Разработчик:
Pterodon/Illusion SoftworksИздатель:
Gathering Системные требования
Минимальные:
Windows 98, Windows Me, Windows XP или Windows 2000
Pentium-III 600 MHz
128 MB RAM
32 MB видео карта, совместимая с DirectX 8.1
Звуковая карта, совместимая с DirectX 8.1
8x CD-ROM/DVD-ROM
1,5 GB свободного дискового пространства
Рекомендуемые:
Windows 98, Windows Me, Windows XP или Windows 2000
Pentium 4 1.7GHz
256 MB RAM
64 MB видео карта, совместимая с DirectX 8.1
Звуковая карта с системой 5.1, совместимая с DirectX 8.1
16x CD-ROM/DVD-ROM
1,5 GB свободного дискового пространства
Особенности
О, эти мифические 60-е! Для каждого среднестатистического американца это было святое и самое романтическое время. Молодость, хиппи, волосы и бороды, музыка, наркотики, война во Вьетнаме. Самая известная, "главная" и трагичная война США в двадцатом веке. Сочетание "он прошел Вьетнам" многое говорит о человеке и сразу положительно характеризует его - это синоним слова "герой". Для каждого американца эта война значила очень многое. Сколько фильмов снято про нее и плохих и хороших, сколько компьютерных игр было выпущено. "Vietcong" - одна из них, одна из многих, по сути дела не таящая в себе никаких революций. Самый обычный шутер с видом от первого лица, самые обычные "косоглазые" в самых обычных вьетнамских джунглях и самые обычные американские солдаты, волею судеб отдающие долг родине посреди этих самых джунглей. Но при всем при этом, я с уверенностью могу сказать, что в рамках данного жанра "Vietcong" - объективно лучшая игра про Вьетнам. Очень сложно сказать, почему, но так есть. Можно долго говорить про качественную графику и звук, про одну из самых "натуралистичных" реализаций сражений на компьютере, про увлекательнейшие миссии и мастерски созданных и проработанных персонажей и сюжет. Все это во "Vietcong" имеется в избытке, но все это будет не про то. Просто иногда появляются игры, в которые авторы каким-то непостижимым образом вкладывают частицу души, и безликая последовательность байтов вдруг оживает. Это как рука мастера, это очень сложно уловить и объяснить.
Скорее всего, основная прелесть "Vietcong" в том, что игру делали не американцы. Она начисто лишена политики и политиканства, лишена повествований о простых американских парнях, ставших простыми американскими героями, лишена любого скрытого намека на расизм, под маской героизма. Даже на примере кино и музыки известно, что Европа всегда была родиной чего-то интеллектуального, пищи для ума, а не для живота, как Америка. "Vietcong" - простой и очень эмоциональный и мастерский рассказ о небольшом эпизоде войны и людях, их характерах на этой войне. История, которая могла бы произойти в любой стране и на любой войне. История рассказана практически неизвестной чешской (!!!) компанией, когда-то выпустившей "Flying Heroes", но с неожиданной душой и откровенностью. Как ни странно, точно такое же впечатление у меня оставила "Mafia" (кстати, команда Pterodon во время создания "Vietcong" активно сотрудничала с командой "Мафии"). Это как раз тот случай, когда во время игры ощущается что-то такое, неуловимое, но безумно родное, близкое и человеческое, которое трогает какие-то струны души, как книга или хороший, мастерски снятый фильм. Нечто похожее еще было в "Medal of Honor" - настоящее, не игрушечное поле боя и не менее настоящая смерть, выглядывающая из ближайших окопов, и предсмертный крик, режущий ухо и душу. И еще, местами игра мне почему-то напоминала "вьетнамские" моменты фильма "Форест Гамп".
Если же говорить по существу, то "Vietcong" - получается очень красивым и необычным командным FPS. В составе команды, лидером которой вы, по сюжету, являетесь, вам придется, как обычно, выполнять разнообразные боевые задания в самой гуще Вьетнама. Скорее, даже не выполнять задания, а попросту воевать. Среди несомненных достоинств игры можно отметить много интересных, хотя и не новых, вещей. Неплохое графическое оформление, увидев которое, один мой товарищ спросил - "Это что - новый Morrowind?". Впрочем, пиксельными шейдерами сегодня уже никого не удивишь. Здесь же - очень реалистичные бои и оружие, а также очень интересные и разнообразные миссии. Скорее даже не миссии, а просто одно большое и не слишком приятное приключение, разделенное на несколько эпизодов. Пребывая в небольшом военном лагере, вы просто становитесь непосредственным участником разнообразных событий, которые как снег на голову сваливаются на вас: то ваш лагерь подвигается атаке вьетнамцев, то авиация обнаружила скопления тяжелой вражеской военной техники, и вас отправляют на разведку и так далее. Вы выполняете задание, возвращаетесь на базу и проводите вечера за чтением дневника или тренировками по стрельбе. Самая обычная жизнь солдата развертывается перед нами. Заканчивается этот небольшой этюд на военную тематику скорее трагично, хотя иного финала и не ожидаешь. После прохождение остается горькое чувство - расставаться не хочется. Авторы сделали так, что романтика войны чувствуется очень остро, и враждебные джунгли кажутся милее дома, а боевые товарищи становятся на несколько дней лучшими друзьями.
Впрочем, для тех, кому не хочется расставаться, предусмотрены разнообразные режимы однопользовательской или сетевой игры. Мультиплеер обещается быть крайне увлекательным, хотя бы из-за очень сильной боевой системы и хорошего оружия. Одним словом, рассматриваемая нами сегодня игра - очень интересный проект, который может занять достойное место в ряду трехмерных шутеров.
Сюжет
Как известно, "Вьетконг" или VC - это одно из названий Фронта Национального Освобождения Вьетнама, сокращение, полученное от "Вьетнам Конг Сан", то есть "Вьетнамские коммунисты". Ну, эту историю вы знаете - дядюшка Хо Ши Мин (американские солдаты называют его просто "uncle Ho"), портреты великих коммунистов на стенах, светлое будущее, которое уже не за горами, и Советский Союз, серым кардиналом стоящий за спиной. Конфликт во Вьетнаме происходил как раз между Северным, коммунистическим, Вьетнамом, со столицей в Ханое, и Южным - "капиталистическим", со столицей в Сайгоне. Такое разделение Вьетнама предусматривалось женевским соглашением с Францией, колонией которой он когда-то являлся. Ханой был в союзе с СССР, а Сайгон соответственно поддерживал дружеские отношения с США, поэтому когда два лидера - Хо Ши Мин и Нго Динь Дьем - опять что-то не поделили и обе части государства очутились в состоянии войны, "старшие братья" не могли не поддержать "младших". Таким образом, по сути дела Вьетнам стал полигоном, на котором во время очередного этапа "холодной войны" шло противостояние русского и американского оружия. Если русские превалировали в воздухе и системах ПВО, то американцы были более удачливы в наземных операциях. Вояк из Северного Вьетнама, вьетконговцев, американцы кратко прозвали "VC's" или "Charlies". В игре иногда можно услышать даже "Victor Charlie". Соответственно, так как мы играем за американских солдат, то вьетконговцы и будут нашими основными противниками в игре. Будут встречаться и подразделения союзных вьетнамцев, армии Республики Вьетнам, в основном выходцев из Сайгона, которые в игре кратко называются "LLDB". Вообще, вдаваться в суть этого конфликта мне кажется не слишком уместным, тем более, что был он известен всем, и был у всех на виду долгое время, и каждый знает, что такое Вьетнам. Одним словом, в конце концов, товарищ Хо Ши Мин и его "Вьетгонг" победили, обе части Вьетнама объединились, а Сайгон переименовали в Хошимин. Победитель забирает все.
Основное игровое время нам придется провести в небольшом американском военном лагере "Nui Pek", расположенном среди джунглей.
Здесь несет службу совсем небольшой военный гарнизон, не располагающий ни военной техникой, ни даже серьезным вооружением. Пара десятков солдат, периодически высылаемая на небольшие рутинные задания и все.
Без пафоса, без героизма - самая простая война, как она есть. Почему судьба забросила главного героя игры сержанта Стива Хокинса (Steve Hawkins)...
...именно в "Nui Pek" - непонятно. Двадцать седьмого июня шестьдесят седьмого года довольно опытный, хотя и молодой боевой командир, вдруг отправляется в богом забытый уголок, никакой важной роли в войне и не играющий. Этакий небольшой блок-пост, на котором иногда все же происходят жаркие перестрелки, но новости приходят только второй свежести. Хотя именно перестрелок так не хватало сержанту, четыре месяца парившемуся инструктором, в центре обучения новобранцев. Еще в "Черном ястребе", который доставил его в лагерь, Хокинс узнает, что должен заменить старого сержанта, по глупости убитого вьетконговцами из засады во время одной из ночных вылазок.
"Poor bastard...", вот и вся краткая эпитафия, которой дождался бедняга сержант от новоприбывшего Хокинса, услышавшего историю его смерти. Впрочем, Хокинс прекрасно знает, что умри и он, вряд ли кто-то будет распространяться долгими речами, и он вряд ли дождется того, чтобы кто-то сказал что-то большее. Это - война.
Лагерь "Nui Pek"
Начать игру нам придется со знакомства с лагерем и его начальником, который на некоторый период времени, как говорится, призван "заменить нам отца родного".
Это, славу Богу, не очередной, ставший уже традиционным до тошноты, орущий и плюющийся сержант, какового легко встретить во многих играх и фильмах, а вполне нормальный, хотя и прожженный боями, простой и человечный персонаж. Одним словом, командир нам подобрался хороший. Весь лагерь "Nui Pek" представляет собой систему траншей глубиной по пояс, связывающих важные постройки внутри лагеря и небольшие доты, расположенные по углам лагеря для отпугивания вьетконговцев. В дотах установлены стационарные пулеметы. Три наиболее важных строения в лагере это, пожалуй, штаб, стрельбище и собственная комнатушка Хокинса. Любая миссия начинается с того, что вся команда Хокинса, собравшись в штабе, в импровизированном "зале собраний", получает от командира новое боевое задание, живо обсуждает и комментирует его.
Жаль, что диалоги не интерактивны, но зато они неглупы и смешны, отменно озвучены и поставлены со вкусом. Солдаты часто ругаются, спорят между собой и сквернословят на отменном армейском жаргоне. Местами самый разнообразный сочный армейский жаргон такого рода, встречающийся в игре очень часто, даже не понятен. Помимо уже ставших привычными выражений "KIA"(Killed In Action) и "MIA" (Missed In Action), обозначающий статус мертвого или пропавшего без вести солдата, встречается довольно экзотическая сентенция "Papa Oscar Whiskey", обозначающая аббревиатуру POW (Prisoner Of War), то есть военнопленный. И таких примеров - масса. Речь командира, да и самих ребят в команде, изобилует подобными словечками и выражениями, которые понять можно только в контексте или же после долгой игры. Все этого говорит о том, что разработчики очень глубоко прорабатывали тематику игры, изучали даже такие мелочи, как американский армейский жаргон, а ведь именно на таких мелочах и строится глубокая атмосфера игры.
После получения боевого задания вас автоматически отправляют в собственную комнату, где предлагают изучить брифинг и подготовиться к выполнению задания.
В собственной комнате Хоткинс будет готовиться к каждой новой миссии. Здесь мы видим стол, на нем стерео, из которого доносится волны радио "Вьетнам". Радио работает специально для американских солдат и передает все самые свежие новинки рок-н-ролла. Действительно, из приемника, который, кстати, можно выключать, доносятся великолепные вокальные композиции великих групп времен шестидесятых, иногда прерываемые речью диджея. Это - одна из самых интересных задумок авторов, угодившая точно в цель. Указанные композиции просто великолепно подчеркивают настроение игры и создают очень правдоподобную, романтическую и живую атмосферу, что впрочем, свойственно всем встречающимся в игре композициям.
На столе в беспорядке валяются книги, документы, дневник и другие записи Хокинса, вперемешку с разобранными револьверами, фляжками и прочим хламом. Здесь можно найти досье всех членов нашей команды, дневник, в котором главный герой игры скупо описывает свою жизнь во Вьетнаме и комментирует различные события, произошедшие во время несение службы в лагере. Некоторые документы, которые также можно обнаружить на столе, касаются настоящего и прошлого Вьетнама и содержат другие интересные заметки и сведения исторического и топографического характера. Здесь же можно найти описания всех доступных на стрельбище (а, следовательно, и в миссиях) видов оружия и прочее. Также на столе находится и коробка с медалями, полученными Хокинсом в боях, жаль только, что ее нельзя рассмотреть поближе, а также множество других мелких атрибутов обжитой комнаты - бумажки, бутылки, предметы одежды и прочее. Можно заметить, как из миссии в миссию меняется обстановка в комнате и спальне Хокинса, меняется набор и расположение предметов на столе. Иногда на прикроватном столике лежит раскрытая на середине Библия, а иногда стоит допитая до половины бутылка виски. Символично. Это - еще одна из мелочей, создающих глубину и объем созданного авторами мира и вдыхающих жизнь в довольно тривиальный игровой процесс.
Если подготовка к миссии должна начинаться с изучения ее особенностей в документах брифинга, лежащих на столе, то заканчиваться - походом на стрельбище.
Единственная дверь из комнаты Хокинса ведет именно туда. Стрельбище представляет собой склад, то есть скорее сарай с оружием, где вы сможет выбрать себе любое по вкусу, а затем опробовать выбранный ствол на бутылках и мишенях, стоящих на некотором удалении за лагерем. Набор оружия в "закромах" будет пополняться с течением миссий американскими единицами, а также трофейными, вынесенными вами с поля боя в руках, вьетнамскими (читай: советскими). Американский арсенал довольно типичен - большинство представленных видов оружия можно встретить во многих других играх. Винтовки "М16" и пулеметы "М60" в руках американского солдата стали просто притчей во языцех, как и автомат Калашникова в руках коммуниста. Здесь же можно упомянуть винтовку "М1" в двух модификациях: "Carabin" и "Garand" (комплектуется оптическим прицелом), пистолеты систем Smith&Wesson 39 (комплектуется глушителем) и Кольт "m1911", а также автоматы Томпсона и "US-M3" и дробовики "Remington 870" и "Winchester 70". Впрочем, и советский арсенал представлен достаточно богато. К вашим услугам пистолеты "Тульский Токарев", "Макаров", винтовка Мосина-Наганта, "СВД" - снайперская винтовка Драгунова, "ППШ", ну и конечно "АК-47" , а также пулемет Дегтярева и дробовик "Байкал Иж-43". У каждой стороны предусмотрены шестизарядные револьверы.
Глядя на все это богатство, стоит учитывать, что с собой вы можете взять только две единицы оружия - один вид "легкого" оружия, то есть пистолетов, и только один вид "тяжелого" оружия, то есть винтовок или пулеметов. Если в руках у вас уже находится какое-либо оружие, то прежде чем вы сможете взять новый тип, старый придется выбросить. Патронов с собой также можно брать только очень ограниченное количество, но зато сразу ко многим видам оружия. Поэтому довольно важно произвести тщательный подбор оружия для предстоящей миссии. Такая система выглядит довольно логично. Пристрелку выбранного оружия можно произвести на бутылках и мишенях, и если оно не придется вам по вкусу - выбрать другое. Также можно изучить техническую документацию и практические описания всех представленных видов оружия в картотеке, находящейся в комнате Хокинса. Впрочем, уже во время выполнения задания, вы, скорее всего, очень быстро растратите все патроны, так что вам придется расстаться с выбранным в начале типом оружия и подобрать вражеское, в котором достаточно патронов (так же поступают и члены вашей команды). И только на высших уровнях сложности, когда вы будете убивать врага точными одиночными выстрелами (иначе он мгновенно убьет вас), патронов хватит на всю протяженность миссии. Так что на начальных уровнях сложности значение выбора оружия нивелировано.
И, наконец, последнее замечание. То оружие, в руках с которым, вы покинули стрельбище и вернулись в комнату, и останется у вас в руках, когда вы пребудете на место выполнения текущего задания. И то оружие, с которым вы закончили текущую миссию, окажется у вас в руках, когда вы войдете на стрельбище перед выполнением следующей. Вот такие правила.
Команда
Итак, после того, как вы отобрали необходимое вам для выполнения задания оружие, выбрав на столе документы, содержащие директивы задания, вы можете начать новую миссию. Но перед началом выполнения боевых заданий все же неплохо было бы познакомиться с командой Хокинса - нашими боевыми товарищами. Хокинс - лидер бессменной команды, состоящей из пяти человек - знакомьтесь по очереди.
Ле Дуй Нат (Le Duy Nhut) или просто Нат - один из самых полезных членов вашей команды - проводник. Специфика многих миссий такова, что без проводника, указывающего, куда идти и советующего что делать, просто не обойдешься. На деле это выглядит так. Выполняя очередное задание и оказавшись непосредственно "на местности", вы тут же зададитесь вопросом - куда идти? Карты "Vietcong" чаще всего представляют собой не привычные "коридоры", а довольно обширные площадки, заросшие кустами, деревьями, перемежающиеся пригорками и небольшими речушками или болотцами. Найти проход среди всего этого великолепия, можно только посредством очень долгой беготни или, что существенно проще, воспользовавшись услугами проводника. После того, как вы прикажете проводнику вести команду Нат не спеша, отправится в одному ему известном направлении, делая остановки только для того, чтобы предупредить вас о ловушке или засаде вьетгонговцев впереди или чтобы подождать замешкавшихся членов команды. Проводника можно на время остановить, что бы вы, скажем, успели подобрать патроны или пристрелить надоедливых вьетнамцев. После того, того, как проводник прибудет на место назначения, вы сможете отдать ему приказ следовать в новую точку.
Пи Джей Дефорт (P. J. Defort ), радист. Дефорт несет с собой рацию для выхода на контакт с "отелем" - "Hotel Six" - так, очевидно, у американцев принято обозначать базу или штаб. На связь с базой вам придется выходить довольно часто, и таковая надобность будет сигнализироваться посредством мигающего заначка рации, появляющегося внизу экрана. После того, как значок замигает, Дефорт сам найдет вас, если конечно его цифровой интеллект не будет затуманен гущей боя. Но если скрипты сработают нормально, то радист подбежит к вам и встанет рядом, ожидая приказа выходить на связь. Получив таковой, он вызовет базу и передаст вам трубку - все как на настоящей войне. Диалог с базой, в ходе которого вы обычно получаете новые инструкции и задания, происходит в автоматическом режиме. В тех миссиях, где вам придется действовать в одиночку, командование для выхода на связь выдает вам с собой портативную рацию. Порядок работы с ней аналогичен описанному выше - в нужный момент возникает значок рации, а значит, вам пора воспользоваться имеющимся у вас в инвентаре устройством связи. Появление значка, собственно говоря, можно вообще проигнорировать, но в этом случае вы рискуете пропустить очередной поворот сценария миссии - все они жестко завязаны на "переговоры" и прочие триггеры - и попросту "застрять" в игре.
Джо Крокер (Joe Crocker) - военный медик. Крокер представляет собой типичного "ботаника" в очках (хотя разве они бывают без очков?), над которым вечно трунит грубоватый Хорнстер, но при этом он также является одним из самых важных членов вашей команды. Крокер способен в одну секунду залатать любое ранение вашего персонажа или приладить назад оторванные взрывом гранатой члены. При этом он так же, как и радист, находясь поблизости, самостоятельно отыщет вашего персонажа и станет лечить его, если тот ранен. Вообще, постоянное поддержание физической формы вашего персонажа в норме - очень критично, так как он может быть убит буквально с одного выстрела, особенно на высших уровнях сложности. Помимо банальной смерти ваш персонаж может быть оглушен или контужен. Если, скажем, стрелять из пулемета или даже пистолета, находясь в узкой пещере, то человек вскоре оглохнет. Это реализовано в игре - звук действительно отключается. Практически то же самое произойдет, если вы окажетесь в эпицентре взрыва - на несколько минут вас контузит. Если по вам будет вестись непрерывный огонь, то можно оценить, как участится сердцебиение персонажа. Все эти мелочи предают игре натурализма и жизненности. Ваш персонаж может нести с собой только одну аптечку, но которая полностью восстанавливает здоровье. Хотя аптечками лучше всего пользоваться, только в тех случаях, когда поблизости нет Крокера и вы не сможете воспользоваться его услугами. В остальных случаях, когда вы ранены, лучше всего найти его и приказать оказать вам первую помощь, так как аптечки на уровнях встречаются в очень ограниченных количествах. Если вы вовремя не вылечите своего персонажа, он умрет и игра закончится. Смерть, кстати, предваряется оглушительным предсмертным воплем, исполненным в нескольких вариантах, который вам обязательно придется услышать не раз.
Томас Бронсон (Tomas Bronson) - единственный чернокожий в команде. Бронсон имеет вполне характерный и типический для своей черной кожи голос и выговор, так что когда он говорит, то вопит и одновременно как бы читает рэп. По профессии Бронсон - инженер, а проще говоря - взрывотехник, ответственный за подрыв вражеских строений, минирование сооружений и прочее. Фактически, никакой пользы лично вам приносить не будет, только лишь иногда, исключительно по сценарию, что-нибудь взрывать.
Си Джей Хорнстер (C. J. Hornster) - Хорнстер по характеру скандалист, дебошир и забияка, в команде играет роль "тяжелой поддержки", а именно - управляется с пулеметом "M60", одним словом типичный "крутой парень с квадратной челюстью" из американских боевиков. По сути дела, так же, как и Бронсон, Хорнстер фактически бесполезный член команды, и к тому же берет на себя большую часть "грязной работы", то есть отстреливает вьетнамцев, отнимая у вас заслуженные очки в рейтинге и боевые награды.
Сразу замечу, что авторы включили в команду все стандартные характеры, которые психологи рекомендуют создавать в художественных фильмах для того, что бы они больше заинтересовывали зрителей. Это, на мой взгляд, тоже признак профессиональной работы. Конечно, все ребята в вашей команде, прежде всего солдаты, так что по мере сил и проблесков компьютерного интеллекта они будут обеспечивать вам огневую поддержку (и иногда - мешать). Панель отдачи общих приказов открывается нажатием клавиши END. На ней расположены портреты членов команды и всплывающее меню с приказами. Здесь можно установить типы поведения для своих подчиненных, и отдать набор других приказов, в по большому счету, стандартных для тактических симуляторов. Интеллект ваших бойцов оставляет желать лучшего - иногда они, упершись лбами, по несколько минут шагают друг-другу на встречу, хотя здесь вероятно в большей степени виноват pathfinding. Хотя при этом я не заметил ни одного застревания боевого товарища среди деревьев или камней или чего-либо подобного. Они довольно лихо сигают через поваленные деревья, преодолевают водные препятствия и отстреливаются от врагов. При гибели любого из членов команды, игра заканчивается. Иногда в миссии принимает участи не вся команда, а только некоторые ее члены, а иногда Хокинс вообще выполняет задания в одиночку (как, например, в этих ненавистных туннелях, о которых - ниже). Неформальное общение между членами команды вне поля боя, к сожалению, происходит довольно редко, разве что иногда кто-то из ребят приходит погостить в нашу комнату, но после короткого разговора Хокинс снова остается один. Но, вообще говоря, линейных игровых диалогов во "Vietcong" довольно много. Теперь давайте перейдем к рассмотрению конкретных игровых ситуаций.
Задания
Итак, после всех приготовлений, мы наконец-то выходим на первое боевое задание. Для начала стоит сказать несколько слов о специфике игровых миссий и заданий. Большую часть игрового времени нам придется провести на свежем воздухе, пробираясь сквозь густые джунгли. Карты в игре чаще всего построены по следующему принципу: довольно большое пространство, на котором в беспорядке расположены различные объекты - деревья, скалы, болота и прочие типичные элементы вьетнамского пейзажа, среди которых вам нужно найти проход к цели задания. Обычно это будет маленькая, почти незаметная среди деревьев, тропка. Если ее пропустить, то потом можно довольно долго блуждать по джунглям, так как пространства на картах достаточно большие и без помощи проводника, там действительно можно легко заблудиться. Карты ограничены разнообразными "непроходимыми" естественными препятствиями - все теми же деревьями или скалами. Помимо скал и деревьев в джунглях довольно часто можно встретить закамуфлированные блиндажи, в которых обычно сидят очень злобные пулеметчики, а на открытой местности встречаются окопы, в которых те же самые пулеметчики сидят уже не по одному, а целыми группами. Отдельного упоминания заслуживают и замаскированные ловушки - ямы, на дне которых заботливые вьетконговцы любят устанавливать покрытые ядом колья, а также растяжки с советскими "лимонками". Немедленным результатом попадания в ловушку будет душераздирающий вопль и скоропостижная смерть вашего персонажа, но если вы идете с проводником, он может сообщить вам о том, что впереди ловушка, и вы сможете ее разминировать и избежать незавидной участи.
Впрочем, Вьетнам - это не только джунгли, отдельные локации будут содержать немного другой набор объектов. Это, например, древние развалины...
...или горные районы, с извилистыми дорогами, водопадами, высокогорными деревушками и рисовыми полями неподалеку.
И, наконец, пожалуй, самое неприятное место, в котором нам повезет угодить, это - система туннелей, которые вьетконговцы прорыли под джунглями для того, чтобы незаметно перемещаться по ним, а также для складирования боеприпасов и прочих военных нужд. Часто Хокинсу придется их исследовать, спускаясь туда только с фонарем и пистолетом, чтобы потом часами блуждать там, в поисках выхода. Эти этапы игры иногда просто раздражают. Также меня удивило полное отсутствие каких-либо "жилых" локаций - ни хотя бы небольших городков, ни привычных заводов, ни секретных вьетконговских лагерей - только джунгли и небольшие и чаще всего, брошенные и пустые, деревеньки. Впрочем, все почти миссии очень интересны и разнотипны, и ни в коем случае не следуют принципу "убей их всех". В некоторых миссия нам даже разрешать полетать на вертолете (в качестве пассажира) и пострелять из пулемета, а также прокатиться за рулем джипа до ближайшей деревни. Не Battlefield 1942 конечно, но все же приятно.
В игре нам встретится всего три группы врагов: партизаны, повстанцы и регулярные войска. Это выглядит так. Собственно говоря, одна группа врагов на поздних этапах попросту сменяется другой, более "прокачанной". Если партизаны часто промахиваются и при попадании отнимают совсем небольшое количество здоровья, то регулярные войска, и особенно офицеры, стреляют очень метко и "больно" даже из пистолета. При этом враги не сильно отличаются визуально, но авторы все же постарались снабдить их разнообразными физиономиями, одеждой, головными уборами, голосами, а главное - оружием. Разве что различия эти могли бы быть более разительными, потому что ощущение беспричинного "геноцида клонов" все же преследовало меня на протяжении всей игры. Впрочем, рассматривать вьетгонговцев вам придется только мертвых, так как живые имеют свойство вас очень быстро убивать. С трупа убитого врага вы можете подобрать разнообразные предметы и оружие, которым тот пытался отнять у вас жизнь. В этом плане все по-честному. Если враг стрелял по вам, то в его патронташе будет не хватать ровно столько патронов, сколько выстрелов по вам он сделал. Любой враг несет с собой два типа оружия - "легкое" и "тяжелое" (как и вы) и полный набор патронов к ним. У меня сложилось впечатление, что оружие "выдается" врагам случайным образом - кто-то получает в руки "АК-47", кто-то - дробовик и так далее. При этом трофейное оружие очень быстро становится наиболее часто используемым в игре, так как оружие, которое вы берете в начале миссии, через пять минут оказывается без патронов.
Вот, в общем-то, и все. Напоследок можно сказать несколько слов о других режимах игры. Помимо линейного прохождения кампании вы можете отдельно играть в каждый эпизод составляющих ее миссий,
...а также в так называемые "быстрые битвы" (Quick Battles).
В этом режиме вам придется играть на картах, не входящих в кампанию, и целью игры будет уничтожение всех компьютерных соперников на карте. Перед началом игры вы можете выбрать сторону, за которую будете играть - вооруженные силы США или Вьетконг,
а также оружие, которым будет пользоваться. При этом новые карты и типы оружия для этого режима игры будут становиться доступными вам по мере того, как вы будете проходить кампанию и появляться в зависимости от выбранного уровня сложности. Вообще, выбор уровня сложности в быстрых сражениях влияет на очень многое. Например, при выборе самого сложного режима игры, называющегося "Вьетнам", играть вам придется вообще без HUD (также HUD можно отключить в меню настроек) - все равно убивают с одного выстрела. Многопользовательский режим игры представлен богато
- различные режимы командной игры, CTF и прочие сетевые радости. В многопользовательской игре вы также можете выбирать сторону, за которую собираетесь играть и оружие, которым собираетесь пользоваться, так как оно в прямом смысле слова "на дороге не валяется", как это бывает во многих шутерах.
Графика и звук
Одни тот факт, что для того, чтобы более естественно и натурально воссоздать вьетнамские пейзажи, часть команды Pterodon отправилась в экспедицию во Вьетнам, не может не производить впечатление. Там они сделали множество фотографий, которые впоследствии легли в основу многих игровых текстур, и хотя текстуры смотрятся не совсем правильно "натянутыми" на объекты, получилось довольно живописно.
Игровой "движок", получивший название Ptero-Engine II, обеспечивает достаточно качественную картинку и смотрится вполне современно. Модели персонажей не слишком красивы, но мне понравилась их анимация - красивые полеты на землю в прыжке при команде "лежать!", перелезание через поваленные стволы деревьев и прочие препятствия и, наконец, жестикуляция и артикуляция при разговорах. Хотя вообще, по поводу графики множество разногласий - кому-то она нравится, кому-то - нет, да и системные требования могли бы быть пониже.
Зато звук, и, прежде всего - музыкальное оформление, удалось не то, что на все сто - на все двести! Такого качественного саундтрека в компьютерных играх я не встречал очень давно. На нем, со своими старыми композициями, засветились Deep Purple, The Stooges, The Groupies, а также великие рокеры-шестидесятники. Отменные мелодии можно услышать по радио "Вьетнам", находясь в комнате Хокинса или же во время сюжетных заставок, но во время самой игры музыка, к сожалению, не играет. Зато когда она звучит, хочется на пару минут забыть об игре и просто послушать. Вообще ощущается тенденция, следуя которой по прошествии нескольких лет для компьютерных игр, как и для фильмов, будут создаваться саундтреки с участием самых популярных современных групп. Как обычно, за счет музыки достигает очень яркий "атмосферный" эффект. Остальной звук был сделан чуть хуже, но общего впечатление не портит, и с системой 5.1 знаком не понаслышке.
Все персонажи были озвучены очень харАктерными актерами, так что любой персонаж из команды Хокинса через час игры легко узнается по голосу. Мне довелось увидеть две версии "Vietcong" - одна была со значком "Mild Language", так что в ней, очевидно, все самые крепкие и сальные армейские и солдафонские выражения, остались за бортом, а другая - "Uncensored Edition". В этой не прошедшей цензуру редакции, герои игры матерятся по настоящему, так что знаменитое "fuck" звучит просто через слово - язык действительно становится грубее. Выигрывает ли от этого игра, сказать сложно, тем более, что не все игроки способны, да и имеют желание, вникать в идиоматические глубины английского языка. Жаль, что больше никаких бонусов в не редактированной версии игры мне обнаружить не удалось - хотя она стала немного более кровавой.
Резюме
И все же "Vietcong" - чуть больше, чем просто компьютерная игра. Он имеет свойство нравиться не сразу, но миссию за миссией притягивает к себе все сильнее и сильнее. Нужно время для того, чтобы, так сказать, влиться в игровой процесс и ощутить, что такое Вьетнам на "собственной шкуре". Игра дает возможность это очень четко прочувствовать. Впрочем, не обошлось и без ошибок (например скиптовых), так что сырость продукта, это по сути дела, единственный заметный недостаток игры (хотя я честно пытался их отыскать). Так что факт остается фактом - "Vietcong" - отличная, профессионально сделанная игра, способная доставить любому игроку немало приятных минут. Видно, что разработчики вложили в ее создание душу, а значит играть будет гарантированно приятно...