Project Nomads

Автор: HF
Дата: 19.12.2002
Все фото статьи
Разработчик: Radon Labs
Издатель: CDV Software Entertainment
Официальный сайт игры: Project-nomads.com

Системные требования


Microsoft Windows 98 / 2000/ ME/ XP.
Pentium III 450MHz
64Mb RAM
3-D графический акселератор с 32MB RAM совместимый с DirectX 8.0 и выше
4x CD-ROM или DVD-ROM
16 bit звуковая карта совместимая с DirectX 8.0 и выше
850 Мбайт свободного дискового пространства

Рекомендуется:

Microsoft Windows 98 / 2000/ ME/ XP.
Pentium III 1GHz
128MB of RAM
3-D графический акселератор с 64MB RAM совместимый с DirectX 8.0 и выше, с поддержкой T&L
8x CD-ROM или DVD-ROM
32 bit звуковая карта совместимая с DirectX 8.0 и выше
850 Мбайт свободного дискового пространства

Введение. Особенности


В сегодняшней статье мы рассмотрим Project Nomads - любопытный игровой проект от немецкой компании Radon Labs. Project Nomads представляет собой весьма необычный аркадный экшен, в который были добавлены приключенческие элементы. Говорить о том, что игра является смесью экшена и стратегии (как заявляют многие), ни в коем случае нельзя. Это ошибочное мнение связано, видимо, с тем, что в PN игрок может строить различные здания, но это, согласитесь, не означает, что мы можем называть игру стратегией или говорить о наличии в ней стратегических элементов. Поэтому, чтобы не вводить никого в заблуждение, еще раз подчеркну - перед нами просто необычная аркада, обладающая множеством интересных особенностей, которые делают ее похожей на стратегию.

Если вы смотрели фильм "Водный мир", то наверняка сможете получить точное представление об игровом мире PN и царящей в игре атмосфере. Этот мир состоит из бескрайнего воздушного (в данном случае) пространства, которое бороздят небольшие острова, поддерживаемые и приводимые в движение невиданной силой. На этих островах, или иногда даже - крупных архипелагах, зиждется вся цивилизация Номадов, то есть все, что осталось от нее. У игрока в подчинении будет находиться один из таких островов, который он, по мере прохождения игры, сможет застраивать важными хозяйственными постройками. Например, двигателями, которые будут перемещать остров в пространстве, пушками для защиты от врагов, ветряками для добычи энергии и прочим, так что постепенно родной остров превратится в непобедимую воздушную крепость, которую можно будет вести в атаку на любого врага. Во время боя или даже перемещений, герою придется очень много бегать от одной постройки к другой (или лететь с помощью специального устройства), постоянно что-то меняя и ремонтируя; тоже же самое, если вспомнить фильм, делал герой Кевина Костнера, перемещаясь по своему катамарану с помощью лебедок и отвесов. Одним словом, игра рождает очень четкие ассоциации с "Водным миром".

Управлять главным героем нам придется в режиме от третьего лица, при этом перемещение и стрельба осуществляется как в обычных экшенах. В пределах своего острова игрок сможет строить и использовать небольшое число зданий, что тоже осуществляется крайне просто. Можно будет "причаливать" и к другим островам, которые нам предстоит исследовать в процессе прохождения игры. И, наконец, третьим важным моментом является возможность использования построенных на острове пушек и самолетов для уничтожения врагов. В этом случае герой просто занимает место в выбранной боевой единице, и мы начинаем управлять непосредственно ей. Когда герой покидает боевую единицу, управление ею передается компьютеру, который начинает действовать по установленной схеме поведения. Вся игра разделена на уровни в виде ограниченных областей пространства, в которых нам придется выполнять разнообразные сюжетные задания, используя наш боевой остров. В рамках уровня вы имеете полное право свободно перемещаться в любых направлениях, с островом или же без оного, при условии наличия необходимого для этого оборудования. Вот и вся концепция Project Nomads.

Игра обладает крайне простым для такой сложной концепции интерфейсом, хотя и имеются некоторые нарекания, о которых я расскажу ниже. Ознакомительный уровень отсутствует, но некоторые подсказки по взаимодействию с окружающим миром игроку даваться все же будут. В PN предположительно реализовано около сорока типов вражеских самолетов, пушек и других боевых единиц (включая огромных насекомых-бомбардировщиков) и поддерживается многопользовательская игра до восьми игроков через LAN или Internet. О ней я расскажу в конце статьи, а пока перейдем к сюжету.

Сюжет


На сюжет Project Nomads действительно стоит обратить внимание. Если в не очень вразумительном вступлении нам дается совсем немного информации, и ее по крупицам приходится собирать на разнообразных сайтах, посвященных игре, то развитие сюжета по ходу игры было сделано сценаристами на самом высоком уровне и оставляет крайне приятное впечатление. Сюжет развивается очень динамично: постоянно и неожиданно меняются глобальные цели игры (например, главный враг), действующие лица сменяют друг друга как карусель, и особенно интересны моменты, когда друзья вдруг становятся врагами, так что неизвестно кому герой может доверять.

В пресс-релизе заявлено, что якобы в игре восемь основных и множество дополнительных квестов. Это утверждение я бы поставил под сомнение, так игра абсолютно линейна, никаких побочных квестов в игре нет, так как приходится просто в строгой последовательности выполнять задания, дающиеся в начале миссии, и никаких других альтернатив у игрока нет.

Итак, завязка сюжета. Планета Эрес (Aeres), захваченная хаосом магических войн, из последних сил держится на своей орбите, готовая в любой момент взорваться от магических и других атак, постоянно сотрясающих ее плоть. Но, наконец, чаша планетарного терпения переполняется, и она разрывается на куски, разбросав всех своих бывших обитателей и мучителей по вселенной. Выжившие остатки цивилизации оказались на дрейфующих в пустоте руинах планеты, вокруг которых каким-то непостижимым образом сохранилась атмосфера. Куски планеты, управляемые своими немногочисленными обитателями - Номадами, медленно плывут сквозь моря облаков, в поисках лучшей жизни и того, что осталось от прошлой цивилизации. Впрочем, у катастрофы были и положительные стороны, ведь был создан новый, восхитительный, необычный мир, состоящий из дрейфующих в пустоте островов и чарующих воздушно-облачных пейзажей.

Все, кто сумели выжить и стать владетелями собственного самодвижущегося острова, называют себя Номадами или Кочевниками (Nomads). Игроку придется взять на себя роль одного из Номадов, инженера и мага, в бесконечном поиске древних реликвий, бороздящего просторы разрушенной планеты. Нам придется исследовать бесконечный мир в поисках магических артефактов давно забытой цивилизации, и бороться с монстрами, или другими выжившими, ищущими эти самые артефакты, ведь с их помощью можно создавать все новое и новое оружие, для уничтожения себе подобных. Также нам придется уничтожить и тех, кто был причиной катастрофы. Одним словом, война - есть война, и не важно, какие она принимает формы: пусть даже воздушные флибустьеры, управляющие целыми островами, ведут борьбу не за золото, а за магические артефакты и власть.

На фоне мировой катастрофы происходит личная драма. Двое, из троих друзей-номадов, во время очередной опасной вылазки, оказываются захваченными в плен наиболее сильной из оставшихся на планете, группировкой - Сентинелами или Стражами (Sentinels). Как многие догадались, оставшемуся товарищу под нашим руководством придется освобождать захваченных друзей, но не известно, кто на самом деле является нашим главным врагом: небольшая враждебная группировка или же настоящий враг, который пока еще находится в тени. Но скоро все открывается, и наш герой оказывается втянут в ужасную интригу, результатом которой может стать порабощение всей планеты злым магом. Конечно же, герой стремится спасти мир, и в этом ему помогают другие Номады,

а также редкие ожившие представители древней расы, жившей на Эресе до катастрофы, и называющие себя Создателями (Master builders), именно они создали все артефакты. Когда-то Создатели не смогли предотвратить катастрофу, а теперь они сожалеют о своей ошибке и пытаются все исправить, или, по крайней мере, предотвратить новую угрозу и сохранить то, что осталось от былой цивилизации.

Сразу после того, как двоих друзей захватят в плен, третьего товарища враги сбивают над одним из неисследованных островов, который оказывается могилой одного из Создателей. Своим падением герой каким-то образом пробуждает усопшего. Оказывается, сбитый номад нарушил покой древнего мага по имени Базальтфейс (Basaltfase), чему тот оказывается несказанно рад.

Маг обещает помочь вызволить друзей, открыть многие секреты древности, указать местонахождение артефактов и помочь создать боевой остров невиданной мощи - нам только придется выполнять все его распоряжения.

Для начала мы вместе с Базальтфейсом отправляемся на большой остров под названием Grey Market, искать помощи у его хозяина, Номада-торговца.

Grey Market будет нашей "базой" и отправной точкой во всех путешествиях. Именно там от Базальтфейса мы будем получать указания по тому, что делать и куда лететь в первые моменты игры. Игрок будет исследовать все новые и новые миры, но потом все равно ему придется постоянно возвращаться к старцу за советом. С получения от Создателя некоторых объяснений по строительству зданий и управлению островом собственно и начинается игровой процесс.

Игровая система


Но перед этим нам придется определиться с выбором главного героя. Разработчики предоставили нам на выбор три различных персонажа: интеллектуал Джон (John), силач Голиаф (Goliath) и красавица Сьюзи (Susie).

По заверениям авторов, выбор героя должен определять не только его внешний вид, но и особые тактические приемы, которыми владеет данный персонаж, а, следовательно, и стратегию игры. На практике же все три Номада отличаются только визуально, то есть собственным внешним видом, а так же внешним видом главного здания на острове - Маяка.

Даже количество здоровья, длина прыжков, используемые заклинания и все прочие здания у всех трех героев совершенно одинаковые.

После выбора героя нам предлагают просмотреть небольшой вступительный ролик, после чего мы оказываемся предоставлены сами себе в пределах нашего небольшого острова. Со всех сторон - только пустота, внизу - бесконечная пропасть, и что делать и куда бежать - совершенно непонятно. Начинать стоит со сбора нескольких лежащих вокруг героя или чуть подальше артефактов, для чего нужно просто пробежать "через" них, и артефакт автоматически переместится в пояс героя.

Пояс героя - это область в левой нижней части экрана, предназначенная для хранения найденных предметов. Изначально там можно хранить только три артефакта, но далее имеется возможность подобрать специальные бонусы, и тем самым "расширить" пояс для переноса шести объектов.

Все объекты, с которыми игрок будет взаимодействовать на протяжении игры, авторы называли "артефактами". Артефакты разбросаны или спрятаны по все миру Project Nomads и обладание ими является одной главных целей игры, поэтому с их поиска следует начинать прохождение любого уровня.

Артефакты делятся на три группы:

Строительные артефакты

Это - самый важный тип артефактов. Их следует представлять себе как некие инженерные схемы для постройки всех зданий. После того, как мы подобрали строительный артефакт, у нас появляется возможность в пределах нашего острова построить здание, схемы которого данный артефакт содержит. Левой клавишей мыши мы выбираем нужное здание, после чего включается режим вида сверху, и далее мы можем выбрать место для строительства.

Через несколько секунд здание, сопровождаемое синим сиянием, просто появится из ниоткуда и будет готово.

На строительство зданий тратится энергия (или, другими словами - мана), которая может быть восстановлена с помощью специальных бонусов или с течением времени, если вы построите вырабатывающие ее ветряки. Если здание было уничтожено, на его месте появится артефакт, который использовался при его строительстве - артефакты уничтожить нельзя. Исключения составляют только "красные", одноразовые артефакты, которые после использования исчезают.

Зачем же нам нужно строить здания? После первых минут игры, становится понятно, что один герой - в поле не воин, и стоит окружить себя неприступными стенами и мощными пушками. А для этого нам надо будет создать на острове некую функционирующую систему строений. Рассмотрим возможные типы построек:

Маяк (Lighthouse)


Главное, и самое первое здание на острове. Не несет в себе абсолютно никаких функций, разве что если Маяк будет уничтожен, то за ним разрушится и весь остров. Поэтому, несмотря на то, что Маяк - очень прочный, он требует самой усиленной защиты. Бывает только первого уровня.

Ветряк (Windmill)


Самый обычный ветряк, который постепенно восстанавливает затраченную энергию, (ее количество отображается по левой стороне экрана). В случае, если вы останетесь без энергии и без ветряков, и не сможете найти восстанавливающие энергию бонусы, то игра обречена на провал. Без энергии вы не сможете ремонтировать свои постройки, и даже пушки не будут стрелять, если ее количество равно нулю. Поэтому, при атаке на врага в первую очередь следует уничтожать его ветряки. Если он не успеет их быстро восстановить, то победа вам гарантирована. Ветряки бывают трех уровней, и чем выше уровень ветряка, тем быстрее он восстанавливает энергию.

Пресс (Artifact Press)

Важнейшее устройство, позволяющее вам "спрессовывать" строительные артефакты и тем самым создавать здания более высоких уровней. Работает достаточно просто. Вы помещаете в него два артефакта первого уровня и взамен получаете один, но второго. Спрессовав два артефакта второго уровня, вы получите один третьего. Предельный уровень артефакта - третий. Также можно прессовать комбинации из разных артефактов, результатом которых могут быть самые невероятные здания (которых, впрочем, не так уж много). Авторы рекомендуют пробовать различные варианты, и все возможные схемы прессования артефактов в описании игры не указывают. Поиски артефактов для последующей постройки зданий более высоких уровней - это ключевой момент игры. Можно так же взрывать свои здания для того, чтобы использовать артефакты, находящиеся в них, тем более, что место на острове крайне ограничено. И два последних замечания по использованию пресса - нельзя прессовать синие артефакты вместе с "одноразовыми" красными, а так же нельзя прессовать боевые артефакты и артефакты-бонусы. Пресс бывает только первого уровня.

Вышка (Watchtower)


Устройство, позволяющее перемещать ваш остров в пространстве. Если вы заберетесь на вышку - самую высокую точку острова, то сможете задать или отменить направление курса, по которому будет следовать остров. Это осуществляется простым поворотом башни вокруг оси и запуском-остановкой двигателей. Многие игроки могут недооценить важность этого строения, но только оно позволяет проводить мощнейшие "островные" атаки, когда в сражении участвуют целые летающие острова-крепости. Также важно с самого начала игры вместе с островом занять наиболее выгодную позицию. Вышка бывает только первого уровня.

Ангар (Hangar)

Ангар (то есть выпускающиеся в нем самолеты) - важнейший элемент нападения и защиты на вашем острове. В ангаре, если он не отключен, будут без остановки выпускаться самолеты, которые под управлением компьютера или же под вашим четким руководством станут защищать остров или же совершать атаки на врага. В одном ангаре можно выпустить только один самолет, и пока он не будет полностью уничтожен, строить новый не разрешается. Если вы построите на острове несколько ангаров, и лично сядете за штурвал одного из выпущенных самолетов, то за вами автоматически вылетят и все остальные, так что вы можете проводить атаки целыми эскадрильями. Ангары бывают трех уровней, и в зависимости от уровня выпускают различные типы самолетов: допотопную и слабенькую "этажерку", вооруженную пулеметом,

затем истребитель времен Второй Мировой войны, и, наконец, мощнейший бомбардировщик. Если первые два типа самолетов очень похожи - они отличаются только броней и ударной мощью, то бомбардировщик в корне отличается от двух истребителей, так как он обладает действительно мощной броней и вместо пулемета вооружен бомбами, которые при удачном попадании способны полностью уничтожить все постройки на вражеском острове.


Здесь же стоит заметить, что управление летающими боевыми единицами (впрочем, как и наземными) лучше предоставить компьютеру, так как человеку будет крайне сложно ориентироваться в бою. Вместо красивых дуэлей на самолетах, мы имеем головокружение от бесконечно мелькающей перед глазами картинки и сломанную мышку, так как для того, что бы хоть на секунду удержать вражеский самолет под прицелом, вам придется "вертеться" с почти невозможной скоростью, а это очень утомляет и сводит все авторские старания на нет.


Игрок же лишается удовольствия лично убить ближнего своего, что так важно особенно для многопользовательской игры. Одним словом - режим личного управления боевой техникой абсолютно непригоден для ведения боя, во время которого вам чаще всего просто надо будет вовремя чинить здания на острове - на этом ваши боевые подвиги заканчиваются.

Хранилище (Silo)

Это здание позволяет увеличивать запас принадлежащей вам энергии. Если ветряки накапливают энергию, то хранилища ее "сохраняют", иначе - она просто теряется. Энергия тратится на строительство и ремонт построек, на функционирование пушек, самолетов, островных двигателей и проч. Строительство зданий самых высоких уровней требует предварительной постройки нескольких хранилищ, и очень существенного расширения запаса энергии. Хранилища бывают трех уровней, и чем выше уровень хранилища, тем больше энергии оно способно запасать.

Сейф (Artifact Safe)

Позволяет хранить те артефакты, которые не умещаются в вашем небольшом инвентаре. Здание достаточно бессмысленное в однопользовательской игре, но крайне важное при игре с живым противником, так как он всегда норовит украсть ваши артефакты и тем самым лишить возможности развиваться. Единственная возможность врагу добраться до артефактов в сейфе - это уничтожить его, что не так уж просто. Сейф бывает только первого уровня.

Пушки (Gun Towers)

Второй важнейший элемент защиты и нападения. Функционирует - как и положено самой обычной пушке, то есть в определенном радиусе он способен поражать нападающих на ваш остров врагов. Пушки бывают трех уровней. Пушки первого уровня не могут стрелять в автоматическом режиме, и требуют непременного участия игрока, поэтому на острове сначала строится только одна пушка, которой управляет игрок. Пушки второго и третьего уровня, могут обходиться без участия человека и очень неплохо поливают огнем орды противника, так что таких пушек следует строить несколько. Существует три различных типа пушек: пулеметы, артиллерия и ракетницы. Все они строятся по определенному типу артефактов, и имеют по три уровня развития каждая. Своевременное строительство и правильное расположение пушек крайне важно, так как ваш остров следует расценивать не как тыловую базу, а как инструмент нанесения основного удара по врагу.

Сборщик артефактов (Collector)

Эта постройка содержит в себе небольшого самодвижущегося робота, который умеет летать, собирать артефакты и приносить их на базу. Обычно он патрулирует небольшую область вокруг острова, где вряд ли можно обнаружить что-нибудь интересное, но при повышении уровня данного здания, увеличивается охватываемая сборщиком площадь. Это здание позволяет существенно ускорить развитие, в том случае, если вы расположите свой остров поближе к источникам артефактов так, чтобы робот мог собирать периодически появляющиеся артефакты и приносить их на базу, а вы тем самым сэкономите время на перелеты.

Обилие построек способно сбить с толку любого игрока и родить кажущееся разнообразие вариантов развития.


Но на деле все сводится к сбору как можно большего числа артефактов и последующему строительству стандартного набора зданий третьего уровня. Исключение составляют только ангары, которых должно быть два: один - второго уровня, и один - третьего. Вам обязательно придется построить одну вышку, два ветряка, два хранилища и один пресс, а оставшегося ввиду ограниченного размера острова места, хватит только на комбинирование пушек и ангаров: две пушки и один ангар или же наоборот. "Сборщик" и "сейф" на деле оказываются практически бесполезными, и о них вообще можно забыть. Все. Все предположения о наличии в игре стратегических элементов отметаются автоматически. Ведь если бы все эти "здания" в игре были бы размером не больше письменного стола, то никто бы и не начинал говорить о стратегии. А раз есть большие здания, то игра непременно стратегическая. Позволю себе с этим не согласиться. Что ж, перейдем к боевым артефактам.

Боевые артефакты

Эти артефакты фактически содержат личные заклинания героя (то есть, которые он может использовать в бою сам) и таких артефактов всего два: огненный шар (Battle Spell) и заклинание-бомба (Spellbomb). Первое используются для поражения двигающихся слабо защищенных целей, а второе - для подрыва стационарных вражеских сооружений, обладающих крепкой броней. Артефакты с личными заклинаниями героя обязательно должны содержаться в его поясе и могут быть использованы в бою клавишей "Ctrl". Оба они имеют ограниченный запас использования, но он, к сожалению, нигде не отображается.

Артефакты-бонусы

Артефактов этого типа вам встретится только три. Первый на единицу повышает вместимость пояса-инвентаря, второй восстанавливает энергию или здоровье героя, а третий является реактивным ранцем (за спиной у героя появится синее свечение), который позволяет герою свободно летать по уровню в любом направлении, без использования каких-либо дополнительных технически средств.


В режиме полета (с помощью ранца или самолета) в левом нижнем углу экрана появляется шкала вашего удаления от родного острова по вертикали и горизонтали. При отсутствии в игре карты местности, эта шкала помогает не заблудиться в действительно огромных пространствах уровней Project Nomads и из любого дальнего путешествия всегда возвращаться домой.

Теперь, как же все это работает? Очень просто: вы перемещаетесь по игровому уровню, на острове или без оного, собираете артефакты, строите, если есть возможность, новые здания и выполняете цели миссии. Обычно вас просят "убить их всех" или найти какой-либо объект. Сделать это, вам, конечно же, мешают толпы врагов, которые норовят взорвать ваш остров или убить вас лично. В этом случае (а так же если герой упадет в пропасть между островами) игра закончится. Вот и все. Как именно вы будете выполнять задания, это не важно - важен результат, в этом и есть вся прелесть игры.

Другие игровые особенности


Английская версия игры содержит достаточно большое количество ошибок (для немецкой уже был выпущен патч). Про мелочи типа "застреваний" персонажа на разных участках пересеченной местности или же "проваливаний" внутрь различных объектов даже не стоит упоминать. Гораздо хуже обстоит дело со внутреигровыми скриптами, то есть, со связью между вашими действиями и событиями в игре. Некоторые возникающие проблемы можно устранить путем переигрывания миссии заново, но встречаются и такие, которые возникают каждый раз, и без хирургического вмешательства решению не подлежат (например, "неубиваемые" вражеские боевые единицы или не активирующийся диалог). Так же крайне неприятно смотрится путаница с названиями и функциями зданий. Артефакт управляемой ядерной боеголовки, почему-то называется "ангаром", хотя должен называться "артиллерией" третьего уровня, при выборе здания "Collector" появляется меню взаимодействия с непонятным зданием "Power Plant" и прочее. Эти очевидные ошибки не сильно мешают игровому процессу, но рождают закономерный вопрос: как они могли быть пропущены тестерами? Или английская версия игры не тестировалась вообще? Игра производит впечатление очень плохо переведенной - на лицо множество ошибок и несоответствий, впрочем, не все так страшно, так как большинство ошибок не критично для прохождения игры.

Далее, я хотел бы привести несколько замечаний и общих рекомендаций.

Сохранять игру вы можете в любом месте, но количество слотов ограничено, есть и режимы "Quick Save" и "Quick Load".

Но при этом загрузка сохраненной с помощью "Quick Save" игры вызывает определенные сложности, так как этот слот не отображается в меню загрузки обычных сохраненных игр. Такую сохранную игру можно вызвать (если героя, например, убили), только предварительно загрузив обычный сейв, и затем из него сделав "Quick Load". Подобная система крайне неудобна и вызывает раздражение.

Некоторые уровни вам придется проходить, пользуясь только личным оружием героя - огненными шарами и бомбами. На таких уровнях вам обычно придется "расчищать" другие острова от полчищ ползающих по земле насекомых под названием Скриты (Skrits). Одиноких тварей выгоднее убивать файрболами, но если вас атакует скопление Скритов, то лучше бросить им "под ноги" бомбу и бежать как можно быстрее - насекомые не наделены вообще никаким интеллектом и главная проблема заключается не в их уничтожении, а правильном расходовании боеприпасов. Так же можно попытаться быстро пробежать через скопление Скритов - они начнут взрываться и выпускать ядовитый газ. На островах заселенных Скритами вам встретятся их логова в виде огромного жука, откуда маленькие насекомые будут бесконечным потоком вылезать с небольшой и настойчивой периодичностью,

поэтому пытаться их убивать бесполезно. Следует бежать прямо под большого жука и закладывать там бомбу, а затем уничтожать выживших после взрыва Скритов. Восстановить жизни героя можно, подобрав специальные бонусы с энергией, или вернувшись на свой остров, где жизни регенерируются автоматически.

Дальнобойную артиллерию следует устанавливать в самую переднюю точку острова - на "корму", в этом случае вы сможете начать обстреливать врагов еще издалека. При этом перелеты на острове следует осуществлять на минимальные дистанции, что бы ваши пушки успели разобраться со всеми врагами в пределах досягаемости, а так как пушки, управляемые компьютером, имеют не очень большой радиус поражения, то остальных вам придется уничтожать самим. Кстати, в обычной (однопользовательской) игре остров может перелетать только от одной контрольной точке к другой, в многопользовательской игре вам разрешается летать в любых направлениях. В экстренных случаях, когда вас атакует бомбардировщик или к вашему острову приближается управляемая ракета, следует вспомнить заветы японских летчиков камикадзе и направить свой самолет в последний полет на врага - ни ракета, ни бомбардировщик прямого столкновения не выдержат. После столкновения герой живой и невредимый окажется на острове, самолет новый построится, еще лучше прежнего, а вот ваш остров будет спасен от практически неминуемой гибели, а это окупит любые расходы. И еще: если ваш герой находится неподалеку от острова, то вы можете, не приближаясь к нему, переключится на пушки, что бы, скажем, оказать вашему герою огневую поддержку (в том случае если ваш остров не оборудован автоматическими пушками).

В игре могут возникнуть ситуации, которые в силу ошибок в скриптах или слишком высокой сложности не могут быть пройдены или проходятся с большим трудом. Решение этих проблем, а так же возможность исследовать скрытые и труднодоступные моменты игры легко доступно с помощью редактирования файлов сохраненных игр в обычном текстовом редакторе.

Все сохраненные игры хранятся в директории "..\Project Nomads\Run\Save" в соответствующих файлах с именами "slotХ.n" (Х - номер слота). Файл следует открывать, изменять и сохранять в текстовом редакторе, осуществляющем только стандартное форматирование (например, в "Блокноте"). В файле сохраненной игры вы можете найти и изменить следующие параметры:

setmapartefacts x - количество артефактов, которые может переносить ваш персонаж. Максимальное значение - шесть.

setcanfly (значения true/false) - возможность свободного полета по текущему уровню с помощью реактивного ранца.

Строки следующего вида:

addchildvehicle "/world/clans/1/j_navigationtower018
addchildvehicle "/world/clans/1/j_silo0115
addchildvehicle "/world/clans/1/j_powerplant0112
addchildvehicle "/world/clans/1/j_guntower0219
addchildvehicle "/world/clans/1/artefakttresor0119
addchildvehicle "/world/clans/1/j_scoutgarage0124
addchildvehicle "/world/clans/1/ofen0127
addchildvehicle "/world/clans/1/j_guntower0227
addchildvehicle "/world/clans/1/biggun30

означают островные постройки на острове и их идентификационные номера.

Изменив, например, строки

"j_guntower01" "j_guntower0219"
"j_guntower01/turret" "turret19"

на

"j_guntower03" "j_guntower0219"
"j_guntower03/turret" "turret19"

то есть, изменив значения "j_guntower01" на "j_guntower03", мы можем изменить уровень указанной пушки от одного до трех. Этот же прием должен работать для всех остальных зданий, для которых доступно повышение уровня. В этом же файле можно изменять множество других недокументированных характеристик вашего персонажа и его острова.

Интерфейс. Управление


При всей сложности концепции нельзя не отметить простое, но не очень логичное и не перенастраиваемое управление в игре. Перемещение героя происходит как в большинстве игр, в которых есть режим от третьего лица - с помощью клавиатуры и мыши. При этом правая клавиша мыши отвечает за прыжок и полет, а левая клавиша - это клавиша взаимодействия со зданиями и доступа к инвентарю (а не стрельба, как обычно). Подойдя к какому либо зданию, вы увидите надпись "Use building", и после того, как вы нажмете левую клавишу мыши, появится контекстное меню, в котором вы, колесом мыши или клавишами передвижения, сможете выбрать тип взаимодействия (использовать, ремонтировать, взорвать и т.д.) для данного здания.

Во всех других случаях, нажатие левой клавиши мыши приведет к открытию инвентаря с артефактами.

Так как левая клавиша занята, то стрельба (заклинаниями) выведена на клавиатуру (Ctrl), что не совсем удобно. Тем более, как я уже сказал выше, перенастройка управления не предусмотрена.
Существенно облегчает исполнение многих функций использование мыши с колесом прокрутки.

Интерфейс лишними элементами не перегружен. В левом нижнем углу экрана мы видим "пояс", то есть инвентарь героя, со всеми находящимися в нем артефактами. По левой границе экрана располагается фиолетовый индикатор энергии острова, а по левой верхней - зеленый индикатор здоровья персонажа. В режиме использования пушки или самолета индикатор здоровья героя замещается индикатором брони данной боевой единицы.
Другой информации на экране нет, да и она не требуется (разве что мини-карта или хотя бы радар, но уж чего нет - того нет). Все враги в пределах видимости выделяются специальными оранжевыми рамками-мишенями, иначе их крайне трудно заметить на общем не очень ярком фоне. Все остальное управление описывать не имеет смысла - оно такое же, как и в других подобных играх.

Звук. Графика


Разработчики заявляют о небывалой красоте созданного ими "воздушного мира", упоминая фантастические закаты, переливающиеся всеми цветами радуги, необычную архитектуру и первоклассные тени. Так же, в игре есть динамическая смена дня и ночи, но отсутствует заявленная смена погодных условий. Что же, даже несмотря на невысокое максимально допустимое разрешение, в котором работает игра (1024х768),

все действительно смотрится очень неплохо, и даже великолепные закаты и правдоподобные "тянущиеся" тени имеют место быть.


Модели хоть и простоваты, но их обилие и разнообразие вполне компенсирует простоту. Сильное впечатление производит эффект ощущения бесконечных открытых пространств, небывалой величины игрового мира, а так же грандиозности всего происходящего. Помимо огромных островов, плавающих в безбрежном воздушном океане, нам встретятся и гигантские корабли-роботы, которые способны "похищать" и увозить целые острова, захватив их огромными клешнями. Размеры и внешний вид этих кораблей действительно поражают.

Взрывы и другие пиротехнические эффекты сделаны не так качественно,


но при их количестве на один квадратный игровой километр это вполне допустимо, иначе игра получилась бы слишком требовательной. Архитектура действительно необычна, но специфика игрового мира позволяет упростить создание многих объектов и не концентрироваться на прорисовке мелких подробностей, а создавать только лишь внешнюю, грубую красоту, которую чаще всего нам придется рассматривать "с высоты птичьего полета". Одним словом: монументальность - да, изящество - нет.

Обратите внимание на остров внизу, плывущий через ворота



О звуке можно сказать не очень много - звуковые эффекты давят числом и массой - пулеметные очереди, взрывы, рев моторов и прочее, зато озвучение диалогов скромно и однообразно, а музыкальное сопровождение вообще отсутствует как таковое. Вместо него - звуки окружающей среды: дующий ветер, свистящие и ноющие порывы которого просто завораживают, или же гудение ветряков и резкий скрежет робота-сборщика. При этом звук может получить только средние оценки.

Резюме


В 2001 году на выставке ECTS Project Nomads получила награду как лучшая игра для PC. Действительно, необычная концепция игры и сочетания аркады с необычными приключенческими элементами делают этот проект привлекательным для любителей компьютерных игр практически любых жанров и игроков любых возрастных категорий. Кто-то, правда, может не захотеть разбираться с необычной игровой системой - Project Nomads способен отпугнуть игроков не любящих особенно задумываться над событиями происходящим в игре.

Игра полна интересных идей, но спасает ее только продуманный приключенческий сингл, многопользовательская же игра, которая могла бы разнообразить мир надоевших FPS и стратегий, была благополучно погребена под множественными недоделками и непродуманными мелочами. Сколько раз мы честно пытались играть в Project Nomads по сети, но столько же раз наши стремления разбивались об одно и тоже. По отдельности все выглядит очень красиво: летающие острова, битвы, самолеты, артефакты, но на деле все это великолепие, которое отлично существует по отдельности, никак не может сложиться в одну целостную пригодную для игры систему. Так что, если вы собираетесь играть только в однопользовательском режиме и не боитесь изучать новые и необычные проекты, то вам действительно стоит приобрести эту игру. Если нет - то даже не стоит и пробовать играть в Project Nomads. По заверениям разработчиков, в России игра должна появиться в первой половине 2003 года.