Command & Conquer: Generals

Автор: HF
Дата: 17.04.2003
Все фото статьи
Разработчик: Electronic Arts Pacific
Издатель: Electronic Arts

Системные требования


Минимальные:

Windows 98, Windows Me, Windows XP или Windows 2000
Pentium-III 800 MHz
128 MB RAM
32 MB видео карта, совместимая с DirectX 8.1
16-bit Звуковая карта, совместимая с DirectX 8.1
8x CD-ROM/DVD-ROM
1,8 GB свободного дискового пространства

Рекомендуемые:

Windows 98, Windows Me, Windows XP или Windows 2000
Pentium 4 1.8 GHz
256 MB RAM
64 MB видео карта, совместимая с DirectX 8.1
16-bit Звуковая карта, совместимая с DirectX 8.1
8x CD-ROM/DVD-ROM
1,8 GB свободного дискового пространства

Игра может работать неустойчиво на некоторых компьютерах на базе чипсета VIA KT133A.



Введение. Особенности


Серия "Command & Conquer" от Westwood, стараниями компании, ежегодно выпускавшей все новые и новые части - "командуй, мол, и завоевывай" - долгое время являла собой пример выдающегося долгожительства. Сегодня мы рассмотрим уже пятую игру, относящуюся к этой стратегической вселенной ("Renegade", он и есть ренегат, он - не в счет). Все проекты серии были чрезвычайно успешными, но дорогостоящими, так что Westwood приходилось тратить на них почти все свои ресурсы и силы. Все это привело к тому, что как говорится, пришли новые бойцы, и на сегодняшний день очень серьезные изменения коснулись как самой компании, так и пестуемой ей серии. Westwood обанкротилась и пошла на слияние с магнатом Electronic Arts, который прибрал все к рукам, что, ясное дело, ничем хорошим закончится не могло. Теперь разработку серии ведет дочерняя компания ЕА - Electronic Arts Pacific, которая уже делала "Red Alert 2" и "Renegade". И судя по всему, большие боссы потребовали внести в сериал фундаментальные изменения, которые, на мой взгляд, очень сильно изменили лицо "Command & Conquer".

"Генералы", к счастью, так и остались стратегией реального времени, хотя мы вполне могли бы получить очередного "Ренегата" или что-нибудь похуже. И на том спасибо. Наконец, у игры появился неплохой, современный и высокотехнологичный трехмерный движок (в отличие от того же Emperor), хотя и требующий много ресурсов. Логично было бы предположить, что ребята из EA возьмут за основу "движок" от Emperor, и немного переделав, выпустят на его базе новую игру, но узнать какие-либо старые черты крайне сложно - переделки коснулись очень многого. Одним словом, графика пребывает на высоте - особенно впечатляет проработка и анимация юнитов. Иные прелести? Три враждующие стороны и разнообразные юниты (хотя до "Warcraft" по-прежнему осталось далеко, как "до Парижу"). Система бонусов, которые вы будете выбирать для своей армии по получению новой генеральской звезды за боевые заслуги. Но все сводится к одному: с серией C&C "Генералов" связывает только общее название - уж слишком фундаментальными оказались внесенные в привычную игровую концепцию изменения.

Это касается как особенностей и характера игрового процесса, так и интерфейса, оформления и дизайна, одним словом - всего. Некоторые изменения ощущаются с первого взгляда, некоторые - менее заметны. Среди того, чего нас решили лишить авторы, оказались великолепные видеоролики с участием живых актеров, бывшие визитной карточкой предыдущих частей. Куда делись великолепные заставки и зачем от них избавились большие боссы из ЕА - непонятно, но из-за этого атмосфера игры утратила львиную долю неповторимого очарования. Вторым традиционным для C&C, но вырезанным в "Генералах" моментом, оказалась "красная угроза" (будь то коммунисты или "Братство") мирному процветанию соединенных штатов Америки, ну и других, менее значительных мировых государств. Теперь господство над нашей многострадальной планетой делят США, Китай и мировая террористическая организация под названием Global Liberation Alliance.

Итак, "Генералы" имеют очень отдаленное отношение к C&C - таково мнение большинства поклонников серии, за неимением альтернативы, с удовольствием играющих и в них. Вместе с тем "Генералы" - очень неплохая игра, она обладает всеми положительными чертами, необходимыми современной стратегии. Это, прежде всего очень динамичный геймплей, который пребывает на еще более высоком, по сравнению с предыдущими частями, уровне, несмотря на (или, что еще более вероятно, благодаря) еще большей аркадности игрового процесса. И при этом игра обладает своим, пусть и не C&C шармом. "Генералы" - не С&С. Это просто другая, отличная, игра. Познакомимся поближе?

Сюжет


Хотелось бы рассказать что-то и в этой части статьи, что-нибудь интересное, захватывающее, но, здесь имеет место быть один интересный парадокс, который мешает это сделать - у "Генералов" нет сюжета. Вообще. Все, что явствует из вступительного ролика, сделанного из нарезки живых видеосъемок и игровых сцен - мол, на дворе 2020 год и три военных группировки в очередной раз делят мир. Но зато, с каким искусством и драйвом подана сия довольно затертая концепция. "В будущем, мировые лидеры будут решать все конфликты с помощью слов.


Таких слов, как "SCUD Launcher",


"Carpet Bombing",


"Tomahawk Missile…"


и прочее, а на заднем плане нам демонстрируют невероятной красоты батальные сцены и применения на деле этих самых SCUD Launcher и Tomahawk Missile. Одним словом это надо видеть, и видеть еще раз и еще раз.

Но на этом - все, больше ни одного намека на сюжет в игре не будет. Все, что нам предлагают - это краткий брифинг, который нам читается (голосом неизвестного Копеляна за кадром) во время загрузки очередной миссии и небольшие сценки уже после начала миссии.


Краткое содержание постановки большинства этих сцен: три лояльных нам джипа (пехотинца, самолета и т.д.) едут по дороге, но их бесчестно уничтожает вражеский самолет. "Вы должны отомстить" - говорит голос. Мстим. Вместо сюжета - драйв сражений. И никаких видео или анимационных вставок. Кому что нравится. И причина того, что в ЕА приказали повырезать все эту дребедень, кроется, скорее всего, в том, что в компании решили ориентироваться на сетевые баталии, а однопользовательская игра была просто сделана "для галочки" и может служить школой перед ними. Это легко ощущается во многих аспектах "Генералов". Поэтому - зачем нам сюжет? Нам сюжет не нужен. Идем дальше.

Враждующие стороны


Что ж, если с предыдущей главой у нас сложилось не совсем удачно, то здесь нам есть, о чем поговорить. В игре три враждующие стороны. За каждую сторону вы можете пройти семь миссий, итого в игре их двадцать одна, не считая карты skirmish.


Все они проходятся очень легко, притом, что "режиссура" и "постановка" их оставляют желать лучшего - все очень тривиально, локально и быстротечно. Игра очень короткая - на уровне normal проходится за двое суток (за все три стороны).


Зато в очередной раз был совершен довольно далекий и дерзкий бросок в сторону разнообразия игровых стратегий и юнитов. Разработчики сломали себе все головы, денно и нощно не смыкали глаз, выдумывая интересные комбинации и оттачивая баланс, так что теперь стратегии игры за каждую из сторон отличается довольно разительно. Разделение получилось такое: США - несомненные короли воздуха, Китай - повелители земных стихий и непревзойденные мастера тяжелой бронетехники, а Террористы - специалисты по "рашу" (то есть скоростного развития и последующей атаки группами слабых юнитов неразвившейся базы противника). Все три стороны обладают одинаковыми отрядами пехотинцев - автоматчиками и, передвигающимися более медленно, ракетометчиками.

Итак:

США - так как дело происходит в не таком далеком будущем, то можно легко вообразить, какие юниты и технологи находятся на вооружении у Соединенных Штатов Америки. Все современнейшие танки, авиация и живая сила к вашим услугам.


Эта сторона обладает традиционно сильным воздухом, и в особенности вертолетами. Мощнейший "воздух" представлен истребителями "Raptor", бомбардировщиками "Aurora", вертолетами "Comanche" и "невидимками" "Stealth Fighter". Далее к вашим услугам ракеты "Tomahawk", установки "Patriot", и приснопамятная ионная пушка на орбите. Дополняют картину танки типа "Crusader" и "Paladin" (с лазерами). При этом, США, как самая богатая из стран, испытывает наименьшие трудности с ресурсами, которые с места сбора доставляет грузовой вертолет "Chinook", что обеспечивает баснословные доходы. Вертолеты "Chinook" могут также перевозить рейнджеров-десантников и высаживать их на крыши домов. Также, построив специальную площадку можно получать ресурсы из дома - по нескольку сотен долларов в минуту. Здания у американцев возводит и чинит бульдозер.

Китай - как уже говорилось выше, основной ударной силой этой стороны являются танки.


Танков у желтолицых воителей действительно много: "Dragon Tank" (мощнейший передвижной противопехотный огнемет), "Battle master", "Gattling Tank", "Inferno Cannon" (гаубица), и, наконец, огромный "Overlord", на который можно установить башню с пехотинцами, пушку или же "Propaganda tower". Эта самая "Propaganda Tower" является весьма интересной постройкой. Она наделяет группу ваших юнитов, причем как солдат, так и технику, способностью довольно быстро восстанавливать потраченное здоровье, но не дает, что было бы логичнее, никаких бонусов к способностям ваших солдат.


Помимо обычных пехотинцев в нашем распоряжении имеются "Black Lotus" - невидимые коммандос и шпионы, которые умеют захватывать здания и обездвиживать на некоторое время вражескую боевую технику (как в Red Alert). Различные здания на базе строятся при помощи бульдозера, а ресурсы на базу доставляют грузовики, обладающие средней грузоподъемностью. Альтернативным источником доходов являются хакеры, которые способны воровать деньги у честных юзеров по Интернет, а также отключать подачу электроэнергии в здания. Авиация у Китая не такая сильная (российские самолеты MIG позапрошлого поколения), зато в целом эта сторона обладает очень неплохой защитой.


Так, например, вокруг зданий можно создавать минные поля, что помешает врагу подобраться к ним близко или же поможет при боях в условиях плотно застроенной базы. В игре Китай не только обладает ядерным оружием, но и во всю использует его в сражениях. Ядерные установки стоят дороже и бьют сильнее, чем SCUD террористов.

Террористы (Global Liberation Alliance) - эта сторона меньше всего жалеет легко восполнимый человеческий материал, ведя войну, как говорится, "пушечным мясом", то есть берет числом и массой. Террористы в "Генералах" все, как один - арабские, неужели других нет? Опять клише. Стратегия игры за терроров заключается в быстром производстве как можно большего числа недорогих юнитов, солдат и фанатиков, поэтому выбор этой стороны подходит для игры "на раше", то есть быстрого нахождении и уничтожения противника на первых порах игры.


Террористы никогда не идут в долгие бои и осады. Они обладают очень слабым и ограниченным притоком ресурсов (места сбора ресурсов обслуживают рабочие, которые много не унесут), поэтому вынуждены добывать искать их самыми различными способами (грабеж, и прочее). Также, деньги можно получать за уничтожение отрядов противника. Строит и чинит здания у GLA все тот же рабочий. Также, стоит обратить внимание, что эта страна не имеет абсолютно никаких (!!!) воздушных юнитов, что также накладывает определенный отпечаток на стратегию игры за нее. Очень существенный упор делается на камикадзе, причем как на одиночек-пехотинцев шахидов, так и целые грузовики, груженые взрывчаткой.

Будучи слабо технически оснащенными, террористы ведут партизанскую войну, проводят диверсии, теракты и проводят стратегию нанесения слабых, но многочисленных ударов исподтишка.


Среди других особенностей террористов - строение "Tunnel Network", подземный коридор, по которому легко и незаметно можно перекидывать свои отряды в любую точку карты. Далее следует интересная способность отрядов самостоятельно чиниться и совершенствоваться из обломков чужой техники. Быстрая и бесплатная починка зданий и техники - один из главных козырей GLA. Игровая ситуация: после бомбового удара на базе террористов разрушено три здания, от которых остается только один остов. Проходящий мимо рабочий запускает на восстановление сразу все. Полминуты - и разрушенные воздушной атакой "гнезда Стингеров" и магазин с оружием восстановлены без каких-либо затрат.

Среди других интересных юнитов - Angry Mob - разъяренная толпа фанатиков, вооруженных автоматами АК-47 и коктейлями Молотова, которые в некоторых миссиях будут устраивать мятежи в городах, круша все на своем пути.


"Quad Cannon" умеет самосовершенствоваться и увеличивать число своих пушек за счет обломков уничтоженной в боях вражеской техники. Роль защитного сооружения у террористов выполняют "гнезда Стингеров", которые одинаково хороши для защиты от воздушных и наземных отрядов. Снайпера "Jarmen Kill" умеют прятаться в зданиях и отстреливать водителей легкой техники, после чего отвоеванная боевая единица может быть занята любым из ваших пехотинцев. Также важнейшим инструментом войны для террористов является биологическое оружие - газ под названием Anthrax (сибирская язва), который, так или иначе, используют практически все юниты GLA. Также его, вместо обычных зарядов, могут использовать передвижные установки баллистических ракет "SCUD" - зловещий смех водителя: "Tragedy will come!", "Something for the masses...".


Самым разрушительным оружием у GLA является запуск сразу девяти ракет SCUD единым ударом и в едином порыве по одной точке - "Янки гоу хоум!" одним словом.

Ресурсы и экономическая модель


Первое, о чем стоит здесь сказать, это о том, что система строительства базы в "Генералах" стала, так сказать, традиционной. Если помните, в серии "Command & Conquer" строительных юнитов не было вообще, мы просто указывали место для новой стройплощадки и здание строилось автоматически. В "Генералах", как и в большинстве других стратегий, появились рабочие - строители и сборщики ресурсов, у каждой стороны - свои. Рабочий у террористов строит здания и собирает ресурсы, у американцев здания возводит бульдозер, а ресурсы собирает вертолет, Китай же пользуется услугами все тех же бульдозеров, а также больших грузовиков. Налицо разделение на рабочих-сборщиков ресурсов и рабочих-строителей.

Единственным ресурсом, фигурирующим в игре, являются деньги - американские доллары. Ваши сборщики будут отправляться за добычей к специальным площадкам, на которых кто-то заботливой рукой расположил ящики с различными мат. ценностями, упакованными в ящики. Будучи доставленными на базу, эти товары конвертируются в деньги. Площадки с ресурсами разных размеров расположены по всей карте и содержат различное количество товаров в денежном эквиваленте. Стараниями рабочих ресурсы на любой площадке рано или поздно заканчиваются, и приходится искать новый источник ресурсов. Таковые имеются у всех трех враждующих сторон. Американцы могут построить специальный аэродром, на который регулярно будут присылать ящики с товарами "из дома". Террористы из GLA получают деньги за уничтожение любых вражеских отрядов - система, которая работает и в нашем реальном мире. Китайская армия пользуется услугами хакеров, которые, вооружившись ноутбуком, воруют деньги из Интернета и зарабатывают родине до двух долларов в секунду, а опытные хакеры-ветераны - вдвое больше. Вы просто строите хакеров в обычной казарме (и в любом количестве), выделяете, приказываете работать, и деньги уже текут на ваш счет.

Строительство базы начинается с возведения стандартного для каждой стороны набора зданий - бараков для пехоты, завода (или магазин в случае GLA) военной техники, командного центра для проведения улучшений и, наконец, аэродрома. Приятно, что перед производством конкретного юнита можно получить краткую информацию о его сильных и слабых сторонах - нечто типа "Этот юнит силен против стационарных установок, но слаб против танков и легкой быстроходной техники". В случае игры за США и Китай ваша база также потребует обеспечения электроэнергией, поэтому необходимо построить реакторы. Стратегия первоочередного уничтожения строений, вырабатывающих электроэнергию, и тем самым обесточивания и нейтрализации защитных пушек, отлично работает, но не подходит для террористов - те сидят без света. Одним словом, все тривиально. Можно сказать, что отличия враждующих сторон в плане построек на базе очень незначительны.

Приятно удивляет отсутствие большого количества бессмысленных улучшений, которые теперь разбиты на четыре отдельные группы и отличаются исключительной полезностью и логичностью. Первая группа улучшений для ваших отрядов проводится непосредственно на месте их производства - в бараках пехоты, на заводе военной техники и т.д. Вторая группа - общие улучшения - проводятся в главном здании на базе - командном центре, дворце и т.д. Третья группа может быть сделана непосредственно при выборе конкретного отряда и, наконец, все остальные глобальные улучшения делаются в "генеральском" разделе, о котором мы поговорим ниже. Хотя такая система не слишком удобна, но притом, что улучшений очень не много - все они в основном касаются установки на ваши отряды различного дополнительного оружия - получается вполне терпимо.

Генеральские звезды


Сражения, хоть и занимают в игре главное место, очень незатейливы - нет ни формаций, ни построений, ни выбора режима поведения юнитов в бою. Все максимально облегчено и "аркадно". Но зато есть модные нынче т.н. "ролевые элементы", а фактически - система набора опыта в боях. В сражениях растет ваш личный боевой стаж, и одновременно совершенствуют свои характеристики ваши отряды. Хотя никакой статистики и шкал опыта у юнитов нет (так что проследить за их заслугами в цифрах не удается), получение очередной нашивки дает отряду очень существенные бонусы - один "прокаченный" и опытный вояка стоит трех обычных. При этом у закаленного в боях юнита повышается как сила атаки, так и защита. Всего отряд может получить три нашивки, после этого его развитие останавливается.

Теперь о ваших личных, генеральских заслугах. Справа на информационной панели расположен индикатор вашего личного опыта, а над ним - мигающая звездочка. Нажатие на мигающую звездочку открывает окно личных достижений.


Здесь также находится индикатор вашего личного боевого опыта, по заполнению которого вам присудят очередную звезду. За "звезды" мы можем "покупать" разнообразные бонусы и улучшения, которые сможете использовать в бою (например, для быстрого лечения техники, находящейся в выбранной области) или же перманентные, которые раз и на всегда что-то улучшают (например, все джипы будут выезжать с завода сразу "ветеранами"). Также именно здесь вы будете получать доступ к новым видам войск, "покупая" их за звезды. Некоторые бонусы вы сможете применять во время боя, выбирая зону их действия, активируя их на правой стороне экрана. Они будут действовать ограниченный период времени, после чего потребуют времени для "перезарядки".

Нельзя не заметить, что использование такой системы "генеральских указов", очевидно, было навеяно заклинаниями и способностями героев в Warcraft - то же принцип, те же зоны действия примененного бонуса и так далее - только в "Генералах" бонусов существенно меньше. На деле все это выглядит довольно интересно и вносит в сражения дополнительное разнообразие.

Графика и звук


То, что поражает при первом же взгляде на игру - это взрывы боевой техники. Главное игровое меню (которое, кстати, абсолютно безобразно внешне) расположилось на фоне великолепной сцены сражения на главной площади какого-то городка.


Нельзя не отметить изумительные сцены насилия и смерти, разворачивающиеся перед нашими глазами - они были срежиссированны разработчиками просто первоклассно. Первый раз запустив "Генералы", я запомнил именно кувыркающиеся трупы, колеса и прочие дымящиеся запчасти от только что взорванной техники, которые распространяются в радиусе пятидесяти метров вокруг. Мне сразу вспомнился "Z" и роботы, которых взрывной волной подбрасывало так высоко, что они взлетали и заглядывали прямо в камеру такими жалобными, почти человеческими глазами. Вообще, все графическое оформление игры может заслужить самые высокие оценки. Говоря о движке игры также нельзя не упомянуть живописные ландшафты и качественные наборы текстур, которые встречаются трех типов - лесные, пустынные и заснеженные. Столь же долго хочется распространяться о том, как раскачиваются на ветру деревца или о действительно "живых" и натуральных жилых кварталах, среди которых бродят не менее живые люди.


Все объекты в игре - трехмерные, спрайтов вы не найдете. Все по-честному. И если пехота выглядит не слишком презентабельно, то модели техники сделаны очень добротно, и особенно красиво смотрятся "гибкие" багги и огромные танки. Маленькие авиа-шоу, которое устраивают "Raptor" и "Comanche", закладывая виражи и заходя для новой атаки - вполне достойны Ле Бурже.


Следы ракет режут воздух и небо подобно мечам самураев и создают объемные взрывы небывалой красоты. Когда танки едут по джунглям, то валятся деревья, а пыль стоит столбом и кружится вокруг маленькими вихрями. Конечно же, любая техника оставляет за собой следы.


Анимация выше всяких повал. Любой танк при поворотах не вертится на месте, а сдает чуть-чуть назад для уменьшения угла поворота, и только потом едет вперед. И, наконец, у всех трех враждующих блоков оформление интерфейса выглядит по-разному. Если бы не полное отсутствие видео, все было бы просто идеально.


То же самое можно сказать и о звуке, хотя порою ему не хватает густоты. Звучащие мелодии выдержаны в стиле техно с вкраплениями арабских напевов и ни в коем случае общей благостной картины не портят.

Резюме


Основных успехов "Генералы" смогут добиться на поприще многопользовательских сетевых игрищ. Все игроки в один голос утверждают: "Генералы" - это высококлассный продукт, на месте и геймплей, и отличная графика, и все остальное; одним словом - отличная игра. Но также ясно, что традиции были нарушены и перед нами уже не привычный Commander & Conquer. К игре прилагается редактор, с помощью которого можно создавать свои собственные карты для игры по сети и "скирмиш", веселые конкурсы и соревнования на лучшую карту тоже на месте. Так что вывод получается такой: по большому счету никто не будет разочарован. Поклонники C&C получили долгожданное, пусть и немного "не такое" продолжение, ну а любители сетевых баталий - новый отличный полигон для схваток. Все гарантировано получат удовольствие. Гарантия от Electronic Arts.