No One Lives Forever 2 - A Spy In H.A.R.M.'s Way

Автор: HF
Дата: 27.10.2002
Все фото статьи

Сайт игры: ссылка
Разработчики: FOX Interactive
Издатель: Sierra Entertainment
Авторы игрового движка: Monolith Productions

Системные требования


Pentium-III 500 MHz

128 MB RAM (256MB для Windows XP)

32MB видеосистема с HARDWARE T&L

1.4GB свободного дискового пространства + дополнительное пространство для создания swap-файлов

Рекомендуется:

Pentium-III 1.0 GHz

256MB RAM

64MB видеосистема с HARDWARE T&L

Звуковая карта с поддержкой EAX 2.0

1.7GB свободного дискового пространства + дополнительное пространство для создания swap-файлов

Введение. Особенности


No One Lives Forever - это шпионский игровой (теперь уже) сериал, посвященный похождениям Джеймса Бонда в юбке, британской девушки супер-агента Кейт Арчер.

По традиции, принятой в большинстве шпионских историй, дело происходит в шестидесятые годы (а конкретно - в 1968 году), во времена Холодной войны между Советским Союзом и США, во времена, когда в моде были пышные прически и пестрые расцветки, но самое главное - это были времена самых ужасных злодеев и самых страшных заговоров против мирного человечества. При этом игра выполнена в ироническом жанре. Если вы вспомните небезызвестные похождения Остина Пауэрса, то получите более-менее близкое представление о том времени, в котором происходит действие игры, а так же об атмосфере, царящей в ней. Правда, фильмы про Остина Пауэрса имеют скорее пародийный оттенок, а в No One Lives Forever мы имеем скорее жанр "гиперболы": все злодеи - "опереточные", все положительные герои непременно "супер-герои" и т.д., но при этом все происходящее отчаянно пытается выглядеть серьезным.

Шутки тоже выдержаны в незамысловатом стиле: одного из злодеев, именующего себя просто, Директор, постоянно достает по телефону "любимая" мамочка: "Почему ты не ночевал сегодня дома? Чем ты там занимаешься? Я всю ночь глаз не сомкнула! Как тебе не стыдно!". Злодей оправдывается....
Сибирь. Русские солдаты в грязных шинелях сидят в бревенчатых избах и пьют литрами водку, а, бросаясь на вас с автоматом, непременно кричат "Шпион! Капиталист проклятый!" и т.д. Японские девушки-ниндзя ведут следующий разговор: "Ты пойдешь сегодня за покупками? - Нет, я не могу, у меня сегодня назначено убийство". В общем, жанр шпионской комедии с полным набором дежурных шуток выдержан вполне. И это хорошо. Закон жанра, знаете ли. Советский Союз, Красная Угроза. Главный злодей с неуемной жаждой править миром - непременно наш соотечественник. Ядерное оружие, двойные агенты, тайная подготовка Третьей Мировой Войны и все такое прочее.

Игра сделана на "движке" LithTech самой последней версии (система Jupiter). О достижениях нового "движка" мы поговорим позднее, в заключительной части статьи, посвященной графике, но скажу сразу - несмотря на высокие системные требования, движок отрабатывает их полностью. No One Lives Forever - это обычная смесь Action - Adventure, приблизительно пятьдесят на пятьдесят. Игровой процесс достаточно разнообразен, здесь уж авторы постарались. Тут вам и японские ниндзя, и погони на снегоходах в Сибири, и неожиданные разоблачения ваших сотрудников, и действие, которое разворачивается на всех пяти материках.

У Fox Interactive получился масштабный "шпионский" Action достаточно высокого качества, который может прийтись по вкусу любителям игр совершенно различных жанров. Проект хоть и не нельзя назвать крупным явлением в мире компьютерных игр, но он исполнен с душой и вкусом, в него приятно и интересно играть. Он несет свой собственный определенный стиль и специфическую атмосферу, так что вам стоит хотя бы взглянуть на него.

Сюжет


Итак, сюжет. Злодеи из международной террористической организации H.A.R.M. вернулись. Но они, как всегда, забыли об одном - на пути их мирового господства стоит Кейт Арчер, супер-шпионка, которая однажды уже сорвала их коварные планы. Удастся ли ей это еще раз? На этот раз злодеи наняли самых жестоких и опытных убийц в мире, чтобы, наконец, раз и навсегда расправится с ненавистной Арчер.

Тем временем США стало известно о сверхсекретном плане, разрабатываемом Советским Союзом, который может в конечном итоге привести к развязыванию Третьей Мировой Войны. Сможет ли Кейт предотвратить ядерный геноцид и одновременно избежать происков злодеев из H.A.R.M и помешать их зловещим планам осуществиться?

Такова завязка сюжета. Тем не менее, до конца игры так и остается невыясненным, в чём конкретно состоял план Советского Союза, и чем H.A.R.M собирается навредить миру помимо убийства Кейт Арчер. Впрочем, так ли это важно? На протяжении всей этой неразберихи Кейт занимается тем, что выполняет различные задания шпионской организации UNITY, в которой она состоит на самом лучшем счету. Кейт засылают в самые разные части света, и сюжет развивается по ходу прохождения уровней, периодически разбавляемого небольшими сценками из жизни штаб-квартиры UNITY или злодеев H.A.R.M, которые будут готовить очередные ловушки для нашей героини. Сначала Кейт будет преследовать японка Исако (Isako). Однажды Директор (Director) спас Исако жизнь, и теперь она, следуя японским традициям, стала его рабой, чем Директор и пользуется в своих грязных целях. Исако отлично владеет катаной и в начале игры ей даже посчастливится "убить" нашу шпионку. Но Кейт, как водится, выжила и готова снова приступить к исполнению своих обязанностей супер-шпионки, чтобы взять у Исако реванш.

Помимо Исако и Директора вам встретятся другие новые действующие лица, например, американский генерал Морган Хокинс, французский мим-убийца, постоянно восторгающийся талантами Волкова, русские военные, и еще множество персонажей типичных для таких "шпионских комиксов".

Останутся и старые друзья: русский генерал Волков, который всю игру, целиком замотанный бинтами (только усы торчат), проведет в инвалидном кресле, в которое его "заботливо" усадила Кейт в первой части игры. Из "добрых" героев вам встретится помощник шефа Бруно Лори, который теперь является "временно исполняющим обязанности шефа", пока тот уехал отдыхать. Будет вечно нетрезвый шотландец-дебошир Армстронг Магнус, постоянно устраивающий драки в пабе. Будет и сам шеф, и многие другие. Ведь по закону жанра, доведенному в игре почти до абсурда, все герои, и плохие и хорошие, должны "не умирать" (казалось бы, Волкова убили, но нет - в бинтах и в коляске, снова живой), и из части в часть вести нескончаемую борьбу друг с другом.

Весьма талантливо воссоздана атмосфера тех мест, куда попадает наша героиня. Возможно, этому поспособствовали богатые ресурсы "движка" от Monolith. Извилистые улочки пасторальной деревеньки с низкими домами в японском стиле сменяются холодной сибирской зимой, затем заброшенный дом, а потом жуткий смерч в Америке, затем Индия и т.д. Мир вокруг сделан очень подробно со множеством специфических деталей и очень достоверно. Окружающее игрока пространство никак не напоминает декорации деревенского театра. Все локации хорошо воссоздают атмосферу, но везде просматривается эта комическая "гипербола", заложенная авторами в основу игрового мира NOLF. Все русские - непременно грязные пьяницы, дуются в карты, сидя в холодных казармах, доверху засыпанных непременно "сибирским" снегом. Все японцы - самураи и ниндзя, одетые в длинные кимоно, целыми днями сидят в своих низких хижинах, со стенами из прозрачной бумаги, и рисуют иероглифы, от нечего делать периодически делая сепуку. В общем, все мифы об образе жизни и традициях различных наций собраны воедино и гиперболизированы в этой игре до предела. И это, опять-таки, закон жанра, и как ни странно, некоторые шутки подобного рода иногда даже выглядят весьма забавно.

Реализация боевой системы. Оружие


В игре представлена удобная и продуманная система управления развитием персонажа, его инвентарем, найденными во время исполнения задания документами и т.д. Для этого было сделано специальное "рабочее" меню, состоящее из набора соответствующих закладок:

SYSTEM - системное меню игры. Содержит различные настройки игры, опции сохранения/загрузки и т.д.

MISSION - ваше текущее задание, подробно расписанное и разделенное на подпункты. Можно посмотреть, что вы сделали, и что еще осталось сделать.

EQUIPMENT - ваша экипировка. Этот пункт содержит краткое описание предметов относящихся к разделу "Оружие" (т.е. выбираемых цифрами на главном игровом экране). Описание обычно содержит инструкцию о том, как пользоваться данным оружием (иногда попадается такое, которое даже не понятно как его использовать), какими патронами оно стреляет и т.д.

INVENTORY - содержит ключевые игровые предметы, необходимые для успешного прохождения уровней. В тексте, сопровождающем конкретный предмет можно обнаружить подсказки, как и где в игре правильно использовать данный предмет.

INTELLIGENCE - содержит все найденные вами документы. Документов вам предстоит найти великое множество. Некоторые документы являются "двигателем" сюжета, другие содержат какие-то подсказки или же рекомендации по дальнейшим действиям. Есть документы, содержащие шуточные тексты, типа письма советских солдат в генштаб: "Не можем больше есть эту брюкву!". Или иногда попадаются такие шедевры эпистолярного жанра как это письмо.

PLAYER - раздел повышения навыков вашего персонажа. За успешное выполнение заданий или подзаданий, за обнаружение важных документов и проч., вы получаете очки опыта. Далее чтобы повысить сове умение в какой-либо сфере, вы можете распределить очки опыта между несколькими группами, на которые разбиты все доступные в игре навыки.

Всего в игре восемь групп навыков: сила, выносливость, меткость стрельбы, способность к переноске безжизненных тел врагов в безопасные места, броня, оружие, использования различных приспособлений и экипировки и, наконец, умение находить нужные предметы в карманах убитых врагов. Каждая группа содержит в себе четыре-пять навыков, от развития которых и будет зависеть ваша судьба. В каждой группе вы можете получить до пяти степеней умения - от новичка до эксперта.

Разделы оружия и предметов, имеющегося у Кейт в данный момент, тоже открываются с главного игрового экрана при помощи пяти закладок. Раскрытие закладок привязано к клавишам от "1" до "5". То есть вы переключаете оружие не как в большинстве шутеров, клавишами от "1" до "9", а как в Counter Strike, цифрами на клавиатуре открываете соответствующие разделы (типа "Оружие ближнего боя", "Пистолеты", "Винтовки" и т.д.) и затем колесом мыши или клавишами прокрутки выбираете нужное. Введение такой системы обусловлено обилием различных видов вооружений в игре.

Все оружие в игре разделено на пять групп (хотя фактически его можно было бы разделить на две группы - имеющее "реальные" прототипы и шпионско-мультяшное):

Орудия ближнего боя - сюда относится электрошокер, катана и прочие орудия ближнего боя, а так же режим "спрятанного" оружия (Holster).

Специальное оружие - в этот раздел определены медвежьи капканы, бананы на которых могут поскользнутся ваши враги (да и сама Кейт тоже), арбалет, сюрикены и т.д. То есть все те предметы, которые могут быть использованы против врагов как ловушки или предметы, которые имеют косвенное отношения к оружию.

Пистолеты - здесь все понятно. Набор пистолетов, оборудованных с глушителем и без оного.

Винтовки и Автоматы - сюда входят снайперские винтовки, автомат Калашникова, ручной пулемёт системы Gordon, дробовик и прочие "радости".

Разнообразная взрывчатка - представлена набором гранат различного воздействия (дымовые, усыпляющие, осколочные и проч.). Здесь же имеются блоки взрывчатки С4 с таймером, используемые для подрыва крупных объектов. Интересным прибором является "Злая Кошка" (см. скриншот в разделе EQUIPMENT) - робот, начиненный взрывчаткой, который, после того как Кейт активирует его (нажав на кнопку расположенную на... хм... впрочем, сами увидите), начинает сам гоняться за врагами, пока не взорвется в непосредственной близости от них.

Специальные приборы (Gadgets) - почти все приспособления, собранные здесь, не имеют "реальных" прототипов и могут называться "шпионско-мультяшными". Здесь вы обнаружите приспособление для стрельбы практически всем, начиная с дротиков-маяков для маркирования врагов на радаре и заканчивая капсулами с клеем, которые намертво приклеивают врагов к полу. Различные приспособления из первой части игры тоже никуда не делись. Кейт по-прежнему имеет в своем арсенале декодер вражеских кодов и тайнописи. Может с помощью отмычек или паяльной лампы ломать и отпаивать замки. С помощью специального устройства выводить из строя видеокамеры. Остались и фотокамера, вмонтированная в губную помаду, и монетки, которые нужно бросать для отвлечения внимания охраны. Также у Кейт имеется специальный баллончик с какой-то жидкостью, используя который, она может "распылить" бездыханное тело любого врага (ведь другие персонажи умеют живо реагировать на такие необычные находки как трупы сотоварищей и вызывать подмогу, поэтому всегда важно заботится о том, чтобы рабочее место было чисто). В общем, налицо превосходный шпионский арсенал.

Другие игровые особенности


Помимо "уничтожения" тел противников с помощью баллончика, Кейт теперь умеет просто-напросто перетаскивать труп, взявши его в охапку не хуже заправского Коммандос. Перед тем как спрятать (или еще каким-либо образом избавиться) тело можно обыскать.

Найти в карманах убитых можно самые необходимые вещи - кончено же, оружие и патроны, которыми пользовался убитый. Реже (если повезет) попадаются бронежилеты, гранаты и прочее. Если так задумано по сценарию, вы можете найти так же ключи или карточки допуска к важным игровым объектам. За успешное нахождение "нужных" вещей в карманах убитых, кстати, отвечает важный навык Search. Также в карманах мертвых врагов можно найти всякий совершенно ненужный хлам, который призван поддерживать атмосферу игры: жевательную резинку, фотографии, письма, игральные карты, бутылки с водкой. Содержимое карманов зависит от того, кем был его хозяин при жизни - русским солдатом, агентом H.A.R.M. или девушкой-ниндзя и т.д.

Помимо грубой мужской работы, которую Кейт выполняет, перетаскивая трупы, она не менее грубо расправляется с толпами врагами. Иногда возникает впечатление, что ты играешь не в легкий шпионский Action, а в кровавый "шутер" - враги нападают толпами, заваливают трупами узкие проходы, кровь льется рекой.

Но это - скорее исключение, чем правило. В основном вас ждет "тихая" работа, точная и быстрая стрельба в голову, быстрые перебежки от одного укрытия к другому, перетаскивание трупов т. д. - просто Hitman какой-то :). Кейт умеет становиться полностью невидимой для глаз врага, если ненадолго останется без движения в каком-либо темном помещении. В этом случае появится специальный темно синий индикатор, который будет показывать, через сколько времени Кейт полностью "сольется с тьмой" и станет невидимой.

Этот режим хорош, чтобы прятаться от врагов, которые после сигнала тревоги начинают гоняться за вами толпами. Скоро они утихомирятся, и вы можете выходить из укрытия. Еще хороший маневр получится, если вы спрячетесь во тьме и будете поджидать одинокую жертву, пока она не приблизится почти вплотную, и тогда нанесете один смертельный удар.

Помимо простых врагов

на протяжении игры вам могут встретиться "боссы", то есть враги, являющееся ключевыми фигурами в игре, убить которых - крайне трудно. В этом случае вверху экрана появится большой желтый индикатор, отображающий здоровье "босса". Вы будете видеть индикатор, даже если "босс" находится где-то далеко, в другой части уровня. Вам следует быть предельно внимательными.

На протяжении уровней вы будете находить специальные листочки с информацией от UNITY, которые будут содержать некоторые подсказки по дальнейшим действиям. Так же вам будут попадаться "презенты" - подарочные коробки, перетянуты разноцветными лентами - содержащие новое оружие или какие-либо другие полезные предметы.
Кто развесил листочки по стенам вражеских объектов? Кто разложил презенты для Кейт под кровати к злодеям из H.A.R.M.? И по сей день остается загадкой. Так же остается загадкой, кто так криво изобразил подобие русского языка на советских документах. Разработчики явно не пользовались услугами переводчика хоть как-то владеющего русским языком.

Интерфейс. Управление


Управление в игре можно назвать достаточно удобным, система закладок, которую авторы использовали как для управления персонажем, так и в игровых настройках, проявляет себя на все сто. Нельзя не упомянуть странную привязку команд с клавиатуры, выставленную по умолчанию. Клавиша "M" открывает экран экипировки, инвентарь открывается клавишей "N", клавиша "I" открывает экран документов, "TAB" показывает статус миссии, "’" убирает компас, который отображает приблизительное положение целей миссии, и врагов, которых вы замаркировали с помощью дротиков-маячков.

Графика и звук


Здесь можно отдельно сказать несколько слов о новом движке игры - Lithtech (система Jupiter). Он претерпел существенные изменения, по сравнению с тем, что было использовано в первой части игры. Великолепные ландшафты и панорамы выглядят натуральными независимо от части света, в которой находится героиня. Или это грязные извилистые улицы маленького индийского городка, или сибирские леса, занесенные снегом, японские сады камней и водопады, заброшенный, опустевший дом где-то в Америке, который кажется полон приведениями - вся окружающая обстановка наделена массой деталей и функционирующих объектов. Трава, деревья, вода, птицы и другие мелкие животные вроде кроликов - все эти объекты великолепно "оживлены" авторами игры. Великолепные водопады состоят из миллионов маленьких каплей воды. Пространства уровней и разнообразие ландшафтов поражают размерами.

Физические механизмы игры тоже проработаны великолепно. Если вы пронзите близко стоящего от стены врага стрелой из арбалета, то он останется висеть на ней пригвожденным, пока вы, обыскивая тело, не извлечете из него эту стелу. После чего труп медленно осядет вдоль стены и будет лежать, как упал, пока через некоторое время не исчезнет. Если враг был убит вами на пригорке, то его тело красиво скатится с него, и останется лежать у подножья. Жаль в игре мало подвижных объектов, но если они есть, то с ними очень интересно работать. Конечно же, при движении по снегу или другому влажному покрытию на земле остаются следы. Но самое большое впечатления на меня произвел смерч, в который попадет Кейт, выполняя очередное задание в заброшенном доме в Америке.

Такого эффекта присутствия и реальности происходящего я не испытывал никогда, мастерство с которым разработчики отнеслись к проработке как графической и физической, так и к режиссерской стороны этой сцены несомненно заслуживает похвалы. А чего стоит последняя битва с японкой Исако в доме, который поднял в воздух этот огромной силы ураган, и который летит над землей и от него постепенно отваливаются части стен, пола потолка?

А громадный автобус, который кувыркается под действием урагана как бумажный?

Этот момент стоит увидеть. Еще, на что точно стоит посмотреть - на то, как Кейт Арчер выходит из правой стороны экрана в главном игровом меню.

Тоже весьма достойное зрелище и отличная авторская находка. Также "движок" позволяет вам разъезжать по местности на снегоходах,

включать и выключать свет в помещения, наполнять раковины водой и прочее. Не стоит забывать, правда, что у нового движка достаточно высокие требования к видеокарте и оперативной памяти - для хорошей игры (без тормозов) вам как минимум потребуется видеосистема на базе GeForce2. Вообще, для игры авторы рекомендуют использовать графическое оборудование с чипами от NVIDIA, логотип этой компании красуется на экране заставки игры.
В игре были замечены проблемы со звуком в диалогах между персонажами - звук то пропадал, то появлялся снова. С установкой патча проблема исчезла. В остальном же, серьезных ошибок в работе игры не наблюдалось.

Резюме


Как уже говорилось выше, этот отличного качества продукт рекомендуется широкой аудитории игроков. Бесспорно, в игре присутствует множество интересных моментов, на которые стоит обратить внимания любителям игр совершенно различных жанров.