Разработчик:
TriNodE Entertainment GmbHИздатель:
JoWooD Productions Software AGЛокализация:
Руссобит-МСистемные требования
Минимальные:
Windows 98, Windows Me, Windows XP или Windows 2000
Pentium II 600 MHz
128 MB RAM
32 MB видео карта, совместимая с DirectX 8.1
Звуковая карта, совместимая с DirectX 8.1
8x CD-ROM/DVD-ROM
1.5 GB свободного дискового пространства
Рекомендуемые:
Windows 98, Windows Me, Windows XP или Windows 2000
Pentium III 1GHz
256 MB RAM
64 MB видео карта, совместимая с DirectX 8.1
Звуковая карта, совместимая с DirectX 8.1
16x CD-ROM/DVD-ROM
1.5 GB свободного дискового пространства
Введение. Особенности
"Чистокровные" игры жанра wargame (или, другими словами, тактические стратегии) крайне редко гостят как в наших обзорах, так и на полках у игроков. Последняя статья, в которой мы рассматривали подобный проект, была посвящена Combat Mission 2. Сегодня перед нами "1914: The Great War" - новый представитель этого жанра. В России этот проект будет издаёт Руссобит-М, под чуть измененным названием "1914. Первая Мировая Война". Игра была создана немецкой компанией разработчиков Trinode, которая может быть известна нам по космической стратегии RIM - Battle Planet, которая, по сути своей, тоже принадлежала к жанру тактических стратегий. Первый блин, как водится, получился комом - "RIM" был не совсем удачным проектом. Второй стратегический проект от Trinode, который мы рассмотрим сегодня, призван некоторым образом исправить сложившееся положение.
Разработчики позиционируют свою игру как пошаговую стратегию, но "1914" является скорее "чистым" wargame: игроку в походовом режиме придется руководить передвижением и атакой некоторого числа боевых единиц в пределах небольшой игровой зоны. Строить нам ничего не придется, да и набор приказов для юнитов невелик (опять-таки, для стратегии). Впрочем, имеются и некоторые интересные возможности: строительство баррикад, лечение раненых и прочее, при этом игра лишена массы присущей для wargame статистической и прочей сухой текстовой информации, а это в современных условиях - скорее плюс. Простота игровой системы располагает к быстрому ознакомлению и "втягиванию" в игру, а наличие ролевых элементов добавляет разнообразия в геймплей.
С другой стороны, у игры имеется еще ряд особенностей, которые позволяют нам выделять ее из достаточно "узкого" жанра wargeme, так что она может быть порекомендована широкому кругу игроков. "1914. Первая Мировая Война" - это wargame "с человеческим лицом": трехмерный графический движок, используемый в игре, хоть и не блещет особой красотой, но производит весьма приятное (особенно для wargame) впечатление. Интересна и тематика игры - Первая мировая война была крайне скупо представлена в компьютерных играх, тогда как сюжеты из Второй Мировой гораздо чаще эксплуатировались разработчиками.
Сюжет
В конце июня 1914 года Австро-Венгрия проводит военные манёвры на границе с Сербией. Двадцать восьмого июня на церемонию открытия прибывает наследник австро-венгерского престола эрцгерцог Франц-Фердинанд. Сербская националистическая организация "Народна одбрана" (по другим вариантам - "Молодая Босния", "Черная рука") решает в этот день "во имя Сербии" убить эрцгерцога. Задуманный террористический акт осуществляет гимназист Гаврила Принцип, который прямо в центре Сараево убивает из пистолета эрцгерцога и его жену, ехавших в открытой машине. Таким образом, проявления националистических настроений, переполняющих многие малые балканские страны, суверенитет которых ущемляется гегемонией крупных стран-империй, становятся поводом для развязывания войны. Активизация националистических настроений, причем не только на Балканах - это одна из самых главных причин начала Первой Мировой, так как правящие круги большинства европейских стран стремились представить свои личные интересы как народные чаяния (впрочем, то же было характерно и для Второй Мировой войны).
Пятнадцатого июня Австро-Венгрия объявила войну Сербии, за которую вступается Россия, взявшая на себя обязанность помогать братским странам. Россия начинает всеобщую воинскую мобилизацию. В ответ на это Германия и Австрия в конце июля объявляют ей войну, позже (в октябре) к ним присоединяется Турция, а затем и Италия (хотя ее интересам в Северной Африке более отвечал союз с Антантой). Против сформировавшегося блока Центральных держав (или держав Тройственного союза) в войну вступают Франция, Бельгия, Англия, Япония, и позднее США. Зарождение коалиций и начало раскола Европы можно отнести на счет германского канцлера Отто фон Бисмарка, который стремился лишить Францию возможности отомстить за поражение во франко-прусской войне, еще в 1873 пытаясь связать Россию и Австро-Венгрию с Германией секретными соглашениями. Однако Россия выразила поддержку Франции, Союз трех императоров не состоялся, и поэтому Бисмарк добивается создания Тройственного союза, в котором объединились Австро-Венгрия, Италия и Германия. Практически одновременно с Тройственным, готовится и другой союз. Франция и Великобритания в 1904 году заключают союз "сердечного согласия" (Entente Cordiale), а в 1907 было заключено соглашение с Россией, которая тоже стала участником Антанты или Тройственного согласия (Triple Entente) в противовес Тройственному союзу. Таким образом, Европа окончательно разделилась на два вооруженных лагеря.
Во время войны державы Тройственного союза добились перевеса сил на суше, а союзники более успешно действовали на море, и хотя велись переговоры о заключении мира, каждая из сторон все еще надеялась на победу. В следующие годы войны сложился некоторый дисбаланс сил, так как на стороне Антанты вступили в войну США, а Россия - наоборот, из-за случившейся революции, покинула конфликт. Далее последовали революции в Австро-Венгрии и Германии, крушение самых крупных европейских империй (Российской, Германской, Австро-Венгерской и Османской) и передел колониальных владений, который был закреплен версальской системой.
Но обо всем об этом нам придется узнавать скорее из книг по истории - в игре практически отсутствуют сюжетные заставки или ролики, а текстовая информация, предваряющая миссии, носит сугубо общий характер, и посвящена событиям более мелкого масштаба, поэтому я считаю нужным привести все эти исторические справки.
Далее у меня возник еще один вопрос: почему разработчики, как обычно, забыли про Россию, которая принимала активнейшее участие в Первой Мировой войне? В игре представлены две кампании ("Немецкая кампания" и "Кампания союзников"),
но ни в одной из них Россия не участвует: Германия, Франция, Великобритания и США - а где же Россия, не говоря уже про остальные страны? Не известно. Организованы же кампании так: мы проходим различные, не объединенные общим сюжетом, миссии (всего их тридцать - по пятнадцать за каждую сторону), и в зависимости от выбранной кампании руководим войсками той или иной страны.
Вас направляют в различные участки фронта, где вы выигрываете сражения, и ваша офицерская карьера идет в гору. Впрочем, сюжет никогда не был сильной стороной wargame, то же самое наблюдается и в 1914, хотя все миссии в игре, по заверениям авторов, основаны на реальных событиях. Но теперь перейдем к более приятным моментам.
Боевая система и юниты
Начавшаяся в тысяча девятьсот четырнадцатом году война была военным конфликтом небывалого, мирового масштаба, когда огромное число живой силы было брошенно в бой. В конфликт было вовлечено тридцать восемь из существовавших в то время пятидесяти девяти мировых государств. Более семидесяти миллионов человек были мобилизованы, при этом десять миллионов из них были убиты и умерли от ран, и более двадцати миллионов получили различные ранения. Впервые такие огромные научно-технические ресурсы тратились только на войну: техника, физика и химия создавали все более мощные орудия уничтожения. Теперь война велась повсюду: на земле и в воздухе, на воде и под водой. Именно тогда впервые были созданы и опробованы в бою огнеметы, танки, пулемёты, отравляющие газы, боевая авиация, подводные лодки, дальнобойная и тяжелая артиллерия и прочее. Многие из этих орудий нашли свое отражение и в рассматриваемой нами игре. Авторы заявляют, что в "1914" представлено более шестидесяти боевых единиц, состоявших в то время на вооружении у четырех государств - Германии, Франции, Великобритании и США. Но обо всем по порядку.
После того, как мы выберем кампанию для прохождения, нам придется прослушать небольшое историческое вступление и просмотреть небольшой ролик, созданный на движке игры, где нам будет совсем немного сказано о начавшейся войне, положении на фронте и состоянии воюющих сторон.
Далее, мы попадем на импровизированную локальную карту военных действий, на которой фигурками солдат обозначается расположение наших войск и войск противника: "Во тут, мол, наши, а вон под теми елками противник на танках засел...".
Здесь же мы получаем боевое задание, которое придется выполнять в рамках данного участка боевых действий, слушаем небольшое описание предшествующих бою событий, получаем генеральское напутствие и - в бой!
Мы попадаем на трехмерную карту участка, на которой и развернутся все боевые действия. Здесь мы видим нашу и вражескую боевую технику. Фаза первоначальной расстановки юнитов (Unit Deploy Stage) в "1914" отсутствует - все отряды за вас автоматически расставит компьютер. Итак, как уже говорилось выше, нам придется отдавать приказы группе юнитов на ограниченном участке местности. Цель игры - уничтожение всех отрядов противника. Сначала нам нужно будет выбрать какой-либо отряд. Сделать это можно, найдя и кликнув на него на трехмерной карте, или же выбрав соответствующую иконку в реестре юнитов, который расположен над информационной панелью. Следующими значками в реестре обозначаются:
- пехота: штурмовики, огнеметчики, пулеметный расчет, инженеры и проч.
- артиллерия: легкие, средние и крупные гаубицы, минометы, пушки и проч.
-авиация: истребители, бомбардировщики и разведывательные аэростаты и проч.
- боевая техника: танки, ремонтные машины, санитарные машины, грузовики, бронетранспортеры и проч.
Выбрав любой отряд, мы можем отдать ему приказ. Отдача приказов обычно состоит из двух стадий: стадия передвижения и стадия атаки. Это значит, что практически все юниты (кроме некоторых видов артиллерии или разведывательных аэростатов) за один ход могут выполнить только два действия: один раз атаковать любого противника в пределах зоны обозначенной зеленой линией и один раз совершить передвижение в любое место в пределах "черной" зоны.
При этом не обязательно выполнять оба действия за ход: можно только двигаться или только атаковать, а можно не делать вообще ничего. По сути дела, ширина этих зон регламентирует количество очков действия (action points), которые часто можно встретить в походовых стратегиях. Здесь же разработчики использовали чуть другую систему, но суть от этого не меняется. Возможные в данный момент действия обозначаются в реестре юнитов на их иконках: горящий зеленый огонек - возможно передвижение данного юнита, красный - возможна атака, синий - инженерные или иные работы. Движение отряда осуществляется просто: вы выделяете его, и указывает место для передвижения в пределах черной зоны. При стрельбе атакуемый отряд должен находиться в пределах зеленой зоны, и при наведении на него курсора, должен появится курсор атаки и числовое значение повреждений, которые может нанести ваш отряд вражескому.
После этого может быть сделан выстрел. Когда все юниты выполнили необходимые действия, то следует передать ход противнику, который в свою очередь станет отдавать приказы своим войскам.
- кнопка передачи хода противнику. Над ней находится счетчик ходов.
Если во время хода противника ваши войска были атакованы, то нанести ответный удар вы сможете только во время своего хода - автоматическая ответная атака не предусмотрена. В принципе, описанная выше схема отдачи приказов подходит для любых боевых единиц, исключение составляют только инженерные войска, которые могут устанавливать или разбирать баррикады, а так же ремонтные и санитарные машины, которые могут восстанавливать "здоровье" ваших боевых единиц. Для проведения всех этих мероприятий нужно сделать так, чтобы объект взаимодействия инженера (или ремонтной машины), оказался на соседней с ним клетке. В этом случае, при выборе инженера появится "инженерный курсор", которым следует указать на объект, и инженер сам догадается, что с ним нужно сделать: или установить в этом месте баррикаду или же удалить мешающие проходу ваших юнитов обломки техники.
Во время сражений, выполняя различные действия, ваши юниты будут получать очки опыта. За разные действия (стрельба, передвижение, строительство и проч.) будет даваться разное количество очков, но больше всего очков опыта дается за уничтожение вражеских боевых единиц, и следовательно тот, кто сделает последний, смертельный, выстрел по врагу, тот и получит больше всего очков. По накоплению ста очков опыта боевая единица "повышает уровень", то есть поднимает свой ранг и получает боевую награду в виде звезды, которую можно увидеть справа на информационной панели. Помимо этого, случайным образом увеличится одна из характеристик юнита: дальность стрельбы или передвижения, сила атаки и т.д. "Опытные" юниты могут переходить с вами из миссии в миссию, так что к концу игры (если доживут) они превратятся в настоящие элитные боевые подразделения, способные в одиночку одолеть превосходящие силы врага. Все юниты имеют следующие характеристики:
Здоровье - численное количество попаданий, которое выдерживает данный юнит.
Атака-Земля - сила атаки по земле.
Атака-Воздух - сила атаки по воздушным юнитам.
Маневр - величина "черной" зоны, в пределах которой юнит может передвигаться.
Сектор обзора - зона обзора юнита, в пределах которой он замечает врагов и может вести огонь.
Сила - физическое и моральное состояние юнита. Если Сила равна нулю, то юнит не сможет атаковать врага.
Опыт - количество очков опыта у данного юнита.
Все очки опыта, полученные вашими юнитами в ходе миссии суммируются и формируют ваши личные командирские достижения. Посмотреть их, можно открыв главное игровое меню и выбрав в нем пункт "Достижения". Там вы можете увидеть ваше текущее боевое звание, очки, заработанные при прохождении каждой из миссий кампании, а так же боевые награды и медали, которые вы можете получить при прохождении миссии с высокими рейтинговыми результатами.
Таким образом, у вас появляется возможность, как говорят авторы, "сделать карьеру офицера и получить боевые награды". Хотя по сути дела, в однопользовательской игре ваши личные достижение никакой важной роли не играют, и являются чисто рейтинговым элементом. В многопользовательской же игре, очки опыта являются именно той валютой, за которую вы сможете "покупать" юниты перед началом боя, то есть чем более "опытен" игрок, тем больше отрядов он сможет купить. Это все, что можно сказать о ролевых элементах в игре, а нам осталось рассмотреть еще несколько элементов управления.
Кнопка "Новости" открывает экран, на котором вы можете ознакомиться с целями текущей миссии (которые всегда сводятся к тотальному уничтожению сил врага), а так же получить несколько рекомендаций по управлению боевыми единицами, только что поступившими в ваше распоряжение.
Кнопка в правом верхнем углу экрана, или же кнопка "Миникарта" на информационной панели, открывают мини-карту местности, пользоваться ею впрочем, вам придется не часто, так как все карты в игре - очень маленькие. Желтой стрелкой на мини-карте обозначается направление камеры.
Режимы игры
Удивило отсутствие разнообразных режимов игры. Тип игры мы можем выбрать еще в самом начале, в специальном окне.
В однопользовательском режиме доступно только прохождение кампаний - ни одиночных миссий, ни случайно генерируемых карт, ни карт, создаваемых по параметрам - в игре нет. И это - достаточно серьезный минус.
В многопользовательской игре, по сети или по Интернет, может принимать участие до четырех игроков одновременно.
Игрок может выбирать одну из нескольких (около десятка) карт, количество игроков и режим игры (каждый за себя или кооперативный, в союзах).
Далее мы указываем, кто за кого будет играть, и расставляем союзы. Обратите внимание, что в разделе "Имя игрока" можно будет выбрать "Компьютер", и тогда игра будет происходить с одним или несколькими компьютерными соперниками - а значит, можно сказать, что имеется возможность игры на отдельных картах.
Кнопка "Подразделения" внизу открывает экран "покупки" подразделений, которыми мы будем командовать в следующем бою. Здесь мы видим количество очков, которое мы можем потратить на покупку отрядов, их стоимость, характеристики и прочее. С левой стороны располагается реестр юнитов, предназначенных для покупки, а справа - уже купленные нами отряды.
Можно согласиться на набор юнитов, предложенный по умолчанию, а можно продать их, и купить что-нибудь другое в зависимости от личных предпочтений игрока. Далее, сохранив выбранный набор отрядов, мы можем начинать игру.
Графика. Звук
Графика в игре находится на среднем уровне - ничего выдающегося, но картинка все же радует глаз. Модели юнитов сделаны не слишком подробно, но все же в них легко узнаются их реальные исторические прототипы.
В лица нашим солдатам тоже не так страшно заглянуть. Взрывы и огонь выглядят неплохо, красивые, миловидные домики, леса, поля и кустарники - все на месте. Пулеметчик, засевший на площади у городского фонтана внушает самые пасторальные настроения. В игре используется трехмерный ландшафт, но широкие возможности, которые в связи с этим можно было бы реализовать, остались за бортом - в сражениях перепад высот не учитывается.
В игре много неплохих моментов, но, как мне показалось, всему происходящему не хватает динамики и размаха - все слишком локально. Поддерживаются все разрешения от 640х480 до 1600х1200 и имеются достаточно гибкие графические настройки.
Звука в игре мало. Иногда звучат марши, но чаще всего во время прохождения миссий мы можем слышать звуки боя: падающие и разрывающиеся бомбы, пулеметные очереди и прочее. Поддерживается трехмерный звук.
В моей версии игры я столкнулся с невозможностью изменения никаких игровых настроек. Это связано с тем, что файл settings.cfg, находившийся в директории Data, открывался только для чтения, и, следовательно, новые настройки в него не могли быть записаны. Атрибут "Только чтение" можно отменить через всплывающие меню свойств в Windows.
Резюме
В "1914" Имеются широкие просторы, на которых вы сможете проявить свой тактический и стратегический гений. Игра представляет и некоторый исторический интерес, в основном, конечно, из-за новизны ее тематики. Несмотря на отсутствие динамизма, что, впрочем, свойственно всем тактическим стратегиям, игра достаточно сильно затягивает, ведь победы в миссиях можно добиться совершенно разными способами. Так я, никогда не бывши любителем игр этого жанра, с увлечением занялся поиском изящных тактических решений. То же самое вполне может случиться и с вами...