Lionheart: Legacy of the Crusader. Беглый осмотр "пациента"

Автор: Shao
Дата: 24.09.2003
Все фото статьи

Введение


Выход Lionheart: Legacy of the Crusader ожидался с нетерпением многими любителями КРПГ. Еще бы - очередная игра от Black Isle, создателей культовых серий Fallout и Baldur’s Gate, а также великолепной Planescape: Torment! Интереснейшая идея альтернативной истории Земли! Ролевая система S.P.E.C.I.A.L., адаптированная под средневековый мир! С такой основой "Львиное Сердце" могло претендовать на титул ролевой игры года, а то и на абсолютное первенство во всех категориях. Но, боюсь, награды ждут других героев. Нельзя сказать, что игра совсем обманула ожидания, но... Впрочем, обо всем по порядку.

Описание


Все хиты Black Isle создавались либо в этом подразделении Interplay, либо дружественной (в то время) канадской компанией Bioware. Разработку же Lionheart доверили команде Reflexive Entertainment, ранее выпустившей The Alien Hunter, Star Trek Away Team, а также shareware-продукты Ricochet (очень неплохой arcanoid-клон, демо-версия которого поставляется вместе с LH) и Crimsonland. Т.е., специализация Reflexive - относительно простые action-игры, в области же РПГ опыта у команды не было никакого, что к сожалению, сказалось на результате. На форумах сотрудники Black Isle неоднократно заявляли об "идейном руководстве", но, видимо, в какой-то момент дело было пущено на самотек. Начало игры просто великолепно - сложная система создания персонажа, интригующее начало сюжета, побочные квесты, приятные мелочи типа возможности взять в команду дона Мигеля Сервантеса:


Но постепенно все сводится к бесконечным битвам с однообразными врагами в стиле Dungeon Siege, но в гораздо более скромном графическом исполнении.

Действие игры происходит в 16 веке нашей эры на Земле, подвергшейся страшной катастрофе за 400 лет до этого во время сражения крестоносцев под предводительством Ричарда Львиное Сердце с воинами благородного Саладина при Аккре (1192 год).


Напряжение битвы и последующая казнь пленных приводит к соприкосновению нашего мира с другим - миром духов и драконов, которые и проникают на землю вместе с сонмом других существ, приятных и не очень. Объединившись, Ричард и Саладин рассеивают нового врага и разрывают связь с помощью магических реликвий.


Для недопущения новой катастрофы их (реликвии) необходимо спрятать от потусторонних сил. Предводители заключают договор и основывают два ордена для защиты святынь. Вместе с пришельцами на Земле появилась магия, с которой борется печально известная Инквизиция, возглавляемая самим Торквемадой. Некоторые духи вступили в контакт с людьми, навсегда изменив их тела и души. Даже сам Ричард Львиное Сердце не избежал такой участи. Вы - один из его отдаленных потомков, обреченный развеять сгустившиеся над миром тучи - или погибнуть. В общем, знакомый мотив в относительно новой аранжировке. :) Итак, начинаем игру.


При генерации героя применяется S.P.E.C.I.A.L. (аббревиатура английских слов, обозначающих основные параметры протагониста: Strength/Сила - Perception/Восприятие - Endurance/Выносливость - Charisma/Обаяние - Intelligence/Интеллект - Agility/Ловкость - Luck/Удача). Эта система впервые была опробована в Fallout (1997 год). Основное ее достоинство - возможность "тонкой настройки". Вначале вы лишь определяете перечисленные выше базовые характеристики (attributes) и, если хотите, выбираете несколько характерных черт персонажа (traits). Поcледние несут в себе как положительные, так и отрицательные стороны - например, получив классическое образование, вы разовьете интеллект, но не обучитесь как следует владеть оружием. Некоторые свойства доступны только представителям определенных рас.


Важным моментом является выбор связанного с протагонистом духа:


В процессе игры вы улучшаете различные навыки (skills):


Как можно видеть, рост магического навыка ведет к появлению новых заклинаний и усилению действия старых. При этом некоторые навыки можно сделать профилирующими, что значительно ускоряет их развитие. Также есть возможность приобретения дополнительных особенностей (perks):


Таким образом, у вас каждый раз получается уникальный герой. Свойственной, например, системе (A)DnD привязки к классам - нет, вы лепите свою Галатею (или Голема :)) как душе угодно. Конечно, неизбежны ошибки, иногда "неправильное" развитие персонажа может привести к большим проблемам в борьбе с особо сильными противниками. Советую почитать форумы и FAQ’и, прежде чем вы возьметесь за игру всерьез:

Раздел FAQ для ролевых игр на GameFAQ

Форумы Interplay

Конечно, есть готовые персонажи, неплохо, на мой взгляд, сбалансированные.

Сюжет игры можно разделить на две части, действие которых происходит внутри стен Барселоны и вне этого замечательного города. Первый этап достаточно гармоничен и интересен как любителям сражений, так и поклонникам разговоров и побочных квестов. Впрочем, задания часто весьма схематичны - "сбегай и принеси", "убей всех" и т.п. С другой стороны, нередко встречается возможность выбора пути решения той или иной проблемы, и это далеко не всегда очевидная дилемма "добро или зло". Безусловно, люди, писавшие историю, не были обделены чувством юмора - гоблина, объевшегося мозгами знаменитого поэта, и оттого использующего в речи высокий стиль, я расспрашивал минут пять, пытаясь перебрать все ветки очень забавного диалога.


Интересное решение предложено любителям незаметно прокрадываться в логово врага - если удалось незаметно прошмыгнуть за спиной какого-то стража, вам начисляется часть очков опыта, полагающихся за его убийство. Если вы потом все же решите уничтожить незадачливого наблюдателя, получите оставшуюся "экспу". К сожалению, начиная с некоторого момента, сюжет выводит вас за городские пределы - и вот здесь недостаточно сладкого голоса и ловких рук - надо уметь давать сдачи.

В целом, сражения составляют значительную часть игры.


После схватки вы подбираете валяющиеся в луже крови пожитки и поглощаете покинувших трупы духов, восстанавливая таким образом здоровье и красоту... пардон, ману. :)


К сожалению, боевая система не очень удобна. Во-первых, враги обычно передвигаются очень быстро, по ним трудно попасть и почти невозможно убежать, особенно с низким значением параметра Agility. Общая скорость игры не может быть изменена (в оригинальной версии, патч исправляет ситуацию - см. ниже). Пауза предусмотрена (традиционный пробел :)), но отдавать приказы во время остановки времени нельзя (правда, можно вдоволь напиться целебным зельем). Интересно, почему разработчики не реализовали эту, ставшую уже де-факто стандартом, возможность?! В сражении с несколькими противниками приходится особенно тяжело - переключаться с павшего врага на следующего оппонента надо вручную, успеваешь далеко не всегда. Что ж, по крайней мере, загрузка сохраненной игры обычно идет быстро. Да здравствует save/load - боевая машина времени! :)

Интерфейс весьма неплохо продуман (клавиша F1 вызовет окно помощи, советую первым делом ознакомиться), есть много полезных возможностей - изменение соотношения скорость атаки/точность попадания в ту или иную сторону в сочетании с выбором точки нанесения удара позволяет менять тактику ведения боя в зависимости от особенностей развития протагониста. Можно сделать ставку на редкие, но точные удары, а можно принести меткость в жертву скорости и силе. Привычной куклы персонажа нет, одевание/раздевание происходит в окне инвентаря (вызывается нажатием соответствующей кнопки в нижней части экрана или клавиши I):


Обратите внимание на человека в длинной робе - это хитроумный Макиавелли, итальянский националист, лелеющий сепаратистские планы (да, и в этом варианте истории Земли часть Апеннинского полуострова в 16 веке также находится под властью Испании). Очень удобно сделан журнал (кнопка интерфейса или клавиша J позволит его просмотреть), содержащий подробную информацию о текущих, выполненных и проваленных заданиях:


Мелкие, но портящие удовольствие недостатки: нельзя ставить отметки на карте,


нет средств быстрого перемещения между отдаленными точками - т.е., для того, чтобы вернуться в город и сдать награбленное, приходится долго топать до нужного купца натруженными ножками.

Для помощи в бою можно брать спутников. Вариантов немало - это и упоминавшийся Сервантес, и Кортес, и многие другие знаменитые и малоизвестные личности. Некоторые покинут вас после выполнения (или невыполнения) определенных действий, другие останутся до конца игры. К сожалению, AI, как всегда, ведет себя странно - иногда соратники грамотно прикрывали моего мага, но чаще топтались за моей спиной, не торопясь атаковать даже находящихся вблизи врагов.

Игра идет в изометрической проекции, единственное разрешение - 800х600, что создает дополнительные проблемы - нередко просто не видно, кто в тебя стреляет из-за края экрана, треть которого занимает панель интерфейса. Впрочем, ее можно минимизировать (нажатием клавиши F2), но скроллить все равно придется много. В целом, графика, имхо, достаточно стильна, но смотрится несколько архаично. Задний план статичен, анимация персонажей не выглядит естественной. Старый добрый Infinity Engine - не хуже будет. :)

Голоса важных персонажей - хороши, а вот прочих звуков мало, и качество их оставляет желать лучшего. Крики противников однообразны, шум сражения невыразителен. Есть несколько очень достойных музыкальных композиций, но нередко музыка отсутствует вообще, как и звуковой фон окружающей среды.

Поддерживается возможность совместной игры до четырех человек по локальной сети или с помощью GameSpy Arcade. Лично не играл, но читал жалобы на проблемы с лагом...

Резюме


Огромный потенциал не реализован и наполовину. Lionheart не стал новым Baldur's Gate (Fallout, Planescape: Torment), не ждите от него волшебных сюжетных откровений. Нет там и красивых визуальных эффектов а-ля NWN или сетевой аддиктивности Diablo. Но любопытный псевдоисторический мир, населенный неплохо проработанными NPC, заслуживает, по крайней мере, знакомства. И, возможно, вам захочется скоротать вместе этой игрой дни, оставшиеся до того момента, как вам в руки попадёт Greyhawk: Temple Of the Elemental Evil. Впрочем, то же самое можно сделать за добротным модулем к NWN...

PS: советую скачать патч 1.1, он устраняет несколько неприятных багов: http://lionheart.blackisle.com/patch1-1.html. В игровом меню, вызываемом нажатием Esc, появилась долгожданная возможность уменьшения скорости игры! Теперь во время сражений можно дышать спокойнее...