Хичкок "Последний дубль" (Hitchcock: The Final Cut)

Автор: Clone99
Дата: 16.08.2002
Все фото статьи
Разработчик: Arxel Tribe
Издатель в России: 1C
Локализация: Nival Interactive

Системные требования


Windows 95/98/ME/2000
DirectX 8.0 (входит в комплект игры)
Pentium II 333 МГц
64 МB RAM
3D-ускоритель 8 МB RAM
300 Мб свободного места на диске
24x CD-ROM


"Давно не брал я в руки шашки"
Николай Васильевич

В компьютерные игры я не играю. Наверное, отыграл свое в начале 90-х. А тут попался "Хичкок :Последний дубль", и я решил тряхнуть стариной. И вот что из этого получилось.
Среди компьютерных игр квесты (Quest) занимают особое место. Проекты такого жанра возникли почти сразу с появлением игр для персонального компьютера. Вспомнить хотя бы такой хит середины 80-х годов как Larry-II от компании Sierra. К огромному сожалению, квесты стали появляться очень редко. То ли разработчики игр считают, что всякие "мочиловки" или построение коммунизма в одном, отдельно взятом компьютере, более продаваемы, то ли не хватает мастерства у сценаристов и программистов. В квестах основная нагрузка ложится на сюжет и логику действий, направленных на достижение конечной цели.
Практически во всех голливудских фильмах можно предугадать развитие сюжета. Некоторые фильмы отличаются только названием, а внутри все одинаково. И это понятно. Зачем придумывать что-то новое, если у гроссмейстера "все ходы записаны"? Лепи, а "пипл схавает" ((с) один известный российский шоумен). Вот и просмотр американских фильмов напоминает мне наблюдение за мартышками в обезьяннике. Что-то новое увидишь редко, но экзотика, однако.
В кинематографе фильмы Альфреда Хичкока занимают особое место. Сюжеты закручены таким образом, что обычно до конца фильма не знаешь, чем это кончится. Для создания соответствующего психологического состояния у зрителей, фильмы сняты в серых тонах с вкраплением ярких цветовых пятен.

"Кто шляпку свистнул - тот и бабку кокнул"
Б.Шоу "Пигмалион"

"Последний дубль" - детектив, сделанный по мотивам фильмов Альфреда Хичкока. И исполнен как фильм. Диалоги изобилуют добрым юмором. Можно произнести благодарственную речь при получении премии "Оскар" за лучший детектив или поговорить с майной о чучелах.
Действие происходит на берегу моря в поместии Марвин-Джорданов. Хотя в заставке игры говорится о севере какого-то штата, антураж ну очень смахивает на старую добрую Англию или Шотландию. Свинцовое небо и серо-бурые камни с бедной растительностью.

Ощущения потрясающие. Фирменная хичкоковская серая палитра. Переход от общих планов к крупным и обратно. Переключение камер. Для создания атмосферы, в игре используются те же приемы, что и в кинематографе.

А пейзажи в игре сделаны на таком уровне, что некоторым нашим "кино-академикам" и не снилось. В игре использованы более пятидесяти планов, прекрасно сбалансированных по яркости.

Не нужно менять настройки монитора. Я не раз ловил себя на том, что за рассматриванием интерьеров пропускал важную информацию. В игру вставлены отрывки из фильмов Хичкока, которые являются не только предметом антуража, но и иногда подсказками. Кстати, игра использует разрешение 800х600х32бит и это позволило художникам порезвиться вволю.
Движения в игре управляются клавиатурой. Действия с предметами и осмотр – мышью. Для сохранения и загрузки игры, настроек, карты ключевых точек игрового поля, каталога найденных предметов и журнала собранной информации служит Панель Управления игрой. По внешнему виду она напоминает мини-компьютер Palm. (Интересно, это реклама Палмов?). Перед началом игры чрезвычайно полезно прочитать "Руководство пользователя". В нем содержится весьма полезная информация об управлении и интерфейсе.

Пройдя по всем дорожкам, можно открыть все игровое поле, и с помощью Панели управления телепортироваться в любую ключевую точку игры. Поле игры неимоверно протяженное. Пройти пешком от одного конца до другого занимает больше минуты. Так что бегом за инфарктом. И не забывайте обращать внимание на значки в левом верхнем углу экрана.

"и глюкотали зелюки
как мюмзики в мове"

Льюис Кэрролл. " Алиса в стране чудес" (почти)

Обращаю внимание, что в системных требованиях отсутствует Windows XP. На ней игра может не запуститься. Да и в Windows 2000 наблюдаются некоторые странности. В частности, у меня это происходит со звуком.
Я прекрасно понимаю, что написать большой квест без ошибок невозможно. Даже, когда известны все действия, полное прохождение со сбором всех предметов занимает часов десять. Весь звук (музыка, взятая из фильмов Хичкока, разговоры, эффекты) сжат в MP3-файлы. DirectSound, который используется для воспроизведения, должен одновременно выводить три MP3-потока. И я не до конца уверен, что он это может. Он и один-то поток еле-еле воспроизводит. При установке DirectX 9 Beta ошибки все равно не пропадают.
После трех часов игры звук стал отставать от титров, а затем и вовсе превратился в кваканье. Сохранение и последующая загрузка игры проблему не решают.
К огромному сожалению, в игре нельзя отключить музыку, можно только уменьшить громкость. Хотя музыкальных тем в игре заложено много, то, что воспроизводится, не отличается разнообразием и быстро приедается, начиная раздражать. Это очень похоже на небрежность разработчиков.

И еще об ошибках.
Очень небрежно прописана сцена в Доме Бреннера. Здесь можно вдруг пройти через стену и оказаться разрезанным верстаком :).

Но на здоровье это не влияет.
То, вдруг, в комнатах появляется птица.
Так же вылезает очередная "занимательность" при входе в церковь и внутри нее. Начинается неоправданное переключение между двумя камерами.
Ну, и если поворчать, в игре ощущается некоторая незавершенность. По окончании остается куча неиспользованных предметов. Похоже, разработчикам пришлось быстро сворачиваться и срочно сделать большой Final Cut (окончательное обрезание).
Да и с геометрией проблемы. Из окна с помощью бинокля можно рассмотреть комнату, окна которой находятся на той же стене.
Переводчики тоже внесли свою лепту. В местах, где нужно идти направо, говорят, что нужно идти налево. И наоборот. Есть и другие перлы. Если их обнаружите, повеселитесь от души.
Зато озвучание игры выполнено на высочайшем профессиональном уровне. Каждого говорящего персонажа озвучивает свой актер.

"Ну-у-у, тупые"
М.Задорнов

Игра существует в двух вариантах. Один вариант - для американцев, а другой - для остального мира. Отличие между ними в том, что в американском варианте отсутствует сцена прохода лабиринта на крыше отеля.

Наверное, разработчики решили, что у американцев не хватит на это ума.
А вообще - "всё фигня, главное пчелы"(с)

"Но, боже мой, какая скука
С больным сидеть и день и ночь,
Не отходя ни шагу прочь!
Какое низкое коварство
Полуживого забавлять,
Ему подушки поправлять,
Печально подносить лекарство,
Вздыхать и думать про себя:
Когда же черт возьмет тебя!"

Наше все! (Пушкин А.С.) "Евгений Онегин"

Завязка игры несколько невразумительная.
Жил да был частный детектив Джозеф Шемли. А заодно парапсихолог (правда, при чем здесь это – непонятно). И к тому же его иногда посещают навязчивые видения.
Однажды в его офисе появляется немая девушка Алиса Слезек – спортсменка, комсомолка, красавица, а по совместительству - начинающий орнитолог. После молчаливых посиделок Алиса швырнула Джозефу чек на "многонульную" сумму. Непонятно, зачем. Вернее, за что.
Через некоторое время Джозеф поехал на рыбалку. На ночной дороге он врезается в машину Алисы (это - судьба :)) и оказывается в поместии дяди Алисы, Роберта Марвин-Джордана. Это - любовь. А может быть, рыбалка. Иначе как рыболовные снасти оказались в машине Алисы?
Алиса девушка "сурьезная". Она изучает методы контроля над поведением птиц на примере майн, одного из видов скворцов. Для этого Алиса использует генератор звука под названием "Звуковая машина", которая воздействует не только на птиц, но и на людей, заставляя их говорить всякие интересные вещи.
Алиса очень нежно относится к дяде. Она обрядила чучело в одежду дяди Роберта и пытается научить птиц нападению.

Дядя Роберт, владелец фармацевтической фирмы и большой поклонник творчества Хичкока, решил снять фильм в духе своего кумира. Построил в своем поместье съемочный городок и пригласил съемочную группу. Группа жила в отеле, в каждой комнате которого установлены скрытые камеры, а одна из них даже вмонтирована в распятие. Двери открываются магнитными карточками с названиями фильмов Хичкока.

Но внезапно вся группа - восемь человек - исчезла. Джозефу (я надеюсь, что Вы уже догадались, за кого будете играть) предложено узнать, куда это все подевались.
Во время расследования из шкафов семейства Марвин-Джорданов выпадет большое количество скелетов и откроется множество семейных тайн. Например, юный техник Роберт вмонтировал в зонтик своей матери громоотвод и отправил ее прогуляться в грозу. Какое интересное научное решение, какой технический размах! Но и на старости лет Роберт не потерял юношеского задора и свежести мысли.
Так что ходим везде, смотрим, примечаем и собираем всё, что попадется под руку. А попадается очень много всякого. И как это всё носить? Но как-то приходится. Некоторые предметами можно воздействовать на другие.
По пути необходимо решить несколько головоломок. Одни элементарные, а к другим нужно очень сильно применить ум.
Несколько раз Джозеф имеет возможность умереть. В "поздравительном" видеоролике, кажется, показывают похоронную процессию Хичкока. Но не бойтесь! В этой игре главный герой - бессмертный. Прямо МакЛауд из клана МакЛаудов какой-то.

"Рубите ей голову!" – Крикнула Королева во весь голос.
Льюис Кэрролл. "Алиса в стране чудес"

Все крутится вокруг лекарства от диабета "Андия", которое выпускает фармацевтическая фирма Роберта. Лекарство хорошее. Как можно прочитать в одном медицинском заключении: "Вы уже потеряли 25% зрения и через четыре месяца окончательно ослепнете. У Вас развился рак мозга. Зато диабет полностью вылечен".
Но деньги вокруг препарата вертятся большие. И, как положено в детективах, где деньги, там и трупы. А если много денег, то и трупов много.
Игра, как и фильмы Хичкока, отличаются большим оптимизмом и человеколюбием. Хотя дядя Роберт и говорит, что Хичкок ненавидел людей. "Борис, ты неправ!" (с).
Вот и основная задача Джозефа фактически сведется к поиску трупов и внимательному осмотр их с помощью лупы. Новый труп - новая информация к размышлению.
Трупы обнаруживаются в различных местах.
В воде, например. Джозеф ведь на рыбалку ехал. Как не воспользоваться моментом и чего-нибудь не поймать? Вот и поймал!

В ванной. Как положено, поражение электрическим током.

И, конечно, плотно упакованным в ящик, и в багажник автомобиля.

Как говарил один уважаемый авторитетный товарищ: "Машина хорошая, багажник большой. Три трупа поместятся".
А актера не только засунули в мешок с картошкой и сделали памятную надпись на руках, но и вскрыли ему череп. Наверное, хотели узнать, есть ли мозги у актеров?

И прокомментировали: "Наказание за плохую игру. В кои-то веки лоботомии подвергается не публика…" Очень актуальное замечание для современного отечественного кинематографа, в котором одни менты, бандиты и проститутки. И играют их такого же вида актеры.
Господина осветителя на глазах у изумленной публики после перестрелки сбрасывают с крыши. И... о, чудо! Его тело в какой-то момент исчезает из виду, но незримо присутствует с нами.
В итоге Джозефу, под руководством опытного наставника, придется оказать погибшим квалифицированную помощь в соответствии с их настоящими именами.

Хотя, тела так и остаются на своих местах после захоронения, но это уже неважно.
Ну-у о-о-очень жизнеутверждающе!

Но чудеса на этом не кончаются. Алиса, посидев в болоте, заговорила!

До этого говорила только ее ручная майна Альфред, большой любитель бренди. Не только со льдом, но и чистого.

"Он Пекарем взят был, но делать умел
Лишь свадебный торт, в чем божился,
И Кормчий, как прочие, быстро худел
Поскольку никто не женился."

Льюис Кэрролл. "Охота на Снарка"

В процессе квестования (новое слово в игровом русском языке :)) Джозеф находит рецепт яблочного пирога. Этот рецепт Алиса должна была получить от матери в день своего восьмилетия. Но не получила. Та умерла.
Вот он.

Яблочный пирог на 4 порции
4 яблока
1/4 лимона
1/3 чашки сахарного песка
1/2 чайной ложки молотой корицы
4 унции сливочного масла
1/2 чашки мягкого коричневого сахара
1/2 чашки муки

- Очистить яблоки, вынуть сердцевину, порезать дольками и выдавить на них сок лимона.
- Выложить на сковородку и жарить 10 минут на среднем огне. Добавить корицу и сахар. Перемешать и снять с огня.
- Форму смазать маслом и вылить в нее яблочную смесь. Оставшиеся масло порезать мелкими кусочками, добавить коричневый сахар, а затем муку и растереть до однородной массы.
- Смесь выложить поверх яблок в один слой и запекать 20 минут при температуре 350F (180C). Подавать теплым.


Джозефу придется это приготовить и накормить Алису. И она даже останется жива! На самом деле, рецепт безумно похож на оригинальный apple crumble, и насчет его съедобности можно поспорить - слишком уж на гурмана. Представьте, что на вашей тарелке покоится яблочное пюре, пришлепнутое солидным куском песочного теста :).
(В форумах народ неоднократно предлагал воплотить рецепт в жизнь. Если кто и испек пирог, результатами не поделился. К чему бы это?)

"Не согрешишь – не покаешься.
Не покаешься - не спасешься"

Кто-то

Сюжеты с таким обилием трупов никак не могут обойтись без клерикальной темы.

Меня всегда забавляло, что в голливудских фильмах нечистая сила отлично себя чувствует в местных церквях. Как вылезет кто-нибудь из преисподни, так сразу бежит в церковь от души веселиться и мучить христиан. То ли это результат западной демократии, то ли происки представителей других религий. Что бы такое вытворялось в мечети или в синагоге я не припомню. Но в американских фильмах церковь - не святое место, а какой-то Диснейленд с аттракционами и спецэффектами.
Настоящий американец раз в неделю обязан ходить в церковь. И, дабы путешествующие надолго не отрывались от всевышнего, в каждом номере мотелей и гостиниц обязательно есть библия. Интересно, ее кто-нибудь читает?
Во время обследования номеров отеля Джозефу придется читать все Библии.

Полезной информации там нет никакой. Но если какую-нибудь книгу не открыть, в какой-то момент игры дальше не пустят.
Чтоб далеко не ходить, для покаяния в поместии Марвин-Джорданов есть небольшая церковь. Она посвящена Святому Гаффину - покровителю неопределенности.

Из жития Св.Гаффина.
История про двух пассажиров поезда.
Первый спрашивает: "Что это там лежит на багажной полке?"
Второй отвечает: "О, это МакГаффин".
Первый: "А что такое МакГаффин?".
"Понимаете", – отвечает второй, "это такая машина для ловли тигров в шотландских горах".
"Но в шотландских горах нет тигров" – восклицает первый.
"В таком случае это не МакГаффин"


В церкви, разумеется, нет икон.

Она украшена витражами с изображениями главных святых. Слева от Св.Гаффина изображена Св.Алиса – покровительница майн, справа - покровитель диабетиков Св.Роберт (полезный витраж). Как говорится: "Хозяин - барин".
Рядом с распятием стоит святой приз с кинофестиваля,

а в ризнице вольготно расположился "Однорукий бандит", который под благовидным предлогом освободит Джозефа от лишних денег. Так же проводится благотворительная торговля свечами.
Я что-то запамятовал. Кого же Христос изгонял их храма?
Совершенно по-новаторски и с любовью к мирянам устроена исповедальня.

Согрешил, зашел в церковь, исповедовался и тут же беседуешь со Св.Петром.
"Мощно задвинули! Внушает!"(с)

"Так громче музыка играй победу
Мы победили! И враг бежит, бежит, бежит.
Так за царя, за родину, за веру
Мы грянем дружное: "Ура! Ура! Ура!"

"Песнь о вещем Олеге" (дополненная)

Как и положено в настоящем детективе, настоящий убийца становится известен только в конце. Все выясняется и объясняется довольно долго. Наказывают невиновных и награждают непричастных.

В честь окончания игры устраивается праздничный пожар. А как же без пожара?
Финальный ролик несколько непонятный и оставляет широкое поле для фантазии. Я знаком с несколькими трактовками финала игры. Хотя одна сцена полностью позаимствована из фильмов про Джеймса Бонда :). Привет Сильвио Берлускони!

Ну, вот и все. "Закончен бал, погасли свечи". После того, как игра пройдена и все действия известны, ее интересно пройти еще раз. Тогда можно спокойно рассмотреть графику. И когда ничего не мешает, в смысле не надо морщить мозги, игра воспринимается совершенно по-другому. Как и фильмы Хичкока. Их можно смотреть неоднократно и каждый раз открывать для себя что-то новое.

И это все - Альфред Хичкок. "Великий и ужасный".