Издатель:
Simon & Shuster Interactive Разработчик:
Silver Style EntertainmentИздатель в России:
Руссобит-МЛокализация Azza Games:
http://www.azzagames.ruСайт игры:
Soldiers-of-anarchy.com/Системные требования
Windows 98/Me/2000/XP
Pentium III 600 MHz
128MB RAM
3-D графический акселератор с 16MB RAM совместимый с DirectX 8.1 и выше
DirectX 8.1 и выше
4X CD-ROM
Рекомендуется
Windows 98/Me/2000/XP
Pentium III 800 MHz и выше
256MB RAM
3-D графический акселератор с 32MB RAM совместимый с DirectX 8.1 и выше с поддержкой T&L
660MB свободного места на жестком диске
Введение. Особенности
Так иногда случается, что с виду вроде бы замечательные идеи получают отвратительнейшую реализацию на практике. Бывает и наоборот. Из ничего, талантливые люди создают великолепные вещи. Но наихудшим является случай, когда у конечного продукта нет ни интересной идеи, ни достойной реализации. Эти тезисы вполне применимы к разработке компьютерных игр. Иной раз, кажется: все красиво, великолепно, но играть невозможно. Сколько уже проектов "провалилось" из-за того, что при разработке авторы упустили те или иные детали, и игра, при всем своем внешнем великолепии, получилась абсолютно неиграбельной. Под какую из вышеозначенных категорий подпадает данный проект - сказать сложно. Некоторое время назад команда "Silver Style Entertainment" выпустила игру "Soldiers of Anarchy". Довольно интересная задумка разработчиков, была прескверно реализована - продукт был очень «сырой» и практически не пригодный для игры. Рассматриваемая нами сегодня локализованная версия игры, выпущенная компанией Руссобит-М, лишилась практически всех технических недостатков и недочетов, которые на каждом шагу встречались в исходной версии игры. Были решены проблемы со скоростью игры, исправлено множество недочетов связанных с искусственным интеллектом противника, а также системой нахождения оптимальных путей (pathfinding) и прочие ошибки.
"Солдаты Анархии" - довольно тривиальная тактическая стратегия в реальном времени, но при этом ряд находок команды разработчиков заставляют нас обратить на нее пристальное внимание. В нашем подчинении находится небольшой (а иногда и большой) отряд, состоящий не только из обычных солдат, но также из разного рода военной техники. Солдаты умеют подбирать разнообразное оружие, предметы и использовать их в бою. Технику вы обычно находите во время выполнения заданий и можете сажать в нее пехотинцев. К вашему распоряжению бронетранспортеры, танки, вертолеты, самолеты и прочие прелести. Сюжет разворачивается на протяжении двадцати трех миссий. Авторы обещают, что прохождение игры будет нелинейным, и ваши действия во многом определят то, как игра закончится. Хотя в диалогах отсутствует возможность выбора нескольких вариантов, у игрока всегда есть выбор того, что делать в данный момент, за счет этого - "псевдонелинейность" сюжета.
Идея хотя и вторична, но довольно интересная, так как подобных игр выходит не слишком много. Среди схожих игр я бы назвал, скажем, "Jagged Alliance". Действительно, авторы взяли старый добрый JA и добавили к нему самые "вкусные" плоды развития компьютерных технологий. Перенесли все происходящее в реальное время, добавили великолепную трехмерную графику и возможность использовать самую разнообразную военную технику, огромные карты и крупномасштабные операции в стиле самых обычных трехмерных RTS, а иногда наоборот, головоломки в стиле "Commandos" на маленьких участках местности. Конечно же, нелинейный сюжет, который развивается не хуже, чем в том же самом JA, и еще множество менее заметных, но приятных вещей. Впечатляет? Без сомнения. В связи с тем, что в локализованной версии было исправлено огромное количество ошибок, был реализован режим паузы для отдачи приказов (клавиша "Pause"), а также решены многочисленные проблемы с управлением, отличная (хотя, пусть и не новая) идея, была, наконец, реабилитирована и игра приобрела вполне зрелый и законченный характер. Если закрыть глаза на все мелкие огрехи, то получится очень и очень интересная игра, которая, между тем, была незаслуженно обругана теми, кто не разобрался в ней с первого взгляда.
Сюжет
Действие игры начинается в две тысячи тринадцатом году. Несколько человек покидают подземный бункер, в котором они провели десять лет. Вокруг - совершенно изменившаяся земля, которая пережила очередной апокалипсис. Что же случилось до этого? Эта военная база и бункер существовали еще с начала семидесятых, когда Советский Союз, негласно готовясь к войне, строил военные базы повсюду. На этой, конечно же, сверхсекретной базе, велись не менее сверхсекретные научные исследования в области биологических вооружений. В целях борьбы с мировым терроризмом (на злобу дня) в две тысячи четвертом году Америка, Европа и Россия начали обмениваться разработками в области как биологического, так и химического оружия. Так как база, о которой идет речь, тоже принимала участие в международном проекте, то на момент начала вышеозначенного "апокалипсиса" там находилась делегация, в составе которой был один американец, один немец и пятеро русских. Сергей, Владимир, Борис, Сорана, Виго, (два неизвестных мне русских имени), американец Дэвид Ривис и немец Роман Вильштайн. В такой компании они провели десять лет в бункере и в такой компании они выходят на поверхность в начале игры. База кстати, имеет название Kalinina и по сюжету находится где-то в Сибири. Там же и будет разворачиваться основное действие игры.
Теперь о том, как же случился апокалипсис. Вирус, имеющий сложнопереводимое название 'Spontaneous Genome Degeneration Syndrome' (SGDS) впервые появился десятого ноября две тысячи четвертого года. Сначала появились сообщения о странных заболеваниях в Токио, но тогда никто не распознал всю масштабность проблемы. Через две недели умер первый заразившийся, от страшного вируса попросту превратившись в "кусок мяса", он даже отдаленно не напоминал человека. Далее случаи таких заболеваний стали происходить в Москве, Берлине, Лондоне, Париже, Лос-Анджелесе. Все зараженные умирали через несколько дней. Но политики предпочитали молчать об эпидемии. Правда открылась только тогда, когда в Токио было объявлено чрезвычайное положение, а в новостях было официально заявлено о начале мировой эпидемии, причиной которой был искусственно созданный вирус. Тем временем было зафиксировано более ста тысяч случае заболевания SGDS, все со смертельным исходом. Горожане Токио были посажены на карантин, следом за Токио последовали и другие города. Ученые пытались остановить эпидемию, но ничего не получалось, так как было слишком мало времени и ситуация полностью вышла из-под контроля.
Более ста человек были убиты при попытке бежать из карантинной зоны в Берлине. Волнения в Москве привели к введению военного положения, но эти меры мало помогли удерживать карантинные зоны закрытыми, так как заболевших становилось все больше и больше. Правительство Франции пошло на еще более радикальные меры и сбросило на Париж две небольшие ядерные бомбы (только мутантов нам не хватало). Но принятые меры не привели ни к каким результатам, и эпидемия продолжила распространяться с прежней скоростью. Вскоре после этого мир погрузился в анархию.
Было зафиксировано более миллиарда жертв, все остальные или уже были заражены, или вполне могли в ближайшее время стать таковыми.
Когда в феврале две тысячи пятого года пик эпидемии застал делегацию на базе в Сибири, а все ближайшие военные силы или разбежались, или были заражены, было принято решение остаться в бункере на базе и ждать, сколько необходимо, пока вирус не исчезнет. Прежде чем уйти в бункер, вход в долину, где была расположена база, был запечатан с помощью взрывчатки, тем самым база и бункер были полностью отрезаны от влияния внешнего мира. Некоторое время еще поддерживался контакт с внешним миром, и было известно, что человечество все еще предпринимает попытки бороться с заразой. Но вскоре, одна за другой, радиотрансляции извне прекратились, а на встречные радиопередачи с базы никто не отвечал. Это было десять лет назад. И теперь люди решили покинуть бункер в надежде, что вирус исчез - лучше умереть на свободе, чем далее жить взаперти.
Что ж, история вполне заезженная, и в первую очередь, конечно, вспоминается Fallout. Но схожий сюжет - единственное, что связывает эти игры. У SOA философия не та: нет постядерных пейзажей (только самые обычные леса, речки, горы и проч.), пустующих развалин и прочей Fallout-атрибутики. Нет и фирменного фоллаутовского драматизма, но при этом игра не лишена своего собственного обаяния. Непонятно, зачем вообще было придумывать все эти занимательные истории с вирусом. Ну, ездит наш небольшой отряд по местности и стреляет врагов, ну, собирает оружие и боевую технику, - ну и хорошо. Назвали бы это все очередными операциями Морских Котиков, Отряда Дельта, Альфы или чего другого в какой-нибудь Югославии. А все эти апокалипсисы только смущают, и кто-то непременно станет упрекать разработчиков в том, что те за неимением собственных идей скопировали Fallout. Между тем это абсолютно не так - SOA все же в наибольшей степени современная тактическая стратегия. Ну и что, что на дворе две тысячи тринадцатый - антуражи, вооружение, техника, люди - все осталось на уровне конца девяностых - так, как было "законсервировано" на много лет.
База
Прежде чем начинать вылазки во внешний мир, следует тщательным образом к ним подготовиться. Подготовка вашего отряда к бою, лечение его, ремонт техники и прочее будет происходить на вышеозначенной базе Калинин, на территории которой и был расположен бункер, в котором десять лет скрывались наши герои. Так как игровые зоны никак между собой не связанны, то на базу вы будете попадать автоматически после прохождения каждой миссии. База представляет собой некую независимую от общей игровой территории локацию, на которой расположены несколько зданий, которые будут обслуживать ваш отряд:
Комната тактики (Tactics Room)
- здесь вы можете получить новые задания, ознакомится с комментариями к тому, что уже было сделано ранее, а так же получить какие-то сюжетные подсказки. Тут же находится информация по всем группировкам, действующим в мире SOA - Seekers, Slingers, Survivors и т.д.
Склад (Stock)
- здесь осуществляются все операции касающиеся экипировки ваших бойцов, а именно: перераспределение ее между персонажами, перезарядка, складирование обмен и прочее. Так как понятия "деньги" в игре нет, то здесь же лишние боевые трофеи вы можете просто обменять на другое вооружение, технику или патроны у местных торговцев - Seekers. Обмен производится "на глазок" - "За эти четыре гранаты я, пожалуй, дам вам упаковку стимуляторов или тот дырявый бронежилет". Вы указываете, что хотите отдать и что за это получить, а продавец просто говорит, насколько устаивает его такое предложение. Если вы даете многим больше, чем хотите получить, он скажет "Отлично!". Если поровну - "Я согласен". Если чуть меньше, чем он оценивает свой товар, то "Ну, если вам очень надо...". И, наконец, если продавец вообще не согласен с таким обменом, то он скажет "Ни за что!". В этом случае, просто добавляйте к предлагаемым товарам еще что-нибудь, пока продавец не скажет "Ну, если вам очень надо..." и сделка будет совершена. Зачем авторы ввели остальные реплики продавца непонятно. Ясное дело, что игроки будут стараться отдать минимум отвоеванных в тяжких боях вещей. Вообще, сбор трофеев в игре играет очень важную роль, почти как в Diablo - можно насобирать четыре десятка автоматов узи и обменять их, в придачу с гранатами, например, на танк. Очень заманчиво. Есть даже специальная команда вашим бойцам: собрать все предметы в радиусе двадцати ярдов. К сожалению, карманы и рюкзаки солдат небезграничны - каждый может нести только по пять видов оружия, патронов или других предметов. Имеются также багажники и у авто, которые используются для хранения патронов для пушек, установленных на этих самых авто, а также для перевозки других грузов в достаточно больших количествах. Вообще экипировка отряда отнимает достаточно много времени. Надо выгодно продать все ненужные предметы, распределить вооружение и патроны в зависимости от классов персонажей и задач текущей миссии и прочее.
Гараж (Garage)
- Здесь осуществляется ремонт, установка защиты и экипировка всей имеющийся в вашем распоряжении техники. Можно менять тип орудия, установленного на данном техническом средстве, а так же пополнять его боезапас. Впрочем, то же можно делать и непосредственно во время прохождения миссии.
Ангар (Hangar)
- здесь происходит обслуживание всех летающих технических средств.
Лаборатория (Lab)
- Самая обычная научная, точнее, медицинская лаборатория. Здесь ваших солдат вылечат, изготовят для них впрок медикаменты, которые можно будет взять в поход, а также снабдят вояк специальными препаратами, которые на время улучшат их физическую подготовку и быстроту реакции.
И, наконец, на Плацу (Drill Yard) вы можете сформировать отряд солдат, который отправится на очередное задание. Обычно, правда, в бой отправляются все, кто способен держать в руках оружие - огневая мощь никогда не бывает лишней.
Выполнение миссий
После того, как были сделаны все необходимые приготовления, вы со своим отрядом можете выступать в поход. Как уже говорилось выше, в игре 23 миссии, то есть 23 карты, на которых будет разворачиваться действие игры. Но фактически миссий больше, ведь выполнив одно задание, вы по радио получите другое, и только когда вы выполните все доступные задания в данном регионе, вы сможете автоматически вернуться на базу, чтобы потом отправится в следующий регион.
Игровой механизм SOA прост и ничем не отличается от других подобных игр. Как только загрузится очередная миссия, вы выделяете всех бойцов рамкой (или сначала сажаете солдат в технику и выделяете рамкой ее) и направляете к ближайшей мигающей точке на миникарте - она расположена в левом верхнем углу экрана. Мигающими точками обозначаются цели миссии, таких точек может быть несколько, и они могут изменяться во время игры. Здесь же обозначаются и подразделения противника. Те враги, которые пока не заметили ваших солдат, обозначаются оранжевым цветом, а те, чье внимание вы успели привлечь - красным. Нейтральные подразделения обозначаются голубым цветом. Мини-карта легко масштабируется с помощью соответствующих кнопок. Карты в SOA действительно огромны. Чтобы пересечь некоторые карты из одного угла в другой, вам может потребоваться до 10 минут реального времени. По прибытии на место вам надо будет разобраться в ситуации и так сказать "составить тактическую схему дальнейших действий", то есть понять, как уничтожить данную группу противника. Так как задания в основном связаны с уничтожением или освобождением кого-либо, то обычно сначала приходится осматривать местность (в поисках "секретных" ходов и прочих военных хитростей), расположение врагов, их оружие и технику, и в связи с этим выбирать стратегию. Например, отдельно стоящего минометчика (который может уничтожить ваш танк с одного-двух выстрелов) лучше всего "снимать" из бесшумного оружия, подкравшись сзади, а группу автоматчиков наоборот - давить "массой" техники. Когда видно, что с главного входа к объекту так просто не подойдешь - он очень тщательно охраняется, то вокруг стоит поискать секретные лазейки, они существенно облегчат вам жизнь. Игровые ситуации похожи на загадки, но их не назовешь слишком сложными, это вам не Commandos. Каждому понятно, что если с главного входа войти не получается, то ищите "черный". Также ваши солдаты умеют перелезать через некоторые полуразрушенные стены и другие препятствия. При наведении курсора на участок стены, пригодный для перелезания, он принимает форму приставной лестницы. Хотя иногда много времени и загрузок игры уходит на разыгрывание задуманной комбинации, так как ваши подопечные действуют не совсем четко, и происходит множество случайностей, которые могут сорвать даже самый простой маневр.
И еще несколько хитростей. За счет реализации трехмерного ландшафта в "Солдатах Анархии", боевые единицы, находящиеся на возвышении, обычно получают превосходство в радиусе обзора, точности стрельбы и скорости передвижения. Для эффективного управления вашим отрядом авторы сделали огромное количество команд. Команды подаются из контекстного меню (правая клавиша мыши открывает меню доступных в данном месте действий) или с клавиатуры, причем заняты в этом почти все клавиши. Использование клавиатуры является практически обязательным при прохождении игры, без этого играть практически невозможно. Ваши подопечные умеют ложиться, вставать, приседать (увеличивается точность стрельбы и уменьшается уязвимость), а также менять модель поведения (агрессивная, защитная, пассивная), использовать гранаты и спец. предметы и много чего еще. В рамках данного сражения, управление вашими боевыми единицами можно доверить компьютеру. "Режим Атаки" устанавливается в контекстном меню для одного юнита или сразу для группы.
Существует три режима поведения:
Перечеркнутый меч - боевая единица вообще никак не будет реагировать на врага.
Скрещенные мечи - боевая единица будет нападать, только в случае если она была атакована врагом.
Меч - боевая единица будет самостоятельно атаковать все находящиеся в ее поле зрения вражеские отряды.
Все эти команды должны вручную активироваться в бою очень часто, тем более, что как часто бывает, AI не оправдывает оказанного ему доверия, так как без вашего четкого руководства ваши солдаты и шагу ступить не могут. К тому же все, абсолютно все функции кроме стрельбы, должны вызываться из контекстного меню или с клавиатуры. Также стоит упомянуть, что в "Солдатах Анархии" можно разрушать разнообразные естественные препятствия и объекты - стены, здания, сжигать деревья (и противника, скрывающегося в них) и прочее. Чтобы уничтожить объект, следует нажать на него правой кнопкой мыши и выбрать значок атаки.
Немного о ваших солдатах
Каждый боец в вашем отряде не просто безликое "пушечное мясо", каждый имеет свое имя, фамилию, звание, а некоторые даже биографию. В инвентаре у каждого персонажа есть место для "личных", то есть "используемых" в данный момент предметов, а так же рюкзак для хранения всего остального.
Среди "личных" предметов есть место для оружия, брони, спец. предмета (например, бинокля) и для метательного оружия (например, гранат). Рюкзак же, может быть заполнен абсолютно любыми предметами, причем количество вещей, которое может взять персонаж, зависит от их размеров: один автомат занимает столько же места, сколько занимают три пачки патронов к нему, и т.д. Рюкзак ограничен пятью слотами. Наведя курсор на нашивку, справа от портрета персонажа внизу экрана, вы можете увидеть звание вашего солдата. Звания даются за подвиги в боях, то есть за уничтожение противников, и улучшают характеристики бойца, а так же ведут к получению специализации (или, другими словами - класса). Распределить новые специализации между теми, кто их заслужил, можно только на базе, после успешного прохождения миссии. Типы специализации: легкое оружие (пистолеты, винтовки), тяжелое оружие (пулеметы, ракетницы, гранатометы), медик (использует аптечки в три раза эффективнее обычного), подрывник (он же сапер, только он может работать со взрывчаткой), атлет (скаут, умеющий быстро передвигаться), снайпер (сверхточный стрелок).
Звук, графика и ошибки
Авторами музыки к игре выступила широко известная в узких кругах альтернативная команда Drone. Вы даже можете услышать два трека записанных с вокалом.Подробнее с творчеством этой группы вы можете ознакомиться на их сайте -
линк. При этом, если треки с вокалом, которые звучат в главном меню,
а так же в конце игры, еще производят какое-то впечатление, то остальная музыка совершенно "серая" и оставляет абсолютно равнодушным.
Множество разнообразных характеров персонажей выделяется в игре за счет озвучания диалогов. Здесь разработчики действительно постарались - один персонаж, продавая свои товары, вопит как известный киноактер Крис Такер, другой наоборот меланхолично заявляет, что убьет нас всех, третий так испуган, что заикается. Иногда, правда, кажется, что актеры несколько переигрывают, но это - незначительный недостаток.
Вот что точно вызывает отвращение, так это физиономии персонажей, которые появляются во время диалогов. Во-первых, изображенные на них персонажи в большинстве своем попросту уродливы, а во-вторых, стиль и оформление портретов, тоже кажется весьма странным. Не берусь судить, как будут выглядеть люди десять лет просидевшие в подвале, но неужели так страшно? Впрочем, оставим это на совести разработчиков. Все же остальное, что было сделано художниками из Silver Style Interactive, выглядит просто великолепно. Море деталей,
великолепное освещение, очень подробно выполненные объекты, наличие погодных эффектов.
Художники сумели создать во всех отношениях отличную картинку.
Поддерживаются самые высокие разрешения. Хотя иногда, при повороте камеры движок не успевает подгрузить некоторые "полные" текстуры, в результате чего, несколько секунд перед нами находится странная мозаика из "упрощенных" текстур.
Настройка звука и графики производится как в самой игре,
так и с помощью дополнительного меню вызываемого отдельно от игры.
Как уже говорилось выше, в локализованной версии были исправлены очень многие ошибки и недостатки (хотя, к сожалению, не все). Авторы локализованной версии заявляют о трех ошибках, так и оставшихся официально не исправленными:
"При изменении разрешения экрана на 1024х768 может нарушаться отображение "линий жизни" (индикаторов здоровья) некоторых солдат; в разрешении 800х600 все полоски видны".
"Некоторые команды и надписи на кнопках во встроенном редакторе оставлены на английском, так как их изменение привело бы к неработоспособности редактора".
"На некоторых конфигурациях компьютеров возможны незначительные проблемы с воспроизведением звука (пропадание нескольких последних слов в конце диалогов)".
Новые заплатки, а также всевозможные дополнения и модификации к игре следует искать на сайте локализованной версии, а так же на официальном сайте англоязычной версии игры.
От себя же могу добавить следующее. Нажатие клавиши "Пробел" переключает две камеры - свободную
и "привязанную" к выбранному юниту или же группе юнитов.
Но и та, и другая - по-прежнему остались не слишком удобными, так как первая имеет странный механизм вращения - вокруг своей оси, а другая не позволяет обозреть достаточно пространства, так как привязана к конкретному отряду. Отсюда - сложности в навигации и поэтому постоянно приходится переключаться между двумя камерами.
Проблемы с навигацией техники полностью устранены не были, она по-прежнему блуждает среди деревьев и умудряется застревать посреди дороги. Хотя некие улучшение в ее поведении все же замечены были.
И еще одно замечание. Претензий к локализации, по большом счету, нет. Были устранены очень многие языковые огрехи, так как разработчики игры предпочли не пользоваться услугами русского консультанта и многие русские названия в оригинальной версии выглядели просто смешно. Зато диалоги, к сожалению, были озвучены актерами не слишком высокого класса, они читают свои тексты без выражения, и без души. Кажется, что в озвучке были задействованы не профессиональные актеры, а вообще люди с улицы. Многие экранные образы персонажей не соответствуют подобранным голосам, например по возрасту. При этом игра не слишком резво работает даже на мощных компьютерах, но это - дело времени.
Резюме
Игра в "Солдаты Анархии" может осуществляться на игровых серверах Gamespy Arcade. К сожалению, не понятно, на каких правах в этих on-line играх смогут принять участие обладатели локализованной версии игры, так как версии игр отличаются. В официальных документах к игре сотрудники компании локализовавшей игру, все же заявляют о возможности игры на серверах Gamespy. Для игры через Интернет, по словам разработчиков, вам просто потребуется установить необходимые файлы с диска с игрой.
В конце можно сказать только одно. Игра должна была отлежаться, обрасти заплатками, и принять товарный вид, что в конечном итоге и произошло. Удовольствие от игры в локализованную версию "Солдатов Анархии" гарантировано, разве что несколько недоработанных моментов исправить не удалось. Игра может вполне получить восемь с половиной баллов из десяти, так что не приобретя игру, а вы рискуете пропустить очень интересный стратегический проект, со множеством удачных идей. Простая, но от этого не менее привлекательная идея, множество привлекательных мелочей, красивая графика, и концепция, еще не успевшая стать заезженной - вот, что такое "Солдаты Анархии"...