Icewind Dale II: начальные советы

Введение


Этот материал вряд ли будет интересен профессионалам ролевых игр, тем более, успевшим пройти Icewind Dale II до конца. Но я лично встречаю множество людей, которые говорят, что игра - великолепна, но у них никак не доходят до неё руки. Им-то сей материал и посвящается - авось, лишний раз подхлестнёт интерес к этому прекрасному проекту...

Итак, свершилось... Компания Black Isle Studios не так давно выпустила долгожданную финальную версию патча 2.01, который долго и упорно тестировался, продвигаясь по beta-стадии с большими потугами. И я решил поделиться своими небольшими советами, справедливо посчитав, что выход первого официального патча - неплохой повод для того, чтобы:

а) Сесть-таки за прохождение Icewind Dale II;

б) Ностальгически повздыхать, да и продолжить заброшенную было кампанию по спасению Десяти Городов от Легиона Химеры.

Игра, сама по себе, длинная. Нет, я бы даже сказал, что она - очень длинная. Длиннее, чем первый Icewind Dale вместе с add-on'ном. Если вы к тому же поставили неплохой уровень сложности и вам приходится частенько заседать на одном и том же участке карты, то прохождение Icewind Dale II у вас затянется не на одну неделю - наскоком её не пройти... Поэтому я решил представить свои скромные советы тем поклонникам RPG, которые недалеко ещё ушли в Icewind Dale II, а, может, даже и не начинали свои странствия по виртуальному фэнтезийному миру...

Советы порядка ради будут пронумерованы, но это не значит, что описанные в них ситуации расположены в пространственно-временной последовательности процесса прохождения игры. Ведь, как известно, хорошая мысль порой приходит с опозданием, так что простите мне мой "хаос мысли"" :). И ещё. Я, естественно, не претендую на роль истины в последней инстанции, и выражаю субъективную точку зрения в своих размышлениях. Если хотя бы один из приведённых советов покажется вам полезным, я уже буду рад, и посчитаю, что моя миссия удалась. Итак, начнём...

Советы


Совет 1
Внимательно следите за перемещением ваших "питомцев", то бишь, членов доблестной группы спасения мира от зла. Ваши герои из-за несовершенной технологии Path finding (которая отказывает даже в режиме расчёта Max Nodes) так и норовят найти именно свой альтернативный путь в процессе прохождения между двумя точками. Особенно неприятно это в критических ситуациях (сражение или отступление с поля боя). Так что чаще пользуйтесь паузой и упрощайте пути перемещения, разбивая сложные траектории на короткие прямые отрезки.

Совет 2
Сохраняйтесь чаще. Заветная кнопочка Save, наверное, должна сниться тем, кто играет на уровне Hardcore, да ещё со включённым режимом Heart of Fury. Более того, сохраняйтесь каждый раз в новом слоте - бывали случаи, когда после Overwrite я с удивлением обнаруживал, что начинаю далеко не с того места, где сохранялся в последний раз. О таких ошибках предупреждают и сами разработчики игры.

Совет 3
В принципе, сложно назвать советом, но всё же... В целях экономии места, и борьбы с беспорядочно хранимыми вещами настоятельно рекомендуется: залежи драгоценных камней, бутылочек с магическими жидкостями, свитков хранить в, соответственно: мешочках Gem Bag, сумках Potion Bag, тубах Scroll Case. Во время сражений все бутылочки, повышающие жизненные силы - распределять между членами своего отряда.

А самое главное - как только вам попадётся артефакт Bag of Holding - ни в коем случае и ни при каких обстоятельствах не продавайте его, поскольку складируемые в нём вещи ничего не весят, и любой ваш персонаж сразу же превращается в заправского тяжеловоза, причём абсолютно безвозмездно.
Если же вам приходится перетаскивать большие грузы (Bag of Holding - не безразмерен, да и некоторые вещи в него не положить), то развейте у вашего персонажа особенность (feat) под названием Strong Back - она позволит увеличить суммарный вес, поднимаемый вашим героем на целых 50%.

Совет 4
Что касается упомянутых выше особенных возможностей (feat), то не забывайте, что если у вашего персонажа нет feat'а на какой-то тип оружия, то, используя его, он не получает большой пользы из-за возникающего штрафа (как непрофессионал своего дела). Соответственно дело обстоит и с доспехами. Следите, чтобы ваш вор (Rogue) не был облачён в костюмчик класса Heavy Armor без соответствующего feat'а.

Совет 5
Ваш персонаж класса Wizard (и другие магические классы) имеет возможность выучивать новые заклинания, например, из подобранных на поле боя свитков. Настоятельно рекомендуется сохраняться перед попыткой выучить заклинание, поскольку чем ниже ваш навык в выучивании свитков, тем больше вероятность того, что с первого раза у вас не получится скопировать его к себе в Spell Book. Ещё одним важным фактором, который нельзя сбрасывать со счетов, является возможность единожды использовать определённое заклинание в вашей книге в течение дня (или несколько раз - при наличии нескольких одинаковых заклинаний в книге). Восстанавливать запас заклинаний необходимо отдыхом (Rest). Не забывайте просматривать доступные вам заклинания после повышения уровня волшебника, клирика и т.п. - если вы получаете доступ к новым заклинаниям, их необходимо добавлять в свою книгу.

Совет 6
Обязательно "прокачивайте" у вашего вора (Rogue) способность Open Lock, поскольку может возникнуть момент, когда ваших возможностей не хватит на открытие ряда очень "вкусных" сундучков, не поддающихся на грубое физическое воздействие. Не стоит трепать нервы себе и группе ваших товарищей :).

Совет 7
Во время переговоров с NPC (Non-Playable Characters - встречающиеся вам персонажи, за которых нельзя играть), стоит выдвигать для переговоров не просто лидера группы, но человека с неплохими навыками Diplomacy, Bluff и проч. Порой результаты диалогов действительно могут различаться. Я был несказанно удивлён, когда наличие в составе моей группы паладина изменило течение событий - профессионал в борьбе с нечистью, он уже после прощаний с некоей героиней распознал в ней колдунью, и расслабившемуся автору этих строк поспешно пришлось вступить в развернувшееся сложное сражение, оказавшееся полной неожиданностью.

Совет 8
Как напоминают нам разработчики, монах (Monk) и Паладин (Paladin) имеют свойство отказываться от вознаграждений, поэтому имейте данный факт ввиду, если вы меркантильны в своих стремлениях. Впрочем, в качестве утешения стоит отметить, что обычно после отказа от вознаграждения (имеются ввиду материальные ценности и деньги) всё равно следует награда, которая выражается в очках опыта или же в некоем магическом предмете.

Совет 9
Фактически единственным безопасным способом открывать карту является использование для этих целей персонажа с хорошим навыком Hide. "Уходите в тень" и спокойно осматривайте территорию, не очень приближаясь к врагам - во-первых, может сработать триггер и начнётся диалог со злодеем, а ваши коллеги не успеют подоспеть на помощь. Во-вторых, ваш герой может "вывалиться" из режима Hide в самый неподходящий момент.

Совет 10
Продолжение вышеприведённого совета. Очень мощным оружием в игре является следующая тактика: "прокачивается" навык Hide у ряда героев, и в дальнейшем, при обнаружении толпы врагов вы подбираетесь к ним в скрытном режиме и далее каждый из героев использует оружие массового поражения того или иного вида. Волшебники, к примеру, fireball, а бойцы - бутыли с зажигательной смесью. После огневого шквала толпа врагов изначально получает сильный ущерб, и ваши силы в следующей затем схватке заметно возрастают.

Совет 11
Продолжая предыдущий совет замечу, что в первую очередь необходимо выводить из строя вражеских магов и колдунов - наибольших неприятностей зачастую стоит ожидать именно от них.

Совет 12
Отдыхайте (Rest) почаще, и в безопасных местах. Всегда сохраняйтесь перед отдыхом, если не уверены в том, что на вас никто не нападёт. Отдых позволяет волшебникам и клирикам восстанавливать в памяти заклинания, которые они уже использовали. Кстати, ещё один вид неплохой тактики - при тяжёлых битвах (особенно с несколькими сильными врагами одновременно) следует накинуться всем отрядом на отдельного монстра, уничтожить его любой ценой и отступать назад, на предыдущую карту, где отдыхать и вновь возвращаться и продолжать битву до уничтожения очередного монстра.

Совет 13
Что касается возможности развития Multiclass, то здесь я бы посоветовал не увлекаться разбросом ваших ресурсов опыта. По мне, так лучше узко специализированный профессионал, нежели "ни рыба, ни мясо". Однако, без сомнения, достойна внимания тактика прививания бойцам магических навыков, а магам - боевых искусств (что-то вроде Ranger-Cleric, Wizard-Fighter и т.п.), впрочем, эксперименты - дело вкуса. Можно сделать мага скрытым от вражьего взгляда, создав связку Wizard-Rogue. Собственно, сами разработчики рекомендуют не увлекаться мультиклассовым развитием, рекомендуя как раз вариант с парой специализаций на одного героя.

Совет 14
В игре огромное значение имеет тактика ведения боя. Внимательно следите за пейзажем, выгодными ландшафтами, отслеживайте текущие возможности отряда, будьте настоящим полевым командиром, в конце концов :). Вот пример удачного тактического хода - группа Yeti была заманена в узкий проход и далее при помощи одной-единственной молнии все враги понесли значительный ущерб здоровью:

Конкретные ваши действия в ситуации, удачный расклад и прочие факторы придают игре свой шарм. Некоторые сложные для прохождения эпизоды после внимательной вдумчивой оценки вдруг перестают заставлять вас постоянно перезагружаться. Этим и силён Icewind Dale II - игра действительно заставляет вас думать.

Совет 15
Обращайте внимания на, казалось бы, второстепенные заклинания - Bless, Cat's Grace, Bull's Strength, Prayer. Даже небольшой бонус "Attack +1" после применения Bless перед боем порой оказывается ой как необходим...

Совет 16
Сложно отнести к совету, ибо то, что я попытаюсь донести - и так у всех на виду. Если вы благоразумно создали в своём отряде, например, клирика, то его возможности по вызыванию монстров (Summon Monster) вы будете использовать не раз. Особенно в жарких рукопашных боях. Всегда после обнаружения врага разведчиком начинайте отступать им к основной группе, в то время как клирик постепенно выстроит из монстров живой щит, принимающий первую волну атак, а ваших персонажей, снабжённых луками, арбалетами, пращами и дротиками превратите в стрелковое подразделение.
Кроме клирика, вызывать монстров могут и другие персонажи. Например, Рейнджер (Ranger) может вызвать Natural Ally - помощника из животного мира. Сначала это - пара безобидных кошек, затем собаки, потом волки - и вот вы постепенно получаете возможность вызывать довольно солидную поддержку...

Совет 17
Два волшебника в отряде - не роскошь, а существенное облегчение боевых задач. Начав игру с пятью персонажами (из шести возможных): волшебником, рейнджером, паладином, вором и клириком, и пройдя несколько карт, я тут же посетовал на то, что в моём отряде не хватает второго волшебника. Всё просто - успевать ограждать защитной магией членов своего отряда, атаковать врагов и заниматься нейтрализацией чужих магов издали - вряд ли по силам одному - двум персонажам, так что при создании отряда внимательно обдумайте предстоящую тактику.

Совет 18
Персонажи могут сражаться с двумя оружиями в руках (если позволяет тип оружия): например, монах в лёгкой броне (или вообще без неё) с двумя мечами может даже получать бонусы при битве. Однако при жарких рукопашных схватках наличие щита во второй руке может существенно увеличить выживаемость вашего персонажа.

Совет 19
Не собирайте драгоценные камни пачками - в первых трёх главах (Chapter) вам для выполнения задания единожды понадобятся всего два алмаза, так что вы смело можете обращать их в деньги - если случится неожиданность, камешки всегда можно будет выкупить назад (пусть и заметно переплатив).

Совет 20
Не продавайте раз за разом (в несколько подходов) одному и тому же торговцу большое количество одноимённого товара. Вы обнаружите, что вам вдруг предложат за те же волчьи шкуры (после уже состоявшейся перед этим продажи нескольких штук) намного меньше денег, чем в начале. Так что храните в Bag of Holding ценные вещи до встреч с другими торговцами.

Совет 21
Некоторые сломанные доспехи ещё можно удачно "впарить", пусть и по смешным ценам. Кроме того, в одном случае кучка "металлолома" понадобилась для выполнения заклинания, так что не стоит совсем не обращать внимание на всякий "Broken Armor".

Совет 22
Не пугайтесь, если вы не обнаружите знакомых табличек повышения Strength, Dexterity, Constitution, Wisdom после каждого повышения уровня вашего героя - эти параметры будут повышаться лишь каждые четыре уровня.

Совет 23
Узкая специализация - удел Запада :). Нашим персонажам лучше отойти от этого правила и носить с собой несколько видов оружия (например, дистанционное и ближнего боя). Кроме того, в процессе сражения вы можете перебросить товарищу щит, доспехи, артефакты, а также боеприпасы - стрелы для лука, арбалета или камни для пращи. Правильно выбранная тактика в течение каждого этапа боя существенно увеличит ваши шансы на успех. Как вариант - вы можете снаряжать ваших бойцов достаточным количеством бутылок с зажигательной смесью - тогда дистанционное оружие у них появится, а "прокачивать" умение профессионального обращения с луком и арбалетом не понадобится.

Совет 24
Нажатие комбинации "Shift + клик мышью" на изображении оружия (дистанционного типа) на главной панели позволит вам выбрать необходимые виды боеприпасов в процессе боя. Например, при подключении в драку серьёзных соперников обычные "Arrow" сменяйте на "Master Arrow" и т.п.

Совет 25
Никогда не используйте вне сражения бутылочки типа Life Potion, Elven Wine, и прочее повышающее здоровье питьё. Лучше передохните (Rest), или подлечитесь заклинаниями Cure Light (Medium, Critical) Wound. Бутылочки же приберегите на жаркие бои, когда критично быстрое восстановление сил. Всегда имейте с собой стратегический запас этих бутылочек - пусть они и потребуют денежных ресурсов, зато их помощь в сложных битвах не раз будет оценена вами по достоинству.

Совет 26
Отдельно стоит сказать о Potion of Invulnerability - с помощью это жидкости вы существенно повысите шансы отражения ударов и магических атак на конкретного персонажа. Такая бутылочка должна храниться для очень сложных в прохождении участков - мест большого скопления нечисти, ключевых и очень сильных врагов.

Совет 27
Ещё один совет по тактике ведения сражений. Если враги - сильны, одиночны, и вооружены орудиями ближнего боя, то есть смысл оставить ваших файтеров - спецов по рукопашному бою в укромном уголке, а всех лучников, арбалетчиков и проч. отрядить на уничтожение цели. Залп по врагу, затем - перебежки во время перезарядки оружия, снова - залп и т.д. Через некоторое время вы без особых потерь для здоровья персонажей (ради чего всё и затевалось) уничтожите супостата. Ну, а чтобы ваша скорость превышала скорость большинства врагов, выберите во время очередного повышения уровня персонажа уникальную особенность (feat) под названием Dash.

Совет 28
Внимательно следите за специфическими врагами. Среди них есть такие, которых убить обычными методами не удаётся. Например, тролли. Чтобы убить тролля, валяющегося без чувств после полного исчезновения жизненных сил (но встающего спустя некоторое время как ни в чём не бывало с полным запасом здоровья) необходимо его "прижечь". Метнуть в его обездвиженное тело бутылку с огненной смесью, или швырнуть файербол, или же ударить магическим оружием, приносящим Fire Damage. Как вариант подскажу вам, что, например, паладин, рейнджер и другие классы могут "добить" тролля заклинанием Sunscorch (если таковое ими выучено по достижении определённого уровня).
Что касается Ice Golem, то это - тоже вариант специфического врага, и для его уничтожения вам понадобится исключительно праща и камни (об этом вы прочитаете в переписке злой принцессы).

Желательно, чтобы персонаж обладал достаточными навыками владения пращой и неплохими физическими параметрами - тогда снаряды будут наносить врагу больший вред.

Совет 29
Высокие значения параметра Arcana Knowledge помогут вам обойтись без уплаты гонораров тем торговцам, которые распознают магические артефакты. Соответственно, высокие показатели умения Alchemy раскроют тайну подобранных пузырьков с неизвестными жидкостями.

Совет 30
Никогда не используйте неизвестные, но кажущиеся знакомыми свитки и бутылочки с жидкостью. Пока на вещи значится Not Identified, не стоит искушать судьбу - предмет может запросто оказаться проклятым.

На приведенном выше скриншоте вы видите результаты идентификации проклятых свитков.

Совет 31
Некоторые вещи используются с главной панели. Например, чтобы активировать бутылочку с жидкостью Potion of Fire Breath, поместите её на Quick Bar и активируйте оттуда.

Совет 32
Ловушки (Traps) в игре встречаются дольно часто. Не забывайте, что хорошо развитый навык Search помогает избежать ряда неприятных ситуаций. Сюда же относится и Wilderness Lore, правда, информация о местности, выдаваемая персонажем с этим навыком, зачастую оказывается декоративной.

Совет 33
При вызове карты двойной клик мышью на любом её участке переведёт туда камеру игры.

Это бывает очень полезно при больших (требующих долгой прокрутки) картах. Кроме того, в самой игре двойной клик мышью на месте центрирует карту на этой позиции - очень полезно при динамичном развитии ситуации.

Совет 34
При помощи клавиши Alt вы можете "подсветить" все активные элементы ландшафта и интерьера.

Это неоценимо в случаях, когда вы случайно пропускаете небольшой элемент (типа сундучка), хранящий в себе ценный артефакт или другую полезную вещь.

Совет 35
Наскоком ряд задач не решить. Внимательно читайте подобранные книги, свитки, письма и записки - на то это и ролевая игра, чтобы порой непроходимые сложности исчезали после внимательного изучения проблемы.

Обязательно читайте журнал.

Тогда вы не запутаетесь в заданиях и не оторвётесь от сложившейся на данный момент ситуации.

Совет 36
У некоторых классов (например, у Ranger) существуют Favored Enemies - заклятые враги. Против своих заклятых врагов персонаж сражается с большей яростью и силой. Через определённое количество уровней вы снова можете выбрать дополнительную расу заклятых врагов. От себя порекомендую выбирать в качестве заклятых врагов в начале игры гоблинов, затем орков, а после, когда сориентируетесь в ситуации - решайте на своё усмотрение.

Совет 37
Некоторые "морально устаревшие" но специфические артефакты нельзя продавать ни в коем случае. Например, слабенькую булаву с Fire Damage приберегите в качестве последнего аргумента для троллей (требующих "посмертного прижигания"), а бесценный кинжал Goblin Slayer (убивающий гоблина с одного удара) даже при долгом отсутствии указанного класса врагов сохраняйте до конца игры.

Совет 38
Выставив опцию Max HP, вы автоматически получаете при каждом повышении уровня героя добавление максимально возможного количества очков к его жизненной силе. Если же опция выключена, то количество добавляемых к жизненной силе очков определяется по случайной выборке в соответствующем диапазоне.

Совет 39
Внимательно следите за гармоничным развитием ваших героев, ибо могут возникнуть неприятные ситуации. Например, ваш клирик достигнет определённых вершин, позволяющих кастовать магию 6-го уровня, но увы, для этого необходим уровень не ниже 15 в параметре Wisdom. Так что в первую очередь развивайте вашему персонажу только необходимые ему параметры.

Совет 40
Проходите игру с блокнотом и ручкой. Эти вещи вам могут пригодиться, ибо не только придётся записывать результаты диалогов (как, например, ключевые слова, пароли, маршрут и т.п.), но и рисовать карту местности - в Страшных лесах (Fell Woods) вам придётся рисовать варианты маршрута, находимого методом проб и ошибок.

Совет 41
При получении вашим персонажем неприятного заклинания Energy Drain вы будете видеть коварный "минус" на его портрете.

Жизненная энергия персонажа снизится, и будет оставаться таковой даже после многочисленных отдыхов отряда. Избавится от этой пакости (как, впрочем и ото всех подобных) можно с помощью заклинания Restoration или Greater Restoration.

Совет 42
Используйте возможности заклинания Turn Undead (обратить нежить) у клириков, паладинов и прочих персонажей - это поможет сэкономить силы. Не стоит бездумно убивать всех подряд. У рейнджера, например, есть прекрасная возможность "приручить" животное, и эту возможность необходимо прокачивать - тогда вы сможете избежать ряда схваток и не губить попусту обитателей леса. Посмотрите, этот волк раньше пытался разорвать героев в клочья, а теперь повсюду семенит за ними:

При выходе с карты и последующем заходе на неё вновь приручённое животное так же непринуждённо бегает, никуда не пропадая со временем (правда, если не работают специальные условия сюжета).

Заключение


В заключении хочется сказать, что в игре - множество уникальных возможностей, комбинаций развития героев и отряда в целом, вариантов прохождения этапов, тактики ведения боя. Выбирайте свою стратегию, по вашему индивидуальному вкусу. Надеемся, она станет победной... Успехов вам в прохождении игры! Отзывы по данному материалу приветствуются, в особенности те, которые раскроют некоторые интересные возможности Icewind Dale II...