X-Plane. Версия 6.6

Автор: AirLover
Дата: 10.07.2003
Все фото статьи

Жанр: авиасимулятор - тренажер
Разработчик: Laminar Research
Издатель на территории РФ: Бука

Начну с того, что впервые столкнувшись с проектом X-Plane лет пять назад на одном из полулегальных игровых компакт-дисков, я даже и предположить не мог, что у него окажется столь долгая жизнь. Что он переживет целую плеяду удачных, и не очень, симуляторов гражданских летательных аппаратов, и более того, что он, наряду с Microsoft Flight Simulator, останется проектом, работы над дальнейшим развитием которого не только не прекращены, но и наоборот - набирают обороты. X-Plane - это очень реалистичный симулятор летательных аппаратов, позиционирующийся не столько как игра, сколько как домашний тренажер для серьезных занятий. Скажу вам больше, это вообще не игра, и играть в нее не получится, так как c момента своего рождения восемь - десять лет назад, он уже задумывался не как игра, а как подспорье для настоящего пилота. Автор этого проекта - Остин Мейер (Austin Meyer), пилот гражданской авиации США, решил создать "домашнюю" альтернативу дорогостоящим летным тренажерам, с целью дать возможность себе и другим пилотам оттачивать навыки полетов с использованием навигационного оборудования в районах аэропортов с очень интенсивным воздушным движением. Позднее, когда вышел в свет первый авиасимулятор из серии MSFS, Остин понял, что того, что выпустила Майкрософт - для настоящего пилота мало, и в нем нет того, чего бы хотел видеть Остин. Поэтому, выход был один: делать все самому. Говорить о какой-то конкуренции Майкрософту в тот момент не приходилось, уж слишком были неравны силы. И даже сейчас, ситуация мало изменилась: один человек и пара единомышленников - против целой игровой студии с гигантским штатом сотрудников и кучей денег. Остин вообще не думал о какой либо конкуренции кому-либо, и потому вел работу в меру своих сил и возможностей.


Взлет аэробуса А310-100 авиакомпании British AirWays

Постепенно, потихоньку, созданный Остином симулятор "обрастал" все новыми и новыми возможностями. Открытый для самостоятельного творчества проект, привлек к себе внимание большого количества любителей и поклонников, которые создавали для него модели самолетов и вертолетов, оцифровывали геодезические данные и карты воздушного движения. X-Plane все меньше и меньше походил на любительскую забаву и становился все серьезней и солидней. Со временем, проект из любительского перешел в профессиональный и получил поддержку целого ряда частных школ по подготовке пилотов. Программное обеспечение X-plane стало устанавливаться на некоторые заводские тренажеры конкретных видов летательных аппаратов. Чтобы обеспечить предельную реалистичность физической модели летательных аппаратов и возможность адаптации программного обеспечения X-Plane практически к любому самолету, Остин Мейер разрабатывает собственный движок, который в реальном времени просчитывает возможное поведение любого летательного аппарата, исходя из его геометрии и физических характеристик, а не таблиц, написанных программистом для имитации того, как этот ЛА должен себя вести. Все данные о текущем состоянии полетной модели могут выводится как на коммуникационный порт, так и транслироваться по протоколу TCP\IP - что дает возможность подключить любой механический агрегат имитирующий реальный самолет с кокпитом. Формат передаваемых данных открыт и детально расписан. Это поистине единственный программный продукт такого уровня, доступный для использования на домашнем персональном компьютере. Х-Plane, за свои $59,99 - позволяет с достаточной степенью достоверности "облетать" еще даже не созданную модель, т.е. тогда, когда она еще только в чертежах. Таким образом, разработчики будут знать как она летает еще в процессе конструирования!


Взгляд на место второго пилота аэробуса А320. К сожалению далеко не все модели проработаны так хорошо

Профессиональные вещи, с подобными возможностями, стоят несоизмеримо дороже, и их цена измеряется сотнями тысяч долларов, что для большого количества небольших фирм является большой роскошью. Как результат - Федеральная авиационная служба США (FAA - Federal Aviation Authority) одобрила X-Plane в качестве учебного пособия для профессиональных пилотов, а ряд фирм активно использует этот симулятор для своих нужд. Среди них Piper Aircraft Company, Carter Copter для облегчения работ по доводке созданного ими самолета вертикального взлета и посадки, а также Wingco's Atlantica BWB, которая использует X-Plane для виртуальных облетов проектируемого самолета-крыла. Как утверждал в одном из интервью сам Остин, возглавляющий ныне компанию Laminar Research: "...приличное количество копий симулятора были заказаны Майкрософт, Министерством Обороны и даже ЦРУ!...".
О, как! Интересно, и для каких же целей эти ребята его прикупили?! :-) Наверное для того, чтобы выяснить: "А не тренировались ли на нем камикадзе Бен Ладена?" :)


Парный полет С-119

Надеюсь, после такого вступления, вы, дорогой читатель, получили представление о том, что такое X-Plane и перед тем как перейти к более детальному рассмотрению особенностей рассматриваемого нами проекта, наверное, следовало бы уточнить, что же следует ожидать покупателю после приобретения этого авиасимулятора.

Первое, о чем сразу хочется предупредить: не следует ожидать от Х-Plane еще одного MSFS но с более детальной физикой полета. Их нельзя сравнивать - они разные концептуально, т.к. первый - больше игра, а второй - игрой не является совсем. Х-Plane вообще нельзя сравнивать с игровыми проектами, - разница такая же, какая существует между игрой в футбол и одиночной тренировкой по владению мячом. И если вы ждете увлекательного геймплея и захватывающего action - то Х-Plane не для вас. Ничего подобного там даже близко нет.

Х-Plane для тех, кто :

Хочет поддерживать навыки полётов по приборам, но нет возможности постоянно летать в тренировочные полёты с инструктором;

Хочет узнать, что такое полёт на авиалайнере, но не профессиональный пилот и не может на самом деле сесть за штурвал Боинга или Ил-76;

Конструирует собственный самолет, и хочет слетать на нем еще до того, как первый раз реально подымет его в воздух;

Хочет понять как летает вертолет, и почему управлять легким вертолетом гораздо сложнее самолета;

Хочет летать на симуляторе, в то время, пока не летает в реальности;

Просто любит авиацию и хочет летать, но не имеет возможности сделать это в реальности.

Купив X-Plane, вы не увидите сногсшибательной графики и реальной достоверности кабин самолетов. Всего этого там по умолчанию просто нет. Он очень скучен в этом плане. В коробке с X-Plane есть базовый набор для того, что бы вы смогли почувствовать и начать осваивать мир X-Plane и будьте готовы, что если вы новичок в авиации или БРЭО (бортовом радиоэлектронном оборудовании), это освоение потребует времени, а порой и денег.


Визуальный заход на посадку в аэропорту Сан-Бернардино

Ну и последнее, к чему следует быть готовым - X-Plane пока еще не свободен от багов, которых пока еще достаточно. И если вдруг в какой то момент, какой либо компонент у вас перестал загружаться или вылетает с ошибками, то просто удалите в каталоге Windows соответствующий файл, начинающийся cо слов "X-System 6 ..." - в следующий раз все запустится с установками по умолчанию.

На компакт-диске с X-Plane имеется:

сам симулятор, собственно;
редактор летательных аппаратов (для создания своих собственных или редактирования уже существующих);
редактор профилей оперения (крыльев, стабилизаторов, лопастей винтов, и т.д.)
редактор ландшафта (по ошибке переведенный как редактор сценариев, видимо от созвучности английского Scenery editor, хотя смысл совершенно иной);
редактор погодных условий "Синоптик";
краткое руководство к X-Plane на русском языке в формате HTML (обязательно его прочитайте перед тем как приступить к полетам или работе с редакторами).



Схема с указанием радиочастотных данных и кодовых сокращений для радиоприводов в районе аэропорта

Надо отметить, что компания Бука, локализовавшая в России указанный симулятор, решалась, по моему мнению, на достаточно рискованный шаг, с точки зрения окупаемости тиража (и это делает ей честь). Несмотря на то, что перевод руководства и интерфейса сделаны качественно (переводчик был осведомлен в тонкостях того, что переводил - и это радует), есть целый ряд моментов, которые, боюсь, не будут способствовать популяризации симулятора. Во-первых, Х-plane создавался с учетом требований по организации воздушного движения в США, поэтому в симуляторе реализована поддержка систем радионавигации, принятой прежде всего в США, а это - отличается от стандартов, принятых в России. Отсюда вывод, что пользователям игры необходимо будет, как минимум, хорошо владеть английским языком, чтобы самостоятельно разобраться в правилах организации воздушного движения за рубежом и функционировании специфических приборов. Ведь с игрой-то этой информации не поставляется. Для этого придется лично разыскивать все это в глобальной сети Интернет или библиотеках. Ладно, я в этом кое-что соображаю, а что делать тому, кто еще только хочет все понять... сколько времени уйдет? Ночей десять, только для того, что бы начать "втыкаться", и еще столько же, что бы бегло ориентироваться во flight chart и приборах без шпаргалки. Во-вторых, для организации радиообмена с наземной диспетчерской службой применены английские модули системы воспроизведения/распознавания речи Microsoft Speech Engine 5-ой версии, что так же требует знания английского языка и знания профессиональных терминов.

Примечание: Microsoft Speech Engine версии 5.0 имеется в составе Windows XP, для Windows 9x его придется закачивать с сайта Майкрософт, или разыскать на каких либо компакт-дисках. Например, он имеется на одном из CD к симулятору подводных лодок Sub Command

В-третьих, несмотря на то, что в игре заложено более 18 тысяч аэропортов мира, текстурами по умолчанию охвачены только два небольших района мира: все остальное придется приобретать на 4-х CD дисках, вопрос об издании которых в России еще так и не решен. Так что не удивляйтесь, если вы вдруг увидите, что аэропорт Туношна, расположенный под Ярославлем, оказался посреди океана. Это не океан, а признак отсутствия текстуры ландшафта.
Все вышеуказанное заметно сузит потенциальный круг покупателей игры, ограничивая его фэнами, для которых главное - полет, и любые преграды нипочем.
Так что, если все вышеперечисленное вас не смутило - смело покупайте диск - он для вас, впрочем, как и все то, про что будет написано ниже.


В кабине Ил-76Т перед взлетом


X-Plane simulator


Итак, почему X-Plane концептуально отличается от всех других симуляторов присутствовавших на PC? Почему он по праву имеет наиболее правдоподобную физику среди симуляторов запускаемых на домашних компьютерах? Все дело в подходе к моделированию полетной модели. Если кратко, то все выглядит примерно так:

Снимаете размеры с любого летательного аппарата и механико-физические свойства силовой установки (установок). Определяете массу и балансировку.
Определяете (или берете уже известные и опробованные) математические представления профилей оперения и винтов.
Вводите указанные данные в компьютер.
Летаете на созданном летательном аппарате.

Как указано в руководстве, X-Plane разрабатывался для моделирования летательных аппаратов с использованием процесса, называемого "анализом элементов лопастей", процесса, который часто используется инженерными фирмами для прогнозирования работы авиационных винтов для самолётов и вертолетов. Этот процесс, несмотря на сложность вычислений, в самом деле довольно прост: лопасть винта делится на несколько фрагментов (обычно от 5 до 20) и для каждого фрагмента находится точное значение скорости посредством учёта движения самолёта и вращения винта. Когда известны скорости и углы атаки для каждого фрагмента винта, можно найти силы, действующие на винт. В X-Plane этот теоретический подход используется не только для пропеллера, но и для всего летательного аппарата. Винты, пропеллеры, крылья, стабилизатор и киль делятся на несколько фрагментов и для каждого фрагмента находятся силы. Эти силы затем складываются и дают в результате равнодействующую силу, воздействующую на весь летательный аппарат. Когда известны все силы, действующие на ЛА, X-Plane с легкостью может определить поведение летательного аппарата!
Гениально, неправда ли!


Графическое представление сил возникающих на лопастях винта и элементах самолета

Физическая модель полета в X-Plane учитывает даже такой параметр, как сжимаемость воздуха на различных скоростях полета. Так известно, что на скоростях до 0,5М (половина скорости звука) сжимаемостью воздуха можно пренебречь, и чем больше наша скорость приближается к звуковому барьеру, тем сильнее влияние сжимаемости воздуха на силы давления, возникающие при обтекании воздухом физического тела. X-Plane знает и учитывает этот фактор, поэтому модель полета достаточно точна в широком диапазоне скоростей от самых минимальных для Сессны 152 до сумасшедших 3М при полетах на SR-71.
Вы можете взлетать и садится в разных погодных условиях, при разной видимости и ветре, на сухой, влажной и мокрой полосах. Вы можете даже попрактиковаться во взлете с авианосца (используя реактивные ускорители) и посадке на него (используя крючок-захват для торможения), при этом авианосец будет раскачиваться на волнах, если вы задали слишком сложные погодные условия.
В X-Plane учитывается гравитация и плотность земной атмосферы вплоть до высот в 400 000 футов (примерно 125 км), что достаточно для моделирования полета возвращающегося на землю космического челнока. Эта же особенность позволяет испытать поведение летательных аппаратов в нестандартных условиях. Так в X-Plane легко смоделировать плотность Марсианской атмосферы и присущих ей гравитационных сил. Поэтому, без всяких изменений можно попробовать испытать аэродинамические качества земных самолетов и там. Так, что, скажу я вам, для людей увлеченных - X-Plane - просто клондайк для исследований и испытаний.


Вход в атмосферу на космическом челноке типа "Шаттл"

Однако здесь следует оговориться. X-Plane не всесилен - производимые им расчеты основаны на математических формулах, которыми люди пытаются описать очень сложные законы. А с учетом ограничений, накладываемых производительностью домашнего компьютера, не всегда и не во всех случаях эти формулы будут предельно точны. Особенно, учитывая тот факт, что расчеты нужно проводить в реальном времени, т.е. "на лету". Так, известно, что расчет полетной модели X-Plane ведется на основе алгоритмов (есть информация, что это формулы Эйлера), которые, обладая достаточной точностью при горизонтальных полетах, дают погрешности на углах, близких к вертикальным. Так же, следует помнить, что X-Plane умеет делать только то, что умеет, а именно - просчитать поведение самолета на основе введенных в компьютер данных. Если допустить, что данные введены не правильно, то X-Plane не сможет их полностью проверить, основываясь только на геометрии самолета и его физических размерах. Это происходит потому, что все параметры ЛА: вес, мощность двигателя, характеристики профилей оперения, удлинение, сужение и стреловидность крыльев, их расположение, площадь и размещение управляющих поверхностей и т.д., вводятся в игру при помощи чисел, которые вы должны заранее определить, или получить из имеющихся открытых источников. Отсюда, точность полета той или иной модели зависит от самого разработчика модели. В частности, не следует считать багом игры тот факт, что палубный вариант Фантома F-4J одинаково летает как с расправленными крыльями, так и при сложенных консолях крыла, соответствующих стояночному положению. Это недоработка проектировщика модели, так как профиль крыла и его геометрические показатели описаны однократно - для расправленного состояния. А нужно было задавать два профиля и описывать как два крыла (корневую консоль и концевую).


Старт с катапульты авианосца

Приведу еще один характерный пример, - в комплекте X-Plane, изданного для российского рынка, имеется модель американского Р-51 Мустанга, времен Второй Мировой войны. Первое, что бросается в глаза при попытках облета этого "скакуна" - это неправдоподобная реакция корпуса самолета на вращающий момент винта при работе двигателем. Она настолько сильна при резком изменении тяги, что самолет едва возможно удержать от переворачивания. А все оказалось просто - разработчик этой модели просто забыл указать характеристику приемистости двигателя, в результате чего самолет был снабжен "идеальным", с точки зрения физики, двигателем со временем раскручивания из режима холостого хода до максимума в 0 (ноль) секунд! После установки этого значения в районе положенных 3-4 секунд - все пришло в норму.
Отсюда вывод: прежде чем поверить правдивости полета той или иной модели, установленной в X-Plane, нужно удостовериться, что она прошла сертификацию для X-Plane. Обычно, информации о сертификации содержится в том же каталоге, где и сами файлы, относящиеся к модели. Собственно говоря, система сертификации моделей для X-Plane хоть и существует, но не является обязательной, как это принято, например, в симуляторе "Ил-2 Штурмовик" от 1С:MaddoxGames. В этом - свои плюсы и минусы. Плюсы в том, что модели может создавать практически любой и поэтому их уже существует огромное множество. Минус - мы не гарантированы от ошибок в геометрии или параметрах того или иного прототипа ЛА, допущенных при проектировании недостаточно квалифицированным любителем. Как результат, потенциальная достоверность симуляции в X-Plane принижается. Фактически, из более чем 40 моделей, доступных в текущей поставке X-Plane от компании Бука, сертифицированы только аэробус А320-100, пассажирские авиалайнеры Boeing 747-400 и 777-200, американский F-105 Thunderchief времен Вьетнамской войны, спортивный Zlin 326, и, с некоторыми оговорками Ил-76Т. Разработчик модели Ил-76Т сообщил, модель получилась несколько менее устойчива по сравнению с реальным прототипом в режиме максимальной загрузки, ввиду невозможности полностью смоделировать сложную систему закрылков и отсутствия исчерпывающих сведений про профилю крыла ЦАГИ П-151, примененных на Ил-76.


На траверсе Ил76 аэропорт Riverside Municipal

Честь и хвала компании Буке - в комплекте поставки X-Plane, поступившем на российский рынок, имеется большое количество российских самолетов, из которых самым проработанным является модель уже упоминавшегося Ил-76Т - гражданский вариант одного из самых массовых советских военно-транспортных самолетов. Пожалуй, по степени проработки, и внимания к деталям, любовью, с которой он воспроизведен, Ил-76Т превосходит даже модель аэробуса А320-100, которая считалась самой проработанной в зарубежной поставке X-Plane.


Вид налево назад с места командира Ил-76

В нем отработано все, даже отсчет дистанции на русском языке, который дает штурман при прохождении ближнего привода на посадке и подходе к торцу ВПП. "Сто тридцать метров. Сто метров - ваше решение", - рапортует штурман командиру корабля. Сто метров на посадке - это высота принятия решения для продолжения снижения, или ухода на второй круг при неудачном заходе. Не знаю, конечно, может у гражданских штурманов в карте и был забит доклад на решение командира при высоте сто метров, однако у военных этого точно не было. После рапорта штурмана о проходе ближнего привода, командир сам принимал решение о том, продолжать посадку или нет. Хотя... пожалуй тут нет большого противоречия: ближний привод, расположенный в километре от торца ВПП, как раз и проходился где то на уровне тех самых 100 метров... Нормально тут все, просто мне есть что вспомнить, вот и придираюсь... :) Если подытожить, то озвучка и сама полетная модель "семьдесят шестого" выглядят вполне правдоподобно и весьма достойно. По секрету добавлю, сейчас это мой самый любимый самолет в X-Plane. :)


В кабине С-119. Также, очень приятная, и детально проработанная модель

Особое место среди имеющихся моделей занимают самолеты с вертикальным взлетом (как реактивные, так и роторные типа V-22 Osprey), а так же винтокрылые машины - т.е. вертолеты. Я представлял, что летать на вертолете значительно сложней, чем на самолете. Но что бы настолько! Теперь я вполне понимаю, почему вертолетчики снисходительно посмеиваются над пилотами обычных самолетов. Чем меньше и проще вертолет, тем сложнее им управлять, так как винтокрылая машина сама по себе очень неустойчива в воздухе и любое изменение в траектории движения сопровождается массой побочных эффектов, которые, на простеньких вертолетах, пилот должен уметь компенсировать самостоятельно. Загрузите Robinson R-22 и вы поймете, насколько нетривиальной является задача просто заставить вертолет висеть в воздухе. По этой причине более тяжелые вертолеты имеют целый комплекс бортового электронного оборудования, которое только тем и занимается, что помогает летчику, стараясь удержать вертолет в том положении, которое задал ему пилот органами управления.

Огромное количество моделей X-Plane имеется в Интернет на сайте http://www.x-plane.org. Среди них есть всякие - как очень кустарные, так и просто шедевры. Выбирайте, закачивайте себе на винчестер - и летайте.
Помимо моделей на этом сайте, вы найдете много ссылок на другие ресурсы X-Plane, в том числе и на ландшафты, содержащие текстуры к тому или иному району земного шара. Однако, те что очень высокого качества, и которые как раз и хотелось бы установить - имеют очень большой размер. Например, территория размером 200 на 150 миль фотографического качества в районе Флориды упакована в архив размером - 450 Мбайт! Вряд ли это будет удобным для закачивания по модемным линиям. Если не претендовать на фотографическую точность, то можно ограничиться и файлами поменьше - по 10-11 мегабайт - однако текстуры там уже похуже, и напоминают то, что мы видим для двух дефолтных районов имеющихся на компакт диске. Хотя это все же лучше, чем ничего.


К сожалению, по умолчанию мы в X-Plane такой фотографической достоверности не увидим. Все это потребует нешуточных "закачек" из сети

Помимо самого симулятора, инсталляционный пакет содержит, как я уже сказал ранее, ряд очень полезных утилит:

Редактор профилей (Airfoil-Maker)
Предназначен для создания своего собственного или редактирования существующего профиля крыла (а точнее - характеристик того или иного профиля). X-Plane поставляется с набором стандартных профилей (преимущественно NACA), подходящих для создания ЛА различного назначения. Если этого окажется мало, то можно дополнительно поискать нужный профиль через ссылки на сайте www.x-plane.org, но сразу скажу, что информация там достаточно сложна, чтобы быть полезной для не специалиста по аэродинамике. В любом случае, сначала почитайте руководство к редактору, чтобы понять, какие данные вы должны ввести в X-Plane, чтобы он вас, в свою очередь, смог понять :).


Окно редактора профилей. В данном случае представлен профиль для промежуточной консоли крыла Boeing


Редактор самолетов (Plane-Maker)
Значительно более понятная вещь, в которой вы можете создавать или изменять практически все, на чем вы можете летать. Для окончательного формирования летной модели требует сопоставления элементов оперения с соответствующими профилями, созданными в предыдущем редакторе, или готовыми, находящимися в папке AIRFOILS.


Главное окно редактора в режиме wireframe


Редактор ландшафта (Scenery-Maker)
Позволяет изменять внутреннее наполнение виртуального мирового пространства X-Plane. Можете изменять внешний вид аэродромов, добавлять новые строения и объекты на карте, накладывать текстуры ландшафта к тем или иным областям и регионам планеты Земля и Марса. Да, да - Марса. Помните, я же говорил, что можно попробовать полетать и там...


Редактор ландшафта в режиме "аэропорт"


Редактор погоды "Синоптик"
Позволяет создать сводку погоды по аэропорту назначения и маршруту следования, а затем загрузить это в X-Plane, что бы он сформировал соответствующие погодные условия и сообщения на ваш вылет.
Дополнительно, вы можете загружать реальные погодные условия для нужных аэропортов прямо с Интернет, но это уже делается не в Синоптике, а в самом симуляторе, через пункт меню "Настройка погоды".


Окно редактора погоды на маршруте


Выводы


X-Plane дает нам возможность ощутить очень аккуратную и точную полетную модель ЛА в большинстве физически возможных полетных режимов. Для увлеченного человека - это вещь, которая может занять на достаточно долгое время. Графически - он еще далеко не совершенен, однако, при желании (и возможности) ситуацию можно исправить через Интернет, дополнив X-Plane до желаемого уровня. X-Plane не стоит на месте, практически каждый месяц появляется что-то новое, как с точки зрения возможностей движка, так и "игрового" наполнения. Будем надеяться, что российский издатель, компания Бука, не забросит X-Plane в том виде, в каком он существует сейчас, и для начала даст возможность приобрести те самые 4-е диска на котором имеются ландшафты всего земного шара, что позволит нам вылететь на Конкорде и через пару часов приземлиться в Нью-Йорке.


В кабине МиГ-23. Отработка дозаправки в воздухе


Планы на ближайшее будущее


Помимо работ над седьмой версией X-Plane (уже выпущена бета, с рядом полезных улучшений и возможностей), Остин Мейер объявил, в самое ближайшее время появится военный клон X-Plane - X-Plane Combat c возможностью многопользовательской игры. Это будет тот же X-Plane, но с той разницей, что в нем будет дополнительно моделироваться работа оружейных систем. Остин обещает, что подход к моделированию будет реализован на таком же серьезном уровне, что и сама полетная модель симулятора.
Однако в отличие от других симуляторов, здесь у вас будет возможность разместить на любом самолете любое оружие, и препятствием здесь будет только практическая возможность взлететь, и вообще летать на ЛА, который будет перегружен излишним боекомплектом. Разумеется, само вооружение будет с реальными характеристиками и редактора ракет и пушек в игре не будет. Так что, предполагается, что "смертоносных UFO-летов" не будет... Что ж, будем ждать с нетерпением! Посмотрим, как оно там будет с реализацией модели динамических повреждений, про которую Остин почему-то даже не упомянул. А ведь её-то в текущем движке X-Plane пока нет. Есть фиксированная модель: потеря крыла, элерона, закрылка, отказ двигателя... А как будет имитироваться наличие дыр в обшивке крыла, например? Ждем-с...