Разработчик:
In-House Издатель:
Nova Logic Локализация:
Snowball Interactive Издатель в России:
"1С" Системные требования
Минимальные:
Windows 98, Windows Me, Windows XP или Windows 2000
Pentium-III 700 MHz
256 MB RAM
32 MB видео карта, совместимая с DirectX 8.1
Звуковая карта, совместимая с DirectX 8.1
8x CD-ROM/DVD-ROM
750 MB свободного дискового пространства
Рекомендуемые:
Windows 98, Windows Me, Windows XP или Windows 2000
Pentium-III 1.4 GHz
256 MB RAM
64 MB видео карта, совместимая с DirectX 8.1
Звуковая карта, совместимая с DirectX 8.1
16x CD-ROM/DVD-ROM
750 MB свободного дискового пространства
Особенности
Известный художественный фильм Ридли Скотта "Падение Черного Ястреба" (в английском варианте "Black Hawk Down") предваряется строкой из Платона: "Только мертвые видели конец войны". Строка эта как нельзя лучше характеризует авторский, да и не только авторский, взгляд на войны, которые сопровождали все существование человечества. Фильм именитого режиссера получился сильным и жестким, так что критики ставят его в один ряд со "Спасти рядового Райана", "Враг у ворот" и прочими современными фильмами о войне новой волны, которые отличаются натурализмом и откровенностью. Критики отмечают неплохую режиссуру фильма, подбор характерных актеров, и талант сценариста, но главное, пожалуй, все же кроется в избранной режиссером драматичной для любого американца ситуации. Фабула и основной надрыв фильма в том, что группа характеров, созданная неплохой игрой актеров (Сэм Шепард, Эван МакГрегор, и прочие) - солдат, которые приехали в незнакомую страну (Сомали), выполнить, казалось бы, "рутинную" миротворческую работу, сталкивается с тем, что с первых же секунд все выходит из-под контроля и идет наперекосяк. Там, где не ожидалось никаких проблем, американцы неожиданно встречают ожесточенное сопротивление, и оказываются в ситуации, когда их жизнь висит на волоске. Кампания в Сомали, где происходит действие фильма, была одной из самых неудачных и трагичных операций вооруженных сил США.
По тому сценарию и в тех декорациях, где можно снять зрелищный фильм, грех не сделать компьютерную игру - эту аксиому взяли за правило многие разработчики. Сегодня мы рассмотрим одну из таких игр. После долгого ожидания, наконец, увидела свет "Black Hawk Down" - продолжение сериала "Delta Force" от компании "Nova Logic". Как нетрудно догадаться, сериал посвящен приключениям американского "отряда Дельта" (Delta Force), и раз уж он засветился в Сомали, эта трагичная история не могла не найти своего отражения на экране монитора. Новый "тактический симулятор" (почему в кавычках - смотрите дальше), в основу которого лег одноименный фильм Ридли Скотта, повествует об одной из операций доблестного американского спецподразделения, неудачно проводившейся во время американской компании в Сомали. О сюжете игры и фильма, который лег в основу игры, мы поговорим ниже, здесь же можно ограничиться только перечислением некоторых особенностей игры. В "Black Hawk Down" авторы по каким-то причинам попытались уйти от идеи тактического симулятора командования боевым отрядом в стороны аркады и экшена. И хотя "BHD" по-прежнему остался командным шутером - то есть, фактически вам, в компании нескольких подчиненных вам солдат, придется выполнять боевые задания - тактическая составляющая игры многое потеряла. По-прежнему, в процессе боя вы сможете отдавать подчиненным приказы - сгруппироваться, разойтись и прочие - но основное время вам с вашей командой придется действовать порознь. Игровой процесс сильно напоминает командную игру с обычными ботами - каждый занимается своим делом.
В итоге, мы получили довольно интересный даже для простого, не искушенного в тактических нюансах, пользователя продукт. Игра графически совершенна, игровой процесс отличается аркадностью и динамичностью, а то, что тактикой пришлось поступиться в пользу аркадности и экшена, в моих глазах, весьма положительно сказывается на игровом процессе новой части "Delta Force" - игра сможет прийтись по вкусу еще большему количеству игроков. Налицо самые лакомые для игрока кусочки и последние нововведения. Например, режимы от первого и третьего лица, прекрасная графика, обеспечиваемая трехмерным графическим движком от "Comanche 4", возможность "полетать" и "поездить" на разнообразной технике, и т.д.
Как результат хардкорного экшена - горы трупов мертвых сомалийцев, в лучших традициях фильмов типа "Коммандо" (а вы что, Тарковского или Куросавы ожидали?). Однако, при всем при том, "Black Hawk Down" крепко пахнет "казенщиной" и являет собой пример полного отсутствия стиля и вкуса, вместо которых - минимализм и лаконичность в оформлении и игнорирование мелких деталей и декора. Впрочем, традиции надо чтить - это свойственно всем играм серии Delta Force: главное - поле боя, а не то, что вокруг него (но есть и обратный пример - "Vietcong", где на месте - обе составляющих игры)... Тем не менее, в итоге "Black Hawk Down" - это все же очень неплохой шутер. И среди основных причин тому я бы назвал отменную режиссуру очень динамичных миссий, причем как с точки зрения геймплея, так и зрелищности. Ну, да обо всем - по порядку…
Сюжет
В августе 1992 года в Сомали, небольшом государстве на берегу Индийского океана, разрываемом клановыми войнами, США начинают "миротворческую операцию" под названием "Обеспечение поддержки". Поводом к началу этой операции послужили сведения о том, что в результате клановых войн, а также от голода в Сомали погибли более полумиллиона человек. США не могло не сунуть туда свой нос. Но здесь нужно сказать несколько слов, о том, что же такое Сомали. Все жители Сомали разделены на пять больших этнических групп, притом что говорят они все на одном языке и исповедуют одну общую религию - ислам. Причиной такого разделения было то, что в колониальную эпоху территория Сомали была зоной интересов сразу пяти государств - Италии, Британии и Франции, Эфиопии и Кении, которые и насаждали свою культуру и традиции в подвластные им регионы. Так что и по сей день Сомали так и осталась полем бесконечных распрей между кланами. Фактически в стране не осталось места, где осталась бы централизованная власть, и где бы царил закон - Сомали раздирается на части многочисленными враждующими князьками, вождями местных влиятельных кланов, под которыми находятся все остальные. Последнее официальное правительство Сиада Барре рухнуло еще в январе 1991 года, и с тех пор в этом регионе царит почти полное бесправие. Итак, когда в Сомали вторглись войска ООН, оно даже не являлось государством, и представляло собой страну, разбитую на зоны влияния, подконтрольные многочисленным вооруженным формированиям, управляемым военными полевыми командирами. Как следствие - множество людей гибнут в распрях, умирают от голода, вызванного децентрализацией власти. Территория Сомали становится средоточием многочисленных международных террористических группировок и организаций.
ООН не могло не попытаться разорить это осиное гнездо. "Обеспечивать поддержку" мирным сомалийцам приехали полтысячи военнослужащих и несколько гуманитарных миссий. Но не так-то просто оказалось сеять разумное и доброе среди местного населения - местные вооруженные группировки только активизировали столкновения между собой и не желали жрать американскую гуманитарную колбасу, ни коим образом не стремясь внять миротворцам. Поэтому, уже в декабре 1992 года в Сомали для наведения порядка и опять-таки снабжения неразумных сомалийцев гуманитарной помощью уже под эгидой ООН направляется новый миротворческий контингент численностью около тридцати тысяч человек.
Операция "Восстановление надежды" (Restore Hope), продлившаяся около полугода, опять не привела ни к каким результатам.
По этому поводу командование объединенной группировки решает пойти на еще более серьезные меры, для чего в рамках новой, уже третьей по счету операции "Продолжение надежды" (Continue Hope), к миротворчеству привлекается американский спецназ - отряд "Дельта"…
И вот на этом-то самом месте и начинаются непосредственно события фильма и игры. Операция начинается в мае 1993 года. Группировка получает глобальное задание - захватить несколько ключевых фигур и их помощников в шайке генерала Мохаммеда Фарраха Айдида (Mohamed Farrah Aidid), одного из самых сильных и влиятельных клановых лидеров, контролирующего столицу Сомали - Могадишо (Mogadishu).
Сам Айдид в конечном итоге должен быть "как бы" убит в клановой войне - а на самом деле устранен спецслужбами, в частности - отрядом "Дельта".
Первый этап операции назначается на утро 29 августа 1993 года. Но, как обычно, все происходит не так как, хотелось бы. Отряд "Дельта" высаживается на крышу одного из зданий в Могадишо, где, по сведениям командования, скрывается мятежник Айдид, но вместо него находит и захватывает восьмерых служащих ООН. Ошибка обнаружилась только в штабе.
Вторая попытка захвата Айдида была предпринята третьего октября 1993 (это уже события фильма), когда отряд "Дельта" во второй раз высаживается в Могадишо. Планируя "молниеносную" операцию, командование считало, что отряд едва ли встретит серьезное сопротивление, но ожесточенный отпор сомалийцев, отчаянно сражающихся "и на земле и в воздухе", стал причиной падения сразу двух военных десантных вертолетов типа "UH-60 Black Hawk", полных американских солдат - они были сбиты из ручных гранатометов. В итоге завоевательная и освободительная операция превращается в спасательную, к тому же многие из спецназовцев оказываются отрезанными от основных войск, и их тоже приходится искать и спасать. Все оканчивается катастрофой, и непонятно что стало тому виной - гонор и желание провести операции за два дня, неудачное планирование, невезение или что-то еще - непонятно.
Хорошо то, что американцы смогли вовремя остановиться, так что вскоре после провала этой операции было принято решение о выводе миротворческих войск из Сомали. Но, в любом случае, эта операция остается одной из самых неудачных операций американского спецназа, и в частности отряда "Дельта" за всю историю его существования. При ее выполнении погибло более двадцати американских спецназовцев, и около восьмидесяти военнослужащих были ранены. Также были жертвы и среди миротворцев из других стран - тридцать человек были убиты, и около ста ранены. Среди местных жителей, по неточным данным потери были гораздо больше - при операции так или иначе пострадало больше тысячи человек, треть из которых била убита. Это объясняется тем, что в условиях сражения в городе очень сложно отличить мирное население от повстанцев. Вот такая печальная история...
В любом случае, даже если вы просто посмотрели фильм, то легко сможете представить себе эмоциональное напряжение и атмосферу, которое разработчики пытались создать в игре. Но, к сожалению, попытка оказалась неудачной - в "Black Hawk Down" от этого напряжения не осталось и следа. Основная эмоциональная нагрузка фильма в том, что элитные коммандос вместо выполнения заданий вынуждены попросту сражаться за свою жизнь, бежать и отступать. В игре же все абсолютно не так. Ваш отряд "Дельта" "косит" сомалийцев как траву - десятками и сотнями - и то, что по сюжету что-то в операции пошло не так, вы даже не почувствуете - игра начисто лишена какой-либо эмоциональности, которую заменили, извините за выражение, "горы мяса". На протяжении многих миссий нам придется пробиваться к Айдиду, стараться обеспечивать безопасность конвоев с гуманитарным грузом, проводить "зачистки" в местах скопления повстанцев, но почувствовать надрыв, так хорошо переданный в фильме, не удастся. И еще один примечательный факт тому в подтверждение - в игре нам все же придется устранить этого самого Айдида, чего в реально жизни отряду "Дельта" не удалось. Исправим ошибку!
"Black Hawk Down" - это аркада, а играя в аркаду, игрок не должен задумываться о поворотах сюжета и эмоциях, он должен реализовывать свои животные инстинкты. Что, впрочем, тоже не так плохо.
Миссии
В одиночной игре для прохождения нам предлагается кампания, состоящая из шестнадцати миссий.
Большинство миссий посвящено "подготовительным мероприятиям", и только четырнадцатая и пятнадцатая миссии посвящены непосредственно падениям двух "Черных Ястребов", а шестнадцатая - "мифическая", происходящая в девяносто шестом году - устранению генерала Айдида. В начале вам доступны для игры только первые три миссии, а новые будут добавляться по мере прохождения. Пройденные же миссии будут попадать в раздел "Instant Action", чтобы в них можно было играть отдельно от кампании, а их место в верхнем списке будут занимать другие.
Перед началом выполнения миссии нам предлагается выбрать оружие, которым мы хотим пользоваться при ее прохождении. Здесь важно сделать правильный выбор, так как непосредственно во время миссии новое оружие появляться у нас не будет (только патроны к выбранному в начале). Только в одной-двух миссиях вы сможете пополнить свой арсенал, встретив специальные ящики с оружием, которое можно будет взять с собой взамен уже имеющегося. Это же относится и ко взрывчатым веществам. Если в задании от вас требуется что-либо взорвать, то обязательно стоит прихватить с собой парочку "Satchel Charge". Всего же в игре представлено более двадцати видов оружия, и заверяется, что все оно реально использовалось отрядом "Дельта" во время операции "Продолжение надежды". Выбирая оружие перед предстоящей миссией, невольно ощущаешь себя ребенком в магазине игрушек.
Тут вам и винтовки "CAR 15" и "M16A2", и снайперская винтовка "Barrett", и пулеметы типа "M249 SAW" и "M60", и винчестеры, и винтовка "MP5A3", а также килограммы взрывчатки, гранат и ракетница на сладкое. Одним словом, целый арсенал, к которому вполне можно относиться с уважением.
Нельзя не оценить профессионализм и искусство дизайнеров миссий. Очень хорошим примером этому может служить предпоследняя миссия, которая начинается на американской военной базе. Вы, в числе других солдат бежите к вертолетам, которые ждут вас на посадочной площадке.
Затем летите к городу, сидя на борту "Little Bird", и отстреливаете врагов, вооруженных ракетницами, а вокруг вас зависли несколько "Черных Ястребов".
После этого вам придется прикрывать высадку первой команды на крышу одного из зданий, а потом и со своей командой идти на штурм, и выручать попавшую в засаду первую команду. В другой миссии, сотрудники гуманитарной миссии будут раздавать сомалийцам продукты и прочую гуманитарную помощь, а вам придется сопровождать и охранять конвой и обеспечивать его безопасность.
Все миссии очень зрелищны, красивы и увлекательны. Вы всегда ощущаете себя в центре событий, в гуще боя, который не прекращается вокруг вас ни на секунду. В связи с этим нельзя не упомянуть великолепный объемный звук. Ведь еще одна деталь, которая, на мой взгляд, существенно усиливает "эффект присутствия" это звуки боя или, например, переговоры по радио между бойцами, звеньями, штабом и прочее, которые не прекращаются ни на секунду. Бойцы предупреждают друг друга об атаках с той или другой стороны, о типах атак ("РПГ, Снайпер, и т.д."), бойцы других звеньев докладывают обстановку ("Мы вошли в здание!, Мы взяли под контроль площадь!, Их слишком много! и т.д."), и, наконец, переговоры со штабом, комментарии, получение новых заданий и прочее. Эти переговоры заставляют вас ощущать себя в гуще боя - мало в какой игре встречается столько качественно озвученных диалогов. То же самое касается и остальных звуков, но об этом чуть позднее.
Если быть честным по отношению к игроку, то жанровую принадлежность игры стоит определять как "симулятор тира с движущимися (чаще статичными) мишенями", и ни в коем случае не как "командный тактический симулятор". Играя в "Black Hawk Down", вы будете выходить на новую позицию, после чего, по триггеру, и из разных закоулков и окон будут появляться враги, которых вам надо будет успевать отстреливать. Враги встречаются трех типов (помимо разноцветных футболок и скинов) - пешие - с "АК-47" или с "РПГ", затем - засевшие за пулеметами и, наконец, разъезжающие на джипах - опять-таки с пулеметами. Чаще всего враги будут просто выбегать перед вами, и останавливаться на одном и том же месте, и в ОЧЕНЬ редких случаях они будут пытаться уклониться от ваших выстрелов или иным образом уйти с линии огня.
Враги перемещаются по строго отскриптованным маршрутам и стопроцентно уверены, что шаг в сторону - побег. А как вам практически полное отсутствие разброса пуль (такое-то в Америке оружие! Потому и Ирак за три недели взяли) и убийство любого врага с одного хоть сколько-нибудь точного выстрела - хотя бы в ногу? То есть выглядит все это так - вертим головой во всех направлениях и кликаем мышкой на врагов. Главное - быстрее кликать, чтобы они не "кликнули" вас первыми.
Вашему персонажу тоже достаточно пары прицельных выстрелов. Чем не тир? Чуть сложнее миссии, в которых вам придется ездить или летать на различной технике. Здесь вам еще надо ухитряться помимо наведения прицела, удерживать его на враге одновременно с движением. Но в любом случае, игра происходит по принципу "кто быстрее". О том, что "Black Hawk Down" - аркада, красноречиво заявляют трупы врагов, заваливающие узкие улочки Могадишо. Их количество на душу одного бедного десантника - просто феноменально.
Впрочем, искусственный интеллект ваших боевых товарищей также оставляет двоякое впечатление, хотя возникающие проблемы довольно традиционны. Иногда они никак не могут убить врага в двух метрах от них, а иногда чрезвычайно успешно прикрывают вашу спину, снимая врагов на другом конце площади, или если вы находитесь в здании, блокируют все входы - выходы и отчаянно защищаются. Еще они почему-то реже, чем вы, попадают под пули. Зато шедевры компьютерной глупости успеют вам испортить немало крови при выполнении "защитных" миссий, когда вам придется действовать не самостоятельно, а охранять, защищать или оказывать огневую поддержку компьютерным товарищам. В этом случае их стремление умереть, бросившись на очередную амбразуру, повторив подвиг Матросова, абсолютно неудержимо, так что помешать этому вам будет очень и очень сложно.
Это касается миссий с конвоями, оказанием помощи пакистанским солдатам, миссий с вертолетами и многих других. В этих случаях ваши боевые товарищи будут стрелять из рук вон плохо, а вот умирать - за милую душу. Вердикт "Too many friendly units died" и проваленная миссия будут довольно часто являться результатом того, что вы не успели вовремя прикрыть зазевавшегося компьютерного вояку. Также одно из самых любимых занятий ваших сослуживцев - становиться на линии вашего огня и скоропостижно умирать от выстрела в спину или голову, хотя при этом боты получают меньше урона от вражеских пуль, так что стоя вплотную к сослуживцу, можно прятаться за его широкой спиной как за крепкой броней.
Другие особенности
В пресс-релизах, посвященных "Black Hawk Down" заявляется о том, что, мол, игроку будет доступна различная боевая техника. Покататься нам придется на джипах типа "Hammer"
и на двух типах вертолетов - "Black Hawk" и "Little Bird",
и даже на лодке.
Но управлять техникой будет компьютер, (то есть фактически она будет перемещаться по скрипту), нам же придется только стрелять. По-прежнему осталась возможность использовать стационарные типы вооружений, в основном - крупнокалиберные пулеметы, установленные на джипах или на земле. Противник наш располагает только несколькими типами автомобилей, оснащенных пулеметами. После пары выстрелов сомалийские джипы имеют обыкновение очень красиво и натурально взрываться.
Среди других интересных особенностей - возможность вызывать на поле боя медика. После того, как вы или ваш товарищ по команде был ранен или убит, вы можете "заказать" на базе вертолет типа "Черный Ястреб" с медиком на борту, который заберет подстреленного товарища в госпиталь, а вам привезет живое и здоровое подкрепление, готовое сражаться вместе с вами дальше.
Игра использует систему ограниченного количества допустимых сохранений, причем количество их зависит от конкретной миссии и выбранного уровня сложности игры. Поэтому так важно экономить сейвы и проходить как можно большие отрезки игры, не сохраняясь или сохраняясь только в самых экстренных случаях, когда здоровья близко к нулю.
При этом сохранение лучше всего делать сразу после выполнения какого-либо крупного подзадания и перехода к следующему - на это, скорее всего, и рассчитывали разработчики. Обычно такое "ключевое" место обозначается находящимся поблизости ящиком с медикаментами и патронами. Очень хорошо и логично была сделана игровая мини-карта. На ней соответствующими иконками отображаются многие важные объекты в игре, а зелеными линиями - направление, в котором следует двигаться в данный момент и где находится цель данного задания. В узких сомалийских улочках без такого компаса заплутать было бы очень легко - игровые карты очень сложны и объемны.
По мере прохождения миссии ваши задачи могут меняться. Обычно перед вами в начале миссии ставится глобальная цель, а по мере прохождения ставятся небольшие подзадания, которые в конечном итоге и приводят к выполнению поставленной глобальной задачи.
Одним словом, все, что касается управления в игре и ее внутренних возможностей - сделано очень удобно и на самом высоком уровне.
Порадовало и наличие довольно сильного режима многопользовательской игры. Играть можно как по локальной сети или Интернет, так и на специальном игровом сервере NovaLogic.
Предлагается множество различных режимов игры, но в данном случае наиболее интересным мне показался кооперативный. Четкое планирование операций, нахождение ключевых точек на карте и работа с командой могут принести игроку немало приятных минут. Именно такая игра самым наилучшим образом передает некоторый героизм и командный дух, свойственный фильму, по которому была сделана игра.
Графика и звук
Итак, как уже говорилось выше, "Black Hawk Down" использует переработанный движок от "Comanche 4", разработанный самой NovaLogic.
Смотрится "движок" вполне нормально, картинка получается очень зрелищной. Поддерживаются самые высокие разрешения. Особенно это касается разнообразных взрывов и прочих пиротехнических спецэффектов. Также и модели техники, которых, к сожалению, не так уж много, находятся на высоте. При этом игра "бежит" довольно резво, только лишь иногда, при очень большом скоплении объектов, начинает "подтормаживать". Модели американских солдат были сделаны очень неплохо, персонажи отличаются лицами и деталями экипировки.
Анимация - конечно, с технологией "motion-capture". Зато дела с сомалийцами обстоят хуже - большинство моделей отличаются только цветом одежды, хотя помимо грубых мужских фигурок с автоматами можно встретить мирных жителей - сгорбленных стариков и женщин в длинных одеждах. Также, нельзя не отметить очень неплохо сделанные "водные" эффекты.
Производит впечатление масштабность и одновременное внимание к деталям, с которыми разработчики создали игровые карты. Огромные дистанции, запутанные городские кварталы, притом, что выглядит все это великолепие весьма неплохо и не требует много ресурсов.
Видеоролики, которые, к сожалению, довольно редко появляются в игре, представляют собой нарезку из живого видео, взятого из реальной военной кинохроники. Ролики демонстрируют нам голодных сомалийцев и прочие "прелести" войны.
Если у вас есть звуковая система 5.1 и классная звуковая карта, то вы гарантированно получите от игры в два раза больше удовольствия (что, в общем-то, становится традицией для современных компьютерных игр).
Взрывы, сотрясающие комнату, тяжелые и сочные выстрелы, почти осязаемые вихри от вертолетов, летящих низко над землей, голоса ваших товарищей, по рации предупреждающих об опасности - вы ощущаете себя среди кипящего и живого сражения. Система "Dolby Surround Pro Logic II" в плане звукового оформления оставляет от происходящего на экране эффект посещения хорошего кинотеатра. Музыка, звучащая в игре, представляет собой смесь восточных и африканских этнических мотивов с техно и прочими современными музыкальными направлениями. Нечто похожее можно было услышать в "C&C: Generals". По качеству звукового оформления игра удерживает марку фильма, в две тысячи втором году получившего "Оскар" за звуковые спецэффекты.
Резюме
"Black Hawk Down", хоть и отступил от классических традиций Delta Force, получился очень динамичным и качественным продуктом. На месте и графика, и геймплей. Жаль, что великолепная атмосфера фильма Ридли Скотта так и осталась за бортом. Стопроцентным хитом игру назвать сложновато, но она, без сомнения, способна доставить игроку немало приятных минут и проходится на одном дыхании. "Black Hawk Down" можно назвать первой игрой серии "Delta Force", рассчитанной на широкий круг игроков, и то, что она стала аркадой, скрывающейся под личиной командного шутера - это даже к лучшему. Ничего принципиально нового, но все зрелищно, кроваво, интересно...