Танковая гвардия (Panzer Elite)

Автор: AirLover
Дата: 05.12.2002
Все фото статьи
Разработчик: Wings Simulation
Издатель локализации на территории СНГ: Руссобит-М
Пожалуй, не ошибусь, если скажу, что хороших танковых симуляторов времен Второй Мировой на игровом рынке мы не видели уже давно. Собственно говоря, этот жанр очень неохотно затрагивается игровой индустрией, и последним достойным проектом был Panzer Command в 1998 году, разработанный SSI. На этот раз мы рассмотрим, появившийся недавно на наших прилавках, симулятор танковых баталий, развернувшихся на западном фронте в 1942-44 годах. "Танковая гвардия" это российская локализация игры Panzer Elite, выпущенной на западный рынок в 2001 году. Там эта игра уже успела завоевать своих поклонников, здесь ей еще предстоит найти свою нишу. А искать эту нишу ей придется, так как наряду с чрезвычайно интересным геймплеем, игра, к сожалению, обладает устаревшим, но быстрым графическим "движком" и посредственным озвучиванием, что сразу бросится в глаза нынешним, избалованным добротными играми симуляторщикам. Но, обо всем по порядку...



Panzer III E

Описание и сюжет


Исторически игра охватывает целый ряд действительно имевших место событий, развернувшихся в период 1942-44 годов на территории Северной Африки, Италии и французской Нормандии, которые сюжетно представлены в виде сорока независимых друг от друга сценариев (миссий). Их можно сыграть как отдельно, так и в виде компаний, выбирая игру либо за немцев, либо за американцев. Исходные данные, количество и месторасположение подразделений очень приближены к реальным событиям тех дней, но исход боя или миссии будет очень во многом зависеть от вас, и вашего умения командовать подчиненными. Поэтому, далеко не факт, что вы, будучи командиром немецкого взвода Пантер, обязательно должны проиграть американцам бой при Сен-Ло. "Танковая гвардия" (Panzer Elite) - задумана и реализована не столько как симулятор танка, а как симулятор танкового взвода. Немецкий взвод состоит из 4-х танков, американский - из пяти. Вам, как игроку, предоставлена возможность побывать в роли командира главной машины взвода с возможностью непосредственного исполнения обязанностей любого из пяти членов экипажа танка. Со стороны американцев, нашему управлению доступны 8 модификаций М4 "Шерман", а со стороны немцев - 12 модификаций Пантер и Тигров и САУ "Фердинанд". На первый взгляд - не много, однако разница между ранними M4 и М4 J "Jumbo" настолько разительна, что успех порой зависит от понимания этих различий и умелого их использования на поле боя. Список боевых единиц, представленных в игре, на этом не ограничивается. Более 50 различных модификаций автомобильной и гусеничной техники смоделировано и включено в игру на различных этапах, в том числе и ранние модификации советского Т-34. В некоторых случаях вы можете вызвать артиллерийскую поддержку в виде нескольких залпов по указанному вами району. В игре присутствуют даже пехотные подразделения, которые активно используют противотанковые гранаты и вооружение. Отрисованы пехотинцы неважно - просто двумерные спрайты, и тем не менее - как боевая единица, пехота присутствует и доставит немало хлопот. Собственно, именно так оно было и на самом деле. Самым опасным противником для танка Второй Мировой был именно пехотинец. Поди-ка разгляди его в узкие смотровые щели, а он тебе в это время гранату под трак метнет, или бутылку с зажигательной смесью на моторный отсек кинет. Все, машина встала - для танкиста это означало смерть: танк становился отличной мишенью.


Главное меню

Игра имеет очень широкий диапазон масштабируемости реализма (читай - сложности): от полной неуязвимости до переключения передач КПП и стрельбы вручную. И неудивительно, что в игровом плане она запросто удовлетворит как "хардкорного", так и случайного игрока.

Перед началом прохождения компании вашему вниманию предлагается документальный видеоролик из архивной кинохроники. Вы увидите целый ряд уникальных кадров, во время показа которых вам будет рассказано об истории зарождения и развитии боевых танковых подразделений и тактики применения бронетехники. Документальный, архивный материал изложен в форме учебного фильма. Кадры сопровождаются четким, почти Левитановским голосом диктора на русском языке, который "слепо и тупо" переводит слова своего американского "коллеги". Вот, почти дословно: "...и только после нападения на Россию, немецкой танковой мощи пришел конец... они были полностью разгромлены англо-американскими войсками". Ого!? Вот уж я смеялся! Видел ли хоть кто-нибудь, кого-либо из "англо-американцев", например, в самом крупнейшем за всю историю танковом сражении, состоявшемся под Прохоровкой 12 июля 1943 года, где одновременно принимало участие более 1500 танков? Да и видали ли их вообще восточнее Германии и западных окраин Берлина? Не говоря о том, насколько эпизодическими были стычки американских и немецких танков, по сравнению с тем, что творилось на восточном фронте, где уже с 1941 года шла кровопролитная война. Что ж, "Руссобит-М", видимо, был ограничен условиями соглашения с издателем, но всё же выглядит это довольно нелепо. Американцев еще, хоть как-то понять можно - им то ведь со школы правды не говорят (борьба за создание "идеального образа Америки") - потому и не знают многие; а вот наших ум понимать отказывается. Остальное, в принципе, переведено достаточно неплохо и технически грамотно. Откровенных "ляпов" не много, хотя и есть. Но опять же - по недосмотру.


Рабочее место наводчика немецкой Пантеры

Игровой интерфейс и настройки


Перед началом игры вам предлагается воспользоваться 3D Control Center для настройки графики и звука. Ничего там сложного нет, если у вас акселератор типа GeForce - ставьте аппаратное ускорение, и всё - на максимум. "Тормозить" не будет совсем. Однако, я специально оговариваюсь по поводу этих настроек, потому что локализатор перепутал местами понятия "низко" и "высоко" для детализации текстур, и попытка установить бегунок в положение "высоко" - фактически означает совершенно противоположное. Так, что, имейте этот момент ввиду, иначе и без того устаревшая игровая графика будет выглядеть вообще средневековой. Кстати, "путаница" в переводе будет встречаться и в других элементах игры, поэтому будьте готовы привыкать. Однако, наличие акселератора совсем даже не обязательно. И даже не нужно: ниже, в разделе графика, я объясню почему. Даже Pentium II 600 Мгц потянет игру в программной эмуляции со вполне приемлемым фреймрейтом.

Если у вас SB Live или что-то подобное - установите аппаратный звук. Игра поддерживает EAX и объемное звучание, поэтому есть основания ощутить преимущества систем квадро и акустики 5.1.

Количество настроек органов управления огромно. Потребуется некоторое время, чтобы освоиться. Однако, программисты очень хорошо поработали в этом направлении, и управлять игровым процессом совсем не так сложно, как может показаться сначала. Во первых: управляйте тем, что вам больше по вкусу - клавиатура, мышь, джойстик. Причем любой из вариантов управления можно совмещать, что очень удобно. Наиболее эффективный способ управления, особенно на стадии освоения - это комбинация клавиатуры и мыши, хотя мой сын, например, использует все три варианта одновременно. Джойстиком задает движение танка и башни, клавиатурой переключает виды, а мышью ставит задачи. Изюминкой игрового интерфейса является так называемая "танковая мышь". Это упрощенное изображение силуэта танка, выводящееся поверх сцены и с помощью которого вы можете делать практически все, что необходимо в игре. Например, перетаскивая по кругу главное орудие - поворачивать башню, нажав плюс - увеличить скорость. С помощью этой "мыши" вы можете переключаться между внешними видами, всеми БЧ танка или выбрать любого из своих напарников и поставить ему персональную задачу. Посмотрите на скриншот ниже.


Место механика-водителя. В левом верхнем углу хорошо видна "танковая мышь"

Графика и звук


Знаете, когда статья была почти готова, мне пришлось полностью переписать этот раздел, так как на завершающем этапе подготовки выяснились такие обстоятельства, которые заставили меня по-другому взглянуть на трехмерный "движок", и умолчать о которых я просто не имел права. Изначально я, как любой нормальный геймер, имеющий нормальный компьютер, снабженный, как и положено, нормальным акселератором, запускал игру в режиме аппаратного видеускорения (ну а как же еще), и у меня сложилось впечатление, что "Танковая гвардия" построена по схеме, которой ранее придерживались все разработчики серьезных игровых симуляторов. Главное, чему уделялось тогда внимание - игровой момент, все остальное - как получится. Поэтому, и здесь, несмотря на отличное игровое наполнение, я отмечал, что в графическом плане игра слабовата. Представляемая глазу картинка не радовала, а порой и просто вызывала брезгливую гримасу на лице. С одной стороны, если посмотреть вдаль, то все вроде бы ничего, даже очень приятные моменты вроде перелесков, деревушек и т.д., но только стоило подъехать поближе, как все превращалось в угловатый набор треугольников с нанесенными пятнами краски, послушно размытой стараниями видеоускорителя. Окружающий рельеф выделялся чеканной уродливостью полигонов с острыми кромками, прямо поверх которых, будто из банки, были разлиты пятна изображающие лужи, реки и дороги. Такой вид порой просто раздражал. Размытость и неестественная растянутость текстур наводила на мысль об очень низком разрешении примененных текстур. Делая скриншоты и уменьшая их размер в 2 - 3 раза, я замечал, что картинка, как бы преображалась и смотрелась совершенно по-иному. Это еще больше утверждало меня в мысли о том, что разработчики экономили на текстурах, делая их неоправданно маленькими по сравнению с тем фрагментом 3D модели на который эту текстуру следовало "натянуть". Желая утвердиться в своей догадке, я решил проверить, какова же их истинная размерность. И каково же было мое удивление, когда загрузив в Photoshop текстуры одного из Шерманов, я обнаружил очень четкие, полноразмерные текстуры. Что-то явно было не так, где то крылось какое-то досадное недоразумение. Я решил запустить игру в программном режиме, отключив аппаратное ускорение. И тут все встало на свои места. Картинка просто преобразилась - все стало четко, на танках и ландшафте стали заметны мельчайшие детали, земная поверхность стала ровной и покатой, дороги и реки превратились в самих себя, и вся картинка стала смотреться так, будто написана маслом на холсте! Разумеется, картинка стала несколько рябить, так как стали различимы крупные тексели на поверхности. Однако, общее впечатление заметно улучшилось. Игра прекрасно - без торможений - шла на одном процессоре в разрешении 1152х864. Вот где потрудились разработчики! Они, изначально ориентировали игровой движок на программную реализацию, а уж затем, просто переложили игру на акселератор; машинно без особых забот перекомплировав исходный код под DirectX. Ну кто бы мог подумать - предупреждать же надо! Хотя, это все-таки камень в огород разработчиков - в наше время, игнорировать акселераторы и не "оттачивать" игру под ними - значит снижать себе доходы. Представьте себе, что я не додумался испробовать игру в программном режиме: и как результат - большая масса читателей узнает об отсталой и устаревшей графике "Танковой гвардии" (Panzer Elite), выводимой на таком стандарте де-факто как GeForce.

Посмотрите на четыре скриншота ниже. Первые два получены на основе аппаратного ускорения, вторые два - в программном (software) режиме. Лучше всего их глядеть в развернутом виде, тогда разница видна более отчетливо. Смотрите на земную поверхность и текстуры танков.




С тактической точки зрения, окружающая действительность представлена широко. Объектов очень много. Деревья, кусты, реки, мосты, здания и дороги. Переходы от равнинных к сверхпересеченным участкам земной поверхности. Это позволяет во всю мощь использовать ваше умение применять маскирующие свойства местности на практике. Трехмерная сцена в точности соответствует представленной на инструктаже карте местности. Весь ландшафт и окружающие объекты очень интерактивны, т.е. деревья можно смять, здания разрушить, в реке утонуть. Разумеется, есть над чем еще поработать и что улучшить. Есть не очень приглядные моменты, например: если вы наехали на предмет - он просто исчезает; попали в танк - он моментально чернеет и все. Только красные искры сыплются, будто внутри танка подожгли китайский фейерверк. Причем в это время он очень напоминает силуэт театра теней - даже не разобрать, что за танк был подбит.


Африка. Три немецких танка уже подбиты

Внешний вид танков - в программном режиме - весьма достойный. В аппаратном - значительно хуже. Тоже самое касается и БЧ внутри танка - в программном режиме возможно прочитать даже надписи на циферблатах манометров.


Место наводчика в американском M4A3(76)

Хорошей оценки заслуживает и карта инструктажа (брифинга). Она - очень детальная, а сам инструктаж сопровождается интерактивной отрисовкой и озвучиванием постановки задачи. Карта в это время смещается, акцентируя наше внимание на конкретном населенном пункте, а сам населенный пункт обводится или перечеркивается. Далее проводятся стрелки в направлении главных и второстепенных ударов. Выглядит так, будто командир во время брифинга наносит обозначения на карту. Очень эффектно.


Брифинг на карте для немецкого взвода

Звуковое сопровождение для симулятора, который имитирует танк, должно быть адекватным. По крайней мере, мне так думается. "Танковая гвардия" этим похвастаться не может. С озвучкой - не так, как с графикой. Тут номера с программным и аппаратным режимами не проходят. Озвучивание - явно кустарно. Это беда Panzer Elite. Вряд ли к этой работе привлекалась сколько-нибудь солидная звуковая студия. Хилый стрекот никак ни похож на рев тысячесильного танкового двигателя. Вращение башни сопровождается чем-то непонятным, а циклические, как от заевшей пластинки, звуки, призванные отображать хруст и скрежет от искореженных под гусеницами деревьев и остатков жилых конструкций вызывают снисходительную улыбку. Более или менее толково выглядит речь и рапорта команды о выполненных действиях. Брифинг тоже озвучен неплохо. Причем надо отдать должное качеству русификации речи от наших локализаторов. Немецкие переговоры, выполнены с "лающим" германским акцентом. Записаны эмоционально, и, в общем - достойно. Кстати, у вас есть возможность, послушать и оригинальную немецкую речь - установите соответствующий флажок в настройках. Американской речи нет - как раз вместо нее вставлена русская.

Gameplay (Игровое содержание)


"Танковая гвардия" представляет вам три способа начать игру: быстрая миссия; одиночная игра (сценарий); и компания. Быстрая миссия - это как раз то, с чего следует начать изучение игры. Вы выбираете танк для себя и подчиненных (не забывайте, вы - командир взвода), указываете, сколько вообще танков будет у вашего взвода, нажимаете ОК, и генератор моментально предлагает случайный сценарий, в котором вам предстоит противостоять целой "армии" противника. Вот уже где вам придется повертеться и научиться мастерству. Таким образом, очень удобно изучать возможности тех или иных модификаций танков. По-иному изучить их в игре не удастся - "Танковая гвардия", в отличие от оригинального Panzer Elite - не имеет руководства к игре. Есть только самодельное, написанное на русском, пособие КМБ - курс молодого бойца, в котором об особенностях тех или иных танков не сказано ни слова. Тем не менее, прочитать его настоятельно рекомендую.


M4A4 легко проходит через стенку здания

Дальнейшим шагом является одиночная миссия (сценарий). Они заранее проскриптованы и созданы на основе реальных событий, имевших место в боевой карьере наших "союзничков" в Великой Отечественной Войне. Больших танковых сражений там не будет, максимум по 4 - 5 бронетанковых групп с каждой стороны, с общим количеством до 45 танков на карте площадью 35 кв. км (5х7 км). Перед началом сценария вы можете зайти в штаб и выбрать из предложенного арсенала танки для вашего взвода, вооружение, топливо, дополнительное снаряжение. Особым интересом отличается возможность самостоятельного комплектования личного состава взвода исходя из способностей, умения и наличия специалистов. Военнослужащих можно отбирать пофамильно для каждой воинской специальности: командир танка, наводчик, заряжающий, механик-водитель, радист.


Фрагмент экрана при выборе личного состава экипажа

Вопрос подбора кадров не столь критичен при игре одиночной миссии, так как выбрать себе всех самых лучших всего на одну игру легко, и это не вызовет последствий даже при проигрыше. А вот уж при прохождении кампании, вопрос комплектования и подготовки кадров становится одним из важнейших. При неумелом командовании и распределении специалистов, вы можете оказаться в ситуации, когда все опытные военнослужащие погибли, а вы остались с одними новобранцами. Ситуация - хуже некуда. Скажу больше, вопросам снабжения и комплектования в игре уделено достаточно много внимания. От вашего умения распорядиться тем, что имеется в наличии - в немалой степени зависит возможность дойти до конца кампании на реалистичных установках. Особенно это касается игры за Германию, когда по мере продвижения к концу войны вы начинаете ощущать острый дефицит в амуниции и подготовленных военнослужащих. В этом отношении за американцев играть легче - у них, почему-то, всегда много высококлассных специалистов и большие запасы вооружения на складах. Да и лишний, пятый танк, в американском взводе - совсем не бесполезный юнит во время боя.


"В засаде"

Как было сказано ранее: геймплей - это самая выдающаяся черта всей игры. В зависимости от настроек, вы можете играть исключительно с видом от третьего лица, и только эпизодически "погружаться" внутрь танка, чтобы занять место наводчика или водителя. Можете добавить реализма, и у вас не будет волшебной возможности вести контроль битвы снаружи и в этом случае вы воочию убедитесь, насколько сложно было выживать экипажу танка, единственной связью с внешним миром у которого была смотровая щель и комплект оптического оборудования (триплекс). Добавьте реалистическую баллистику и вы поймете насколько сложно было вести огонь по движущейся цели, не говоря о том, чтобы самому вести огонь на ходу. Однако, насколько это все интересно!


Вид через оптический прицел наводчика. Немецкий "Тигр" уничтожен.

Я начинал проходить кампанию, установив все на максимальный реализм. Единственное, что я себе оставил на первое время - это "неуязвимость". А без нее, по началу, играть было невозможно, потому что как только вас убьют - сценарий закончен - никакой возможности "пересесть" за рычаги уцелевшего напарника не предусмотрено. Однако тренировки делают свое дело. Через некоторое время, вы начинаете вполне сносно ориентироваться в окружающей обстановке, что непременно отражается на результативности. Находясь внутри танка, вы можете исполнять роль любого члена экипажа, при этом за остальных играет компьютер. Функции каждого танкиста четко разграничены: командир наблюдает за обстановкой и дает целеуказания, заряжающий - заряжает и докладывает о выполнении, наводчик производит прицеливание и выстрел, водитель ведет танк в заданном командиром направлении. Самыми интересными для игрока являются роли командира и наводчика, при этом можно одновременно выполнять функции водителя, однако в процессе активного боя это не всегда удобно, гораздо логичней, как и полагается командиру, указать, куда ехать (щелкнув мышкой на местности) и пускай себе едет, а вы в это время будете заниматься своими непосредственными обязанностями.


Целеуказание путем клика мышки

Чем выше опытность и умение у членов вашего экипажа, тем быстрее и точнее они действуют. Моральное состояние тоже влияет на эффективность вашей команды, каждый подбитый танк противника повышает боевой дух взвода и их способность повышать свое профессиональное мастерство. И наоборот, каждое поражение очень негативно отражается на общем настрое подчиненных, особенно если поражения следуют одно за другим. Поэтому, подбирая людей для укомплектования экипажей, проследите, что бы среди них не было упавших духом. Даже середнячок с высоким боевым настроем принесет больше пользы, чем "отличник боевой и политической" с плохим настроением. Следите за этим.


Пехоту можно давить гусеницами

Искусственный интеллект своих подразделений и танков противника выглядит вполне достойным, если в настройках реализма вы не "убьете" его окончательно. Компьютер может умело использовать складки местности для достижения тактического преимущества и прорыва к вам с фланга или в тыл, в том случае, если атака с ходу не увенчалась успехом, например. Компьютер прекрасно знает, что лобовая броня танка, значительно толще кормовой, поэтому, если противник осведомлен о вашем присутствии, то не рассчитывайте, что он будет долго подставлять вам свои борта. Надо сказать, что компьютер, в принципе, всегда находится в выгодном положении, так как он "читит". Ведь он всегда знает, где вы находитесь. Это - серьезный минус. Далеко не всегда удается спрятаться за здания и в зарослях деревьев, противник, почему-то обнаруживает вас так же легко, как если бы вы находились на открытой местности. Спасти вас может только рельеф, здесь, как мне показалось - все по-честному. Мне неоднократно удавалось незаметно пробраться в тыл "окопавшейся" группы танков и подбить с кормы парочку, пока остальные "соображали" что произошло. Так, что есть чему порадоваться, честное слово. Геймплей у игры - замечательный. Захватывает. И если бы не те недостатки по части графики и звука, то иммерсия в виртуальную реальность была бы полной. За игрой можно было бы провести огромное количество времени, а если учесть и возможность играть по сети - то и того больше. Кстати, поклонников у игры на западе - много. Вышло несколько патчей и дополнений, вводящих новые возможности, в частности возможность создания своих собственных сцен и сценариев. Некоторые экспериментируют с созданием трехмерной растительности - типа поля ржи или пшеницы, т.е. получается так, будто идущий танк по катки спрятан среди стеблей. На внешних видах смотрится очень неплохо.


В некоторых лужах можно утонуть

Заключение


В общем и целом, с игровой точки зрения - игра получилась замечательная. Высокая степень симуляции с широкими возможностями по масштабированию реализма доставит удовольствие широкому кругу игроков, а обладателям слабых компьютеров - особенно. Конечно, хоть и красивый, но устаревший графический "движок" и посредственное озвучивание дают очень серьезный минус игре, но для тех, для кого важен именно игровой процесс, этот симулятор будет очень желанной вещью. Есть ряд незначительных "багов" и недостатков, вроде ошибок по расчету поражающей способности снаряда и скорости перемещения некоторых модификаций танков, однако, скорее всего, это будет заметно только для очень педантичных игроков.


Отдельные моменты реализованы очень натуралистично, не правда ли?

В системном отношении игра очень нетребовательна и достаточна стабильна. Зависаний и вылетов в ОС я не разу не ощутил. Хотя некоторые игроки и сообщали о проблемах с отдельными звуковыми картами, но, похоже, все решалось простым обновлением драйверов.