Total Immersion Racing

Автор: Gera
Дата: 04.12.2002
Все фото статьи
Разработчик: Razorworks
Издатель: Empire Interactive
Минимальные системные требования:

Pentium III/Athlon 500MHz
96MB RAM (128MB для WindowsXP и Windows2000)
Видеокарта с 16MB памяти с поддержкой Direct3D
Windows 98/ME/XP/2000

Рекомендуемые системные требования:

Pentium III/Athlon 800MHz и выше
128MB RAM или больше
Видеокарта с 32MB+ памяти с поддержкой Direct3D
Windows 98/ME/XP/2000
Руль и педали

Кольцевые автогонки никогда не были в особом почете у отечественной публики. Во-многом, это связано с тем, что в СССР просто не было машин подобного класса. К тому же для таких соревнований необходимо было строить специальные трассы, а деньги тогда шли отнюдь не в сферу увеселительных мероприятий...
Но с середины 90-х годов прошлого века ситуация стала потихоньку выправляться. Появилась первая, и пока единственная в России, настоящая кольцевая трасса - Невское Кольцо в Санкт-Петербурге. Московские власти же загорелись желанием получить этап Формулы-1 и приступают к строительству современного автодрома. Из-за рубежа к нам стали поставлять специально подготовленные для кольцевых гонок автомобили, да и отечественный производитель не дремлет. Сейчас в России проводятся соревнования автомобилей с небольшими объемами двигателей (до 2 литров) и, следовательно, мощностями...

Компания Empire Interactive недавно выпустила игру Total Immersion Racing, которая посвящена состязаниям более мощных автомобилей. Итак, в игре представлено сразу несколько кузовных классов: от почти стандартных трехлитровых машин до мощнейших спорт-прототипов.

Собственно, об игре


При первом запуске игры на экране появляется меню настроек. Выбрав звуковую карту, разрешение видеорежима, а также уровень детализации и спецэффектов, запускаю и саму игру.


И сразу же перед глазами появляется информация об авторах с красноречивым предупреждением внизу экрана.

В моем вольном переводе это звучит так: "...Вождение, изображенное в этой игре, может не соответствовать действительности и может быть опасно в реальной жизни. Не пытайтесь повторять такие маневры в реальной жизни и всегда будьте рассудительным водителем"...
Вступительный ролик получился очень даже зажигательный. В нем демонстрируются самые зрелищные фрагменты видеозаписей кольцевых автогонок. Попав в меню, я испытал небольшое разочарование. Уж больно оно простенькое, хотя неудобств при работе с ним я тоже особо отметить не могу.

Единственное, так это то, что все опции доступны только через главное меню. Хотя и настройки здесь тоже небогаты: громкость звука/музыки, калибровка клавиатуры, а также включение карты, зеркала и вспомогательных систем управления автомобилем.

Основных режимов гонки - четыре. Это "Single Race", "Career", "Time Trial" и "Challenge". Также имеется возможность играть вдвоем на одном компьютере, а вот нормального Multiplayer-а здесь не предусмотрено :( Дополнительно поясню различия между режимами "Career" и "Challenge". В первом случае в гонке участвуют автомобили всех классов, и результаты гонки определяются не тем, каким ты пришел в "абсолютном зачете", но тем, какое место ты занял в своем классе. Этим режим "Career" повторяет гонки, проходящие в реальной жизни. После каждого этапа здесь можно сохраняться.
А вот в режиме "Challenge" игроку необходимо будет проходить небольшие серии из нескольких гонок, причем в серии могут участвовать автомобили только одного класса, а то и одной модели. Здесь сохранение не предусмотрено. После прохождения серии - открывается следующая, но, пройдя её наполовину, вы не можете отложить её "допрохождение" на завтра.
Так как изначально игроку доступно всего две самые "слабые" (если это слово вообще употребимо для более чем трехсотсильных монстров) машины и несколько трасс, то по мере прохождения Challenge и Career будут открываться оставшиеся.

Автопроизводители неохотно дают лицензию на использование своих машин в различного рода симуляторах и аркадах, опасаясь, что потенциальных покупателей может отпугнуть поведение их автомобилей в игре. Особенно сильно это касается тех автомобилей, которые поступают в свободную продажу. Не миновала этой участи и Total Immersion Racing. Скорее всего, именно поэтому в самом младшем классе здесь представлено всего две реально существующие машины - BMW M3 и AUDI TT. Но тут разработчики из Razorworks не ударили в грязь лицом и добавили сюда еще два ими же выдуманных автомобиля. В других классах ситуация с наполняемостью машинами оказалась намного лучше и поэтому разработчикам уже не пришлось увеличивать количество автомобилей вдвое, путем изобретения новых суперкаров. Всего в игре 16 автомобилей + автомобиль-бонус. Все автомобили разделены на три класса: GT, GTS и PRO.

Относительно трасс я могу сказать только хорошее. Как мне кажется, они весьма разнообразны по своему характеру. Часть из них являются копиями реально существующих трасс, а часть - вымышленными, и потому часто необычными по своей конфигурации. Кроме того, гонки проводятся в разное время суток и при разных погодных условиях: сухая погода, туман или дождь. Причем характер управляемости машин очень сильно меняется в зависимости от погоды.

Перед самой гонкой можно пройти тренировку и квалификацию. При желании игрока во время тренировки технический специалист, прикрепленный нему, поможет настроить машину. Надо только следовать инструкциям техника, передаваемым по рации, а машину он настроит сам.

Реалистичность и физическая модель автомобилей


Первый раз запустив трассу, я поставил минимальный уровень сложности и, стартовав с последнего места, за стартовую прямую успел обогнать почти всех соперников еще до того момента, как они начали тормозить перед первым поворотом. Правда, на этом повороте я и вылетел с трассы. (Да, последствия игры в NFS 6 дают о себе знать...) И, тем не менее, вылетая в каждом третьем повороте, я почти не отставал от лидера. Поэтому дальше я играл только на среднем и высоком уровнях сложности. А здесь бороться с оппонентами уже становится очень непросто. Должен заметить, что вне зависимости от уровня сложности, физическая модель поведения автомобиля не меняется, а увеличивается только сила оппонентов. Кроме того, на любом уровне сложности можно использовать ABS и TCS. Для тех, кто не знает, поясню, что это такое.

ABS - антиблокировочная система тормозов. С помощью специальных датчиков она контролирует скорость вращения каждого из колес, и если какое-то из них при торможении начинает крутиться значительно медленнее остальных, то подает команду на уменьшение тормозного усилия, передаваемого ему. Напомню, что блокировка - очень нехорошее явление: во-первых, водитель теряет контроль над машиной, а во-вторых, резко снижается эффективность самого торможения.

TCS - антипробуксовочная система. Она также следит за частотами вращения колес, но уже при разгоне. Если одно или несколько из них начинают вращаться быстрее остальных, то электроника подает сигнал на подтормаживание этих колес обычной тормозной системой, а также немного уменьшает подачу топлива двигателю. Благодаря этому не развивается пробуксовка, а, следовательно, уменьшается вероятность заноса.

Применение этих систем, в особенности, антипробуксовочной, будет очень полезно тем геймерам, у которых нет руля с педалями, из-за чего они лишены возможности дозировать усилие на органах управления.
Вот реальный пример. Предположим, вы проходите поворот на заднеприводной машине с отключенной антипробуксовочной системой и в каком-то его месте нажимаете клавишу "вперед", что равносильно тому, что вы нажимаете педаль в пол. Через несколько мгновений от избытка крутящего момента задние колеса срываются в пробуксовку, и начинает развиваться занос. И тут мне стоит остановиться и поподробнее рассказать о некоторых особенностях физических моделей автомобилей:

Итак, у нас развивается занос. Но не резкий и практически не контролируемый, который наблюдается у подобных автомобилей в реальности, а достаточно плавный и прогнозируемый. И чтобы его погасить нам достаточно отпустить педаль газа (для заднеприводного автомобиля) и своевременно провести корректирующие действия рулем. При использовании ABS и TCS возможность возникновения заноса практически полностью исключается.

Повороты в игре надо проходить на невысокой скорости, то есть примерно с такой же, с какой его стал бы проходить гонщик в реальной жизни. Иначе машину станет выносить на обочину, а здесь автомобиль очень быстро теряет скорость.

При слишком большом угле поворота передних колес они переходят в скольжение, и автомобиль идет по практически прямой траектории (также происходит и в реальной жизни). Особенно сильно заметен такой эффект на скользком покрытии. В этом случае надо найти в себе мужество и практически выпрямить руль, а потом снова повернуть его, но уже на "правильный" угол.

Из игры полностью исключены различного рода пенальти и stop-and-go. Вместо этого в тех местах, где можно срезать, выиграв время, установлены бетонные отбойники.

А теперь - о странностях и минусах:

В вираже при нажатии на газ, даже заднеприводный автомобиль переходит не на бОльший радиус поворота, а на меньший! А вот если газ сбросить, то автомобиль может, наоборот, выйти на прямую траекторию... Это заметно не очень сильно, но при прохождении поворотов, я часто нажимал на газ там, где в реальной жизни его необходимо было бы сбросить и нажать на тормоз. Да, не зря, однако, перед игрой демонстрируется то самое предупреждение...

На высоких скоростях становится заметно, что реакции на нажатие кнопки поворота неадекватны: сначала какой-то промежуток времени автомобиль практически не реагирует на нажатие кнопки. Но затем, словно опомнясь, автомобиль буквально прыгает в сторону. А поскольку регулировки чувствительности нет совсем, то поделать с этим ничего нельзя, разве что руль купить. :) Однако, замечу, что действительно это мешало мне только на трассе в Хоккенхайме - здесь я впервые в жизни не смог нормально проехать длинный и почти прямой участок дороги - за гонку я хотя бы раз вылетал здесь на обочину.

Даже после очень легкого контакта двух автомобилей они отскакивают друг от друга, как будто между ними распрямилась мощная пружина. Плюс к этому в момент касания на экране появляются глюки и полоски. Так что контактная борьба здесь противопоказана. Кроме того, автомобили могут "сделать вид", что коснулись друг друга, находясь при этом на расстоянии полметра-метр! А это очень сильно мешает при напряженных обгонах, поверьте мне!

В игре полностью отсутствуют повреждения автомобилей: как визуальные, так и внутренние. Хотя тем, кто любит часто врезаться это все равно не поможет: при столкновении с ограждением и т.п. машина сильно теряет в скорости, кроме того, после удара ее часто разворачивает.

Графика


По моему мнению, графика в игре находится на весьма высоком уровне. Поддерживаются разрешения, по крайней мере, до 1600х1200. Трассы и автомобили прорисованы очень качественно. Особенно красиво они выглядят в вечернее время, под мягкое розоватое освещение заходящего солнца.

Немного разочаровали только текстуры некоторых деревьев: они выглядят какими-то пластиковыми. Еще не понравилось то, что в игре всего три камеры: из кабины, с бампера и немного позади машины (плюс предусмотрена возможность разворачивать камеры назад).

Повтор в игре получился неплохой. Демонстрируется он только с телевизионной камеры, и сменить камеру или показываемый автомобиль нельзя. Можно лишь остановить повтор или выйти из него.

На Селероне 850@1190 и Voodoo3 при разрешении 1024*768 с максимальной детализацией игра лишь изредка чуть-чуть "притормаживала", так что системные требования можно признать очень умеренными.

Музыка и звук


Звук двигателя - достаточно натуральный, иногда слышны сообщения, передаваемые через громкоговорители на трибуны, но явно не хватает шума самих трибун. Неплохо сделана и трехмерность звучания, т.е. если тебя сзади догоняет соперник, то звук его двигателя идет именно через задние колонки. Посмотрев семплы звуков, я обнаружил, что они довольно высокого качества: 22кГц 16 бит.

В игре достаточно неплохая ритмичная музыка, но как мне кажется, она больше подходит для аркады, потому что под неё хочется кого-нибудь так же ритмично таранить ;). А вот музыка в меню мне быстро надоела: все время проигрывается одна и та же нудная мелодия.

Заключение


В целом мы получили очень добротный продукт, и те незначительные недостатки, которые здесь были отмечены, не смогли испортить его.

Эту игру сложно назвать симулятором, но я бы не стал называть ее и аркадой. Как мне кажется, в отношении физической модели в ней сохранена золотая середина. Здесь не пройдешь крутой поворот, не затормозя перед ним как следует, но и из заноса можно легко выйти, не теряя на этом значительного количества времени.

В эту игру могут играть "и взрослые, и дети". Я бы не стал советовать покупать её тем, кто предпочитает проходить повороты в гонках, не отжимая педали газа.

Играя в Total Immersion Racing, я поймал себя на мысли, что в отличие от некоторых других подобных игр (например, TOCA или Swedish Touring Car Championship), я не чувствую нервозности обстановки. Эта игра прощает ошибки и это ее несомненный плюс. Так что, играя в неё, можно действительно отдохнуть после напряженного дня...