Tom Clancy's Splinter Cell

Автор: HF
Дата: 01.05.2003
Все фото статьи
Разработчик: UbiSoft
Издатель: UbiSoft
Официальный сайт игры: Splintercell.com



Системные требования


Минимальные:

Windows 98, Windows Me, Windows XP или Windows 2000
Pentium III 800 MHz
256 MB RAM
32 MB видео карта, совместимая с DirectX 8.1
Звуковая карта совместимая с DirectX 8.1
8x CD-ROM/DVD-ROM
1,5 GB свободного дискового пространства

Рекомендуемые:

Windows 98, Windows Me, Windows XP или Windows 2000
Pentium III 1GHz
256 MB RAM
64 MB видео карта, совместимая с DirectX 9.0
Звуковая карта с системой "5.1" или "Surround", совместимая с DirectX 9.0
8x CD-ROM/DVD-ROM
2,1 GB свободного дискового пространства

Рекомендуемые видеосистемы:

NVIDIA GeForce2 Ti/Ultra/Pro/GTS/MX400/MX
NVIDIA GeForce3 family
NVIDIA GeForce4 family
ATI Radeon 8500/9000/9500/9700
Matrox Parhelia

Особенности


Тома Кленси (Tom Clancy) можно бесспорно именовать самым плодовитым и известным писателем мира компьютерных развлечений. Чьи еще произведения легли в основу такого числа компьютерных игр? На его счету "Ghost Recon", "Politics", "Rainbow Six" и прочее. При этом основным признаком книг Кленси всегда было наличие рыцарей плаща и кинжала всех мастей, спецслужб, заговоров по развязыванию мировой войны и героев, сумевших их предотвратить. Писал ли Том про холодную войну или же про недалекое будущее, но абсолютно всем его книгам был свойственен истый патриотизм и несгибаемая вера в победу честного капитала и его стражей над коммунистическими (и прочими)...


...происками всевозможных отщепенцев, покушающихся на демократические свободы людей. В основу рассматриваемой нами сегодня игры легла одна из последних сценарных работ Кленси - "Splinter Cell" (красиво перевести название на русский язык не получается, разве что как "группа сепаратистов", "отколовшаяся группа" или "отдельная ячейка" и т.д.). Как обычно Том был верен себе, и мы имеем и заговор, и шпионов, и супер-агентов, и коммунистов, и темных личностей, алчущих мирового господства. Одним словом, на месте все, что необходимо хорошему шпионскому боевику, и сей занимательный материал подан нам на самом высоком уровне и с чувством стиля (разве что с налетом гипертрофированного патриотизма) присущего всем произведениям Кленси.

Не менее достойную реализацию книжного материала мы получили и на компьютере. Даже несмотря на то, что изначально игра разрабатывалась для PlayStation и Xbox (вообще, сложилось впечатление, что Ubi в последнее время занимается большей частью консольными проектами и играми для мобильных телефонов - тот же "Splinter Cell", переписанный на Java2ME в 2D, работает на многих современных моделях Nokia и Motorola), проект был самым наилучшим образом портирован на PC, что встречается не так часто. Движок от Unreal (естественно, первого), на базе которого была сделана игра, хоть и устарел морально, но смотрится весьма неплохо.


При этом, основной эффект достигается не за счет качества текстур и моделей (оно находится на среднем уровне) а за счет великолепной игры света и тени, созданной разработчиками и дизайнерами, и мастерски разработанных игровых пейзажей и локаций. Вообще же, графику в игре стоит рассматривать не с созерцательной, а прикладной точки зрения, и дальше вы поймете, почему.

Жанровая принадлежность проекта определяется не иначе как "stealth action". Это значит, что перед нами - трехмерный экшен с видом от третьего лица, но с одной особенностью. Ведь действовать нам по большей части придется скрытно, не привлекая внимание врага и только в крайних случаях выходя на бой лицом к лицу, а для выполнения заданий использовать разнообразные шпионские спецприспособления. Как обычно, вашим Alter Ego в игре будет очередной супер-агент супер-секретной супер-спецслужбы, которому, конечно, не без вашей помощи придется в очередной раз спасти мир, но вести боевые действия он будет, оставаясь, как и все настоящие герои, в тени. При этом, очень похожими на "Splinter Cell" играми были "Hitman" (брат-близнец), "Thief" и прочие (а также мне почему-то вспомнился "Deus Ex" и JC Denton, так как, вероятно, "Splinter Cell" несет похожее настроение). При этом "Splinter Cell" проходится довольно быстро - за один (максимум - два) дня, но фактически медленнее, чем тот же "Hitman", и впечатление оставляет после себя гораздо более сильное. Но здесь на лицо один парадокс: лично я прошел игру с огромным удовольствием, но абсолютно все мои знакомые, которые ранее были в восторге от "Hitman", да и не только они, заявили, что "Splinter Cell" - абсолютно неинтересна, при этом я не могу отыскать на это никаких причин, ведь, казалось бы, все на месте... Посему в статье я попытаюсь воздержаться от каких-либо рекомендаций и оценок (которые могут быть предвзяты, а хотелось бы, чтобы статья была объективной) и право вынести окончательный вердикт оставляю за вами.

Сюжет


Все начинается с того, что в 2004 году, после того, как в результате теракта прервалась жизнь действующего президента Грузии (вот откуда теперь ветер дует!), его место занимает некий крупный промышленник, бизнесмен, миллионер, и вообще как водится, личность темная. Хочу сразу обратить ваше драгоценное внимание на новые веяния - новоиспеченный президент заступает на пост самым, что ни на есть законным порядком, будучи всенародно избранным, а не захватывает власть силой (но мы-то с вами, конечно, догадались, кто организовал пресловутый теракт, повлекший за собой череду событий поставивших мир на уши). И еще одно. Новый президент Грузии носит истинно сванское имя Комбайн (Kombayn Nikoladze). Что это? Дань Вилору, Владлену и Электрификации или очередной пример известного американского невежества и невнимания к деталям, особенно в отношении стран третьего мира? Впрочем, это так, к слову. Идем далее.

И вот этот самый президент по имени Комбайн Николадзе, вступив в преступную связь с наемником Вячеславом Гринько (Vyacheslav Grinko) и лидером фракции китайских особистов генералом Конгом Фейронгом (Kong Feirong) хочет ввергнуть нашу планету в очередную пучину хаоса, после чего безраздельно и единолично править на ней до самой смерти. При этом, если Гринько (как водится, бывший советский спецназовец), является телохранителем Николадзе и ответственным за связи с общественностью (как то: с мафией, хакерами, террористами, подпольными миллионерами и проч.), а Фейронг - главный ответственный за обеспечение шайки военными резервами, то Николадзе играет роль мозгового и, надобно думать, финансового центра объединения "Splinter Cell".

После того, как организация начинает функционировать, и мировая общественность узнает о планах Николадзе (он немедленно объявляет войну Америке), в Грузии и Абхазии начинается серьезная заварушка, в которую оказываются вовлечены и страны европейского содружества (мол, Николадзе мешает интеграции Грузии и ЕС), и США. За Николадзе начинают охоту многочисленные спецслужбы и он, от греха подальше, уходит в подполье, откуда координирует непрекращающиеся хакерские атаки на жизненно важные информационные центры США и Европы, ведь одним из первых мероприятий президента было информатизация и компьютеризация даже самых удаленны и горных районов страны. Так что теперь в Грузии, что не абрек, то хакер. В итоге же, Николадзе, благодаря поддержке хакеров и китайского генерала, удается мелко пакостить и скрываться от рук правосудия. Конкретнее об этих самых пакостях вы узнаете при прохождении игры, здесь же стоит упомянуть только о том, что их результатом стало то, что США и Китай (а значит, и весь мир) оказались на грани войны, чего, собственно, Николадзе и добивался, так что миру, висящему на волоске, потребовался новый герой. И он не заставил себя ждать.

Противостоять бесчинствам не в меру разгулявшегося джигита может только недавно созданное, но уже самое секретное специальное подразделения ЦРУ под названием "Третий эшелон" (Third Echelon), призванное заниматься самыми важными вопросами, в которых бессильна политика и армия, и когда на волоске висит судьба всего мира. Вот случай и подвернулся. Вся команда "Третьего эшелона" состоит четырех человек: главного действующего лица всей операции Сэма Фишера (Sam Fisher), бойца-коммандос нового поколения, до отказа напичканного новейшими техническими средствами; его компьютерной помощницы Гримсдоттир (Grimsdottir); ответственного за оборудование и оружие, этакого новомодного мистера Кью, Вернона Вилкса (Vernon Junior Wilkes); и их типичного босса-негра Ламберта (Lambert). Ну, далее все становится понятным. В игре вы берете на себя роль Сэма Фишера, который должен выполнять задания "Третьего эшелона", связанные с пресечением преступной деятельности грузинского президента Николадзе. Ламберт будет периодически журить вас по радио за ваши промахи, Гриммсдоттир будет откапывать разнообразные досье на бандитов и добывать прочую информацию, а Вилкс будет снабжать оружием и сопровождать до места проведения операции. Всего вам придется выполнить девять миссий, проходящих в самых разнообразных местах и обстановке: министерство обороны и президентский дворец в Тбилиси, китайское посольство, нефтяная станция на Каспии,


штаб-квартира ЦРУ,


офис "Калинатек", и, наконец, скотобойня, где скрывают пленных американских солдат (очередной абсолютно прозрачный символ от Кленси).


Также перед началом игры можно пройти обучающий уровень на тренировочной площадке "Третьего эшелона".

Миссии перемежаются среднего качества видеороликами, которые лишь частично повествуют о судьбе Фишера и внутренних делах "Эшелона" - основная часть видеоматериала состоит из выпусков новостей "First New Wire", из которых нам и становится ясно дальнейшее развитие событий в игре. Нельзя не отметить этот интересный и оригинальный подход разработчиков к подаче сюжетных ходов, так как в данном случае мы получаем не набор локальных происшествий, а глобальную и масштабную картину развития событий во всем мире, являющуюся результатом наших действий. Во время выпуска новостей, бегущей строкой внизу экрана, как принято в современных новостных передачах, кратко сообщается и о других текущих событиях. Например, сообщается, что известный рокер по имени Бозо (Bozo) опять борется за свободу каких-то балканских стран. Намек прозрачен и приятен. Среди этих новостей встречается много довольно забавных, например, про то, кто по версии разработчиков получит в будущем году Оскара или какие политические события и изменения могут произойти на мировой арене. Одним словом, следить за сюжетом довольно интересно, и несмотря на заезженность он подается нам очень изящно, со вкусом и стилем и даже иногда выглядит немножко свежо, по крайней мере, в плане подачи.

Концепция


Итак, как уже говорилось выше, в "Splinter Cell" нам предлагается пройти десять миссий (включая обучающую)


связанных между собой общим сюжетом и, раскрыв заговор шайки президента Николадзе, предотвратить третью мировую войну. Так как игра представляет собой stealth action, то и действовать нам придется соответствующим образом, то есть, почти всегда оставаясь в тени.


Фактически же нам предстоит решать своеобразные головоломки: как пробраться в нужную комнату в здании, заполненном охраной; как нейтрализовать мешающегося под ногами охранника, не вызвав лишнего шума; или как преодолеть систему защиты секретного объекта, не подняв тревоги, и так далее. Итогом же может служить не полное прохождение игры, а выполнение любой из предложенных операций с точностью до миллиметра отточенными движениями и в максимально короткий срок. Все задания для миссии и ее детали, найденная информация, досье персонажей,


карты локаций, информация по приборам в инвентаре Сэма и проч., находятся в "ручном" компьютере "OPSAT", который открывается нажатием клавиши "Esc".


Весь остальной интерфейс игры напоминает интерфейс обычных FPS - индикатор здоровья, текущее оружие и патроны к нему. Дополняет картину только индикатор освещенности.


По сути, весь мир поделен для нас на свет и тень. Свет - враждебен. На свету Сэм у всех на виду, и охрана его быстро заметит, так что перемещаться по локациям приходится небольшими короткими перебежками из одного темного угла в другой. Тень имеет жизненно важное значение для нашего героя. Находясь в тени, можно стоять в двадцати сантиметрах от проходящего мимо охранника, и он не ощутит вашего присутствия, пока аккуратным выстрелом вы не продырявите ему башку. С правой стороны экрана расположен индикатор, который отображает то, насколько ваш герой в данный момент освещен, а, следовательно, и заметен. Если ваш персонаж был замечен, то по нему немедленно будет открыт огонь (пара выстрелов - и Сэм труп), а обнаруживший ваше присутствие охранник вызовет подкрепление и поднимет тревогу ("Внимание! Обнаружен вражеский коммандос!"), чего допускать вообще никак нельзя. При прохождении любой миссии тревога может быть поднята только три раза, если иное не оговорено в условиях задания. После трех тревог миссия автоматически считается проваленной. Тревога может быть поднята, в случае если охрана нашла труп, который вы не успели вовремя спрятать, если вас заметили на камере наблюдения и так далее. Для того, чтобы всегда оставаться в тени, с освещением в помещениях можно проводить самые разнообразные операции - отстреливать практически любые источники света и т.д. Но самое интересное - это незаметно выключать в комнате свет и ловить на мушку жертву, отчаянно метающуюся во тьме в поисках выключателя, пока не вы не всадите ей в лоб пулю или не захватите в цепкие объятья, ну и так далее. Вообще, манипуляции со светом и последующие издевательство над внезапно "ослепшей" охраной - один из самых приятных моментов игры.

Помимо визуального прикрытия в игре также следует быть максимально осторожными со звуками. Во-первых, это касается искусства бесшумно подкрадываться к жертве сзади, чтобы по-тихому "вырубить" ее или убить метким выстрелом в затылок. Во-вторых "шумное" половое покрытие, такое как скрипящие половицы, битое стекло, покрытие из тонкого железа и т.д., при перемещении по нему может сыграть с вами злую шутку, и ваше присутствие будет замечено охраной. И, наконец, в-третьих, звук может сослужить и хорошую службу. Бросая разнообразны объекты (например, пустые банки, бутылки и т.д.) можно легко отвлекать внимание охраны и заставлять ее смотреть и двигаться в нужном вам направлении. Приведу пример игровой ситуации. Вы, спрятавшись в темном переулке, бросаете на дорогу пустую бутылку. Охранник, который раньше ходил по хорошо освещенной площадке, так что к нему было невозможно подобраться, идет на звон битого стекла и оказывается в полной темноте, после чего немедленно умирает от вашего точного выстрела. Вот и все. Собственно говоря, вся игра и ситуации, в которых вы будете оказываться, представляют собой великолепный симбиоз света и звука и их комбинаций, которые вам надо будет обратить себе на пользу.


Все локации и сцены тщательно выверены и срежиссированы. При этом перед нами разворачивается бесконечное мультимедиа-шоу, которое до конца игры не устает поражать нас своим великолепием, поэтому так важно обзавестись хорошей звуковой карточкой и колонками (про видеокарту я вообще не говорю).


Ведь все вышесказанное можно отнести и к великолепной интерактивной музыке, звучащей в игре, и к очень стильной игровой заставке. Хоть сами ролики в игре не очень высокого качества, но все они были сделаны с большим вкусом и чувством стиля и они также отличаются отменным музыкальным и звуковым оформлением.



Умения


Теперь можно поговорить о том, что умеет наш персонаж и как правильно использовать его умения. На мой взгляд, здесь авторами был также сделан серьезный шаг вперед, по сравнению с другими играми. Поражают и возможности Сэма - он умеет бегать, прыгать, повисать на карнизах и перемещаться в таком положении, он умеет карабкаться по самым разным поверхностям, подниматься и спускаться по трубам, как ниндзя спускаться по натянутым веревкам и прочее.


Вообще, все акробатические трюки, которые умеет исполнять Сэм, а значит и прелести игры, вы сможете узнать на обучающем этапе, который сделан очень подробно. Нельзя не отметить очень качественную анимацию главного персонажа - гибкость и естественность, с которой он исполняет разнообразные трюки, не может не поражать.

Другая очень интересная возможность, реализованная в игре, относится к, так сказать, "взаимодействию с другими персонажами". Помимо просто убийства этих самых персонажей, вы можете тихонько подкрадываться к ним сзади и заключать в жаркие дружеские объятья.


Столь нежное обращение приведет к тому, что жертва окажется в ваших руках с пушкой у виска.


Далее вы вольны поступать с захваченных охранником как вашей душе будет угодно. Можно просто "вырубить" его рукояткой пистолета или кулаком, можно попытаться заговорить с персонажем и выведать ценную информацию, можно подвести персонажа к сканеру сетчатки и открыть замок и, наконец, можно использовать захваченного персонажа как заложника. В первом случае жертва просто потеряет сознание и впоследствии может быть приведена в чувство другими охранниками. О замках и разговорах, мы поговорим немного позднее, а вот с заложниками складывается довольно интересная ситуация. Вы можете взять в заложники любого персонажа, и в этом случае другие охранники не будут открывать по вам огонь, пока вы не повернетесь к ним спиной. Прикрываясь захваченным охранником, вы можете достать пушку и попытаться подстрелить кого-либо из нападающих. Вся беда заключается в том, что перемещаться с заложником можно только назад, то есть отступать, что нам абсолютно ни к чему, так как другие персонажи предпочитают держаться на почтительном расстоянии от вас. Поэтому, на мой взгляд, эта возможность была сделана "для галочки", и реальной пользы игроку принести не может.

"Вырубать" охрану полезно по нескольким причинам. В некоторых случаях вам вообще будет запрещено кого-либо убивать, как, например, при выполнении мисси в штаб-квартире ЦРУ. В этом случае единственный способ нейтрализовать охранника - ударить его по голове "тяжелым тупым предметом", то есть кулаком. К тому же Сэм бьет так, что жертва не успевает даже пискнуть, а значит можно легко и бесшумно по очереди избавится от двух стоящих рядом охранников,


что абсолютно исключено в случае стрельбы из пистолета. Ну и, в конце концов, это просто приятно, красиво, эстетично и изящно - именно внезапный захват ничего не подозревающего противника и его нейтрализация приносят наибольшее удовлетворение.


Труп убитого или "временно недееспособного" охранника можно перенести и спрятать в безопасном месте.


Если вы этого не сделаете, то даже на абсолютно пустых (то есть вычищенных вами) локациях, после того как вы их покинете, кто-то будет обнаруживать трупы и поднимать тревогу. Одним словом, работать надо максимально чисто.

Также "Splinter Cell" можно смело назвать первой игрой, в которой режимы использования приборов ночного...


...и теплового видения (вспоминайте кино "Predator")


были достойно реализованы, и действительно жизненно необходимы для успешного прохождения игры. Приблизительно семьдесят процентов игрового времени вам придется провести в очках ночного видения,


так как Сэм предпочитает действовать и перемещаться в кромешной темноте. Режим "thermal vision" может быть использован для быстрой оценки ситуации в помещении, в которое вы только что попали или собираетесь попасть. В этом режиме очень легко следить за перемещениями охранников и даже стрелять по ним через тонкие стены. Также в "тепловых" очках можно увидеть, какие кнопки на кодовом замке нажимал только что открывший его персонаж - только что нажатые кнопки будут более теплыми, чем нажатые чуть ранее и так далее. В некоторых моментах игры, когда вы не успеваете выведать нужную информацию у нужного офицера, это помогает.

И, наконец, о замках. Все двери в игре могут иметь три типа замков: обычный, кодовый и реагирующий на сетчатку глаза. Обычный замок может быть вскрыт отмычкой из шпионского набора Сэма. Кодовый замок может быть открыт при наборе правильной цифровой комбинации, которую вы можете обнаружить на многочисленных компьютерах или на дисках, часто встречающихся на уровнях. Второй путь преодолеть такой замок, это заставить открыть его кого-либо из охранников, предварительно взяв его в захват. Замок, анализирующий сетчатку глаза, может быть разблокирован только офицером, если вы его об это настойчиво попросите (захватив его и подведя к замку). Будет проведен анализ сетчатки глаза офицера и дверь откроется. По этому поводу офицеров стоит беречь, холить и лелеять, так как если вы убьете такого "ключника", то Ламберт немедленно объявит о том, что миссия провалена. Однажды, при прохождении игры, у меня сложилась ситуация когда я, пропустив очередного офицера, два часа гонялся за ним по всему президентскому дворцу, пытаясь поймать его и приложить таки фейсом на сканер. Довольно утомительное занятие.


Теперь давайте рассмотрим приспособления, которыми пользуется Сэм при выполнении своих заданий, тем более что, на мой взгляд, ни в одной подобной игре они не были настолько функциональны и полезны.

Приспособления (Gadgets)


SC-Pistol - первое из двух (это все же не шутер!) представленных в игре видов оружия - пистолет с глушителем. Ничего необычного - подходит на первых этапах игры для отстрела охранников сзади в голову (не облаченную в шлем!) с близкого расстояния. Стоит помнить, что, даже будучи оборудованным глушителем, пистолет при стрельбе привлекает внимание охраны, так что пользоваться любым огнестрельным оружием стоит только в самом крайнем случае (то есть если никто не видит и не слышит), да и патроны к оружию вещь, встречающаяся на уровнях крайне редко. На поздних этапах игры пистолет заменяется более функциональной винтовкой.

SC-20K AR- второе из представленных видов оружия - винтовка с оптическим прицелом


и приспособлением для стрельбы специальными устройствами из набора "SC-20K" (должно быть расшифровывается как "Splinter Cell"). Может стрелять обычными патронами и бьет сильнее пистолета. С помощью колеса мыши (или других клавиш приближения) можно включать и отключать "снайперский" режим винтовки, что, соответственно, позволяет существенно повысить точность стрельбы (тем более, когда стрелять придется только в голову или в разрез шлема, как на поздних этапах игры).


Правой клавишей мыши можно на некоторое время "затаить дыхание" чтобы прицел перестал дергаться и замер на выбранной цели. После этого можно стрелять. Также с помощью винтовки можно стрелять и специальными приспособлениями - камерами слежения, шокерами и прочим. Для этого эти "спец. патроны" нужно просто выбрать в меню инвентаря.


Fragmentation Grenade - самые обычные осколочные гранаты. При удачном попадании гранатой можно зацепить сразу несколько человек, но на шум, скорее всего, сбегутся другие охранники, и обязательно будет активирована сигнализация, чего допускать категорически не следует. Гранаты стоит использовать в самых исключительных случаях, если, например, закончились патроны для пистолета и винтовки. Правила пользования гранатами сходны правилам бросания любых других предметов. После выбора гранты появляется траектории броска, и вы мышкой сможете регулировать угол ее наклона.


Smoke Grenade - дымовая шашка. Бросив шашку и включив прибор ночного видения, вы сможете незаметно подобраться к врагу, который не заметит вас в дыму. Не слишком часто используемое приспособление в инвентаре Сэма.

Sticky Shocker - электрический шокер, то есть устройство пускающие электрические разряды, которое можно с помощью винтовки "прилепить" на врага, после чего тот немедленно "вырубится" (но не умрет). Встречаются в очень ограниченных количествах, но вещь довольно интересная и в некоторых моментах абсолютно незаменимая, так как позволяет нейтрализовать врага совершенно бесшумно.

Ring Airfoil - аналог предыдущего шокера, но нейтрализует врага всего на несколько секунд, пока вы успеете подбежать к нему и взять его в захват, для того чтобы, например, выведать у него информацию или использовать его на сканнере сетчатки глаза.

Wall Mine - настенная мина. Их вам гораздо чаще придется обезвреживать, чем использовать самим. Чтобы обезвредить настенную мину, нужно подкрасться к ней, выждать пока на ней загорится мигающий зеленый огонек и затем в диалоговом окне успеть выбрать пункт "дезактивация устройства". Ставить свои собственные мины и заманивать к ним врагов можно практически на любой стене, но этот довольно извращенный способ их нейтрализации абсолютно себя не оправдывает. Разве что, если быстро пробежать мимо мины и успеть активировать ее так, чтобы взорвался враг, бегущий за вами.

Laser Microphone - лазерный микрофон, может использоваться для прослушивания разговоров на расстоянии или через стены. Вещь, которая пригодится только в двух миссиях, при выполнении специальных заданий по сбору информации. В остальных случаях микрофон абсолютно бесполезен.

Lock Pick - самая обычная отмычка для вскрывания дверных замков. Оказавшись перед закрытой дверью, следует выбрать отмычку в инвентаре и использовать ее на дверь. После этого появится трехмерное изображение замка,


и вы с помощью клавиш движения, сможете вращать отмычку в замке в четырех направлениях до появления щелчка, пока все защелки не будут открыты, причем защелок обычно бывает от трех до шести. Иногда замок придется открывать второпях, пока очередной охранник смотрит в противоположенную сторону, поэтому здесь важна скорость перебора всех направлений.

Disposable Pick - одноразовая "отмычка", которая позволяет срезать петли на двери и тем самым открывать ее. То есть, если вам нужно очень быстро открыть какую-либо закрытую дверь, стоит пользоваться именно этим приспособлением, которое сразу после использования исчезнет.

Medical Kit - аптечка. Как это ни странно, но аптечка восстанавливает здоровье Сэма. Аптечки развешаны по стенам в некоторых помещениях, которые ему придется посетить. Радует то, что аптечку можно забрать собой, чтобы воспользоваться ею потом, по мере необходимости, а не как в большинстве экшенов - использовать сразу.

Optic Cable - эту штуку Сэм использует для того, чтобы наблюдать за врагами, оставаясь в безопасности и недосягаемости, например из-за углов, через двери, из-за стен и прочее. Известно, что современные спецслужбы используют этот прибор уже сегодня, так что тут все понятно. Я бы не сказал, что это очень полезная вещь (впрочем, как и все остальные приборы для наблюдения и работы с камерами), так как за врагами довольно просто наблюдать и без специальных приборов.

Sticky Camera - клеящаяся камера. С помощью винтовки Сэм может приклеить миниатюрную камеру практически на любую поверхность для того, чтобы с ее помощью наблюдать за перемещениями охраны. Вы сможете управлять камерой, поворачивая ее во всех направления, приближая и удаляя картинку, а также при желании включать режимы ночного или термального видения. Скажем, с помощью камеры вы можете обозреть все закоулки большого зала и тщательно спланировать операцию, хотя я при прохождении игры предпочитал вести разведку боем (динамика, адреналин и экшен!) и острой потребности в использовании камер наблюдения не ощущал.

Camera Jammer - это устройство, как раз наоборот, помогает избежать возможности быть лишний раз замеченным вражескими камерами, ведь в случае обнаружения вас системами наблюдения сигнализация включается автоматически. Камер на вашем пути встретится не так уж много, большинство из них можно просто избежать, остальные вывести из строя обычным оружием, но иногда встречаются очень прочные, бронированные, камеры, против которых и стоит использовать "джеммер". Пользоваться им очень просто, достаточно выбрать его среди другой экипировки и некоторое время целиться им в камеру.

Flare - факел, который может гореть как на воздухе, так и под водой. Он может быть использован для ослепления врагов или освещения темных помещений (только вот зачем их освещать, когда Фишеру гораздо привычней работать в темноте?).

Night Vision - прибор ночного видения - сакраментальные "три глаза" Сэма Фишера


- кивком головы он опускает прибор на лицо и мир погружается в черно-серые тона.


Что такое прибор ночного видения, думаю, объяснять не надо, тем более что особенности его реализации в игре мы уже рассмотрели выше.

Thermal Vision - прибор теплового видения. В некоторых местах, в частности на бойне, некоторое время вам придется вести бой в густых клубах пара, так сказать "в условиях полного задымления", где прибор ночного видения не помогает, но вот ориентироваться по тепловому излучению, производимому живыми организмами вполне можно. Жаль, что "тепловые" очки проявляют себя на все сто только в одной миссии. Впрочем, ими можно пользоваться и при стрельбе через тонкий потолок и стены, что тоже доставляет немало радости. Примечательно, что авторы с очень большим вниманием подошли к реализации всех деталей окружающего игрока мира, так что тепло излучают не только люди, но и рыбки в аквариуме, лампочки освещения, трубы теплотрасс и прочее.

Ошибки


И, наконец, о грустном. Конечно же, практически любой, даже идеально проработанный до мелочей, игровой мир "Splinter Cell" не может не иметь своих изъянов, часть из которых может быть исправлена заплатками, но большинство из которых связанно с особенностями движка, и вряд ли может быть устранено. Ведь ясно как день, что человек, стоящий непосредственно за источником яркого света, или рядом с ним, абсолютно не видим человеку, смотрящему на этот источник, так как он попросту ослеплен. Играя в "Splinter Cell", я не раз убеждался, что это правило в игре не работает. То же касается и других игровых ситуаций, когда я был замечен охранниками в местах, в которых меня абсолютно не могли заметить или услышать. После хотя бы одного выстрела, как хорошо вы бы не спрятались, и в каком бы укрытии не скрывались, вас обязательно заметят и найдут. Впрочем, это мелочи, это все можно "залатать", но некоторые вещи приводят просто в суеверный ужас.

При выполнении одной из операций мною был замечен таинственный "самоповорачивающийся" прожектор.


Самый обычный прожектор, освещающий заминированный дворик перед скотобойней, сам собою, без участия людей, вертелся вокруг своей оси, пытаясь поймать в луч света мои перемещения. Эта пугающая картина заставила меня задуматься о природе сил, пришедших на помощь Николадзе. Я уже не говорю про двери, которые закрываются сами собой у вас за спиной, стоит только вам отойти от них подальше (вспоминается замок графа Дракулы) и прочие "условности" в виде непробиваемые стекол, не отражающих ничего зеркал и некоторых объектов, на которые абсолютно невозможно запрыгнуть (как в играх старых добрых девяностых). У убитых охранников нельзя взять ни оружия, ни патронов. Впрочем, как обычно. Также, некоторые скрипты довольно алогичны (что заставляет игрока немало помучиться, прежде чем он поймет, что от него хотят авторы) или, как обычно, работают с ошибками. Приведу пример. В одной из миссий я шел за офицером, который открывал дверь к лифту. После того, как он открыл для меня лифт, я убил его. Результат - "Миссия провалена, так как был убит ключевой офицер" (но дверь-то он мне открыл!). Промучившись полчаса, я понял, что офицера требуется отпустить, а потом, надев тепловые очки "снять" комбинацию цифр, которую он вводил для открытия лифта. Абсолютная глупость. Авторы искусственно попытались создать игровую ситуацию, в которой нам пригодились бы тепловые очки, но сделали это настолько неумело, что попросту поставили меня (думаю, и других игроков тоже) в тупик.

Были замечены ошибки в работе светового индикатора: вы можете находиться в полной темноте, а он будет показывать среднюю освещенность, и так далее.


Хотя все эти мелочи не слишком сильно портят общее приятное впечатление от очень "натуралистичного" движка игры. Это касается как физики и динамики игровых объектов, так и реализации света и теней, хотя многие созданные разработчиками ситуации могут показаться надуманными и гиперболизированными. Теперь о "железе". На GeForce4 наблюдаются ошибки с текстурами, которые имеют свойство иногда пропадать, являя нам на месте себя черные пятна.


Это легко лечится заплаткой и установкой свежих драйверов. Для Radeon и других видеокарт также было выпущено несколько заплаток, так что ситуация не имеет критического характера - комфортно играть можно и в самую первую версию игры. Вот вроде и все.

Резюме


Притом, что "Splinter Cell" по концепции очень близка к "Hitman", игра лишена его внешней жестокости, но при этом не утратила всех прелестей роли "скрытого убийцы".


Игра обладает четким, густым и жестким драйвом и очень динамичным и волнующим геймплеем. Тривиальный сюжет подан качественно и удерживает игрока за монитором до победного конца. Множество новых идей и глубокая проработка старых, оригинальный взгляд на концепцию FPS и довольно серьезная физическая модель и детальная, а главное - очень натуральная проработка игрового мира. Графический движок...


...хоть и стар, но все еще симпатичен,


а уровень звука вообще, на мой взгляд, поднят на новую планку. Что еще надо? Все на месте. Но при этом большинству игроков игра ухитряется скорее не нравиться, чем увлекать прохождением до конца...

Будьте осторожны!