Operation Blockade

Автор: HF
Дата: 02.09.2002
Все фото статьи

Разработчик: Screaming Games
Издатель: Infogrames

Жанр аркадных игр, механизм которых обычно предельно упрощен, в начале девяностых занимал ведущее место в рядах производимых компьютерных игровых продуктов, тогда как теперь эти идеи эксплуатируются разработчиками все реже и реже. Последнее время компании совсем перестали баловать нас разнообразием, новых идей не вырабатывается, только изредка смешиваются коктейли из жанров. Большинство современных аркад сейчас похоже или на изометрическую концепцию типа "Crusader: No Remorse" или "Zax: Alien Hunter" или от первого/третьего лица типа "Serious Sam". Конечно, существует множество и менее заметных проектов, со своими самобытными идеями или наоборот "цитирующих классику", но ясно одно - жанр аркад на персональных компьютерах (не платформах) находится на сегодняшний день в явном упадке.

Operation Blockade является типичным представителем жанра простейших аркадных игр.

Теперь концепции, подобные этой, можно встретить даже на мобильных телефонах.
Достаточно именитый издатель Infogrames выпустил аркаду, идея которой своими корнями уходит глубоко к первым персональным компьютерам. Некая одинокая "супер-пушка", управляемая игроком, стоит на краю вселенной (галактики, земли, страны, города или чего еще) и ведет бесконечный бой с толпами прибывающих со всех сторон врагов. И вот мы на рубеже, отступать некуда, за нами Родина, и враг ни за что не пройдет. Пушка абсолютно статична, можно только вращать башню, враги нападают со всех сторон, в консольных концепциях обычно сверху. Позже этот жанр "пушки" эволюционировал в платформенную аркаду типа Raptor, Tyrian и т. д., где космический кораблик может перемещаться вправо-влево. Уверен, что вы знаете миллион подобных игр.
Казалось бы, что можно сделать с этой идеей? Предпринятые разработчиками ходы можно назвать весьма стандартными. Screaming Games переместили все действо в три измерения, сохранив при этом общую абсурдность всего происходящего. Да и время действия было выбрано несколько странно - период Второй мировой войны. Очевидно, Вторая Мировая война показалась хорошей альтернативой бесконечным космическим приключениям и межгалактическим войнам. Супер-пушка располагается на этот раз на крошечном, чуть превышающем размеры её самой, островке, посреди бесконечного океана. Создается впечатление, что вы защищаете последний оплот суши в водном мире, и вас явились атаковать все, кто остался еще в живых на планете. А атаковать слетелись самолеты,

приплыли корабли, и даже пехота и танки, десантируются у вас за спиной, приплыв на специальных капсулах или паромах.

Почему разработчики взяли за основу именно время Второй Мировой войны, остается загадкой. Но на деле все это оказывается чистой воды условностью, разве что уровни имеют названия "Июль 41-го", "Поздний февраль 42-го" и т.д., а так же против вас используются боевые единицы того времени. Оружие и техника в игре тоже предполагаются быть лишь отчасти реальными. Вас будут атаковать знаменитые танки "Тигр", крейсера типа "Бисмарк-Тирпитц" и прочие вполне реально существовавшие виды вооружений и техники. Но при этом воюющие государства никакого отношения к замешанным в конфликтах Второй Мировой войны не имеют. Боевые действия развернули вымышленные государства "Saruvian Empire" и "United Sovereign Territories".

Первое является империей-узурпатором, а второе - как водится, последний оплот демократии, объединение повстанцев и партизан, борцов за свободу и проч. Так что события происходят во время Второй Мировой войны, но в как бы в "параллельном" мире. Хотя во всем этом можно усмотреть историческую подоплеку. В общем, очень сложная система.
Начав новую игру, мы создаем свой собственный профиль (Profile) и выбираем уровень сложности. Далее нам предлагается прослушать краткий брифинг, а точнее вводную часть сюжета, в которой нам расскажут о том, как империя завоевала все, кроме вашей пушки, и вы - последняя надежда. Дальше вам дается 30 секунд на рекогносцировку, после чего враги начинают нападать со всех сторон, и начнется непосредственно их уничтожение из всевозможных видов оружия. Что, собственно, вы должны были сделать в конкретной миссии, вы узнаете, обычно, после ее выполнения, потому что в начале на эти пустяки совершенно нет времени. В основном боевые задачи сводятся к уничтожению таких-то единиц техники, в таком-то количестве, так что ошибки вам совершить не удастся.
В бою ваша задача сводится ко вращению башни во всех направления и стрельбе по врагам левой кнопкой мыши. Весь интерес же состоит в том, что для уничтожения разного вида техники используется разного вида оружие, которое надо уметь быстро менять. Пехоту лучше всего убивать из автомата, самолеты - из пулемета, а корабли - из корабельной пушки.

И только в таком порядке, потому, что автомат не достаёт до кораблей, а ствол пушки не наклонишь, чтобы стрелять по близко подобравшейся пехоте и т.д. Боезапас вы можете пополнять с помощью уничтожения специальных "бонус-кораблей", которые называются "грузовыми", но сути своей от этого не меняют. Миссия заканчивается после уничтожения заказанного числа врагов или же в случае вашей смерти, которая наступает когда ваш импровизированный портрет в каске, в углу экрана, будет изображать не солдата армии освобождения, а простой скелет. Так в игре изображаются "хелз-пойнты". Иногда вас могут "оживить", указом "свыше" назначив новых бойцов вам в помощь. Если включить God mode, глаза на портрете засветятся адским огнем и лицо бойца будет уж очень сильно напоминать морду морпеха из Doom II. Авторские шутки?
С течением времени войны и миссий, меняется и набор вашего вооружения, и набор атакующих вас врагов. На ваш остров десантируется уже не только пехота, но и разнообразные танки. На место вашего автомата приходит скорострельный пулемет, на место пулемета - авиационная пушка, на место пушки - ракетница.

Так же, в ваше распоряжение поступят гранаты, которые хранятся отдельно и выкидываются при нажатии на клавишу "G". И самое интересное оружие, приносящие наибольшее количество удовольствия - базука. Из нее можно стрелять как по кораблям, так и по пехоте или танкам, тогда как остальные орудия имеют ограничения по целям. Латинская "E" вызывает торпедную атаку, предварительно вам придется нацелить торпеды на какого-либо из врагов с помощью курсора, иначе они пройдут мимо. В общем, ассортимент вооружений не велик, зато серьезно упрощается управление. Со временем оружие меняет свой внешний вид, но при этом совершенно не изменят сути, фактически можно утверждать, что в игре три вида оружия, плюс гранаты и базука. Меняются так же и модели врагов, но опять-таки поведение и суть их остаются неизменными.
Только вот окружающая вас среда не меняется с течением времени никак. То же море, тот же песчаный остров. Меняется лишь время суток, когда происходит бой.

Да и то, чисто визуально, разве что иногда яркое солнце слепит глаза, да так, что не видно прицела. Вообще же графика смотрится достаточно привлекательно. Модели самолетов и кораблей хоть и просты, но красивы и заставляют следить за ними взглядом. Отменно смотрятся самолеты, заходящие на вираж для атаки и их последующее уничтожение, сопровождаемое красочными взрывами. Самолеты после попадания разлетаются на куски,

а движок с частью крыльев продолжает движение по ходу курса, и с шумом падает недалеко от вас в море.

Эффекты неба, солнца и времени суток достойны похвалы. Такой красоты и разнообразия в переливающихся красках заката мало где увидишь.

К сожалению, меняется все это великолепие не в режиме реального времени, а только при смене миссий. При этом время суток выбирается случайно, ведь это - единственное, чем визуально отличаются миссии. В остальном так: солнце отражается и блестит на оружии, и в разных миссиях светит по-разному, а на краю океана, где оно утопает в воде, стоит великолепное зарево заката. Красиво выглядят вражеские корабли, медленно выходящие из утренней дымки, и стреляющие по вам изо всех орудий.

Очень красиво. Поддерживаются любые графические разрешения, допустимые вашей видеокартой и системные требования сравнительно невысоки. Всего PII-350, 128MB ОЗУ и 3D-видеокарта с 16MB, а как идеал - PII 500, 256MB ОЗУ и карточка c 32 MB. Но на красивых закатах, пожалуй, и исчерпываются все достижения Screaming Games. Про звук же можно сказать одно - его много. Иной раз на вас несется столько среляюще-оруще-гремяще-шумящего звукоматериала, что его не могут выдержать даже уши закоренелого любителя дискотек и клубов. Уже после часа игры в Operation Blockade может заболеть голова, и подозрительно загудеть в ушах. Что касается музыки. К такой "зубодробительной" аркадной игре подошли бы либо techno, либо speed metal мотивы (по типу тех, что были в Serious Sam), или на худой конец какие-нибудь марши в духе Второй Мировой, для создания настроения. Но не того не другого в игре нет, как нет и вообще какой либо музыки. Остальные же звуки сделаны достаточно просто, хотя и без каких-либо особых претензий - отсутствует и EAX и поддержка трехмерного звука. Когда рядом с вами пикирует, а потом от меткого попадания падает самолет, вы услышите простой, незатейливый взрыв, хотя все можно было бы обставить гораздо интереснее.
В итоге мы имеем аркаду со старой, как мир идеей, которая была чуть подретуширована и подана пользователю под соусом из трехмерной графики и красивых закатов. Суть игры же, понятно, от этого не меняется. Имеется в игре и многопользовательский режим. При этом Operation Blockade затягивает своей почти животной аркадной простотой и вы без сомнения можете провести множество бессонных ночей с мыслью "а, вот сейчас еще подстрелю этот кораблик и пойду спать...", не тут-то было! Отличная аркада, но начисто лишенная каких-либо новых идей. Может оно и к лучшему? Зачем в очередной раз изобретать велосипед?