Разработчик -
Illusion SoftworksИздатель -
GOD GamesИздатель в России -
1С Сайт игры
www.mafia-game.comВведение и особенности
Mafia, безусловно, станет хитом. Эту игру от Illusion Softworks (разработчики Hidden & Dangerous) и GOD Games многие ждали и возлагали на нее большие надежды. Игра состоит в очень близком родстве со скандальным Grand Theft Auto 3, а проще говоря, является смесью "шутера" с одной стороны, и безумных гонок по улицам города на машинах - с другой, плюс немного adventure, энциклопедических данных об автомобилях тогдашнего времени.
А также море крови, наезды на пешеходов, убийство полицейских и прочие аморальные развлечения. А происходит все действо в Америке 30-х годов. Итальянская мафия, сухой закон, джаз,
великая депрессия, в общем, вы все знаете. Авторы хотя и развили идеи GTA, но в некоторых местах серьезно урезали концепцию. При этом нельзя не отметить неплохой, хотя и линейный, сюжет. Хотя все миссии должны выполняться в строгой последовательности и времени на свободные поездки по городу у нас почти не будет, сюжет захватывает и не отпускает до конца игры. Если в GTA заставки были призваны хоть как-то связать между собой миссии, то здесь мы имеем закрученную гангстерскую сагу, которою авторы попытались наполнить даже моральными уроками и психологией. Хотя местами получилось достаточно мыльно и мелодраматично. Общее оформление, стиль игры и настроение показались близкими к Max Payne. Мрачно, кроваво и с надрывом.
Оформление интерфейса так вообще показалось "содранным" с MP. Впрочем, может оно и к лучшему, главное, что получилось красиво и стильно.
Настроение серьезно портят многочисленные глюки как графического "движка" (машины иногда летают в воздухе, в десяти сантиметрах над дорогой, проваливаются в стены, застревают в бордюрах и т.д.), так и внутренних игровых скриптов (некоторые из них летальные - игра не может быть пройдена). Имеются так же и общие недоработки. Например, печально известный заезд на гоночных авто, сложность которого "довела до инфаркта" множество игроков.
Форумы игры переполнены возгласами о чрезвычайной сложности этой миссии и возможных путей ее прохождения. А пока авторы предлагают скачать файл сохраненной игры после пройденной трассы и обещают исправить все недоработки (в особенности злополучную гонку) в ближайшем патче. Известный глюк в главе под названием "Sarah", когда из-за не срабатывающего скрипта игра вообще не может быть пройдена, тоже остается пока не исправленным. Читайте форумы и качайте сохраненные игры на поздних этапах.
Сюжет
В основе сюжета игры лежат воспоминания и записанные раскаяния бывшего гангстера и главного героя игры - Томми Анжело. Все начинается с его диалога в баре с полицейским, которого он приглашает, для того чтобы во всем признаться. Главный герой рассказывает про свои преступления, полицейский удивляется и записывает. На протяжении рассказов мы становимся участниками всех этих событий. В начале 30-х годов Томми "посчастливилось" спасти двух представителей семьи Сальери от смерти, и за это его приглашают присоединиться к этой семье. Впрочем, у него нет выбора, о чем ему тонко намекает конселигьери дона Фрэнк. Вот так простой таксист, оказавшийся в нужное время в нужном месте, становится мафиози и безжалостным убийцей. Хотя таким ли безжалостным? На протяжении игры нам придется слушать комментарии Томми к тем или иным событиям, его переживания и мучения. Он постоянно разрывается между работой и нравственной стороной дела. Все очень драматично.
Итак, мы начинаем игру простым таксистом. После того как мы спасли Тони и Сэма из рук бандитов дона Морелло, мы получаем предложение обращаться к дону Сальери, если возникнут проблемы. "Буду иметь в виду" - говорит Томми, и продолжаются наши таксистские будни. И вот мы катаемся по городу, развозим людей, пока Томми не решает сделать перерыв и выпить чашечку кофе. Как только он выходит из машины, на него нападают вчерашние головорезы, и ему ничего не остается, как спасаться бегством через подворотни и дворы до бара Сальери, который, благо дело, расположен неподалеку.
Скоро из задних ворот бара наши новые друзья вынесут трупы преследовавших Томми не в меру мстительных гангстеров. "Добро пожаловать в семью, сынок. Это Сем и Тони, которых ты вчера спас из рук бандитов Морелло. Теперь вы работаете вместе". Томми целует руку дона, после чего становится полноправным членом семьи и гангстером. Тут начинается нормальная бандитская жизнь. Сбор дани, убийства, угон автомобилей, шантаж и прочее.
Как уже говорилось, миссии сменяют друг друга последовательно и просто покататься по городу нам не дадут. После выполнения очередного задания мы возвращаемся в бар, и тут же начинается следующее. Миссии очень объемные и сложные, их можно также назвать "главами". Каждая из них имеет свое название, множество сценарных заставок и прочего.
Загрузка каждой миссии сопровождается соответствующей картинкой, выполненной в виде реальной фотографии. Миссия про бутлегеров, например, оформлена ящиком с канадским виски. Есть и другие варианты - всё смотрится очень стильно.
Каждая миссия обычно продолжается несколько часов реального времени. Приходится разъезжать в разные концы огромного города, в котором происходит действие и выполнять еще множество различных заданий. Город настолько огромен, что в нем начинаешь более-менее неплохо ориентироваться только к самому концу игры. Авторы утверждают, что его площадь равна десяти квадратным километрам. При этом миссии или "главы" поделены на эпизоды, тоже со своими названиями. При окончании эпизода или миссии игра автоматически сохраняется. Возможность сохранять игру в любом месте отсутствует. Обычно смена эпизода связана со сменой места действия.
Приведу один из самых запомнившихся примеров. Требуется пробраться в бордель, убить его менеджера, причем в назидание, на глазах у всех. Затем установить в кабинете директора взрывчатку и после взрыва выбраться из борделя. Перед началом каждой миссии мы получаем краткий брифинг от дона. Затем отправляемся к заике Ральфу, который заведует автопарком семьи.
От него получаем информацию о новых типах машин и о том, как их правильно угонять, а так же выбираем себе авто для предстоящего дела. Затем идем или едем к Винченсо, который занимается всеми типами вооружений, включая автоматы Томпсона и пулеметы. От него получаем необходимое оружие и едем непосредственно на дело. Оружие стоит выбирать в зависимости от миссии - длинноствольное оружие не спрячешь под пиджак или плащ. Чтобы мы не заблудились в большом городе, в левом верхнем углу находится компас, который указывает нам направление, в котором находится цель поездки. Красный крестик на компасе показывает точное положение места, где мы должны припарковаться, иначе не сработает скрипт. Клавиша Tab вызывает прозрачную карту города, на которой желтой стрелой обозначена наша машина, а голубой - цель поездки. Карта доступна только в пределах города (ведь в игре можно еще осуществлять и загородные прогулки). Итак, берем машину, оружие и едем в бордель. Спрятав оружие под плащ, вежливо интересуемся у клерка, где в данный момент находится менеджер. Оказывается, менеджер обедает в ресторане, он одет в белый костюм. Идем в ресторан и находим человека в белом костюме. "Greetings from Don Salieri", и менеджер в белом костюме получает пулю в лоб. Далее отстреливаем охрану и телохранителей и, забрав ключ за стойкой у клерка в приемной, поднимаемся на верх. Открываем кабинет, закладываем взрывчатку и прыгаем через окно в вестибюле на соседнюю крышу. Казалось бы все? Но нет, кто-то вызвал полицию. Начинается второй эпизод этой главы. Погоня по крышам. Снизу по пожарной лестнице уже спешат полицейские, воют сирены машин, а Томми прыгает с крыши на крышу, попутно отстреливая людей в синей форме. Это когда мы ездим на машине, нам нельзя убивать полицейских, нельзя убивать прохожих, превышать скорость и проезжать на красный свет. За всем этим, как в GTA последует наказание и на вашу поимку, в зависимости от преступления, будут брошены определенные силы полиции. Если нарушили ПДД, будьте добры оплатить штраф. Не подчинились требования сотрудников местной ГИБДД - на экране появится символ наручников. Если полицейские вас догонят, то посадят за решетку. Игра при этом закончится. А вот если вы вдруг случайно застрелите мирного гражданина (наезд не считается) или, не дай Бог, блюстителя закона, то появится символ пистолета, что значит "убить любой ценой". Смысл понятен. На вашу поимку будет отправлено сразу около десяти полицейских машин. С вами не будут разговаривать, вас будут убивать.
Тем временем Томми добрался до конца крыш, и куда дальше идти, непонятно. Далее следует заставка, в которой Томми перебрасывает лестницу на близлежащую церковь, опутанную строительными лесами. Спускаемся вниз и тут вам новый сюрприз! Кажется, мы попали как раз на отпевание того паренька, которого мы уложили во вчерашней перестрелке. Пришедшие на службу родственники готовы не чтить никаких обрядов и правил поведения в церкви, лишь бы расквитаться с вами. Вендетта прежде всего. Третий эпизод миссии начинается с кровавой перестрелки прямо в церкви.
И когда последний из многочисленных (кстати) родственников паренька падет, мы опять прослушаем длинный диалог Томми и святого отца на тему морали и нравственности. Обратно в бар Сальери отправляемся на угнанном катафалке. Вот так, жизнь простого гангстера полна романтики и приключений. Большинство миссий игры сделаны просто блестяще и проходятся с огромным интересом. Удовольствие получат как любители гонок, так и любители пострелять.
Реализация боевой системы и оружие
Боевая система в игре проработана достаточно серьезно. При прохождении миссий имеются просторы и для тактической мысли, и для быстрой реакции. Томми может исполнять кувырки и перекаты, стрелять, чуть высовываясь из-за естественных препятствий. Можно стрелять на ходу из машины. Правой рукой Томми будет управлять автомобилем, а левой палить из окна. Цель соответственно, должна находиться слева от машины, иначе ничего не получится. Так же для стрельбы из машины пригодны только легкие виды оружия - пистолеты. Ни винчестера, ни автомата, ни винтовки одной рукой удержать не получится. Из машины стрелять труднее, ведь приходится еще и управлять авто, но зато безопаснее - корпус машины может выдержать гораздо больше попаданий, чем ваше тело. Но наилучшим проявил себя вариант стрельбы из-за машины. Когда машина путем резкого торможения и большого угла поворота паркуется под прямым углом к цели, после чего мы вылезаем из нее и ведем стрельбу непосредственно из-за капота. Враги не отстают от нас в разнообразных ухищрениях. Они так же умеют делать перекаты, прятаться, перебегать из одного укрытия в другое, но поведение их линейно и после пары-тройки загрузок игры, можно без потерь пройти даже очень сложный момент, изучив поведение врагов. AI находится на весьма среднем уровне, они очень редко догадываются спрятаться в укрытие даже для перезарядки, и иногда все эти перекаты и кувырки кажутся просто бестолковыми. После них враг часто оказывается в гораздо более худшем положении. Обычно прохождение осложняется количеством врагов, а не их качеством. После убийства врага, чаще всего на пол выпадает его оружие, можно так же обобрать труп, но чаще всего на нем ничего обнаружить нельзя. Оружие достаточно разнообразное, имеет разную убойную силу, разную отдачу и разную дальность стрельбы. Оружие следует выбирать в связи с обстановкой и целью. Это очень важный момент. В многолюдных местах следует пользоваться кулаками, ножом или бейсбольной битой, иначе на шум выстрелов сбегутся полицейские. Вообще по городу лучше перемещаться в режиме спрятанного оружия (клавиша "H"), при этом на подготовку оружия будут затрачены драгоценные секунды, но зато полицейские не будут вас трогать. Ведь за ношение оружия можно получить сразу статус "Арестовать" или "Убить". Нож, бита и фомка оружием не считаются. Далее идут пистолеты. Я встретил их где-то около пяти типов, возможно, есть больше. Все они отличаются по балансу "количество зарядов/убойная сила/отдача", то есть, на сколько прицел будет сбиваться после выстрела. Пистолеты очень хороши для дальних мишеней. Имеется в нашем распоряжении несколько типов винчестеров - двуствольный обрез, автоматический - на восемь зарядов. Обрезы хороши при ближнем бое, когда огонь ведется почти в упор. Из обреза можно убить с первого раза. Вашего героя, кстати, это тоже касается. И, наконец, самое любимое - автомат Томпсона 1928 года выпуска. Лучше всего работает, когда против вас целая толпа врагов. Будет косить всех без разбора. Так им и надо. Отличается дикой убойной силой и почти полной неуправляемостью при стрельбе. Интересно было узнать, что настоящие сицилийцы из всего этого набора предпочитают обрезанные двустволки.
Вот он, мафиозный этикет и культура. Вот в принципе и все.
Интерфейс и управление
У нашего героя имеется инвентарь (клавиша "I"), в котором хранится оружие (по одному каждого типа) и иногда - ключевые предметы. Все действия (например, сбор предметов) следует производить правой кнопкой мыши. Если в данном месте возможно какое-то действие, то внизу экрана появится восклицательный знак. Значит, здесь можно что-то подобрать, открыть дверь, включить свет, поговорить с кем-либо и т.д. Если действий возможно несколько, то появится всплывающее меню, где можно будет выбрать нужное. В остальном управление тривиально, все клавиши можно перенастроить в меню опций. Чтобы, например, угнать машину следует, во-первых, знать как это делается, иначе Томми скажет нечто типа "Первый раз вижу такой замок". Затем подойти к машине (появится восклицательный знак), нажать и держать правую кнопку мыши. Дожидаемся, пока Томми повертит головой и взломает машину и вот мы уже внутри. Что бы выйти из авто нужно остановиться, и когда появится восклицательный знак, опять-таки нажать правую кнопку. Все очень просто. Проста и понятна навигация с разнообразными приборами в машине. Приборную доску мы не увидим - все приборы располагаются по краям экрана. Тахометр, спидометр, внизу - счетчик топлива. Слева вверху компас и радар. На радаре синим цветом обозначены обычные полицейские автомобили, а красным - преследующие вас. Справа - секундомер, некоторые миссии следует выполнять за определенное время. Клавиша "Tab" вызывает карту, без которой ездить по городу просто невозможно. "F5" выставит знак "60 км/ч", ограничение по скорости езды в городской черте.
Сколько бы вы ни давили на газ, машина наберет скорость в шестьдесят километров в час и будет поддерживать ее автоматически. Режим позволяет избежать неприятных встреч с полицейскими. С другой стороны, когда вы освоитесь с автомобилями и городом, то никакая полиция вам будет не помеха. Не стоит забывать, правда, что прежде чем приступить к выполнению очередного задания, следует избавиться от "хвоста". Для этого можно заехать в какую либо темною подворотню, а далее стоять и ждать пока исчезнет индикатор преследования.
Главное в это время не попадаться на глаза полиции, иначе он вспыхнет с новой силой. Никакой перекраски машины, смены номеров или просто бонусов отводящих преследование, как в GTA 3, в игре нет. Все внутренние игровые диалоги происходят сами собой, без вмешательства игрока для выбора реплик. Порадовало большое количество и гибкость игровых настроек, можно даже выбрать единицы измерения спидометра - мили или километры. Клавиша "С" переключает пять различных камер. Камеры установлены: сверху-сзади, сверху-сзади дальняя, на капоте, на левом колесе, и на переднем бампере. Это, пожалуй, все, что можно сказать по поводу управления игрой.
Графика.
Не очень яркая палитра, выбранная для игры - отрицательного впечатления не производит. К сожалению, художники уделили мало внимания деталям, разрушаемых объектов в игре маловато, а модели слишком просты и местами криво собраны. Например, головы многих гангстеров "приделаны" под неправильными углами и вообще непропорциональны телу. Чрезвычайно просты модели автомобилей - красивы, но просты, их уже не интересно разбивать, пока не останется один остов, как это было в GTA или Carmageddon. Графическое оформление игры нельзя назвать чем-то выдающимся, но огромный город произведет впечатление на любого игрока. Системные требования игры - как минимум PIII-500MHz, 128Мбайт памяти и 32MB видеокарта. Рекомендовано же 750 MHz процессор, 256 Мбайт оперативной памяти и 64MB видео. Поддерживаются разрешения от самых низких (320х240) до самых высоких (2048х1536).. С максимальными графическими настройками, на своем Athlon XP 1600+, 256 Мбайт ОЗУ, Radeon 7500, я смог нормально играть только в разрешении 640х480. Делайте выводы.
Звук
Говоря о звуке, нельзя не упомянуть великолепных джазовых мелодий, звучащих во время миссий. Звучат как чисто инструментальные композиции, так и мелодии с вокалом. Иногда приходилось выключать все остальные звуки, что бы просто слушать великолепную музыку и кататься по городу на старинном автомобиле. Музыкальные темы великолепно поддерживают настроение. Звуки авто и окружающей среды, аварий или стрельбы сделаны тоже на хорошем уровне и нареканий не вызывают. Впечатляют крики раненых и умирающих в перестрелках или трусливо убегающих бандитов.
В игре так же имеется энциклопедия автомобилей того времени. Модель каждого вы можете рассмотреть в подробностях со всех сторон, а так же почитать информацию о нем и узнать технические характеристики. Имеет режим Free Ride и Extreme Free Ride, когда вы просто задаете параметры карты, начальные условия и т.д. и просто свободно катаетесь по городу зарабатываете деньги, приобретаете оружие и новые автомобили и т.д.
Компания "1С" на своем сайте пишет о многопользовательском режиме игры. Возможно, он будет добавлен в одном из ближайших патчей.
Резюме
Вам обязательно стоит хотя бы попробовать сыграть в эту отличную игру. Кого-то может отпугнуть большое количество насилия в Mafia, но в любом современном боевике его полно. Тут уж никуда не деться. Прекрасно проработанный сюжет, и просто масса интересных находок разработчиков. Великолепные, почти киношные, ракурсы камер в сценах, да и оформление этих сцен тоже находится на очень высоком уровне. Приз за операторскую и режиссерскую работы. Пусть игра чуть менее динамична, чем GTA, но зато она реальнее, жизненней и правдоподобней. Взрывоопасное сочетание гонок без правил и 3D action, без сомнения, захватит любого игрока. Ведь каждый из нас хоть на секунду, но мечтал стать гангстером...