Vietnam: Line of Sight

Автор: HF
Дата: 07.07.2003
Все фото статьи
Разработчик: nFusion
Издатель: Infogrames

Системные требования


Минимальные:

Windows 95, Windows 98, Windows Me, Windows XP или Windows 2000
Pentium-III 550 MHz
128 MB RAM
32 MB видео карта, совместимая с DirectX 9.0
Звуковая карта, совместимая с DirectX 8.0
8x CD-ROM/DVD-ROM
500MB свободного дискового пространства

Рекомендуемые:

Windows 95, Windows 98, Windows Me, Windows XP или Windows 2000
Pentium-III 1GHz
256 MB RAM
64 MB видео карта, совместимая с DirectX 9.0
Звуковая карта, совместимая с DirectX 8.0
16x CD-ROM/DVD-ROM
500MB свободного дискового пространства




Введение


Игра, которую мы рассмотрим сегодня, относится к популярному жанру "патриотический FPS про войну", в котором основной упор часто делается на реализм, правдоподобную обстановку и относительную историческую достоверность событий игры. Что ж, как следует из названия, Вьетнам - так Вьетнам. Это вполне достойная почва для подобных спекуляций, жаль, что уже чрезвычайно заезженная. Игры практически всех жанров про эту, "главную войну", выходят на свет с установившейся и даже пугающей периодичностью. Существует опасность того, чтобы игрок не "переел", и у него не случилось бы расстройство игровых аппетитов, ведь одних игр различных модификаций и под разными названиями, но обязательно содержащих слово "Вьетнам" или сходное с ним, в недавнем времени случилось аж четыре штуки. И ладно бы, машина, производящая "Вьетнамы", вдруг остановилась, образовалось бы затишье - тут уж грех не подхалтурить, но нет, разработчики выбрали самое, казалось бы, бесперспективное время для выпуска игры. Сложилась интересная ситуация, когда на рынок почти одновременно было выпущено сразу две очень похожих игры "Вьетконг" (Vietcong) и "Вьетнам" (Line of Sight - Vietnam), рассматриваемый нами сегодня, так что было довольно интересно наблюдать за их судьбой и сравнивать их. Если "Вьетконг" стал тонким, почти психологическим шедевром, то "Вьетнам" - добротно сделанный и непритязательный середнячок. Всего - по минимуму, но только того, что надо, без лишних глупостей. Полтора десятка жесткого, ни на секунду не прекращающегося экшена (миссии разделяются лишь коротеньким резюме), но не зубодробительного, а требующего недюжего терпения, внимательности, армейского чутья и утомительной тренировки перед боем. Что ж, имеем самый правильный принцип - не можем взять игрока оригинальностью, будем брать приступом.

В принципе, "Вьетнам" - это все тот же самый "Вьетконг", только лишенный романтического заднего плана, что выделял последнего из ряда других игр "про Вьетнам". Здесь вы видим те же самые джунгли, тех же самых перемазанных камуфляжным гримом коричнево-зеленых солдат, пробирающихся среди лиан - отключите интерфейс и я вряд ли с уверенностью смогу сказать, какая именно игра идет у вас на экране. "Идеологически", то есть по характеру игрового процесса, "Вьетнам" также несколько отличается от "Вьетконга". Сюжет в нем низведен до вступительного текста, а также двух живых видео, в начале и в конце игры, а игровой процесс существенно упрощен - миссии похожи, как родные братья, менее интересны и абсолютно однообразны. Это как раз тот случай, когда разработчики создали "просто игру", лишенную души и живости. Одним словом, лишенный таких свежих и атмосферных вьетгонговских "тылов", "Вьетнам" невыгодно отличается от "Вьетконга" и не выделяется из ряда себе подобных вообще ничем. Это - минусы. Теперь плюсы.

Родной графический движок "z3D" обеспечивает превосходную картинку, притом, что он абсолютно не требователен к аппаратным ресурсам. Практически все игровые миссии являют собой этот уже набивший оскомину нескончаемый лес, то бишь джунгли, но нельзя не признать что это очень и очень прилично сделанные, правдоподобные и по-настоящему враждебные и неуютные вьетнамские джунгли. Допускается вид от первого и третьего лица,


причем для игры вполне пригодны оба варианта, что встречается в наше время крайне редко. Игра во "Вьетнам" потребует от игрока гораздо больше усилий, так как при запуске реалистичного режима игра становится очень сложной и жесткой, хотя враги и не блещут интеллектом, они сумеют задать жару даже самым умелым игрокам. В большинстве миссий игры нам придется руководить не одним, а сразу двумя персонажами, прямо как в настоящем командном First Person Shooter (странно, почему только двумя?). Для руководства компьютерным сослуживцем существует традиционное меню приказов, а также, в боевого товарища можно "вселиться" лично, то есть фактически нам разрешают менять основного персонажа игры. Также интересной особенностью "Вьетнама" можно назвать наличие статистики у ваших персонажей. Не трудно догадаться, что статистика, боевые навыки и звания солдат будут расти в бою, но не линейно, а только лишь по мере прохождения миссий. Но довольно вступлений - перейдем к делу...

Затерянные в джунглях


Подробно останавливаться на сюжете игры в данной статье смысла не имеет, так как он легко укладывается всего в несколько строк. Представьте себе антуражи джунглей Вьетнама (думаю, это не составит вам труда, благо источников предостаточно), и одинокого героя, затерянного в этих невеселых обстоятельствах. Главный персонаж игры по имени Крис Иган (Chris Egan), боец сверхсекретного диверсионного подразделения, действовавшего в тылу врага, как это часто бывает (вот, еще одна замечательная байка, рассказанная нам Голливудом), оказывается вдруг совершено один на враждебной территории в окружении врагов. После аварии вертолета, Иган - единственный спасшийся с его борта, но, как это опять-таки часто бывает, он остается без оружия, без провизии и без живых людей (ну кроме косоглазых, конечно) вокруг. Единственный выход в данной ситуации, как показывает практика (основанная, в основном, на кинофильмах) - это начинать свою маленькую войну против враждебного мира и стремиться обрести свободу любой ценой. Наш герой пытается пробиться к своим, минуя заросли, кишащие злобными вьетконговцами, в лучших традициях самого великого Арни, в одиночку одолевая целы орды врагов, коим волею слепой судьбы не повезло оказаться на службе у дядюшки Хо, а не в рядах войск Самой-Демократической-Страны-в-Мире. Пробившись к своим (нам об этом расскажет краткое описание событий), Иган продолжает выполнять задания штаба,


пока, наконец, не получает заслуженный дембель в конце игры.


На этом лирическое отступление можно считать законченным, так как начинаются суровые армейские будни.

Характер прохождения "Вьетнама" напрямую зависит от того, какой режим игры вы выберете в настройках игры. Режима всего два - реалистичный или аркадный.

В первом случае любой персонаж в игре может быть убит с одного-двух выстрелов, как в жизни, со сноской на то, что в реально жизни, ни на одной войне, ни один нормальный человек, даже сам великий снайпер Василий Зайцев не мог бы перебить столько народу в одиночку. Это физически невозможно. Ведь в этом случае прохождение представляет собой в сплошную муку - миллиметр за миллиметром прочесывать местность в поисках снайпера. А если на дворе ночь? Простая арифметика. Сколько времени займет прохождение "ночной" миссии, если на поиск и отлов снайпера в темное время суток уходит порядка пяти минут реального времени (без учета загрузок игры после неудачи), если всего на каждом уровне можно встретить их порядка двадцати.


Делайте выводы. Второй режим, более привычный для среднестатистического игрока честно именуется аркадным - персонажи могут быть убиты с нескольких выстрелов - один словом все то, к чему мы привыкли в других шутерах.

В своих скитаниях наш герой обретает соратника, спасши его во время одной из миссий. Так в игре проявляется командный режим в игре. Команды "отряду" можно отдавать, открыв специальное меню. В меню видим стандартный набор приказов - лежать, встать, следовать и прочее. В бою они практически не используются. Еще одна деталь неизвестного предназначения - информационная панель с характеристиками персонажей и их звания - на что это влияет их роста остается абсолютно непонятным. К слову, разработчики сформировали довольно интересную парочку. В руках у вашего персонажа в начале миссии будет снайперская винтовка


(без нее о прохождении большинства миссий можете забыть), а у сослуживца - "тяжелая поддержка" в виде пулемета. Но не дай Бог вам начать контролировать персонажа с пулеметом. Компьютерный "гений" со снайперской винтовкой в руках стопроцентно пропустит всех вражеских снайперов и ваша смерть и надпись "Game Over" не заставит себя ждать и минуты. Хотя сражается соратник неплохо, как и приличествует компьютерному вояке - некоторых врагов замечает еще издалека, некоторых не видит прямо у себя под носом, но в общем - обеспечивает вам неплохую поддержку. При этом товарищ ваш, довольно сносно исполняет ваши команды и даже ухитряется не потеряться при перемещениях. Ситуация в корне меняется, если вы перейдете на бег - тут он отстанет практически сразу и вам придется переключаться на него и догонять убежавшего сослуживца. Но помните, что если долго бежать, то наш герой рано или поздно остановится и начнет задыхаться. Чтобы этого не допустить, следует внимательно следить за индикатором усталости рядом с его портретом и свести перемещения бегом к минимуму, так как пока герой восстановит силы, ему они могут не пригодиться в силу того, что он будет уже мертв.


Все миссии в игре делятся на три типа - дневные, ночные и прочие. Здесь можно сделать две ремарки. Разработчики, задавшись целью создать вокруг игрока максимально реальную обстановку, действительно создали великолепные, действительно темные ночи, когда действительно НИЧЕГО не видно.


Поэтому при прохождении ночных миссий вам придется освоить крайне интересное занятие: получасовое изучение местности в поисках снайпера с помощью оптического прицела снайперской винтовки, оборудованного прибором ночного видения.


При игре в реалистичном режиме этот момент очень сильно мешает. Впрочем, так будет проходить большинство миссий. К прочим миссиям можно отнести те, которые хоть немного отойдут от концепции "пробег или прополз через джунгли из пункта А в пункт Б". Но таких миссий будет очень мало - например, подрыв колонны грузовиков или зачистка деревни,


и прочее. Хотя, дизайнеров карт упрекнуть особенно не в чем. Игровые карты действительно представляют собой лесные массивы, а не просеки в них, хотя джунгли быстро приедаются, и никакого разнообразия даже в лице жалких домиков вы практически не увидите.


Заплутать в этих лесах, при таких скудных системах ориентирования - очень легко. Кстати, о системах ориентирования.

Компас в верхнем углу экрана, имеет две стрелки. Одна из них указывает направление, в котором вы в данный момент смотрите, другая - направление (именно направление!), в котором расположена текущая цель задания. Далее, вам следует вертеться на месте, пока обе эти стрелки не совпадут, и следовать в получившемся направлении и стараться добраться до цели с наименьшими потерями. Вторым средством ориентирования на местности является карта, но это - очень странная карта. На ней красным крестом отображается цель вашего текущего задания, но больше ничего вы на карте не увидите. Вам наугад придется следовать к красному кресту, пока он не окажется в центре экрана, ориентируясь только по перемещению креста при повороте головы и расстоянию до центра. Даже вместе с компасом, карта очень слабо помогает ориентироваться на местности. В некоторые моменты игра визуально напоминает вторую часть Deadly Dozen. Имеются в виду "следы полета пуль". Если вы были атакованы врагами, то вам красными стрелочками показывают, откуда прилетели пули, то есть откуда ведется огонь, что существенно облегчает обнаружение вражеских солдат, а главное - снайперов. В меню вы можете эти стрелки отключить, включив "реалистичный" режим полета пуль.

Враги? Рассматривать их особо некогда, да и незачем.


Пара-тройка "шкурок" на всю игру, два типа поведения - "солдат", который бежит вам на встречу с непременным "АК-47" наизготовку, и "снайпер", который неподвижно лежит и иногда пытается спрятаться от ваших выстрелов. Но все это - не главное, главное - игровые ситуации и их успешное разрешение. И ладно бы разработчики придумали что-нибудь оригинальное, или посвятили немного времени созданию "умных" компьютерных персонажей! Вместо этого, они разрешили им откровенно обманывать механизмы игры и играть нечестно, без промаха стрелять с любых расстояний и обнаруживать игрока, спрятавшегося за любыми препятствиями. Безжалостный искусственный интеллект заставляет вас ежесекундно кричать "Так не честно! Я так не играю!" и в порыве беззаветной ненависти к бестолковой железяке ломать несчастную мышку. Ну не возможно ТАК стрелять ночью! Так не бывает! Сынок, это фантастика! Ночью темно и врагов не видно, так что даже сам Бетмен, как школьник, промахнулся бы с десяти метров. Ничего не стесняясь, вьетнамцы палят в кромешной темноте, также точно как и днем, если вы хоть как-то обнаружите себя, в течении получаса скрупулезно изучая область в оптический прицел винтовки. Это ужас, доводящий до белого каления и тихого бешенства. Можно, конечно, играть и в "пикничок" - проходить игру в аркадном режиме и мстить ненавистному AI, но это же - малодушие, хотя иногда помогает.

По прохождению миссии выдается резюме, содержащее статистику ваших боевых заслуг, а также список подвигов вашего компьютерного соратника - кто, сколько врагов убил, и кто был насколько точен и т.д.


Здесь проявляется дух соревновательности - иногда неподконтрольный вам вояка умудряется убить больше врагов, чем вы. Просто, похоже, компьютерные игроки, как с той, так и с другой стороны используют нечестные правила игры. Впрочем, разработчики указывают на то, что убивать всех врагов на пути абсолютно не следует, поэтому если у вас есть возможность неслышно пробраться в точку назначения - стоит ей воспользоваться.

Оружие - стандартное, и в отличие от "Вьетконга" его можно таскать с собой в любых количествах и забирать у любого поверженного врага.


Оружие выглядит не слишком красиво. Представленный "вьетнамский" арсенал уже заученный наизусть до самой последней единицы, кочует из игры в игру, ничуть не изменившись. Вот и тут мы видим "знакомые все лица": пистолет, как самое слабое оружие, набор автоматов и винтовок, включающий незабвенную парочку "АК-47" и "М-16", несколько видов снайперских винтовок (Драгунов и компания), тяжелый пулемет "M60", ну и конечно гранаты, по мелочам, базуки и прочие средства создания пиротехнических эффектов. Довершает картину армейский ножик, который за ненадобностью и абсолютной бесполезностью в бою сразу можно приколотить к стене рядом с дедовской шашкой. Для пополнения запаса богатырского здоровья можно использовать аптечки, восстанавливающие все здоровье сразу. Все предметы и оружие можно подбирать, подойдя к ним и нажав клавишу действия.

Игры такого рода, как показывает практика, имеют большой (относительно) успех на многопользовательском поприще,


поэтому имеет смысл рассмотреть типы многопользовательской игры.

Stalk and Kill - самый обычный "Deathmatch". Имеются два типа игры - одиночный или командный. Кто перебил больше народу - получил больше очков.

Cooperative - кооперативное прохождение всей игры несколькими игроками. Этот режим имеет множество настроек, типа оживления своих игроков или компьютерных персонажей и прочее.

Mission - коллективное прохождение миссий, то есть карт, не относящихся к основной игре, двумя командами - одна команда пытается выполнить задание, в то время как вторая ей активно в этом мешает. Дополнительное напряжение создает таймер, который отсчитывает время, за которое вам следует выполнить задание. После того, как время истечет, роли команд меняются (это происходит по очереди), причем то количество времени, за которое атакующая команда выполнила задание, получит и следующая за ней команда.

Capture the Flag (CTF) - последний режим, принцип которого широко известен - вы должны захватить флаг чужой команды и принести его на свою базу. Компас будет указывать направление ближайшей и важнейшей цели, то есть или местоположение флага, или же местоположение игрока, это флаг несущего.

После выбора режима игры, вы можете выбрать модель (можно выбирать как американцев, так и вьетнамцев) и скин для вашего игрока, распределить личные параметры и предпочтения, а также экипировать бойца оружием и различными предметами солдатского обихода.


После этого начинается собственно игра.

Графика и звук


Что ж, претензий к графическому оформлению игры практически нет. Все очень красиво, прилично и даже при полной детализации (включая сглаживание и anti-aliasing) работает быстро на слабых машинах.


При этом не могу не указать на странный факт - при включенном anti-aliasing интерфейс главного меню и меню настроек почему-то теряет многие элементы.



Ничего сверхвыдающегося вы не увидите, но картинка в игре вполне сможет удовлетворить ожидания большинства искушенных игроков. Здесь вам и погодные эффекты - то есть дождь, сделанный очень реалистично, так что ощущение мокрых ног в отяжелевших армейских сапогах и промокшего до нитки камуфляжа не покидает всю дорогу по джунглям. При этом о смене дня и ночи говорить не приходится, так как в игре есть просто дневные и ночные миссии - в реальном времени ничего не меняется. И далее о красотах. Джунгли, а именно все эти разнообразные лианы, кустарники, папоротники, деревья, трава и прочие объекты игровой среди обитания, были сделаны очень здорово и натурально, так что они вносят очень живую атмосферу в игру. Удивляет только то, что ни одного живого существа, даже завалящегося жучка, зайчика или птички (за исключением отряда вьетнамских партизан) не обитает в этих великолепных лесах. Жаль. От этого джунгли выглядят пустыми и брошенными. А небо? О, это фантастическое, такое натуральное и правдоподобное небо - стопроцентный первый приз.


Зато оружие в игре выполнено абсолютно топорно и просто некрасиво, хотя его оформление играет немаловажную роль в подобных играх. Второй момент, могущий испортить эту благостную картину, заключается в том, что все встречающиеся в игре заставки (а их целых две) - это фрагменты живого видео из военных хроник боевых операций времен вьетнамской войны.


Впрочем, для большинства игроков это мелочи, и одним словом получается, что с картинкой в игре все более-менее нормально.

Звук? Ну, "Вьетнам" это явно не та игра, в которой вам стоит искать ласкающих слух трелей и мелодий. Хотя звук в ней производит двойственное впечатление. Неплохие "подогревающие" атмосферу мелодии, и очень неплохой ambient, и особенно щемящий сердце звук "хрустящей" травы, когда с тылу подкрадывается очередной вьекконговец и вы начинаете лихорадочно вертеть головой пока не получите в нее пулю, сочетается с однообразно звучащим оружием и голосами вьетнамцев, которые начинают раздражать после часа игры, и так далее. Ничего хорошего.

Резюме


Итак, перед нами игра сделанная, а лучше сказать наштампованная, в лучших традициях и по всем канонам жанра FPS, добротный, но абсолютно не оригинальный продукт. При наличии достаточного количества объективных достоинств, ее недостатки, без которых не обходится ни один проект, вычисляются с трудом, именно в силу того, что она сделана по всем правилам, по клише. Тихий, спокойный, не хулиганящий на уроках, но и не отличающийся особенными прилежанием и способностями середнячок - ни рыба, ни мясо, так что если он по каким-либо причинам не окажется на вашем компьютере, поверьте, сожалеть вам будет особенно не о чем.

Секретные коды

Для ввода секретных кодов, вы должны открыть командную строку, нажав соответствующую клавишу (по умолчанию "'", одинарная кавычка, а не тильда). Затем для активации читов следует ввести строку "/cheatcheat". После этого вы сможете использовать следующие секретные коды:

/godmode - делает игрока неуязвимым
/ammo - при стрельбе не тратятся патроны
/fly - режим полета
/invis - враги не видят и не слышат игрока
/winmission - автоматически выиграть текущую миссию
/losemission - автоматически проиграть текущую миссию
/give # - дать выбранному игроку предмет - оружие, патроны, аптечки и прочее. Параметр изменяется в диапазоне от 0 до 44.

Коды не доступны в режиме многопользовательской игры.