Разработчик и издатель:
EA Sports Америка - страна, необычная в автомобильной сфере. Точнее сказать, совсем другая, нежели Европа. Связано это с условиями, в которых происходила массовая автомобилизация страны: расстояния здесь большие, дороги - прямые и не всегда с хорошим покрытием. Да и топливо раньше было очень дешевым. Потому и машины здесь любят большие и с мягкой подвеской.
Не мог такой путь развития автоиндустрии не сказаться на автоспорте страны. Наиболее известные американские серии - это CART (бывший INDYCAR) и NASCAR. До недавнего времени гонки в них проходили только на овальных треках, что и отражало характер автомобильной Америки. Но сейчас ситуация немного изменилась: в CART появились трассы европейского типа, да и автомобили в США также стали производить более маневренные и поменьше размером. А вот в серии NASCAR почти ничего не меняется. Об игре, стремящейся окунуть нас в этот мир, сейчас и пойдет речь.
Итак, перед нами игра NASCAR Thunder 2003 от компании EA Sports - последняя из этой известной серии. Как известно этот издатель выпускает продукты, всегда имея лицензию на использование в них реальных названий команд и имен спортсменов. Так что первый раз запустив игру, и заполнив небольшую анкету, вам предстоит выбрать гонщика, которого Вы замените в кабине его болида. За каждым из них закреплена определенная команда и, соответственно, марка автомобиля. Всего в игре четыре различных модели машин. Далее Вы имеете возможность выбора расцветки вашего будущего болида: здесь они представлены не только сезона 2002, но также и предыдущих. На самом деле, весь процесс выбора машины мне представляется выбором его внешности, так как какой-либо заметной разницы в поведении автомобилей разных моделей я не заметил.
Меню в игре получилось достаточно удачным: приятный дизайн, понятная навигация. Зайдя в опции, я обнаружил просто огромное количество различных настроек. Особенно порадовали опции, связанные со сложностью и помощью в управлении. Здесь представлены как все реальные электронные вспомогательные системы: антипробуксовочная, антиблокировочная, курсовой устойчивости, так и типично игровые: автоматическая коробка передач, помощь при рулении и торможении, а также восстановление курса поле разворота. Также можно изменять агрессивность и силу соперников, причем последнее значение увеличивается вплоть до 120% :)
Но есть одна опция, которую я еще нигде не видел: это выключение автоматического сцепления (!). При ее активации получается так, словно едешь на автомобиле с ручной коробкой передач, не трогая при этом педали сцепления.… А не понравилось то, что из меню гонки эти опции недоступны, и если вы, скажем, захотите включить антипробуксовочную систему уже на тестах, то из них придется выйти.
Ладно, с настройками закончим. Едем дальше. В NASCAR есть четыре различных режима игры - это одна гонка, чемпионат, режим тестов и, конечно же, мультиплеер. В режиме карьеры, перед началом сезона нам предоставляется возможность выбрать трассы, которые будут включены в него. Всего трасс 36, но не подумайте, что это большое разнообразие - это же NASCAR! Здесь все трассы являются по форме либо овалами, либо очень его напоминающими. Да и проходят такие гонки только в хорошую погоду: трасса должна быть абсолютно сухой и ради этого её даже иногда высушивают перед гонкой специальными машинами.
Но есть в игре две трассы, которые являются более привычными для нас "не овалами"- это Infineon Raceway и Watkins Glen. Особое удовольствие мне доставила езда на треке Infineon Raceway: на нем есть значительные перепады высоты, что придает гонке еще больше остроты. Кроме того, только на этих двух трассах гонка может проводиться и во время дождя, пусть и очень слабого.
Далее необходимо выбрать время жизни покрышек, выключить или оставить флаги и т.д. И вот, наконец, переходим к первому выезду на асфальт. Для начала достаточно долго будет загружаться меню гонки, но на самом деле это уже грузится трасса и потому, при начале уже самого заезда или переходе от одной гоночной сессии к другой, ждать не приходится, что, несомненно, приятно.
Гоночный weekend, впрочем, как и все остальное, разработчики постарались максимально приблизить к реальному. Для начала проходят так называемые свободные заезды, во время которых гонщик (а в данном случае игрок) привыкает к трассе и ищет оптимальные настройки машины.
Кроме возможности самостоятельно настраивать автомобиль во время них, вы также сможете загрузить собственные, ранее сохраненные, или одну из стандартных настроек автомобиля для данного трека (к каждой трассе изначально таких прилагается по три: ведь для гонок различной продолжительности также требуются разные характеристики автомобиля). Это очень помогает, ведь за часовую сессию свободных заездов можно и не успеть оптимально настроить машину. Тем более что время идет и тогда, когда Вы находитесь в меню гонки - и здесь все тоже происходит в режиме реального времени - в большом окне постоянно обновляются результаты времени прохождения кругов оппонентами и часы внизу экрана ведут обратный отсчет времени до окончания сессии. Из всего этого можно сделать вывод, что машину гораздо удобнее и спокойнее настраивать в режиме тестов, где время никак не лимитировано, и затем, перед гонкой, просто загружать эти настройки.
Следующая сессия - квалификация. Здесь у Вас есть всего одна попытка проехать несколько быстрых кругов, и на этом она для вас заканчивается.
Далее следует "Happy hour" - те же самые свободные заезды, только уже перед гонкой.
И, наконец, гонка. Здесь я приостановлю свое беспорядочное повествование и попытаюсь рассказать о некоторых качествах игры поподробнее.
Графика и звук Когда я что-то описываю, обычно называю достоинства и недостатки, но когда минусов нет, у меня возникают проблемы... Писать нечего! Графика в NASCAR Thunder 2003 по качеству превосходит NFS HP2. Здесь прекрасно прорисован даже каждый болтик, крепящий колесо! Конечно, если внимательно присматриваться, то можно найти изъяны: например автомобили, стоящие за оградой, прорисованы не столь основательно, как все остальное в игре, да и зрители, как обычно, “плоские”. Кроме того, видимые повреждения болидов сделаны достаточно слабо. Но стоит ввести автомобиль в скольжение, как тут же забываешь обо всех недостатках! Даже близко к такому великолепному дыму из-под колес я еще не видел ни в одной игре! Иногда во время свободных заездов я даже специально переключал на телевизионную камеру, чтобы, пройдя очередной поворот в заносе, полюбоваться плотной дымовой завесой :)
Правда, если развернет соперника, то из-под его колес дыма вы не увидите. Потому таких же красивых кадров завалов, как показывают по телевизору, не получается. Камер здесь тоже достаточно - 7 штук: с места пилота, бампера, обоих боковин, две камеры позади автомобиля и, наконец, телевизионная. Правда, при включении повтора новых камер не добавляется, но и его надо признать выполненным очень удачно. Хотя просмотреть всю гонку здесь нельзя - показываются отрывки, длина которых устанавливается в опциях (она не может превышать 180 секунд). Зато предусмотрена перемотка назад и просмотр по кадрам.
По поводу требований к системе могу сказать лишь то, что на Селероне 850@1190 и GeForce 3 Ti 500 при разрешении 1024x768 со всеми максимальными настройками графики, но отключенным сглаживанием игра редко показывала меньше 45 fps.
И если графика заслуживает самой высокой оценки, то звук просто бесподобен! Рев мотора поражает своей глубиной и мощностью, а на тахометр можно вообще практически не смотреть - число оборотов чувствуется прекрасно. И это не удивительно, ведь звуки записаны с качеством вплоть до 44 кГц 16 бит. И с трехмерностью звука у игры тоже полный порядок. Сообщения, передаваемые пилоту по рации, мне тоже очень понравились: например во время тестов сообщается время за которое вы прошли круг.
Некоторых может расстроить то, что музыка во время заездов не предусмотрена. Но мне кажется, что поскольку данный продукт позиционируется как симулятор, то должен требовать от игрока постоянно высокой концентрации, и музыка, наоборот, здесь будет только мешать. Тем более, что ничто не помешает вам запустить в придачу Winamp. В меню же звучат, на мой взгляд, приятные композиции вроде Steppenwolf - "Magic Carpet Ride".
Интеллект оппонентов Соперники в игре очень сильные и умные. Попробовав выставить параметры соперников на максимум, я не смог угнаться за ними.… При появлении опасности они всегда тормозят и пытаются объехать препятствие.
Сами же по себе они врезаются или разворачиваются даже слишком редко. Также у них, как и у вас может просто отказать автомобиль.
Физическая модель После просмотра телетрансляций гонок NASCAR у меня сложилось ошибочное впечатление, что пилоты здесь перед поворотами практически не сбавляют скорость. И только запустив данную игру, я понял, как заблуждался! Тормозить перед поворотами надо, и весьма прилично: немного переборщил со скоростью, и машина в повороте плавно смещается в сторону бетонного отбойника…
Так что, играя в NASCAR, надо быть более сконцентрированным, чем при игре в большинство симуляторов европейского кольца. Там, не очень удачно пройдя поворот, можно попытаться перекрыть сопернику траекторию, а здесь это сделать практически невозможно. Более того, совершая резкий маневр, вы рискуете потерять контроль над своим болидом. Ведь едете вы отнюдь не на легком автомобиле, а на тяжелом и неповоротливом монстре! Особенно хорошо это чувствуешь, пройдя, а вернее попытавшись пройти связку поворотов на треке Infineon Raceway. Выйдя из правого поворота, поворачиваем руль влево… и машина, "раскачавшись", тут же уходит в глубокий и практически неконтролируемый занос. И никакие электронные системы, предусмотренные на машине в большом количестве, не помогут вам избежать разворота.
Но вот стоит их отключить, как сразу понимаешь, что предусмотрены они здесь совсем не зря. Например, если играя на клавиатуре, отключить антипробуксовочную систему, то тронутся станет практически невозможно. Даже на второй передаче задние колеса срываются в пробуксовку при отклонении руля на совсем небольшой угол, а на влажном покрытии такой же эффект наблюдается и на третьей передаче! Да, мощь шестисотсильного двигателя дает о себе знать! Но жизнь его в таком режиме будет очень коротка: при отсутствии мощного охлаждающего потока воздуха, он в какой-то момент не выдержит высоких оборотов, и из-под капота повалит черный дым… :))
Так что если вы собираетесь попробовать играть в NASCAR на клавиатуре, то эти системы лучше не отключать и отдать должное разработчикам - они сделали все возможное, чтобы можно было нормально играть на ней. Руль здесь не только плавно отклоняется от нулевого положения при нажатии на клавишу, но и также медленно возвращается в нейтральное положение. То есть вполне реально поддерживать нужный угол поворота колес быстрыми и частыми нажатиями кнопки. Но если честно, то после десятка кругов в таком режиме, у меня разболелись пальцы.… Также можно включить в настройках помощь при рулении. В этом случае руль будет поворачиваться в повороте только на угол, при котором нет риска, что какие-нибудь из колес сорвутся в скольжение. Но то, как работает эта система, мне совершенно не понравилось: поворачивая руль на слишком малый угол, она вынуждала проходить повороты на заметно меньшей скорости, чем это возможно. Вот что действительно расстроило, так это то, что снос передних колес в этой игре игроку ничем не угрожает. При его возникновении интенсивность захождения автомобиля в поворот не уменьшается, а скорее наоборот: машина с дымком из-под передних колес и еще большим желанием "ныряет" в поворот. Причем делает это она небольшими рывками (все электронные системы при этом были отключены - я специально проверял). Правда, это единственное несоответствие реальности, которое я обнаружил, и, к примеру, если вы заблокируете передние колеса при торможении, то автомобиль, как ему и положено, будет ехать прямо вне зависимости от положения рулевого колеса.
Из-за того, что игра максимально приближена к реальности, управление автомобилем здесь, скорее, становится не отдыхом, а работой. Нужно быть постоянно предельно собранным и сконцентрированным, чтобы, не дай бог, не переборщить с газом или чуть-чуть не опоздать с торможением. Конечно, можно включить помощь при рулении, торможении.… Но, как я уже говорил, в этом случае вас с легкостью будут обгонять соперники. И из этого есть выход: достаточно уменьшить силу оппонентов и тогда уже без затруднений приезжать к финишу первым. Но смысл!? Ведь тогда играть становится совсем не интересно: повороты плавные, обгоны очень затяжные и не дающие адреналина в кровь.
Так что, если вы действительно решите серьезно поиграть в эту игру, а не просто побаловаться, то, естественно, сначала вам необходимо будет потренироваться, поездив с включенной помощью, почувствовать скорость. Но потом, отключив все это, ринутся в настоящий, щекочущий нервы бой! И руль! Конечно же, без него будет просто не обойтись! Но много ли таких людей - тех, кто способен с колоссальной концентрацией нарезать круг за кругом по овалу? Лично я с такими не знаком.
Так что компания ЕА Sports выпустила очередной очень качественный продукт, у которого лишь один существенный недостаток - его жанр. К сожалению, слишком немногие по-настоящему оценят эту игру.