Жанр: экшн/аркадный симулятор
Разработчик:
Digital FusionИздатели:
Infogrames,
Wizard Works Введение
Operation: Tiger Hunt (экшн на танковую тему) является первой игрой, выпущенной в рамках запланированной Infogrames трилогии на тему военных действий периода Второй Мировой войны. Оставшиеся две игры планировалось выпустить под названиями Operation: Steel Tide (на тему подводных лодок) и Operation: War in Pacific (аркада на тему симуляции береговой артиллерии). На практике, ситуация с этими тремя играми оказалась очень запутанной, так как в разных странах эта трилогия выходит с различными названиями и в различные сроки. Например, Operation: War in Pacific уже вышла под названием Operation: Blockade, а для американского рынка вот-вот выйдет под названием "Pacific Gunner". Да и сама рассматриваемая в этом обзоре игра выпущена, по крайней мере, двумя издательствами и имеет на настоящее время три различных названия: собственно "Operation: Tiger Hunt"; просто "Tiger Hunt", и "M4: Armored Clash".
На российском рынке можно увидеть русифицированные версии игры от компании "8BiT" по соглашению с Wizard Works, а также от небезызвестного "Фаргус". Обе компании позиционируют ОТН как реалистичный и исторически правдивый симулятор, однако симулятором эту игру можно назвать ровно настолько, насколько Квейк можно назвать "имитатором пехотинца". Суть одна и та же - умение быстро передвигаться по уровню и, используя мышь, метко стрелять, стараясь опередить в этом противника. ОТН - это прежде всего экшн, но на тему танков Второй Мировой войны. Это действо от третьего лица, с главной задачей уничтожить всех противников, прежде, чем это успеют сделать они. Никаких специальных знаний при этом не требуется, управление и физика танков предельно упрощены, что делает игру доступной широкому кругу игроков. Но, тем не менее, у игры есть и свои отличительные особенности, что ставит ее выше обычного шутера.
Во-первых - это сюжет. Хоть и избитый - высадка американцев в Нормандии (собственно им больше и похвастать-то нечем), но, тем не менее, он есть. Действующие лица игры - это модели реально существовавших прототипов военной техники тех лет, причем очень точные и весьма качественные, что является приятным сюрпризом для игр такого плана. Во-вторых, игра имеет некоторое подобие "встроенного музея", где подробно описаны ТТХ танков и другой техники, а также приведены отзывы людей, реальных участников событий тех лет, о достоинствах и недостатках той или иной модели танка или машины. Причем, отзывы как с одной, так и с другой стороны, и порой - нелестные в адрес самой американской техники. Так что, при чтении текстовой информации, хочется отметить нехарактерное в последнее время отсутствие типичной для американских игр пропагандистской нотки: "Мол, все, что наше - лучшее". Хотя в процессе самой игры это особо не чувствуется. Средний по классификации и "средненький" вообще, герой этой игры - американский M4A3 "Шерман", обладая куцей пушчонкой достаточно легко разделывается даже с тяжелым немецким "Тигром". Хотя на практике танкисты немецких "Пантер" и "Тигров" вообще не боялись этой базовой (и самой массовой) модификации M4, так как снаряды его короткоствольной 75 мм пушки вообще не причиняли особого вреда даже с расстояния 500 метров, и отскакивали как от стенки горох. В то же время, Panzer V "Пантера" могла уничтожить "Шерман" с 1,5 км, а выстрел "Тигра" с 500 метров оставлял от американского танка "только пыль на дороге"...
Главный герой всей игры М4А3(75) "Шерман" Системные требования
Разработчики рекомендуют следующее:
Windows 98/Me/2000/XP
Pentium 866 MHz
256 MB RAM
32 MB видеокарта
16X CD-ROM
Могу сказать, что на моем АтлонXP 1700+, 384 Mb DDR RAM, GeForce2 Ti 64 DDR и установленной Windows 98SE игра шла очень гладко в разрешении 1024х768х32 bit c включенным Hardware T&L, трилинейной фильтрацией и всеми установками детализации на максимуме. В начале игры, при интенсивных перемещениях по уровню, иногда встречались едва заметные замирания, связанные с подгрузкой текстур с HDD. Но через полминуты игры все намеки на подобные явления исчезали полностью и не беспокоили. Для запуска игры вам потребуется не менее 512 Мб свободного места на жестком диске под организацию файла подкачки Windows (своп-файл). Это очень важно, так как первоначально, я вообще не мог запустить игру, ввиду того, что она сразу вываливалась с ошибкой в модуле "Thmap.ews". После тщетных попыток найти причину этого, я отыскал в Интернете FAQ по игре, и среди прочих стандартных рекомендаций типа: "Обновите видеодрайвер и установите DirectX", я заметил предостережение по поводу минимального размера своп-файла. И что бы вы думали, мои настройки фиксировали этот файл на уровне 250 Мбайт. Как только я их изменил - игра запустилась без каких-либо проблем. Дополнительных, внешних устройств ввода для управления игрой не требуется. Вам вполне будет достаточно клавиатуры и мыши.
И еще один маленький нюанс. Если у вас GeForce2 и выше - при первом же запуске игры обязательно зайдите в раздел "Video" - подраздел "Advanced", и установите флаги Hardware T&L, мип-мэп и трилинейную фильтрацию - по умолчанию они выключены. Это заметно улучшит как производительность, так и качество картинки. А картинку игра представляет замечательную, и было бы печальным наблюдать мерцающие и пестрящие пиксели на экране только потому, вы забыли зайти в настройки :).
Графика
Как я уже и сказал, визуально игра выглядит отменно! Детализация танков, их внешний вид - достойны того, чтобы оказаться даже в серьезном симуляторе. Ландшафт и окружающая действительность предельно натуралистичны и, пожалуй, Tiger Hunt представляет нам самую лучшую графику, которая когда либо имелась в танковых симуляторах. Несколько не вписываются в общую идиллию спрайтовые анимации пехотных юнитов, которые выглядят бедновато по отношению к качественнейшей трехмерной картинке и внешнему виду остальных графических элементов. Но общей картины не портят. Отдельные слова восхищения можно высказать в адрес проделанной программистами работы по реализации спецэффектов и динамической модели разрушений. Попадающие в пашню снаряды подымают веер пыли и грязи. От взорвавшегося танка запросто могут отлететь башня, гусеницы, катки. Взрывной волной выбивает стекла и рушит заборы. Дома обрушиваются, в их окнах возникают пожары, а от ограждений мостов отлетают гранитные плиты при попадании в них пушечных снарядов. Все выглядит весьма и весьма достойно.
"Надо же, а ведь могли и попасть!" К недостатку игрового движка можно отнести дефицит видимости вдаль, которая искусственно ограничена эффектом тумана. Если прикинуть размеры танков и сопоставить их дальностью видимости, то поле нашего зрения ограничивается радиусом метров в 500-600, не более. Для реальности этого маловато, для игры - достаточно, так как на больших расстояниях отчетливо различать цели становится сложно, да и нормальной функции приближения (а-ля триплекс) тоже нет. Есть возможность использовать Zoom, но приближение которое он дает - маловато, да и использовать его очень неудобно, так как он не фиксированного действия: его использование отнимает время, а оно в игре - критично.
Все боевые действия развертываются на трех ландшафтных картах, поделенных на три сектора, которым собственно, и ограничена миссия. Отсюда имеем только 9 различных вариантов местности, которые к середине игры мы знаем почти наизусть. Визуальные ландшафтные различия между миссиями в одних и тех же секторах заключаются только в расположении отдельных строений и военных объектов. В таком подходе есть свои плюсы и минусы. Плюс в том, что вы хорошо знаете местность и прекрасно на ней ориентируетесь, так что карту с собой брать не надо. Минус в том, что мы постоянно имеем ощущения чего-то уже свершившегося, связанного с конкретным участком местности. Нет новизны и новых ощущений: постоянно продвигаясь внутрь континента (по замыслу), мы в очередной раз находим себя все в том же небольшом городке Evrecy, который мы полностью очистили от фрицев четыре миссии назад. Впрочем, это - нюансы.
Пулеметным огнем можно уничтожать машины и пехоту Описание
Итак, нам представляется возможность высадиться на берегах Нормандии и, расчищая себе дорогу, двинуться внутрь континента на стороне американских войск, имея в своем распоряжении несколько видов военной техники сухопутных войск США. Главный герой этой танковой аркады - как уже и упоминалось, американский M4 Шерман, в базовой модификации - с короткой пушкой. В игре имеются также: усовершенствованный вариант Шермана, оснащенный 76 мм длинноствольной пушкой, который начал поступать в войска в середине 44 года, а также тяжелый "Першинг". Помимо моделей этих танков, вам иногда придется ездить на джипах и грузовиках, выполняя разведывательные и диверсионные задачи.
В игре представлено 27 различных боевых единиц, включая самолет с американской стороны и два вида пехотинцев - с немецкой. Парк немецкой техники заметно шире американской, и это понятно. Во-первых, с игровой точки зрения немцы - ваша цель, во-вторых, так было и на самом деле. На стороне немцев вы встретите самый массовый немецкий танк Panzer IV (Т-4 в русской классификации), который создавался в противовес русскому Т-34, и на начальном этапе войны был лучше его, так как несмотря на то, что он оказался медленнее "тридцать четверки" и был менее проходимым, Panzer IV имел заметное превосходство по огневой мощи и оставался таковым вплоть до конца 43 года, пока в серию не был запущен советский Т-34(85), оснащенный мощным длинноствольным орудием калибра 85 мм. С этого момента он по праву и стал самым быстроходным, и признанно лучшим танком среднего класса до конца войны. Американцам в игре будут противостоять также тяжелые Panzer V "Пантера", Panzer VI "Тигр", плюс, самоходные артиллерийские установки типа "Хуммель" и др. Маневренные и легкобронированные "Ханомаги" я в расчет не беру, Шерману они - вообще не помеха, и трескотня их пулеметов сродни, разве что, жужжанию назойливой мухи. Дополнительно, вам часто будут мешать мины на дорогах, и пехота, норовящая метнуть гранатку или бабахнуть фаустпатроном, так что следить за ними придется - ибо цели они очень вредные и неудобные.
Всего вам предстоит пройти 56 миссий, включающих в себя задачи разведки, сопровождения, наведения и корректировки авиаударов, тотальной зачистки и выходов из окружения. По ходу игры, вам, как и положено в аркадных играх, придется собирать ящики со "здоровьем", топливом и боеприпасами, а так же воевать с численно и качественно превосходящим противником. Привыкнув к управлению и приноровившись согласованно управлять движением танка с клавиатуры и вращением башни при помощи мышки, особых проблем с противником не будет, так как значимой разницы в том, кто перед тобой - нет. Снаряды летят прямолинейно и что Пантера, что ранний Т-4 уничтожаются одним выстрелом в боковую броню, никаких рикошетов не предусмотрено. В лоб порой нужно два бронебойных, очень редко - три, и только Тиграм. Главное, не стоять на месте и своевременно обнаруживать противника, чтобы выстрелить первым, поэтому в процессе игры постепенно перестаешь задумываться и разглядывать противника, с целью определить, что за танк и как лучше сманеврировать, чтобы подойти с наименее защищенных сторон, если он тебе не по зубам. А жаль, к концу игры я заметно устал от однообразной и бесхитростной стрельбы. А ведь насколько было бы интересней вместо этого незамысловатого тира по движущимся мишеням ощутить преимущества и удовлетворение от правильно выработанного тактического решения при уничтожении более сильного противника. Сколько было примеров, когда победу одерживала не сила, а тактика и точный расчет. Как бы было здорово, если бы подобное можно было почувствовать и в игре! А то получается, что увидев Тигра, ты не задумываясь лепишь два - три бронебойных ему в лоб с приличного расстояния, и он - готов.
Жаль, конечно, но ничего не поделаешь, такого солидного тактического базиса, как в Panzer Elite - здесь нет. Хотя... Вот ведь, размечтался - ведь здесь и жанр другой - экшн! Действо, безумное и бесконечное, non-stop - двигайся и стреляй, в дома, бункеры, солдат, технику. Танковый Comanche! Вся игра построена вокруг действа и для действа. Шикарная графика, масса спецэффектов, красивых и динамичных: все сделано для того, что бы игрок отключился и полностью утонул в этом захватывающем танковом гимне, сделанном со вкусом и в полном соответствии с законами жанра. По ходу игры, вам редко придется о чем-либо задумываться, ну разве что следить за здоровьем и топливом. Цели обычно обозначены маркером, а нужное направление на нее присутствует в виде импровизированного компаса в левом верхнем углу экрана. Снарядов кругом - немеряно, знай, заряжай! И тем, что больше подходит - тем и пали. Однако, как и в реальности, стрелять с ходу очень сложно - прицел "плавает". Поэтому приходится останавливаться для верности.
По имеющимся сведениям, американские "Шерманы" оснащались гироскопическими стабилизаторами положения пушки по вертикали, что по замыслу должно было давать возможность стрелять на ходу. Однако ввиду конструктивных недоработок, или невозможности изготовить и разместить в башне действительно полезный стабилизатор - проку от наличия такового на Шермане не было. Стабилизатор просто не успевал отрабатывать с той частотой и амплитудой, с которой изменял свое положение корпус танка на ходу. От этого стрелять становилось еще сложнее. Поэтому, танкисты им не пользовались и стреляли только при полной остановке или с минимального хода. Кстати, в этой игре об этом честно написано. К слову сказать, нормальные стабилизаторы начали устанавливаться в танках только к концу сороковых годов...
В игре присутствует четыре типа снарядов:
AP - бронебойный (понятно для каких целей);
hvAP - специальный бронебойный (встречается довольно редко и их мало, зато "один выстрел - один труп", даже если в лоб "Тигру");
HE - фугасный (для разрушения дотов и зданий);
PH - зажигательный (он же фосфорный; идеален против пехоты и иных небронированных или легкогорящих целей).
Странные гранаты, у этих немцев, однако :) Есть еще один вид боеприпасов - это ящики с вызовом авиаударов. Один ящик - один авиаудар. Применяются предельно просто, подъезжаешь к сборищу техники, (визуально, метров эдак на 200), жмешь кн. "B" и тут же - "самый полный назад", что б самого не накрыли. Через 5 секунд над вами показываются четыре бомбардировщика, которые почему-то выполнены в виде американского истребителя P-47, и из их чрева на головы врагов сыплются десятки бомб, тут же накрывающих пламенем и дымом целый район. Не реально, зато эффективно :)!
Бомбы сброшены! За каждую уничтоженную цель вам начисляются баллы. Самый дорогой - это "Тигр" (900 очков), самый дешевый - пехотинец (всего 5 баллов). За уничтожение своих юнитов вам тоже начисляют баллы, однако со знаком "минус". Несмотря на мизерную оценку ваших потуг по отстрелу пехоты, я бы не сказал, что обычный пехотинец вообще ничего не значит, пускай они и кидаются странного вида гранатами, ужасно похожими на пехотные "лимонки", но урон все равно наносят, и порой немалый, а вот уничтожать их зажигательными - очень неудобно. Приходится переключаться на пулемет и косить как косой, а за это время тебе в бочину может запросто влететь 88 мм бронебойный, тут уж как повезет - или сразу труп, или около того, так что приходится ехать за аптечкой.
Прямое попадание! В целом игра - очень стабильна, однако есть ряд неприятных багов с прицеливанием, которые очень усложняют ведение стрельбы, если рядом с целью присутствует какой либо неприметный ландшафтный объект (заборчик, кустик, дерево и т.д.). В этих случаях снаряд без видимых причин улетает или выше или ниже цели: метишь в бок танка с 50 метров - куда уж ближе, ан нет, снаряд вспахал землю, поднимаешь пушку повыше - опять в землю, поднял еще выше - летит над башней. Вот и попробуй, найди ту грань, при которой он полетит прямо. Порой делаешь четыре, пять выстрелов, и все без толку. А ведь после каждого выстрела - перезарядка: пока не зарядишь, снова не стрельнешь. За это время даже неповоротливый Sturgeschutz IV успевает развернуться на месте и "вдуть" тебе по самое не балуйся. А пушечка у него - неслабая. Второй неприятный баг - невозможность стрельбы из пулемета на "Першинге" в направлении главного калибра. Хочешь стрелять - разверни башню на 180 градусов. К счастью, миссий с Першингами не так много, да и броня у него достаточно прочна для того, чтобы не реагировать на нудную пехоту. Временами игра вдруг перестает реагировать на кнопки мыши или на клавиши управления оружием. Приходится спасаться только перезапуском.
Отдельные игроки отмечали проблемы с сохранением игры и "битыми сейвами". Могу вас успокоить - страшного в этом ничего нет, да и "бить" там нечего. Файл сохранения прост до невозможного - там всего две строки: первая строка - номер миссии (число от 1 до 56) вторая строка количество очков полученных игроком к моменту сохранения. Эти файлы вы можете сами наделать в количестве слотов, имеющихся в окне сохранения игрового меню. Зайдите в директорию "save", откройте любой текстовый редактор и напишите в нем в две строки числа, например, 44 и 500000. Сохраните под любым свободным номером с расширением ".sav" (допустим "slot05.sav"). После запуска игры в окошке загрузки игры, в слоте номер 5 появится сохранение, обозначающее 44 миссию и 500000 заработанных очков. Таким образом, можно загружать любой уровень (миссию) по вашему желанию, и сразу посмотреть, что будет в конце, например.
"Ура! Русские взяли Берлин!" Выводы
Игра представляет собой очень достойный аркадный танковый шутер. Но, как и в случае с красивым Comanche 4, играть в нее надо понемногу и дозировано, потому что дойдя до финала, я честно скажу: "Устал". И желания пройти все заново у меня, в тот момент не возникло. Потому что разнообразия особого нет. Экшн против туповатых ботов вряд ли способен затянуть на долго. Вот если бы к этой игрушке - да возможность сетевых битв... То, с учетом графики, получился бы хит сезона, не меньше :).
И, тем не менее, в первые часы игра способна доставить массу острых ощущений, и любителям жанра наверняка придется по вкусу. Там есть что посмотреть и во что пострелять. По крайней мере, купив игру - вы не пожалеете о потраченных деньгах...