SimCity 4

Автор: Morgana
Дата: 25.02.2003
Все фото статьи
Игра, которую так ждали, вышла уже несколько недель назад, поэтому ни капли не сомневаюсь в том, что вы ее изучили вдоль и поперек. Не претендуя ни на звание истины в последней инстанции, ни на какие-то глубокие исследования, просто постараюсь передать свое собственное впечатление от игры.
Не сочтите за поток сознания - что вижу, то пою :).
"Вы спросите: причем здесь Лужков?"
С. Доренко

Лирическое отступление


Говорят, что первое впечатление - самое верное...
Даже если очень сильно постараться, то все равно не вспомню, в каком году я впервые увидела самую первую SimCity. Несмотря на ужасную (это я сейчас понимаю, что ужасную - тогда это казалось пением соловьев) музыку, схематичную графику и соответствующего уровня спецэффекты, игра пошла не просто на "ура", а в сопровождении диких криков восторга и восхвалений в адрес разработчиков.

Вторая часть поразила еще больше. Красивые парки, расширенная экономическая система, водоемы, дома будущего - как можно было отказать себе в удовольствии забыть обо всех делах, не подходить к телефону, и играть, играть, играть. До сих пор считаю ее самой лучшей частью Сим Сити.

Продолжение номер три не понравилось абсолютно. После какой-то изящной легкости второй части третья показалась грубоватой и несколько притянутой за уши. Поэтому к появлению SimCity 4 я отнеслась с некоторой настороженностью...

Мы наш, мы новый мир построим


Приблизительно в такой последовательности все вышеизложенное промелькнуло в моей голове во время инсталляции игры. Увиденное поразило воображение наповал :). То, о чем так долго мечтали большевики, наконец-то свершилось! Теперь понятие "сосед" перестало быть виртуальным, и обрело конкретные очертания! УРА! Однако, этими соседями опять-таки будете вы сами :). На растерзание геймерам разработчики выдали не отдельно взятую карту, а целый регион, состоящий больше, чем из десятка разных карт. Это позволило не создавать уровни сложности, и не урезать начальное финансирование. Однако, отсутствие уровней сложности не спасет отца русской демократии (с) от банкротства - экономическая составляющая по сравнению с предыдущими частями архисложная.

Платить придется буквально за все. Хотите построить парк для горожан? Можете хотеть дальше, если у вас нет лишних 5-45 у.е. в месяц, в зависимости от размера и типа парка, на его содержание. Желаете побороться с болезнями? Извольте выложить 400 у.е. на содержание маленькой больницы. И так - по всем пунктам.

Спасибо, что жители платят налоги в казну, а не наоборот. Повторю еще раз, что экономика в SimCity 4 - не чета всем предыдущим частям, вместе взятым. Не спрашивайте, зачем так сделано - не знаю.
Посему длительное время придется соблюдать режим дикой экономии, одергивая себя каждый раз при попытках улучшить благоденствие граждан.

Но и в таких условиях можно применить тактику второй/третьей части: в режиме паузы построить дороги, определить зоны, а потом любоваться тем, как на пустом месте появляются строительные краны, возводя разные домики, фабрики и предприятия. Красиво :).

Мой личный рекорд: сорок семь лет процветания при налоге в семь процентов на все территории. При наличии пожарных, полицейских, школы, больницы и водопровода. Правда, на сорок восьмом году существования вся эта система радостно рухнула в тартарары.

Судя по своему опыту городничества, могу сказать следующее: для домов надо отводить территории разряда High density. Да, это существенно дороже, зато потом вам не придется расходовать лишние деньги, чтобы увидеть небоскребы в вашем городе.

Водяной насос - вещь, конечно, хорошая, но совершенно бесполезная, на мой взгляд. И дорогая в содержании. Несколько водонапорных башен и очистительное сооружение уберегут вашу систему водоснабжения от засорения. Обойдется дешевле. Проверено.
При этом вы сэкономите несколько монет при прокладывании водопроводных труб, повысите уровень жизни горожан, чем стимулируете их платить налоги с улыбкой на лице - наличие воды в районе способствует появлению более технологичных домов и предприятий.

Автобусные остановки и станции метро строить, конечно, нужно, но заранее следует приготовиться к тому, что советник по транспорту сразу же начнет кричать о том, что этих остановок явно недостаточно, даже если вы построите каждому дому по остановке и станции. А так, в вашем бюджете появится заполненная графа "Плата за проезд". Правда, самоокупаемыми эти виды транспорта не станут никогда. Так что здесь разработчики не погрешили против истины. Да, кстати, теперь метро живет отдельно, а железнодорожные станции - отдельно. Гибрид подземки и "надземки" ушел в прошлое.

Парков и развлечений стало больше, на смену прокату лодок пришел пляж, для размещения которого потребуется вложить немало денег в выравнивание территории. Любителем всякого рода украшательств на выбор предлагаются теннисные корты, баскетбольные площадки, настоящие футбольные поля,

поле для софтбола, поле для американского футбола, станция рейнджеров, по три типа сада-огорода, площади и цветника. Травку для посиделок и общественные сады я даже не упоминаю :). К сожалению, сделать из своего городишки город-сад может только очень богатая администрация - стоит это удовольствие, как я уже упоминала выше, очень дорого.
За дом мэра, здание администрации также придется платить.

Неприятно, а что поделать - время нелегкое :). Однако, существуют постройки-"подарки", которые необходимы городу и не стоят налогоплательщикам ровным счетом ничего.

Кладбище, частная школа или радиоточка, например.

Мировые достопримечательности теперь тоже стоят денег. По идее, они должны привлекать туристов, хотя особого наплыва я не заметила даже тогда, когда половина города была заставлена алькатрасами с биг-бенами. Очень и очень печально, что туристический бизнес не отдан в распоряжение и полное управление администрации. Получается, что один из самых прибыльных способов получения денег в бюджет просто не доступен!

Далее. Налоги платятся исходя из престижности объекта. Чем богаче, прибыльнее, тем больше налог. И это правильно.

Поэтому и ежемесячный отчет строится по этому же принципу. Теперь стало гораздо проще регулировать ставку налогообложения - девять граф позволят выстроить более гибкую шкалу оплаты.

Выпуски газет сменились шапками сообщений. С одной стороны, теперь ничто не отвлекает вас от сотворения города-сада, а с другой, игра окончательно утратила очарование прошлого века с его прочтением бумажных изданий за завтраком и испачканных типографской краской рук.

Соответственно, новостей из других городов стало гораздо меньше, их место заняли жалобы или радостные заявления ваших Симов (об этом чуть позже) и замечания советников.


Чувствуется какая-то оторванность от внешнего мира :).

А вот информационное меню порадовало. Все находится под рукой, в одном месте. Условно говоря, существует четыре меню:

для "хозяйственного" управления игрой (сохранение, звук, опции, снятие скриншотов и так далее),
для управления Симами в игре (создание нового персонажа, импортирование Сима из другой игры, установленной на компьютер),

для создания приемлемого ландшафта, удовлетворяющего все ваши нужды как будущего градостроителя (сделать пляж, расплодить зверей, создать гору, устроить стихийное бедствие и так далее),
для управления городом (бюджет, территории, парки - все, о чем я пытаюсь рассказать в этой статье)






На каждый город вам полагается несколько человек, которых вы выбираете по знаку Зодиака, полу или другим отличиям, поселяете в вами же выбранном доме,

а потом начинаете получать информацию от этого "инсайдера": как он устроился на месте, как ему живется, работается, чего его душенька изволит и так далее. Приготовьтесь к тому, что спустя некоторое время маленький человечек начнет приставать к вам с жалобами и просьбами. Меня это, если честно, очень отвлекает от творческого процесса, поэтому я не использую это меню совершенно.

Но если вы являетесь поклонником серии The Sims, то специально для вас предусмотрена возможность импортировать любимого Сима в построенный вами город. Глобализация во всем. :)

При строительстве жизненно важных объектов (полицейского участка, школы, больницы и так далее) теперь сразу же можно увидеть радиус охвата,

что существенно упрощает контроль над количеством тех же полицейских участков или пожарных частей. Здания и объекты (теннисные корты, баскетбольные площадки, футбольные поля и так далее) автоматически располагаются относительно близлежащей дороги вдоль или поперек.

При возникновении пожара или стихийном бедствии автоматически включается режим паузы.

Пока специальные службы устраняют последствия, вполне можно заняться своим делом и втихаря разметить пару-тройку территорий. :)
Благо, улицы теперь входят в состав зон. То есть, сделав абрис из дороги, располагаете внутри зону с готовыми улицами и тротуарами. Радует, что можно выбирать между строительством улицы с невысокой пропускной способностью и небольшой ценой обслуживания, и дорОгой, которая обойдется несколько дороже, но и машин по ней проедет гораздо больше :).

Удручил тот факт, что теперь дорожное полотно не дает никакой информации о количестве машин, проезжающих по определенному участку за единицу времени. Вся информация о загруженности дорог доступна исключительно на специальной диаграмме.

Охотно верю, что задумывалось нечто грандиозное, с игрой по сети Интернет, "своими" Симами, кучей процветающих городов на огромной карте. "В стихах звучит" (с). Но, как мне показалось, сложная экономическая система (явная инфляция в коммунальном хозяйстве и прочих городских службах привела к задиранию цен на предметы первой городской необходимости: полицейские участки, госпитали, широкие дороги, парки отдыха и развлечений, но цены на аренду остались при этом на прежнем уровне) портит все удовольствие. Чтобы до конца уловить все нюансы, даже опытному градостроителю потребуется не один час игрового времени. Что уж тут говорить о новичках?

Тем не менее, придется постараться, чтобы бюджет не стремился к нулю, ваш рейтинг мэра рос или, по крайней мере, оставался на месте :) Добиться и того и другого можно несколькими способами. Об одном я написала выше.

Разрешение азартных игр ведет к падению рейтинга, но в будущем SimNation может предложить вам деньги за размещение в вашем городе крупного казино.
Благоустройство территорий, строительство школ и больниц, поддержание жизнеобеспечения на должном уровне влечет за собой повышение рейтинга.
А вот если сначала обеспечить жителей водой, а потом прекратить ее доступ в дома, то рейтинг пойдет вниз, причем ощутимо.
Снижение уровня загрязнения воздуха и воды, разбивка значительного количества парков, установка автобусных остановок на каждом углу и станций подземок, безусловно, поднимут вас в глазах жителей.
И все остальное в таком же духе...

Но если вашим жителям действительно чего-то захочется, вы узнаете об этом первым. Все в тех же сводках новостей. У меня почему-то все время просили футбольный стадион. Разве я изверг, отказывать людям в святом? :)

Окончательно же испортило мое настроение то, что аэропорт и морской порт имеют фиксированную площадь, обходятся в баснословные для небольшого городка деньги, а аэропорт, к тому же, приходится расширять по мере надобности. Если вдруг уровень коммерции действительно взлетит к небесам.

В принципе, можно заниматься торговлей с соседями, благо, вы можете предложить им электричество, воду или услуги по переработке мусора. Последнее - самое доходное, но грязное дело. В прямом смысле слова. Даже для маленького городка мусоросжигатель будет по карману, если заключить сделку с соседями и за солидные деньги перерабатывать их отходы. Более того, мусоросжигатель вырабатывает энергию, которую город может использовать сам, а может, опять-таки, продавать соседям. Возможностей - масса, надо только грамотно ими воспользоваться. Один совет: воздух загрязняет не просто сильно, а катастрофически. Я всегда размещала это предприятие в самом дальнем углу карты, ставила рядом персональный пожарный участок, проводила дорогу к соседям и в собственный город, и забывала о наличии у меня "мусорной" проблемы до тех пор, пока соседи не расторгали сделку. В этом - еще одна прелесть игры. Если вас перестает устраивать заключенное соглашение, вы прерываете его в любой момент без всяческих последствий.
Разумеется, для торговли водой требуется, чтобы соседские трубы были соединены с вашими. Такое же условие распространяется и на линии электропередачи.

Но если вам надоел процесс строительства и вы устали любоваться на смены дня и ночи в одном и том же городе,

вы вполне можете разделить славу Герострата, взорвав свой городок. Полюбуетесь на серию взрывов, белый экран с красными буквами и через некоторое время получите в полное распоряжение свободную от населения территорию :).

Вердикт: "Казнить нельзя помиловать"


Вот, коротко, и все об этой игре. Почти все.

Графика отличается достаточно высоким уровнем детализации, что приводит к некоторому притормаживанию игры при смене фокусов (разрешение игры 1024х768, система Pentium-III Tualatin 1.2 GHz, Geforce3 Ti500, 512 МВ RAM).

А музыка такая, что ею можно заслушиваться сутки напролет. Более того, существует возможность создать собственный play list из имеющихся композиций и слушать только то, что наиболее понравилось. Я, например, совершенно не люблю джазовые вариации, поэтому для меня данная функция явилась спасением. :)

И, все-таки, раньше система налогообложения была лучше. Отдельно можно было устанавливать налоговые ставки на рыбное хозяйство, IT-технологии и так далее... При старой схеме можно было стимулировать определенные сегменты рынка, тогда налогов от них поступало больше. Люди были более счастливы. А сейчас дотации не выдашь, сплошные расходы, по дорогам ездят допотопные по внешнему виду машины, пункта проката лодок нет... :)

Зато очень большой плюс стоит поставить разработчикам за человеческий фактор: если установить максимальное приближение и внимательно присмотреться к паркам, улицам и задним дворам домов, то можно увидеть, как дети качаются на качелях, играют в прятки на ферме, понаблюдать за футбольным матчем, игрой в баскетбол или теннис...
Рабочие прокладывают дороги,

строят здания, фермеры засевают пашню, как и раньше, вручную...

Спокойная, размеренная человеческая жизнь.

После таких наблюдений сразу вспоминаешь, что работа градоначальника не сводится только к набиванию городской казны деньгами. На первом месте должна быть забота о людях. А все остальное - приложится...