков и самому остаться невредимым. Хотя, сбивать супостата в Jane's Attack Squadron заметно легче, чем в Ил-2 Штурмовик, так как даже короткая очередь часто вызывает фатальные разрушения. При этом в статусной строке вам сообщается, куда именно вы попали, и что произошло с противником. Если попали в вас, и, например, наделали дырок в крыле, то вы это сразу почувствуете, так как управляемость самолета нарушается. Это радует. Но не радует то, что подобное совершенно не действует на компьютерных оппонентов.

Посмотрите на скриншот. Компьютерный Спитфайер с оторванной консолью крыла продолжал еще долгое время крутить петли и маневрировать, как будто ничего не случилось. Пришлось отстрелить ему и второе крыло :). Однажды Bf-109E вообще остался без хвостового оперения, но тем не менее, продолжил маневр в вертикальной плоскости. Кстати сказать, как он (Bf-109E "Эмиль") вообще оказался в игре, описывающей 1944 год - совершенно не ясно. Уже к началу 1942 года, этих устаревших модификаций в боевых частях Люфтваффе уже не было, их повсеместно заменили более совершенные Bf-109F "Фридрих".

Вернемся к игре. Ведение воздушных боёв без включенного режима слежения за целью (padlock) осложняется из-за непродуманности изображения самолетов на дистанции. Помните, в разделе "Графика" я говорил про пушистые шарики? Так вот, если вы идете с превышением, эти шарики - не проблема и их хорошо заметно на фоне земли или моря, но вот организовать атаку с нижней полусферы бывает проблематично, т.к. шарик исчезает из виду на фоне небес. А ведь это самолет, и на светлом фоне неба должен бы иметь отчетливый темный силуэт. Так что включать маркеры приходится. Однако в этом случае играть становится неинтересным. В правом верхнем углу, в отдельном окошке вы отчетливо наблюдаете самолет противника и все его эволюции, а сам маркер всегда укажет положение врага относительно вас. Необходимость во вращении головой отпадает совсем.

Вообще игра выглядит недоделанной. А если еще и учесть, то, как долго она готовилась к релизу, то масса багов и неточностей просто вызывает недоумение. Например, летные модели самолетов с трудом соответствуют действительности: хлипкий Bf-109G6 легко достигает скорости в 1050 км/ч (почти скорость звука) при пикировании с высоты 5000 метров и без ущерба для конструкции тут же делает горку. Даже летающим тарелкам такое действо - не под силу. В то же время тяжелый P-47 хоть и достигает той же невероятной скорости, но на выходе теряет элероны и консоли. Самолеты легко разгоняются и имеют неслыханную скорость подъема. Тот же Bf-109G6 поднимается на высоту 5000 метров за 3 минуты, что почти в два раза быстрее его реальных технических данных. Самолеты очень хорошо летают даже с нулевой тягой. Разогнавшись до скорости в 400 км/ч и поставив движок на холостой ход, вы без проблем можете набрать минимум 500 метров высоты, перед тем, как ваша скорость упадет до 250. Включение форсажа оставляет возможным регулирование оборотов двигателя. Откровенный баг. Так, включив форсаж, и уменьшив обороты до минимальных, вы запросто можете получить сообщение, что двигатель перегрелся и вышел из строя.

Визуальная имитация наносимых повреждений заслуживает всяких похвал, а вот то, как на это реагирует самолет - вызывает недоумение, переходящее в снисходительную улыбку. Попробуйте следующий пример. Возьмите B-17 и нажмите кнопку "6", заняв позицию левого бортового стрелка. Стреляйте из пулемета по своему собственному левому крылу. Теперь угадайте - какое крыло отвалится? Правильно - правое. :) А еще от тех 7 - 10 дырочек в поверхности крыла, что вы успели настрелять, у вас запросто могут вывалиться двигатели. Техники что ли их забыли закрепить на земле? И так кругом - чем больше играешь, тем больше замечаешь досадных ляпов. Описывать все просто нет времени и желания. Очень обидно.

Вот мы и "продырявили" собственное крыло

Однако не все потеряно. То, что не сделали разработчики, доделывают игроки. Слава Богу, что в комплект игры входят два самостоятельных редактора: Редактор Миссий и Редактор Физической модели самолетов. С помощью первого создаются новые компании, а с помощью второго неугомонное community правит "кривую" физику летательных аппаратов в Jane's Attack Squadron. Кое-какие успехи уже есть, впрочем, как и первый патч к игре. Исправляет он там совсем не многое, но главное - игра стала стабильней, "виснуть" и "слетать" стала значительно реже.

Если подвести резюме: игрушка опоздала на два - три года. Несколько лет назад она показалась бы большим рывком вперед, а сейчас, после того, какое впечатление на нас всех произвел Ил-2 Штурмовик, она едва тянет на звание середнячка в этом жанре. Рекомендовать ее можно только тем, кто вообще не искушен в авиасимуляторах и хотел бы просто посмотреть, что это такое...