Разработчик:
Black Isle StudiosИздатель:
Interplay Entertainment Системные требования
Необходимые:
Процессор Intel Pentium II 350MHz или AMD K6(R)-III/400MHz
64MB RAM
8x CD-ROM
DirectX-совместимая видеокарта
DirectX-совместимая звуковая карта
Операционная система Windows 95/98/ME/2000/XP
DirectX 8.0 или выше
Рекомендуемые:
Процессор Intel Pentium III 500 или AMD Duron / Athlon
128MB RAM
DirectX-совместимая видеокарта
DirectX-совместимая звуковая карта
16x CD-ROM или DVD-ROM привод
Выделенная линия доступа в Интернет для multiplayer
Операционная система Windows XP
DirectX 8.0 или выше
Существующие проблемы: Игра может вызывать ошибки при работе с видеокартами Hercules 3D Prophet 4500, VideoLogic Vivid!XS и платами на чипах Kyro II. Эти ошибки частично решаются патчем версии 2.01. Кроме того, игра может работать с ошибками на системах со старыми видеокартами, не полностью совместимыми с последними версиями DirectX. В таких случаях рекомендуется устанавливать Software rendering.
Существуют проблемы с видеокартами Matrox, которые порой некорректно работали с цветовой гаммой.
Не рекомендуется включать режимы EAX при использовании звуковых карт, не поддерживающих данный стандарт.
Вводная часть
"Поклонникам RPG - радоваться". Примерно так можно начать наш обзор игры Icewind Dale II. Проект не нуждается в дополнительном представлении, впрочем, как и вся серия Baldur's Gate и Icewind Dale. Есть пародии (разной степени удачливости) на жанр RPG, а есть законодатели мод. Вот как раз к последним и относится Icewind Dale, и только что вышедшая вторая его часть - в частности.
Игра создавалась на усовершенствованном "движке" Infinite Engine от BioWare, который знаменит тем, что использовался (в разных инкарнациях) в таких проектах, как упомянутый выше Baldur's Gate, Planescape Torment и других. Кстати, работа над Icewind Dale велась теми же ключевыми членами коллектива, создававшего предыдущую часть игры, а также Planescape Torment, и обе первые части Fallout.
А теперь о главном - о сердце игры. Icewind Dale II использует третье издание ролевых правил Dungeon and Dragons, лицензия на которые получена у знаменитой Wizards of the Coast. Изменения ощущаются реально, рассказывать о них подробно я не буду, хотя о системе начисления очков опыта героям упомяну - если ваш герой поднебесного уровня развития будет пачками убивать слабых созданий первого уровня, то опыт за уничтожение в некоторых случаях будет равняться нулю. Так что если вы решите "прокачать" вашего детину на "детишках", то на это уйдёт очень большое количество времени.
Разработчики указывают, что в Icewind Dale II появились три новых (точнее, реализованных в соответствии с третьим изданием ролевых правил Dungeon and Dragons) класса: Barbarian (Варвар), Monk (Монах) и Sorcerer (Колдун). Также добавлены новые расы, из которых навскидку вспоминаются Drow (тёмные эльфы) и Aasimar (полубоги).
Spellbook'и существенно расширены. Вы найдёте 50 новых видов заклинаний по сравнению с предыдущим Icewind Dale и его пакетом расширения. Всего в общей сложности в игре реализовано более 300 различных заклинаний.
Чем ещё порадуют разработчики? Прежде всего - длиной игры. Обещается, что время прохождения Icewind Dale II будет превышать то, которое требовалось вам для прохождения первой части Icewind Dale вместе с пакетом расширения Heart of Winter.
В Icewind Dale II, несомненно, есть связи с первой частью проекта (те же места действия легко узнаваемы), но если вы впервые сели играть во вторую серию, то никаких неудобств от этого не ощутите.
Впрочем, довольно предысторий, приступаем к "осмотру пациента"...
Установка и конфигурирование
Боюсь, данный раздел окажется весьма длинным. Но в первую очередь это свидетельствует о большом объёме выполненной работы и серьёзном подходе разработчиков к своему проекту.
Установка предлагается на выбор из трёх существующих вариантов:
Minimal - Минимальная (около 700 Мбайт на винчестере);
Recommended - Рекомендуемая (около 1.05 Гбайт)
Full - Полная (около 1.5 Гбайт)
На поверку оказалось, что игра в полной установке оккупировала порядка 1.38 Гбайт. Правда, стоит учесть будущие сохранённые игры, и область кэширования. Разработчики, кстати, указывают, что игра использует виртуальную память Windows.
Внимание! После инсталляции игры настоятельно рекомендую установить патч версии 2.01, который можно найти на официальном сайте (
http://icewind2.blackisle.com/). На момент написания статьи он находился в стадии beta-тестирования, однако прекрасно функционировал - сразу решилась проблема импорта портретов из графических файлов (об этом - ниже), и улучшена работоспособность на системах с видеокартами линейки Hercules 3D. Кроме того, патч исправляет ошибку с отображением числа метательных видов оружия (кинжалов, дротиков) при покупке в магазинах и лавках. Размер патча составляет более трёх мегабайт, хотя на сайте разработчиков на момент вёрстки статьи был указан меньший размер - 2.4 Мегабайт.
Для улучшения производительности закройте все приложения и выгрузите из памяти все программы (за исключением важных системных процессов, конечно). Также рекомендуется отключать скринсейвер.
При работе под Windows 2000 и Windows XP убедитесь, что игра запускается не в режиме совместимости (галочка в пункте Run this program in compatibility mode запускаемого файла отсутствует).
Сетевые настройки multiplayer лучше смотреть в документации к игре, описывать их здесь - долго и вряд ли оправдано.
А теперь обратимся к Icewind Dale II Configuration Utility:
Закладка
General:
Здесь вы выставляете уровень сложности игры:
Очень лёгкий (монстры наносят половину от нормальных повреждений),
Лёгкий (бой проходит нормально, но заклинания выучиваются автоматически),
Нормальный (классические правила Dungeon and Dragons),
Сложный (Монстры наносят на 50% больше повреждений),
Безумный (монстры наносят в два раза большие повреждения).
Режим Heart of Fury рекомендуется выставлять в том случае, когда ваши герои достигли 15-го уровня, поскольку после включения данной опции монстры становятся существенно опаснее и сильнее. Правда, при этом в процессе их уничтожения соответственно возрастает количество очков опыта у героев. При включённом режиме Heart of Fury разработчики обещают возможность достижения вашими героями 30-го уровня.
Кроме того, здесь же вы выставляете настройки производительности в игре, указывая параметры системы: "В целом", "Видео часть" и "Звук". На всякий случай пунктом Lock можно "заморозить" настройки, дабы они не слетели в процессе ваших модификаций в последующих пунктах конфигурирования.
Закладка
Game:
В этом пункте вы выставляете:
Размер кэша - области, в которой будут хранится временные файлы.
AI Options - фактически, в данном пункте выставляется скорость игры. По умолчанию равна 30 обновлениям AI в секунду. Рекомендуется изменять только в том случае, когда скорость геймплея вас категорически не устраивает.
Path Search Nodes - этот показатель отвечает за выбор траектории движения и переход в указанное вами место на карте отдельных ваших персонажей и всей группы. Чем выше показатель, тем более оптимально выбирают маршрут движения ваши подопечные. Честно говоря, играя при максимальном значении данного параметра, я всё равно в некоторых редких случаях сталкивался с "тупостью" персонажей, когда все шли стройной толпой в обход по одной стороне, а "самый умный" отщепенец решал в одиночку отправиться по другой. В условиях сложного боя такая инициатива приводит к смерти. Сами разработчики рекомендуют в таком случае изменить формацию группы - выстроить их не стандартной (в два ряда) колонной, а, например, "звездой".
GameSpy - параметры сетевой игры на серверах GameSpy.
Game Settings - здесь вы включаете или выключаете:
- Отображение в нижней диалоговой панели количества очков опыта, получаемых вашими героями по завершении квеста;
- Дублирование всплывающего текста в основном окне сообщений;
- Консоль ввода чит-кодов (для облегчения игры и проч.);
- Способность Darkvision у группы при наличии её хотя бы у одного персонажа (при отключении - Darkvision появляется лишь при выборе героя, обладающего данной способностью);
- Вздрагивание экрана (порой в ключевых моментах игры экран вздрагивает, повествуя о критическом развитии событий).
Rules Option - включение или выключение:
- Выздоровления членов группы после долгого отдыха (по нажатии кнопки Rest);
- Автоматического выбора максимальных показателей количества здоровья у вашего героя при повышении его уровня (рекомендую отключать).
Audio Options - включение или выключение:
- Технологий EAX;
- Звуков при атаке;
- Окружающих звуков;
- Звуков шагов персонажей;
- Сглаживания звука под Windows NT 4 - если у вас установлена данная операционная система и вы испытываете проблемы со звуком, включите данную опцию.
Закладка
Graphics:
Разрешение: на выбор 800х600 (стандартное), а также (о чудо!) - Unlock Mode, в котором вы можете выбрать 1024х768, 1600х1200 и даже 2048х1536. Разработчики, правда, указывают на тот факт, что разрешение выше 800х600 в игре поддерживается неофициально. Поигравшись с данной опцией, я обнаружил, что оптимальным является 1024х768, поскольку в больших (1600х1200 и 2048х1536) разрешениях начинается визуальное рассогласование размеров игровой области с нижней интерфейсной панелью игры, что выглядит весьма убого - внизу два маленьких тамбнейла: первый - с картинки разрешением 1024х768 и второй - 1600х1200. Сразу видно, насколько громадна и неприемлемо страшна панель во втором случае.
2D Color Depth - глубина цвета. 16, 24, или 32 бита (выбор зависит от параметров вашей видеокарты);
Window Mode - выбор, в каком режиме (полноэкранном или оконном) вы собираетесь играть;
2D 16 bit Color BLT Mode - при выборе в 2D Color Depth 16-битного цвета вам предоставляется возможность вручную указать некоторые из его дополнительных настроек;
Game Options - включение или выключение:
- Dithering - затемнение персонажей при их прохождении в тени объекта;
- Sprite Mirroring - загрузка лишь половины анимации монстров, рекомендуется отключать для более красивой и гладкой картинки;
- Static Animation - отображение анимации статичных объектов (горящих факелов и т.п.);
- Translucent Spell Effect - прозрачность эффектов при совершении заклинаний; если у вас слабая система, то для повышения производительности во время битв с большим применением магии стоит отключать эту опцию;
- Transparent Shadow - прозрачность теней персонажей и монстров;
- Weather Effects - различные погодные эффекты вроде снега, дождя - существенно украшают внешний вид игры.
Movie Options: включение или выключение субтитров во время видео заставок.
Tile Options: параметр предварительной загрузки графических элементов на карте. При ста процентах вы получаете долгое время загрузки, зато впоследствии - плавный скроллинг по всей карте.
Далее я отметил бы ещё и возможность выставления автоматической паузы в меню самой игры - если вы вдруг видите противника, или когда ваше здоровье иссякает (а также в других ситуациях) вы можете выставить автоматическую установку паузы в процессе игры, чтобы успевать сориентироваться в сложной ситуации.
Игра
Итак, все сложности - позади, и мы наконец-то запускаем игру.
Красочная заставка, выполненная в стиле перелистывающихся страниц древней книги, повествует нам о нападении полчищ гоблинов на Десять Городов.
Разнёсшийся клич о помощи собрал корабли с воинами, возжелавшими помочь в развернувшихся битвах. Вы, с вашими товарищами, также поспешили на помощь. Однако во время высадки завязался бой, в процессе которого погибли многие, и лишь некоторым кораблям удалось прорваться. Вы прибываете в Таргос - один из Десяти Городов...
В меню выбираем новую игру и начинаем формировать свою группу персонажей. Предлагаются уже готовые группы - для ленивых:
Однако - нет, "мы пойдём другим путём". У нас - своя голова на плечах. Смело кликаем New Party и начинаем создавать свою "бригаду немедленного реагирования".
Рекомендации по созданию группы. Лично я после трезвых размышлений и советов разработчиков выбрал такой вариант: Paladin (Паладин), Ranger (Рейнджер), Wizard (Волшебник), Клирик (Cleric), Бродяга (Rogue). Обоснования просты (опытные игроки в RPG могут пропустить этот участок текста): Бойцы, рейнджер и паладин - прокладывают дорогу; волшебник - специалист по заклинаниям и контр заклинаниям, борется со вражескими магами; клирик - незаменимый в отряде специалист по залечиванию ран; бродяга со своими воровскими способностями вскроет любой замок, обезопасит любую ловушку, незаметно прокрадётся и достанет нужный предмет.
Впрочем, решать вам. На сладкое разработчики оставили возможность импорта вашей физиономии в игру, чем я и не замедлил воспользоваться, подретушировав пару своих старых фотографий из замка Мишкольц - одной из резиденций венгерских королей.
Последовательность действий при добавлении фото: в каталоге Icewind Dale II создаёте папку Portraits, в ней размещаете два графических файла в формате BMP:
Маленькая фотография лица - размер 42x42 пикселя, глубина цвета 8-bit (256 цветов). Название файла - любое, не более 8 символов, в конце поставьте букву "s": пример - "alexs.bmp".
Фотография крупного плана - размер 210x330 пикселей, глубина цвета 24-bit. Название файла - любое, не более 8 символов, на конце поставьте букву "l": пример - "alexl.bmp".
Ещё раз напоминаю, что у меня возможность импорта фотографий корректно заработала лишь после установки патча версии 2.01 beta (см.
сайт разработчиков).
Итак, необходимые действия совершены, и мы формируем героя дальше:
Как видите, нам предстоит выбор по пунктам:
Gender - пол;
Race - раса;
Class - класс;
Alignnment - предрасположенности;
Abilities - возможности;
Skills - навыки;
Appearance - вид героя и его озвучивание в игре;
Name - имя.
Подробно рассматривать не буду - подпункты достаточно велики и, в общем-то, стандартны. Например, в Abilities вы начисляете очки в разделы Сила, Ловкость, Конституция, Сообразительность, Мудрость и Харизма. В процессе создания от возможностей - глаза разбегаются, так что лучше всего заранее четко сформировать список задач, которые вы ставите перед данным персонажем в игре (обычно те, с которыми лучше всего справляется класс, к которому он принадлежит). Например, Rogue должен уметь вскрывать замки, бесшумно двигаться, прятаться и т.п. К каждому из пунктов меню формирования героя прилагается подробная справка, так что вряд ли это занятие поставит вас в тупик.
Особенно понравилась возможность изменить биографию героя - вот где может воплотиться весь полёт вашей фантазии. В общем, если вам не жалко времени, то можно запросто создать команду из своих друзей, что весьма благотворно повлияет на дополнительное увеличение реальности происходящего.
Также вы можете озвучить своего героя, но это - для истинных гурманов. Лично мне хватило тех голосовых наборов, которые поставлялись с игрой по умолчанию.
Пролог
Итак, вступаем на тропу приключений... Короткий диалог с капитаном, и высадка с корабля на берег, полный опасных неожиданностей.
Диалоги в игре - не очень легки на восприятие. Разработчики решили придать игре свой шарм и коверкают слова некоторых персонажей. В итоге все эти "c'mon", "did ya", "t'like" очень сильно мозолят глаза и надоедают. Спасает то, что так говорят не все персонажи, и то, что некоторые из них озвучены. Это - большой плюс, поскольку на слух речь в игре воспринимается порой даже лучше, чем текст на экране. С другой стороны, после пары-тройки дней, проведённых за игрой, могу утверждать, что все сложности с восприятием текстовой информации постепенно исчезают...
Двери в игре иногда открываются при помощи оружия. Правда, не спешите радостно бежать к сундуку с мечом наперевес - он может содержать секретную ловушку, так что лучше его сначала прощупать воровскими способностями - кликните иконку Thief Abilities и далее наведите курсор на искомый объект. Также не рекомендую взламывать запертые двери - зачем портить хорошую вещь и пугать возможных обитателей дома?
Как обычно, очки опыта после выполнения квеста разделяются на всю группу. По каждому герою ведётся статистика - сколько врагов он убил, каким оружием и проч. - поклонники точности во всём будут довольны...
Звук в игре - великолепен. Актёры, озвучивающие персонажей, не выглядят статистами, как в некоторых отечественных проектах, и особенно - наспех созданных локализациях. Саундтрек вызывает желание записать его отдельно на музыкальный компакт-диск. А стрёкот сверчков ночью просто очаровывает и прибавляет реализма к и без того прекрасному оформлению.
Сразу оговорюсь, что в игре вам предстоит внимательно исследовать пейзаж в поисках оружия, остатков снаряжения врагов и прочих полезных вещей. Порой замеченный крохотный выдвижной ящик стола принесёт вам лишнюю горсть монет - так что не ленитесь исследовать мышью всё и вся.
Карты в игре две. Одна - карта текущих окрестностей:
А другая - более глобальная карта мира:
Очень понравилась работа Scroll'а вашей мыши, что удобно при прокрутке предметов во время торговли. Кстати, о торговле. У разных торговцев могут быть свои цены на товары, так что не торопитесь сбрасывать добычу первому встречному - лишние монеты никогда не помешают. Правда, таскать с собой лишние тяжести героям тоже не с руки - но в этом случае "металлолом" можно скинуть где-нибудь в удобном месте, дабы потом захватить его с собой. Это - не Россия, и о сохранности вещей здесь можно не беспокоиться :).
Также не забывайте вовремя идентифицировать неопознанные предметы - некоторые обладают магическими свойствами и могут сильно помочь в прохождении игры. Стоимость идентификации обычно составляет сотню золотых (правда, не исключено, что такие расценки - только на уровне Normal).
Меню Inventory стандартно. Здесь я бы отметил удобное переключение между персонажами и передачу ими предметов друг другу. Правда, если герои разбрелись по карте, во время обмена предметами вам могут выдать сообщение о том, что они слишком удалены друг от друга.
Для драгоценных камней вы можете приобрести специальный мешочек, в который входит до двадцати камушков. Оно и к лучшему - незачем лишний раз засорять Inventory.
По каждому предмету можно вызывать информацию правой клавишей мыши. Это справедливо во всех ситуациях - как в случаях экрана Inventory, так и во время торговли.
Что касается схваток и сражений, то играя на уровне Normal (и выше), скучать вам точно не придётся. Необходимо выработать свою тактику ведения боя, и определить на будущее, какие именно военные навыки стоит развивать каждому из ваших персонажей. Не забывайте пополнять свитками с заклинаниями книги ваших волшебников, колдунов, клириков, и прочей мистической братии. Естественно, теми, которые они в состоянии понять и запомнить.
Ещё одно немаловажное замечание - в процессе игры вас могут загрузить большим количеством квестов, так, что вы можете забыть куда идти, и кому и что принести. Посему полезно периодически просматривать журнал - ваш кладезь полезной информации.
В процессе игры вам может встретиться такой недочёт - попытки повторно зайти в здания могут оказаться бесплодными. Вы пытаетесь собрать всех персонажей, входить по одному, эффект тот же - герои нерешительно топчутся на пороге и ничего не происходит. В таких случаях разработчики советуют выйти с карты, и зайти на неё вновь. В большинстве вариантов такие действия устраняют досадную ошибку, и вы снова сможете зайти в нужные вам здания.
При выборе фраз в диалоге будьте очень и очень внимательны - при разных раскладах ситуация после ваших бесед может существенно меняться. Несмотря на то, что игра линейна, в процессе мини-квестов она имеет несколько вариантов развития событий.
Очень внимательно относитесь к союзникам - не дай Бог, случайно заденете кого-то во время схватки (такое может произойти при использовании магии с большим радиусом поражения или, например, при броске бутыли с зажигательной смесью). У меня возникала такая ситуация - запулив бутылку с огненной жидкостью в толпу врагов, я случайно прикончил гнома-союзника. Через некоторое время на меня начали кидаться друзья - лекарь и капитан стражи. Сначала я заподозрил измену по сюжету, и радостно пополнил свой багаж доспехами бывших союзников, но когда на меня стали бросаться все ключевые персонажи, и все, кому не попадя (и даже торговцы), я понял, что игре - конец, и с сожалением расстался с доспехами, перегрузив игру.
Не ленитесь читать советы, которые появляются во время загрузки новой карты - порой они весьма полезны и помогут вам как в бою, так и при выборе различных стратегий и действий.
При достижении нового уровня вам предстоит распределять заработанные очки среди умений персонажа. Можно выбрать даже новый класс героя, и продолжать развиваться в нём. Правда, с другой стороны, узкая специализация класса позволит отточить присущие ему навыки, и вы станете супер профессионалом своего дела. Выбор стратегии развития - полностью за вами...
Очень рекомендую часто и помногу (под разными именами) сохраняться - сюжет непрост и столкнувшись с неприятным развитием событий (отчасти, возможно - по рассеянности во время диалога), можно много раз впоследствии пожалеть об отсутствии сохранённой игры. Функция автоматического сохранения, конечно, тоже может придти на помощь, но вручную сохраняться как-то спокойнее и надёжнее.
Ну, и напоследок заметим, что ваши герои - такие же нормальные люди, и если днём вы можете путешествовать, как вам вздумается,
То ночью всё же лучше спать, найдя подходящее место для ночлега. Опять-таки, можно и здоровье за это время поправить совершенно бесплатно (правда, если вы не отключили эту опцию при конфигурировании игры).
Заключение
Плоха игра или хороша? Что ж, ответ будет таков - красные глаза и бессонные ночи - впервые после окончания института много лет назад и рождения сына. Игра - действительно затягивает. Прекрасно сбалансированная, в меру сложная, со сразу угадывающимися признаками настоящего класса. Этот проект - воистину заслуживает титул одного из достойных флагманов жанра Role Playing Game в классическом виде. Поклонникам - рекомендуется, сочувствующим - несомненно, проходившим случайно мимо - хотя бы обратить внимание в целях расширения кругозора.
Ну, а нам пора - орки, знаете ли, наступают, гоблины - тоже не спят. Десять Городов ждут нашей помощи...