Разработчик: Pivotal Games
Издатель: SCi
Русская локализация: Бука
Системные требования: PII450, 128MB RAM, 16MB 3D Card
Введение. Особенности
Conflict: Desert Storm, проект, разработка которого долгое время находилась под наблюдением многих любителей тактических Third Person Shooter, наконец явил себя миру. К сожалению, сразу буду вынужден разочаровать ожидавших его поклонников - проект на деле оказался самым обычным аркадным шутером, и пускай вы управляете не одним героем, а несколькими, ну и что? Тактикой здесь и не пахнет. Выполняя задания, вы бегаете по уровням, стреляете, ставите бомбы и т.д., управляя при этом одним из нескольких бойцов - остальными управляет компьютер. Вы можете в любой момент выбрать для управления любого пехотинца из вашей команды, но управление всем отрядом ограничивается отдачей набора простых команд, типа "За мной!" или "Ждите здесь!"
В игре нам предлагается для прохождения около двух десятков миссий имеющих то или иное отношение к НАТОвским операциям 90х годов в Ираке: "Буря в пустыне" - Кувейт, Саддам Хусейн и все такое прочее. Как известно, разработчикам компьютерных игр только подай конфликт, а уж игру по нему они сделают, будьте покойны. Что ж, на этот раз пришла очередь очередной компьютерной реализации операции "Буря в пустыне". Тема, надо сказать, весьма избитая. Чем же выделяется Desert Storm? В основном все миссии будут проходить на открытом воздухе, что уже радует - бесконечные похождения по бункерам арабских террористов или цехам заводов по производству ядерного оружия уже порядком надоели. Авторы решили не идти легким путем и потратили массу времени на создание "открытых" карт, что, надо сказать, требует намного больших усилий. Что ж, это им вполне удалось - уровни хоть и не кажутся особенно крупными (это вам не Battlefield 1942) но производят впечатление достаточно продуманных. Разнообразные искусственные или естественные ограничения вашего передвижения по карте, что так важно на "открытых" локациях, вполне органично вписываются как в окружающий ландшафт, так и в рамки реальности. Никаких "непроходимых" елок, кустарников и прочих элементов зеленой флоры, ограничивающих карту местности, и порою так раздражающих, вы в игре не встретите.
Присутствует стандартный для такого рода игр набор объектов: бескрайняя пустыня, блок-посты, лагеря, бункеры, ангары с самолетами и заводы секретного оружия.
Имеется и безбожно палящее солнце, часто мешающее стрелять. Соответствуют случаю и враги - бородатые приверженцы Аллаха,
наемники-европейцы, многочисленная боевая техника: танки, самолеты, вертолеты,
вполне узнаваемые советские грузовики "Урал",
из которых нескончаемыми толпами, как из инкубатора, выбираются террористы. Вполне колоритное ощущение иракской пустыни и не менее ощущаемая пята ныне покойного Советского Союза на заднем плане, невидимая, но вездесущая: начиная от грузовиков "Урал" и заканчивая самолетами "Миг-29". Про автомат Калашникова я даже не говорю. Миссии, хоть и не отличаются разнообразием и оригинальностью (взорвать тот или иной объект, уничтожить того или иного человека или технику, освободить тех или иных заложников антигуманного режима Хусейна), скучать вас не заставят. Все происходящее на экране монитора почти по аркадному динамично и забористо. Аркадность, которая была незаслуженно забыта и потеряна в ряде тактических TPS - именно тот краеугольный камень, который и делает игру столь привлекательной и захватывающей. Никакой тактики - простота и аркадность в каждом штрихе, и пускай даже игра не всегда от этого выигрывает, но в основном это так. Простота в управлении, простота в оформлении, простота в настройках, графике и звуке.
Сюжет
Итак, давайте разберемся. Сюжета, как такового, в игре нет. Бравые американские или британские парни проводят секретные или не очень операции в Кувейте. Ну, какой тут сюжет? Сюжет в таких случаях всегда бывает только один - бесконечный героизм и нечеловеческая воля американского народа ко спасению всего остального мирного человечества от угрозы терроризма в лице располагающих крупными нефтяными запасами держав третьего мира. Мирное человечество застыло в немом, но без сомнения благодарном поклоне. Вступительный ролик попросту демонстрирует подвиги спецназовцев на ниве борьбы с терроризмом в каком-то другом районе Ирака.
Ролик, весьма среднего качества, сделан на движке игры.
Итак, перед началом игры нам предлагается выбрать, из какого армейского подразделения будут наши будущие подопечные. Для выбора имеются: британский Special Air Service и американский отряд Дельта. Выбор этот не определяет решительно ничего существенного, разве что "скины", то есть одежду, ваших бойцов. Не меняются даже имена, да и отличить бойцов одного подразделения от другого не так-то просто. Далее нам предлагается выбрать режим игры, а так же ее сложность. Перед началом боевых действий мы можем пройти обучающий уровень,
на протяжении которого сержант, крича страшным голосом, как в американских фильмах, объяснит нам, как ползать, как бегать, как из какого оружия стрелять. Этап обучения сделан чрезвычайно подробно и дотошно, он затрагивает практически все аспекты игры, но при этом все выглядит несколько затянуто и чрезвычайно занудно.
При прохождении этапа порою ощущается недостаток конкретной информации о том, куда бежать и что делать. Несмотря на большой объем информации, этап этот ничего существенно важного не дает, ведь как уже говорилось, управление в игре - тривиально, а в течение десяти минут изучать простые приседания, которые к тому же в игре будут использоваться очень редко, по меньшей мере утомительно. Итак, мы выбрали "скины" для бойцов, закончили с обучением и без лишних слов и долгих прелюдий нас кидают на поле боя. Миссии обычно предваряются кратким брифингом, состоящим из перечисления целей задания, а иногда и небольшой вступительной сценой на движке игры.
Так как миссии не имеют между собой никакой связующей цепи, кроме общих героев, которых нам придется пестовать на протяжении всей игры, то сюжет не получает вообще никакого развития. Мы начинаем игру, имея в своем подчинении одного-единственного солдата, остальных же мы будем приобретать при прохождении миссий. Чтобы не путать, все бойцы одеты чуть-чуть по-разному. Один - в каске, другой - в кепке, третий - в панаме.
В первой же миссии мы руководим действиями Bradley, который является командиром выбранного вами спецподразделения. В первой же миссии мы освобождаем Foley, второго нашего солдата и горе-подрывника, угодившего в плен.
Нам придется самим выполнять его задание и взрывать мост. Как только к нам присоединяется новый человек, его портрет появляется слева внизу экрана. Под портретом расположен индикатор здоровья, а также иконка действия, которое в данное время выполняет этот персонаж (если в данный момент им руководит компьютер). В любой момент вы можете переключаться между персонажами, для того чтобы, скажем, использовать разное оружие, или вовремя спасти очередного компьютерного неудачника от смерти. Персонажи, кстати, сразу не умирают, они просто теряют сознание, и ждут, пока вы подоспеете с медикаментами. Ждут они правда не очень долго, так что если вы замешкаетесь, то персонаж отдаст концы уже навсегда. Потеря персонажа для продолжения игры не критична, но всегда надо помнить, что с ними вам придется пройти всю игру. Так что если вы умудрились потерять боевого товарища в этой миссии, то в следующей его уже не будет, и, следовательно, ваша боевая мощь уменьшится. Для спасения ваших соратников вы можете применять несколько команд. Команды эти отдаются при нажатой клавише Alt совместно с одной из букв: D - следовать за мной или остаться, С - лежать или встать, G - идти в указанную точку и т.д. Правда, отдавать эти команды в бою практически невозможно, успевать можно только одно из двух - либо стрелять по врагам либо отдавать команды. Вы можете передавать оружие или патроны от одного персонажа к другому. Если вы стоите достаточно близко к нему, то при нажатии клавиши "использовать" (Е) вы отдадите ему свое основное оружие. Так как компьютерные товарищи не умеют собирать аптечки, патроны или другие важные предметы, то распределением "обоза" придется заниматься вам. И лечить и вовремя давать патроны и переключать оружие - вот вам и вся тактика. Иногда из-за страха потерять кого-либо из товарищей приходится оставлять весь свой отряд в тылу и идти в бой в одиночку, а потом, к концу миссии, собирать всех на месте эвакуации.
В остальном же миссии весьма динамичны и, как уже говорилось выше, аркадны. Враги иногда наваливаются такими толпами, причем, появляясь из ниоткуда, что временами попросту забываешь, что ты играешь на самом деле в "тактический шутер", а не аркаду. В основном вашими врагами будут простые пехотинцы, но позже появится и тяжелая техника - танки, БМП, вертолеты. Вам самим дадут прокатится на танке, правда, катание не будет особенно долгим - технику очень быстро уничтожают, и мы продолжаем путь пешком. Для уничтожения различных целей применяется различное оружие.
Игра
Миссии в игре не блещут разнообразием. В основном от вас потребуют кого-нибудь убить или что-нибудь взорвать. Соответственно выбирается и оружие - если вас атакует танк, то поблизости стоит искать гранатомет, если вас просят взорвать очередной генератор, то ищите взрывчатку C4. Иногда оружие или предметы можно найти на карте, иногда у некоторых ваших бойцов кое-какие полезные предметы и вооружения есть с самого начала. Поэтому в начале миссии желательно удостоверится, кто какое оружие имеет, и в связи с этим отбирать ударный отряд и проводить какие-то действия. Также можно подбирать всякие полезные предметы - ключи, карточки и т.п. Предметы будут храниться в инвентаре (Shift) и используются в нужное время автоматически. Иногда какое-то действие невозможно выполнить из-за того, что вы не выполнили предыдущее. Например, не освободили человека, который имеет важный предмет. Но чаще всего задания можно выполнять в свободном порядке. Существуют, так сказать, дополнительные "квесты", которые приносят определенные бонусы - оружие или аптечки. Так что стоит изучать карту как можно внимательней. Персонажи по-прежнему умудряются хранить в большом армейском рюкзаке десяток противотанковых ракет, двадцать гранат, гранатомет, снайперскую винтовку, десять килограмм взрывчатки и т.п. Иногда задания невозможно выполнить из-за недостатка информации, и приходится методом проб и ошибок искать правильное решение. Порою задачи ставятся некорректно, даже несмотря на то, что место выполнения точно обозначается на карте.
Обозначения эти делаются не точно, а текст мало информативен и туманен. Задание "Уничтожить лагерь у моста". Уничтожаем всех. Задание не исчезает. Оказывается, надо было перейти мост и там, в доте, убить еще пару врагов, хотя в задании ничего про это сказано не было, а на карте была обозначена только эта сторона каньона. Некорректность постановки боевых заданий - очень серьезный минус игры. Еще одна серьезная проблема - это игровые объекты взаимодействия, то есть различные предметы, кнопки, персонажи и другие объекты, с которыми так или иначе приходится взаимодействовать героям для успешного прохождения игры. Во-первых, эти объекты очень легко не заметить, а потом лихорадочно бегать по карте в поисках пропущенного рычага или не взятого пакета с взрывчаткой. Даже если вам повезло обнаружить нужную кнопку, появляется другая проблема. Некоторые кнопки очень трудно нажимать, так же как трудно иногда подобрать очередной предмет. Вы стоите, объект перед вами, вы крутите "головой" туда-сюда, наводите на него прицел, но злополучная надпись "взаимодействовать" никак не появляется. Вы и так, и эдак подходите к объекту, и с той, и другой стороны. Надписи нет. И тут, когда вы уже решили бросить это занятие, из положения на корточках, глядя вертикально вверх, вы все-таки получаете возможность использовать объект и жмете на нужную кнопку. Иногда действительно приходится так помучиться, я ничуть не преувеличиваю. После выполнения всех заданий проследуйте к месту, обозначенному красными дымовыми шашками, там вас заберет вертолет.
Оружие представлено в игре достаточно разнообразно. Один из ваших подчиненных вооружен пистолетом с глушителем, другой - береттой, третий - крупнокалиберным "Пустынным Орлом". "Тяжелый" пехотинец имеет ракетомет, легкий пулемет и т.д. Имеется набор автоматов от Калашникова до Узи. Можно закладывать противотанковые мины, кидать дымовые или фрагментарные гранаты. Напомню, что оружием также можно меняться. И тот арсенал, с которым солдат начинает игру, может меняться. Имеется прибор ночного видения.
Аптечки и патроны разбросаны на картах вполне густо, в конце концов всегда можно подобрать трофейный автомат и использовать его. Оружия игре очень много, и предполагается, что все оно было реально использовано спецподразделениями во время операций в Ираке.
Ролевые особенности игры
Да, имеется в игре и ролевой момент. После успешного окончания каждой миссии, вы получаете очки опыта. Далее на специальном экране вы можете распределить очки по умениям в области владения оружием, получить медали, а так же новые звания.
Здесь мы можем увидеть текущий уровень опыта, а так же, сколько нам потребуется для получения новых нашивок. Опыт повышается за счет убийств и других действий, которые производит солдат в бою. При повышении уровня у солдата увеличится здоровье, он станет быстрее реагировать на атаки врага и стрелять более метко. Уровни опыта выглядят следующим образом: Trained, Regular, Veteran, Expert, Professional, Guard, Elite и Hero. Последний уровень доступен только на высшем уровне сложности. Вверху экрана мы можем переключать текущего солдата, чтобы посмотреть боевые заслуги каждого из них: кто сколько раз выстрелил и сколько кого убил, каков личный вклад данного солдата для прохождения компании. Солдаты подразделений различных стран (SAS и Delta Force) будут получать различные военные звания и награды, в соответствии с системой, принятой в этих странах. Медали высшего класса Medal of Honor и Victoria Cross вообще могут быть получены только на высшем уровне сложности. Умения, которые могут изучать бойцы специальных подразделений, тоже отличаются друг от друга. В Британском SAS умение "медицина" может изучить каждый, а в Отряде Дельта - только взрывник. Вообще, доступные умения отличаются по группам вооружений (pistol, rifle, submachine gun и т.д.) и по сферам применения (Medic, Combat Engineer и т.п.). Система не такая сложная, и результаты повышения тех или иных умений видны сразу.
Резюме
Сохранять игру в Desert Storm можно в любом месте, но только два раза за миссию. Авторы пошли на этот шаг для большей реалистичности, так что сохраняться рекомендуется после прохождения особо сложных участков. Движок игры оставляет приятное впечатление, прежде всего от скорости работы.
Игра не очень требовательна к ресурсам компьютера, это может служить неоспоримым плюсом. Графическое оформление можно назвать средним - модели слишком угловатые, физиономии героев уродливые и неуклюжие. Туда же можно приписать неубиваемых коз,
прямоугольные кирпичи-танки и смерть героев "ногами кверху".
Из звукового оформления заслуживает внимания только бешено вопящий сержант в обучающей миссии. Все.
Если вы купили эту игру, ожидая что это - тактика, вы стопроцентно разочаруетесь. Если вы ждали экшена, то существует примерно один шанс из двух, что вы получите удовольствие...