Metal Gear Solid 2

Автор: HF
Дата: 29.05.2003
Все фото статьи
Разработчик: Konami
Издатель: Konami

Системные требования


Минимальные:

Windows 98, Windows Me, Windows XP или Windows 2000
Pentium III 800 MHz
128 MB RAM
32 MB видео карта, совместимая с DirectX 8.1
Звуковая карта, совместимая с DirectX 8.1
8x CD-ROM/DVD-ROM
1,5 GB свободного дискового пространства

Рекомендуемые:

Windows 98, Windows Me, Windows XP или Windows 2000
Pentium-III 1.5GHz
512 MB RAM
64 MB видео карта совместимая с DirectX 8.1
Звуковая карта совместимая с DirectX 8.1
16x CD-ROM/DVD-ROM
1,5 GB свободного дискового пространства




Введение


Так уж почему-то сложилось, что японцы из "Konami" без особой охоты покоряют, а то и вовсе не стремятся покорять, рынок игр для персональных компьютеров, тогда как к консолям испытывают очень большую приязнь. Но если уж они вдруг решают портировать свое очередное детище на PC - непременно ждите шедевра. Вообще, у меня сложилось впечатление, что любой проект этой команды - безапелляционный шедевр. Европейцы и американцы по каким-то причинам не умеют ТАК делать игры - они ведут себя подобно тому, как будто они уже завоевали весь рынок, и теперь клепают продукцию, что называется, "на волне". Тогда как не разрекламированные на рынке PC-игр японцы стараются брать не количеством, а феноменальным качеством и невиданным искусством исполнения проекта. Как им удается делать такие игры - для меня загадка. Если вспомнить хотя бы "Silent Hill 2", или же просто рассмотреть поближе наш сегодняшний проект - все сомнения в этом факте отпадут сами собой. Несмотря на то, что "Metal Gear Solid 2" был абсолютно скверным образом "переведен" на PC, в него можно и обязательно нужно играть каждому. Таких игр просто больше не бывает. Нужно "через не хочу" заставить себя примириться с кривым управлением и удивительным и незнакомым миром, необычный взгляд на который был создан таинственными японскими мастерами, и играть, играть, играть...

"Metal Gear Solid 2: Substance" - это тот же самый "Metal Gear Solid 2: Sons of Liberty", но переработанный для PC и консолей высокого уровня, ведь изначально игра вышла на первой PlayStation. Без преувеличения можно сказать, что первая часть "Metal Gear Solid" стала одной из самых лучших игр на PS - и что называется "культовой". А сиквел вполне поддерживает и продолжает традиции старшего брата. Появившись на консолях в 2001 году, игра произвела фурор просто вселенских масштабов, так что если бы не такой дилетантский порт на PC, то "Metal Gear Solid 2" можно было бы назвать одной из самых интересных и зрелищных компьютерных игр. Суть игры на первый взгляд банальна. Вам предлагается взять на себя роль очередного супер-шпиона и супер-солдата (даже двух, по очереди), выполняющих задание, результатом которого станет раскрытие ужасного заговора и последующее за ним спасение мира. "Metal Gear Solid" представляет собой трехмерный шпионский экшен (Stealth Action), а также подпадает под тот очень широкий жанр "adventure", в который обычно принято записывать проекты с трудом поддающиеся идентификации и классификации. С первого взгляда на картинки из игры можно подумать, что в ней используется изометрическая проекция - камера следует за персонажем и сама выбирает наиболее удобные ракурсы, но это не так. Все игровые карты трехмерны, так что вы сами в любой момент можете выбрать режим игры - от первого или от третьего лица. И хотя "Metal Gear Solid" некоторым образом напоминает "Splinter Cell", игра отстоит от него на довольно большом расстоянии и превосходит по многим параметрам. Сомнительным достоинством игры (а для кого-то - наоборот), можно назвать наличие в "Metal Gear Solid" анимешных персонажей (хотя в основном это относится к главным героям), а также все эти сопутствующие аниме невероятные прыжки, ужимки и фантастичность, типа отбивания пуль катаной. Хотя, поданы эти моменты настолько красиво и мастерски, что даже я, никогда не бывший фанатом аниме и любителем японских "мыльных опер" был просто потрясен. Итак, чем же "MGS 2" может заинтересовать игрока?

Прежде всего, огромное внимание в игре уделяется диалогам и игровым сюжетным заставкам на движке, которые иногда длятся очень подолгу. Да и вообще, ощущение участия в остросюжетном приключенческом фильме преследовало меня при прохождении "MGS" постоянно. Кажется, что времени для непосредственно игры разработчики отвели существенно меньше, чем для просмотра роликов. Но ролики эти - такого высокого качества, что, смотря их, забываешь обо всем. Недаром игра удобно разместилась на двухслойном DVD - игры такого объема, ну кроме, конечно, Final Fantasy, появляются нечасто. Здесь же - безумной красоты и масштабности спецэффекты, причем не только в видеороликах, но и непосредственно при игре. Визуальный ряд при этом, кстати, мало отличается от роликов - при движении используется эффект "размазанной" картинки и прочие спецэффекты, так что часто бывает непонятно, началась игра или все еще идет ролик, тем более, что заставки сделаны на игровом движке. Но вся красота достигается не за счет качественного освещения, текстур или сложных объектов, а за счет очень подробной, живой и натуральной картинки, неожиданных ракурсов и талантливых режиссерских ходов.

Поражает почти каждая сцена - посмотрите, например, вступительный ролик, где главный герой игры спускается с моста на веревке. Или взять хотя бы поединок вертолета Ка-62 "Касатки" и истребителя Херриера (Harrier), непосредственным участником которого вам придется стать где-то в середине игры. В этом "поединке чести", вам, стоя на большой высоте на полуразвалившемся мостке, при помощи "Стингера", придется сбить самолет, совершающий "бреющие" полеты над вашей головой. Это - что-то невообразимое. Хотя порой создается впечатление, что безумно талантливый режиссер работал с очень ограниченным набором декораций. Виной тому, конечно, консольные корни игры, а также дороговизна создания качественных декораций. Но в любом случае, практически каждый видеоролик или игровая сцена "Metal Gear Solid 2" - это нечто просто сногсшибательное. Не менее сильное впечатление производит постановка экшен-вставок и битв с боссами и не только с ними. Такого, поистине голливудского, невиданного размаха я не встречал еще ни в одной игре. Бои поставлены настолько зрелищно и качественно, что их с удовольствием можно переигрывать по несколько раз. Однажды вам придется сражаться с дочерью одного из русских генералов. Сцена срежиссированна так, что вы не сможете подойти к ней вплотную, и вам придется довольствоваться тем, что успевать стрелять в нее пока она совершает безумные прыжки и перекаты с места на место. Затем она перерубит веревку, удерживающую брезент, накрывающий ящики, и будет прятаться за развивающимся на ветру покрывалом, используя каждую его складку, чтобы прятаться и стрелять по вам. Под конец, она направит вам в лицо прожектор, так что стрелять станет еще сложнее. Одним словом, все это надо видеть.

Второй конек игры - это, конечно, сюжет. "Metal Gear Solid 2" - захватывающая и сложная история, в которой действует огромное количество независимых персонажей и сил, с которыми вам придется столкнуться, и все они алчут достижения своих собственных целей. Разработчики попытались создать множество оригинальных характеров, так что до конца игры вы не будете знать, что у каждого из них на уме. При этом, с одной стороны, игра представляет собой стильный шпионский боевик, пусть даже с немного фантастическим и порою алогичным сюжетом. С другой - она содержит множество сложных психологических, социальных и философских идей, а также немного любовных "мыльных" пузырей и романтики. Так же, как и, например, "Silent Hill", "Metal Gear Solid 2" создавался по принципиально другой схеме, чем все американские и европейские проекты - сначала сюжет, а потом - вокруг него и для него - все остальное. Геймплей уходит на второй план. "Metal Gear Solid" - не игра, а, скорее, первый шаг к тем самым интерактивным фильмам, где вы сами можете оказаться на месте главного героя. Разнообразные события, участником которых вы становитесь, сменяют в игре друг друга с такой скоростью, что к текущей картине событий просто не успеваешь привыкать. Впрочем, подробнее о сюжете игры мы поговорим далее в соответствующем разделе этой статьи.

Сюжет


Вопрос "а вот в какой игре сюжет?" имеет самый простой, логичный, однозначный и очевидный ответ - "за сюжетом - пожалуйте в "Metal Gear Solid". И тут не может быть плюрализма. В прямом смысле слова, если бы по игре вышла книжка, ее стоило прочесть каждому, так что труд сценаристов "Konami" однозначно можно ставить в пример (а также в укор) каждой команде разработчиков. Разве что со съемками фильма в данном случае сложилось бы сложнее, так как публика привыкла практически к любым сюжетным финтам в кино, а вот в компьютерных играх - такого не было точно. Какие выводы? А это значит, что знание английского языка для прохождения игры - обязательно, причем очень глубокое, иначе эффект от игры будет равен нулю. Впрочем, кое-какие моменты, касающиеся сюжета, я попытаюсь разъяснить в этой статье, хотя сделать это, не раскрывая ширмы сюжета, очень сложно.

В игре вам встретится огромное количество ярких персонажей, некоторые из которых пришли из первой части игры, о них я расскажу ниже. Также многие события обеих частей перекликаются, и связанны очень тесно, так что эту связь я также попытаюсь восстановить. Но для начала, выясним, что же такое "Metal Gear" (от перевода я, пожалуй, воздержусь). "Metal Gear" - это некая сверхсекретная "металлическая конструкция", супер-оружие. А фактически - прямоходящий робот, доверху начиненный новейшими технологиями и оружием (даже ядерным), да так, что он в одиночку может превратить в развалины всю планету. Одновременно он может нести до восьми ядерных зарядов. Внешне робот немного похож на песчаного червяка из Дюны - его огромная пасть поделена на три части. Первый прототип "Metal Gear" - "Rex" был создан русским ученым - доктором Петтровичем (Pettrovich). Изначально предполагалось, что гигантский "Metal Gear" должен служить мирным целям, но получилось как всегда - темные личности потянули к нему свои грязные лапы, мечтая с помощью супер-оружия захватить власть и овладеть миром. В первый раз, то есть в первой части игры, их удалось остановить, но не все злодеи понесли заслуженное наказание. Чтобы понять, как началась эта история, на мой взгляд, стоит вернуться к первой части игры и вспомнить события, произошедшие на острове "Shadow Moses", где "Metal Gear" был собран и проходил испытание. Итак, синопсис.

1995 год. Сверхтехнологичное независимое военное подразделение FOXHOUND по просьбе европейских стран посылает своего агента под кодовым именем Gray Fox собрать информацию о новом оружии массового уничтожения, которое, по слухам, может очень серьезно изменить ход истории, если попадет не в те руки. Оружие разрабатывается на деньги лидеров стран третьего мира и, как нетрудно догадаться, речь идет о "Metal Gear". На первый взгляд, командованию важно, чтобы оружие не попало в руки дурных людей. Операция получает название "Operation intrude N313". Но Gray Fox бесследно исчезает во время исполнения задания, и Большой Босс (Big Boss) - директор FOXHOUND посылает на его поиски недавно присоединившегося к подразделению бойца по имени Солид Снейк (Solid Snake). Снейку удается спасти Gray Fox, и тот сообщает ему много интересных фактов о "Metal Gear", который разрабатывается на острове "Shadow Moses". Агент рассказывает, что это двуногий прямоходящий робот, могущий перемещаться по любой местности, и нести огромное количество разнообразного оружия, а главное - на его борту находятся ядерные боеголовки и он способен осуществлять их запуск практически из любой точки земного шара. Когда Снейк, наконец, лично добирается до робота, то все меняется с ног на голову - все бывшие друзья оказываются предателями, так как во главе проекта по разработке робота стоит сам Большой Босс, с которым Снейку приходится сражаться, а в поддержке программы разработок и последующем запуске боеголовок заинтересованы правительства ведущих мировых держав. Снейк решает уничтожить "Metal Gear" собственными силами, но ему противостоит сам Gray Fox, управляющий роботом. Но в конечном итоге нашему герою удается победить и уничтожить мировую угрозу, он становится легендой, но ему приходится "покинуть сцену" и долго скрываться. О многих из вышеуказанных событий будут вести речь герои второй части игры.

Завязка же сюжета второй части игры такова. События "Metal Gear Solid 2" начинаются в недалеком будущем, в 2007 году. На момент начала игры, Солид Снейк, вместе со своим напарником Халом Эммериком, под кодовым именем "Октакон" (Hal "Octacon" Emmerich), являются частью группы ученых под названием "Филантропия" (Philanthropy), ведущих борьбу против разработки и создания железных машин "Metal Gear". Группа старается локализовать и по возможности уничтожить любую модификацию "Metal Gear", вне зависимости от функций, будь то мирных или военных, которые она выполняет, и в чьих руках она находится - доверять нельзя никому. Октакон, добывает сверхсекретную информацию с сайта Пентагона, и узнает, что "Metal Gear" новой модификации "RAY" был разработан для американских морских пехотинцев, и теперь армия США самым секретным образом, на большом корабле, замаскированном под танкер, перевозит робота в новое, одному Богу известное, местоположение. Снейк получает задание визуально удостовериться в существовании робота, а затем сделать несколько снимков, для глаз, так сказать, общественности, то есть собрать улики. Перехватить танкер, решено на реке Гудзон, так что первая часть действия игры, да и вторая, впрочем, тоже, развернутся неподалеку от Нью-Йорка. Снейк проникает на корабль, но тут оказывается, что не одному Снейку этой дождливой ночью понадобился "Metal Gear". Над кораблем зависает стая "Касаток", откуда по лестницам спускаются несколько групп вооруженных наемников, быстренько вырубают охрану и берут корабль под свой контроль. Ситуация обостряется. Кто-то собрался умыкнуть Metal Gear и использовать в своих, несомненно, грязных целях. По вооружению и экипировке вторгшихся солдат, Снейк определяет, что они русские. Тут то, после получасового ролика, нам, наконец, предлагают взять управление Снейком в свои руки.

Вообще, на протяжении всей игры, а особенно на поздних этапах, будьте готовы к тому, сюжет будет выделывать такие кренделя, что вам придется привыкнуть к тому, что мир каждую секунду будет переворачиваться с ног на голову и на оборот, причем скорость сиих акробатических маневров будет возрастать пропорционально приближению к финалу. Меняться будут друзья, меняться будут враги, меняться будет даже общее представление о мире, окружающем героя, меняться будет информационное наполнение игры. С самого начала непонятно, какую игру по отношению к Райдену (второй главный персонаж игры) ведет Снейк. То он наш друг, то он оказывается в союзе с нашими врагами, которые на самом деле враги только на первый взгляд, то... в общем сами увидите. Главный вопрос - как же все это воспринимать? Как футуристический шпионский триллер с легким налетом аниме и философских и социальных размышлений. К сожалению, а может быть, и к счастью, разработчики не смогли удержаться от сериальности и "мыла", свойственного аниме. Нам придется по полчаса выслушивать излияния души и рассказы о трудном детстве очередного персонажа, который пытается нам все это поведать в самый не подходящий момент. С другой стороны, если их игнорировать, то есть риск пропустить важнейшую сюжетную информацию, скажем о происхождении главного героя, или о том, что заставило очередного злодея ступил на путь злодейств. Часто длинные диалоги происходят по нанокоммуникациям, то есть по радиосвязи, имплантированной в тело. В этом случае вы видите только физиономии говорящих.


К счастью, абсолютно все диалоги сопровождаются субтитрами, так что схватывать речь на лету не придется, но как вы понимаете, глубокое знание английского языка обязательно.

В игре авторы пытаются развивать и анализировать проблемы глобальной информатизации, проблемы понимания демократических и гражданских свобод личности, проблемы семьи и самоидентификации, проблемы отношения к политике и обществу, проблемы осуществления власти одними индивидами над другими и еще массу вопросов. Вообще социальный и философские аспекты сюжета игры очень и очень сильны, именно они, пожалуй, наиболее ярко и выразительно проходят красной линией через всю игру. Разработчикам удалось создать сюжет сильно похожий на "Матрицу", переворачивающий все наше представления и взгляды на действительность, но "матрицу" могущую случиться в реальном мире, в реальных обстоятельствах, благодаря действиям алчных политиков и тончайшей политической игре. Сюжет игры делает такие повороты, от которых захватывает дух, хотя многие из них в конечном итоге выглядят не совсем реально и логично, но это же только игра. Упрекнуть сценаристов хочется только в одном - игра абсолютно линейна, хотя проходить ее по второму разу будет все же приятно. Разработчики попытались создать для этого все условия - набор дополнительных сценариев "Истории Снейка", несколько сот уровней-ситуаций в виртуальной реальности и прочее.

Персонажи


Ну вот, вроде кое-что стало проясняться. Давайте теперь рассмотрим характеры ключевых персонажей игры. Начнем с того, что в "Metal Gear Solid" 2 целых два главных героя, действующих по очереди. Игра разделена на две части, причем проходить их можно как оба эпизода вместе, так и по отдельности, выбирая соответствующий режим в главном меню. Героем первого эпизода, действие которого будет разворачиваться на танкере, является главный персонаж первой части игры Солид Снейк.

Солид Снейк (Solid Snake)


- его настоящее имя и происхождение неизвестны или засекречены в соответствии с директивами военных. Наемник, бывший член FOXHOUND. Известно, что он - легенда, и одна из самых невероятных "боевых машин", существовавших на земле. Его невероятные боевые качества были проверены и подтверждены во время операции на "Shadow Moses". Одним словом - супер боец с суперспособностями, способный решить любую задачу.


Солид Снейк покинул FOXHOUND после событий на "Shadow Moses", и продавал свои навыки по всему миру, совершил много громких заказных убийств и ушел на покой, став членом группы "Филантропия". Пока Снейк находился на службе в FOXHOUND, когда она еще была под началом Большого Босса, ДНК Снейка было клонировано, и у него появилось два брата - близнец Ликвид Снейк (Liquid Snake) и Солидус Снейк (Solidus Snake), который на самом деле может быть самозванцем. Военные хотели создать еще несколько универсальных солдат, но вот химические братья унаследовали лишь плохие черты характера Снейка, так что будут оба они фигурировать в игре как отрицательные персонажи. О них мы поговорим ниже. По крови Снейк наполовину японец, наполовину англичанин...


...(забавное анимешное сочетание, но все же Снейк выглядит получше Райдена). Впрочем, приключения Снейка - это только пролог истории. Основное действие игры будет происходить через два года после гибели танкера с "Metal Gear", "как бы" устроенного Снейком в конце первого эпизода нашей истории. И проходить вторую часть игры мы будем в компании совсем другого агента.

Райден (Raiden)


- герой второй части также очередной суперсолдат FOXHOUND. Он будет действовать на нефтедобывающей вышке "Big Shell" расположенной в Тихом океане, и именно его приключениям будет посвящено основное игровое время. Все подробности биографии нашего героя будут открываться по мере прохождения игры, так что приводить их здесь не имеет смысла. Настоящее имя Райдена - Джек, фамилия не известна. Кодовое имя происходит от названия японского истребителя, и символизирует идеальное и мощное оружие, бьющее точно в цель. Прошлые заслуги Джека покрыты завесой мрака, но раз уж попал в такое серьезное учреждение, значит, было за что - просто так в FOXHOUND не попадают. При этом, на мой взгляд, Райден обладает слишком уж субтильной и женственной внешностью.


Рейден заявляет, что никогда не был на реальном поле боя, а перед началом операции проходил тренировки только в виртуальной реальности (мы их тоже сможем пройти, выбрав соответствующий пункт в главном меню игры). Вообще, множество занимательных фактов из биографии Джека, а их - немало, здесь открывать не стоит - кое о чем вам лучше раньше времени не знать.

В группу поддержки Райдена входят два человека - полковник Рой Кэмпбелл (Roy Campbell) и Роза (Rose) (у Снейка был один Октакон). Полковник - один из лидеров FOXHOUND, занявший место Большого Босса, в данный момент руководит всей операцией. Участвовал в операции на Острове и довольно хорошо знает Солид Снейка и после того, как тот исчез, охотится за ним по всему миру. До формирования FOXHOUND Кэмпбелл служил в американской морской пехоте, "Зеленых беретах" и отряде "Дельта".
Другой помощник Райдена - Роза. Она - архивист и отвечает за сохранение данных о выполнении миссии Райдена (то есть фактически сохраняет игру). В реальной жизни (если таковая вообще существует) Роза - подруга Джека и поэтому постоянно достает его разговорами на личные темы.

Налицо два эпизода одной истории, причем с разными главными действующими лицами. Впрочем, среди недокументированных возможностей игры - прохождение второго эпизода Снейком, а первого - Райденом. Да и пути самих героев будут очень часто пересекаться на "Big Shell", мало того, в определенные моменты они даже будут действовать сообща. Теперь пара слов о тех, кто будет нам противостоять. Отрицательных персонажей в игре также очень много, при том все они - один другого хуже и отрицательней, но до конца игры (и даже после него) остается непонятным, кто же все-таки наш главный друг и кто же все-таки наш главный враг. Полагаться в этом мире нельзя абсолютно ни на кого, даже на самого себя. Итак...

Ликвид Снейк (Liquid Snake) - химический брат Солид Снейка, полученный из его ДНК путем аналогового клонирования, так что у них была общая мать и они похожи, как две капли воды. По характеру, жизненным убеждения и моральным взглядам - полная противоположность Солид Снейку. Воспитывался в Британии и основные боевые навыки получил в "MI5". С самого раннего возраста, как все настоящие бойцы, участвовал в боях и убивал людей. В отличие от брата, никогда не находился на официальной службе и всегда был наемником. Присоединился к FOXHOUND, после того, как организацию покинул Солид Снейк. Теоретически Ликвид умер в первой части, но перед смертью Большой Босс велел взять его ДНК. От трупа Ликвида быт отчленена рука, которая, по идее, и содержит все его навыки, характер и наследственную информацию. Считается, что все это было спланировано самим Ликвидом, чтобы получить вторую жизнь. Отрезанную руку поспешил пересадить себе наш следующий герой - Револьвер Оцелот.

Револьвер Оцелот (Revolver Ocelot)


- известный также под именами General Ivan, Crazy Ivan и Shalashashka. Одно из центральных действующих лиц, как первой, так и второй частей игры. Кончено же, бывший русский спецназовец (боятся их!), специалист по скрытым убийствам, саботажу и контрразведке. Работал в КГБ, а после развала союза в ФСБ, откуда и был завербован в FOXHOUND Большим Боссом. Одевается как ковбой и феноменально стреляет из револьвера по-ковбойски с одной руки. Не любит тратить пули понапрасну, поэтому старается задеть как можно больше мишеней рикошетом. Причина, по которой он пришил себе руку Ликвид Снейка, объясняется довольно просто. Когда-то Ликвид в виртуальной реальности проходил тренировки по управлению "Metal Gear", и теперь рука "знает" как управлять роботом, поэтому "ковбой" и имплантировал себе чужую конечность, хотя для самого Оцелота это порой заканчивается не слишком хорошо. Ликвид прячется в руке и ждет момента, чтобы вырваться на свободу. Как видно, разработчики решили не отступать от классической концепции, или же еще не слыхали еще, что времена "красной угрозы" уже прошли. Тому же в подтверждение ими был введен еще один противоречивый "русский" персонаж - сибирячка Ольга (Olga), дочь русского генерала и командирша отряда спецназа, которая к концу игры обнаружит совсем уж невероятные способности. Но об этом я умолчу. Оказывается, что чаяниями Револьвера "Metal Gear" распространился по всему земному шару, и технология его создания стала доступна всем, кто сможет заплатить достаточно денег, даже частным лицам. Во второй части игры Оцелот сотрудничает с еще одной грязно-темной, как турецкое кофе, личностью - Солидус Снейком.


Солидус Снейк (Solidus Snake) - третий брат-Снейк, "сбалансированный Снейк" (очевидно по характеру и способностям), и по идее за счет этого самый сильный. Носит невероятный защитный костюм, оборудованный электрифицированными щупальцами.


И это - далеко не полный список даже основных персонажей игры и сложнейших систем взаимодействующих сил. Здесь же функционирует смертоносная "Dead Cell" - четыре бойца с паранормальными и сверхчеловеческими возможностями, а также таинственные "Патриоты" ("Patriots", или по-другому, "la-li-lu-le-lo") - организация из двенадцати человек, в чьих руках, по слухам, находятся невероятные возможности. "Игры патриотов" - пожалуй, и есть главный аспект сюжетной подоплеки игры.

Игровой процесс


Здесь я хотел бы обозначить некоторые особенности игрового процесса "Metal Gear Solid", тем более, это будет важным для тех, кто не имеет представления о шпионских экшенах вообще. Как уже стало понятно, игра представляет собой один огромный уровень,


поделенный на небольшие участки-локации, подгружаемые по мере того, как мы в них заходим. Хотя загрузка локаций, так же как и загрузка сохраненных игр, проходит так быстро, что ее почти не замечаешь. В начале игры перед нами ставится глобальная цель, такая как, например, выход на визуальный контакт с "Metal Gear" в эпизоде Снейка, и нам следует двигаться к ней, любым из возможных способов преодолевая препятствия в виде охранников, пытающихся нас остановить, или других обстоятельств. В процессе игры достижение глобальной цели будет разбиваться на множество подцелей, то есть текущих заданий, выполнение которых приблизит нас к достижению глобальной цели. Тут-то как раз и проявляется приключенческий элемент игры, так как нам довольно много придется выполнять чисто "адвенчурных" заданий. Каким образом вы придете к глобальной цели - не имеет значения. В нашем распоряжении будет находиться боец, Снейк или Райден, который несет с собой определенный набор оружия и шпионской экипировки, которую вы можете использовать на свое усмотрение. Вы можете методично убивать всех врагов во всех локациях,


а можете, наоборот, неслышно прокрадываться у них за спиной и, будучи бесшумным убийцей, устранять только ключевые фигуры. Или же можете с помощью пистолета с усыпляющими капсулами только нейтрализовывать врагов на время - один бесшумный выстрел и вражеский охранник отправляется на встречу Морфею минут на десять реального времени. Выбор - за вами.

Попадая в очередную локацию мы, при помощи радара в правом верхнем углу экрана, без существенных изменений перекочевавшего из первой части игры, можем оценить обстановку на ней и выработать план ее прохождения. На радаре нам демонстрируется схематичная карта локации, все перемещения охранников по ней, и даже направление их взгляда и текущее состояние - внимательное и подозрительное или же обычное. Поведение врагов в бою достаточно интересно. Выполняя рутинные патрульные задания, они перемещаются по неизменным маршрутам, которые можно проследить по радару, и осматривают всегда одни и те же уголки. При этом они умеют реагировать на различные шумы, на тень Снейка, на кровавые или влажные следы на полу (скажем от трупа) или даже на мокрую картонную коробку, в которой прячется Снейк. Определив, что на территории объекта объявился кто-то посторонний, охранники не замедлят сообщить об этом по радио командиру группы, который вышлет подмогу. В случае если была поднята тревога, радар отключается (считается, что по нему Снейка вычислят в момент), а вместо него появляется индикатор тревоги, показывающий, насколько скоро она уляжется. Вновь прибывшее подкрепление начнет дотошно патрулировать каждый уголок территории. Впрочем, участок, который они прочесывают, обычно не так велик. Если вышедший на связь охранник вдруг перестанет отвечать на запрос базы, или перестанет, вашими чаяниями, регулярно докладывать ситуацию, группа поддержки также будет выслана немедленно. Так же, как в "Splinter Cell" врагов можно брать в захват и использовать в разных целях - на анализаторах сетчатки глаза или как заложников. Также, у поверженных или бесчувственных врагов можно забирать "Dog Tags" - личные идентификационные солдатские жетоны, чтобы потом любоваться ими в главном меню и вспоминать былые победы. Врагов можно держать на прицеле и отбирать у них амуницию и оружие.

Со времен второй части главный герой научился очень многим фирменным "фишкам" - теперь он умеет совершать кувырки и перекаты, делать прыжок-колесо, карабкаться на различные возвышенности, висеть на руках, держась за перекладины и поручни, плавать,


перетаскивать трупы (и выбрасывать их за борт), выглядывать и стрелять из-за угла и прочее. Также, например, появился режим вида от первого лица, причем его можно перманентно включить в меню настроек и проходить так всю игру. Можно стрелять по лампочкам или трубам с горячим паром, чтобы избавляться от преследователей. Можно прятаться во многих неожиданных местах. Мне очень понравилась идея с большой картонной коробкой, находящейся в инвентаре, в которую можно прятаться и перемещаться меленькими перебежками незаметно для врагов.


Причем умные враги реагируют на неожиданное появление мокрой коробки в помещении или же сухой во время дождя на улице, поэтому в нашем распоряжении имеется целый набор коробок для различных полевых условий. Вообще, при прохождении можно изобрести массу разнообразных интересных трюков, так как набор шпионских приспособлений и видов оружия в игре довольно велик, и довольно оригинален. Среди оружия вы найдете - меч-катану, пистолет, транквилизатор, винтовку M4, автомат AK-47, снайперскую винтовку PSG1 и ее модификацию PSG1-T (оборудованную транквилизатором), осколочные и другие виды гранат, гранатомет RGB6, переносную установку с управляемыми ракетами Nikita, ракетницу Stinger, настенные мины Claymore и взрывчатку С4, дезодорант-заморозку (Coolant) для мин или для пробуждения спящих. Набор шпионских предметов также велик - рационы и бандажи (восстанавливают здоровье), термальные очки (Thermal Goggles), различные сенсоры движения и детекторы взрывчатки, бинокль, фотокамера, коробки для прятанья, мобильный телефон, глушитель для пистолета, сигареты, дым которых позволяет различить инфракрасные лучи и прочее. Также еще одна вещь, пришедшая из первой части - медицинский препарат "Пентаземин" - успокоительное, предотвращающее непроизвольные мышечные спазмы. При игре на высоких уровнях его следует использовать при стрельбе из снайперской винтовки. Наш герой будет спокоен, как танк, его руки, а, следовательно, и прицел не будут дергаться, так что выстрел получится очень точным.

Ну и пара слов - о боевой системе. Вот на этом самом моменте и выходят на сцену те самые "проблемы с управлением". Среди наших читателей вряд ли отыщутся счастливые обладатели трех, а лучше пяти конечностей, а именно столько вам и потребуется для комфортной игры, так как нормальному человеку справится с таким объемом управляющих клавиш, бывает подчас сложновато. Все начинается с выбора оружия - нажимаем и удерживаем клавишу выбора оружия, стрелками выбирая нужный вид.


Оружие бывает двух типов. Первый тип можно использовать без обязательного включения режима от первого лица. С ним можно свободно перемещаться по локации и стрелять, пользуясь автоматическим наведением или же включая и удерживая режим от первого лица. Автонаведение работает в случае, если вы подходите к врагу и поворачиваетесь к нему лицом - вам остается только постоянно нажимать клавишу стрельбы, пока враг или вы не умрете.


Использование режима от первого лица требует постоянного удержания клавиши его включения и намертво "заклинивает" управление перемещением персонажа, так как стрелки отвечают за наведение прицела. То есть фактически, если вы захотите сменить позицию или уйти от огня, то вам придется отключать этот режим или менять оружие. Игра вообще не знает, что такое мышь, так что целиться придется с клавиатуры. А теперь представьте, сколько времени и здоровья вы потратите, целясь с клавиатуры по движущимся мишеням. А если в пылу боя вам потребуется применить аптечку? Ко всем операциям добавляется удерживание еще двух клавиш. Снайперская винтовка, ракетницы и многие другие виды оружия требуют обязательного использования режима от первого лица. При применении многих предметов также включается режим от первого лица. Все это консольные пережитки, и к ним довольно быстро привыкаешь, но только если сильно заинтересуешься игрой. Хорошо, что хоть с исполнением различных акробатических номеров,


типа ползанья, кувырков или влезаний на ящики, дело обстоит попроще. Врагов, кстати можно бить руками и ногами, для этого достаточно подбежать к ним и нажать соответствующую клавишу.

Трупы тех, у кого вы отняли жизнь, обычно содержат много интересных вещей типа патронов или оружия. Производить обыск тела обычно следует по нескольку раз. Перетаскивать и обирать трупы можно клавишей действия. Это, что касается сражений с обычными охранниками. Отдельной группой стоят битвы с боссами, о которых я упоминал в начале статьи. Боссов обычно требуется убивать каким-либо изощренным способом или используя особую стратегию, так как часто простые пули на них не работают. Впрочем, битвы, и особенно с боссами во второй части игры утратили свою значимость, особенно на низших уровнях сложности они проходятся уж слишком легко, притом, что выглядят совершенно невыполнимо. Массовые убийства почему-то заменили радости сложнейших и запоминающих побед в первой части игры. Уж слишком много неправдоподобия обнаруживается во второй части "Metal Gear Solid" - чего стоит хотя бы битва с тремя боевыми машинами "Metal Gear" сразу или массовые убийства бедных ниндзя перед этим.


Авторы в угоду зрелищности, на мой взгляд, поступились реализмом и логичностью всего происходящего на экране.

Вообще, как вы уже поняли, игра очень многопланова и запутана - в ней переплелись и аниме, и экшен бондиановского толка, и любовные и дружеские отношения, завязывающиеся между персонажами, и обнаружение неожиданного родства и прочее, но порою я мне казалось, что игре не хватает серьезности или убедительности, что ли. "Не верю!" - как говорил Станиславский. Что-то от комиксов то и дело мелькает в ее сюжетных сценах и ситуациях, так что порою меня терзали сомнения - в какую игру мы играем - то ли в "MGS", то ли в "NOLF". Особенно это было явно, когда речь зашла про одного из боссов - толстяка-подрывника с отдышкой, который катается на роликах и то и дело падает.


Потом, вообще оказалось что он, якобы, аж в десять лет собрал атомную бомбу... Уж слишком это контрастирует с остальным содержанием игры, да так, что иногда кажется, что все происходящее - фарс и нескончаемая пародия. Или Солидус Снейк, двумя мечами атакующий огромного робота - впрочем, это скорее пережитки аниме, японцы всегда испытывали слабость к такого рода вещам.


Здесь же, еще одна веселая парочка - бессмертная негритянка с неправдоподобно огромной пушкой "из комиксов" и вампир, беззаботно ловящий пули лбом и животом, по случаю того, что он уже умер один раз и ему терять нечего. Впрочем, "фантастическое" разнообразие - это тоже хорошо, смотря, как вы воспринимаете игру. Еще мне показалось, что игре очень не хватает интерактивных диалогов, но это так, к слову.

Вообще, "Metal Gear Solid" перенял от "старшего брата" очень многое. Например, те же радио-переговоры по нано-комуникациям CODEC с другими персонажами.


Снейк беседует с Октаконом, дающим некоторые советы по прохождению, Райден - с Полковником, который выдает ему дальнейшие ценные указания; на различных частотах вдруг возникают и другие личности - враги или тайные доброжелатели. Сохранение игры - и то делается по радиокоммуникациям. Для этого вам нужно открыть экран коммуникаций, выбрать для связи частоту персонажа, отвечающего за сохранения игры (Октакон для Снейка и Роза для Райдена). Появится диалог, в котором вы сможете выбрать опцию сохранения игры. Октакон при этом будет травить получасовые байки, взятые из японской философии, а Роза - донимать Райдена разговорами на "личные" темы. Когда кто-либо будет вызывать вас на связь, на экране будет появляться соответствующий значок и откроется экран коммуникаций. В случае смерти главного персонажа по сетям нано-коммуникаций пронесется такой знакомый по первой части вопль "Сне-е-е-ейк!" или "Дже-е-е-ек! Но-о-у!", исполняемый на разный лад и разными персонажами. На этом, пожалуй, и все...

Графика и звук


О чем здесь можно сказать? Конечно, о видео - просто кинематографического размаха. Только представьте себе огромного робота, ныряющего с борта тонущего танкера, и ролики, очень близкие к реальному видео по качеству и спецэффектам, длящиеся по двадцать минут в буквальном смысле этого слова. В каждом из них - и оригинальный сюжет, и масса спецэффектов, и неожиданные ракурсы, и выверенные вторые планы и бекграунды, и, конечно, феноменальное внимание к анимации и лицам персонажей. В главном меню разработчики сделали специальный раздел, где видеоролики можно посмотреть отдельно от игры. При этом вы можете менять главное действующее лицо ролика по своему желанию, или выбирать случайным образом из всех моделей персонажей игры. Вообще-то, "киношные" корни игры чувствуются буквально в каждом ролике. Хотя в игре поддерживаются высокие разрешения (до 1600х1200)


утверждать, что ее графическое оформление сделано на высоком уровне нельзя, ибо текстуры - бледны, а большинство объектов - схематично.


Как уж говорилось выше, основная красота достигает за счет очень качественной "постановки" и дизайна локаций, и за счет внимания к мелочам и деталям, которые в свою очередь формируют очень живую картинку. Например, когда вы бегаете по узкими переходам между различными частями "The Big Shell", сотни вспугнутых чаек устремляются в небо, окрашенное маревом заката в красно-серые тона. Все "виды" и ландшафты в игре сделаны на шесть баллов из пяти.

Звуковая дорожка к игре была создана Гарри Грегсоном Вильямсом (Harry Gregson Williams), и она очень неплохо подчеркивает настроение игры, есть и просто великолепные треки, хотя по уровню до других шедевров "Konami", типа того же "Silent Hill 2", не дотягивает. Можно отметить отличное озвучание абсолютно всех (!) диалогов в игре. Трехмерный звук в игре поддерживается, но проявляет себя слабовато. Ни о каких EAX или 5.1 речи не идет. В общем, звуковое оформление, за исключением музыкального, находится на посредственном уровне.

Резюме


Итак, сиквел легендарной "Metal Gear Solid" удался на славу и вполне поддерживает тот почти недосягаемый, высочайший уровень, что удалось взять первой части игры, и даже хорошо, что вторая часть игры унаследовала от первой очень много вещей. Те же продолжительные и великолепные видеоролики и сюжетные заставки, тот же захватывающий сюжет и глубоко проработанные характеры персонажей. Перед нами разворачивается сложная, захватывающая, запутанная и увлекательная история. Среди очевидных минусов игры можно отметить только отвратительного качества портирование - очень жаль, что мы получили такое кривое управление и не оптимизированный движок. Хотя, несмотря на неподдающийся дрессировке контроллер, мне удалось успешно пройти игру, играя на клавиатуре, но в идеале, конечно, лучше всего иметь консольный джойстик - геймпад. В очередной раз японцы показали, кто есть кто на рынке компьютерных игр - европейцы и американцы клепают ширпотреб, а они - если уж сделают игру, так сделают. Очень жаль, что такие масштабные проекты чрезвычайно редко достигают пределов нашего рынка, но те, что все же оказываются здесь, видеть надо обязательно. Не пожалеете...

P.S. В коробке с игрой можно найти бонус-DVD-диск "Создание "Metal Gear Solid 2" - ответ на тот самый вопрос - "как же все-таки они делают ТАКИЕ игры?"