"Князь 2"

Автор: Morgana
Дата: 06.03.2003
Все фото статьи

RPG? Да! D&D? Нет!


Категорически бы не советовала эту игру поклонникам таких шедевров от D&D как Baldur's Gate и Icewind Dale 2 и иже с ними. Здесь нельзя включать режим паузы во время боя, нет вереницы кружевных заклинаний, толп волшебников и колдунов. Так, бутылочки, скляночки, амулетики разные... А вот ностальгирующим по первому "Князю" будет, что вспомнить: привычный интерфейс, знакомые чудовища, родные эликсиры, оружие, послушно ложащееся в руку.
"Убивший Дракона сам становится Драконом"
Восточная мудрость


Итак, прошлые приключения закончились относительным успехом. Если кто-то из вас играл в "Князь: легенды Лесной страны", то он знает, что из трех главных героев только один был тем самым, о ком говорило пророчество. Двое остальных оказались в игре относительно случайно :). Смысл заключался в нахождении всех трех частей Амулета Дракона, повержении врагов и овладении волшебным артефактом, браслетом Владыка, который охранял Дракон Титанов. Это грубо и вкратце, чтобы можно было в общих чертах представить себе, ради чего вы рветесь на части на этот раз :).

В этой "серии" вам предстоит произвести некоторую зачистку местности от врагов, победить Повелителя и уничтожить злобный браслет. Проанонсировано древнее пророчество, в котором говорилось обо всех оставшихся потомках Титанов, которые вернутся и уничтожат зло. Вот вы, в роли Вершителя Судьбы, исполнением пророчества и займетесь. За кого бы ни играли. Но, обо всем по порядку...

Тысячи лет назад, во времена Титанов, был выкован браслет Владыка. Не каждый его обладатель мог подчинить себе разрушительную силу древней магии. К несчастью для Лесной страны, ее новый Повелитель не устоял против чар браслета и оказался рабом его магической силы. Дабы ни один смертный не мог противостоять Повелителю, Владыка задумал истребить все, что связано с волшебством.

Отряды Черных воинов направились во все уголки Лесной страны. Они убивали древних волхвов, предавали огню древние свитки, а Поющие вещи безжалостно уничтожали. Черные воины безнаказанно разоряли селения, не щадя ни мужчин, ни женщин. Тем временем Лесная страна приходила в упадок, все опаснее стали дороги, многочисленные банды разбойников заполонили лесные чащи. Из далеких земель потянулись наемные воины и воительницы, одетые в диковинные одежды. Война была их профессией. Они продавали свои мечи любому, кто мог хорошо заплатить.
Новые страшные чудовища вылезали из дремучих лесов и глубоких болот. Все мрачнее становились тучи, сгущавшиеся над Лесной страной. И ничто не предвещало изменений к лучшему...

Однако волхвы отыскали в древней книге Пророчество о том, что кровь Титанов вновь проявит себя в самый трудный час. Дух легендарного Ара, пришедший на помощь волхвам, призвал оставшихся потомков Титанов свершить предначертанное. Повинуясь Зову крови, потомки Титанов откликнулись на зов предтечи. Их было шестеро. Каждый из них отправился за разгадкой тайны, лишившей их души покоя...


Примечание: Ар - полусмертный герой из заставки первой игры, которому Титаны доверили хранить Амулет Дракона. Ар разъединил амулет на три части, каждую из которых отправил трем своим соратникам. На этом был основан весь сюжет "Князя".

Системные требования


Windows 98/ME/XP
Pentium II 400 MHz
128 МВ RAM
Звуковая карта DirectX-совместимая

Если у вас стоит видеокарта GeForce, то вполне могут возникнуть проблемы в виде подергиваний экрана, сопровождаемыми прочими визуальными "радостями".

Князь али не князь?


Попробовала я тут недавно поиграть в первую часть, и это выглядело драматично при максимальном разрешении 800х600 и общей скорости игры. А, учитывая, какая была развернута рекламная кампания вокруг второй части (на форуме игры :)), я посмела надеяться на учтенные разработчиками современные требования к играм... Скажу сразу: разрешение одно-единственное: 1024х768. Приближать или удалять изображение нельзя. Скорость игры довольно-таки медленная, "+" и "-" в этой части ничего не ускоряют и не замедляют. Но существует волшебная клавиша "W", нажимая на которую, можно развить у своих героев сказочную быстроту и убежать даже при превышенном грузе от любых врагов (если только они не стреляют ядовитыми стрелами) на карту или в другую локацию :).
Раз уж речь коснулась нововведений, то продолжу рассказывать о них и дальше:

Все перемещения по стране теперь осуществляются в виде блуждания щита, изображающего вашего героя сотоварищи, по одной большой Карте. Как вы поняли, мы попрощались с местом перехода в виде круга на земле и двух столбов...
Теперь уйти из локации можно, подведя всю команду к краю экрана, где возникает маленькая карта.


Если же вы подводите стрелку к краю экрана и видите две перекрещенные желтые стрелки, то это значит, что здесь есть переход в прилегающую локацию.


Как правило, в таких местах живут волхвы, множество монстров и финальные точки некоторых квестов.
Карту можно открывать либо оказывая помощь купцам в доставке товаров различного веса в близлежащие деревни, либо разыскивая поселения методом научного тыка. Что для вас предпочтительнее, решайте сами. Маленькая подсказка: купцы платят деньги за доставку :).
А вот на летающий остров Повелителя вы можете попасть только при помощи Сферы перемещения, которая теперь существует в единственном экземпляре у Палача и действует только в сторону острова.

Количество жителей в деревнях резко сократилось. Если раньше вы могли подойти практически к любому человеку и зазвать его с собой на побоище, то теперь с вами пойдут только ремесленники. Даже купцы остаются дома.
Создается такое ощущение, что по стране прокатился мор, и на каждого человека теперь приходится две избы. А те, от кого вам действительно может что-то понадобиться, сидят в своих избах и носа не высовывают. Таким образом, разработчиками реализована "возможность нахождения и перемещения внутри строений". Правда, такая система дала большее количество потайных мест (сундучков, бочек, столов), в которых лежит что-то весьма полезное из оружия или эликсиров.

Обещанный "улучшенный искусственный интеллект врагов" выразился в повышении их изначального уровня. За все прохождение игры ни разу не видела монстра ниже 3 уровня. Да и то, самыми слабыми оказались пауки. Старых, милых гигантских муравьев я не встретила ни разу. Да и вообще, складывается такое ощущение, что времени на тщательную проработку игры не хватало, поэтому монстров "натыкали" в самых разных местах в самых живописных позах. Более того, теперь они мигрируют по Лесной стране целыми стаями, и никогда нельзя быть уверенным в том, что, пройдя пять раз по одному и тому же месту, не наткнешься на какую-нибудь мерзость на шестой. Если вы решите набираться опыта в сражениях с мороками, драконами, навьями и прочими тварями, то вам предоставлены все условия. Если же по каким-то причинам соперник окажется вам не по зубам, вы вполне можете быстро-быстро (не забывая про "W") убежать на Карту.

Интерфейс отличается от предыдущего только тем, что есть возможность выставить в настройках прозрачный фон для диалоговых окон и при вызове панели героя.



Если раньше содержимое мешочка показывалось только при отсутствии свободных ячеек для хранения в вашем кармане или превышении веса, то сейчас вы каждый раз лицезреете свои находки и можете решить, что стоит брать, а что - нет.

У героев добавились новые показатели. В самом начале вам дается 25 очков свободного опыта, чтобы вы самостоятельно распределили их. Нельзя автоматически поднимать уровень, как это было в прошлой игре. Теперь вам придется решать, что именно "прокачивать" у вашего бойца: знахарство, строительное дело или торговлю. Видимо, таким образом разработчики пытались уйти от некоторой "деревянности" характеристик героев в "Князе 1".
Если в команде есть герой со знахарством, равным ста баллам, то во время остановок вы можете подлечиваться, не используя эликсиры здоровья. Но от отравления спасает только противоядие.



Травяной покров стал аляпистым, травки и мешочки - мельче, поэтому заметить их на траве стало затруднительно. Даже когда глаз начинает привыкать к маленьким красным шарикам ягод Белого корня, заветные мешочки продолжают успешно маскироваться среди зелено-красно-коричневых крапинок, изображающих траву.

Теперь нет необходимости носить с собой кучу разнокалиберных баночек одной жидкости и занимать место в инвентарной сумке. Сделайте себе одну большую бутыль (максимальная концентрация - 15 единиц). Весит как одна бутылка, а живительной силы в несколько раз больше.

Герои научились автоматически отпивать из бутылок нужное количество эликсира при повреждении больше 50 или 25 процентов. Данная возможность выставляется в настройках на панели героя в самой игре.

Вообще, герои стали более самостоятельными. Автоматически берут новый колчан стрел, если старый израсходован, и автоматически же меняют оружие на более подходящее ситуации, если только не запретить им заниматься подобной самодеятельностью. Так что теперь нет нужды тратить время, залезая во время боя в инвентарь воина, чтобы пополнить его боекомплект.



Мастера в деревнях больше не готовят учеников, что очень и очень печально. Для того, чтобы привести в другое поселение знахаря, кузнеца или воеводу, вам требуется сначала выделить человека в команде, которого вы будете "натаскивать" в нужном направлении путем выпивания эликсиров мудрости, прочтением специальных свитков (10 единиц к определенному показателю) и добыванием бесценного опыта в боях с врагами. А потом вам придется расстаться с выпестованным соратником, отправив его бить кувалдой по наковальне или смешивать травки в лавке. Обидно и досадно.
Собственные деревни приносят вам дань и головную боль, если их вдруг захватят воины Повелителя.

Ядовитые твари по-прежнему дают свои жала, из которых впоследствии можно приготовить яд для стрел, оружия. Так же яд является одним из компонентов эликсира мудрости.

Минимальная концентрация эликсира мудрости должна быть шесть единиц. Не меньше. Масла - 9, а еще лучше - 10. Меньшее количество эликсира герой просто откажется употреблять, а масло не станет действовать.

Если у вас один из текущих показателей стал вдруг равен нулю, смело отправляйтесь к ближайшему волхву снимать порчу. Во избежание повторения подобных фокусов советую запастись специальным амулетом - заячьим хвостом.

Количество воинов в дружине определяется харизмой, если только ограничение на свиту не предусмотрено условиями прохождения. Если в самом начале вы будете цепляться за каждого человека, чтобы отвести его в то или иное место и определить на работу, то под конец сможете стать разборчивы и придирчивы :). У вас-то будет уровень 23, не меньше, а вот у наймитов не выше 11...

Боевая система, конечно, не сбалансирована. Первую часть игры бегаешь от монстров, вторую - скучаешь, наблюдая за сражениями. Еще отлично зарекомендовала себя тактика борьбы с улучшенным искусственным интеллектом превосходящих по классу соперников-людей: главный герой бегает вокруг своей компании, за ним толпой носятся враги, а соратники в это время оттачивают свое мастерство стрельбы по движущимся мишеням или рубки безответных оппонентов холодным оружием. Такой способ хорош, если у противников имеются отравленные стрелы, посколько лучники предпочитают поразмахивать мечом, утоляя удаль молодецкую, вместо более эффективного отравления.



Действительно, в игре появилось новое оружие: кастет, арбалет... Но при этом исчезли специальные виды, типа ножа для муравьев. Хотя самих муравьев больше нет, но говорить об увеличении оружия нельзя. Более того, оно стало универсальным.

Чем больше герой смешивает травы и готовит эликсиры, тем выше у него становится соответствующий показатель.

Жизнь есть и на островах, так что будьте готовы к тому, что вам придется пересекать море на корабле. Но и на море неспокойно. Пираты, знаете ли...


И корабль стоит недешево. Но если ваш показатель "Торговля" достаточно высок, вы сможете выторговать себе скидку. Нет денег? Отправляйтесь доставлять купеческие посылки и собирайте дань со своих деревень. Сколько вы на это затратите времени, будет зависеть от стоимости корабля и количества деревень. В любом случае, позитива в игре эта рутина не добавляет.

Да и Повелитель оказался на удивление слаб. К чему тогда была вся эта беготня по островам с собиранием опыта по крупицам?


Исходя из того, что в первой части было три героя: Михаил, Сигмар и Волк, а в "Князе 2" мы пообщались с духом Михаила, и увидели совсем дряхлого Сигмара, остается сделать вывод, что для игравших за Волка вторая часть явилась полновесным продолжением. А вот остальным не повезло :).


Всю игру "прокачиваемся", бьем тварей, пиратов и солдат противника, перемещаемся на Летающий остров, убиваем несколько цветков-людоедов, сражаемся с Повелителем, побеждаем его. Видим финальный ролик, где наш герой разрубает злобный браслет пополам... и начинаем играть за другого героя. Вот и весь сюжет. Квесты одни на всех. Последовательность выполнений зависит от показателей главного героя. Скука смертная...


Обидно, что своеобразие и дух древнего славянского мира был утерян. "Князь 2" - добротная RPG с элементами древнего мира. Но, по сути, мир Лесной страны умер. Недостает и старой карты, и музыки, и ощущений... Мир умер. Да здравствует новый мир?

И отгремели все битвы. И исполнились все пророчества. И завершилась эпоха Титанов.
Лесная страна встречала новый век, летопись которого еще только предстояло написать...


Графика и звук


Про графику ничего плохого, кроме статичного разрешения, сказать не могу. Динамика движений приличная, прорисовка объектов хорошая. А вот музыка...
Достаточно однообразна. Похожа на смесь темы первой части и вариаций композиций известной группы Clannad. Не понравилась, приедается.
Озвучивание персонажей. Скорее не понравилось, чем понравилось. Говорят громко, но не от души :). Почему у нас не могут нанять профессиональных актеров, способных передавать характер голосом? Ту же Клару Румянову, например :). Утрирую, конечно, но озвучивание не на высшем уровне. Скорее минус, чем плюс.

Ошибки и способы борьбы с ними


Ошибок, недоработок и прочего в игре хватает за глаза.
Плюс, еще система защиты от копирования способна добавить головной боли. К счатью, лично я с этим не сталкивалась, но жалоб разработчикам поступает множество.
При игре без патча невозможно использовать лопату, можно столкнуться с тем, что пропадают вещи из инвентарной сумки, игра виснет, перезагружается и так далее, и тому подобное. Могут быть большие проблемы с запуском игры.

После установки первого патча, выпущенного через 6 дней после начала продаж у меня перестали употребляться эликсиры мудрости вообще и лопата продолжала не работать.

Второй патч вроде бы исправил ситуацию, но не до конца. Экран дергается, в глазах рябит, время от времени (правда, гораздо реже, чем в начале) игра сворачивается в панель задач. Зачем - следствию установить не удалось.

Отсюда мораль: больше патчей, хороших и разных. Хотя, как мне кажется, не стоило так спешить с выходом игры, чтобы теперь превращать специальный форум в собрание бета-тестеров поневоле. И запрашивать за "сырую" игру 180 рублей, заставляя потом людей выкачивать из интернета два патча, как мне опять-таки кажется, несколько неверно.

Видимо, был сделан расчет на то, что русский человек все вытерпит, даже столь явный брак в работе :).

Заключение


Нельзя не согласиться с тем, что игра еще очень и очень "сырая". Можно развести аналитику на несколько страниц, и порассуждать над тем, почему на рынок выпустили недоработанный продукт, прошедший, заметьте, стадию бета-тестирования, почему должным образом не была проведена PR-кампания, ведь у первого "Князя" было и остается очень много поклонников. На эти вопросы у меня все равно нет ответов. При всех недоработках, сомнительных улучшениях и прочих недостатках, мне игра в общем-то понравилась. Вполне вероятно, как раз из-за того, что я и есть одна из почитательниц первой части :).

Но любителям Baldur's Gate и Icewind Dale 2 я ее все равно не советую...