Разработчик:
Piranha Bytes SoftwareИздатель:
JoWooD ProductionsЛокализация: компания
АкеллаОфициальный сайт игры:
http://www.gothic2.com/Системные требования:
Минимальные:
Windows 98/Me/XP/2000
Pentium-III 700MHz или Pentium-III 1.2GHz для видеокарт без поддержки T&L
256 MB RAM
32 MB видеокарта, совместимая с DirectX 7.0
Звуковая карта, совместимая с DirectX 7.0
8x CD-ROM/DVD-ROM
2.2 GB свободного дискового пространства
Рекомендуемые:
Windows 98/Me/XP/2000
Pentium-III 1.2GHz
512 MB RAM
64 MB видеокарта нового поколения с Hardware T&L и 24 Bit Z-buffer, совместимая с DirectX 7.0
Звуковая карта с поддержкой 3D звука, совместимая с DirectX 7.0
16x CD-ROM/DVD-ROM
2.2 GB свободного дискового пространства
Оптимальные:
Windows 98/Me/XP/2000
Pentium 4 2.0GHz
512 MB
64 MB Direct3D видеокарта с Hardware T&L и 24 Bit Z-buffer
DirectX-совместимая звуковая карта с поддержкой 3D звука, а также Creative EAX
16x CD-ROM/DVD-ROM
2.2 GB свободного дискового пространства
Внимание! GOTHIC II не работает в среде Windows 95 и во всех версиях Windows NT. Для нормальной работы в Windows 2000 необходимо установить Service Pack 2.
В июне вышла английская версия Gothic II - продолжение нашумевшей и одной из лучших ролевых игр прошлого года. Напомню, что в первой игре действие происходило в фэнтезийном королевстве Миртана (Mirtana), ведущем на континенте затяжную расовую войну человечества с орками. Для успешного ведения боевых действий королевской армии необходима была специальная магическая руда - из нее делали оружие. Добыть эту руду можно было только на одном острове, на котором вместе с рудниковой долиной находился единственный город - Коринис (Khorinis). Остров был примечателен тем, что однажды во время войны маги, творя великую волшбу, немного ошиблись, и возвели магический барьер, отделивший рудниковую долину от Кориниса и всего остального мира. В результате попасть в долину было возможно, а вот выбраться - никак...
Посему мудрый король Робар (Rhobar) Второй решил направлять работать в рудники заключенных и прочих опасных для жизни государства граждан. Будучи отрезанными от внешнего мира, они устроили там своего рода местное самоуправление. В обмен на руду заключенные получали разные товары, продовольствие, одежду, медикаменты. Женщин в этом "государстве" не было, и только верхушка знати имела право содержать наложниц...
Однажды в колонию заключенных попал безымянный герой (причем - непонятно, за что). Отважный борец за свободу решил разрушить барьер - нашел единомышленников, прошел ускоренный курс молодого бойца и отыскал подземный храм Спящего...
Интерлюдия
Спящий был повержен, причем, покидая мир Готики, проклял всех и вся и предположительно забрал с собой главного героя в мир мертвых. Когда Герой победил Спящего, высвободилось огромное количество магической энергии, и магический барьер исчез. Орки совсем потеряли совесть, а заключенные из рудниковой долины разбежались по миру "Готики". Большая их часть осела в славном городе Коринис и прилежащих местностях, где и начала активно терроризировать население. Злобные монстры последовали примеру уголовников. Под землей очнулись от долгого сна ужасающие демоны, а на десерт появились и драконы, решившие возглавить орды чудовищ и провозгласить царство Берриара (Berriar). В общем, пришла тьма, и наступил хаос...
И, как всегда, разработчики решили, что спасти мир может только старый добрый Герой. Ваша участь предрешена - теперь вы будущий "Dragon Slayer"!
Обещания
Воскрешение Героя произошло в ноябре 2002 года в Германии. Английская версия игры вышла с большим опозданием - в июне 2003 года. За локализацию русской версии игры взялась компания "Акелла", но к моменту написания обзора со своей задачей пока не справилась, хотя первоначально обещала выпустить игру весной 2003 года. "Акелла" сообщает, что озвучивать русскую версию игры будет не менее 20 профессиональных актеров театра и кино, сборку игры будет осуществлять JoWooD Productions, далее будет производиться тестирование. Пока Акелла затягивает выпуск игры и заставляет ждать российских поклонников Gothic, педантичные немцы не сидят без дела, а работают над дополнением к игре под названием "Night of the Raven". В Германии выпуск дополнения к Gothic II был запланирован на начало лета 2003 года, и, разработчики, сдержав слово, давно закончили работу над немецкой версией. Работы над английской версией - продолжаются. К сожалению, случилось так, что "аддон" к игре вышел раньше, чем наша отечественная локализованная версия...
Шустрые же поглотители пива из JoWooD Productions уже задумались о Gothic III, и собираются выпустить ее в первой половине 2004 года. Интересующиеся же могут познакомиться с картой новой "Готики" и, если найдут (информации очень мало) - с чем-нибудь еще. Действие, по идее, должно происходить уже на материке. Будем надеяться, что третья часть сиквела будет достойной ее предшественниц, и разработчики учтут недостатки предыдущих творений.
Особенности:
Графический движок был лишь немного доработан со времен первой "Готики": текстуры стали более детализированными, максимальное разрешение, по-прежнему, составляет 1600x1200, и по-прежнему мало внимания уделено отображению водных поверхностей и растительности. Тем не менее, в целом графика выглядит очень прилично и радует глаз, на некоторые ландшафты даже можно залюбоваться - игра имеет один из лучших графических движков, применяемых в ролевых играх. Дизайнеры приложили поистине титанические усилия: большинство монстров выглядит достойно, не забыли и про анимацию многочисленных персонажей и даже реалистичную смену времен суток и погодные эффекты. Но - как всегда "НО" - в результате игра нагуляла неоправданно большой аппетит к системным ресурсам. К примеру, на моей машине (Pentium 4 2.4GHz, GeForce4 Ti4200 128 Mb, ОЗУ 512 Mb DDR) с разрешением 1280х1024 и высокими установками качества графики игра немного "подтормаживает", например, в городе и у "Круга Друидов". Тем, у кого процессор ниже Pentium-III 1,2GHz с соответствующей системе видеокартой, я вообще не рекомендую в нее играть, иначе раздражающие сеансы слайд-шоу в самые ответственные моменты - обеспечены.
Ролевая система осталась подобной первой игре: те же три пути развития игрового процесса, тот же линейный сюжет. Хотя, появилось еще большое количество интересных заданий, причем выполнение одного из заданий может привести к автоматическому провалу задания, полученного по другой ветви развития персонажа. В итоге получилась неплохая иллюзия свободы.
Управление и интерфейс существенно не изменились, роль мыши осталась такой же скромной.
Неограниченный инвентарь так и остался таким же, но он стал существенно удобнее в использовании (инвентарь теперь занимает добрую половину экрана, а не жалкую, жутко неудобную полоску по правой кромке монитора), да и процесс покупки товаров у торговцев стал заметно проще. Любители ролевых игр, кстати, будут страшно негодовать по поводу "неограниченного" инвентаря персонажа - оружие, доспехи, и кучи барахла ничего не весят, а посему в игре действует принцип "все свое ношу с собой".
Достойны уважения NPC, тем более что появились женщины. Я, конечно, не ненавистник лиц нетрадиционной сексуальной ориентации, но как-то грустно и странно было наблюдать отсутствие представительниц прекрасного пола в первой Готике. Впрочем, прогресс докатился не до всех - у одного фермера есть рабочие, которые женщинами не интересуются - им и так хорошо вместе...
Размеры мира увеличились раз в пять, так что по собственному опыту могу сказать, что игрока ожидает как минимум полторы недели игры (если тратить на игру шесть часов в день!).
Можно создавать свои собственные заклинания и магические вещи, можно разучить различные типы умений, хотя большинство из них, по сути, бесполезно, разве если не на что больше тратить очки умения.
Разработчики уделили мало внимания системе магии и заклинаний - обычно в ролевых играх она выглядит поинтереснее. Свитки стоят дорого, арсенал мага невелик, и как результат - большую часть игры маг бегает с мечом.
В игре присутствует небольшое количество оружия, брони, колец и амулетов, и все это соседствует с огромным количеством абсолютно ненужных вещей, предметов, еды, разных трав и растений и т. д. Выбор товаров в магазинах и у торговцев невелик. Понятие "щит" вообще отсутствует, а выбор оружия ограничен мечами, топорами, молотами, луками и арбалетами, причем упор сделан на мечи. Может быть, в третьей части игры это изменится, ведь континент - все же не остров.
Музыка достойная и приятная, она не успеет надоесть за долгое время игры и вполне соответствует обстановке. Хотелось бы, конечно, местами чего-нибудь готического, величественного и эпохального - игра все-таки называется "Готика" - но всем не угодишь. Фоновые звуки тоже сделаны качественно: людской шум в городе, шелест листвы и шипение ящеров в лесу, рычание орков и жужжание кровяных мух, шум прибоя и пение птиц, лязг мечей и свист стрел - все это в игре присутствует и создает неповторимую атмосферу.
Gothic II, по сути, как и оригинальную Gothic, сложно отнести к определенному жанру. Это и не RPG, и не 3D Action, а какая-то очень обаятельная, увлекательная и затягивающая в свой мир смесь жанров, которую не забудешь, влюбишься по уши, и будешь ждать дополнения и третьей части так же, как некоторые - экранизации Толкиеновского "Властелина колец"...
Resurrection
Пресловутое воскрешение Героя происходит в башне Ксардаса (Xardas) на новой карте. Как обычно, персонаж теряет все навыки и умения, которые нажил непосильным трудом в первой части, и начинает с нуля. Поэтому не получится въехать в город на белом коне, оставив позади себя орды покрошенных в кровавое месиво монстров. Пройдя инструктаж, вы направляетесь в город Коринис, чтобы предупредить лорда Хагена, командующего королевскими паладинами, о пришествии в этот мир всякой нечисти с драконами во главе, и необходимости заполучить для борьбы с оными некий артефакт под названием Глаз Инноса. Этот артефакт, мол, поможет Избранному (а безымянный герой им и является) одолеть злодеев. На деле артефакт некоторое время позволяет поболтать о жизни с драконами и используется как амулет (при надевании можно увидеть своего рода "спецэффект"), улучшая характеристики героя.
Мир в "Готике" - биполярный: Иннос (Innos) - бог света, правды и справедливости, покровитель паладинов и источник вдохновения для магов; Бериар (Berriar) - бог тьмы - драконы и монстры на его стороне (Ксардас, кстати, изучает магию тьмы, что, к сожалению, не позволено герою).
Все, как обычно, оказывается не так просто - спасителя мира отказываются пускать в город. Для того, чтобы попасть в город, надо добыть одежду крестьянина, что можно сделать разными способами (сюжет, конечно, линеен, но определенная свобода есть). К примеру, можно ее просто украсть у фермера, тем самым сильно испортив с ним отношения, можно поработать батраком на него и со временем купить эти крестьянские лохмотья, а можно договориться с торговцем и получить пропуск. Нечистый на руку торговец взамен, уже в городе, будет вас шантажировать и требовать заняться грязными делишками, но опять же выходов из ситуации будет несколько (и так на протяжении всей игры - интересно, не правда ли?).
Этот загадочный и прекрасный мир
Всего во второй Готике три карты:
Измененная старая карта из первой "Готики" (рудниковая долина) Неплохо же потрепало "старый лагерь". С этого, неприглядного бревнышка (разбитого осадного орудия) очень удобно будет истреблять, как вид, глупых орков, и запросто (видимо, недоработка) зарабатывать драгоценные уровни. Достаточно заманить кровожадных любителей человечины к основанию бревна (на него они забраться не могут) - и убивай их хоть сотнями - они, конечно же, будут рычать и негодовать, потрясая оружием, а вы в это время будете расстреливать их с расстояния магией или стрелковым оружием. Кстати, попасть в замок, в котором сидят осажденные орками паладины, можно как раз только таким образом - через вышеописанное мною бревно. Мой прорыв боем к центральным воротам через орды варгов и орков закончился героической смертью.
Ворота так и не открылись, а отважные паладины с равнодушием наблюдали за неравным боем и с результатом в виде превращения моего героя в кровавое месиво.
Новая карта (город Коринис и прилегающие территории) Здесь есть очень большой и красивый город, монастырь, лагерь Онара (Onar), незабываемые друидовские пейзажи, большое разнообразие монстров и куча очень интересных уголков. На этой карте вы и пробудете большую часть игры.
И, наконец, залы Ирдората (бывший храм Берриара - небольшой остров, на который можно приплыть только на корабле, но об этом позже).
Финальная часть игры - вечный поединок добра со злом (с завидным постоянством всегда оканчивающийся хэппи-эндом). Размеры последней карты очень малы, внимания графике уделено очень мало (объекты плохо прорисованы) - чувствуется, сделано на скорую руку. На этой "мини-карте" есть несколько простеньких загадок, но даже если они приведут вас в замешательство, по поводу их решения всегда можно проконсультироваться на корабле. Из монстров присутствуют "змеелюди", орки, нечисть, и, конечно же, главный злодей - вожак драконов. Змеелюди обитают по большей части в "районах проживания" олицетворений зла - драконов. Змеелюди представляют собой, предположительно, венец грехопадения Евы (помните библейскую историю с желанным фруктом с запретного дерева, первой женщиной и змеем-искусителем - видимо, искушение удалось...). Иногда рядом с уничтоженными богомерзкими змеелюдьми вам будут попадаться яйца драконов. Яички, конечно, можно и продавать, но лучше приготовить крутой чудо-эликсир, существенно увеличивающий характеристики героя-убийцы драконов. Больше всего яиц находится в Залах Ирдората, хотя, если постараться, можно найти их и на основных картах (к примеру, у башни Ксардаса рядом с Лестером находится законспирированная пещера...).
Игра разделена на шесть глав, связанных небольшими видеороликами. Город Коринис состоит из трех частей:
- Верхний город, где живет знать, обитает верхушка экспедиции паладинов лорда Хагена (с оным в мэрии), а также, находятся дорогие магазины.
- Средний город - место проживания мещан - здесь находятся рыночная площадь, храм, таверна, гостиница, мастерские ремесленников и опорный пункт городской охраны/милиции.
- Портовая часть - здесь живет всякий сброд, беднота и голытьба, тут же находится пивная и бордель. В порту стоит один корабль - паладинов (зато какой!), еще из портовой части города можно попасть в гильдию воров.
Для того, чтобы выполнить задание Ксардаса, необходимо стать уважаемым гражданином города (мол, иначе не допустим к лорду Хагену). Чтобы стать гражданином города, надо сначала стать мастеровым у одного из пяти ремесленников: лучник Буспер, кузнец Харад, столяр Торбен, алхимик Константино, мелкий торговец Маттео. Но прежде чем вы сделаете свой выбор - чьим учеников вам стать, необходимо поработать на каждого мастера и получить одобрение каждого из них. Проще всего пойти к лучнику Бусперу и стать "шкурником" (можно сдирать шкурки с волков, варгов и призрачных рысаков и всучивать их за деньги Бусперу). А затем встает вопрос о выборе "группировки", все три из них мы обсудим подробнее ниже.
Очень достойно в игре сделаны квесты: их очень много (для каждого класса число квестов составляет около 80, но основная часть при игре разными классами совпадает), они интересны и разнообразны, понятны и логичны, причем, не напрягают. От выполнения большей части заданий можно отказаться, если оно не нравится. Бывает, что, выполнив один квест, автоматически проваливаешь другой: к примеру, можно сдать за вознаграждение гильдию воров Андре - главному "милиционеру", а можно и работать на гильдию. На всем протяжении игры персонажу будут встречаться старые знакомые по первой Готике, новичку они с удовольствием расскажут кто они, чем живут, и вспомнят старые добрые времена, когда существовал магический купол, - ностальгия, а приятно. В конце игры можно даже прихватить их собой на остров в Залы Ирдората для решающей битвы.
Пути развития
Как и в первой части, в игре присутствует три "группировки", на этот раз это: маги, паладины и воины. Все стандартно: сильная сторона мага - заклинания, возможность вести бой с дальнего расстояния, выманивая противников по одному, по двое. Соответственно, броня и оружие ближнего боя у мага хуже, чем у других классов. Паладин - это универсал, а охотник на драконов - типичный вояка с самым мощным оружием (как двуручным, так и одноручным) и прилагающейся к комплекту достойной броней.
Благородный паладин Королевские паладины под предводительством лорда Хагена (Hagen) направлены на остров с секретной миссией, а именно - обеспечить королевскую армию магической рудой. На материке идет неравный бой человеческой расы со все наступающими орками, которые уже подошли к столице, а поставки руды после падения магического барьера прекратились, соответственно срочно нужно обеспечить военные потребности королевства в руде для борьбы с богомерзкими тварями. Приплыв на красивом корабле под названием "Эсмеральда" в Коринис экспедиция паладинов взяла власть в городе в свои руки и начала устанавливать свои порядки.
Быть паладином хорошо: все в городе тебе рады, есть свободный доступ в квартал знати (верхний город) и на корабль. Неплохая боевая магия и магия лечения выдается в виде рун, т. е. не надо мучиться с созданием заклятий, да и магия вполне мощная (руна "Сильное лечение" в конце игры будет лечить 400 единиц жизненной энергии, а заклятье "Уничтожить дьяволов" при затрате 30 единиц маны будет смертельным для всех монстров - оно наносит 600 очков повреждения). На первых порах игры Герою, конечно, будут доступны более слабые заклинания.
В конце игры паладину будет доступно "Тяжелое снаряжение паладина": защита от оружия - 100, защита от стрел -100, защита от огня дракона - 50, защита от магии - 50, снаряжение можно найти в катакомбах монастыря с помощью самостоятельно изготовленной руны телепортации перед отправкой на последнюю битву в храм Бериара.
В бою Паладин смотрится очень эффектно: в поблескивающей на солнце тяжелой броне с закрытым забралом, с именем Инноса на устах, кидающийся на группу орков. В руках у покрытого сталью рыцаря - двуручник "Святой Исполнитель". Мощная вещица: требует 50 единиц силы и наносит 100 единиц повреждения. Клинок этот приобрел разрушительную мощь после серии улучшений и усовершенствований в виде поливания его слезами Инноса и молитв в "спец-часовенке" монастыря, а до этого представлял собой всего лишь клинок из магической руды, полученный при предъявлении оной у кузнеца Харада в городе. Паладину доступно чуть больше, чем у других классов, видов лат: два вида брони "милиционера" и два вида доспехов паладина. Чтобы встать на путь верного слуги короля и Инноса, надо стать гражданином города и поступить в милицию.
Мудрый маг Вторая группировка - маги, обитающие в монастыре к северо-востоку от Кориниса. Управляется монастырь как бы коллегиально, то есть советом из Серпентеса (Serpentes) и Ультара (Ultar) под председательством Пиррокара (Pirrokar). Вообще в Готике, магия - дар богов, и послушники монастыря имеют доступ ко всем видам магии, коих немного: магия огня, воды, Инноса (без него в игре никуда) и т. д. (всего шесть кругов магии). Есть еще магия тьмы - бога Берриара, но толком изучать ее может лишь Ксардас якобы для уничтожения зла его же оружием, отчего и имеет большие проблемы с монастырем и паладинами.
Быть магом тоже неплохо, ведь, как-никак, а слуга Инноса имеет высокий социальный статус, доступ в Верхний город и уважение мещан. Для поступления послушником в монастырь нужно держаться подальше от мятежников и ополченцев/милиционеров (выбор делается единожды), а главное - накопить и отдать 1000 золотых монет и овцу на нужды монастыря. Овцу, соответственно, можно заполучить разными способами.
Послушнику - будущему магу выделяется его личная комнатка со всем необходимым, что очень приятно. В комнатке/келье присутствует и сундук, и кровать для отдыха, а главное - стол для занятия алхимией и оборудование для составления рун.
Магия в игре, как уже говорилось выше, довольно примитивна и неэффектна, посему добрую часть игры магу приходится изгонять нечисть, орудуя мечом. Кроме того, мана сама не восстанавливается, прокачивать магию сложно, эликсиры, восстанавливающие количество магической энергии (mana potion'ы различной силы действия) стоят недешево, и пить их неудобно. Руны тоже просто так не даются - их надо либо создавать, либо находить, большую часть игры пользуешься недешевыми свитками, которые при использовании еще и затрачивают драгоценную ману. Количество заклинаний невелико, сделаны они без фантазии и чаще всего представляют собой банальные "фейерверки" разных размеров и цветов. Серьезные заклинания появляются только под конец игры, зато они гораздо сильнее и разнообразнее, чем у паладина.
Экипировка мага несильно отличается от снаряжения паладина или охотника на драконов - тем самым в игре сохраняется баланс. К концу игры маг одет в "Тяжелое снаряжение огненного мага" со следующими характеристиками: защита от оружия - 80, защита от стрел - 80, защита от огня дракона - 40, защита от магии - 40. С холодным оружием все значительно хуже - ковать клинок магу никто не будет, а найти в путешествиях хорошее оружие в игре нельзя - его попросту нет. Лучший боевой трофей под названием "Лезвие дракона" (необходимо силы: 80, повреждение - 80) можно обрести в пещерке у круга друидов (охраняющую сокровище нечисть можно либо уничтожить, что практически невозможно на начальных стадиях игры, либо, быстро забежав, выкрасть меч-кладенец).
Интересный и загадочный персонаж обитает в монастыре - послушник Педро, он двуличен и вездесущ. Все начинается с того, что главному герою (причем, неважно, к какой группировке он примкнул) сообщают о пропаже того самого "глаза Инноса", который был отдан на ответственное хранение в монастырь. Взбешенный герой выбегает из монастыря, чтобы найти на огромных просторах острова предателя и покарать его - и... натыкается на Педро у входа в оный. Педро и оказывается воришкой, ну это ладно - зато никого искать и бегать не пришлось. Но он так и остается стоять у монастыря и рассказывать странникам о жизни в монастыре. Причем, одновременно с этим, он обитает в темнице на острове в Залах Ирдората. В игре подобных ляпов - немало.
Отважный охотник на драконов Третья группировка - это наемники во главе с мятежником Онаром - самым богатым фермером-землевладельцем в регионе. После падения магического купола, окружавшего долину, появилось большое количество безработных уголовников, которым, как ни странно, тоже хочется кушать, а вместе с голодными головорезами появились орки и другая нечисть. Так как войска короля не смогли защитить фермеров, Онар нанял тех самых беглецов из рудниковой долины и навел порядок...
Жадный Онар, оценив ситуацию, воспользовавшись слабостью королевской власти, увеличением поборов с крестьян и своей новоприобретенной армией решает отречься от короля и взять в округе власть в свои руки. Его наемники разбойничают на дорогах, обирают других фермеров и силой заставляют их к себе присоединиться. Онар, ко всему прочему, устраивает продовольственный кризис в городе, отказываясь поставлять продовольствие и запрещая делать это другим фермерам, угрожая жестокой расправой. Соответственно, любовью населения, монастыря, паладинов и горожан наемники не пользуются. А ведь голодные паладины могут и придти...
Результат: остров стоит на грани гражданской войны. В самом же лагере Онара существует раскол между двумя группировками наемников: между знакомым по первой Готике официальным предводителем Ли и импульсивным авантюристом Сильвио.
Карьерный рост героя, выбравшего лагерь фермера, начинается со статуса обычного наемника и кончается статусом охотника на драконов. Лично мне не очень понравился ни сам лагерь - уж больно всё выглядит по-фермерски, не по-геройски, ни внешний облик героя. Наемник одет как чучело, а охотники на драконов до боли напоминают тех же охотников на драконов, но из фильма "Dragon Heart" - фильм неплохой, но видок у типов нелепый.
Охотник на драконов как класс представляет собой типичного воина: сильного и ловкого, с самым мощным оружием ближнего боя и самой мощной броней, а вот с магией дела обстоят значительно хуже. Луком и арбалетом в принципе могут пользоваться и другие классы. К примеру, паладином игру я закончил с арбалетом охотника на драконов (повреждение - 100, необходимо мастерства - 85) и вполне умело им пользовался. Впрочем, лук и арбалет в Готике решающего значения не играют: ими можно убивать лишь гоблинов и подобную мелочь, за которой неохота гоняться, но понятно, что если вам встретится группа тварей посильней или один более достойный монстр - и load обеспечен.
Ролевая система
Как и в первой Готике, здесь нельзя выбирать героя, его класс и внешний вид, навыки и умения в начале игры, они определяются в процессе игры (ваш Герой поначалу нейтрален). Но, к сожалению, ролевая система в игре вообще - очень примитивна. Хотя, по сути, Готика и не претендует на то, чтобы быть ролевой игрой в полном смысле этого слова. Это очень удачное нестандартное смешение RPG, 3D Action и Adventure с потрясающей играбельностью, прекрасной графикой для ролевой игры, интересными и разнообразными квестами и диалогами, и затягивающим фэнтезийным миром. В последнее время можно заметить тенденцию своего рода "дешевой" популяризации жанра RPG, к примеру, даже в стратегиях реального времени стали появляться элементы ролевой игры (Warcraft III и даже, отчасти, Command & Conquer Generals). Возможно, это и к лучшему: в realtime-стратегии стало гораздо интереснее играть, теперь исход кампании зависит не от количества серийно произведенных юнитов, а от с любовью выращенных тобой героев. Соответственно, и графика в играх стала заметно качественнее - компьютеру не надо обрабатывать огромное количество юнитов, и теперь его усилия направлены на другое. Любители ортодоксальных ролевых игр (Baldur's Gate, IceWind Dale, NeverWinter Nights, Vampire Chronicles и пр.) конечно же, негодуя, пропустят Gothic II. А зря - может быть, со временем, при появлении сиквелов, игра сможет достойно конкурировать с относительно новыми, пусть в свое время и необычными, сериями типа Fallout или легендарной Might & Magic.
Основных характеристик у героя всего 4: сила, ловкость, здоровье и мана (количество магической энергии). При получении очередного уровня автоматически увеличивается только количество очков жизненной энергии персонажа, а для того, чтобы распределить очки опыта на силу, ману и ловкость, надо искать учителя. Учителей во второй Готике всего около сорока, большинство из них находится в местах дислокации "группировок", но некоторых можно встретить и в других областях карты. Дневник персонажа подскажет, какой учитель чему обучает и где находится. Учителя присутствуют на каждой карте (на острове в Залах Ирдората - на корабле, а в рудниковой долине - в замке (бывший "старый лагерь")). Обычно они учат бесплатно, но бывает, что попросят выполнить какое-нибудь задание или помочь материально. Также персонажа не будут учить, если он не относится к определенному "лагерю", либо не имеет соответствующего "карьерного" или социального статуса.
Есть еще список умений, из которого исчезла акробатика и появилась возможность создания рун. Среди прочих умений можно перечислить создание оружия (разного - зависит от степени развитости навыка), умение воровать, незаметно красться, взламывать замки, алхимия (тоже разного уровня), различные охотничьи навыки и т.п. За пять очков опыта чему только не научат многочисленные охотники, результат - пополнение кошелька и бездарный расход очков опыта.
В игре есть 4 типа оружия: луки, арбалеты, одноручное и двуручное оружие ближнего боя. Соответственно, очки опыта нужно тратить и на увеличение процента мастерства владения колюще-режущими орудиями. Для повышения мастерства владения оружием герою также потребуются учителя. Впрочем, в верхнем городе продается две книжки для повышения мастерства владения одноручным или двуручным оружием на пять процентов по 5000 золотых каждая. Чем выше процент владения оружием, тем больше очков опыта потребуется для учебы, поэтому книжку лучше прочитать, когда будет 100% мастерства, результат - 105%. Выше 50% процентов владения стрелковым оружием лучше не поднимать - пропадет впустую, так как в конце игры стрелять особенно не придется.
Как видно на скриншоте, в окне характеристик героя присутствует еще и уровень защиты от магии и оружия. А именно: защита от оружия ближнего боя, защита от метательного оружия, защита от огня дракона и защита от магии. Повышаются эти характеристики совершенно банально - при ношении соответствующих волшебных колец, амулетов и брони.
Как таковой "куклы" персонажа, как и в первой Готике, нет. Нацепить на себя можно только броню, оружие ближнего боя, стрелковое оружие, пару колец и амулет. Как я уже писал выше, список оружия невелик: за всю игру я сменил всего-то четыре меча, один топор, три лука да два арбалета, зато дряни для героического суицида - навалом: палки, ножи, дубины, лопаты...
Магические кольца встречаются очень редко (не более двадцати штук, и то - барахло), а амулеты - вообще квестовая редкость.
В Готике необходимым является умение вскрывать замки отмычками. Система взлома сделана довольно интересно: для открытия какого-нибудь сундучка, используя стрелочки вправо-влево надо подобрать комбинацию. В случае же ошибки - отмычка ломается, и процесс начинается заново, причем, сохранять игру именно в процессе взлома нельзя. Традиционно жадных любителей фэнтезийного мира Готики я обрадую: на отмычки можно и не разоряться. Для этого перед взломом можно сохраниться, и подбирать комбинацию постоянно делая "load" - при загрузке комбинация не меняется. Так что дерзайте и счастливых вам минут а-ля SAVE/LOAD (игра долго загружается). Самая сложная комбинация у сундука в гильдии воров (20 действий), но зато, вскрыв сундук, получаешь настоящее сокровище - амулет силы +15, и это в самом начале игры. В ларчике у загадочной пирамиды на карте с городом Коринис можно найти неплохое оружие - необходимо силы: 75, повреждение, наносимое оружием - 75.
Верные дети Инноса могут повышать основные характеристики, молясь у статуй Бога правды и справедливости, но не более раза в день и при подношении не менее ста золотых монет, иначе Иннос просто отблагодарит персонажа и забудет одарить его силой, ловкостью, здоровьем или магической энергией. Прокачивать героя, таким образом, до бесконечности не получится, ибо великий Иннос узреет потерю совести Избранным и впредь будет забывать благосклонно одаривать его божеской благодатью. Статуи Инноса разбросаны в окрестностях города Кориниса, при желании, можно приобрести карту их расположения в портовой лавке, найти в путешествиях, либо, если вы паладин, то получите задание по очищению святой водой оскверненных статуй Инноса (в этом случае карта их местонахождения выдается как реквизит). Из-за огромных размеров карт во второй "Готике", впрочем как и в первой, присутствует система телепортации. Телепортация осуществляется с помощью рун, которые можно найти, либо в редких случаях сделать самому. Визуальный эффект магии перемещения очень плохо сделан:
NPC
NPC достойны отдельного разговора. В игре можно встретить женщин (это новация, в первой "Готике" наложниц/поломоек было всего две - в распоряжении главы "старого" лагеря Гомеса (Gomez)). В борделе можно даже вступить с представительницей "первой древнейшей" в интимную связь и посмотреть интересную, довольно откровенную, видеовставочку (тем более - это часть квеста). С каждым NPC можно поговорить, обычный горожанин с удовольствием вас проконсультирует, расскажет, где что находится и поделится сплетней. Ночью люди не стоят тупо в лесу или в поле, за прилавком или в центре города, а спят.
Вечера же проводят в пивной, курят кальян, общаются друг с другом (реально обмениваясь информацией). При вторжении в их жилище, с целью поживиться чем-нибудь, очень нервно на это реагируют - вплоть до поножовщины, причем случившегося не забывают. Хорошо, что есть заклинание "забыть". В результате его применения, твой недоброжелатель становится нейтральным (так, к примеру, можно ограбить ростовщика в городе и прихватить у него книгу должников, за которую многие горожане/должники раскошелятся). Вообще, добропорядочные и не очень граждане очень нервно реагируют на оружие в руках, прилюдные убийства, на ночные визиты с попытками вскрыть сундучок и т.п. За прегрешения приходится платить штраф: в городе мзду принимает Андре, а в монастыре - Пиррокар. Во второй "Готике" NPC живут своей собственной жизнью, она просто кипит вокруг тебя, игрок себя поначалу чувствует гостем, особенно это заметно в самом начале, когда все на тебя плюют и вытирают ноги, зато потом ты понимаешь - ты здесь не гость, а свой, и надолго. Всего "мудрых" NPC в игре более сотни, с остальными же говорить особенно не о чем.
В случае неудачного выхода в поисках сокровищ во враждебную окружающую среду NPC с удовольствием помогут вам выжить, если будете гибнуть на их глазах, с некоторыми можно и поохотиться на пару, а кто-то - и проводит куда надо. Наглые NPC в игре до того хороши, что успевают обирать трупы убитых врагов быстрее вашего персонажа. Каково же было мое удивление, когда я увидел, что спасенный мной от толпы грязных разъяренных орков мещанин с криками "Золото, золото" подбегает к трупам и быстро их обирает, пока я приканчиваю последнего орка. Еще меня очень позабавила библейская сцена братоубийства полевых рабочих фермы (та, что по дороге из города в монастырь). Пришлось, конечно, побегать между братьями, подстрекая их на драку, результат: немного опыта, мертвый "Авель", и почему-то злющий на меня "Каин".
Над монстрами разработчики тоже неплохо поработали - они стали менее тупоголовы, чем в первой "Готике", теперь всякая живность может и между собой драться (орки за милую душу убивают призрачных рысаков). AI был серьезно улучшен: волки, к примеру, теперь будут охотиться на овец - овцы в свою очередь будут убегать от них, ну а волки, оценив ситуацию, если вы сильнее будут драпать от вас, жалобно скуля и поджав хвост.
Поражает обилие всякой разнообразной живности: начиная с клопов/жучков, рептилий да всякого зверья, кончая разнообразной нежитью, демонами, орками и, конечно же, драконами. "Готика" - это не Diablo, в котором в зависимости от стадии прохождения игры монстры различались лишь цветом кожи да характеристиками. В "Готике" монстры тщательно прорисованы и обильно присутствуют на всех стадиях прохождения игры, после зачистки территории армии тьмы не возрождаются (разве что орки, осаждающие замок в рудниковой долине), а на их месте со временем могут появиться более мощные монстры, правда, не везде.
С некоторыми негодяями и монстрами тоже можно пообщаться - в вашем распоряжении не только бандиты и разбойники, но и старейший шаман орков Ур-Шак и все шесть драконов.
Очаровашка? - Вряд ли, пожалуй, самый некрасивый из драконов, да еще и называется по-глупому - "Неживой дракон" (Undead Dragon). Господа, перед вами - исчадие ада, верный соратник Берриара, это "безобидное" существо и надо уничтожить во славу Инноса для воцарения добра и справедливости в фентезийном мире второй Готики. Безобидное существо - потому, что, пройдя игру два раза, один раз я отделался парой царапин, полученных от дракоши, ну а во второй раз он не отнял у меня ни одной единицы жизненной энергии. Всего драконов в игре шесть: четыре стихийных обитают в рудниковой долине (найти их просто, ну а если возникнут трудности - NPC подскажут, где их встретить), главный же вожак драконов в компании еще с одним - находится в Залах Ирдората. По идее, драконы в игре должны быть мудрыми, сильными и великими - на деле же фантазия разработчиков на них иссякла. Рядом с каждым драконом находится своего рода сокровищница, в которой ничего толкового не найдешь, а недолгие возможности поговорить с ними (благодаря глазу Инноса) скучны и безынтересны.
Интерфейс
Управление в игре со времен первой "Готики" существенно не изменилось, мышка все так же скромно подключена к интерфейсу, результат - чувство "де жа вю" по клавиатурным комбинациям времен Mortal Combat. Во второй "Готике" можно бегать с видом от первого лица, есть довольно мощный zoom, камерой можно вертеть в разные стороны. За клавишами "1..9" можно, выделив в инвентаре, закрепить оружие, лук или арбалет, разные заклинания и руны телепортации, что очень удобно, а главное - быстро. Это позволяет менять оружие в разгар сражения, когда каждая секунда на счету.
Инвентарь стал значительно удобнее в использовании по сравнению с первой "Готикой" - он стал существенно больше в размерах на экране (помните жутко неудобную, узкую полоску инвентаря в правой части экрана первой части?). Процесс приобретения у продавца тоже стал удобнее: теперь, при покупке товаров у торговца экран "делится" вертикально на две части: в одной - ассортимент товаров магазина, в другой - инвентарь Героя. Клавиши действия стандартные, как и во всех 3D экшенах - "WSAD", с помощью пробела можно не только прыгать, но и быстро опустошать еще теплые трупы монстров (некоторые игроки до сих пор, зажимая правую кнопку мыши, наблюдают за вялым перемещением золота в инвентарь Героя). К сожалению, весь энтузиазм художников и дизайнеров ушел на ландшафты и NPC - до инвентаря, предметов в нем, окошек с характеристиками и квестами они не добрались (вспоминается первая "Готика").
Предметы, как я уже писал выше, не разнообразны и плохо прорисованы, инвентарь всеобъемлющ и безразмерен с внутренним делением на отсеки по видам барахла (иначе - хаос). Очень большой недостаток - невозможность употребления различных напитков, восстанавливающих жизненную или магическую энергию, во время боя или на бегу, удирая и обещая вернуться (бывали и фатальные последствия). Особенно тяжело в этом смысле приходится магу: жизненной энергии мало, маны мало (она еще и расходуется быстро), да и лечащими заклинаниями особо не попользуешься - убивать монстров боевой магией же как-то надо.
Сражения
...Интересные, сложные и захватывающие. Опытный игрок, после прохождения первой Gothic, влегкую проскочит первый этап игры, а вот новичок, впервые открывший для себя этот очаровательный фэнтезийный мир, первые серьезные проблемы встретит в самом начале игры - у башни Ксардаса.
Некие бандиты, обладающие своего рода "портретом" главного героя из серии "Их разыскивает милиция", у новичка вызовут трудности, а заодно и пару долгих комбинаций SAVE/LOAD. А все - из-за довольно специфичного управления, которое у большинства любителей ролевых игр вызовет недоумение. Значит, придется привыкать, но поверьте - это стоит того. Ветеранам же, прошедшим огонь и воду, черного тролля и храм Спящего с неостывшей кровью на клинке, сама игра может показаться довольно простенькой. Главный плюс поединков в том, что они именно поединки, а не пропорции соотношения умений, навыков и характеристик героя, которые заранее решают исход любого сражения. Очень многое зависит от игрока, а не от степени накачанности его героя, поверьте - скучать вам с монстрами не придется. Еще на первой карте, средненький герой, при правильном управлении, вполне сможет убить элитного орка или тролля. Повышая процент мастерства владения оружием, следует прислушиваться к советам учителя - для новичка они незаменимы. Не забывайте, также, что отсутствие щита в "Готике" компенсируется возможностью поставить блок.
Урон, наносимый противнику в схватке, зависит не только от характеристик оружия и мастерства владения им, но и от силы и ловкости. Начинающий игрок должен определиться, с каким видом оружия ближнего боя он будет играть: с двуручным или одноручным - у каждого свои плюсы и минусы. С практической точки зрения, на мой взгляд, удобнее проходить игру с двуручным оружием - хоть оно и более медленное, но наносит гораздо большие повреждения. Драться в игре придется по большей части с группами монстров - там не будет возможности долго заниматься одним врагом, главное - быстрее убить всех, нанеся как можно меньше ударов, ведь счет идет на доли секунды. Хотя - кому что нравится, у одноручного оружия тоже немало преимуществ. С луком и арбалетом все гораздо проще: для использования лука ловкости почти не надо, соответственно, и урон маленький, посему не советую поднимать процент мастерства владения луком выше 25%. Арбалет же требует больше ловкости, соответственно, и урон больше. Стрелы для лука и арбалетные болты в обилии можно найти в пещерах, сундуках и в поверженных трупах монстров, но лучше, на всякий случай, запасаться еще и в магазинах.
Во второй "Готике", как и в первой, присутствует черный тролль (на севере от Кориниса - местонахождение отмечено на карте), одолеть его вполне можно и не сильным героем. Для его устранения потребуется немного виртуозного владения мечом - тролль очень медлителен и неповоротлив. Никакого свитка с заклинанием, уменьшающим его до размеров гоблина (как в первой Готике) искать не надо (его и нет). А вот "магического голема" (в районе пирамиды) можно убить только святым молотом (квестовое задание мага), который находится в подвале монастыря и охраняется Гарвигом. Бедолагу Гарвига нужно всего лишь усыпить заклятьем "сна", и молот - ваш.
Отдельного разговора заслуживает развитая система пополнения жизненной и магической энергии: кроме всяких бутылок и склянок разной силы действия можно питаться хлебом, колбасой, сыром, пивом, молоком, можжевеловой водкой, а также мясом убитых Героем животных. Помнится, в тяжкий период безденежья в игре, приходилось питаться сырым мясом всяких крыс и рептилий, не брезговал даже клопами. Сырое мясо животных, при возможности, можно и пожарить, а из рыбы сердобольная жительница порта сварит вам, причем абсолютно бесплатно, уху (все эти действия увеличивают полезный эффект от употребления еды). Блуждая по бескрайним просторам Готики, постоянно под ноги попадаются в огромном количестве разные растения и корешки. Растительность можно, конечно, и так кушать (описание полезного эффекта есть), но лучше, если вы алхимик, самому готовить эликсиры - это гораздо выгоднее, правда, самые сильные снадобья приготовить все равно не получится...
Ностальгия
Ну и как вы думаете что это? По сценарию, на месте "лагеря болотников" (из первой "Готики"), появляется своего рода плацдарм для высадки орков. Якобы за этим забором есть небольшой порт, в который с континента приплывают заполненные орками корабли и высаживают свой десант. На деле же, попасть за забор не получится, впрочем, как и увидеть за забором корабли орков. Рудниковая долина вообще претерпела большое количество изменений после разрушения волшебного купола: на месте "нового лагеря" теперь обитает самый сложный из стихийных драконов - ледяной, вместе со своими прислужниками - змеелюдьми. "Старый лагерь" (замок) теперь оккупировали паладины, направленные в качестве экспедиционного корпуса в долину, с целью наладить добычу магической руды для нужд королевской армии. Паладинов же в свою очередь осаждают орды орков. Храм спящего, скорее всего, разнесло взрывом магической энергии, в любом случае, попасть в него не получится. На всем протяжении игры вам будут встречаться старые добрые знакомые по первой "Готике" - Диего, Лестер, Ли, Мильтон, Горн и, конечно же, Ксардас. Помощи от них никакой, зато можно поболтать, вспомнить былые времена, битвы и приключения.
Это и есть тот самый корабль "Эсмеральда", на котором и приплыли паладины. Перед отправкой в Залы Ирдората, для решающего искоренения зла, вам нужно будет набрать команду (всего пять человек) и найти капитана, что делается очень просто, потому что желающих очень много - ваше дело только выбирать. Как видно на картинке - перед кораблем стоят: Ларес, Бенет, Диего, Горн, Мильтон, Лестер, Ли и Марио. С собой на остров я взял соратников по первой Готике и навязавшегося алкоголика Марио. Марио очень загадочный персонаж - найти его можно в пивной, находящейся в порту. В прошлом, он якобы был канониром на королевском флоте, это меня и подкупило, я ожидал увидеть морской бой в лучших традициях эпохи пиратов Карибского моря (на корабле присутствует большое количество пушечных орудий) на подходах к затерянному острову - из этого, к сожалению, ничего не вышло ("такой большой, а в сказки верит").
Мало того, Марио оказывается еще и предателем, которого вскоре придется убить. Остальные же члены команды корабля - очень помогут вам в Залах Ирдората - они будут выполнять функции торговцев, кузнецов, учителей и консультантов, если у вас возникнут проблемы с прохождением.
В форумах частенько обсуждается тема моря - якобы, заплыв слишком далеко от берега, у вас на экране появится зловещее предупреждение: "Пираньи за вами следят" (Привет от "Piranha Bytes"). Дальше, по словам любителей интернета, вас с аппетитом скушает какой-то непонятный морской змей. Лично я никакого морского чудища не встретил - отчаянный пловец в полном боевом обмундировании всего-навсего упирается в невидимую стену, либо в некоторых случаях игра вылетает в главное меню (а вот надписи про голодных пираний действительно появляются). Любители же поплавать могут с удовольствием отдаться этому занятию - к северу от порта есть два участка берега, на которые попасть можно только с моря. Потратив несколько минут на заплыв (ну почему тяжеловооруженные паладины с полной амуницией не идут ко дну в лучших традициях ливонских рыцарей времен ледового побоища?) начинающий герой обнаружит пару-тройку варанов, несколько сундуков, да немного вещей на песке - по видимому, результатов кораблекрушения. Кстати, в гильдию воров можно попасть только по воде, немного искупавшись в порту, и не забудьте про специальный ключ, открывающий вход в гильдию воров.
Графика
Работа художников и дизайнеров просто восхищает. В игре здания, помещения, пещеры и ландшафты, монстры и люди не похожи друг на друга, все сделано очень качественно и красиво, похоже немцы не знают значения слова "однообразие". Каждая карта имеет свою "атмосферу". Если Коринис - это процветающий край с цветущей зеленью, неповторимыми друидовскими ландшафтами и лесными пейзажами, с нетронутыми войной фермами, большим красивым мещанским городом и не менее красивой цитаделью магов, то от рудниковой долины просто пахнет катаклизмом, демонами и драконами - везде следы разрушений, битв и выжженная войной с орками земля (чего только стоит полуразрушенный "старый лагерь"). От темного острова "Залы Ирдората" веет смертью, живые создания чувствуют себя там крайне неуютно, даже орки и те там какие-то не такие, как будто чужие на этом празднике жизни, то есть прошу прощения - смерти.
Некоторые локации - просто шедевры, к примеру, магический лес с кругом друидов или великолепное озеро, по дороге к Черному троллю. Разработчикам очень хорошо удалось сделать реалистичную смену времени суток и погодные явления - бежишь по лесу, светит солнышко, шелестит листва, все это неожиданно сменяется ливнем; а вот уже и оранжево-багровый закат, надвигаются сумерки, на небе появляются первые звезды - надо поспешить к месту ночлега, потому что ночь в Готике - это именно темная ночь, в которой ничего не видно и невозможно продолжать геройствовать. Можно конечно, бросить заклятье света, но оно малоэффективно, скорее, предназначено для пещер и подземелий, а возвращаться практически на ощупь, то и дело сверяясь с картой, когда рискуешь нарваться на продвинутых скелетов с громадными двурушниками - удовольствие не из приятных. Текстуры стали более детализованными, и это притом, что движок игры практически не изменился. Анимации персонажей тоже уделено немалое внимание.
Локации подгружаются только при переходе с одной карты на другую, а внутри "региона" хоть убегайся - надписи loading между локациями появляться не будет. В итоге графика второй "Готики" с уверенностью посоперничает с тем же "Enclave", а просторы-то в Готике - ого-го. В результате, Gothic II на данный момент является, пожалуй, одной из самых лучших, с точки зрения графики, ролевых игр, уступая по этому показателю разве что "Morrowind".
Теперь о грустном: мало внимания, как я уже писал в начале статьи, уделено растительности и воде, а могли бы и постараться - в том же "Morrowind" водичка - просто загляденье (спасибо пиксельным шейдерам). Магические эффекты просто смешны:
Чаще всего магия представляет собой банальные "сгустки энергии" разной величины, цветов и характеристик воздействия.
Последняя карта - Залы Ирдората видно вообще была сделана в спешке:
А главное, за красоту надо платить, причем ничем иным, как конфигурацией компьютера. Для нормальной игры со средними установками понадобится Pentium-III 1,2GHz, 512 MB RAM и GeForce4 MX440 - основная нагрузка ложится на видео карту. Ниже приводится черный список видеокарт, которые не поддерживаются Gothic II (либо изображения вообще не будет, либо будет - но корявое и с "глюками"):
Все видео карты с видео памятью 16 MB или меньше
Большинство старых интегрированных в материнскую плату видеокарт
NVIDIA: TNT2/M64, TNT2, TNT2 Ultra, TNT2 Pro, RivaTNT и более старые модели
ATI: Rage 128, Rage 128 Pro, Pro GL и более старые модели
Maxtrox: G450, G400 и более старые модели
3DFX: все видео карты
VIDEOLOGIC: Power VR.
Жестоко, не правда ли? Хотя, ради Готики можно задуматься и об улучшении своего компьютера, тем более, что скоро выходит Deus Ex II, да и Doom III - не за горами, помнится альфа версия Doom III очень меня в этом плане расстроила, а на горизонте уже маячит долгожданный Half-Life 2, обещающий сделать революцию.
Резюме
Готика так и осталась оригинальной, жутко играбельной и ни на что не похожей игрой. Она потрясает, она не просто затягивает, а цепляет и засасывает, заставляя поверить в этот обаятельный и красивый мир. Gothic II явилась достойным продолжением первой части игры и имеет все шансы стать лучшей RPG игрой 2003 года (к примеру, сетевой ресурс RPGDOT.COM считает Gothic II лучшей Fantasy RPG игрой года), тем более что ожидать особенно и нечего. Многие скажут, что вторая "Готика" вовсе и не RPG игра, а смесь Fantasy 3D Action и Adventure с большим количеством диалогов и квестов и примитивной ролевой системой - возможно. Но главное: геймера ждет десятки часов игры, а точнее жизни, и именно жизни, игра заставляет в себя поверить, жить ею, тем более что скучать не придется. А не это ли, господа, мы и ждем от RPG - мира, в который можно поверить, которым можно жить?
И все это - благодаря потрясающей графике в сочетании с неплохой музыкой и звуками, наличии умных и полноценных NPC, живущих своей жизнью, хорошо продуманной сюжетной линии, собственному миру, удачно сделанному балансу развития. Есть, конечно же, и минусы, среди которых - примитивный интерфейс, недалекая ролевая система, небольшие недочеты в графике (которые можно и не заметить), корявое управление, плохо продуманная система магии и заклинаний. Но в любом случае, после прохождения игры почему-то не покидает чувство чудовищной опустошенности, как будто лишился чего-то очень важного и необходимого...
Остается только с нетерпением ждать дополнения и третьей части. И надеяться, что разработчики, все же, доработают fantasy-мир игры и создадут, возможно, даже заново, понятную, внятную и логичную ролевую систему, чтобы Gothic III можно было назвать полноценной RPG.
Итак, субъективные оценки:
Сложность: низкая
Геймплей: 9.7
Графика: 9.4
Музыка: 9.1
Звук: 9.3
Сюжет: 9.0
Управление: 8.0
Общая оценка: 9.5
Коды
Игроки, у которых возникнут проблемы с прохождением Gothic II - могут использовать коды приведенные ниже. Большинству же "нормальных" игроков я не советую пользоваться кодами - потеряете все удовольствие от игры, тем более, что игра - простая, логических загадок мало и они элементарны, особо "крутых" вещичек и предметов в игре нет, квесты понятны и логичны, да и проблем с развитием персонажа у вас не будет.
С помощью английской буквы "B" открываем окно характеристик и умений героя, там набираем "MARVIN" (без кавычек) и закрываем окно клавишей "B". Тем самым активируется консоль, которая открывается с помощью F2. Далее в консоли вводим "insert ch" - перед вами появится ваш клон, у которого можно обучиться любым навыкам и умениям, а также сменить скин своего персонажа. Команда "insert sh" активирует еще одного клона, через которого можно попасть в любую из шести глав.
На картинке видны как раз оба клона (первый - прямо перед магом и второй - чуть левее), называются они не иначе как "помощь игроку" - очень полезные типы. (В кадр случайно попали две агрессивные представительницы женского пола (да, домохозяйки нынче такие, что в случае чего могут и убить своими совсем не детскими кинжалами), а все из-за оголенного на рыночной площади оружия. Что самое интересное - этих "амазонок" мне помогла убить городская стража (как всегда, успев быстрее меня обчистить еще теплые женские тела). Уровень лояльности к вам милиции, паладинов, горожан и магов зависит от вашего социального статуса - поэтому не пытайтесь в самом начале игры активно вырезать мирное население острова - чревато последствиями).
Также, в консоли вы можете вводить и другие команды:
F2 - консоль
F8 - полет
K - пройти сквозь стену
O - с помощью этой команды можно переселиться в любого персонажа, выделив его, а затем снять с него броню и возвратившись обратно "в себя", надеть броню на своего персонажа.
Команды:
CHEAT GOD - режим бога
CHEAT FULL - восстановление жизни и маны
KILL - убить видимого противника
GOTO POS - телепортация на указанную позицию
INSERT X - создать предмет, где “X” это наименование предмета, в соответствии с принятыми в "Готике" названиями (например, "Insert gold" - появляются деньги).
Самое же полезное - это редактор, в котором можно поменять характеристики героя:
Например: 1=1000 получаем 1000 здоровья
MP - Очки опыта
Attribute (Атрибуты)
1-жизни
2,3-маны
4-сила
5-ловкость
Hitchance (Защита)
1-от оружия
2-от стрел
3-защита от огня
4-от магии
Hithange (талант)
1-одноручное оружие
2-двуручное оружие
3-лук
4-арбалет
Level - уровень